Что такое синонимы и антонимы 2 класс русский язык
Урок русского языка 2 класс «Синонимы и антонимы»
Урок русского языка во 2классе
Тема урока: «Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы, антонимы). Закрепление»
Цель урока: Закрепить знания по теме «Синонимы, антонимы», формировать умение грамотно использовать в речи синонимы и антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
· обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
· расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
· учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника;
· развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность;
· развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
· развивать интерес детей к предмету;
· развивать общеучебные навыки;
· воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
· способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
· создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power point
Раздаточный и демонстрационный материал: рабочие листы
Тип урока – Урок закрепления знаний и способов действий
Технологическая карта урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Организует включение в учебную деятельность, создает условия для осознания тематических рамок урока.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
-Я вам всем вам желаю доброго утра и хорошего настроения на весь день.
А для этого я предлагаю вам немного потанцевать под очень весёлую и интересную песенку( песня «Антонимы»)
Включаются в учебную деятельность, определяет основную тему, цель урока.
Активизирует деятельность учащихся по актуализации знаний.
· волшебный. Мы отправимся в сказочное путешествие.
-Но сначала вы должны определить тему урока:
— А для этого ответьте на мои вопросы
— А какие это по своему значению слова – близкие или противоположные?
— В классе у вас учатся мальчики и ….? (девочки)
—Мальчики и девочки –это близкие по значению слова или противоположные?
-Как называются слова противоположные по своему значению?
-А дети, ребята, ученики- это близкие по значению слова или противоположные? (близкие)
-Как называются слова близкие по своему значению?
-Определите тему урока!
Отвечают на вопросы, определяют тему урока.
3. Построение проекта формирования умений.
Организует деятельность по выявлению места и причины затруднения
· Что вы знаете уже знаете о синонимах и антонимах?
Итак, наше сказочное путешествие начинается!
Жила-были на свете добрая и красивая принцесса.
-Поможем принцессе справиться с ними?
Формулируют и уточняют цель урока, выбирают способ и средства её достижения.
4. Реализация построенного проекта.
План урока по русскому языку 2 класс на тему «Синонимы и антонимы»
Урок русского языка во 2 классе «Школа Россия»
Тема урока: Синонимы и антонимы
Цели урока: Познакомиться с понятиями «синонимы» и «антонимы», наблюдать в речи употребление слов-синонимов и слов антонимов. Упражняться в употреблении в речи слов-синонимов и слов- антонимов. Учиться подбирать синонимы и антонимы к данным словам. Развивать орфографическую зоркость, самостоятельность в работе с учебными пособиями.
Оборудование: Наглядное пособие: таблица «Синонимы и антонимы», учебник, тетрадь на печатной основе.
1. Организационный момент.
— Проверьте готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш. Сядем все прямо, откроем рабочую тетрадь, положим ее под наклоном.
2. Минутка чистописания.
ог ог ог аг аг аг го го го га га га ого ага
нога много флаг гора
3. Изучение нового материала.
3.1 Сообщение темы урока и постановка учебной задачи
— Прочитайте слова на доске.
— Сегодня мы должны с вами узнать, что обозначают эти слова, научиться их различать и употреблять в речи.
3.2 Формулировка правила учащимися
— В русском языке есть слова близкие по смыслу и противоположные по смыслу.
— Прочитайте таблицу на доске:
— Сделайте вывод, что такое синонимы, что такое антонимы.
(Учащиеся делают вывод, что синонимы – это слова близкие по смыслу, антонимы – противоположные по смыслу слова).
Так как в учебнике нет определения синонимов и антонимов, вывод записывается в тетрадь.
Синонимы – слова близкие по смыслу.
Антонимы – противоположные по смыслу слова.
4. Закрепление изученного материала
4.1Упражнение в распознавании синонимов и антонимов
Учащиеся записывают на доске и в тетради пары слов и определяют синонимы это или антонимы.
4.2 Устное упражнение в подборе антонимов к словам
— Назовите антонимы к словам:
Каждый день по утрам (Наклоны вправо и влево)
Очень нравится нам (Наклоны вперед.)
Весело шагать, (Ходьба на месте.)
Руки поднимать, (Поднимать руки вверх и опускать.)
Приседать и вставать, (Несколько приседаний.)
Прыгать и скакать. (Несколько прыжков.)
4.3 Работа над упражнением 77 стр. 47.
Прочитай пословицы из словаря В. И. Даля.
Хороша веревка длинная, а речь короткая.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Чему учит народная мудрость?
Учащиеся объясняют смысл пословиц. (От короткой веревки почти никогда нет пользы, нужна длинная веревка. Речь приятно слушать понятную и сказанную коротко. Учиться иногда бывает трудно, но потом это очень пригодится, когда станем взрослыми.)
— Спишите эти пословицы в тетрадь, подчеркните антонимы.
Проверка выполненного задания. Учащиеся называют, какие антонимы они подчеркнули:
Длинная – короткая, горек – сладок.
— Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок.
Зайка серенький сидит (Сесть на корточки.)
И ушами шевелит. (Руки у ушей, имитация движения.)
Зайке холодно сидеть, (Встать.)
Надо лапочки погреть. (Растирать руки друг о друга.)
Раз, два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, ( Легкие прыжки на месте.)
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал, (Быстро сесть на свое место.)
Зайка прыг – и убежал!
4.6 Выполнение упражнения
— Прочитайте задание к упражнению:
В каждой группе найди слова с противоположным значением (антонимы). Соедини их линией.
— Выполним это задание все вместе.
Учащиеся читают группы слов и называют антонимы в каждой группе, слова соединяются линиями.
1.Маленький – большой, длинный – короткий.
2.Обман, ложь – правда.
4.Быстрый – медленный, неуклюжий – ловкий.
5.Друг – враг, неприятель.
— Назовите синонимы во второй группе слов (обман, ложь).
— Назовите синонимы в пятой группе слов (враг – неприятель).
— Назовите синонимы в шестой группе слов (разгораться- зажигаться).
5. Итог урока. Домашнее задание.
— Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)
— Что такое синонимы? (слова, близкие по смыслу)
— Что такое антонимы? (противоположные по смыслу слова)
— Благодарю вас за активную работу.
Учитель выставляет оценки наиболее активным детям.
— Остальные тоже молодцы, старались на уроке.
— Посмотрим в учебнике упражнение 16 на странице 73. Прочитайте задание к упражнению. Что вам непонятно?
Задание в упражнении: Напиши к словам антонимы (слова с противоположным значением.)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-420916
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока родного русского языка вуо 2 классе Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Урок родного русского языка 2 класс
Учитель: Шкунова Вера Владимировна
МБОУ СОШ №6 г. Саяногоска
Высшая квалификационная категория
Тема: Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Цель: содействие развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Формировать представление о богатстве родного языка.
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные УУД : систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.
Знать : значение и роль синонимов и антонимов в речи.
Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи; выбирать т точно использовать антонимы.
Личностные : умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение, формирование позитивно-ценностного отношения к родному русскому языку.
Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке.
Тип урока : закрепление знаний
Урок развития речи по теме «Синонимы и антонимы в речи». 2-й класс
Класс: 2
Оборудование: пособие Соколовой Т.Н. «Школа развития речи», индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточка «Спасательный круг», штурвалы красного и зелёного цвета.
Тип урока: закрепление знаний
Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:
I Организационный момент
II Сообщение темы занятия.
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.
Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ»
Мы продолжим знакомство с этими понятиями.
Действительно, сегодня на занятии мы ответим на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз. (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке)
III Путешествие на остров Синонимов.
Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).
У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
Сначала слова зачитывает команда, потом ученик, работавший со словарём, дополняет ответ.
Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).
Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской, дети подписывают картины)
— Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
— Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Это задание дети выполняют коллективно.
— Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
— Какой частью речи они являются?
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:
— Для чего синонимы нужны в речи?
Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (на интерактивной доске)
— Что такое синонимы?
— Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
IV Динамическая пауза «Игра наоборот»
V На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.
Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня 😕 (прохлада)
Я антоним к слову «лето»,
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я 😕 (зима.)
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Сыграем в игру «Противоположные слова»
— К какой части речи относятся данные слова?
— А эти слова, какой части речи?
— Какой частью речи являются ваши слова?
— Мы ещё не знакомились с этой частью речи. Но может кто-нибудь знает, как она называется.
— Какой можно сделать вывод? (Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.)
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
(на интерактивной доске)
— Что такое антонимы?
— Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
VI Бухта Творчества
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
— С помощью каких слов передается это настроение?
Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).
Задание 1,2 группе заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
Задание 3,4 группе заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.
— Какое настроение передает ваш текст?
Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.
— Какое настроение передает ваш текст?
Как приятно выходить на берег в такую погоду!
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? (вопросы на слайде)
— Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, возьмите штурвал зелёного цвета.
Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.
Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Содержание:
Синонимы
Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.
Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.
Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».
Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.
Все синонимы по значению можно разделить на группы.
Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.
Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.
Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.
Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.
Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.
Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.
Примеры синонимов
Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.
Антонимы
Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.
Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.
Различают антонимы языковые и речевые.
Антонимы бывают:
Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.
Примеры антонимов
Антонимы-наречия:
Омонимы
Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.
Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.
Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –
Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.
Примеры омонимов
Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.