Что такое синдром карлсона
Синдром Карлсона
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Воображаемые друзья для детей трех – пяти лет – это адекватное состояние психики и проявление творческой фантазии малыша, говорящее о его нормальном психологическом развитии.
[1], [2], [3]
Код по МКБ-10
Причины синдрома Карлсона
Психологи отмечают несколько наиболее часто встречающихся причин развития синдрома Карлсона:
Позже психика ребенка или уже взрослого человека блокирует реальное восприятие мира, создавая свой идеальный мир с придуманными персонажами. Это может быть оживающая игрушка или невидимый виртуальный друг.
[4], [5], [6], [7]
Симптомы синдрома Карлсона
Симптомы, которые должны насторожить и заставить обратиться за консультацией к специалисту – это постоянные рассказы ребенка о придуманном персонаже, мире, в котором ему спокойно и уютно.
Для взрослого человека симптомом синдрома Карлсона может служить:
[8], [9], [10], [11]
Диагностика синдрома Карлсона
В большинстве случаев у детей такая проблема исчезает в возрасте от 7 до 9 лет. Если же ребенок и в десятилетнем возрасте продолжает общаться с придуманным другом, то необходимо обратиться к специалисту. Единственная диагностика синдрома Карлсона – это консультация врача – психолога.
[12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]
Как обследовать?
К кому обратиться?
Лечение синдрома Карлсона
При постановке диагноза синдрома Карлсона, лечение – это, прежде всего, рекомендации родителям в изменении своего отношения к ребенку.
Если причиной ухода от действительности является нехватка внимания, родителям необходимо пересмотреть свой дневной график и больше времени проводить со своим малышом, интересуясь его проблемами, радоваться его достижениям.
При нехватке общения, возможно достаточным будет записать малыша в детскую спортивную секцию или кружек. В обществе сверстников малыш может раскрыться, и проблема будет решена.
При излишней строгости или гиперопеке, стоит дать ребенку больше свободы выбора. Можно назначить малыша ответственным, например, за выгуливание собаки, уборку своей комнаты… Это поможет поднять статус ребенка, позволить ему понять свою значимость.
Причина появления невидимого друга – чувство вины, которое испытывает ребенок. Взрослые даже не догадываются, насколько часто данное чувство посещает детей. Они винят себя, например, в частых ссорах и разводе родителей: «Это из-за меня, потому, что я такой непослушный, плохо учусь, не оправдал ожидания родителей». Придуманному другу ребенок может пожаловаться на несправедливость, обеляя себя: «Я хороший! Я не виноват!» или перекладывая вину на виртуального друга. В такой ситуации следует наладить с ребенком доверительные отношения и объяснить ему, что его вины в том, что родители расстались – нет, что он нужен и его любят оба родителя.
В ряде случаев психологи советуют слегка подыграть малышу (но и переигрывать не следует): познакомиться с его другом, расспросить о характере виртуального персонажа. Достаточно часто дети проецируют свои желания и мечты, наделяя, выдуманный персонаж характеристиками, которых не хватает им самим. Узнав, какими чертами характера ребенок наделил друга, можно понять каким он хочет видеть себя, что ему не хватает, чтобы комфортно жить в реальном мире.
Психологи предостерегают родителей от категорического запрета с их стороны на упоминание ребенком придуманного персонажа, обвинение его во вранье. Сын или дочь не перестанут верить в друга и «общаться» с ним, его позиции в мыслях ребенка только укрепятся, а родители потеряют доверие малыша, он просто замкнуться в своем уютном мирке.
Но если ситуация зашла слишком далеко и ребенок перестал отделять реальность от иллюзии, его перестает интересовать окружающий мир, он плохо идет на контакт, тогда необходима уже профессиональная помощь детского психолога.
«У ослика Иа была депрессия, а у Карлсона — биполярное расстройство»: как разговаривать с детьми о психических заболеваниях
В издательстве «Альпина.Дети» готовится к выходу книга психотерапевта и мамы Екатерины Сигитовой «Как бы тебе объяснить. Находим нужные слова для разговора с детьми». Она рассказывает о том, как обсудить с ребенком самые неудобные и сложные темы, будь то развод родителей или душевное здоровье. «Нож» публикует сказочный гид по самым распространенным психическим болезням: вашему пятилетнему сыну или дочери предстоит узнать, что у Кроша из «Смешариков» синдром дефицита внимания, а у Ежика — тревожное расстройство. Ребенок ведь хотел скорее повзрослеть? Ну вот, пускай начинает.
Приводим краткий гид по самым распространенным психическим болезням и проблемам и план рассказа детям. Для того чтобы им было легче понять, под каждое заболевание подобран сказочный персонаж, который ведет себя очень похоже на то, как бы мог вести себя человек с такой болезнью.
Депрессия
Каждый человек, включая нас самих, время от времени грустит и не имеет сил на ежедневные дела. Депрессия начинается тогда, когда эта грусть и упадок сил начинают мешать человеку работать, учиться, есть, спать, дружить, выходить на улицу и т. д. Грусть становится главным чувством человека. Это продолжается очень долго, может быть, несколько месяцев или даже лет. Тяжело всё время грустить, не правда ли?
Персонаж: ослик Иа, царевна Несмеяна, Пьеро.
Шизофрения
Персонаж: Лосяш из «Смешариков» в серии «Бабочка», Алиса из книги «Приключения Алисы в Стране чудес».
Эпилепсия
Персонаж: профессор Люпин из книг про Гарри Поттера.
Биполярное расстройство
Большую часть времени мы находимся в более-менее хорошем или просто спокойном настроении. Оно может быть хуже или лучше, чем обычно, — когда у нас есть причины радоваться или огорчаться. Но некоторые люди подолгу чувствуют грусть и отсутствие сил без особой причины, и это может продолжаться какое-то время ( депрессия ). Через какое-то время эти же самые люди чувствуют сильный прилив энергии, активности и постоянно находятся в приподнятом настроении, тоже без особой причины ( мания ). Мания и депрессия сменяют друг друга, и они настолько разные, что похожи на два полюса — Северный и Южный. Между полюсами бывает время, когда человек чувствует себя нормально, и у него бывает разное настроение в разные дни.
Персонаж: Карлсон.
Расстройства личности, социопатия
Персонаж: Шапокляк, лиса Алиса и кот Базилио, Карабас-Барабас, барон Мюнхгаузен.
Панические атаки, обсессивно-компульсивное расстройство
Персонаж: Пятачок из книг про Винни-Пуха, Филифьонка из книг про Муми-троллей, Ежик из «Смешариков».
Деменция, болезнь Альцгеймера
Все мы периодически что-то забываем и путаем, это нормально — мы не компьютеры, чтобы всё делать безошибочно. Но есть люди, у которых память становится настолько плохой, что они не могут запомнить, какой сегодня день, что они ели на завтрак, или даже как их самих зовут и где они живут. Обычно такая проблема случается у пожилых людей, но иногда такое бывает и у взрослых, которые еще не старые. Это происходит потому, что нервные клетки в мозге постепенно получают меньше еды и хуже работают.
Персонаж: рассеянный с улицы Бассейной.
Особенности развития: синдром Дауна, аутизм, СДВГ и т. д.
Некоторые люди с детства отличаются от остальных. Это происходит потому, что, когда они были еще у мамы в животе и их тело и мозг еще росли, что-то пошло не так и какой-то кусочек их организма сломался или вырос иначе, чем у остальных.
Большинство таких людей вполне могут жить как все, но им труднее, чем здоровым, поэтому общество и другие люди им помогают. Например, есть люди, которые плохо соображают и не могут учиться сложным вещам, но при этом они очень добрые и доверчивые ( синдром Дауна ). Есть люди, которым очень трудно усидеть на одном месте, поэтому они постоянно отвлекаются и им трудно доводить дела до конца ( СДВГ ). Есть люди, которым трудно много общаться с другими, а еще они любят, чтобы всё всегда было на своих местах и оставалось одинаковым ( аутизм ). Есть и другие особенности, их очень много.
Персонаж: Шелдон Купер, Лунтик, Маша из «Маша и Медведь», Крош из «Смешариков».
Раздвоение личности
Обычно мы хорошо знаем всё про себя: например, меня зовут Катя, мне 39 лет, я работаю психотерапевтом и живу в Праге, я умная и добрая. Но так бывает не у всех. Некоторые люди иногда как будто превращаются в других людей, но не физически, как в сказках, а просто ведут себя так непохоже, что кажется — это два разных человека. Такой человек сначала чувствует себя, например, злым, а потом переключается в доброго и не помнит, что натворил, когда был злым. Часто таких людей даже зовут по-разному, хотя всё же это один человек с одним и тем же телом и внешностью.
Персонаж: Халк, Фиона из «Шрека».
Друг, которого НЕТ: Синдром Карлсона у детей
Реакция родителей на воображаемых друзей может быть самой разнообразной: одни требуют прекратить эти выдумки и ругают за одно только упоминание о «друге понарошку», другие ведут ребенка к психологу, а то и психиатру. Почему у ребенка появляются фантазии о воображаемых друзьях, нормально ли это? И что с этим делать?
Фантазия малыша не имеет границ: все конфеты из вазочки перетаскал не он, а кошка, и в детском садике он прыгнул выше всех. выше крыши! И все это умиляет родителей. Однако когда заговорщицким тоном сообщает: «А мы тут с гномом Васей чай пьем», в то время как в комнате — никого, нам уже не до шуток. Почему у ребенка заводятся воображаемые друзья, нормально ли это? И что с этим делать?
Исследования, проведенные американскими психологами, показали, что личный Карлсон имеется у 65% детей этой возрастной категории.
Ведь, как ни крути, Карлсон всегда прилетает по адресу.
ВЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ : Для появления воображаемого друга у ребенка всегда есть причина. Хотя иногда все дело в чрезмерно развитом воображении ребенка — тогда, заскучав или оставшись в одиночестве, малыш начинает развлекать себя таким образом. Но, как правило, это связано с наличием определенных психологических проблем.
НЕХВАТКА ОБЩЕНИЯ: Часто Карлсон появляется в тяжелый для ребенка момент — например, не ладятся отношения со сверстниками (по причине застенчивости, борьбы за лидерство) или ослабел контакт с родителями (если они слишком погружены в свои заботы, или в семье появился еще один ребенок). Воображаемый друг в этой ситуации, во-первых, даст возможность общаться в режиме, комфортном для малыша (хоть целый день!), во-вторых, помогает справиться со стрессом.
ЧУВСТВО ВИНЫ: Ребенок чувствует себя виноватым гораздо чаще, чем может показаться — например, в случае, если родители разводятся («Это все из-за меня — я плохо себя вел»). Ослабить эти мучительные переживания помогает уход в придуманный мир. Воображаемому другу можно пожаловаться на несправедливости мира и таким образом снять напряжение, а можно и. наказать! Или свалить собственную вину на него: «Это не я, это все он! Я хороший!».
НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ: Ранимый малыш особенно остро чувствует все углы реальности — ему тяжело ужиться в коллективе, кажется, что все его обижают. Но тут на помощь приходит друг-защитник (Супермен иди Человек-Паук) — и мир волшебным образом меняется. Пусть только в фантазиях — уже легче. Играя с придуманным другом, ребенок становится уверенней в себе.
НЕХВАТКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ: А бывает, малышу просто. скучно! Изо дня в день — одно и то же: детсадовские будни или npoгулки с няней на детской площадке, где знакомы все трещинки. А так хочется летать как Питер Пен, отправиться в далекое путешествие, как Синбад-мореход! Чем ждать, когда это случится в действительности, не лучше ли сочинить сюжет самому и тут же отправиться в путь — с лучшим другом?
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Вне зависимости от причин, вызвавших появление воображаемого спутника, это существо всегда помогает малышу, поддерживает его во всем, является своего рода вторым Я — отражением формирующейся личности ребенка. Поэтому знакомство с ним может оказаться очень полезным! Возможно, стоит даже подыграть малышу — показать, что его товарищ вам очень симпатичен, поинтересоваться его настроением, расспросить о приключениях.
Однако важно не перегибать палку, не манипулировать ребенком, используя его друга «Смотри, гномик-то давно покушал, а ты что сидишь над тарелкой?»). Это некрасиво — все-таки это его волшебный мир, а вы туда вот так по-хозяйски, со своими воспитательными целями. Впрочем, бросаться в другую крайность и по-детски воспринимать Карлсона как вполне реальную личность, тоже не надо — ребенок рассчитывает опереться на ваш здравый смысл в случае чего.
ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ?
Запрещать общение с придуманным товарищем и ругать за это.
Малыш все равно не откажется от своей «сказки», только будет делать это тайком от вас. Что лучше?
Высмеивать ребенка за фантазии. Это чревато потерей доверия к вам и даже приобретением стойких поведенческих комплексов.
Убеждать, что Карлсона не существует. Пройдет совсем немного времени — и он самоликвидируется (как правило, к 7-9 годам). Так зачем сейчас воевать с ним, рискуя вызвать агрессию малыша — для него же этот персонаж вполне живой? Как Дед Мороз, например. Ведь детскую веру в доброго дедушку мы всячески поддерживаем.
НЕОБХОДИМО:
Порадоваться за маленького фантазера, который старается справиться с эмоциональными проблемами своими силами.
Попробовать заменить выдуманного друга реальным — например, наконец-то купить собаку, о которой ребенок давно мечтает.
СКАЖИТЕ, ДОКТОР.
Однако порой существование воображаемого друга может указывать на серьезные психологические проблемы ребенка, которые можно решить, только прибегнув к помощи специалиста. Об этом стоит задуматься, если:
-ребенок не отделяет игры от реальности, плохо идет на контакт;
-становится излишне зависим от воображаемого друга, ничем больше не интересуется;
-его фантазии изобилуют мрачными и жестокими историями.
Специалист поможет разобраться в причинах мрачных красок возможно, они в какой-то психической травме или же в особенностях семейной обстановки! Таким образом малыш может выплескивать свои переживания, вызванные разводом родителей или частыми конфликтами между ними. Вообще, обращаясь к психотерапевту по поводу детских проблем, надо быть готовым к тому, что терапия понадобится и взрослым — поскольку их источником чаше всего являются «общесемейные», затрагивающие всех проблемы.
МАЛЫШ, ВЕДЬ Я ЖЕ ЛУЧШЕ!
Интересно, что выдуманные товарищи у детей существовали всегда, но олицетворением их стал именно «лучший в мире друг» Карлсон из знаменитой книги Астрид Линдгрен.
В чем его феномен? Он практически идеален!
Автор: Виктория Шапаренко
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Воображаемые друзья или Синдром Карлсона
Острогожский филиал КОУ КШИ ВО
« Горожанский казачий кадетский корпус »
Воображаемые друзья, или Cиндром Карлсона
Службы по устройству детей в семью
Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к «доброму дяде детскому психиатру».
Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как «домомучительница» фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.
Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.
Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь. Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма «Варежка», или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным «Сережкой» или «Наташкой». Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он — зверушка.
Нет смысла столкнувшись с этой «проблемой» бежать к специалисту — просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг — прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.
Проблема: давление и гиперопека
Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного «я» ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.
Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.
Проблема: чувство вины
Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при «давлении». С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).
Проблема: нехватка впечатлений
Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.
Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу. Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, «Спокойной ночи малыши» с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок. А назавтра снова детский сад. И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.
Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.
Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество «событий», значимых для детей. Но и тут есть некоторые «но». Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).
Проблема: нехватка общения
Тут рекомендация может быть только одна — больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.
Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко «читаемый» вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник «обещает» еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься — не пора ли обратиться к психологу?
Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать «лысую» породу или пуделя).
«И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!»
Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка?
Самое главное — ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью — отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, все равно, будешь стоять ты.
Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.
Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.
Придуманный друг – это сигнал вам, родителям, о том, что в жизни вашего ребёнка не всё идёт так гладко, как может казаться со стороны. Для вас этот виртуальный знакомец крохи является прекрасным диагностическим материалом.
С его помощью вы без особого труда определите суть проблемы, чтобы впоследствии найти верные пути её решения. Зачастую, именно отношения в семье, погрешности в воспитании или сложности с адаптацией в детском коллективе становятся толчком к тому, что у ребёнка возникает потребность в воображаемом товарище.
Персонаж мультфильма (сказки). Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Скучные однообразные будни тоже могут побудить карапуза немного «разукрасить» каждодневную рутину с помощью фантазий.
Выдуманный обычный ребёнок, ровесник. Сопровождает кроху в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками настоящими.
Супермен, защитник. Малыш может иметь потребность в защите как от забияк в детском коллективе, так и дома – при слишком авторитарном стиле воспитания.
Призрачный попугайчик, котёнок или щенок. Их появление говорит само за себя. А не пора бы малютке подарить питомца самого, что ни есть, настоящего?
Добрый волшебник, фея, фантастическое существо. Становятся друзьями самых смелых фантазёров. С ними юные «мюнхаузены» путешествуют на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.п. Это сигнал к тому, что столь бурную фантазию просто нужно направить, скоординировать. Благо, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где столь яркие личности могут себя раскрыть и применить.
Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно проследить причину его появления в жизни крохи и сформулировать проблему. А затем попытаться справиться с ней сообща. Решится проблема – исчезнет, за ненадобностью, и придуманный товарищ.
Что делать родителям?
В первую очередь родителям не стоит отрицать существование придуманного приятеля. Исключение составляет лишь воображаемый друг у подростка – в переходном возрасте это свидетельствует о глубоком эмоциональном потрясении. С ребенком-дошкольником нужно искать компромисс – родители не отрицают, но и не признают придуманного приятеля. Однако не стоит также игнорировать ситуацию, обязательно нужно узнать как можно больше о вымышленном друге. Пусть ребенок опишет его, чтобы мама или папа смогли понять, что воплощено в персонаже – одиночество, страх или другое. На основании этих сведений и нужно дальше выстраивать свою линию поведения.
Можно подыграть ребенку в ситуациях с воображаемым товарищем, однако не стоит переходить некоторые границы. Родителю важно пресекать ситуации, когда ребенок сваливает свою вину на придуманного приятеля.
При наличии воображаемого друга ребенок обязательно должен контактировать с другими детьми. Также стоит по-максимуму разнообразить жизнь малыша – гулять в новых и интересных местах, посещать цирк или зоопарк. Получив дозу ярких впечатлений, у ребенка попросту не останется сил придумывать себе друзей.
Если у малыша появился воображаемый друг, то родителям нужно уделять ребенку больше внимания. Совместные игры, чтение книг или просмотр мультфильма очень сближают, дарят ребенку чувство собственной важности и защищенности. Не стоит также избегать телесного контакта – объятия и поцелуи чрезвычайно важны для малыша, они вселяют чувство уверенности.
Со временем придуманный товарищ уйдет из жизни ребенка, и вскоре родитель будет вспоминать об этом совершенно спокойно. Но на данном этапе следует действовать мягко, деликатно, чтобы не затронуть чувства ребенка.
Воображаемый друг – это нормальное явление в развитии детской психологии и становлении личности. Однако, родителям стоит внимательно относится к ребенку, если у него появился придуманный приятель. В некоторых случаях это сигнализирует об имеющихся проблемах. Решить их поможет только родительская любовь, внимание и забота.
Ничего не запрещайте. В какой-то степени, на начальном этапе, можете даже подыграть карапузу. Поставьте для его невидимого товарища лишний прибор за обедом, подоткните ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймёте, что вам делать с этим дальше.
Попытайтесь провести чёткую границу между фантазиями и реальностью: «Хоть к тебе в гости и пришёл «Миша», но игрушки нужно собрать тебе, и уроки должен выучить ты, и за разбитую люстру тоже наказание получать тебе».
Уделяйте ребёнку больше своего внимания. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.
Чаще давайте малышу право выбора, развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.
Не скупитесь на похвалы.
Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.
Если воображаемый друг вашего карапуза – собака, купите ему, наконец, настоящую.
А маленького мечтателя и фантазёра запишите на кружок рисования, лепки или актёрского мастерства.
Р.М.Ткач «Сказкотерапия детских проблем»;
Карл Е. Писхарт «Руководство для одиноких родителей»;
Г.Г.Яничева «Книга для хороших родителей»;
А.Баркан « Практическая психология для родителей или Как научиться понимать своего ребенка».