Что такое синдром отличника и чем он опасен

Синдром отличника у ребенка

Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть фото Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть картинку Что такое синдром отличника и чем он опасен. Картинка про Что такое синдром отличника и чем он опасен. Фото Что такое синдром отличника и чем он опасен

В начальных классах школы из 30-40 детей на «отлично» учатся 3-4 ребенка, а до выпускного класса отличниками остаются максимум 2 человека на всю параллель.

Дети отличники

Дети отличники обладают прекрасной памятью, они очень способны, им легко даются все предметы. Если такой ребенок рождается в благополучной семье, он имеет все шансы получить золотую медаль и стать гордостью школы и родителей.

Редко, когда ребенку учеба дается очень легко, и ему неинтересно в своем классе, да и в школе, так как он обгоняет своих сверстников и проходит школьную программу, и уже лет в 13 поступает в институт. Природные вундеркинды так же редки, как и гении.

Но не обязательно, что во взрослой жизни такие дети будут успешны в карьере и науке. Бывает, что они как бы «сдуваются» и становятся обычными людьми с обычной памятью и способностями. Поэтому, не стоит слишком радоваться, получив такой «дар природы». И для ребенка лучше, если им не будут восхищаться все и всюду.

В основном же дети отличники – это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку. Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же – понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка (и он очень боится их огорчить). Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.

Синдром отличника

Уже в средних классах ребенок отдает явное предпочтение некоторым предметам, например, гуманитарным, а другие ему приходится тянуть на «пять», чтобы поддержать статус отличника. Такой ребенок привыкает быть первым в учебе, и то, что вдруг какой-то предмет не очень ему дается, сказывается на его самооценке, и он легко впадает в уныние. Часто, подводя итоги в конце года, учитель говорит, что на одного отличника в классе стало меньше. Одноклассники воспринимают это с чувством удовлетворения. И если у ребенка какие-то комплексы, и он отличной учебой компенсировал их, пытался отличными оценками получить одобрение и любовь родителей, или, еще хуже, боялся наказания за плохие оценки, то в этом случае депрессия и нервное расстройство ему обеспечены.

Синдром отличника у ребенка. Как избавиться?

Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами. Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга (левого полушария, височных областей и лба). Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным. Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет.

Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду. Да, упорство и стремление к цели необходимо воспитывать у детей, но не однобоко. Ребенок должен и наиграться с друзьями (на которых нужно время) в разные игры («дочки-матери», «казаки-разбойники») и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели (например, в среду), предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы – в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение.

Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы – интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами. В дальнейшем он не сможет нормально социализироваться, работать с людьми или руководить ими. А девочки часто вырастают в аутизированных женщин. Несмотря на наличие у них качеств, привлекающих мужчин, такие женщины, выходя замуж, постепенно замыкаются в себе, а их родные очень страдают от этого.

Стремление побуждать детей доводить все до совершенства, может сформировать у них шизоидный тип личности. Такому типу шизофрении присуще решение абстрактных задач, при том, что с человеческими эмоциями большие проблемы.

Источник

Что такое синдром отличника и чем он опасен

Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть фото Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть картинку Что такое синдром отличника и чем он опасен. Картинка про Что такое синдром отличника и чем он опасен. Фото Что такое синдром отличника и чем он опасен

Летом мы переехали в новый район, а осенью мне надо было идти в первый класс. Меня не взяли в одной школе, и тогда мама сказала мне, что я «недостаточно хороша» — с этого все и началось. Мама сказала, что надо хорошо учиться и слушаться взрослых и что они с папой учились на «отлично». (Уже взрослой я нашла аттестаты родителей — оба были троечниками.)

После этого я делала все, что мне говорили учителя, родители и другие взрослые. Делала то, что надо, а не что хочу. Материнскую любовь тоже нужно было заслужить оценками, поведением, успехами — просто так ничего не бывает. Любая ошибка — моя вина: я либо ленилась, либо что-то упустила из-за незнания и т. п. Я была отличницей и в школе, и в университете. Постоянно училась, читала, не вылезала из библиотеки. Когда все уроки были сделаны, я дополнительно решала задания из учебника и записывала их в отдельную тетрадь. Я заранее собирала портфель, мыла полы, готовила еду, утюжила одежду. Никто и никогда не спрашивал меня: «А чего хочешь ты?» Я хотела быть достойной, хорошей, была любимой студенткой всех преподавателей. Кстати, по многим предметам я получала зачет «автоматом», но меня это не особенно радовало, так как я готовилась к ним весь год, а в итоге не могла на них попасть.

Я не понимаю, что такое право на ошибку. В моей жизни не было опозданий и прогулов, спонтанности и свободы. Будто за мной постоянно наблюдает надзиратель, который требует делать все только в лучшем виде. Одно время я употребляла наркотики и много пила, чтобы хоть как-то избавиться от своего внутреннего надзирателя, но быстро отказалась от этого, потому что все это мало помогало.

Сейчас у меня все по полочкам, косметичкам, сумкам. Все, что может быть записано, записано в блокнотах. Мой ум постоянно в работе. Я сама как какая-то машина. С 2014 года я руковожу коллективом, хотя и младше всех сотрудников. В моей работе все слажено и структурировано до мелочей. Я даже детально продумываю дорогу на работу и домой.

Недавно я стала ощущать, что жизнь проходит мимо, что я живу по расписанию, а настоящая жизнь — за всем этим. Жизнь — там, где есть спонтанность, где нет четких границ, и ее невозможно прожить лучше всех, поэтому я туда и не стремлюсь.

С родными у меня связь так себе. Я считаю себя недостойной их любви. Мне бывает стыдно, я не знаю, как это описать. Ни с кем из них я не делилась своими чувствами. Считаю, что они не поймут, так как я всю свою жизнь такая. Возможно, в будущем я обращусь к психотерапевту. Но боюсь, что узнаю о себе больше, чем мне хотелось бы, пока я к этому не готова.

Еве необходимо пойти на прием к психотерапевту, иначе она так и будет застревать в своих неудовлетворенностях и все сильнее уходить в работу. Нужно отдать ей должное: она поняла, что что-то не так и жизнь проходит мимо. Что происходит в ее личной жизни, мы не знаем, но Ева говорит о сложностях в общении с родителями. В свои 33 года она еще ребенок и до сих пор боится не оправдать их ожиданий. Хотя родители, возможно, уже ничего и не ожидают: хорошие оценки им были важны тогда, когда она училась в школе. Поэтому я бы строила с Евой работу в ключе налаживания детско-родительских отношений.

Перфекционист стремится к совершенству в работе ради самого совершенства, а «отличник» — ради похвалы и одобрения окружающих. Синдром отличника всегда проявляется в желании оправдать ожидания других. Но суть в том, что человек начинает додумывать, чего ожидают от него другие люди, и сам завышает эти предполагаемые ожидания. Самое сложное для таких людей — осознать, что их поступки связаны не с ситуацией, а со страхом не понравиться окружающим. Специалист поможет разобраться с этими заблуждениями, с детско-родительскими отношениями, детскими обидами и травмами. До таких людей необходимо донести, что они могут совершать ошибки и не всегда оправдывать ожидания других. Важно, чтобы они разрешили это сами себе.

Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть фото Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть картинку Что такое синдром отличника и чем он опасен. Картинка про Что такое синдром отличника и чем он опасен. Фото Что такое синдром отличника и чем он опасен

Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть фото Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть картинку Что такое синдром отличника и чем он опасен. Картинка про Что такое синдром отличника и чем он опасен. Фото Что такое синдром отличника и чем он опасен

Еве необходимо пойти на прием к психотерапевту, иначе она так и будет застревать в своих неудовлетворенностях и все сильнее уходить в работу. Нужно отдать ей должное: она поняла, что что-то не так и жизнь проходит мимо. Что происходит в ее личной жизни, мы не знаем, но Ева говорит о сложностях в общении с родителями. В свои 33 года она еще ребенок и до сих пор боится не оправдать их ожиданий. Хотя родители, возможно, уже ничего и не ожидают: хорошие оценки им были важны тогда, когда она училась в школе. Поэтому я бы строила с Евой работу в ключе налаживания детско-родительских отношений.

Перфекционист стремится к совершенству в работе ради самого совершенства, а «отличник» — ради похвалы и одобрения окружающих. Синдром отличника всегда проявляется в желании оправдать ожидания других. Но суть в том, что человек начинает додумывать, чего ожидают от него другие люди, и сам завышает эти предполагаемые ожидания. Самое сложное для таких людей — осознать, что их поступки связаны не с ситуацией, а со страхом не понравиться окружающим. Специалист поможет разобраться с этими заблуждениями, с детско-родительскими отношениями, детскими обидами и травмами. До таких людей необходимо донести, что они могут совершать ошибки и не всегда оправдывать ожидания других. Важно, чтобы они разрешили это сами себе.

Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть фото Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть картинку Что такое синдром отличника и чем он опасен. Картинка про Что такое синдром отличника и чем он опасен. Фото Что такое синдром отличника и чем он опасен

В 10–11-м классе мне хотелось все успеть и ничего не пропустить: подготовиться к экзаменам и не забрасывать учебу по другим предметам, поучаствовать в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях, погулять с друзьями, подработать и помочь матери, которая растила меня одна. Я не справлялась и либо не делала ничего, откладывая до последнего, либо выполняла все задачи на 100%, а потом лежала без сил и пропускала занятия. Мама часто говорила, что я недостаточно стараюсь: «Ну, молодец, а почему не сделать лучше?», «Умница-то умница, только вот еще бы. » Упрекала, что я слишком мало делаю, но слишком много ною, и вообще меня лучше ни о чем не просить, потому что потом переделывать. На это накладывались проблемы в школе: у нас был непростой класс, и классная руководительница вместо того, чтобы разрешать конфликты, провоцировала их. Много негативных выпадов шло именно с ее стороны. Тем не менее училась я хорошо.

Я поступила в университет, о котором мечтала, получала стипендию. У меня были нормальные отношения с преподавателями и группой. Но через полтора года меня накрыла депрессия. Мне не хватало ресурсов, чтобы быть самой умной, самой активной, самой популярной. А так хотелось начать все с нуля и показать всем, какая я крутая. Желание учиться сошло на нет. Я завалила один предмет и взяла академический отпуск. Потом восстановилась, но заставить себя ходить на учебу так и не смогла. В итоге я ушла из университета и с тех пор время от времени начинаю жизнь с нуля. Новые работы, новые заказчики, новые квартиры. Все всегда заканчивается одинаково: сначала я кручусь на пределе возможностей и демонстрирую успех, а потом сдуваюсь и ухожу на дно.

Я долго скрывала от матери, что у меня проблемы с учебой. Неладное она почувствовала только через год и часто обвиняла меня, что я совсем о ней не думаю, никогда ее не слушаю и истрепала ей все нервы своим поведением.

«Синдром отличника» очень портит и взрослую жизнь. Мне сложно начать что-то новое, потому что хочется стать лучшей, а если это не получается, не хочется браться за дело вообще. Кажется, будто каждый промах характеризует и меня, и всю мою жизнь, а возможности все исправить и переписать заново уже не будет. В такие моменты я не помню о своих успехах, о том, какие горы сдвигала, сколько сделала хорошего. Существует только вечное здесь и сейчас. И в этом «сейчас» все сферы жизни нужно поддерживать на высоте, иначе мир рухнет, и я обязательно чего-то лишусь. Один раз не отвечу другу на звонок — с ним что-нибудь случится и возможности общаться больше не будет, или он меня покинет. Один раз пропущу дедлайн или что-то перепутаю, и меня обязательно уволят. Раньше у меня даже пунктик такой был — мысленным взором охватывать всю свою жизнь и искать, где надо подлатать и довести до идеала. Если я находила прореху, настроение было испорчено. Мне сложно выстраивать отношения с коллегами и людьми в целом. Сложно воспринимать критику, даже конструктивную, и не раздувать ее до масштаба катастрофы. Мне все время всего мало: достижений, комплиментов и похвалы, потому что я все равно недостаточно хороша. Это как зверь, которого невозможно накормить.

Я понимала, что со мной что-то не так, и очень долго вынашивала идею обратиться к психотерапевту. Сначала думала, что справлюсь сама, но после попытки суицида все-таки дошла до специалиста. Это было почти два года назад. У меня диагностировали депрессию, биполярное расстройство в легкой степени, комплекс вины — преимущественно перед матерью за неоправданные надежды, за то, что недостаточно делаю для нее. (Во взрослом возрасте это переросло в гиперответственность и ощущение, что я всем должна.)

Я не раз разговаривала с матерью о своих чувствах. Сначала это были просто мои обиды и истерики на тему того, сколько можно обесценивать все, что я делаю. Когда я стала более подкованной в вопросе, старалась вести уже аргументированный диалог без эмоций. Со временем поток недовольства с ее стороны уменьшился в десятки раз, особенно когда она поняла, что это не просто лень и капризы, а серьезные проблемы. Она говорит, что всегда желала мне только лучшего, чтобы мне было проще жить (благодаря множеству навыков, умений и знаний): «Ну, раз ты такая ранимая, черт с тобой, слова тебе не скажи. Все вокруг выросли без всех этих психотравм, кроме тебя».

Я регулярно читаю блоги психотерапевтов, специализированную литературу. Мой психотерапевт помог найти причину моих проблем и стать терпимее к себе. Сейчас стараюсь побольше заботиться о себе и поменьше культивировать «достигаторство». Перестала общаться с несколькими «токсичными» людьми, которые подливали масла в огонь. Я работаю над проблемой и надеюсь, что однажды она сойдет на нет.

Мама воспитывала Арину одна и обвиняла дочь в том, что она совсем о ней не думает, не заботится, т. е. перекладывала ответственность на плечи подростка. В результате Арина хочет быть хорошей для всех, пытается угодить всем (а это по умолчанию невозможно) — но не себе.

Мир для любого ребенка — это его родители. Мать обесценивала действия Арины, и она начала сомневаться в своих силах и считать себя ни на что не способной. У Арины есть потребность быть любимой и нужной, но она считает, что должна это заслужить. В детстве у нее хватало энергии, чтобы браться за множество дел одновременно. С детства у нее сформировалась установка: все или ничего.

У одних людей жизнь на пределе возможностей заканчивается депрессией и попыткой суицида, у других — инсультом. Поэтому важно вовремя остановиться, дать себе передышку и возможность понять свои ресурсы.

От синдрома отличника и перфекционизма полностью не избавиться. Установки и убеждения, заложенные в детстве, можно только скорректировать с помощью психотерапии. Арина обратилась к психотерапевту, поняла, как строить отношения с мамой, как с ней разговаривать, как разделить ответственность. Мама продолжает обесценивать ее достижения, но здесь вопрос в том, как сама Арина будет это воспринимать. «Внутренний ребенок» Арины уязвимый и травмированный. Одновременно Арина относилась сама к себе как карающий родитель, была требовательна и в итоге заболела депрессией. Задача психотерапевта — превратить этого «карающего родителя» в «мудрого взрослого», который может позаботиться о себе.

Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть фото Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть картинку Что такое синдром отличника и чем он опасен. Картинка про Что такое синдром отличника и чем он опасен. Фото Что такое синдром отличника и чем он опасен

Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть фото Что такое синдром отличника и чем он опасен. Смотреть картинку Что такое синдром отличника и чем он опасен. Картинка про Что такое синдром отличника и чем он опасен. Фото Что такое синдром отличника и чем он опасен

Мама воспитывала Арину одна и обвиняла дочь в том, что она совсем о ней не думает, не заботится, т. е. перекладывала ответственность на плечи подростка. В результате Арина хочет быть хорошей для всех, пытается угодить всем (а это по умолчанию невозможно) — но не себе.

Мир для любого ребенка — это его родители. Мать обесценивала действия Арины, и она начала сомневаться в своих силах и считать себя ни на что не способной. У Арины есть потребность быть любимой и нужной, но она считает, что должна это заслужить. В детстве у нее хватало энергии, чтобы браться за множество дел одновременно. С детства у нее сформировалась установка: все или ничего.

У одних людей жизнь на пределе возможностей заканчивается депрессией и попыткой суицида, у других — инсультом. Поэтому важно вовремя остановиться, дать себе передышку и возможность понять свои ресурсы.

От синдрома отличника и перфекционизма полностью не избавиться. Установки и убеждения, заложенные в детстве, можно только скорректировать с помощью психотерапии. Арина обратилась к психотерапевту, поняла, как строить отношения с мамой, как с ней разговаривать, как разделить ответственность. Мама продолжает обесценивать ее достижения, но здесь вопрос в том, как сама Арина будет это воспринимать. «Внутренний ребенок» Арины уязвимый и травмированный. Одновременно Арина относилась сама к себе как карающий родитель, была требовательна и в итоге заболела депрессией. Задача психотерапевта — превратить этого «карающего родителя» в «мудрого взрослого», который может позаботиться о себе.

Источник

Что такое синдром отличника и чем он опасен

Умный и прилежный ребенок – это гордость всей семьи. Прекрасно, когда дети повышают свои умственные знания, но и спокойно принимают поражение. Однако существует категория детей, которые всегда стремятся получать отличные оценки. Они болезненно переживают самые малейшие неудачи, зачастую они рискуют своим здоровьем, чтобы добиться поставленной цели.

В результате получают заболевания нервной системы, потерю полноценного сна, постоянную раздражительность и депрессию. Регулярно проявляют обиду, если родители их не хвалят за полученный успех. Дети постоянно думают только о школьных оценках. При этом они отказываются от общения со сверстниками и замыкаются в себе. Однако в жизни могут происходить различные ситуации. Следует разобраться в данной ситуации подробно и понять, чем можно помочь собственному ребенку.

Стремление детей показывать свою высокую успеваемость перед окружающими людьми всегда характеризуется проявлением собственной неуверенности. Причины в данной ситуации могут быть самыми различными. Обычно дети ощущают комплекс по поводу своего внешнего вида, отсутствия общения и недостаток внимания со стороны близких людей. Именно в этих случаях ребенок стремится получить хорошие оценки и привлечь внимание взрослых людей. В некоторых ситуациях они подражают своим родителям.

Перфекционизм является психологическим термином. В переводе с английского означает совершенство или безупречность. Перфекционизм же означает то, что любое действие должно быть выполнено совершенно и безупречно, иначе оно не имеет права на существование.

Специалисты установили, что проблемы детей тесно связаны с поведением родителей. Обычно взрослые люди предъявляют повышенные требования к своей личности. Ребенок неосознанно повторяет их манеру поведения. В результате у него формируется синдром отличника. Он стремится выполнить что-либо идеально. С одной стороны нет ничего плохого в том, что ребенок старается. Если бы ни одно «но»! Ребенок-перфекционист очень болезненно воспринимает личные неудачи, промахи, проигрыши.

На самом деле родители не предъявляют к ребенку особых требований. Однако они интуитивно чувствуют настроение окружающих людей и стараются им подрожать. Перфекционизм оказывает сильное влияние на внутреннее эмоциональное состояние детей. Погоня за высокими оценками обычно оборачивается нервной депрессией. Малыши перестают видеть все прекрасное, что происходит возле них.

Симптомы синдрома отличника у ребенка

У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Похвала способна вызвать у них восторг. Однако критика влияет негативно на эмоциональную систему, и они не в состоянии приступить к выполнению следующего дела. У них проявляется желание получить высокую оценку любым способом. В этот момент проявляется обман, который позволяет скрыть неудовлетворительные оценки от родителей. Появляется ревность к успеху других детей. Они радуются чужим неудачам. Ребенок имеет эмоционально неуравновешенное состояние.

В случае отсутствия похвалы со стороны родителей и преподавателей начинается депрессия, которая перерастает в чрезмерную истерику. Присутствует ощущение отсутствия удовлетворенности за выполненный труд. Они неспособны преодолевать сложные преграды на своем пути. В случае совершения ошибки на уроке моментально прекращают выполнять задание. Дети с синдромом отличника не воспринимают критику и самые мелкие замечания. Ради достижения отличных оценок отказываются от развлечений, мероприятий и общения со сверстниками. Неуспеваемость вызывает у них раздражение, и они погружаются в депрессивное состояние.

Причины развития у ребенка синдрома отличника

Сами того не замечая и не осознавая, мы сами порой являемся причиной формирования у ребенка синдрома отличника. Стремление ребенка стать лучше своих сверстников, получать постоянное признание и похвалу со стороны взрослых людей, получать высокую самооценку – это основные критерии синдрома отличника. Основной причиной служат внутрисемейные отношения между родителями и детьми. В основу входит компенсация родительских провалов. Дети повторяют ошибки взрослых людей. Родители мотивируют ребенка достигнуть поставленных целей, чтобы в результате их признало общество. Родители пренебрегают интересами и состоянием здоровья своего чада. С помощью успешного состояния школьника они повышают собственную самооценку.

Зачастую родительская любовь измеряется количеством хороших оценок у ребенка. Чтобы привлечь к себе внимание матери или отца, ребенок старается быть более успешным в школе. Это не плохо, но иногда под плохими оценками подразумевается не только двойки и тройки, а и четверки. Ребенок воспринимает за оценку только высший бал – «отлично».

Повышенные требования в семьях, где ценят только признание со стороны общественности и анализируют достижения школьника – является основной причиной синдрома отличника. Внутри семьи устанавливается собственная установка и определенный принцип морального поведения. Именно данные факторы родители передают детям.Дефицит внимания взрослых вызывает негативное состояние ребенка. Для них похвала оценивается как показатель проявления высшей любви со стороны родителей.

Иногда «плохие» оценки могут наказываться родителями не только в психоэмоциональном плане, но и в физическом. Бывали случаи, когда невозможность соответствовать отличным идеальным приводила к попыткам суицида у детей и иногда имели ужасные последствия.

Поощрение подкрепляет уверенность детской эмоциональной психики. Приобретение игрушек, просмотр мультфильмов, покупка элегантной одежды – это незабываемая похвала для детей. Родительское внимание является главным успехом благополучия детей. Подростки заниженную самооценку компенсируют достижениями в учебном процессе. К причинам также относится комплекс по поводу своего внешнего вида. Хорошие оценки и высокие достижения повышают их социальный статус перед друзьями.

Чем опасен синдром отличника

На самом деле синдром отличника очень опасен для детей. В первую очередь они все свое свободное время проводят за выполнением учебных заданий. Со временем сокращается время полноценного сна, которое необходимо для молодого растущего организма. Ребенок боится не успеть выполнить все задания и у него проявляется болезненное эмоциональное состояние. Он не способен выполнить просьбы родителей по выполнению домашних дел. Отличники постоянно находятся в эмоционально напряженном состоянии.

У них проявляется боязнь забыть выученные уроки, возможность не успеть ответить на все вопросы преподавателя. В результате такое подавленное состояние приводит к нервному расстройству, бессоннице и нарушению правильной работы головного мозга. Дети становятся склонными к перфекционизму. Именно он приводит ребенка к серьезному заболеванию. Быть первым среди всех просто невозможно. Неудачи отличников выбивают их естественного образа жизни, и они становятся неуравновешенными людьми. Самая незначительная критика воспринимается как личностное оскорбление. В итоге происходит конфликт между взрослыми людьми и сверстниками.

Как избавиться от синдрома отличника

Поможет избавиться от синдрома отличника беседа с врачом-психотерапевтом или психологом. Специалист выясняет причину данного состояния, определяет появившиеся симптомы. Обычно пациенты говорят о напряженном состоянии, страхе, неуверенности и волнении перед учебным процессом. Рассказывают о подавленном состоянии из-за негативных оценок успеваемости. Профессионалы используют методики, которые позволяют выявить личную сферу деятельности пациента.

Они изучают самооценку данной личности, и исследует отношения между детьми и родителями. Психолог индивидуально подбирает тесты и диагностирует психические изменения детей. Существуют специальные проектные методики. С помощью рисунков и заданий специалист выявляет скрытые черты характера пациента и обследует его внутреннее эмоциональное состояние. В результате обнаруживаются внутренние проблемы между детьми и родителями. После проведения диагностики психолог назначает специальный психотерапевтический курс лечения.

Советы родителям или вместо заключения

Родителям следует прекратить сравнивать своего ребенка с другими подростками. В противном случае ребенок не сможет выбраться из напряженного депрессивного состояния. Нужно обратить внимание на его новые достижения и успехи, но без присутствия похвалы. Запрещается ругать ребенка за плохие оценки. Если он получил негативную оценку – стоит объяснить ему материал и помочь справиться с заданием. Стоит объяснять, что в жизни происходит много ошибок. Каждый человек может ее совершить. Ошибка – это определенный опыт, который делает человека уверенным в себе и позволяет получить еще большие знания.

Плохое настроение взрослых людей не должно негативно сказываться на эмоциональном состоянии детей. Каждый родитель после рабочего трудового дня должен делиться позитивными эмоциями и впечатлениями со своим чадом. Регулярные беседы позволят создать прекрасное общение с одноклассниками и друзьями. Для всестороннего развития необходимо записать его в спортивную секцию или увлечь интересным хобби. Результат не заставит себя ждать. Ребенок снова станет мыслить позитивно и будет прилежным учеником.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *