Что такое симфоническая поэма как она строится

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Полезное

Смотреть что такое «СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА» в других словарях:

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА — жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра Ф … Большой Энциклопедический словарь

Симфоническая поэма — (нем. symphonische Dichtung) жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература… … Википедия

симфоническая поэма — жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра … … Энциклопедический словарь

Симфоническая поэма — оркестровое сочинение, в котором составные части находятся в тесной неразрывной связи. С. поэма пишется на программу, для которой выбирается какое нибудь поэтическое произведение. Программа влияет и на форму подобного рода С. произведения, не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Симфоническая поэма для 100 метрономов — Симфоническая поэма для 100 метрономов произведение Дьёрдя Лигети (1962). Пьеса «исполняется» сотней метрономов, заранее запрограммированных на воспроизведение заданного темпа и музыкального размера. Все метрономы начинают играть… … Википедия

Так говорил Заратустра (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Так говорил Заратустра (значения). Так говорил Заратустра (нем. Also sprach Zarathustra) симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением … Википедия

Остров мёртвых (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Остров мёртвых … Википедия

Финляндия (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Финляндия (значения). Финляндия … Википедия

Источник

Симфоническая поэма

(нем. symphonische Dichtung, франц. poиme symphonique, англ. symphonic poem, итал. poema sinfonica) — одночастное программное симф. произведение. Жанр С. п. полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него исходит и само назв. «С. п.». Впервые Лист дал его в 1854 своей написанной ещё в 1849 увертюре «Тассо», после чего стал наз. С. п. все свои одночастные программные симф. сочинения. Назв. «С. п.» указывает на связь в подобного рода произв. музыки и поэзии — как в смысле претворения сюжета того или иного лит. сочинения, так и в смысле подобия С. п. одноим. жанру поэтич. иск-ва. С. п. представляет собой осн. род симф. программной музыки. Сочинения типа С. п. порой получают и др. назв.- симфонической фантазии, симф. легенды, баллады и т.п. Близкие С. п., но обладающие специфич. чертами разновидности программной музыки — увертюра и симфоническая картина. Др. важнейшим родом симф. программной музыки является программная симфония, представляющая собой цикл из 4 (а иногда 5 и более) частей.

Листом написано 13 С. п. Наиболее известны из них — «Прелюды» (по А. Ламартину, ок. 1848, последняя ред. 1854), «Тассо» (по И. В. Гёте), «Орфей» (1854), «Битва гуннов» (по картине В. Каульбаха, 1857), «Идеалы» (по Ф. Шиллеру, 1857), «Гамлет» (по У. Шекспиру, 1858). В листовских С. п. свободно сочетаются разл. структуры, черты разл. инстр. жанров. Особенно характерно для них объединение в одночастности черт сонатного allegro и сонатно-симф. цикла. Осн. часть симф. поэмы обычно составляет ряд разнохарактерных эпизодов, к-рые с точки зрения сонатного allegro отвечают гл. партии, побочной партии и разработке, а с точки зрения цикла — первой (быстрой), второй (лирической) и третьей (скерцо) частям. Завершает произв. возвращение в сжатом и образно-трансформированном, сближенном по своей выразительности виде предыдущих эпизодов, к-рое с точки зрения сонатного allegro отвечает репризе, а с точки зрения цикла — финалу. Сравнительно с обычным сонатным allegro эпизоды С. п. более самостоятельны и внутренне завершены. Сжатое возвращение в конце того же материала оказывается мощным скрепляющим форму средством. В С. п. контраст между эпизодами может быть более резким, чем в сонатном allegro, a самих эпизодов может быть и более трёх. Это даёт композитору большую свободу воплощения программных замыслов, отображения разл. рода сюжетов. В соединении с подобного рода «синтетич.» структурами Лист часто применял принцип монотематизма — все осн. темы в этих случаях оказываются свободными вариантами одной и той же ведущей темы или тематич. образования. Принцип монотематизма обеспечивает дополнит. скрепление формы, однако при последоват. применении может привести к интонац. обеднению целого, поскольку преобразованию подвергаются прежде всего ритмич. рисунок, гармонизация, фактура сопровождающих голосов, но не интонац. контуры темы.

Предпосылки возникновения жанра С. п. прослеживаются на протяжении многих предшествующих десятилетий. Попытки структурного объединения частей сонатно-симф. цикла предпринимались и до Листа, хотя нередко при этом прибегали к «внешним» способам объединения (напр., введение между отд. частями цикла связующих построений или переход attaca от одной части к следующей). Сам стимул к подобному объединению связан с развитием программной музыки, с раскрытием в произв. единого сюжета. Задолго до Листа появились и сонатно-симф. циклы, обладавшие чертами монотематизма, напр. симфонии, осн. темы всех частей к-рых обнаруживали интонац., ритмич. и т.п. единство. Одним из самых ранних образцов такой симфонии была 5-я симфония Бетховена. Жанр, на основе к-рого произошло становление С. п., — увертюра. Расширение её масштабов, связанное с прогрaммными замыслами, внутр. тематич. обогащение постепенно превращали увертюру в С. п. Важными вехами на этом пути являются мн. увертюры Ф. Мендельсона. Показательно, что и Лист создавал свои ранние С. п. как увертюры к к.-л. лит. произв., и первоначально они даже носили назв. увертюр («Тассо», «Прометей»).

Вслед за Листом к жанру С. п. обращаются и др. зап.-европ. композиторы, представители разл. нац. школ. В их числе — Б. Сметана («Ричард III», 1858; «Лагерь Валленштейна», 1859; «Гекон Ярл», 1861; состоящий из 6 С. п. цикл «Моя родина», 1874-70), К. Сен-Сане («Прялка Омфалы», 1871; «Фаэтон», 1873; «Пляска смерти», 1874; «Юность Геракла», 1877), С. Франк («Золиды», 1876; «Джинны», 1885; «Психея», 1886, с хором), X. Вольф («Пентесилея», 1883-85).

Важнейший этап развития жанра С. п. в зап.-европ. иск-ве связан с творчеством Р. Штрауса, автора 7 С. п. Наиболее значительные из них — «Дон Жуан» (1888), «Смерть и просветление» (1889), «Тиль Уленшпигель» (1895), «Так говорил Заратустра» (1896), «Дон Кихот» (1897). Рядом художеств. признаков С. и. обладают также его симф. фантазии «Из Италии» (1886), «Домашняя симфония» (1903) и «Альпийская симфония» (1915). Созданные Р. Штраусом С. и. отличает яркость, «броскость» образов, мастерское использование возможностей оркестра — как выразительных, так и изобразительных. Р. Штраус не всегда придерживается типической структурной схемы листовских С. п. Так, в основе его «Дон Жуана» лежит схема сонатного allegro, в основе «Тиля Уленшпигеля» — рондо-вариационная форма, в основе «Дон Кихота» — вариации (в подзаголовке произв. названо «симф. вариациями на тему рыцарского характера»).

После Р. Штрауса в области С. п. успешно работали представители др. нац. школ. Я. Сибелиус создал ряд С. п. но мотивам нар. фин. эпоса «Калевала» («Сага», 1892; «Куллерво», 1892; последняя — «Тапиоля» относится к 1925). 5 С. п. написал в 1896 А. Дворжак («Водяной», «Полуденница», «Золотая прялка», «Голубок», «Богатырская песнь»).

В 20 в. за рубежом, помимо Я. Сибелиуса, произв. в жанре С. п. создавали немногие композиторы — Б. Барток («Кошут», 1903), А. Шёнберг («Пеллеас и Мелисанда», 1903), Э. Элгар («Фальстаф», 1913), М. Регер (4 С. п. по картинам Бёклина, 1913), О. Респиги (трилогия: «Фонтаны Рима», 1916; «Пинии Рима», 1924; «Праздники Рима», 1929). С. п. в зап.-европ. музыке внутренне видоизменяется; утрачивая черты сюжетности, она постепенно сближается с симф. картиной. Нередко в связи с этим композиторы дают своим программным симф. произв. более нейтральные названия (прелюд «Послеполуденный отдых Фавна», 1895, и 3 симф. эскиза «Море», 1903, Дебюсси; «симфонические движения» «Пасифик 231», 1922, и «Регби», 1928, Онеггера, и др.).

Рус. композиторы создали мн. сочинения типа С. п., хотя не всегда использовали для определений их жанра этот термин. Среди них — М. А. Балакирев (С. п. «Русь», 1887, в 1-й ред. 1862 наз. увертюрой «Тысяча лет»; «Тамара», 1882), П. И. Чайковский (С. п. «Фатум», 1868; увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», 1869, 3-я ред. 1880; симф. фантазия «Франческа да Римини», 1870; (симф.) фантазия «Буря», 1873; увертюра-фантазия «Гамлет», 1885; симф. баллада «Воевода», 1891), Н. А. Римский-Корсаков («Сказка», 1880), А. К. Глазунов («Стенька Разин», 1885), А. Н. Скрябин («Мечты», 1898; «Поэма экстаза», 1907; «Поэма огня», или «Прометей», с фп. и хором, 1910). В числе сов. композиторов, обращавшихся к жанру С. п., — А. И. Хачатурян (симфония-поэма, 1947), К. Караев («Лейли и Меджнун», 1947), А. А. Муравлёв («Азов-гора», 1949), А. Г. Свечников («Щорс», 1949), Г. Г. Галынин («Эпическая поэма», 1950), А. Д. Гаджиев («За мир», 1951), В. Мухатов («Моя родина», 1951).

Литература: Попова Т., Симфоническая поэма, М.-Л., 1952, М., 1963; Wagner R., Ober Fr. Liszt’s Symphonische Dichtungen, Brief an M. Wittgenstein vom 17. Februar 1837, в кн.: Wagner R., Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 5, Lpz., 1898; Raabe P., Entstehungsgeschichte der ersten Orchesterwerke Fr. Liszts, Jena, 1916 (Diss.); Hcinrichs J., Ьber den Sinn der Lisztschen Programmusik, Bonn, 1929 (Diss.); Bergfeld J., Die formale Struktur der symphonischen Dichtungen Fr. Liszts, Eisenach, 1931; Mendl R., Art of symphonic poem, «MQ», 1932, v. 18, No 3; Wachten E., Das Formproblem in der sinfonischen Dichtungen von R. Strauss, В., 1933 (Diss.); Chantavoine J., Le poиme symphonique, P.. 1950; см. также лит. при статьях Программная музыка, Лист Ф., Штраус Г.

Источник

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Симфоническая поэма — оркестровое сочинение, в котором составные части находятся в тесной неразрывной связи. С. поэма пишется на программу, для которой выбирается какое-нибудь поэтическое произведение. Программа влияет и на форму подобного рода С. произведения, не распадающегося на отдельные части. Инициатором в смысле С. поэмы был Лист, который в ней совершенно отклонился от формы симфонии, но вместе с тем остался верным идее симметрии, пропорциональности. В своих поэмах Лист указал на новые пути музыкальной архитектоники. После Листа название С. поэма стало применяться многими позднейшими композиторами для своих сочинений, не имевших определенной, установившейся формы. Н. С.

Литература : Попова Т., Симфоническая поэма, М.-Л., 1952, М., 1963; Wagner R., Ober Fr. Liszt’s Symphonische Dichtungen, Brief an M. Wittgenstein vom 17. Februar 1837, в кн.: Wagner R., Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 5, Lpz., 1898; Raabe P., Entstehungsgeschichte der ersten Orchesterwerke Fr. Liszts, Jena, 1916 (Diss.); Hcinrichs J., Ьber den Sinn der Lisztschen Programmusik, Bonn, 1929 (Diss.); Bergfeld J., Die formale Struktur der symphonischen Dichtungen Fr. Liszts, Eisenach, 1931; Mendl R., Art of symphonic poem, «MQ», 1932, v. 18, No 3; Wachten E., Das Formproblem in der sinfonischen Dichtungen von R. Strauss, В., 1933 (Diss.); Chantavoine J., Le poиme symphonique, P.. 1950; см. также лит. при статьях Программная музыка, Лист Ф., Штраус Г.

Источник

Урок 32 Тема. Симфоническая поэма.

Тема. Симфоническая поэма.

Цели. Познакомить с особенностями жанра симфонической поэмы и характерными признаками поэмы как жанра симфонической музыки, рассмотреть произведения симфонической музыки, посвященные теме войны, ознакомить с творчеством композитора С. Людкевича.

Развивать умение учащихся внимательно слушать симфоническую музыку и давать характеристику средствам выразительности произведения, находить взаимосвязь между сюжетом и содержанием литературной основы музыки и характерными средствами музыкальной выразительности произведения, развивать умение выражать свои музыкальные впечатления от прослушанного произведения, развивать умение выразительно исполнять песню под фонограмний сопровождение.

Воспитывать интерес к слушанию классической симфонической поэмы и творчества украинского композитора С. Людкевича и исполнения песен военной тематики.

Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему.

Оборудование: музыкальный инструмент, проигрыватель, мультимедийная доска, иллюстрации к музыкальному произведению и песне или мультимедийная презентация, портрет композитора С. Людкевича.

Основные понятия для усвоения: характерные признаки жанра симфонической поэмы, фантазии, особенности композиционного строения (форма) поэмы, фантазии.

Произведения, изучаемые на уроке:

* С. Людкевич. Симфонические поэмы «Днепр»и «песня юношей».

«»На безымянной высоте» (слова М. Матусовского, перевод дм. Луценко, музыка В. Баснера).

1. Вход под песню В. Баснера. Организационный момент. Мотивация к обучению.

2. Чтение стихотворения, просмотр презентации «Была война».

Цветы на граните, на броне.

Солнце улыбается мне.

Рядом с ветеранами стою,

Словно клятву памяти даю.

Ветераны в светлой седине,

А на груди сияют ордена.

Память не пришедших с войны.

Солнце улыбается мне.

3. Музыкальное восприятие. С. Людкевич. Симфонические поэмы «Днепр» и «Песни юношей».

4. Анализ музыкальных произведений.

1. Расскажите о своих впечатлениях после прослушивания музыкальных произведений для оркестра.

2. О чем рассказывают эти произведения? Как они связаны с войной?

3. Расскажите о средства выразительности музыкальных произведений.

4. Какой из этих произведений вас поразил больше всего? Чем именно?

5. Выполнение творческого задания.

Прослушайте симфонические поэмы еще раз. Возьмите цветные карандаши и создайте на бумаге образы, которые подсказала вам музыка.

6. Новый материал для усвоения. Беседа с учениками о жанре симфонической поэмы и сведения о ее авторе.

7. Биография композитора.

Станислав Филиппович ЛЮДКЕВИЧ (1879-1979)

Украинский композитор, музыковед, фольклорист, педагог. Доктор музыковедения (1908). В его творчестве есть оперы, симфонические и фортепианные поэмы. В этих произведениях композитор предстает перед нами как художник, который пытается постичь все глубины и противоречия жизни, отдать должное его трагедийности и в то же время оставить за собой право на простое и здоровое восприятие, на сковородинскую философию любви, на сочную казацкую иронию и мягкую улыбку счастливого человека, влюбленного в этот несовершенный мир.

8. Сравнение музыкального и литературного жанра поэмы.

В литературе поэма — это лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены важные события и яркие характеры (преимущественно главных героев), а рассказ о героях сопровождается раскрытием авторских размышлений и переживаний.

Симфоническая поэма обычно имеет одну часть, составленную по программе литературного, живописного, философского или исторического происхождения. Основателем этого жанра считается выдающийся венгерский композитор Ференц Лист написал 13 симфонических поэм.

Появление и развитие этого жанра тесно связаны с идеей синтеза искусств, а также идеей значения искусства как важного воспитательного и просветительского фактора, которые были распространены в эпоху романтизма.

Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, соединяющего различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью и вариационностью. После Ф. Листа в этом жанре работали К. Сен-Санс, Б. Сметана, А. Дворжак, Р. Штраус, С. Рахманинов и другие.

9. Выполнение творческого задания.

Напишите или расскажите о своих впечатлениях от прослушанных произведений, посвященных войне.

10. Физкультминутка «Пластическая импровизация — отдыхаем».

11. Распевки. Попевка. Упражнения для развития музыкального слуха и голоса (по выбору учителя).

12. Исполняем песню. «На безымянной высоте» (слова М. Матусовского, перевод дм. Луценко, музыка В. Баснера).

Послушайте фонограмму песни. Попробуйте спеть соло. Представьте себя в музыкальной студии и запишите свое исполнение на диктофон.

А теперь споем все вместе песню под фонограмму. Разучиваем второй куплет песни. Исполнение песни сольно, группой, хором.

13. Обобщение изученного материала. Рефлексия.

* Расскажите, о каком музыкальном жанре мы узнали на уроке.

* Кто написал симфонические поэмы, которые мы слушали?

* О чем рассказали вам эти произведения?

* Какие средства выразительности применил композитор для создания картин войны с помощью симфонического оркестра?

14. Домашнее задание.

Послушайте музыкальные произведения, посвященные войне. Уложите сборник песен военных лет или соберите репродукции произведений живописи этой тематике.

15. Выход из класса под песню В. Баснера.

16. Для любознательных — исполнение музыкального проекта.

Проект «Песни военных лет»

Цель: научиться находить и выбирать необходимую информацию для оформления песенника или музыкальной презентации.

Ожидаемый результат: песенник или музыкальная презентация.

План создания проекта:

Сколько песен было посвящено войне и военным годам! Этот проект посвятите героям войны.

1. Прослушайте песни военных лет в исполнении солистов, хоров и эстрадных певцов. Выберите среди них те, которые больше всего вам понравились.

2. Найдите музыкальные примеры песен («плюсовки», так их чаще называют). Сохраните их в формате мрЗ. Запишите текст песни в песенник или на файлы презентации. Найдите репродукции картин, посвященные войне. Стихи и рисунки о войне только украсят ваш песенник или презентацию.

3. Теперь осталось только включить музыку и рассказать о своей работе, представляя созданный вами песенник или презентацию.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Симфоническая поэма

Смотреть что такое «Симфоническая поэма» в других словарях:

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА — жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра Ф … Большой Энциклопедический словарь

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА — Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел… … Музыкальный словарь

Симфоническая поэма — (нем. symphonische Dichtung) жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература… … Википедия

симфоническая поэма — жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра … … Энциклопедический словарь

Симфоническая поэма для 100 метрономов — Симфоническая поэма для 100 метрономов произведение Дьёрдя Лигети (1962). Пьеса «исполняется» сотней метрономов, заранее запрограммированных на воспроизведение заданного темпа и музыкального размера. Все метрономы начинают играть… … Википедия

Так говорил Заратустра (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Так говорил Заратустра (значения). Так говорил Заратустра (нем. Also sprach Zarathustra) симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением … Википедия

Остров мёртвых (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Остров мёртвых … Википедия

Финляндия (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Финляндия (значения). Финляндия … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *