Что такое симфония сколько частей в симфонии
Что такое симфония сколько частей в симфонии
Что такое симфония, история симфонии
История музыкального искусства началась в незапамятные времена и своими корнями уходит в глубокую древность. Музыка сопровождала людей всегда и везде, вошла в их культуру, стала неотъемлемой частью жизни и интенсивно развивалась вместе с непрерывно эволюционирующим человеком. Появлялись новые музыкальные инструменты, усовершенствованные жанры и стили, которые с течением времени неустанно преобразовывались. Так, для воплощения творческих идей талантливых композиторов в результате их кропотливых изысканий возник обладающий широкими возможностями жанр симфонии, который и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.
Историю симфонии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое симфония
Симфония. В нынешнее время этим словом, которое с греческого переводится как созвучие, именуют наполненное глубоким идейным содержанием масштабное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром того или иного состава: симфоническим, духовым, народным, камерным. Симфония, являющаяся высшей формой инструментальной музыки, пишется композиторами в сонатно-циклической форме, то есть произведение состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом, при этом первая часть сочинения, как правило, излагается в сонатной форме.
Симфония по своему потенциалу превосходит другие музыкальные формы. Её возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно-драматическое действие и помимо того показать всё богатство эмоциональных состояний личности, то есть её чувства и настроения. По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией.
Популярные симфонии
История
Симфония. Это слово известно с незапамятных времён. В Древней Греции оно означало пение в унисон, а также приятное и ласкающее слух сочетание различных звуков. В Древнем Риме данным термином также называли различные инструментальные ансамбли, а во времена Средневековья в некоторых странах им именовали светскую музыку и всякого рода музыкальные инструменты. Со временем данное слово стало приобретать иное значение. В эпоху Ренессанса «симфонией» называли стройное хоровое пение, крупные духовные вокально-инструментальные композиции, а также вступления к вошедшим в моду многоголосным вокальным пьесам – канцонам и мадригалам.
Интересные факты о симфониях
Среди большого количества музыкальных жанров симфония в нынешнее время занимает самое почётное место, поскольку только в ней возможно всецело отобразить драматургический замысел, а также внутренний мир её создателя. Слушая произведение, мы приобщаемся к гениальности творца, создавшего его, а значит, что очень важно, становимся духовно богаче.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Симфония № 40 Моцарта
Строение симфонии (классическая форма)
Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека
1 часть. Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).
2 часть. Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.
3 часть.Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.
4 часть.Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.
Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.
Симфония в творчестве зарубежных композиторов
· Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)
Создатель жанра и автор 108 симфоний
Симфония №103 «С тремоло литавр»
Свое название «с тремоло литавр»
симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожжащий), напоминающее отдалённые раскаты грома,
на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.
· Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
· Людвиг ван Бетховен (1770—1827)
Симфония №5 – самая известная.
· Франц Шуберт(1797—1828)
Симфония №8 «Неоконченная»
Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.
Классическая форма симфонии
Классическая форма симфонии в основных чертах сохранилась до наших дней. Она стала своего рода «музыкальной моделью» действительности. В ней фиксируются представления человека о мире, воплощенные в движении мелодий и ритмов. Классическая симфония воссоздает разнообразные, но всегда существующие стороны многообразия жизни.
Структура классической симфонии
I часть симфонии наиболее действенна и активна. Она чутко откликается на контрасты и противоречия, словно напоминая о том, как изменчива жизнь, как безостановочно ее движение.
В средних частях выдвигаются более устойчивые образы. Одна из них – медленная (как правило, идет после I части) – лирический центр симфонии. Это, по определению академика Б. Асафьева, «область размышлений о жизни, судьбе, любви, смерти, о природе…».
Далее, в оживленном менуэте или скерцо, находят отражение «игровые и танцевальные досуги человечества», многообразие картины быта. Наконец, в «устремленной, в почти всегда маршевой и гимнической поступи» финала возникает образ народа, общества. Классическая форма симфонии в завершении погружает слушателя в атмосферу коллективного действия, празднества или шествия.
Говоря очень обобщенно, в симфонии, как правило, «моделируются» драматические, лирические, характерно-бытовые и народно-эпические сферы.
Классическая форма симфонии. Сонатная форма
Поэтому именно в первой части сложилась особая музыкальная форма, способная воплотить бурную динамику жизни, конфликтное течение мысли, борьбу страстей. Эта новая форма получила название «сонатной» и, по словам С.И. Танеева, «стала самой совершенной из всех музыкальных форм».
Особенность сонатной формы состоит в том, что образы в ней не только контрастно сопоставляются, но и активно взаимодействуют.
Ее развертывание отдаленно напоминает действие драматической пьесы, Р. Роллан даже сравнивал сонатную форму с классической трагедией. Вначале композитор знакомит слушателя с «персонажами» – мелодиями, намечает завязку драмы. Затем действие развивается, обостряется, переходит в кульминацию, после чего подводится итог, наступает развязка.
Так образуются три основных раздела сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза.
Экспозиция
Мелодия, открывающая экспозицию, называется главной темой. Вскоре возникает вторая мелодия, именуемая побочной темой. Своим появлением она как бы опровергает, оспаривает главную тему, стремится вытеснить ее из сознания слушателя. Рождается ощущение неравновесия, неустойчивости. Окончание экспозиции внушает мысль: «продолжение следует»…
Разработка
Вслед за экспозицией наступает разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Темы, показанные в экспозиции, освещаются с новых, неожиданных сторон. Не только между темами, но и внутри них обнаруживаются ранее скрытые контрасты, возникают противоречия.
Мелодии расчленяются на короткие мотивы, они мелькают в разных голосах оркестра, сталкиваясь и переплетаясь. Состояние неустойчивости достигает критической точки, упорно требуя «разрешения», разрядки. Ее приносит реприза.
Реприза
Реприза (в переводе с французского – повторение, возобновление) восстанавливает первоначальный целостный облик тем, в ней закрепляются результаты их взаимодействия. Композитор либо «примиряет» основные образы, либо углубляет различия между ними.
Кода
Итоговый, резюмирующий характер в еще большей степени присущ примыкающему к репризе разделу коды (дословный перевод с итальянского – хвост, шлейф, конец). Кода вносит последний многозначительный штрих, «формулирует» окончательный вывод произведения.
Она опирается на ранее звучавшие темы – главную, побочную или тему вступления, которая нередко предшествует экспозиции, выступая в роли пролога к основному действию. Мотивы вступления могут быть использованы и в разработке.
Таким образом, классическая форма симфонии с использованием сонатной формы имеет следующую схему:
Композиция классической симфонии с сонатной формой в «головной части» оказалась поистине универсальной. Несмотря на кажущуюся строгость, она допускает бесконечное разнообразие образных решений. Это было доказано и не раз подтверждено сочинениями великих композиторов – мастеров симфонического жанра.
Архив нот
СИМФОНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СИМФОНИЯ» в других словарях:
симфония — См. согласие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. симфония гармония, согласие; созвучие, словарь указатель, симфониетта Словарь русских синони … Словарь синонимов
СИМФОНИЯ — (греч. созвучие). Большое музыкальное произведение, написанное для оркестра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИМФОНИЯ греч. symphonia, от syn, вместе, и phone, звук, стройность, согласие звуков.… … Словарь иностранных слов русского языка
Симфония № 17 — Симфония № 17: Симфония № 17 (Вайнберг). Симфония № 17 (Моцарт), соль мажор, KV129. Симфония № 17 (Мясковский). Симфония № 17 (Караманов), «Америка». Симфония № 17 (Слонимский). Симфония № 17 (Хованесс), Symphony for Metal Оркестра, Op. 203… … Википедия
СИМФОНИЯ — СИМФОНИЯ, симфонии, жен. (греч. symphonia гармония звуков, созвучие). 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4 х частей, из которых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). «Симфония может быть… … Толковый словарь Ушакова
СИМФОНИЯ — жен., греч., муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие. | Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена. | Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово. Толковый… … Толковый словарь Даля
СИМФОНИЯ — (латинское symphonia, от греческого symphonia созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы Й.… … Современная энциклопедия
СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь
Симфония — (латинское symphonia, от греческого symphonia – созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы – Й.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СИМФОНИЯ — СИМФОНИЯ, и, жен. 1. Большое (обычно из четырёх частей) музыкальное произведение для оркестра. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего н. (книжн.). С. цветов. С. красок. С. звуков. | прил. симфонический, ая, ое (к 1 знач.). С. оркестр… … Толковый словарь Ожегова
Симфония — (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Музыкальные жанры. Симфония
Продолжение. См. статьи «Опера» (№ 2/2009), «Увертюра» (№ 6/2009)
Слово симфония восходит к греческому и имеет несколько значений. Теологи называют так справочник по употреблению слов, встречающихся в Библии. Термин переводится ими как согласие и согласование. Музыканты переводят это слово как созвучие.
Тема нашего очерка — симфония как музыкальный жанр. Оказывается, что и в музыкальном контексте термин симфония заключает в себе несколько разных смыслов. Так, Бах назвал симфониями свои замечательные пьесы для клавира, имея в виду, что они представляют собой гармоническое соединение, сочетание — созвучие — нескольких (в данном случае — трех) голосов. Но это употребление термина было исключением уже во времена Баха — в первой половине XVIII века. Более того, в творчестве самого Баха он обозначал музыку совершенно иного стиля.
И вот мы вплотную подошли к основной теме нашего очерка — к симфонии как большому многочастному оркестровому произведению. В таком смысле симфония появилась около 1730 года, когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение, взяв за основу трехчастную увертюру итальянского типа.
Родство симфонии с увертюрой проявляется не только в том, что каждый из трех разделов увертюры: быстро–медленно–быстро (а порой еще и медленное вступление к ней) превратился в симфонии в самостоятельную отдельную часть, но и в том, что увертюра подарила симфонии идею контраста основных тем (как правило, мужского и женского начала) и таким образом наделила симфонию необходимым для музыки больших форм драматическим (и драматургическим) напряжением, интригой.
Конструктивные принципы симфонии
Горы музыковедческих книг и статей посвящены анализу формы симфонии, ее эволюции. Художественный материал, представляемый жанром симфонии, огромен как по количеству, так и по разнообразию форм. Здесь мы может охарактеризовать наиболее общие принципы.
Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии
им. Д. Д. Шостаковича
1. Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений. Восьмая симфония (1906) Густава Малера, например, грандиозная по художественному замыслу, написана для огромного — даже по представлениям начала XX века — состава исполнителей: большой симфонический оркестр расширен за счет 22 деревянных духовых и 17 медных инструментов, партитура включает также два смешанных хора и хор мальчиков; к этому добавлены восемь солистов (три сопрано, два альта, тенор, баритон и бас) и закулисный оркестр. Ее часто называют «Симфонией тысячи участников». Для того чтобы ее исполнить, приходится перестраивать сцену даже очень больших концертных залов.
Инструменты симфонического оркестра
2. Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие. (Большая редкость одночастная симфония, пример — Симфония № 21 Н. Мясковского.)
Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем. Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.
Чтобы дать представление о составе частей симфонии, приведем сведения о нескольких шедеврах.
Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер», до мажор
II. Andante cantabile
III. Menuetto. Allegretto — Trio
Бетховен. Симфония № 3, ми-бемоль мажор, соч. 55 («Героическая»)
I. Allegro con brio
II. Marcia funebre: Adagio assai
III. Scherzo: Allegro vivace
IV. Finale: Allegro molto, Poco Andante
Шуберт. Симфония № 8 си минор (так называемая «Неоконченная»)
I. Allegro moderato
II. Andante con moto
Берлиоз. Фантастическая симфония