Что такое синтаксическая интонация
Тема 4. Интонация различных синтаксических конструкций
§1. ИНТОНАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Рассмотрим следующее простое предложение: Огромные белые облака медленно плывут по небу.
А) Оно строится следующим образом:
Огромные белые облакА – это фраза восходящего тона, ударение падает на слово облака, далее пауза (условное обозначение ПЗ1), далее фраза нисходящего тона медленно плывут по нЕбу, ударение на слове по небу.
Б) Позиция ударного слога
Обычно интонационное ударение падает на ударный слог последнего слова фразы, но могут быть выделены и другие слова в составе фразы, что является авторским решением при составлении текста или при его художественном чтении. Смещение ударения на другие слова приводят к его логическому выделению (на слово в этом случае падает логическое ударение).
В) Грамматическая связь слов в предложении
Слова, входящие в предложение, соединяются между собой грамматической связью, которая проявляется на уровне основы предложения (подлежащего и сказуемого), а также словосочетаний, входящих в предложение.
Г) Новое качество (актуальное членение простого предложения)
в то же время предложение не является простым соединением предикативной основы и словосочетаний с помощью интонации оно делится на две части, выражающие дополнительное смысловое соотношение тема – рема, или предмет и сообщение о предмете.
2. Структурные варианты
Группировка главных и второстепенных членов в составе фразы может быть различной, при этом обычно образуется уравновешенная конструкция из примерно равного количества слов в каждой части. Наиболее часто встречаются следующие виды разбивки:
А) Группа подлежащего – группа сказуемого (или наоборот):
На западе догорала (ПЗ1) последняя заря.
Хмурившаяся с утра погода (ПЗ1) начала разъясняться.
Б) Предикативная группа (подлежащее и сказуемое) – обстоятельство (или наоборот):
Облака вытягиваются по небу (ПЗ1) длинными туманными прядями.
Терек бурлил (ПЗ1) в проснувшемся лесу.
В) Другие варианты
Наряду с приведенными стандартными формами разбивки могут встречаться и другие, более сложные, например: Наружности он был (ПЗ1) богатырской.
3. В простом предложении мы впервые сталкиваемся с проблемой постановки знаков препинания
Пауза, разделяющая две фразы в составе простого предложения, часто воспринимается как сигнал к постановке запятой, но запятая в простом предложении не ставится в соответствии со следующим правилом:
Простое предложение имеет определенную интонационную структуру, а именно: фраза восходящего тона – короткая пауза (обозначает перелом интонации) – фраза нисходящего тона.
Данная интонационная форма воспринимается как стандартная, соответственно, знаки препинания в простом предложении отсутствуют.
4. Интонация распространенных предложений
Если фразы простого предложения имеют значительный объём (более 3—4 слов), то они разбиваются на смысловые части (синтагмы) с помощью коротких пауз, которые необходимы для нормального произношения текста, например:
В июльские вечера (пауза) опьяняющий медвяный запах липы (пауза, повышение тона) поглощает все другие запахи города (понижение тона).
Даже после заката солнца (пауза) тополь не упускает возможности воспользоваться (пауза, повышение тона) последним теплом и светом (понижение тона).
5. Особенности решения
А) Распространенное обстоятельство
Распространенное обстоятельство в начале простого предложения обычно выделяется паузой, если оно относится ко всему предложению. При значительной распространенности оно составляет отдельную фразу с собственным интонационным ударением и выделяется запятой.
Б) Наличие нескольких пауз
– Почему в простом предложении ставят лишние запятые?
– Наличие нескольких пауз в распространенном простом предложении часто приводит к тому, что их на письме обозначают запятыми, что является ошибкой.
В) Запятые в простом предложении ставятся только в том случае, если оно является осложнённым однородными или обособленными членами (в этом случае происходит перестройка интонационной схемы предложения).
§2. ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
1. Перечислительная интонация выражает сочинительную связь между однородными членами
При наличии однородных членов в интонации простого предложения происходят существенные изменения, а именно: на первое место выдвигается необходимость выразить сочинительную связь между однородными членами, так как интонация в этом случае является основным способом выражения этой связи.
2. Элементы перечислительной интонации
В предложении с однородными членами каждый однородный член является интонационным центром отдельной фразы. Интонация такого вида называется перечислительной, а паузы между однородными членами на письме обозначаются запятыми, например:
В её голосе было и восхищЕние (пауза, повышении тона), и благодАрность (пауза, повышение тона), и любОвь (понижение тона).
Примечание. Отметим, что однородные отношения между определениями можно выразить не во всех случаях, например:
Неглубокое, но чистое Озеро (короткая пауза, повышение тона) лежало перед нАми (понижение тона).
В этом случае старшей конструкцией является структура простого предложения, состоящая из двух фраз. Но это же предложение можно перестроить так, чтобы однородные отношения можно было выразить (с ударением на однородных прилагательных):
Перед нами лежало неглубОкое (пауза, повышение тога), но чИстое озеро.
§3. ИНТОНАЦИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ
1. Определение
Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.
2. Особенности интонации обособления
Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами.
3. Различное положение обособленных оборотов в предложении
Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения:
А) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона)
Б) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона)
В) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и произносится с общим пониженным (вставочным) тоном.)
– Что означает выражение «общий пониженный тон»?
– Интонация обособления оборота, стоящего в середине предложения, называется «вставочной», что обеспечивается ровным, но измененным относительно главного сообщения тоном (такое изменение может обозначаться небольшим понижением тона, а также незначительным ускорением темпа речи).
§4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ
1. Тире между подлежащим и сказуемым
Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой. Такая интонация называется восходяще-нисходящей.
2. Разделительное тире
Разделительное тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым.
Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:
Наш долг (пауза) – защищать крепость.
§5. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ, ИЛИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ, ИНТОНАЦИЯ
1. Бессоюзное сложное предложение
Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается неполное понижение тона и значительное увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Такая интонация называется нисходяще-нисходящей.
2. Особенности предупредительной интонации
Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:
Б) Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: (ПЗ3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).
В) Нередко я плакал, читая (ПЗ3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).
§6. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ
1. Особенности присоединительной интонации
Присоединительный член предложения имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов для присоединяемого однородного ряда).
Перед присоединительным членом делается полное понижение тона, как в конце предложения, но пауза (ПЗ3) имеет меньшую длительность по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации.
2. Присоединительный член в конце предложения выделяется с помощью тире:
Мы зашли в ельник (ПЗ3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).
От этого зависит наше счастье (ПЗ3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).
§7. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ
1. Особенности исключительной интонации
Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами, которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и общим пониженным тоном и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ3), например:
Посидели (ПЗ3) – больше для приличия (ПЗ3) – ещё несколько минут.
2. Область применения
Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций, при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:
Мой приход (ПЗ3) – я, конечно, это мог заметить (ПЗ3) – смутил гостей.
§8. ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНТОНАЦИЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Синтаксические функции интонации
1) Интонация оформляет высказывание как единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы, синтагмы.
2) Оформляет коммуникативные типы высказываний: повествовательные, вопросительные, побудительные и др. Например: Я забыл, какой сегодня день. Какой сегодня день? Какой сегодня день!
3) Различает части высказывания по смысловой значимости, выражает актуальное членение: В октябре / он уезжает в командировку/. В октябре / он уезжает в командировку?
Интонация сопровождает любую конструкцию в ее конкретной реализации. Но есть такие конструкции, для которых интонация играет важнейшую роль. Например, есть предложения, структура которых выражает наличие большого количества. Это значение создается формой родительного падежа: Народу! Цветов!
Особую роль приобретает интонация в бессоюзных построениях простого и сложного предложения (однородные члены предложения без союзов, обособленные члены предложения, бессоюзные сложные предложения). Приведем примеры:
Одна и та же интонационная конструкция (ИК) может соответствовать разным конструкциям, разным типам высказывания.
Синтаксис и словообразование. Во-первых, синтаксис и словообразование имеют определенное общее сходство. Во-вторых, связь между этими уровнями проявляется в конкретных способах словообразования.
Конкретное проявление связи словообразования и синтаксиса наблюдается в определенных способах словообразования. Слова могут образоваться на синтаксической основе:
а)Морфолого-синтаксический способ — изменение синтаксических свойств (синтаксической функции и синтаксических связей) и парадигмы. Например:
ü адвербиализация — переход других частей речи, чаще всего предложно-падежных форм существительных, в наречие (с досадой, в смущении, по очереди);
ü партикулизация — превращение в частицу (один в значении «только»: Об этом я могу сказать одной тебе).
Синтаксис и лексика. Лексические значения слов существуют в словаре, в лексической системе языка. Но в то же время лексика влияет на синтаксические свойства слов:
а) на их синтаксические функции,
б) на их синтаксическую сочетаемость.
Существует зависимость (в определенных случаях, не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ.
а) Есть имена существительные, которые легко, естественно образуют предложения. Это слова с событийной семантикой: Ночь. Тишина. Пожар! Им противопоставлены слова с предметной семантикой, которые таким свойством не обладают: книга, береза, девочка.
б) Влияние семантических особенностей слов на их синтаксическую сочетаемость:
Синтаксис и морфология. Между этими уровнями языковой системы существует самая непосредственная взаимосвязь и взаимодействие.
Например: Слова трава, правда, бабушка имеют одну и ту же морфологическую форму, т.е. морфологически, грамматически не различаются. Эту словоформу можно представить как существительное, женский род, единственное число, именительный падеж.
Предложения Вечереет. Мне не спится. Из окна сильно дует. имеют одну и ту же синтаксическую, грамматическую форму – спрягаемая форма глагола в третьем лице единственного числа.
Словоформа употребляется в составе синтаксических образований, она представляет собой компонент синтаксической единицы. Например, синтаксические возможности у глагольных словоформ – это всегда сказуемое как форма предикативная (наклонение, время, лицо). Инфинитив, как форма, отвлеченно обозначающая действие, (неопределенная форма глагола), может употребляться в очень разных синтаксических ролях: подлежащее, сказуемое, главный член односоставного предложения, второстепенный член предложения.
Но в русской морфологии есть и элементы аналитического строя: выражение форм сослагательного наклонения (пришел бы) и некоторых форм повелительного наклонения (пусть придет), аналитические формы сравнительной степени (более старательный).
В синтаксисе также наблюдаются проявления аналитизма: составное сказуемое, синтаксически нечленимые сочетания, когда два или несколько слов образуют один член предложения (Она запела (как?)низким, красивым голосом).
3. Единицы синтаксиса
Единицы синтаксиса: словосочетание и предложение
Словосочетание – это сочетание двух или более знаменательных слов, которые связаны между собой грамматически и (или) по смыслу: письменный стол, человек высокого роста, громко смеяться, встретил друзей.
Из определения словосочетания следует, что словосочетание образует только сочетание знаменательных слов, которые находятся в отношениях особой зависимости. Следовательно, не являются словосочетаниями:
1) сочетание служебного и знаменательного слова: у окна, с сестрой;
2) сложные формы частей речи: самый красивый, буду читать;
3) сочетание подлежащего и сказуемого: Зима наступила;
4) сочинительные ряды слов (однородные члены предложения): брат и сестра; не правда, а ложь;
5) определяемое слово и обособленный член предложения: Привлеченные светом, бабочкикружились вокруг лампочки. Оглядываясь по сторонам, охотники пробирались дальше. Обособленные члены предложения и определяемые слова не представляют интонационного единства и, кроме того, между ними возникают полупредикативные отношения, похожие на отношения между главными членами в двусоставном предложении (ср. Бабочки были привлечены; охотники оглядывались);
6) не являются словосочетаниями вводные слова /вводные слова не вступают в грамматическую связь ни с одним словом в предложении: Вы, вероятно, не знали об этом.
Таким образом, компонентами словосочетания является главное (или стержневое) слово, оно является независимым, и зависимое слово, которое подчинено требованиям
господствующего, слова: Читать книгу; заботиться о матери; платье в горошек.
Между главным и зависимым словами в словосочетании устанавливаются особые субординативные отношения.
Структурные типы словосочетаний
1) структурные модели словосочетаний;
2) типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова;
3) синтаксические связи в словосочетаниях
По составу все словосочетания делятся на простые и сложные (или непростые). Простые словосочетания, как правило, состоят из двух компонентов: спросить о сыне, ветка березы. К простым словосочетаниям относятся также и трехчленные словосочетания, содержащие в своем составе синтаксически неразложимые единицы: Мальчик семи лет; Идти неторопливой походкой.
Непростые словосочетания бывают двух видов:
В комбинированных словосочетаниях наличествуют два или более главных слова и, соответственно, два или более зависимых компонента.
Таким образом, цепь последовательной зависимости в данном комбинированном словосочетании выглядит следующим образом:
Сделать что? – усилие; усилие какое? – подняться; подняться откуда? – с земли.
В речевой практике встречается немало словосочетаний, которые содержат одновременно элементы сложного и комбинированного словосочетаний, это можно проследить в примере: Сквозь листья пальм с берега моря отчетливо видны ледники на горах.
Таким образом, слово «видны» является главным компонентом для нескольких единиц. И одновременно от зависимых от него элементов имеются свои зависимые единицы.
Характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний
Атрибутивные отношения наблюдаются в том случае, когда главное слово в словосочетании выражено существительным без глагольной семантики или местоимением с обобщенно-предметным значением: Лампа с абажуром, утренний рассвет, кто-то из молодых.
Объектные отношения возникают между главным словом, имеющим глагольную семантику, и зависимым словом, обозначающим конкретный предмет: Увидеть дом, купить книгу, изучать языки.
Субъектные отношения проявляются в том случае, если главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое слово – существительным в форме род. п. со значением субъекта – исполнителя действия: Приезд брата /Брат приехал/, исследование ученого /т. е. ученый исследовал/. Субъектные отношения возникают и в конструкциях с дательным падежом существительного со значением субъекта и с творительным: Ребенку не здоровится. Проект разработан инженерами.
Комплетивные, или восполняющие отношения возникают в тех случаях, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, дополнением, восполняющим информационный пробел. В качестве информативно недостаточных слов выступают количественные числительные, существительные с количественным значением, отдельные глаголы-связки: Три тетради, несколько строк, масса недоразумений, большинство присутствующих, слыл чудаком, является инспектором.
Обстоятельственные отношения возникают, прежде всего, в словосочетаниях с главным словом-глаголом, зависимое слово выражает отвлеченное понятие /пространства, времени и т. п./: Работал до войны, тянулся к югу, вернулся поздно, ударил нарочно, поперхнулся от неожиданности.
Типы связи слов в словосочетании и в предложении
Как явствует из традиционного определения словосочетания, компоненты его находятся между собой в отношениях определенной зависимости («субординации»). Способы (виды) подчинительной связи – управление, согласование и примыкание.
Управление – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: резать ножом, сидеть в кресле, написать матери и т.д.
Средствами оформления управления обычно являются предлог, управление бывает беспредложным и предложным. Управление может быть сильным и слабым.
При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого слова: читать книгу, чтение книги, три стола. При слабом управлении главное слово не предсказывает формы зависимого слова: гулять около реки, гулять с товарищем, домик в лесу.
Согласование – это такой вид подчинительной связи, когда зависимое слово ставится в таких же формах, что и главное: любимая книга, мой дневник, любимой книги, моего дневника. При согласовании при изменении форм главного слова изменяется форма зависимого слова.
Примыкание – это такой вид подчинительной связи слов, при котором зависимое слово, являясь неизменяемым, связано с главным словом лишь по смыслу, т.е. логически: очень милый, уехал учиться, шел не спеша, чтение лежа, чтение вслух. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные части речи: наречия, деепричастия, инфинитивы.
Трудно установить характер связи в некоторых словосочетаниях: передать на словах, меняться на глазах, стоять по пояс в воде, так как существительное в предложно-падежных формах подобного типа по своему значению близко к наречию, хотя им и не стало. В таких словосочетаниях способ связи определяется то, как слабое управление, то, как примыкание.
Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управление.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав