Что такое синквейн по русскому языку
Как правильно составлять синквейн
Что такое синквейн и как его составлять в начальной школе
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это творчество, концентрация знаний, выражение своей позиции, которое осуществляется по определённым правилам.
Синквейн — это эффективный метод развития речи.
Как правильно составить синквейн?
Правила написания синквейна:
Структура синквейна напоминает ёлочку.
Синквейн можно писать на любую тему. Писать синквейны получается у всех без исключения.
Примеры синквейнов, написанные детьми.
Россия.
Великая, огромная.
Объединяет, защищает, восхищает.
Умом Россию не понять.
Отечество.
Осень.
Дождливая, разноцветная.
Приходит, дарит, готовит.
Унылая пора, очей очарованье.
Запасиха.
Бабочка.
Легкая, красочная.
Порхает, удивляет, улетает.
Появляется из обычной гусеницы.
Насекомое.
Принцип, думаю, понятен.
Синквейн — это очень полезное упражнение, которое:
Составлять синквейны нравится не только детям, но и взрослым. Сочиняйте вместе с детьми, вовлеките своего ребёнка в этот полезный и увлекательный мир творчества.
Для развития речи ребенка рекомендую также два пособия.
О. Наумова ТРЕНИНГ «СКОРОЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Хотите сэкономить своё время? Тогда этот тренинг для вас!
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»
Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.
• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.
Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Что такое синквейн и как его составлять
Содержание статьи
Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
Составление синквейна
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно,первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.
Зачем составлять синквейн в школе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.
Синквейн – примеры по разным предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.
Пример синквейна на тему «глагол»:
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.
По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.
Пример синквейна на тему «лягушка»:
Прыгает, мечет икру, ловит мух.
Видит только то, что движется.
Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.
Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
Правила построения синквейна
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
Как использовать синквейны на уроке?
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Области применения
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.
Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый
Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.
Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.
Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.
На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Варианты работы с синквейном
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:
Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.
Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Примеры синквейнов
На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:
Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.
Можно предложить детям написать синквейн про солнце:
Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Синквейны на уроках русского языка и литературы
первая строка – имя существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь;
вторая строка – два прилагательных или причастий, описывающих признаки предмета;
третья строка – три глагола, описывающие действия предмета;
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
____ ____ ____ ____
Синквейны на уроках
Синквейн на тему Вводные слова
Вводные слова
именные, глагольные
не выступают, выражают, дают
указывают на способ выражения мысли
слова
Синквейн на тему Время (глагола)
Наступает, проходит, меняется
Изменяющее события по времени
Синквейн на тему Глагол
Глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?
Синквейн на тему Диалог
Выражает, воспринимает, общается
Синквейн на тему Дополнение
Дополнение
прямое, косвенное
отвечает, употребляется, обозначает
объект, на который направлено действие
Синквейн на тему Деепричастие
деепричастие
неизменяемое, самостоятельное
принадлежит, обозначает, примыкает
соединяет в себе признаки глагола и наречия
форма глагола
Синквейн на тему Заимствованные слова
Обогащают, помогают, расширяют
Взятые из других языков
Синквейн на тему Исконно русские слова
Исконно русские слова
Обозначают, хранят, выделяются
Синквейн на тему Книга
I Рассказывает, развлекает, воспитывает.
Ученье – свет, неученье – тьма.
книга
бумажная, рукописная
II наносят, брошюруют, печатают
подборка листов бумаги, содержащих текст
произведение
Синквейн на тему Лексика
Говорит, развивается, меняется
Лексика – раздел филологии
Синквейн на тему Наречие
Связывается, уточняет, обозначает
Изменяемая часть речи
Синквейн на тему Неологизмы
Продуцируют, появляются, усовершенствуют
Слова, появляющиеся сейчас.
Синквейн на тему Обстоятельство
обстоятельство
второстепенный, зависящий
обозначает, отвечает, зависит
от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака
член предложения
Синквейн на тему Предложение
Излагает, побуждает, спрашивает
Предложение – основная единица синтаксиса.
Синквейн на тему Префикс
Образовывает, меняет, увеличивает
Часть слова перед корнем.
Синквейн на тему Корень
Определяется, не меняется, чередуется
Основная смысловая часть слова
Синквейн на тему Суффикс
Изменяет, дополняет, образовывает
Часть слова после корня
Синквейн на тему Общение
Связывает, изъявляет, помогает
Синквейн на тему Окончание
Завершает, отсутствует, меняется
Часть слова, меняющая его род и число
Синквейн на тему Основа слова
Подчеркивает, не меняется, определяет
Часть слова без окончания
Синквейн та тему Простое предложение
Высказывает, сокращает, упрощает
Одна грамматическая основа
Синквейн та тему Сложное предложение
Составляет, усложняет, распространяет
Имеет 2 или более грамматических основ
Синквейн та тему Сложносочиненное предложение
Противопоставляет, разделяет, сопоставляет
Имеет несколько вариантов связи
Синквейн та тему Сложноподчиненное предложение
Подчиняет, добавляет зависимое, распространяет
Имеет главную и придаточную часть
Синквейн на тему Причастие
причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного
часть речи
Синквейн на тему Прилагательное
прилагательное
качественное, притяжательное
относится, согласуются, склоняется
признак предмета обозначается
часть речи
Синквейн на тему Подчинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Короткие, емкие.
Подчиняют, соединяют, связывают.
Части предложения между собой.
Речь.
Синквейн на тему Русский язык.
I Живой, удивительный,
Учит, объясняет, творит.
Береги наш родной язык!
Синквейн на тему Русский язык.
Русский язык.
II Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
Россия.
Синквейн на тему Существительное
Называет, уточняет, указывает
Главная часть речи, называющая предмет
Синквейн на тему Текст
текст
нудный научный
написан напечатан прочитан
письменное сообщение из ряда высказываний
связь
Синквейн на тему Устаревшие слова
Не употребляются, забываются, не применяются
Слова, вышедшие из ежедневной лексики.
Синквейн на тему Фразеологизм
фразеологизм
устойчивый, неделимый
выражает, соотносится, употребляется
выполняет функцию отдельной лексемы
целостное словосочетание
Синквейны на уроках
Синквейн на тему Античность
античность
классическая, поздняя
зародилась, разрушили, угасла
цивилизация древней Греции и древнего Рима
древность
Синквейн на тему Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Храбрится, влюбляется, предаёт.
Нельзя уважать таких людей.
Синквейн на тему Баллада
Баллада
историческая, мифическая
представлено, заимствуется, сочиняется
рассказ, изложенный в поэтической форме
лироэпическое произведение
Синквейн на тему Басня
Поучает, наставляет, затрагивает
Поучительное стихотворное произведение
Синквейн на тему Библия
Объясняет, поучает, знакомит
Обращение Бога к людям
Синквейн на тему Богатство
Богатство
материальное, нематериальное
получать, выиграть, заработать
богатство – вода, пришла и ушла
изобилие
Синквейн на тему Богатырь
Сражается, охраняет, защищает.
Не перевелись на Руси богатыри!
Синквейн на тему Былина
Повествует, описывает, учит
Рассказ по реальным событиям
Синквейн на тему Война
война
отечественная, мировая
взрывают, расстреливают, сдаются
война – величайшее горе человечества
Синквейн на тему Восточные славяне
восточные славяне
русские, украинцы
охотились, выращивали, рыбачили
население средневекового государства киевская Русь
древнерусская народность
Синквейн на тему Время
время
календарное, относительное
измеряется, изменяется, движется
из прошлого, через настоящее в будущее
необратимое течение
Синквейн на тему Дворянство
дворянство
жалованное, родовое
защищало, получало, владело
привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе
аристократия
Синквейн на тему Добро.
Добро
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
Синквейн на тему Дружба ( I )
дружба
взаимная открытая
доверять терпеть помогать
бескорыстные личные взаимоотношения между людьми
взаимопонимание
Синквейн на тему Дружба ( II )
дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения
Синквейн на тему Дружба ( III )
дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения
Синквейн на тему Духовность
духовность
религиозный, внутренний
воспитывается, определяется, открывается
то, что противоречит материальности, телесности
преобладание духовного
Синквейн на тему Душа
душа
чистая ранимая
болит радуется плачет
то, что находится в сердце
сущность
Синквейн на тему Жизнь.
Жизнь
Публичная, частная.
Любить, верить, надеяться.
Кто-то ее не ценит.
Эпоха.
Синквейн на тему Зима
зима
снежная холодная
заморозила запорошила охладила
спячка наступила
время года
Синквейн на тему Зло
зло
страшное подлое
одолевает разрушает убивает
понятие противоположное понятию добра
отсутствие любви
Синквейн на тему Золото
золото
мягкий, тяжёлый
добывают, промывают, извлекают
благородный металл жёлтого цвета
Au
Синквейн на тему Илья Муромец
Илья Муромец
известный загадочный
воплощал служил освободил
герой древнерусского былинного эпоса
богатырь
Синквейн на тему Казак
казак
военный конный
защищал гулял искал
свободный, ни от кого не зависящий человек
гайдамак
Синквейн на тему Каникулы
каникулы
летние, зимние
отдыхать, гулять, бездельничать
период, свободный от учёбы или основной деятельности
перерыв
Синквейн на тему Комедия
комедия
веселая, озорная
подражать, высмеивать, обличать
характеризуется юмористическим или сатирическим подходом
художественное произведение
Синквейн на тему Конфликт
конфликт
несовместимый, межличностный
бороться, сталкиваться, наносить
противоборство двух или нескольких людей
столкновение
Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек
Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек
ответственный грустный
воровал оберегал заботился
был настоящим братом для Маруси
нищий
Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася
Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася
смелый добрый
подружился сопереживал сочувствовал
нищим друзьям из сырого подземелья
главный герой
Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья
Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья
грустная невеселая
раскрыто написано рассказано
повесть о нелегкой жизни нищих
В дурном обществе
Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся
Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся
бледная нежная
голодала заболела умерла
не имела крова, еды, матери
четырехлетняя девочка
Синквейн на тему Литература
Воспитывает, увлекает, объясняет,
Ведёт в мир прекрасного.
Синквейн на тему Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
гениальный насмешливый
сочинял творил изображал
в нем каждый видел то, что ему позволялось видеть
русский поэт
Синквейн на тему Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
зеленые, роскошные
ждали, роптали, убили
тела их потом, изрублены были
пусто кругом
Синквейн на тему Лирический герой
лирический герой
художественный жизненный
выступает наделяется изображает
образ поэта в лирике
автобиографический герой
Синквейн на тему Литература.
Литература
Художественная, научная.
Описывает, хранит, обучает.
Совокупность любых письменных текстов.
Знания.
Синквейн на тему Личность.
Личность
Важная, особая.
Проявляется, отражает, приобретается.
Личность ни духовна, ни телесная, но духовно-телесная.
Человек.
Синквейн на тему Любовь
любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство
Синквейн на тему Мама
мама
добрая, милая
любит, заботится, воспитывает
самый драгоценный человек
родитель
Синквейн на тему Милосердие
милосердие
незаметно, безымянно
творить, любить, простить,
начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней
добродетель
Синквейн на тему Миф
Миф
интересный, поучительный
учит, развивает, удивляет,
раскрывает историю.
легенда.
Синквейн на тему 9 мая
9 мая
радостный, счастливый
побеждать, праздновать, вспоминать
Победу в Великой Отечественной войне
праздник
Синквейн на тему Мужественность
мужественность
целеустремленный уверенный
проявляет защищает воспитывает
совокупность черт характера, ожидаемых от мужчины
антипод женственности
Синквейн на тему Мцыри
Мцыри
романтический, трагический
сконцентрировал, не променял, пронес
могучую страсть к свободе, к борьбе
одинокий человек
Синквейн на тему Нравственность
Нравственность
этичный моральный
различать поступать действовать
согласно своей совести и свободной воле
внутренняя установка
Синквейн на тему Образование
Образование
среднее высшее
формировать познавать изучать
целенаправленная познавательная деятельность людей
процесс
Синквейн на тему Общение
Общение
коммуникативное перцептивное
побуждает, планирует, устанавливает
коммуникационное взаимодействие людей
обмен
Синквейн на тему Одиночество
одиночество
добровольное болезненное
уединиться, изолироваться, переживать
состояние человека, связанное с отсутствием близких
социально-психологическое явление
Синквейн на тему Осень
Осень
златолистая, колосистая
опадает созревает поливает
приносящая дары
время года
Синквейн на тему Остап (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Сражается, мучается, погибает,
Достойный сын своего отца.
Синквейн на тему Память
Память.
Светлая, радостная.
Помогает, присутствует, живет.
Хорошего человека не забыть.
Радость.
Синквейн на тему Печаль
печаль
угнетающая, пугающая
давит, ранит, зудит
отрицательные эмоции вызывает она
грусть
Синквейн на тему Писатель
писатель
современный, любимый
пишет, сочиняет, придумывает
человек, занимающийся созданием словесных текстовых произведений
писец
Синкейн на тему Поэзия
поэзия
лиричная, мелодичная
родить, создать, забыть
за душу берущая, некому не нужная
сотворение
Синквейн на тему Правда
правда
субъективна, относительная
получить, отразить, обличить
полная и достоверная информация
действительность
Синквейн на тему Прометей
Прометей
мыслящий, предвидящий
вылепил, изменил, похител
защитник людей от произвола богов
огонь
Синквейн на тему Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
величайший русский
творил, писал, восхищал
еще при жизни стали именовать гением
поэт
Синквейн на тему Рассказ
рассказ
небольшой, повествовательный
сочиняют, пишут, читают
малая форма эпической прозы
произведение
Синквейн на тему Родители
родители
заботливые, ласковые
воспитывают, учат, помогают
родили меня на свет
кровинушка
Синквейн на тему Романтизм в литературе
романтизм в литературе
свободный, фантастический
противопоставлял, отрицал, следовал
направлению противоположному классицизму
направление в 19 в.
Синквейн на тему Свобода
свобода
неосознанная, непредсказуемая
налагает, вменяет, ограничивает
проявление случайности, направляемой намерением воли
выбор
Семья
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа дисциплины.
Ребенок.
Синквейн на тему Семья ( II )
семья
драгоценная родная
живет здравствует процветает
там где тебя понимают
ячейка общества
Синквейн на тему Сказка
Рассказывает, учит, объясняет
Жанр устного народного творчества
Синквейн на тему Смысл человеческой жизни
смысл человеческой жизни
духовный философский
представлять размышлять определять
конечную цель существования человека
у каждого свой
Синквейн на тему Совесть
совесть
нравственная, человеческая
осуществляет, требует, контролирует
закон, живущий в нас
моральное сознание
Синквейн на тему Спасибо
спасибо
сердечное, душевное
желаем, выражаем, говорим
вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
Спаси Бог!
Синквейн на тему Cтрах
страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас
Синквейн на тему Судьба
судьба
роковая предначертанная
направляет предопределяет управляет
цепь событий влияющих на бытие
фатум
Синквейн на тему Счастье
счастье
разное, женское
видеть, чувствовать, принимать
осознание позитивности контекста собственного существования.
эмоция
Синквейн на тему Cтрах
страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас
Синквейн на тему Тарас Бульба (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Борется, преодолевает, страдает.
Им гордится всё Запорожье.
Синквейн на тему Толерантность
толерантность
понимающий, доверяющий
терпеть, принимать, уважать
готовность быть терпимым
принятие
Синквейн на тему Толстый
толстый
жирный упитанный
кушает, объедается, поправляется
человек, склонный к ожирению
субъект
Синквейн на тему Том Сойер.
Том Сойер
Энергичный, остроумный.
Воспитывался, наказывался, влюблялся.
Персонаж романов Марка Твена.
Приключения.
Синквейн на тему Трус.
Трус
Слабый, нервный.
Убегать, бояться, прятаться.
Не может противостоять силе.
Страх.
Синквейн на тему Улыбка.
Улыбка
Беззаботная, счастливая.
Дарить, узнавать, радоваться.
Мысли о хорошем событии.
Радость.
Синквейн на тему Улыбка
улыбка
приветливая, обольстительная
задействует, растягивает, сокращает
выражает удовольствие, доброжелательность либо иронию, насмешку
движения мышц лица
Синквейн на тему Фамилия
фамилия
распространенная, двойная
наследуется, принимается, меняется
принадлежность человека к одному роду
семья
Синквейн на тему Человек (I)
человек
разумный, чувствующий
владеет, развивается, побеждает
единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность
высшее существо
Синквейн на тему Человек ( III )
Человек.
Красивый, стройный.
Разговаривает, мыслит, рассуждает.
Владеет силой менять мир.
Венец природы.
Синквейн на тему Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
великий русский
сочинял, создавал, лечил
оказал огромное влияние на литературу и театр 20 в.
прозаик, драматург, писатель, врач
Синквейн на тему Чтение
чтение
художественное, изучающее
пользуемся, исполняем, произносим
процесс, основанный на понимании смысла письменной речи
речевая деятельность
Синквейн на тему Школа.
Школа
Высшая, частная.
Проводят, оценивают, учат.
Школа — это поле битвы за собственную душу.
Учитель.
Синквейн на тему Эмоции
эмоции
положительные, отрицательные
вызывают, побуждают, расслабляют
отражают субъективное отношение к ситуациям
волнение
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.
Макарова Т.И. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка. http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc
Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.
Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/
Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.
Автор и составитель:
Ушмодина Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы Володарской гимназии «София» с ООШ I I ст. № 2 2014-2015 уч. год.
Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.