Что такое символическое мышление
Что такое символическое мышление
Символика присуща нормальному мышлению, использующему для выражения объектов, мыслей, идей, чувств специально разработанные системы знаков. Иногда в роли символа выступает тот или иной объект, который приобрел в сознании людей большую аффективную значимость (например, фригийский колпак’ стал символом Великой французской революции). Другие символы, например в физике или математике, являются выражением высочайшей абстракции.
Совершенно иной характер приобретают символы в психопатологии. Оперирование символами при психических заболеваниях вовсе не приводит к большей экономичности и последовательности изложения мыслей, не придает словам больного глубокого эмоционального подтекста.
Символическое мышление наиболее часто наблюдается при шизофрении. В частности, А. А. Перельман (1957) безоговорочно относит его к типам шизофренического мышления. Можно думать, что известная утрированная склонность к использованию символов присуща и лицам психопатического склада, однако в этих случаях символика все же ближе к той, которая входит в структуру нормального мышления.
Символическое мышление больных шизофренией отличается неповторимым своеобразием, оно отражает присущую им аутистическую личностную позицию и в известной мере особенности течения заболевания, его стадию.
1. Конкретно-наглядная символика наблюдается главным образом при значительной выраженности психического дефекта, выраженном эмоциональном снижении. Она отличается преобладающе наглядным характером мышления. В замещении одних понятий другими нередко играет роль лишь их частичное, далеко не существенное сходство (это сближает символическое мышление с паралогическим). Так, наблюдаемый нами больной с шизофреническим бредом ревности рассказывал, что, придя на смену, по состоянию своего рабочего места он сразу знал об изменах жены. Если рядом с его станком предшественник оставлял какие-либо винты или болты, то количество их информировало больного о том, сколько любовников ждет сегодня встречи с его женой. По количеству шайб больной судил о кратности сближений жены с ее любовниками. Как правило, такая конкретно-наглядная символика характеризует достаточную еще интенсивность бредовых переживаний. При общем эмоциональном снижении больных бредовые построения отличаются достаточным аффективным зарядом, что нередко проявляется в агрессивных поступках. Такая символика часто сочетается с «бедным» резонерством.
2. Абстрактный тип символики более удачно было бы определить как псевдоабстрактный. Схематические построения этих больных чрезмерно оторваны от реальности, символы не служат экономности и упорядоченности процессов мышления. Резонерские суждения здесь оперируют более сложными комплексами, претендуют на роль всеисчерпывающих и всеохватывающих объяснений.
Приводим описания наблюдаемым нами больным шизофренией «найденных» им законов, в которых наглядно проявились особенности этого типа символики.
«Закон буква». Описание «закона буква». Закономерности «закона буква». А — буква в познании материального мира. Б — буква в формировании сознания. В — буква в слове. Г — буква в предложении. Д — буква в производстве материальных условий. Ж — единство буквы. 3 — буква во времени. И — буква в исчислении. К — буква в формировании классовых общественных формаций. Л — буква в формировании бесклассовых общественных формаций. М — буква-звук. Н — буква-звук как своеобразие формы проявления материи».
«Закон цифра». Закономерности «закона цифра». А — количественное исчисление. Б — бесконечное количественное исчисление. В — бесконечное количественное исчисление во времени. Г — бесконечное количественное исчисление в пространстве по радиусам шара. Д — бесконечное количественное исчисление, воздействующее на образование материи. Е— бесконечное количественное исчисление, воздействующее на развитие и формирование материи. Ж — независимость бесконечного количества исчисления от сознания. 3 — неумолимость, бесконечность количественного исчисления. И — необходимость бесконечного количественного исчисления. К — бесконечное количественное исчисление в образовании общественной формации. В сем приемлемость количественного исчисления».
Такая символика по сравнению с конкретно-наглядной наблюдается в относительно более ранних стадиях шизофренического процесса, нередко сочетается с метафизической интоксикацией и, как уже отмечалось, с более активным и «богатым» резонерством.
Можно, однако, выделить вариант псевдоабстрактной символики, характерный для выраженных дефектных состояний. Речь идет о шизофренической символике с выраженными тенденциями к стереотипии. Эта символика является совершенно пустой, ничего не отражающей. Обусловленный аутистической позицией больного, вычурный, формальный образ искаженного отражения действительности в этих случаях характеризуется употреблением чрезмерно отвлеченных знаков. Примером такой псевдоабстрактно-стереотипной символики являются характерные пиктограммы, впервые описанные Г. В. Бирнбаум (1934). Так, к слову «счастье» в качестве рисуночного образа больной рисует разнонаправленные стрелки и объясняет это тем, что «счастье в динамике». Такими же стрелками и черточками больной обозначает слова «разлука», «победа» и т. д. Модус деятельности постоянен. Стереотипны и объяснения. «Горе» — стрелка, направленная назад («горе в прошлом»), «обман» — та же пиктограмма и то же объяснение. «Вражда» — две направленные навстречу друг другу стрелки («вражда прошлого и настоящего»). Кстати, эти пиктограммы в значительной мере характеризуют выраженное эмоциональное снижение больного, который, годами не выходя из психиатрической больницы, локализует горе в прошлом.
Е. А. Попов (1949) существенное значение в образовании символического мышления при шизофрении придавал характерному для этих больных сосуществованию прямого и переносного смысла понятий в мыслительных процессах. Переносный и буквальный смысл слова может сливаться и замещать друг друга, больной постоянно соскальзывает с одного значения на другое. При этом дифференцированию подлежат следовые, комплексные и имеющие общие элементы раздражители (как и при паралогическом мышлении) и поэтому трудно различаемые. Такое дифференцирование при шизофрении нарушается в связи с характерной для заболевания слабостью процесса возбуждения или торможения. Из-за этого оказывается невозможным торможение одного комплекса, когда возбужден другой, и наоборот. Можно думать, что шизофреническая символика тесно связана с выраженной аутистической позицией больного и характерным для шизофрении нарушением семантических, смысловых структур, которое зависит от более общих проявлений патологии шизофренического мышления, нарушения в нем принципа детерминированной прошлым опытом и объективной реальностью избирательности, играющей определенную роль и в генезе разорванности мышления.
Психологический анализ конкретно-наглядного символического мышления дан Б. В. Зейгарник (1962), которая рассматривает символику больных шизофренией в тесной связи с «разноплановостью» и эмоциональной насыщенностью (очевидно, имеется в виду бредовая эмоциональность). Сочетание этих факторов приводит к тому, что обыденные предметы начинают выступать в роли символов.
Что такое символическое мышление
Символика присуща нормальному мышлению, использующему для выражения объектов, мыслей, идей, чувств специально разработанные системы знаков. Иногда в роли символа выступает тот или иной объект, который приобрел в сознании людей большую аффективную значимость (например, фригийский колпак’ стал символом Великой французской революции). Другие символы, например в физике или математике, являются выражением высочайшей абстракции.
Совершенно иной характер приобретают символы в психопатологии. Оперирование символами при психических заболеваниях вовсе не приводит к большей экономичности и последовательности изложения мыслей, не придает словам больного глубокого эмоционального подтекста.
Символическое мышление наиболее часто наблюдается при шизофрении. В частности, А. А. Перельман (1957) безоговорочно относит его к типам шизофренического мышления. Можно думать, что известная утрированная склонность к использованию символов присуща и лицам психопатического склада, однако в этих случаях символика все же ближе к той, которая входит в структуру нормального мышления.
Символическое мышление больных шизофренией отличается неповторимым своеобразием, оно отражает присущую им аутистическую личностную позицию и в известной мере особенности течения заболевания, его стадию.
1. Конкретно-наглядная символика наблюдается главным образом при значительной выраженности психического дефекта, выраженном эмоциональном снижении. Она отличается преобладающе наглядным характером мышления. В замещении одних понятий другими нередко играет роль лишь их частичное, далеко не существенное сходство (это сближает символическое мышление с паралогическим). Так, наблюдаемый нами больной с шизофреническим бредом ревности рассказывал, что, придя на смену, по состоянию своего рабочего места он сразу знал об изменах жены. Если рядом с его станком предшественник оставлял какие-либо винты или болты, то количество их информировало больного о том, сколько любовников ждет сегодня встречи с его женой. По количеству шайб больной судил о кратности сближений жены с ее любовниками. Как правило, такая конкретно-наглядная символика характеризует достаточную еще интенсивность бредовых переживаний. При общем эмоциональном снижении больных бредовые построения отличаются достаточным аффективным зарядом, что нередко проявляется в агрессивных поступках. Такая символика часто сочетается с «бедным» резонерством.
2. Абстрактный тип символики более удачно было бы определить как псевдоабстрактный. Схематические построения этих больных чрезмерно оторваны от реальности, символы не служат экономности и упорядоченности процессов мышления. Резонерские суждения здесь оперируют более сложными комплексами, претендуют на роль всеисчерпывающих и всеохватывающих объяснений.
Приводим описания наблюдаемым нами больным шизофренией «найденных» им законов, в которых наглядно проявились особенности этого типа символики.
«Закон буква». Описание «закона буква». Закономерности «закона буква». А — буква в познании материального мира. Б — буква в формировании сознания. В — буква в слове. Г — буква в предложении. Д — буква в производстве материальных условий. Ж — единство буквы. 3 — буква во времени. И — буква в исчислении. К — буква в формировании классовых общественных формаций. Л — буква в формировании бесклассовых общественных формаций. М — буква-звук. Н — буква-звук как своеобразие формы проявления материи».
«Закон цифра». Закономерности «закона цифра». А — количественное исчисление. Б — бесконечное количественное исчисление. В — бесконечное количественное исчисление во времени. Г — бесконечное количественное исчисление в пространстве по радиусам шара. Д — бесконечное количественное исчисление, воздействующее на образование материи. Е— бесконечное количественное исчисление, воздействующее на развитие и формирование материи. Ж — независимость бесконечного количества исчисления от сознания. 3 — неумолимость, бесконечность количественного исчисления. И — необходимость бесконечного количественного исчисления. К — бесконечное количественное исчисление в образовании общественной формации. В сем приемлемость количественного исчисления».
Такая символика по сравнению с конкретно-наглядной наблюдается в относительно более ранних стадиях шизофренического процесса, нередко сочетается с метафизической интоксикацией и, как уже отмечалось, с более активным и «богатым» резонерством.
Можно, однако, выделить вариант псевдоабстрактной символики, характерный для выраженных дефектных состояний. Речь идет о шизофренической символике с выраженными тенденциями к стереотипии. Эта символика является совершенно пустой, ничего не отражающей. Обусловленный аутистической позицией больного, вычурный, формальный образ искаженного отражения действительности в этих случаях характеризуется употреблением чрезмерно отвлеченных знаков. Примером такой псевдоабстрактно-стереотипной символики являются характерные пиктограммы, впервые описанные Г. В. Бирнбаум (1934). Так, к слову «счастье» в качестве рисуночного образа больной рисует разнонаправленные стрелки и объясняет это тем, что «счастье в динамике». Такими же стрелками и черточками больной обозначает слова «разлука», «победа» и т. д. Модус деятельности постоянен. Стереотипны и объяснения. «Горе» — стрелка, направленная назад («горе в прошлом»), «обман» — та же пиктограмма и то же объяснение. «Вражда» — две направленные навстречу друг другу стрелки («вражда прошлого и настоящего»). Кстати, эти пиктограммы в значительной мере характеризуют выраженное эмоциональное снижение больного, который, годами не выходя из психиатрической больницы, локализует горе в прошлом.
Е. А. Попов (1949) существенное значение в образовании символического мышления при шизофрении придавал характерному для этих больных сосуществованию прямого и переносного смысла понятий в мыслительных процессах. Переносный и буквальный смысл слова может сливаться и замещать друг друга, больной постоянно соскальзывает с одного значения на другое. При этом дифференцированию подлежат следовые, комплексные и имеющие общие элементы раздражители (как и при паралогическом мышлении) и поэтому трудно различаемые. Такое дифференцирование при шизофрении нарушается в связи с характерной для заболевания слабостью процесса возбуждения или торможения. Из-за этого оказывается невозможным торможение одного комплекса, когда возбужден другой, и наоборот. Можно думать, что шизофреническая символика тесно связана с выраженной аутистической позицией больного и характерным для шизофрении нарушением семантических, смысловых структур, которое зависит от более общих проявлений патологии шизофренического мышления, нарушения в нем принципа детерминированной прошлым опытом и объективной реальностью избирательности, играющей определенную роль и в генезе разорванности мышления.
Психологический анализ конкретно-наглядного символического мышления дан Б. В. Зейгарник (1962), которая рассматривает символику больных шизофренией в тесной связи с «разноплановостью» и эмоциональной насыщенностью (очевидно, имеется в виду бредовая эмоциональность). Сочетание этих факторов приводит к тому, что обыденные предметы начинают выступать в роли символов.
Познание мира
Символическое мышление: что это такое?
Символическое мышление позволяет нам говорить о том, что произошло в прошлом, а также выдвигать гипотезы о том, что может произойти в будущем. То есть, это позволяет нам выйти из текущей ситуации, чтобы вызвать другую реальность, прошлое или будущее.
Таким образом, этот тип мышления позволяет нам выйти за рамки того, что чувства улавливают в настоящий момент, через воспоминания, разработку гипотез и т. д.
Мы могли бы определить символическое мышление как способность думать о текущей ситуации. Другими словами, это тип мышления, который позволяет представить реальность окружающей среды в уме в соответствии с жизненным опытом.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) подробно рассказал о символическом мышлении, когда приступил к определению и объяснению различных стадий когнитивного развития, через которые проходит ребенок.
Предоперационное мышление Пиаже
Продолжая схему Пиаже, символическое мышление будет частью предоперационного мышления, более широкой концепции, которая в процессе своего развития пройдет три стадии:
Как мы видим, символическое мышление Пиаже находится в предоперационном периоде, который длится от двух до шести лет.
Проявления символической мысли
Согласно Пиаже, на этапе формирования и закрепления символической мысли в развитии ребенка происходит ряд проявлений, делающих этот процесс возможным. Вот они:
Другими словами, через все эти проявления символическая мысль станет скрытой и постепенно консолидируется.
Как символическая мысль выражается в человеке?
По словам Пиаже, мы видели несколько примеров на ранних этапах жизни (от двух до шести лет), но сейчас мы рассмотрим их более подробно. Некоторые из наиболее важных проявлений этого типа мышления (но не все) следующие.
Язык — одно из проявлений символической мысли. Что это значит? Что словесные ключи, с помощью которых мы описываем реальность — это не то, что они указывают, а их перевод в абстрактных терминах.
То есть мы используем язык для представления реальности посредством символов, которыми в данном случае были бы слова. Так же и с символической мыслью, мы представляем что-то извне в уме, но этот процесс проходит через предыдущий фильтр, который является фильтром самого ума.
С другой стороны, когда мы читаем, например, активируется символическое мышление, и это то, что позволяет нам представить обстановку и персонажей, которые мы узнаем в процессе чтения. Еще раз, это способ вызвать реальность вовне в уме, через наше воображаемое.
Более того, вся вселенная, воплощенная в романах или текстах любого рода, ранее была создана в чьем-то уме. В этом и заключается символическое мышление.
Символическая игра
Как мы видели ранее, еще одним проявлением символической мысли является символическая игра. Последнее приобретает особую актуальность на ранних этапах жизни, то есть в детстве, когда развитие ребенка идет полным ходом. Таким образом, символическая игра очень важна для развития, особенно для ранних социальных отношений и для приобретения обычаев общества.
Посредством символической игры, основанной в основном на символическом мышлении, дети представляют работу, персонажей, использование предметов, роли через саму игру и различные игрушки или предметы. Кроме того, неодушевленным предметам приписываются свойства.
Символическая игра возникает потому, что у ребенка уже есть определенные познавательные ресурсы, например, абстракция, аналогия (приравнивание двух объектов к общим характеристикам) или само символическое мышление.
Согласно Пиаже, символическая игра появляется примерно в двухлетнем возрасте, когда ребенок имеет представление о постоянном объекте (то есть он понимает, что тот факт, что предмет покидает его поле зрения, не означает, что он исчезает). За пределами этого возраста реальность такова, что мы никогда не прекращаем играть (всю жизнь!). А игра почти всегда предполагает обучение.
Рисунок и живопись
На рисунке и дети, и взрослые графически представляют реальность. Более того, во время рисования эта реальность часто не находится перед нами. То есть мы фиксируем то, что хотим вызвать через символы, благодаря символическому мышлению.
Таким образом, в определенном смысле и рисунок, и живопись позволяют нам изображать что-то извне, а также идеи, которые мы заложили в нашем сознании. Вот что такое символика.
На уровне культуры и общества в рисунках мы находим большую часть нашей памяти и памяти наших предков (наскальные рисунки, иероглифы). Другими словами, в этих проявлениях мы находим большую часть истории, которая привела нас сюда.
Кроме того, известно, что цветные рисунки позволили многим обществам передать свою идентичность, зафиксировать, какими отличительными характеристиками они обладали и какое наследие они могли бы распространить за пределы физического выживания. Наглядный пример этого можно найти на флагах или на их рисунках и иллюстрациях.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое символическое мышление
Символика присуща нормальному мышлению, использующему для выражения объектов, мыслей, идей, чувств специально разработанные системы знаков. Иногда в роли символа выступает тот или иной объект, который приобрел в сознании людей большую аффективную значимость (например, фригийский колпак’ стал символом Великой французской революции). Другие символы, например в физике или математике, являются выражением высочайшей абстракции.
Совершенно иной характер приобретают символы в психопатологии. Оперирование символами при психических заболеваниях вовсе не приводит к большей экономичности и последовательности изложения мыслей, не придает словам больного глубокого эмоционального подтекста.
Символическое мышление наиболее часто наблюдается при шизофрении. В частности, А. А. Перельман (1957) безоговорочно относит его к типам шизофренического мышления. Можно думать, что известная утрированная склонность к использованию символов присуща и лицам психопатического склада, однако в этих случаях символика все же ближе к той, которая входит в структуру нормального мышления.
Символическое мышление больных шизофренией отличается неповторимым своеобразием, оно отражает присущую им аутистическую личностную позицию и в известной мере особенности течения заболевания, его стадию.
Неоднородность символики при шизофрении отмечали И. С. Сумбаев (1930), Э. А. Евлахова (1936), А. Н. Залманзон (1964). Наиболее характерны для больных шизофренией два типа символики.
1. Конкретно-наглядная символика наблюдается главным образом при значительной выраженности психического дефекта, выраженном эмоциональном снижении. Она отличается преобладающе наглядным характером мышления. В замещении одних понятий другими нередко играет роль лишь их частичное, далеко не существенное сходство (это сближает символическое мышление с паралогическим). Так, наблюдаемый нами больной с шизофреническим бредом ревности рассказывал, что, придя на смену, по состоянию своего рабочего места он сразу знал об изменах жены. Если рядом с его станком предшественник оставлял какие-либо винты или болты, то количество их информировало больного о том, сколько любовников ждет сегодня встречи с его женой. По количеству шайб больной судил о кратности сближений жены с ее любовниками. Как правило, такая конкретно-наглядная символика характеризует достаточную еще интенсивность бредовых переживаний. При общем эмоциональном снижении больных бредовые построения отличаются достаточным аффективным зарядом, что нередко проявляется в агрессивных поступках. Такая символика часто сочетается с «бедным» резонерством.
Рубрика: О символическом мышлении (А.А. Авдеенко)
Введение. Стр. 6-8
О символическом мышлении
Дело спасения происходит в этом мире, вещественно, материально, физически, зримо как таинство, которое видимым образом совершает человек, а невидимо – Бог. Он пришёл во плоти и крови покрытый кожей единичного человеческого существа. И тем он освятил весь состав всего человека, и освятил жизнь Церкви в истории до конца истории. То есть, Христос дал таинства для спасения человека. Бог назначил нас к полному спасению, которое есть Воскресение, то есть восстание во плоти.
История сотворения мира читается на первой седмице Великого поста, потому что это время, когда человек должен вспомнить себя и воссоздать в себе образ Божий. Последовательность событий творения мира соответствует тому, как устроена человеческая душа. Мы прочли первый стих Книги Бытия и говорили о том, что он говорит о вере. Кроме того, что речь идет о сотворении неба и земли, речь шла о вере. Сейчас мы прочтем второй стих и спросим: как он повествует о силах человеческой души. А стих такой: «Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и дух Божий носился над водою«.
Какие затруднения мы находим в этом стихе? Затруднения очевидны. Упомянуто сразу четыре понятия, о которых не было речи: «тьма» — творил Бог тьму? «бездна» — творил Бог бездну? А «дух», а «воду»? Ведь ничего этого не было. То есть Священное Писание нас ставит в тупик. И вот очень важно, когда Священное Писание предлагает нам такие затруднения, в тупике постоять. Потому что кто ближе к Царствию Небесному? Богатый разумом или нищий духом? Имеет смысл становиться в тупик с доверием к тому, что ответ есть. Дух Божий – ruah ellohim – это понятно для тех, кто первый стих прочитал. Те, кто первый стих прочитал, те имеют понятие, о том, что такое вера. А верим мы в Бога Троицу. И дух Божий — это Дух Святой. Тьма и вода — их Бог не творил. И вот особенно, что Бог не творил тьмы, это в древности уже вызывало недоумения большие, потому что возникала мысль, что наряду с Божественным миром существует еще мир, который Бог не творил – т.е. это дуализм, это манихейство, это та мысль, которая выражена у Гёте, у Булгакова. Т.е. что тьма необходима для света, тьма есть необходимость. Т.е. зло необходимо для добра, там, где есть темнота, там где есть тени, там существует собственно полнота мироздания. Мы должны найти выход из положения — если Господь не творил тьмы и воды, то, что это такое? Это либо небо, либо земля. Смотрим еще раз: земля была не видима (тьма) и не устроена. Небо устроено – это ангельские силы, а земля – это аморфная материя. Она не видима и абсолютно текуча. То есть земля есть тьма и вода.
Священное Писание нам предлагает понять, что такое есть аморфная материя: земля была невидима (тьма) и не устроена – текуча как вода. «Бездна» – ее Бог тоже не творил. Бог не творил ни времени, ни пространства. Бог сотворил мир. И когда мир начал быть, то он начал быть во времени и в пространстве. То есть первое представление о возможности пространственного ограничения мы находим во втором стихе Книги Бытия. То есть, Дух Божий над землёй, которая названа «вода», а земля – она же «тьма» находится над бездной. То есть, Дух Божий над землей, а земля над бездной. Здесь, конечно, нет полного представления о том, что это пространственное ограничение по одной простой причине – что здесь, конечно, есть иерархия. Потому что нет «над» и «под». Эту картинку не поместишь в компьютер, не повращаешь, потому что здесь есть иерархия. С чем это связано? Бездна как бы на другой стороне, чем Дух Божий. Потому что когда у нас пойдет речь о падших духах и о грехопадении, «бездна» — это будет движение от Бога. Когда мы говорим «преисподняя», когда мы говорим об обителях адских, надо понимать, что это движение от Бога. То есть «бездна» — это то, куда возможно отпадение свободных существ, не желающих с Богом быть.
Вот какую способность нашей души мы прочитываем в этом втором стихе Книги Бытия? Когда мы говорим, что мы имеем веру, то мы же и помним, что вера себя осуществляет, т.е. вера не может существовать независимо от дел. А как себя осуществляет вера? Она осуществляет себя в таинствах, которые дал Господь. А что такое Таинства? Таинства — это действия, которые видимым образом совершаются. Иерей совершает видимым образом какое-то действие, а невидимым образом его совершает Господь. Давайте подумаем, а вот как применительно к нашим душевным силам что это такое? Это способность производить и созерцать образ — икону, символ.
Что такое символ? Символ — это мост в другую реальность. Одна часть этого моста стоит на этом берегу, и мы её видим, а другая часть моста стоит на другом берегу, и мы её не видим. Когда мы говорим слово «символ», мы часто имеем в виду то понятие, которое пришло к нам из литературоведения или эстетики. Вот ничего общего с этим «символом» православное богословие не имеет. Есть православное богословское учение о том, что такое икона и что такое символ.
Символ — это возможность реального общения двух миров. Так вот, во втором стихе Книги Бытия нам как раз и объясняют, как пользоваться символами. То есть Книга Бытия предлагает нам вот такую конструкцию: вода и тьма есть образ невидимого. Чего? Первичной материи, которая сама названа «земля», но только по противоположности небесному, каковое тоже не есть видимый небесный свод, но лишь символ для обозначения устроенного ангельского мира. То есть если вы хотите читать Священное Писание, мы должны уметь читать символический язык. И вот уже второй стих Книги Бытия предлагает нам пятиярусную символическую конструкцию. В самом широком применении символическое мышление это есть возможность говорить об одном через другое. Как говорить о невидимом? Через видимое. Говорить об одном через другое, которое должно быть верно найдено. И вот когда оно найдено, то и возникает красота. Это красота православного богослужения. Вера осуществляется в Таинствах. Таинство — есть способность воспринимать образ, икону, мыслить символически. Я предпочитаю говорить, что это символическое мышление, потому что эта способность нашей души она также не лишена произвола, как лишено мышление…
Вторая способность человеческой души, которая вслед за верой открывается и без которой вера не осуществляется, есть символическое мышление или способность воспринимать образы, или способность жить Таинствами, которые дал Господь. То есть это способность мыслить в образах и жить в том, что называется образ, икона. Это самый высокий уровень мышления, более высокий, чем рациональное мышление. Потому что рациональное мышление имеет дело со своими собственными элементами, из которых оно создает конструкцию и никогда не создаст образ. А символическое мышление имеет продуктом образ. И можно представить ситуацию когда полностью атрофируется символическое мышление. Вот это – протестантизм. То есть рациональное мышление на очень высоком уровне, а люди не понимают, не понимают, что такое образ. Когда они говорят об иконе, они думают, что мы покланяемся доске и краске.
Здесь имеет смысл вспомнить Евангелие от Матфея: «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им; Да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». То есть Господь говорит с нами на символическом языке. И вот здесь очень важно понять, что Священное Писание написано на едином символическом языке. Это совершенно поразительная вещь, если представить, что тысячелетняя древность, смысл истории, пророчества о конце истории дано в книгах разного жанра, разного плана, разных целей, разных языков. И всё это объединяется в единое целое. Это не человеков дело. Вот перед этим современная наука полностью пасует. Потому что если применять наши научные методы к изучению Священного Писания, как если бы это был литературный или исторический источник понятный нам по аналогии с другими источниками — мы потерпим поражение здесь, здесь ничего не поймем. Конечно единый символический язык Священного Писания — это свидетельство Духа Святаго. Это там, где действительно наука может и должна отступить.
Книга Бытия – первая Книга Библии, и последняя книга Библии – Апокалипсис, они открывают друг друга. И если к этой помощи не прибегнуть, если не перейти на символический язык Апокалипсиса, в иных местах Книги Бытия не разобраться. Может возникают вопросы, подлинно ли говорит Бог Ною о человеческой истории до конца времен? Да. Похоже что так, потому что некогда, вспомним, благословил Бог Адама начальствовать над Землёю, т.е. невидимою силы, не допускать до Земли, до Рая, поскольку тогда человеку был дан Рай. Некогда Бог благословил Адама начальствовать над Землёю зная, что Адам не сможет удержать начальства – так и Ноя с сынами Бог благословил господствовать в истории человечества зная, что Сыны Божьи к концу истории не удержат господства. Благословил Господь нас господствовать. Есть у нас эти силы. Но к концу истории человек их не удержит.
Явления мира видимого говорят о мире невидимом. Символический язык Библии учит видимым постигать невидимое, а учит Сам Творец видимых и невидимых. И сколько бы мы ни познавали естественные причины природных явлений, это не заслонит от человека Творца. До тех пор, пока мы читаем Священное Писание и умеем понимать Его символический язык, от человека Творца не заслонить.
Потому что символический образ Библии это картина для ума, а не для чувственного представления. Потому что символический образ может быть дан через такую пару признаков, которые несовместимы для чувственного восприятия.