Что такое синхроническая таблица
Синхронистическая таблица
СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА — таблица, наглядно представляющая события, происходившие одновременно в разных областях жизни, в разных странах (в один год, месяц, день).
Чаще всего в боковике такой таблицы, которая может быть даже отд. изданием или приложением к осн. тексту внутри издания, помещают даты, в головке — названия областей истории, события которых целесообразно сопоставить исходя из темы издания или из его назначения, а сами события — в прографке. В некоторых случаях полезно, чтобы С. т. в качестве приложения содержала адресные ссылки у названий тех событий, которые рассмотрены в осн. тексте издания, т. е. выполняла роль и хронологического указателя.
Смотреть что такое «Синхронистическая таблица» в других словарях:
Кайданов, Иван Кузьмич — заслуженный профессор истории в Императорском Александровском Лицее, член корреспондент Императорской Академии Наук, сын дьячка, род. в 1780 г., ум. 9 сентября 1843 г. По окончании в 1801 г. курса в Киевской духовной академии, Кайданов был… … Большая биографическая энциклопедия
Куманецки, Казимир (Kumaniecki) — (1905 1977) польский историк и филолог антиковед, профессор Варшавского университета, академик, инициатор создания Института исследований античной культуры при Польской АН. Вместе с К. Михаловским и Л. Винничук К. редактировал журнал «Meander» … Античный мир. Словарь-справочник.
синхронические таблицы
Смотреть что такое «синхронические таблицы» в других словарях:
Язвинский, Александр Феликсович — педагог. Биографических сведений о нем не сохранилось, как неизвестен год рождения и смерти его. Я. получил известность изобретением мнемонического метода преподавания, весьма популярного в его время и названного по имени автора методом… … Большая биографическая энциклопедия
синхрони́ческий — ая, ое. книжн. Отличающийся синхронизмом, указывающий на синхронизм, одновременность чего л. Синхронические таблицы (хронологические таблицы одновременно происходивших событий) … Малый академический словарь
СИНХРОНИЧЕСКИЙ — СИНХРОНИЧЕСКИЙ, синхроническая, синхроническое (научн.). Обладающий синхронизмом, выражающий синхронизм чего нибудь, одновременный. Синхронический метод в изложении истории (рассмотрение событий одного государства в связи с событиями в других).… … Толковый словарь Ушакова
СИНХРОНИЯ — СИНХРОНИЯ, и, жен. (спец.). Состояние взаимосвязанных явлений, их системы в определённый момент развития. Языковая с. | прил. синхронический, ая, ое и синхронный, ая, ое. Синхронические таблицы (хронологические таблицы одновременно происходивших… … Толковый словарь Ожегова
синхронический — ая, ое. Отличающийся синхронизмом, одновременный; свидетельствующий о синхронизме чего л. БАС 1. <термин генерация> для обозначения группы форм, представляющих ряд синхронических вариететов или коротких генетических серий. Природа 1929 12… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Димитрий Св., Митрополит Ростовский — Митрополит Ростовский, родился в Декабре 1651 года близ Киева в Малороссийском городке Макарове, в котором родитель его Савва, по прозванию Туптало, был Полковым Сотником; при крещении он наречен был Даниилом; издетства воспитывался в… … Большая биографическая энциклопедия
Финский залив — фин. Suomenlahti, эст. Soome laht, швед. Finska viken … Википедия
Музыкальный Петербург — Музыкальный Петербург многотомная энциклопедия, выпускаемая издательством Композитор • Санкт Петербург с 2000 года. Энциклопедия готовится в основном силами сотрудников Российского института истории искусств. Здесь впервые в полном объеме… … Википедия
ГЛАВА X
Простая хронологическая таблица, обычно прилагаемая к историческим сочинениям, как правило, является пособием для запоминания фактов, что не исчерпывает возможностей хронологии, как вспомогательной исторической дисциплины. Прежде всего, пропадает наглядность, затрудняется сопоставление разных историко-социальных процессов, а равно и этногенезов в различных регионах. Вместо этого читателю предлагается список датированных событий, неизбежно выбранных произвольно, причем значение отмеченных событий всегда различно: мелочи перемешаны с переломными датами, из-за чего не виден масштаб явлений. Это весьма снижает уровень восприятия истории читателем, даже очень внимательным.
Принцип синхронии, наоборот, позволяет представить ряды последовательных событий тем же способом, каким географ составляет карту, с той лишь разницей, что, наряду с топоосновой, учтена темпооснова — абсолютная хронология от н. э. Здесь важны и «пустые» места, так как они показывают периоды, в которые исторических событий не было, т. е. пассионарность этносоциальной системы находилась в равновесии, иными словами, время было спокойным.
Разумеется, синхронистическая таблица не может заменить текста, в котором события изложены подробно, а связи между ними обоснованы. Но таблица на это и не претендует; она лишь дополняет текст и служит фундаментом для диахронии, о которой речь пойдет особо. Наша синхронистическая таблица построена по региональному принципу и не отражает ни политической, ни культурной, ни этнической географии, хотя последняя является искомой величиной.
Графа 1 — абсолютная хронология, для удобства пользования разделенная на десятилетние отрезки.
Графа 6 — описание изменений степени увлажнения в Великой степи и пассионарных толчков, так как последние тоже явления природы.
Графы 2, 3, 4 и 5 — перечень значительных событий, корреляцию коих с природными феноменами предстоит показать, ради чего таблица построена предельно компактно и объединены в одну графу 5 Центральная Азия, Сибирь, Восточная Европа. Это будущая территория России и Монголии, за исключением Кавказа и Средней Азии, которые в указанный период — 230 г. н. э. — 1225 г. н. э., — примыкали к другим регионам: Византии и Леванту (Ближний Восток), границы коих за тысячелетие менялись.
Графа 2 — Западная Европа, Римская империя, варварские королевства и романо-германский комплекс с польско-венгерской окраиной.
Графа 3 — Византия с православными сателлитами.
Графа 4 — Левант. Это условное название группы стран: Ирана, Аравии и Северной Африки. С VI в. сюда подключились завоеванные арабами Испания, Согдиана и Закавказье.
Отмеченные натяжки вызваны необходимостью сделать таблицу краткой и наглядной. Дробное деление внесло путаницу, для избежания которой все вопросы этнокультурных контактов вынесены в текст. Отсутствие графы «Китай» восполнено подробными указаниями на столкновения хуннов, тюрков и уйгуров со Срединной империей, а ограничение хронологии 1115 г. оправдано концом хуннского витка этногенеза и началом монгольского периода, заслуживающего отдельного исследования.
80. Синхронистические таблицы
Синхронистическая таблица трех веков до н. э.
Синхронистическая таблица нашей эры
81. Диахрония как принцип
Синхронистический подход позволяет собрать большой и необходимый материал по этнической истории. Но это лишь подготовительная работа для главной задачи этнологии диахронного сравнения процессов этногенезов. Поэтому начнем отсчет не от того или иного — условно принятого за начало летоисчисления года, — а от момента рождения, точнее, зачатия этноса. Понятно, что у каждого из известных этносов такой момент индивидуален. А совпадают они, как и у людей, лишь в тех случаях, когда этносы являются ровесниками, то есть вызваны к жизни — этногенезу — одним и тем же пассионарным толчком. Начальную точку отсчета — см. пассионарный толчок, или микромутацию трудно датировать, так как современники ее не замечали, а связывать с космическими явлениями еще не умели. Но когда первое поколение пассионариев-мутантов начинает действовать, современникам еще невозможно заметить в их активности начало грандиозного почти полуторатысячелетнего процесса. Так, римляне не обратили внимания на рождение в 5 г. до н. э. плеяды пассионариев (точнее, на события 30-40-х гг. до н. э., связанные с деятельностью этой плеяды), были удивлены вспышкой фанатизма в Иудее в 65 г. и Дакии приблизительно в то же время, и лишь около 155 г., после апологии Юстина мученика, поняли, что существует особая «порода людей» (как считал философ — друг Лукиана Цельс), то есть христианские общины-консорции, как самостоятельный феномен, выросший в последующий период — II–IV вв. — в суперэтнос — Византию. Византийский этногенез — редкий случай, когда благодаря церковной истории мы можем ретроспективно определить точную дату толчка. В других случаях она вовсе неуловима.
Но толчок — не единственная опорная точка хронологизации этногенеза. Наиболее ярким, впечатляющим событием является момент рождения этноса как новой системной целостности с оригинальным стереотипом поведения. Такое явление при всем желании не может не зафиксироваться у соседей, обладающих письменной исторической традицией. С этим событием часто связано и появление нового этнонима, то есть самоназвания этноса. Так, 20 сентября 622 г. (хиджры) — событие инкубационного периода арабо-мусульманского этногенеза. До 632–642 гг. арабы еще не фигурировали как «арабы» (этнос), а сам термин применялся как синоним кочевников Аравийского полуострова. И только после того как мусульманские армии вторгались в Сирию и Иран и разбили греков и персов, арабами стали называть этнос, воодушевленный проповедью пророка.[437] Только после грандиозного события, олицетворяющего рождение этноса, у пассионарной популяции возникает необходимость противопоставления себя как системной целостности всем окружающим соседям и необходимость в названии самих себя. В дальнейшем потомки уже не помнят причин происходившего, ибо этноним часто теряет свой первоначальный смысл. Так, уже в Х в. Абу Мансур аль-Азхари (ум. в 980–981 гг.) писал: «И расходятся люди во мнениях о том, почему арабов назвали арабами».[438] Сопоставляя момент рождения этноса и дату толчка в известных случаях (толчки в I в., XIII в. н. э.), можно определить длину инкубационного периода этногенеза — 130–160 лет и тем самым привязать процессы этногенезов в остальных случаях к диахронической шкале.
Можно отсчитывать возраст этноса не только от начала толчка, но и от любого яркого и легкодиагностируемого периода, например, от фазы надлома, ее начала или конца. Ошибка при этом, для несмещенных контактами этногенезов, составит всего плюс/минус одно поколение, что в пределах допуска, необходимого для понимания закономерностей этногенеза. Надлом — фаза выразительная, и не заметить ее трудно. Пассионарное напряжение этнической системы вдруг начинает стихийно снижаться. Происходит это самым простым способом: убийством наиболее выдающихся деятелей. Сначала гибнут политики, затем идеологи: поэты и ученые, потом — толковые администраторы и, наконец, трудящиеся приверженцы уже погибших вождей. Остаются только предатели, постоянно переходящие на сторону очередного победителя, чтобы изменить и ему, как только он попадет в беду, и люди столь ничтожные, что их не трогают, если они не попадают под горячую руку. Начавшийся надлом замечают прежде всего современники, не все, разумеется, но наиболее патриотически настроенные и дальновидные. В Риме еще Катон Старший отметил начавшийся процесс падения нравов, Катон Младший пытался противодействовать легкомысленным римским модницам, но безуспешно, а начиная с Гракхов идеалы республики уже не владели большинством сенаторов и открыто стали попираться. Гражданские войны, кончившиеся принципатом Августа, знаменуют конец надлома и выход этноса в инерционную фазу, что по диахронической шкале соответствует 700–750 гг. от момента толчка. В Древнем Китае начало надлома совпадает с проповедью легизма, а конец с торжеством династии Цинь. В Византии это эпоха иконоборчества, в «Христианском мире» — реформация. В Мусульманском суперэтносе надлом наступил раньше запрограммированного законами этногенеза в результате активных этнических контактов, и связывался с передачей халифом Му тасимом фактической власти в руки гулямов (иноземных наемных воинов).[439] Кончился он «смещением»: захватом Багдада в 945 г. Ахмедом Буйном — вождем дейлемитов. Иногда, но не всегда, удобной точкой привязки может служить фаза обскурации, сопровождающая развалом этнической системы. Итак, диахрония позволяет уточнить общую закономерность природных процессов — этногенезов путем сопоставлений их друг с другом.
