Что такое симфоническая миниатюра 5 класс

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Фольклор в музыке русских композиторов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— фольклор; сказка; колыбельная;

— понятие «симфоническая миниатюра»;

— тембры музыкальных инструментов.

Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.

Колыбельная песня – древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов.

Челеста – это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание. Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный».

Флейта-пикколо – деревянный духовой музыкальный инструмент. Обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – 384 с.

2. Сергеева Г. П. Русская музыка в школе. // Г. П. Сергеева, Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – 320 с.

3. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.

Сегодня мы познакомимся с русским народным сказанием, записанным Иваном Петровичем Сахаровым.

«В тридевятом царстве у кудесника в сказочных горах живёт, растёт Кикимора. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбели. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё манёшенька, со напёрсточек. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом.

Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом Кикиморы, который сочинил русский композитор Анатолий Константинович Лядов.

Его отец был дирижёром Мариинского театра. Его мать умерла, когда Анатолию было всего шесть лет. И сцена оперного театра, где работал его отец, часто заменяла ему дом. Мальчиком Лядов участвовал в репетициях, слушал и знал все арии и хоры из опер. Придя домой, он изображал перед зеркалом понравившихся персонажей. В театре прошло детство и отрочество будущего композитора, в музыке он жил, музыкой был занят. В 15 лет Лядов поступил в Петербургскую консерваторию. Он был талантливым и разносторонним человеком: рисовал, сочинял стихи, слыл знатоком театра, музыки, истории, литературы. Учителя говорили о нём: «Он был очень талантлив и при этом умница». В 23 года ещё совсем молодой композитор Анатолий Лядов стал профессором Петербургской консерватории.

Большое влияние на его творчество оказал великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Именно он воспитал в Анатолии Константиновиче любовь к русскому фольклору. Народное сказание так заинтересовало Лядова, что портрет Кикиморы сразу лёг в основу симфонической миниатюры. Тема Кикиморы наводит ужас. Композитор рисует ужимки и прыжки Кикиморы. По характеру музыки мы видим злого, страшного персонажа. Мелодия колкая, скачущая, пронзительная. «Стучит, визжит Кикимора, поднимает переполох и хочет напугать всех, чтобы все разбежались. Да, ей кажется, что она торжествует, что её все боятся». И вдруг композитор, как по мановению волшебной палочки, выключает звук: оркестр на несколько мгновений замолкает. Оказывается, никто не испугался Кикимору, да и некого пугать.

Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Анатолий Константинович Лядов явился создателем жанра «симфоническая миниатюра». Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.

Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент английский рожок исполняет тему кота Баюна. Она звучит в жанре колыбельной песни. Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.

Колыбельная песня –древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов. Для создания сказочного образа в произведении композитор использовал тембр инструмента челесты.

Челеста –это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание.

Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный». Это один из дополнительных инструментов симфонического оркестра.

В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора – Бабу-ягу. Желание создать миниатюру возникло после прочтения «Народных сказок» Александра Николаевича Афанасьева и «Народных сказаний» Ивана Петровича Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-яги, наиболее ярко описанный в сказке из сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нём своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо. Композитора удивил момент сказочного полета: «. Баба-яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. ».

Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу.

Сегодня мы познакомились с новым жанром «симфоническая миниатюра», новыми тембрами музыкальных инструментов, композитором Анатолием Константиновичем Лядовым и с образом Кикиморы в музыке этого композитора.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Укажите древнейший жанр вокального фольклора. Выберите правильный ответ: частушки; заклички; колыбельная

Для правильного ответа достаточно вспомнить, в каком жанре написана тема кота Баюна.

Правильный ответ: колыбельная.

№ 2. Соедините названия музыкальных инструментов и соответствующие их тембрам образы симфонической миниатюры «Кикимора»:

— тема хрустальной колыбельки,

На уроке была прослушана симфоническая миниатюра «Кикимора», в которой мы познакомились с новыми тембрами инструментов. Вспомнив их, мы сможем ответить на вопрос.

Правильный ответ: челеста – тема хрустальной колыбельки, английский рожок – тема кота Баюна, флейта-пикколо – тема Кикиморы.

Источник

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Конспект урока

Класс: 5 Дата: 09.11.2020

Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 5 классе

Цель урока: познакомить учащихся с образцами произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русского фольклора, проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Образовательные:

-Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.

-Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».

-Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».

-Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие:

-Развивать творческие способности учащихся.

-Развивать музыкальный кругозор.

-Развивать музыкальную память.

-Развивать вокально-хоровые навыки.

-Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Воспитательные:

-Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

-Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

-Воспитывать любознательность к музыке А. К. Лядова.

Ожидаемый результат:

Знать понятие программная инструментальная музыка.

Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке

Музыкальный материал:

Песня «Страна волшебная» из репертуара группы «Волшебный микрофон»

Ход урока

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки,

Уже навострили ушки?

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

— Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)

— Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?

Былины, исторические песни, сказки, придания, легенды, притчи, небылицы пословицы и поговорки, частушки.

Давайте запишем тему урока: «Фотльклор в музыке русских композитеоров».

Заполните пробелы и запишите в тетрадь:

Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Ко______)

Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Час_______)

Краткое народное, поучительное изречение. (Посл_______)

Поэтическое предание об исторических событиях. (Лег_______)

Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Ска____)

Молодцы! Правильно! Остановимся на последней загадке – сказка.

-Сегодня мы познакомимся со сказочной музыкальной картиной А. К. Лядова. Давайте попробуем угадать, о каком сказочном персонаже пойдет речь.

На вид совсем некрасива.

Всех вокруг она пугает(ки_____ра).

Ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты.

Запишите в тетрадь:

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И.Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.

Работа с текстом.

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

— Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

— Как охарактеризовали бы действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

Слушание симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора»

Анализ музыкального произведения.

— Понравилась ли вам эта сказочная картина?

— Что именно понравилось вам в музыке?

— Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

В основе «Кикиморы» лежит народное сказание.

Запишите новое понятие: Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.

Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисует нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

— Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?

Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая «вреднючка» – волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент? Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

— Что напоминает эта часть музыки?

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает.

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

А вот и сама Кикимора.

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Дата добавления: 2020-12-12 ; просмотров: 40 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Фольклор в музыке русских композиторов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— фольклор; сказка; колыбельная;

— понятие «симфоническая миниатюра»;

— тембры музыкальных инструментов.

Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.

Колыбельная песня – древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов.

Челеста – это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание. Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный».

Флейта-пикколо – деревянный духовой музыкальный инструмент. Обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – 384 с.

2. Сергеева Г. П. Русская музыка в школе. // Г. П. Сергеева, Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – 320 с.

3. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.

Сегодня мы познакомимся с русским народным сказанием, записанным Иваном Петровичем Сахаровым.

«В тридевятом царстве у кудесника в сказочных горах живёт, растёт Кикимора. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбели. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё манёшенька, со напёрсточек. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом.

Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом Кикиморы, который сочинил русский композитор Анатолий Константинович Лядов.

Его отец был дирижёром Мариинского театра. Его мать умерла, когда Анатолию было всего шесть лет. И сцена оперного театра, где работал его отец, часто заменяла ему дом. Мальчиком Лядов участвовал в репетициях, слушал и знал все арии и хоры из опер. Придя домой, он изображал перед зеркалом понравившихся персонажей. В театре прошло детство и отрочество будущего композитора, в музыке он жил, музыкой был занят. В 15 лет Лядов поступил в Петербургскую консерваторию. Он был талантливым и разносторонним человеком: рисовал, сочинял стихи, слыл знатоком театра, музыки, истории, литературы. Учителя говорили о нём: «Он был очень талантлив и при этом умница». В 23 года ещё совсем молодой композитор Анатолий Лядов стал профессором Петербургской консерватории.

Большое влияние на его творчество оказал великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Именно он воспитал в Анатолии Константиновиче любовь к русскому фольклору. Народное сказание так заинтересовало Лядова, что портрет Кикиморы сразу лёг в основу симфонической миниатюры. Тема Кикиморы наводит ужас. Композитор рисует ужимки и прыжки Кикиморы. По характеру музыки мы видим злого, страшного персонажа. Мелодия колкая, скачущая, пронзительная. «Стучит, визжит Кикимора, поднимает переполох и хочет напугать всех, чтобы все разбежались. Да, ей кажется, что она торжествует, что её все боятся». И вдруг композитор, как по мановению волшебной палочки, выключает звук: оркестр на несколько мгновений замолкает. Оказывается, никто не испугался Кикимору, да и некого пугать.

Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Анатолий Константинович Лядов явился создателем жанра «симфоническая миниатюра». Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.

Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент английский рожок исполняет тему кота Баюна. Она звучит в жанре колыбельной песни. Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.

Колыбельная песня –древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов. Для создания сказочного образа в произведении композитор использовал тембр инструмента челесты.

Челеста –это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание.

Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный». Это один из дополнительных инструментов симфонического оркестра.

В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора – Бабу-ягу. Желание создать миниатюру возникло после прочтения «Народных сказок» Александра Николаевича Афанасьева и «Народных сказаний» Ивана Петровича Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-яги, наиболее ярко описанный в сказке из сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нём своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо. Композитора удивил момент сказочного полета: «. Баба-яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. ».

Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу.

Сегодня мы познакомились с новым жанром «симфоническая миниатюра», новыми тембрами музыкальных инструментов, композитором Анатолием Константиновичем Лядовым и с образом Кикиморы в музыке этого композитора.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Укажите древнейший жанр вокального фольклора. Выберите правильный ответ: частушки; заклички; колыбельная

Для правильного ответа достаточно вспомнить, в каком жанре написана тема кота Баюна.

Правильный ответ: колыбельная.

№ 2. Соедините названия музыкальных инструментов и соответствующие их тембрам образы симфонической миниатюры «Кикимора»:

— тема хрустальной колыбельки,

На уроке была прослушана симфоническая миниатюра «Кикимора», в которой мы познакомились с новыми тембрами инструментов. Вспомнив их, мы сможем ответить на вопрос.

Правильный ответ: челеста – тема хрустальной колыбельки, английский рожок – тема кота Баюна, флейта-пикколо – тема Кикиморы.

Источник

Конспект открытого урока в 5 классе по теме:»Фольклор в музыке русских композиторов».

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе

Тема: «Стучит, гремит Кикимора…»

Авторы программы : Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Урок №5 согласно календарно-тематическому планированию

Тема урока : «Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока : урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.

Цель урока : показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Задачи : познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание).

Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства. Проявляют интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.

регулятивные : выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу;

познавательные : самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные : проявляют активность во взаимодействии вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Предметные : понимание терминов «сказания», «челеста», «инструментальная музыка», «программная музыка», «симфоническая миниатюра», как одного из направлений связи музыки и литературы;

умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.

Вид используемых ИКТ : презентация (авторская)

Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.

Музыкальный материал :А. Лядов «Про старину», «Колыбельная», «Кикимора».

Оборудование : медиапроектор, компьютер, магнитофон, презентация, учебники литературы (авторы – сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова) и музыки 5 класса (авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), рабочие тетради.

Основная часть урока:

А) прослушивание музыки Лядова «Про старину», вступительное слово учителя;

Б) фронтальная беседа о славянской мифологии и образе Кикиморы;

В) чтение и анализ сказания, словарная работа;

Г) прослушивание и анализ музыкального произведения.

Звучит фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова «Про старину».

Только что прозвучал фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова «Про старину». Как вы думаете, судя по мелодии, чуму будет посвящен наш урок?

мы будем говорить о чем – то

«Сказки, как старые друзья,

Их надо навещать время от времени»

— Ребята, как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова?

-Сказки любят все, их смотрят и перечитывают независимо от возраста. Потому что сказка учит доброте и показывает нам. Что может произойти, если человек поступает плохо.

Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания, мифы? (фольклор)

— Давайте вспомним, что такое фольклор?

Сообщение темы и цели урока.

На одном из уроков мы говорили о мифологии древних славян. Давайте вспомним некоторые подробности:

Жанр устного народного творчества, в котором отражены представления народа о возникновении земли и неба, природных явлений и т.п.

— Каких богов древних славян вы знаете?

Перун, Макошь, Даждьбог и т.п.

Какие мифологические существа продолжают жить в фольклоре до сих пор?

Кощей Бессмертный, Марья – Моревна,

Баба – Яга, Леший, Кикимора и т.п.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из интереснейших образов славянской мифологии – Кикиморе.

— А вы знаете кто такая Кикимора?

Тема урока : Образ Кикиморы в музыке и литературе (Тема в Конце урока)

Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о характере?

Что мы будем делать?

— прочитаем народное сказание,

— познакомимся с новым музыкальным произведением о Кикиморе,

— Как она выглядит? Чем занимается? Её имена у разных народов? где живёт?

— Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. Слайд №

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам: «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; всё бы ей губить, да крушить, всё бы ей на зло идти, всё бы миром мутить…»

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Слайд №.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Слайд №

Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти. Слайд №

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить. Слайд №.

Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи. Слайды №.

Прочитаем ее характеристику из разных интернет источников.

Вот как дается описание Кикиморы в справочной литературе: «Кикимора («шишимора, мара») в русских поверьях малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем».

Кикимора от слов «кика» (головной убор с рогами) и «Мара» (воплощение зла) – мифологическое существо женского пола, желающее людям зла.

Обратимся к учебнику музыки:

Давайте познакомимся с народным представлением Кикиморы, прочитаем сказание русского народа.

Дайте определение сказания.

Сказание – жанр УНТ, в котором сочетаются

черты сказки и мифа, он отражает представления

народа о сущности того или иного явления действительности.

Сообщение ученика о композиторе:

(слушание «Колыбельной» в обработке А. Лядова)

Ребята, а вы знаете, что такое миниатюра? (ответы уч-ся)

МИНИАТЮРА – это небольшая пьеса (текст с понятием).

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве композитора.

Это музыкальное произведение называется программным . Почему?

Программным называют произведение, в основе которого лежит программа, конкретный образ либо сюжет (текст понятия).

Запись определения симфонической миниатюры – небольшое программное сочинение для симфонического оркестра.

— В музыкальной «сказочной картинке» А.К. Лядова изобразил не только «портрет» кикиморы, но и её зловредный характер. Произведению предпослана такая программа:

Это народное сказание стало основой для создания симфонической миниатюры А.К. Лядова «Кикимора».

Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым.

«. Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной. ».

Какие слова показались вам непонятными?

Кудесник ( волшебник; тот, кто делает что-либо сверхъестественное)

Тешит ( 1. доставлять удовольствие, удовлетворение; радовать, забавлять, развлекать. 2. успокаивать, ободрять.)

Сучит пряжу пеньковую

Снует основу шелковую

Какие мифологические герои встречаются в сказании?

Кто такой Кот Баюн?

Мифологическое существо – кот,

который рассказывал сказки,

пел колыбельные песни.

Как описывается Кикимора? Какие звуки издает? Чем она занимается?

Определите выразительные средства.

Запись в тетрадь основных эпитетов.

На сколько частей можно разделить сказание?

Кикимора в детстве;

Докажите, что это произведение устного народного творчества?

Давайте поиграем в композитора.

С чего бы вы начали сочинение музыки на основе данного сказа?

С определения темы и

составления плана, программы.

— Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? (прием цветик семицветик)

— Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

— На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?

Царство Кудесника, Кот Баюн,

природа, хрустальная колыбелька

Из сколько частей должно состоять ваше музыкальное произведение?

— Партитура. Как она будет выглядеть?

— Опишите звучание первой части.

Царство Кудесника – медленный темп, минорный лад,

холодный тембр медных духовых инструментов.

Таинственная музыка, изображающая глушь,

недоступность для людей.

Кот Баюн – темп мягкой колыбельной,

нежные добрые интонации, английский рожок.

Кикимора в детстве – резкие выкрики

деревянных духовых инструментов: флейты и гобоя.

— Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?

Быстрый темп, раздел начинается с темы Кикиморы, ее суетливого бега, который не прекращается. Ритм скачущий, колючие акценты, резкие мелодичные фразы должны создать образ злобного, пронырливого существа.

— Какую работу выполняет Кикимора?

Прядет, снует. Ощущение плавности

должны создать струнные инструменты.

— Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы?

(Учитель предлагает сравнить предположения детей с услышанной музыкой)

2. Слушание и анализ музыкального произведения.

— Давайте теперь внимательно послушаем начало произведения (вступление). Скажите, можно ли вступление разделить на несколько разных фрагментов? (можно ).

— Вспомните самое начало: медленно, сумрачно «переползает» мелодия в низком регистре, рисует сказочный пейзаж в исполнении струнно-смычковых инструментов. На их струны надеты специальные гребешки. Чтобы звук был ещё глуше, не таким ярким.

Потом мы слышим мягкую, напевную мелодию, которую ведёт английский рожёк. Вступают скрипки, гобой и английский рожок – это кот-Баюн рассказывает свою сказку. На что похожа эта мелодия? (на колыбельную)

— Правильно, это второй лейтмотив.

Слушание фрагмента, где звучит колыбельная ( челеста).

— Что напоминает эта часть музыки?

А дальше, обратите внимание, мы слышим голос очень

редкого инструмента – челесты. Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки Её холодное, звенящее звучание рисует нам «хрустальную колыбельку». Это третий лейтмотив (название лейтмотивов можно записать на доске для большей наглядности).

и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

А вот и сама Кикимора.

Слушание второй части картины.

После вступления начинается быстрая часть, которая представляет нам главную особу – Кикимору. Её тема очень короткая, но в то же время яркая и запоминающаяся.

— Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая да страшная. А пока она … спит.

В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.

Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?

Как композитор завершает свое сочинение? Почему? Как это показано в музыке?

Кикимора исчезает из виду. С ней исчезает и зло.

На фоне пиццикато контрабасов

звучит визгливый форшлаг флейты – пикколо.

Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?

Использование интонаций изобразительные, форма миниатюры двухчастная.

— А почему в симфонической миниатюре композитор использовал разные темпы, и уровни динамики?

— А какой прием музыкального развития использовал композитор в своем произведении: контраст, повтор, вариационность

— Сколько по вашему мнению частей. Аргументируйте свой ответ

— Обратимся к тексту.

Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте?

— 2 часть — это взрослая злая Кикимора

— С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось раскрыть фольклорный образ Кикиморы?

— Можем ли мы считать что и музыка и литература создали единый образ сказочного персонажа?

— Какое впечатление оставил у вас образ Кикиморы в этой музыкальной картине?

— Можно ли изобразить Кикимору при помощи еще одного вида искусства? Какого?

— Понравилась ли вам эта сказочная картина?

-Что именно понравилось вам в музыке?

— Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий? Она одинока.

— Какой из образов сказа запомнился вам больше других? Почему?

— Какую роль сыграла музыка Лядова в понимании сказа? Оживила события, заставила пережить события, глубоко их прочувствовать.

Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

— Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

— Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

— Вот такая получилась «сказочная картинка». Благодаря мастерству композитора, мы как будто своими глазами видели и зачарованный дом Кикиморы, и её колыбельку и пушистого Кота – Баюна.

Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

— Что вам наиболее понравилось?

С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

— Кто такая Кикимора?

Что такое программная музыка?

— Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

— Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

— Я узнал о фольклоре…..

— сегодня я узнал, что без фольклора…

— Сегодняшние знания я смогу применить….

— Больше всего мне понравилось…..

— Я расскажу о Лядове (кому?)…

— Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?

— Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?

Где начинается сказка, Там начинается день. Ночь серебристою краской, Выкрасит лунную тень. Сказка с фантазией рядом, Шире глаза распахни. Долго и думать не надо, В сказку дружок загляни.

Заканчивается урок прослушиванием песни «Про сказку» музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.

Д\З: Я предлагаю вам нарисовать Кикимору такой какой вам подсказала музыка или литература или свои представления.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). Слайд №.

-Урок окончен. До свидания.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение, 2011.

Анализ музыкального произведения Анатолия Лядова

симфонической миниатюры «КИКИМОРА»

— Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? (прием цветик- семицветик):

— Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикиморы?

— Партитура. Как она будет выглядеть? (разнохарактерная, одинаковая?)

— Опишите звучание первой части.

— Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?

Средства музыкальной выразительности

Интонация: Что такое симфоническая миниатюра 5 класс. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра 5 класс. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра 5 класс. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра 5 класс. Фото Что такое симфоническая миниатюра 5 класс

темп — (быстрый, медленный, спокойный, меняющийся или постоянный),

тембр(низкий, средний, высокий),

— Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы, ее движения, характер? Кота Баюна? Царства Кудесника? Хрустальной колыбельки?

Струнные, духовые (медные, деревянные), клавишные, ударные. С названием предполагаемых инструментов

— Я узнал о фольклоре…..

— сегодня я узнал, что без фольклора…

— Сегодняшние знания я смогу применить….

— Больше всего мне понравилось…..

— Я расскажу о Лядове (кому?)…

— Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?

— Я узнал о фольклоре…..

— сегодня я узнал, что без фольклора…

— Сегодняшние знания я смогу применить….

— Больше всего мне понравилось…..

— Я расскажу о Лядове (кому?)…

— Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?

— Я узнал о фольклоре…..

— сегодня я узнал, что без фольклора…

— Сегодняшние знания я смогу применить….

— Больше всего мне понравилось…..

— Я расскажу о Лядове (кому?)…

— Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *