Что такое симфоническая сюита

Значение слова «сюита»

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюита

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В середине XIX века появились сюиты, не имеющие связи со старинным жанром, составленные из музыки к театральным постановкам, операм и балетам, а в XX веке — и из музыки к кинофильмам.

СЮИ’ТА, ы, ж. [фр. suite] (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. С. Баха. С. из оперы «Снегурочка».

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

сюи́та I

1. муз. музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом или программой ◆ Я начал новое сочинение в форме сюиты. Форма эта мне чрезвычайно симпатична, так как нисколько не стесняет и не требует подчинения каким-ли[бо] традициям и правилам. Сюита эта будет из пяти частей, из коих последняя ― вариации. П. И. Чайковский, Письма к Н. Ф. фон-Мекк, 1884 г. (цитата из НКРЯ)

2. муз. музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т. п. ◆ В программе концерта ― сюиты из балетов Делиба «Коппелия» и «Сильвия», а также из балета Чайковского «Спящая красавица». «Афиша» (1997) // «Столица», 29 сентября 1997 г. (цитата из НКРЯ)

3. хореогр. композиция из нескольких танцев, объединённых общей темой

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюитаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: синкретизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Сюита

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюита

Сюита- (фр. suite- ряд, последовательность) представляет циклическое произведение, состоящее из самостоятельных, контрастирующих по характеру и темпу частей танцевального или жанрового характера.

В отличие от сонатного цикла, чередование частей в сюите не имеет строгого порядка, а их количество не регламентировано. Они более самостоятельны, часто пишутся в одной тональности.

Существует несколько типов сюит:

Бах. Французская сюита до минор.

Моцарт. Дивертисмент си-бемоль мажор ( 6 частей: 1. Аллегро. 2. Тема с вариациями. 3. Менуэт. 4. Адажио. 5.Менуэт. 6.Анданте- Аллегро (allegro molto))

Бородин. «Маленькая сюита» (7 частей: 1. «В монастыре» до-диез минор. 2. Интермеццо фа мажор. 3. Мазурка до мажор. 4. Мазурка ре-бемоль мажор. 5. «Грезы» ре-бемоль мажор. 6.Серенада ре-бемоль мажор. 7. Ноктюрн соль-бемоль мажор)

Шуман. «Карнавал» (любой из номеров) – цикл инструментальных миниатюр с чертами сюитности.

Сонатно-симфонический цикл (ССЦ)

Сонатно-симфонический цикл- это форма, состоящая из нескольких контрастных по содержанию, темпу и жанру частей (от двух до пяти), одна из которых написана в сонатной форме (обычно первая). Классический ССЦ включает, как правило, четыре (иногда три или две) части.

Отличия ССЦ от сюиты:
Строение ССЦ:
1 часть. Сонатная форма.

Для разработки характерна неустойчивость и различные изменения темы: вычленение, секвенцирование, имитационное развитие темы и др.

Главное изменение заключается в том, что и ГП и ПП проводятся в основной тональности. Если нет образных контрастов в ГП и ПП, то Связ.раздела нет.

2 часть.

Медленная. Создает контраст с первой частью. Имеет статичный, созерцательный, размышляющий характер.

3 часть.

Менуэт. «Рудимент» танцевальной сюиты. В дальнейшем Бетховен заменил менуэт на скерцо. Подвижная часть, написанная в сложной трехчастной форме с трио.

4 часть.

Финал. Быстрая часть. Может быть написана в абсолютно разных формах. У классицистов это часто форма рондо или рондо-соната, т.к. задача финала- обощить образно и по смыслу. Часть отличается многообразностью, где рефрен является доминирующим образом.

Моцарт. Симфония №40 соль минор ( по частям)

Если сравнивать симфонию с деятельностью человека, то ее строение можно описать следующим образом:

Источник

Билет. Симфоническая сюита.

Сравнительно с сонатой и симфонией С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая упорядоченность структуры цикла (количество частей, их характер, порядок, соотношение друг с другом могут быть различными в самых широких пределах), тенденция к сохранению во всех или неск. частях единой тональности, а также более непосредств. связь с жанрами танца, песни и др.

Противоположность Сюиты и сонаты особенно чётко выявилась к сер. 18 в., когда сюита достигла своего расцвета, а сонатный цикл окончательно сложился. Однако эта противоположность не абсолютна.

Соната и С. возникли почти одновременно, и их пути, особенно на раннем этапе, временами пересекались. Так, С. оказала заметное влияние на сонату, особенно в области тематизма. Результатом этого влияния было также включение менуэта в сонатный цикл и проникновение танц. ритмов и образов в финальное рондо.

ИСТОРИЯ Франц. Сюиты отличалась большей свободой построения (от 5 танцев у Ж. Б. Люлли в оркестровых сюитах до 23 в одной из клавесинных сюит Ф. Куперена),

В сюитах вводились и нетанцевальные части, особенно различного роды арий.

Люлли впервые ввёл в С. в качестве вступит. части увертюру. Позднее это нововведение было воспринято нем. композиторами И. К. Ф. Фишером, Г. Ф. Телеманом и И. С. Бахом.

Г. Пёрселл часто открывал свои сюиты прелюдией; эту традицию воспринял и Бах в своих английских сюитах (в его франц. С. прелюдий нет).

Помимо оркестровых и клавесинных С. во Франции были распространены С. для лютни.

Из итал. композиторов важный вклад в развитие С. внёс Д. Фрескобальди, разрабатывавший вариационную сюиту.

Нем. композиторы творчески соединили франц. и итал. влияние (оркестровая «Музыка на воде» Генделя своей программностью сближаются с франц. + вариац. техники отмечена сюита Букстехуде на тему хорала «AufmeinenliebenGott»)

И. С. Бах, возведший жанр С. на высшую ступень развития. В сюитах Баха (6 англ. и 6 франц., 6 партит, «Французская увертюра» для клавира, 4 оркестровые С., названные увертюрами, партиты для скрипки соло, С. для виолончели соло) завершается процесс освобождения танц. пьесы от связи с её бытовым первоисточником. В танц. частях своих сюит Бах сохраняет лишь типические для данного танца формы движения и нек-рые особенности ритмич. рисунка; на этой основе он создаёт пьесы, заключающие в себе глубокое лирико-драм. содержание.

В каждом типе С. у Баха выдержан свой план построения цикла; так, англ. С. и С. для виолончели всегда начинаются с прелюдии, между сарабандой и жигой в них всегда стоят 2 сходных танца и т. д.

В баховские увертюры неизменно входит фуга.

Во 2-й пол. 18 в., в эпоху венского классицизма, сюита утрачивает прежнее значение.

Ведущими муз. жанрами становятся соната и симфония, а сюита продолжает существовать в виде серенад и дивертисментов.

В XIX и первой половине XX веков жанр сюиты продолжает развиваться, но образная сфера и многие композиционные закономерности меняются.

Под влиянием романтической эстетики, сюита, в большинстве случаев, представляет собой программное сочинение. Из танцевальных жанров теперь чаще всего встречается вальс, чей ритм проникает не только в камерные произведения, но и в симфоническую и оперную музыку этого времени. Однако большое внимание уделяется и пьесам нетанцевального характера. В отличие от сюиты предыдущих эпох, пьесы новой сюиты могут быть написаны в л ю б ы х тональностях. Главная тональность в этом случае определяется по первой части (иногда в ней же пишется и последняя часть). В новой сюите может быть любое количество частей, построенных в различных классических формах. Большинство произведений написано для фортепиано, а также для оркестра. Можно выделить несколько разновидностей новой сюиты.

1) сюита, составленная композитором из собственной музыки к театральным постановкам: драматическим спектаклям, балетам, операм, а в ХХ веке – и к кинофильмам.

2) сюита, основанная на обработках песен и танцев разных народов или сочинений других композиторов (то есть не на авторском тематическом материале).

Это, например, «Чешская сюита» Дворжака, «Алжирская сюита» Сен-Санса, «Восемь русских народных песен для оркестра» Лядова, «Кавказские эскизы» Ипполитова-Иванова, «Молдавская сюита» Пейко. Сюда же можно отнести «Кармен-сюиту» Щедрина, основанную на тематизме оперы Бизе, а также Четвёртую сюиту Чайковского, которая называется «Моцартиана» и представляет собой мастерски сделанное оркестровое переложение редко исполняемых сочинений Моцарта – трёх фортепианных и одного хорового.

Писатель придавал музыке в пьесе огромное значение и хорошо продумал, где и что она должна иллюстрировать или заменять. Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она

сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига.Партитура была закончена в Лейпциге 16 апреля 1875 года, премьера пьесы с музыкой Грига состоялась в Кристиании 24 февраля 1876 года. Уже в первый сезон «Пер Гюнт» выдержал 36 представлений, причем громадный успех Ибсен по праву делил с Григом: норвежская театральная критика говорила о нем, как о полноправном создателе спектакля. Через десять лет, в январе 1886 года, «Пер Гюнт» был поставлен в Копенгагене. Для этой постановки Григ переработал музыку, в частности, почти все переоркестровал. Последним обращением композитора к этой музыке стало создание двух сюит, в которые вошли по четыре номера из написанных двадцати трех.

Первая сюита была составлена в 1888 году и получила ор. 46, вторая появилась в 1891 году под ор. 55. В сюиты Григ включил те номера из музыки к драме, которые носили самостоятельный, завершенный характер, не следуя их порядку в спектакле.

Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме «Пер Гюнт».

ОБРАЗЫ.

— природа (бурная, и спокойная норвежская)

— фольклорная фантастика («В пещере горного короля», « Танец дочерей горного короля»)

— женские образы (добрая Озе, пылкая несчастная Ингрид, чистая нежная Сольвейг, изящная капризная Анитра)

У Бизе – старался раскрыть основные конфликты.

Григ – не стремиться следовать сюжету, не дает симфонических обобщений, не раскрывает конфликт.

Источник

Что такое симфоническая сюита

Что такое сюита, история сюиты

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюитаМузыка. Этот ценнейший вид искусства не случайно сравнивают с состоянием души, поскольку одна мелодия может вызвать щемящую печаль, а другая одарит радостью и приливом сил. Музыка окружала человека всегда: изначально он слышал её в пении птиц и даже в звуке ветра, а затем сам начал создавать музыкальные инструменты и сочинять различные мотивы. Впоследствии была изобретена нотная запись и появились первые композиторы, которые для выражения своих творческих идей постоянно совершенствовали различные музыкальные формы. Так возник удивительный жанр «сюиты», который и спустя пять столетий пленяет сегодняшних слушателей своей образной многоликостью и непредсказуемостью.

Историю сюиты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое сюита

Сюита. Исторически сложилось так, что данный жанровый термин представляет одну из разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. А кроме того этим словом, в переводе с французского обозначающего «последовательность», называют произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, но объединённых единой художественной мыслью.

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюита

В настоящее время сюиты подразделяются на такие виды:

Танцевальная «старинная сюита». Изначально её основу составляла определённая последовательность, объединённых одной тональностью и написанных в простейших музыкальных формах, контрастных по характеру популярных танцев эпохи барокко: аллеманды, куранты, сарабанды, жиги. Впоследствии совершенствуясь, цикл обогатился не только другими танцевальными композициями, но пьесами иных инструментальных жанров. Одной из разновидностей «сюиты» является «партита». Самые известные на сегодняшний день «старинные сюиты» и «партиты» принадлежат перу великого Иоганна Себастьяна Баха.

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюита

Камерная «романтическая сюита». Данная циклическая форма не ограничивается определёнными рамками и представляет собой цикл разнохарактерных самостоятельных композиций, как правило, программного содержания. Данный вид «сюит», для которого характерна картинная изобразительность, а также связь с народным творчеством, наиболее ярко представлен в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана.

Концертная «оркестровая сюита». Это циклическое симфоническое произведение, включающее в себя несколько самостоятельных частей и, как правило, имеющее программное содержание. Большую популярность получили «оркестровые сюиты», составленные из музыки к драматическим спектаклям, операм, балетам и кинофильмам.

Популярные сюиты

История сюиты

История «сюиты», как самостоятельного инструментального жанра, берёт своё начало в далёкую эпоху Возрождения, и необходимо заметить, что её появление связано с развивающимся в тот период искусством хореографии. В те переходные времена происходило заметное расслоение общества, которое ощутимо проявлялось не только в материальном положении, но и в культуре поведении и уровне образования. Данное различие стало проявляться и в танцах, ранее не имевших классовой разницы, но затем разделившихся на традиционные, то есть рождённые в народе и придворные постановочные, позволявшие богачам продемонстрировать свой высокий статус. Постепенно зарождалась хореография, которая помогала дамам и кавалерам овладевать умением изящно и благородно двигаться.

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюита

Во второй половине XVI века француз Эстьенн дю Тертр опубликовал такой парный танец и впервые назвал его «сюитой». Немного позднее к «паване» и «гильярде» композиторы стали добавлять третий, а затем и четвёртый танец, тем самым превращая цикл в четырёхчастный. В начале следующего столетия это музыкальное новшество проникло в Германию, Италию и Англию. Однако в тех странах композиторы изначально не сковывали себя строгими рамками, а потому включали и свободно варьировали в «сюите», самые разнообразные национальные танцевальные композиции, которые они творчески перерабатывали.

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюита

Необходимо отметить в то же время танцевальный цикл постепенно утрачивал своё бытовое назначение и перерождался в инструментальное произведение для музицирования. Интенсивно развиваясь, «сюита» к середине XVII века была окончательно смоделирована в творчестве немецкого композитора Иоганна Фробергера. Его четырёхчастный цикл, впоследствии признанный классическим, был сформирован из контрастных по характеру, ритму и темпу танцев: алеманды, куранты, сарабанды и жиги, следующих друг за другом в определённом порядке. Эти пьесы объединяло лишь то, что все они были написаны в одной тональности.

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюита

Одни из ранних, дошедших до нас оркестровых сюит, принадлежат перу немецкого композитора эпохи барокко Георгу Муффату, которые он создал, находясь под впечатлениями от произведений француза Жана-Батиста Люлли. Всё это говорит о том, что в то время «сюита», которую также именовали «Suite de danses», «Ordre» и «Partita», набирая всё большую популярность, продолжала интенсивно развиваться, и каждый композитор по своему подходил к составу входящих в неё номеров. Англичанин Генри Пёрселл частенько начинал свои «сюиты» с прелюдии, а француз Люлли с увертюры. Все ранние достижения в жанре «сюиты» воспринял и подытожил великий Иоганн Себастьян Бах . В его творчестве «сюита» достигла небывалого расцвета и подлинной вершины своего развития. Композитор, создавая многочисленные сюиты для клавира, скрипки, виолончели и различных инструментальных ансамблей, переосмыслил жанр, наполнил его глубоким и проникновенным чувством. Не отступая от прежних основ объединения танцевальных композиций, он видоизменил строй цикла и усовершенствовал его так, что поднял «сюиту» на уровень высочайшего искусства. Нельзя оставить без внимания, что весомый вклад в развитие «сюиты» то же самое время внёс немецкий, английский композитор Георг Фридрих Гендель . Его «сюиты» в нынешнее время так же знамениты, как и «сюиты» Баха.

Возрождение «сюиты» приходиться на первую половину XIX века. Эта цикличная форма вновь привлекает внимание композиторов, при этом наполняется новым содержанием, которое нередко бывает программным. Части в романтических «сюитах», количество которых свободно варьировалось, не имели обязательный танцевальный характер и не были связаны одной тональностью. Яркими образцами таких произведений являются «сюиты» Роберта Шумана , среди которых особое внимание необходимо уделить «Карнавалу», «Бабочкам», «Фантастическим пьесам» и «Детским сценам».

В XX веке композиторы тоже с увлечением работали в жанре «сюиты». Были созданы такие выдающиеся произведения, как балетные сюиты « Жар-птица » и «Петрушка» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта», «Золушка» Сергея Прокофьева, «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Немного позднее композиторы стали составлять сюиты из музыки к кинофильмам. Так появились сюиты Георгия Свиридова «Метель» и « Время, вперёд! », а также «Гамлет» Дмитрия Шостаковича.

Вспоминая сюиты созданные в XX веке нельзя оставить без внимания «Гоголь-сюиту» и «Сюиту в старинном стиле» Альфреда Шнитке, а кроме того выдающуюся «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, основанную на темах оперы Жоржа Бизе.

Что такое симфоническая сюита. Смотреть фото Что такое симфоническая сюита. Смотреть картинку Что такое симфоническая сюита. Картинка про Что такое симфоническая сюита. Фото Что такое симфоническая сюита

Интересные факты

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Сюита

Благодаря появлению новых музыкальных инструментов, стали развиваться инструментальные музыкальные жанры. И, прежде всего, это были танцевальные жанры. Люди много времени проводили на балах. Танцы по характеру были разные – веселые, подвижные, спокойные, торжественные и т.д. Благодаря разнохарактерным танцам, появился крупный музыкальный жанр – сюита.

Сюита – многочастное музыкальное произведение, в котором части построены по принципу контраста (если первая часть медленная, то вторая – быстрая, третья – медленная и т.д.).

Сюита 16 века

В сюиту 16 века входило всего 2 танца. Первый танец назывался Павана.

По одной из версий этот танец придумали в городе Падуе (Италия).

Павана – это торжественный медленный танец.

Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.

Второй танец в сюите назывался Гальярда.

Гальярда — старинный танец итальянского происхождения. По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в 16 веке её стали танцевать и при дворе.

Т. о. сюита в 16 веке состояла всего из двух танцев. В таком виде сюита просуществовала до 17 века.

Сюита 17 века

В 17 веке стали модными другие танцы и сюиты стали не двухчастные, а четырехчастные. Первый танец – аллеманда, неторопливый изящный танец.

Второй танец – куранта, подвижный танец.

Третий танец – сарабанда, самый медленный танец.

Четвертый танец – жига, быстрый активный танец.

Сюита 18 века

Вершиной развития жанра сюита стал 18 век. В 18 веке 2 немецких композитора – И.С. Бах и Гендель особенно прославились в жанре сюита. Одна из особенностей сюиты 18 века – вставные пьесы нетанцевального характера между частями.
Таким примером может служить знаменитая «Шутка» Баха. Это не отдельное произведение, а часть одной из сюит Баха. Как раз это пример вставной пьесы нетанцевального характера.

Еще один пример – «Пассакалия» Генделя. Произведение, которое стало очень популярным. Существует множество переложений «Пассакалии».

Именно в 18 веке произошли самые большие изменения в строении сюиты. Количество частей в сюитах увеличилось, но не ограничивалось определенным количеством танцев, как в 16 веке – 2 части, или в 17 веке – 4 части.

Особенности сюиты 18 века

Сюита 19 века

Сюита по-прежнему состоит из контрастных частей, но танцевальность теперь не является обязательным признаком сюиты.

Теперь под сюиты не танцуют, их слушают. Итак, вот какие виды сюит появились в 19 веке:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *