Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония, история симфонии

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеетИстория музыкального искусства началась в незапамятные времена и своими корнями уходит в глубокую древность. Музыка сопровождала людей всегда и везде, вошла в их культуру, стала неотъемлемой частью жизни и интенсивно развивалась вместе с непрерывно эволюционирующим человеком. Появлялись новые музыкальные инструменты, усовершенствованные жанры и стили, которые с течением времени неустанно преобразовывались. Так, для воплощения творческих идей талантливых композиторов в результате их кропотливых изысканий возник обладающий широкими возможностями жанр симфонии, который и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.

Историю симфонии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое симфония

Симфония. В нынешнее время этим словом, которое с греческого переводится как созвучие, именуют наполненное глубоким идейным содержанием масштабное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром того или иного состава: симфоническим, духовым, народным, камерным. Симфония, являющаяся высшей формой инструментальной музыки, пишется композиторами в сонатно-циклической форме, то есть произведение состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом, при этом первая часть сочинения, как правило, излагается в сонатной форме.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Симфония по своему потенциалу превосходит другие музыкальные формы. Её возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно-драматическое действие и помимо того показать всё богатство эмоциональных состояний личности, то есть её чувства и настроения. По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Популярные симфонии

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

История

Симфония. Это слово известно с незапамятных времён. В Древней Греции оно означало пение в унисон, а также приятное и ласкающее слух сочетание различных звуков. В Древнем Риме данным термином также называли различные инструментальные ансамбли, а во времена Средневековья в некоторых странах им именовали светскую музыку и всякого рода музыкальные инструменты. Со временем данное слово стало приобретать иное значение. В эпоху Ренессанса «симфонией» называли стройное хоровое пение, крупные духовные вокально-инструментальные композиции, а также вступления к вошедшим в моду многоголосным вокальным пьесам – канцонам и мадригалам.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Интересные факты о симфониях

Среди большого количества музыкальных жанров симфония в нынешнее время занимает самое почётное место, поскольку только в ней возможно всецело отобразить драматургический замысел, а также внутренний мир её создателя. Слушая произведение, мы приобщаемся к гениальности творца, создавшего его, а значит, что очень важно, становимся духовно богаче.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Симфония № 40 Моцарта

Источник

Сколько частей в симфонии?

Какое количество частей в симфонии?

Что такое симфония и сколько в ней частей?

Музыкальное произведение для оркестра, главным образом симфонического, как правило, в сонатно-циклической форме. Обычно состоит из 4 частей; бывают С. с большим и меньшим количеством частей, вплоть до одночастной.

Сколько частей в классической симфонии как они называются?

В классической симфонии обычно имеется четыре части: 1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме; 2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты; 3-я — скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

Сколько по времени длится симфония?

Если ранние симфонии классиков длятся обычно не более 10-15 минут, а состав оркестра в них не превышает небольшую группу струнных и одну-две пары духовых инструментов, то некоторые из симфоний-гигантов Малера, Айвза или Шостаковича звучат дольше часа, а общее количество исполнителей в них может доходить до сотни.

Сколько частей в симфонии опишите каждую часть?

Как называется первая часть симфонии?

В симфонии четыре части. Первая – сонатное allegro. Вторая – лирическая, в трёхчастной или вариационной форме. Третья – танцевальная (менуэт или скерцо), как правило, в трёхчастной репризной форме.

Что такое симфония 3 класс?

Что такое симфония вкратце?

Жанр инструментальной музыки, крупное сочинение для симфонического оркестра. По аналогии с литературой можно сказать, что симфония – это роман с единым замыслом и выстроенной драматургией. И разные эпохи вносили в драматургию симфонии свои приемы и традиции.

Что такое соната и что такое симфония?

Сколько частей в неоконченной симфонии?

Симфония имеет всего две части. Формально, если взять за основу нормы классического четырехчастного цикла, она действительно неоконченная. Однако после нее Шуберт написал огромное количество других произведений, в том числе еще две симфонии (Восьмая симфония была написана в 1825 году и бесследно исчезла.

Сколько частей в классической симфонии Прокофьева?

Симфония имеет продолжительность от 10 до 15 минут и состоит из четырёх частей: Allegro. Larghetto.

Сколько частей в симфонии номер 40?

В состав оркестра симфонии (в последней редакции) входит флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части: Allegro molto.

Сколько по времени длится 12 симфония Бетховена?

Продолжительность исполнения квартета 31 минута: I ч.

Почему в названии симфонии указывается тональность?

Что такое симфония подчеркните правильный ответ?

Симфония –это: 1)ведущий жанр оркестровой музыки, богато развитое многочастное произведение. 2)жанр вокальной музыки, четырёхчастного строения. 3)-жанр оркестровой музыки, развитое одночастное произведение.

Источник

Строение симфонии (классическая форма)

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека

1 часть. Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).

2 часть. Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.

3 часть.Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.

4 часть.Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеетСимфония в творчестве зарубежных композиторов

· Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)

Создатель жанра и автор 108 симфоний

Симфония №103 «С тремоло литавр»

Свое название «с тремоло литавр»

симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожжащий), напоминающее отдалённые раскаты грома,
на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.

· Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеетВольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

· Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеетЛюдвиг ван Бетховен (1770—1827)

Симфония №5 – самая известная.

· Франц Шуберт(1797—1828)

Симфония №8 «Неоконченная»

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеетОдна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.

Источник

Музыкальные жанры. Симфония

Продолжение. См. статьи «Опера» (№ 2/2009), «Увертюра» (№ 6/2009)

Слово симфония восходит к греческому Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет и имеет несколько значений. Теологи называют так справочник по употреблению слов, встречающихся в Библии. Термин переводится ими как согласие и согласование. Музыканты переводят это слово как созвучие.

Тема нашего очерка — симфония как музыкальный жанр. Оказывается, что и в музыкальном контексте термин симфония заключает в себе несколько разных смыслов. Так, Бах назвал симфониями свои замечательные пьесы для клавира, имея в виду, что они представляют собой гармоническое соединение, сочетание — созвучие — нескольких (в данном случае — трех) голосов. Но это употребление термина было исключением уже во времена Баха — в первой половине XVIII века. Более того, в творчестве самого Баха он обозначал музыку совершенно иного стиля.

И вот мы вплотную подошли к основной теме нашего очерка — к симфонии как большому многочастному оркестровому произведению. В таком смысле симфония появилась около 1730 года, когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение, взяв за основу трехчастную увертюру итальянского типа.

Родство симфонии с увертюрой проявляется не только в том, что каждый из трех разделов увертюры: быстро–медленно–быстро (а порой еще и медленное вступление к ней) превратился в симфонии в самостоятельную отдельную часть, но и в том, что увертюра подарила симфонии идею контраста основных тем (как правило, мужского и женского начала) и таким образом наделила симфонию необходимым для музыки больших форм драматическим (и драматургическим) напряжением, интригой.

Конструктивные принципы симфонии

Горы музыковедческих книг и статей посвящены анализу формы симфонии, ее эволюции. Художественный материал, представляемый жанром симфонии, огромен как по количеству, так и по разнообразию форм. Здесь мы может охарактеризовать наиболее общие принципы.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии
им. Д. Д. Шостаковича

1. Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений. Восьмая симфония (1906) Густава Малера, например, грандиозная по художественному замыслу, написана для огромного — даже по представлениям начала XX века — состава исполнителей: большой симфонический оркестр расширен за счет 22 деревянных духовых и 17 медных инструментов, партитура включает также два смешанных хора и хор мальчиков; к этому добавлены восемь солистов (три сопрано, два альта, тенор, баритон и бас) и закулисный оркестр. Ее часто называют «Симфонией тысячи участников». Для того чтобы ее исполнить, приходится перестраивать сцену даже очень больших концертных залов.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Инструменты симфонического оркестра

2. Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие. (Большая редкость одночастная симфония, пример — Симфония № 21 Н. Мясковского.)

Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем. Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.

Чтобы дать представление о составе частей симфонии, приведем сведения о нескольких шедеврах.

Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер», до мажор

II. Andante cantabile

III. Menuetto. Allegretto — Trio

Бетховен. Симфония № 3, ми-бемоль мажор, соч. 55 («Героическая»)

I. Allegro con brio

II. Marcia funebre: Adagio assai

III. Scherzo: Allegro vivace

IV. Finale: Allegro molto, Poco Andante

Шуберт. Симфония № 8 си минор (так называемая «Неоконченная»)

I. Allegro moderato

II. Andante con moto

Берлиоз. Фантастическая симфония

Гектор Берлиоз

I. Мечтания. Страсти: Largo — Allegro agitato e appassionato assai — Tempo I — Religiosamente

II. Бал: Valse. Allegro non troppo

III. Сцена в полях: Adagio

IV. Шествие на казнь: Allegretto non troppo

V. Сон в ночь шабаша: Larghetto — Allegro — Allegro assai — Allegro — Lontana — Ronde du Sabbat — Dies irae

Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»

II. Scherzo. Prestissimo

3. Наиболее сложной по конструкции бывает первая часть. В классической симфонии она обычно пишется в форме так называемого сонатного Allegro. Особенность этой формы в том, что в ней сталкиваются и развиваются по крайней мере две основные темы, о которых в самых общих чертах можно говорить как о выражающих мужское (эту тему принято называть главной партией, поскольку в первый раз она проходит в главной тональности произведения) и женское начало (это побочная партия — она звучит в одной из родственных главной тональности). Две эти основные темы каким-то образом связаны, и переход от главной к побочной называется связующей партией. Изложение всего этого музыкального материала обычно имеет определенным образом оформленное завершение, этот эпизод именуется заключительной партией.

Если мы слушаем классическую симфонию с вниманием, которое позволяет нам с первого знакомства с данным сочинением сразу же различить эти структурные элементы, то мы обнаружим по ходу первой части видоизменения этих основных тем. С развитием сонатной формы некоторые композиторы — и Бетховен первый из них — сумели в теме мужественного характера выявить женственные элементы и наоборот, и по ходу разработки этих тем «осветить» их по-разному. Это, быть может, ярчайшее — как художественное, так и логическое — воплощение принципа диалектики.

Вся первая часть симфонии строится как трехчастная форма, в которой сначала основные темы представляются слушателю, как бы экспонируются (потому этот раздел называется экспозиция), затем они претерпевают развитие и преобразование (второй раздел — разработка) и в конце концов возвращаются — либо в первоначальном виде, либо в каком-то новом качестве (реприза). Это самая общая схема, в которую каждый из великих композиторов внес что-то свое. Поэтому мы не встретим двух одинаковых конструкций не только у разных композиторов, но и у одного. (Конечно, если речь идет о великих творцах.)

4. После обычно бурной первой части симфонии непременно должно быть место для музыки лирической, спокойной, возвышенной, одним словом, льющейся в медленном движении. Поначалу такой была вторая часть симфонии, и это считалось довольно жестким правилом. В симфониях Гайдна и Моцарта медленная часть именно вторая. Если в симфонии всего три части (как в моцартовских 1770-х гг.), то медленная часть действительно оказывается средней. Если же симфония четырехчастная, то между медленной частью и быстрым финалом в ранних симфониях помещался менуэт. Позже, начиная с Бетховена, менуэт заменялся стремительным скерцо. Однако в какой-то момент композиторы решили отойти от этого правила, и тогда медленная часть стала третьей в симфонии, а скерцо стало второй частью, как мы видим (точнее, слышим) в «Богатырской» симфонии А. Бородина.

5. Финалы классических симфоний характеризуются оживленным движением с чертами танцевальности и песенности, нередко в народном духе. Порой финал симфонии превращается в истинный апофеоз, как в Девятой симфонии (соч. 125) Бетховена, где в симфонию был введен хор и солисты-певцы. Хотя это и было новшеством для жанра симфонии, но не для самого Бетховена: еще раньше он сочинил Фантазию для фортепиано, хора и оркестра (соч. 80). В симфонии звучит ода «К радости» Ф. Шиллера. Финал настолько главенствует в этой симфонии, что три предшествующие ему части воспринимаются как огромное вступление к нему. Исполнение этого финала с его призывом «Обнимитесь, миллионы!» на открытии Генеральной сессии ООН — лучшее выражение этических чаяний человечества!

Великие творцы симфоний

Йозеф Гайдн прожил долгую жизнь (1732–1809). Полувековой период его творческой деятельности очерчен двумя важнейшими обстоятельствами: смертью И.С. Баха (1750), завершившей эпоху полифонии, и премьерой Третьей («Героической») симфонии Бетховена, ознаменовавшей начало эры романтизма. В течение этих пятидесяти лет старые музыкальные формы — месса, оратория и concerto grosso — были заменены новыми: симфонией, сонатой и струнным квартетом. Главным местом, где теперь звучали произведения, написанные в этих жанрах, стали не церкви и соборы, как раньше, а дворцы вельмож и аристократов, что, в свою очередь, привело к изменению музыкальных ценностей — в моду вошли поэтичность и субъективная выразительность.

Во всем этом Гайдн был пионером. Часто — хотя и недостаточно корректно — его именуют «отцом симфонии». Некоторые композиторы, например Ян Стамиц и другие представители так называемой Мангеймской школы (Мангейм в середине XVIII в. — цитадель раннего симфонизма), значительно раньше Гайдна уже стали сочинять трехчастные симфонии. Однако Гайдн поднял эту форму на гораздо более высокую ступень и показал пути в будущее. Его ранние произведения несут на себе печать влияния К.Ф.Э. Баха, а поздние предвосхищают совершенно другой стиль — Бетховена.

При этом примечательно, что композиции, которые приобрели важное музыкальное значение, он стал создавать, когда перешел свой сорокалетний рубеж. Плодовитость, разнообразие, непредсказуемость, юмор, изобретательность — вот что делает Гайдна выше на голову (или даже, как заметил один острослов, по плечи) над уровнем его современников.

Многие симфонии Гайдна получили названия. Приведу несколько примеров.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

А. Абакумов. Играют Гайдна. 1997

Знаменитая симфония № 45 получила название «Прощальная» (или «Симфония при свечах»): на последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены, остаются лишь две скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом ляфа-диез. Сам Гайдн поведал полуюмористическую версию возникновения симфонии: князь Николай Эстерхази однажды очень долго не отпускал оркестрантов из Эстерхаза в Эйзенштадт, где жили их семьи. Желая помочь своим подчиненным, Гайдн сочинил заключение «Прощальной» симфонии в виде тонкого намека князю — выраженной музыкальными образами просьбы об отпуске. Намек был понят, и князь отдал соответствующие распоряжения.

В эпоху романтизма юмористический характер симфонии был забыт, и ее стали наделять трагическим смыслом. Шуман писал в 1838 г. по поводу музыкантов, тушащих свои свечи и уходящих с эстрады во время финала симфонии: «И никто не смеялся при этом, так как было не до смеха».

Симфония № 94 «С ударом литавр, или Сюрприз» получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры. № 96 «Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств. На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей. В зале раздались восклицания: «Чудо! Чудо!» Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.

Название симфонии № 100 «Военная», наоборот, совсем не случайно — ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; даже Менуэт здесь (третья часть) довольно лихого «армейского» склада; включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки (ср. с «Турецким маршем» Моцарта).

№ 104 «Саломон»: не дань ли это уважения к импресарио — Джону Питеру Саломону, столь много сделавшему для Гайдна? Правда, и сам Саломон благодаря Гайдну прославился настолько, что был похоронен в Вестминстерском аббатстве «за то, что привез в Лондон Гайдна», как указано на его надгробной плите. Поэтому симфония должна называться именнно «Саломон», а никак не «Соломон», как это порой встречается в концертных программах, что неверно ориентирует слушателей на библейского царя.

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт свои первые симфонии написал, когда ему было восемь лет, а последние — в тридцать два года. Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены.

Если воспользоваться советом Альфреда Эйнштейна, крупнейшего знатока Моцарта, и сравнить это количество всего с девятью симфониями у Бетховена или четырьмя у Брамса, то сразу станет ясно, что понятие жанра симфонии у этих композиторов различно. Но если выделить у Моцарта те его симфонии, которые действительно, как у Бетховена, адресованы некоей идеальной аудитории, иными словами, всему человечеству (humanitas), то окажется, что Моцарт написал тоже не более десяти таких симфоний (тот же Эйнштейн говорит о «четырех-пяти»!). «Пражская» и триада симфоний 1788 года (№ 39, 40, 41) — это изумительный вклад в сокровищницу мирового симфонизма.

Из этих трех последних симфоний средняя, № 40, наиболее известна. По популярности с ней могут соперничать разве что «Маленькая ночная серенада» и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Хотя причины популярности всегда трудно определить, одной из них в данном случае может быть выбор тональности. Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочтитавшего бодрые и радостные мажорные тональности. Из сорока одной симфонии только две написаны в минорной тональности (это отнюдь не значит, что Моцарт не писал минорной музыки в мажорных симфониях).

Аналогичная статистика у его фортепианных концертов: из двадцати семи только в двух основная тональность минорная. Если учесть, в какие мрачные дни создавалась эта симфония, то может показаться, что выбор тональности был предопределен. Однако есть в этом творении нечто большее, чем просто будничные печали какого-то одного человека. Надо помнить, что в ту эпоху немецкие и австрийские композиторы все более оказывались во власти идей и образов эстетического течения в литературе, получившего название «Буря и натиск».

Имя новому движению дала драма Ф.М. Клингера «Буря и натиск» (1776). Появилось большое количество драм с невероятно пылкими и часто непоследовательными героями. Композиторов также увлекла идея выразить звуками драматический накал страстей, героическую борьбу, часто тоску по неосуществимым идеалам. Не удивительно, что в этой атмосфере Моцарт тоже обращался к минорным тональностям.

В отличие от Гайдна, который всегда был уверен в том, что его симфонии будут исполнены — либо перед князем Эстерхази, либо, как «Лондонские», перед лондонской публикой, – у Моцарта такой гарантии никогда не было, и, несмотря на это, он был поразительно плодовит. Если его ранние симфонии часто развлекательная или, как мы теперь сказали бы, «легкая» музыка, то поздние симфонии — это «гвоздь программы» любого симфонического концерта.

Людвиг ван Бетховен

Бетховен создал девять симфоний. Книг о них написано, вероятно, больше, чем нот в этом наследии. Величайшие из его симфоний — Третья (ми-бемоль мажор, «Героическая»), Пятая (до минор), Шестая (фа мажор, «Пасторальная»), Девятая (ре минор).

…Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии. О том, что тогда произошло, свидетельствуют сохранившиеся документы. Примечательным было уже само извещение о предстоящей премьере: «Большая музыкальная академия, которую устраивает господин Людвиг ван Бетховен, состоится завтра, 7 мая. В качестве солистов выступят м-ль Зонтаг и м-ль Унгер, а также господа Хайцингер и Зайпельт. Концертмейстер оркестра — господин Шуппанциг, дирижер — господин Умлауф. Господин Людвиг ван Бетховен будет лично принимать участие в руководстве концертом».

Это руководство в конечном счете вылилось в то, что Бетховен сам дирижировал симфонией. Но как это могло случиться? Ведь к тому времени Бетховен был уже глух. Обратимся к свидетельствам очевидцев.

«Бетховен дирижировал сам, вернее, он стоял перед дирижерским пультом и жестикулировал как сумасшедший, — писал Йозеф Бем, скрипач оркестра, принимавший участие в том историческом концерте. — То он тянулся вверх, то почти приседал на корточки, размахивая руками и топая ногами, словно сам хотел играть одновременно на всех инструментах и петь за весь хор. На самом деле всем руководил Умлауф, и мы, музыканты, следили только за его палочкой. Бетховен был так взволнован, что совершенно не замечал происходящего вокруг и не обращал внимания на бурные аплодисменты, едва ли доходившие до его сознания вследствие слабости слуха. В конце каждого номера приходилось подсказывать ему, когда именно следует повернуться и поблагодарить публику за аплодисменты, что он делал весьма неловко».

По окончании симфонии, когда уже гремели овации, Каролина Унгер подошла к Бетховену, мягко остановила его руку — он все еще продолжал дирижировать, не осознавая, что исполнение закончилось! — и повернула лицом к залу. Тогда всем стало очевидно, что Бетховен совершенно глух.

Успех был грандиозный. Чтобы положить конец овациям, понадобилось вмешательство полиции.

Петр Ильич Чайковский

В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений. Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая».

В феврале 1893 г. у Чайковского созрел план новой симфонии, ставшей Шестой. В одном из писем он сообщает: «Во время путешествия у меня появилась мысль другой симфонии… с такой программой, которая останется для всех загадкой… Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствия, мысленно сочиняя ее, я очень плакал».

Шестая симфония была записана композитором очень быстро. Буквально за неделю (4–11 февраля) он записал всю первую часть и половину второй. Потом работа на некоторое время прервалась поездкой из Клина, где композитор тогда жил, в Москву. Вернувшись в Клин он с 17 до 24 февраля работал над третьей частью. Потом был еще один перерыв, и во второй половине марта композитор завершил финал и вторую часть. Оркестровку пришлось несколько отложить, поскольку у Чайковского было запланировано еще несколько поездок. 12 августа оркестровка была закончена.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Программа первого исполнения Шестой симфонии
под управлением П.И. Чайковского в Петербурге.
16 октября 1893 г.

Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора. Чайковский писал после премьеры: «С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Дальнейшие события сложились трагически: через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет

Зал Дворянского собрания в Петербурге
(ныне Большой зал Петербургской филармонии),
где впервые была исполнена Шестая симфония

В. Баскин, автор первой биографии Чайковского, присутствовавший и на премьере симфонии, и на первом ее исполнении после смерти композитора, когда дирижировал Э. Направник (это исполнение стало триумфальным) писал: «Мы помним то грустное настроение, которое царило в зале Дворянского собрания 6 ноября, когда вторично исполнена была «Патетическая» симфония, не вполне оцененная при первом исполнении под управлением самого Чайковского. В этой симфонии, ставшей, к прискорбию, лебединой песнью нашего композитора, он явился новым не только по содержанию, но и по форме; вместо обычного Allegro или Presto она начинается Adagio lamentoso, оставляющим слушателя в самом грустном настроении. В этом Adagio композитор как бы прощается с жизнью; постепенное morendo (итал. — замирание) всего оркестра нам напомнило знаменитый конец «Гамлета»: «The rest is silent» (Дальнейшее — тишина)».

Мы смогли лишь кратко сказать всего о нескольких шедеврах симфонической музыки, к тому же оставив в стороне собственно музыкальную ткань, поскольку для такого разговора необходимо реальное звучание музыки. Но даже из этого рассказа становится ясно, что симфония как жанр и симфонии как творения человеческого духа — бесценный источник высочайешго наслаждения. Мир симфонической музыки огромен и неисчерпаем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть фото Что такое симфония сколько частей имеет. Смотреть картинку Что такое симфония сколько частей имеет. Картинка про Что такое симфония сколько частей имеет. Фото Что такое симфония сколько частей имеет