Что такое синквейн в математике
Синквейн на уроках математики
Разделы: Математика
За 20 с небольшим лет работы в школе поняла, что для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос нашла совершенно случайно и там, где меньше всего этого ожидала!
В этом мне помог Синквейн.
Синквейн — это стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Написание синквейна требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе учащихся.
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Т.е. синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей, идеи, которые они могут сопоставить со своими.
Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию творческого, критического мышления у учащихся. Детям нравится эта работа. Обычно первое знакомство с синквейном провожу в конце 6 класса, но с большим удовольствием пишем мы их до конца 11 класса.
(Никонкова Анастасия, 8*а класс)
1. Теорема Пифагора
2. Точная, практичная.
3. Доказываем, учим, считаем.
Строим мы угол прямой,
Катеты на нём отмечаем,
А квадрат гипотенузы –
Легко вычисляем:
(Удовина Руслана, 8*а класс)
1. Теорема Пифагора
2. Необходимая, важная.
3. Строим, учим, измеряем.
5. “Пифагоровы штаны на все стороны равны!”
(Удовина Руслана, 8*а класс)
1. Египетский треугольник.
2. Нужный, точный.
3. Показывает, определяет, помогает
Три, четыре и ровно – пять
Прямой угол нам отыскать:
(Никонкова Анастасия, 8*а класс)
1. Прямые.
2. Пересекающиеся, параллельные.
3. Строим, проектируем, совмещаем.
4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца.
5. Это бесконечность!
(Гущин Владимир, 7*а класс)
(Ткачёва Алина, 7*а класс)
1. Контрольная работа.
2. Интересная, понятная.
3. Пишем, строим, вычисляем.
4. Тетрадь для контрольных работ.
5. Математика.
1. Экзамен.
2. Строгий, трудный.
3. Проверяет, доказывает, подтверждает
Что ты знаешь, а чего не знаешь,
И какую оценку за это получаешь.
« Синквейн» на уроках математики».
« Синквейн» на уроках математики ».
1.Актуальность выбранной темы
Математика.
Элементарная, высшая.
Изучает, рассчитывает, описывает.
Наука о количественных отношениях.
Числа.
Математика.
Вычислительная, дискретная.
Вычитает, умножает, делит.
Царица всех наук.
Действие.
Математика.
Сложная, полезная.
Пополняет, обучает, тренирует.
Порой не каждому дается.
Ум.
Речь пойдет о синквейне.
Синквейн используют преподаватели разных предметов.
Переход образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
На любом уроке учащиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос нашла совершенно случайно и там, где меньше всего этого ожидала! В этом мне помог Синквейн.
2. Метод «Написание синквейна»
Что же такое синквейн?
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, «бабочка», корона и даже гирлянда синквейнов.
Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.
· 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.( На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы)
В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.
Математика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
4.Как можно использовать этот приём в практике?
Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.
1.предмет
2.базовый, профильный
3.учит вычислять, строить, анализировать
4.царица всех наук
5. математика
Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, можно предложить в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями ( а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.
В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия «Смежные углы»), так и при изучении достаточно объёмного материала, например, изучаемого раздела геометрии. Можно дать задание в качестве творческого.
В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.
Давайте попробуем стать учениками 6,11 классов и составить синквейн по тем понятиям, как которые рассматривались на открытых уроках.
1. Дроби
2. Правильные, неправильные.
3. Делили, переворачивали, умножали.
4. делимое умножить на дробь обратную делителю
5.Правило
2. 1.Проценты
2.Сложные, интересные, увлекательные
3.Превращаем, вычисляем, применяем
4.Они выражают снижение и повышение цен
5.Необходимые
Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.
1.
2. Строгая, логичная.
3. Строим, доказываем, вычисляем.
4. Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах.
5. Прямоугольный треугольник.
1.
2. Точная, практичная.
3. Доказываем, учим, считаем.
4. Строим мы угол прямой,
Катеты на нём отмечаем,
А квадрат гипотенузы –
Легко вычисляем:
2. Необходимая, важная.
3. Строим, учим, измеряем.
5. “Пифагоровы штаны на все стороны равны!”
1. Экзамен.
2. Строгий, трудный.
3. Проверяет, доказывает, подтверждает
4. Что ты знаешь, а чего не знаешь,
И какую оценку за это получаешь.
1. Прямые.
2. Пересекающиеся, параллельные.
3. чертим, обозначаем, совмещаем.
4. они не имеют ни начала, ни конца.
5. бесконечность
Согласитесь, что использование этого приёма на уроках математики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!
Синквейн на уроке математики
Описание разработки
Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос : создание математических синквейнов.
Правила написания синквейна:
Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Написание синквейнов целесообразно предложить как при введении в тему, так и при проведении итоговых уроков. Ученики увлеченно работают и, обычно, к концу урока в классе уже готово несколько “стихотворных шедевров”. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. Ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи.
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей идеи, которые они могут сопоставить со своими.
ПРИЛОЖЕНИЕ ( примеры работ учащихся 7 класса)
Функции нужны в математике
4. Табличный способ легкий
2. Убывающая, возрастающая
3. Подставляем, считаем, чертим
4. Функция играет важную роль
2. Линейный, изогнутый
3. Убывает, возрастает
4. С помощью графика можно наблюдать состояние чего-то в течение времени
3. Доказываем, измеряем, чертим
4. Прямой угол треугольника
2. Равнобедренный, прямоугольный
3. Рисуем, чертим, строим
5. Геометрическая фигура
2. Прямоугольный, равнобедренный
3. Доказываем, измеряем, чертим
4. Прямоугольный треугольник удобно чертится
2. Красивы, но не всегда равны
4. Сумма их равна 180 0
2. Пересекающиеся, параллельные
3. Строим, проектируем, совмещаем
4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца
2. Пересекающая, параллельная
3. Строим, проектируем, совмещаем
4. Все прямые не имеют, ни начала, ни конца
5. Это бесконечность
3. Чертим, измеряем, доказываем
4. Равноудаленный от центральной точки
2. Кругленький, плоский
3. Строим, кружим, измеряем
4. Очень удобно кружится циркулем
3. Решать, чертить, использовать
4. Конечная часть плоскости, ограниченная окружностью
5. Только начал изучать, хорошее
3. Рисуем, чертим, строим
4. Только начала его изучать
3. Чертим, изучаем, рисуем
4. ЕЕ очень легко строить
2. Бесконечность, замкнутая
3. Вычисляем, чертим, доказываем
4. Ее легко чертить
5. Эта фигура состоит из всех точек плоскости
3. Рисуем, находим, определяем
4. Ее рисуем легко циркулем
2. Круглая, замкнутая
3. Рисуем, измеряем, зарисовываем
4. Очень легкая фигура
3. Доказываем, измеряем, чертим
4. Она очень легко чертится
3. Рисуем, чертим, доказываем
4. Она легко чертится
3. Чертим, строим, изучаем
4. Соединяет две точки окружности
2. Небольшая, отрезок
3. Рисуем, измеряем, ищем
4. Находится в окружности
3. Рисуем, измеряем, проводим
4. Радиус соединяет центр с любой точкой, лежащей на окружности
2. Небольшая, ровная
3. Измеряем, ищем, учим
4. Два радиуса, как один диаметр
1. Центр окружности
2. Маленькая, центральная
3. Рисуем, ставим, находим
3. Ищем, рисуем, измеряем
4. Имеет с окружностью общую точку
3. Чертим, проводим, находим
4. Диаметр как два радиуса
Содержимое разработки
Подготовила: учитель математики Донецкой общеобразовательной школы
І-ІІІ ступеней № 94 Донецкого городского совета Донецкой области
Курилова Елена Валериевна
Синквейн на уроках математики (на примере работ учащихся 7 класса) Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос : создание математических синквейнов.
Правила написания синквейна:
Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Написание синквейнов целесообразно предложить как при введении в тему, так и при проведении итоговых уроков. Ученики увлеченно работают и, обычно, к концу урока в классе уже готово несколько “стихотворных шедевров”. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. Ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи.
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей идеи, которые они могут сопоставить со своими.
ПРИЛОЖЕНИЕ ( примеры работ учащихся 7 класса)
Синквейн на уроках математики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа
«Синквейн на уроках математики»
Составитель: учитель математики
Бычкова Надежда Александровна.
с. Семилуки, 2020 г.
Обучающимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков. Как развить важные умения? Ответ прост: создание математических синквейнов.
Что же такое синквейн? Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать.
Правила построения синквейна:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого интересного стихотворения. Написание синквейнов целесообразно предложить как при введении в тему, так и при проведении итоговых уроков. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи.
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей идеи, которые они могут сопоставить со своими.
2. Разные, граничащие.
3. Чертим, измеряем, вычисляем.
2. Убывающая, возрастающая.
3. Подставляем, считаем, чертим.
4. Функция играет важную роль.
2. Линейный, изогнутый.
3. Убывает, возрастает, меняется.
4. С помощью графика можно наблюдать состояние чего-то в течение времени.
Мастер- класс « Синквейн на уроках математики»
Познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение ; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
привлечь педагогов к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.
Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс « Синквейн на уроках математики»»
Сценарий мастер- класса « Синквейн на уроках математики».
Актуальность выбранной темы
Математика.
Элементарная, высшая.
Изучает, рассчитывает, описывает.
Наука о количественных отношениях.
Числа.
Математика.
Вычислительная, дискретная.
Вычитает, умножает, делит.
Царица всех наук.
Действие.
Математика.
Сложная, полезная.
Пополняет, обучает, тренирует.
Порой не каждому дается.
Ум.
Речь пойдет о синквейне.
Синквейн используют преподаватели разных предметов. А чем наш хуже?
Переход образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
На любом уроке учащиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос нашла совершенно случайно и там, где меньше всего этого ожидала! В этом мне помог Синквейн.
Цель сегодняшнего мастер-класса: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.
познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение ; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
привлечь педагогов к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.
Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
— Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
-Вам придется работать в группах, а в отличии от учеников вы видитесь редко или может быть даже не знакомы, то сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе друг с другом. Для этого я попрошу вас стать лицом друг к другу в два ряда:
1.Познакомиться, начав со слов «Меня зовут и рассказать о себе..» (поменяться ролями)
2.Поменяться местами, и начать со слов «Я счастлив с тобой общаться..»
3. Поменяться местами, и начать со слов «Я тебе желаю. »
3. Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. (Слайд 3)
— Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
— Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
4. Постановка задач мастер-класса
познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение ; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
привлечь педагогов к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.
5. Презентации учебного материала
Метод «Пометки на полях».
Пометки должны быть следующие (Слайд 8)
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Метод «Написание синквейна»
Что же такое синквейн?
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, «бабочка», корона и даже гирлянда синквейнов.
Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.
1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.( На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы)
В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.
Математика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Упражнение «Четыре стихии» (Слайд 10)
(Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66)
Как можно использовать этот приём в практике?
Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.
1.предмет
2.базовый, профильный
3.учит вычислять, строить, анализировать
4.царица всех наук
5. математика
Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, можно предложить в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями ( а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.
В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия «Смежные углы»), так и при изучении достаточно объёмного материала, например, изучаемого раздела геометрии. Можно дать задание в качестве творческого.
4.возникла из практической деятельности людей и занимается изучением геометрических фигур
В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.
Давайте попробуем стать учениками 6,11 классов и составить синквейн по тем понятиям, как которые рассматривались на открытых уроках.
Дроби
2. Правильные, неправильные.
3. Делили, переворачивали, умножали.
4. делимое умножить на дробь обратную делителю
5.Правило
1.Проценты
2.Сложные, интересные, увлекательные
3.Превращаем, вычисляем, применяем
4.Они выражают снижение и повышение цен
5.Необходимые
Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.
1.
2. Строгая, логичная.
3. Строим, доказываем, вычисляем.
4. Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах.
5. Прямоугольный треугольник.
1.
2. Точная, практичная.
3. Доказываем, учим, считаем.
4. Строим мы угол прямой,
Катеты на нём отмечаем,
А квадрат гипотенузы –
Легко вычисляем:
2. Необходимая, важная.
3. Строим, учим, измеряем.
5. “Пифагоровы штаны на все стороны равны!”
1. Экзамен.
2. Строгий, трудный.
3. Проверяет, доказывает, подтверждает
4. Что ты знаешь, а чего не знаешь,
И какую оценку за это получаешь.
1. Прямые.
2. Пересекающиеся, параллельные.
3. чертим, обозначаем, совмещаем.
4. они не имеют ни начала, ни конца.
5. бесконечность
Согласитесь, что использование этого приёма на уроках математики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
— Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
— И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Учит, вдохновляет, показывает.
Мысли будоражит, уверенность пробуждает.