Первым историком, попытавшимся уловить принцип диахронии, был афинский архонт и жрец Аполлона, бывший прокуратор Греции — Плутарх (ум. около 120 г.). Из его многочисленных сочинений замечательно параллельное жизнеописание 46 знаменитых деятелей Эллады и Рима; сопоставления идут попарно, что является попыткой понять исторические процессы обеих стран не как беспорядочное нагромождение случайных событий, а как две закономерные линии развития, того самого, которое мы назвали этногенезом. Ограниченный в эрудиции только этими двумя этносами и недлинным отрезком хронологии — меньше тысячи лет, он вынужден был принять за основу не суперэтнический, а этнический уровень, что повлияло на степень доказательности сопоставлений. Позже это было воспринято читателями просто как литературный прием, а не перспективный научный метод.
Дело в том, что Плутарх сопоставлял деяния своих героев и, следовательно, сходство их ролей в истории… — виноват — в двух историях, т. е. двух процессах, проходивших по одной схеме. Это значит, что он открыл одно из свойств исторического времени: направленность через каузальность, т. е. причинную обусловленность хода событий, несмотря на разную длину фаз.
Эллада во время Плутарха уже лежала в развалинах — фаза обскурации, — ибо интенсивная колонизация увела из станы большинство пассионариев — эллинизм, — а с оставшимися дома расправились местные тираны — Набис в Спарте и римские полководцы — Метелл в Коринфе и Сулла, пощадивший только Афины. Рим же был на гребне могущества, потому что избавился от излишних пассионариев, сохранил «золотую посредственность» Августа и накопленные богатства завоеванных провинций. Это была инерционная фаза этногенеза, когда Рим представлялся современникам «Вечным городом», так же как в XIX в. в Европе «прогресс» казался бесконечным совершенствованием.
Плутарх чувствовал истину, но не мог ее доказать и, даже объяснить. Сравнительного материала у него не хватало; что такое «энергия», тем более — «энтропия», он не знал, а понятие «система» как целостность и в наше-то время известно далеко не всем. Однако он ближе всех подошел к проблеме историческоговремени как функции от ряда событий, обозримого в силу дискретности, и необратимого, как необратима биография организма от рождения до смерти, потому что организм или, если угодно — звезда тоже системные целостности.
Бесконечной нитью уходящей в грядущее представляется людям социальная форма движения материи, видимо, один из этапов развития ноосферы В.И. Вернадского, согласно его взгляду, начавшейся в криптозое архейской эры. В этом темпоральном океане наши исторические времена — капли из туч, гоняемых ветрами космических явлений — воздействий ближнего космоса. Иерархия воспринимаемых нами «времен» очевидна… за одним исключением: в ней нет места для пространственно-временного континуума! Наше «историческое время» — это «дление», а природа его нам неизвестна.
Мы отметили четыре «начала» — четыре пассионарных толчка:
III в. до н. э.: I в. н. э.; VI в. и IX в. — и остановились на XII в. — монголо-маньчжурском пассионарном толчке, перекрывшем потомков хуннов, впавших в гомеостаз, византийцев и славян в фазе обскурации, арабов с персами, не перенесшими надлома и колониальную экспансию романо-германцев, тогда еще юных, пожалуй, даже слишком юных.
Таким образом, описанная нами эпоха целостна. Хронологические границы ее четко очерчены, «каспиоцентризм» — литературный прием, выбранный произвольно для удобства изложения. Этим способом легко достичь понимания истории любого региона планеты, предварительно уловив ее хронологические пределы: начало и конец. В описании изложенного принципа была цель данной работы, а перспективы ее, как познавательные, так и практические, вряд ли вызовут недоверие у образованного читателя, для которого и написана эта книга.
82. Диахронические таблицы этногенеза. Легенда
Необходимость сочетания наглядности с лаконичностью и возможной полнотой в хронологических границах «тысячелетия» подсказывает следующую композицию изложения смысла.
Таблица I (вспомогательная) «Перечень фаз на уровне суперэтносов» и пример — римский этногенез, ненарушенный смещениями извне. В следующих таблицах фазы пронумерованы, Таблицы синхронные: II — Хунну и Туран; III — Византия и Готославянский «варварский» мир; IV — Западная Европа — христианская и языческая, слившиеся в XIII в.
Из таблиц видно, что историческое время возникало на поверхности Земли локально, что новый процесс начинался заново, шел необратимо и как бы запрограммированно из-за строгой причинной связи между событиями, по которым, по условию, велся отсчет времени.
И теперь можно сделать следующий шаг — дать объяснение наблюденной закономерности, сопоставив историческое время с биологическим. Как известно, счет биологического времени ведется по смене поколений: следовательно, для каждого вида время будет иным. Рецессивный признак устраняется из популяции естественным отбором через 60 поколений, если не произойдет внезапной катастрофы в биоценозе или вторжения иного вида. Для человека 60 поколений — это законченный процесс одного этногенеза от мутации — появления пассионарных особей в регионе и создания ими этносоциальной системы, до элиминации (вымирания) носителей признака пассионарности, после чего остается только культура — памятники и кое-какие навыки, усваиваемые новыми этносами.
Итак, принадлежность этногенеза к числу природных, т. е. географических явлений, неоспорима. Это дает право применить к этногенезу собственную систему отсчета — по возрастным фазам, что и продемонстрировано.
Таблица 1. Перечень фаз на уровне суперэтносов и пример — Римский этногенез
Таблица 2. Хунну и Туран
Таблица 3. Византия и гото-славянский «варварский» мир
Таблица 4. Арабо-мусульмане и Тибет
Таблица 5. Средневековый Китай (Ареал пассионарного толчка VI в.)
Таблица 6. Западная Европа — Христианская и языческая, слившиеся в XIII в.
Примечания:
Такое понимание отлично от бытовавшего еще недавно в этнографии: этногенез — происхождение этноса, т. е процесс, завершающийся с появлением этнического самосознания.
Christen А. — L’Iran sous les Sassanides. Cjpenhague, 1936, p. 84.
Грязневич П.А. Аравия и арабы// Ислам. М., 1984, с. 128–129.
Грязневич П.А. Аравия и арабы// Ислам. М., 1984, с.122.
Ибн-Хальдун. Пролегомены. Гл. II, раздел III. Цит. По: Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980, с.139.
СИНХРОНИЧЕСКИЙ
Смотреть что такое «СИНХРОНИЧЕСКИЙ» в других словарях:
синхронический — ая, ое. Отличающийся синхронизмом, одновременный; свидетельствующий о синхронизме чего л. БАС 1. <термин генерация> для обозначения группы форм, представляющих ряд синхронических вариететов или коротких генетических серий. Природа 1929 12… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
синхронический — СИНХРОНИЗМ, а, м. (спец.). Совпадение и связь во времени чего н. совершающегося, параллельность в действии чего н. С. киносъёмки и звукозаписи. С. хода двух механизмов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
синхронический — прил., кол во синонимов: 5 • взаимосвязанный (10) • одновременный (7) • … Словарь синонимов
Синхронический — базирующийся на принципе синхронии (синхронический подход) См. Синхрония … Справочник по этимологии и исторической лексикологии
Синхронический — прил. 1. соотн. с сущ. синхрония I, синхронизм, связанный с ними 2. Свойственный синхронии [синхрония I], синхронизму, характерный для них. 3. Отличающийся синхронией [синхрония I], синхронизмом. 4. Свидетельствующий о синхронии [синхрония I],… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
синхронический — синхронический, синхроническая, синхроническое, синхронические, синхронического, синхронической, синхронического, синхронических, синхроническому, синхронической, синхроническому, синхроническим, синхронический, синхроническую, синхроническое,… … Формы слов
синхронический — синхрон ический … Русский орфографический словарь
синхронический — … Орфографический словарь русского языка
синхронический — ая, ое. Книжн. Указывающий на синхронизм, одновременность чего л. С. метод описания исторических событий. С ое изучение языковых явлений. ◁ Синхронически, нареч … Энциклопедический словарь