Что такое симфоджаз в музыке
Симфо-джаз: от истоков до современного звучания
Слияние элементов классической музыки и джаза вновь вернулось в ряды популярных джазовых направлений современности. Начав свой путь от произведений Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона, сегодня симфо-джаз находит продолжение в творчестве таких музыкантов, как Камаси Вашингтон, Томми Смит, Пэт Мэтини и других исполнителей, сочетающих академическое звучание с импровизационным.
Пришедший из Чехии
В 1892 году чешский композитор-романист Антонин Дворжак прибыл в Нью-Йорк, чтобы занять должность директора в новой Национальной консерватории.
Его целью, в первую очередь, было заинтересовать и пробудить желание молодых композиторов применять мелодии американских индейцев и афро-американских общин в оркестровой музыке. Словно видя правильное направление развития, Дворжак так пояснял свои устремления:
Будущая музыка этой страны должна быть основана на так называемых, негритянских мелодиях. Они могут стать основой новой серьезной и оригинальной школы композиции, которая будет разработана в Соединенных Штатах Америки.
В декабре 1893 года в «Карнеги-холле» состоялась премьера его «Симфонии № 9 в ми-миноре», которая отражала идеи автора и положила начало стилю симфо-джаз.
Всего за 30 лет музыкальный ландшафт изменился до неузнаваемости, однако, для классической музыки это время было не самым ярким. Активно формировались новые музыкальные формы –джаз и регтайм.
Особенно эти тенденции были подчеркнуты в концерте Оркестра под руководством Пола Уайтмана 12 февраля 1924 года. К завершению этого значимого выступления известный композитор и музыковед Говард Гудолл отметил:
Сегодня мир музыки был изменен навсегда.
Легендарным концерт стал благодаря премьере композиции Джорджа Гершвина Rhapsody in Blue. До сих пор она рассматривается в качестве одного из определяющих произведений в истории «золотого века джаза».
Идея объединения симфонической и джазовой музыки быстро распространялась среди других известных музыкантов, среди которых Флетчер Хендерсон и Дюк Эллингтон. В числе популярных в то время мелодий можно выделить Yamekraw A Negro Rhapsody Джеймса Джонсона, написанную в 1927 году и Jazzamine Concerto 1934 года.
Значительный вклад в развитие нового направления внес композитор Уильям Грант со своими композициями Afro American Symphony и The Lennox Avenue Suitе, в которых подчеркнуто архаическое значение джаза. Сочиненный в 1932 году Jazz Nocturne Даны Саесс и в 1950-е годы проломал носить звание яркого примера симфо-джаза.
Симфо-джаз XXI века
Лучшие современные симфо-джаз записи:
Еще одна пластинка совершила очередной прорыв в последних симфо-джазовых тенденциях в 2015 году. Совместная запись популярной джазовой группы Snarky Puppy и джаз-поп оркестра Metropole Orkest – Sylva получила премию «Грэмми» за лучший инструментальный альбом.
Симфонический джаз-оркестр США выпустил пластинку Looking Forward, Looking Back, записанную на их басовом концерте Dark Wood: Bass Concerto for Mcbride.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что несмотря на непростой путь развития и становления, симфо-джаз занял достойное место в музыкальном мире. В самом начале своего зарождения, в 1923-1924 годах, с подачи Джорджа Гершвина эта музыка и теперь остается актуальной.
Не все эксперименты с симфонической и джазовой музыкой были успешными, но этот стиль сумел раскрыл свой потенциал, что заметно во многих композициях XXI века.
Презентация к уроку музыки «Симфоджаз»
Описание разработки
«Рапсодия в стиле блюз» имела, по словам современников «нокаутирующий» успех. Оно же положило начало новому направлению – симфоджазу — сплаву симфонической музыки и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов.
Гершвина сравнивали с принцем, который «Взял Золушку (джаз) за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство завистливых сестер».
Гершвина еще долго подвергали нападкам критиков за то, что он, автор «легкой» музыки, взялся за сочинение «серьезной»
СИМФОДЖАЗ (англ. simphojazz),стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.
Содержимое разработки
Джордж Гершвин (1898-1937г.г.)– американский композитор, использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора
СИМФОДЖАЗ ( англ. simphojazz),стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.
Банджо – струнный щипковый музыкальный инструмент, в 17 в. вывезен из зап. Африки в южные штаты США. В 1830-х г. приобрел современную форму
Дэниел Луи Армстронг джазовый музыкант: труба, корнет, вокал
Молодой, талантливый, красивый Луи Армстронг
Гленн Миллер с неразлучным тромбоном
Оскар Питерсон во время выступления
Рей Чарльз: человек, изменивший ритм-н-блюз
Легенда джаза – Чарли Мингус
Американская джазовая певица – Билли Холидей
Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 г. в Ньюпорте-Ньюс (штат Вирджиния).
Д. Гершвин пишет портрет друга Арнольда Шенберга. Свой портрет.
Первая американская опера о людях из негритянского района
Работа Д. Гершвина в Голливуде
На доске два круга. К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанную музыку? Заштрихуйте.
Одна из самых известных советских джаз-банд под руководством Утесова Л.О.
Утёсов Леонид Осипович (1895-1982г.г.) «Я пою не голосом – сердцем!»
Л.О. Утесов на праздновании своего 70-летия в Московском театре Эстрады в 1965 г.
Симфоджаз. Дж. Гершвин и др.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация на тему: Симфоджаз.
Джордж Гершвин (1898-1937г.г.)– американский композитор, использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора
СИМФОДЖАЗ (англ. simphojazz),стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.
Банджо – струнный щипковый музыкальный инструмент, в 17 в. вывезен из зап. Африки в южные штаты США. В 1830-х г. приобрел современную форму
Дэниел Луи Армстронг джазовый музыкант: труба, корнет, вокал. Дату своего рождения не знал и выбрал её произвольно 4 июня 1900 (День независимости Америки).Мать – прачка, отец – рабочий-поденщик, бросил семью, когда Луи было 5 лет.
Легенда джаза – Чарли Мингус.
Американская джазовая певица – Билли Холидей.
Одна из самых известных советских джаз-банд под руководством Утесова Л.О.
Спасибо за внимание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
американский композитор, использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора
нского музыкального фольклора Направления джаза.
Дату своего рождения не знал и выбрал её произвольно 4 июня 1900 (День независимости Америки).Мать – прачка, отец – рабочий-поденщик, бросил семью, когда Луи было 5 лет.
Презентация по музыке на тему «Симфоджаз. Творчество Дж.Гершвина» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Симфоджаз.
Творчество композитора Дж. Гершвина.
Презентация подготовлена
Учителем музыки СПб ГБОУ СОШ №98
Черняновской Юлией Владиславовной
Описание слайда:
Описание слайда:
Симфоджаз- это синтезированный стиль, сочетающий в себе легкую симфоническую музыку и элементы джаза.
Это понятие сформировал американский дирижёр и джазовый скрипач Пол Уайтмен в двадцатых годах прошлого столетия.
Немаловажное значение для исполнения композиций симфоджаза имеет состав оркестра. В одном варианте это обычный симфонический коллектив, но с добавлением таких джазовых инструментов, как саксофон, электрогитары, ударная установка и иногда банджо.
Описание слайда:
Джордж Гершвин (1898-1937) американский композитор и пианист.
В своей музыке он стремился выразить дух своего времени, характерные черты жизни американского народа, тем самым сделав ее не только самой популярной и узнаваемой, но и примером национальной американской музыки.
Как и большинство композиторов Гершвин обратился к разнообразной народной музыке своего американского народа, взяв за основу джаз. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котел, наш. национальный жизненный пульс, наши песни. » — писал композитор.
Описание слайда:
Композитор написал 15 классических сочинений, 22 фортепианные пьесы и прелюдии, музыку к различным кинофильмам, театральным постановкам и шоу, а также многочисленные эстрадные песни.
Самими популярными из них являются:
«Рапсодия в стиле блюз»
Симфоническая поэма
«Американец в Париже»
Концерт для фортепиано с оркестром.
Описание слайда:
Тест по теме «Симфоджаз. Творчество Дж. Гершвина.
Опера «Порги и Бесс»
Из какой страны композитор Джордж Гершвин?
а)Англия; б)Америка; в)Испания;
3. Кто сформировал понятие симфоджаз?
а) Дж.Гершвин; б) П. Уайтмен; в) Л. Армстронг;
4. Впишите три популярных произведения
Дж. Гершвина:
__________________________________________
5. Автором какой оперы является Дж.Гершвин?
а) «Кармен» ; б) «Севильский цирюльник» ; в) «Порги и Бесс»;
6. Впишите авторов либретто оперы «Порги и Бесс»
_____________________________________________________
7. Из скольких актов состоит опера «Порги и Бесс»
а) III ; б) IV; в) II
8. Назовите трех главных героев оперы «Порги и Бесс» :
_____________________________________________________
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Вторая жизнь песни. Живительный родник
Презентация по музыке «Средства музыкальной выразительности» 3 класс
Сценарий экологического развлечения для детей 2 младшей группы детского сада «Кличем весну»
Праздник 8 марта для детей коррекционной группы старшего возраста «Мамины улыбки»
Праздник 8 марта для детей коррекционной группы старшего возраста «Колобок наоборот»
Дополнительный материал к урокам. Синквейн
Учебный проект по музыке на тему «Музыкотерапия»
Метод. работа» Техника в младших классах фортепиано»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5410305 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по музыке на тему «Зарождение симфоджаза»
Тема урока: Зарождение симфоджаза
Тип урока : Углубление в тему.
Методы: Метод размышления о музыке
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному
Метод музыкальных обобщений
Метод эмоциональной драматургии
Сегодня у нас не обычный урок. А урок-концерт. Мы совершим с вами путешествие в Нью-Йорк.
Карнеги-холл (Нью-Йорк)– знаменитая концертная площадка, одно из самых престижных мест в мире для исполнения классических и популярных музыкальных произведений. Здесь выступали великие музыканты, здесь проходили мировые премьеры произведений Стравинского, Штрауса, Рахманинова, Шёнберга. Здесь дважды выступили во время их первой поездки в США «Битлз» и многие другие известнейшие исполнители. Сегодня Карнеги-холл – один из самых значительных брендов мировой музыкальной культуры.
Я буду искусствоведом, человеком который все знает о музыке, а вы будете любителями музыки – людьми которые тоже уже многое знают о музыке, но еще многое хотят узнать.
Тема нашего урока-концерта «Зарождение симфоджаза» (На доске)
Джаз – это жанр муз. искусства возникший в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
Слияние этих двух жанров и образовало 3й – симфоджаз.
Блюз- более лирич муз. произведение, задумчивое.
Как вы думаете, о каком композиторе пойдет речь сегодня на концерте? (Дж. Гершвин)
Информация о Дж. Гершвине.
Имя Джоржа Гершвина вам известно. В начальной школе мы слушали «Колыбельную» из оперы «Порги и Бесс».
Дж.Гершвин – первый американский композитор,музыка которого стала известна всему миру. Его талант был настолько многогранным и гибким, что смог объединить европейский симфонизм с джазовой импровизацией. Это было так неожиданно, что обратило внимание на себя всего мира.
Гершвин вспоминал о том, как в шестнадцатилетнем возрасте он замирал у одного из магазинов, где на старом механическом пианино звучали модные тогда регтаймы. Став композитором, Дж.Гершвин пишет джазовые лирические песни. Особенно он интересуется музыкой негров Америки. Для того чтобы лучше освоить из музыкально – ритмический язык,Гершвин поселяется в хижине среди негров. Изучает обряды, песни, танцы. Сидя между ними, подпевает, подыгрывает певцам. Композитор вскоре мог соперничать с любым из них. Своими знаниями и умениями композитор воспользовался при сочинении оперы «Порги и Бесс», в основе которой мысль о том, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Опера отличается глубиной чувств, изобразительностью развития афро-американского фольклора. Это была первая опера в стиле симфоджаза. (слайд презентации)
Персонажи оперы «Порги и Бесс» отличаются удивительной жизненностью и правдивостью характеров. Безногий калека Порги чем-то похож на несчастного горбуна Риголетто – за безобразным внешним обликом таится чуткая, легко ранимая душа. Белый торговец наркотиками Спортинг – Лайф, обрисованный легкими танцевальными ритмами, своими циничными отношениями напоминает Герцога. Так, несмотря на то действие в операх происходит в разные эпохи, в разных частях света, общая идея противопоставления чистоты, человечности жестокому потребительскому отношению к жизни остается актуальной и поныне. Особенно важно, что злу белого торговца наркотиками противостоит доброта, мужество и оптимизмпредставителя бедного негритянского населения Америки. За свою антирасистскую направленность опера Гершвина была встречена резкими нападками ряда критиков. Дж.Гершвин был не согласен с мнением о том, что джаз является музыкой второго сорта. Он был уверен, что джаз сумеет обогатить европейскую симфоническую музыку.
«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом
-Огромную роль в его тв-ве играет опера, как она называется?
— На примере оперы «П.и.Б» мы видим, что Дж. Гершвину удалось соединить серьезный жанр музыки оперы с легким, развлекательным джазом.
Рассказ о «Рапсодии в бюзовых тонах»
Это произведение на конкурсе «Что есть американская музыка» имела, по словамсовременников, «нокаутирующий» успех. Оно же положило начало новому направлению – симфоджазу – сплаву симфонической и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов. Гершвина сравнивали с принцем, который «взял Золушку (джаз) за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство завистливых сестер».
Гершвин еще долго подвергался нападкам критиков за то, что он, автор легкой музыки, взялся за сочинение «серьезной»
— Рапсодия имеет несколько названий:
Рапсодии в бюзовых тонах;
Рапсодия в стиле блюз;
— Что такое рапсодия?
Рапсодия – вокальное или инструментальное музыкальное произведение свободной формы, фантазия на народные темы – песенные или танцевальные.
Строение рапсодии похоже на строение симфонии. В ней 4 части. Образы также взаимодействуют и контрастируют.
Вопросы перед прослушиванием:
— Слушая музыку, обратите внимание, как будет сопоставляться, а иногда и объединяться негритянский джаз с европейским симфонизмом (легкая музыка с серьезной). Вы будете не только слушать, а смотреть и наблюдать за главными героями этого произведения.
— Какой характер музыки?
-Какие средства муз. выразительности помогли передать этот образ?
Средства муз.выраз.:ритм : колкий, острый что свойственно джазу.
Мелодия : лирическая, мелодичная, широкая.
Тембр : симф. Оркестр.
— Т.О. Игра ритмов, импровизация, мелодическое своеобразие джаза соединилось с симфонической серьезной музыкой.
До Гершвина существовала пропасть между музыкой академической и муз. легкой. Соединив в своем тв-ве особенности джаза с традиционными канонами симфонизма Дж. Гершвин устранил пропасть существовавшую между ними.
Что же такое симфоджаз – направление симфонической музыки, которое соединяет характерные особенности европейского симфонизма с джазовыми элементами.
« В моей голове столько мелодий, что не хватит 100 лет, чтобы записать все их на бумаге»
Знакомство с песней «Старый рояль» из к/ф «Мы из джаза»
Просмотр фрагмента из к/ф «Мы из джаза»;
Можем ли мы назвать ее джазом? Почему?
Краткий анализ (острый ритм, паузы, активное произношение слов);