Что такое синтаксическая синонимия 9 класс
Синтаксическая синонимия: определение понятия синтаксических синонимов
Содержание:
Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.
Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.
В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.
Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными
Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.
Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:
Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов
Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:
Задание к тексту: «Подберите к первому предложению синтаксический синоним» подразумевает подобную указанным выше замену.
Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).
Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль
Разработка урока в 9 классе. Систематизация материала о сложносочиненном предложении.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль»
Разработка открытого урока
в 9 классе по русскому языку
Тема. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль.
обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, совершенствуя пунктуационные навыки в предложениях данного типа;
совершенствовать речевую деятельность школьников;
воспитывать любовь к родному языку и гуманное отношение к людям.
Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Задача урока: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Оборудование: таблица «ССП», раздаточный материал
I. Организационный этап.
Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.
II. Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.
На доске записано предложение: «Заря сияла на востоке, и золотились облака, и загадочным очарованием наполнялся сад».
Ученик у доски выполняет следующее задание:
Расставить знаки препинания начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.
Какие предложения называются сложносочинёнными?
На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении?
Проверка индивидуального задания
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
Комментированное письмо в тетрадях:
Безымянная улица, картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться, претворять мечту в жизнь, притворять дверь.
Подводящий к теме диалог и определение темы урока
Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?
Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.
Можно ли считать эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.
Что такое, на наш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы существуют у сложносочинённых предложениях? Какие гипотезы вы предлагаете?
Чтобы проверить ваши гипотезы, проведём небольшую самостоятельную исследовательскую работу?
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых предложений.
Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки
Взошло солнце, и всё вокруг засияло
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво
Пришёл бы ты пораньше, и вы бы обо всем договорились
Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки
Когда взошло солнце, всё вокруг засияло
Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво
Если бы ты пришёл пораньше, вы бы обо всём договорились
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых
Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна
Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом
Мал золотник, да дорог
Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным
То ли чай сеном пахнет, то ли сеном пахнет мёдом
Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна
Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом
Мал золотник, но дорог
Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным
Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом
Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.
Синонимы сложносочинённых предложений:
— сложные бессоюзные предложения;
— сложносочинённые предложения с синонимичными союзами.
V. Этап закрепления изученного
Пунктуационный диктант. Работа учащихся у доски.
Определите тип предложений по структуре, постройте схемы, докажите правильность вашего выбора(2 ученика работают у доски поочередно). Расставьте знаки препинания.
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! (Н.Рубцов)
После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.А.Фет)
Наконец, выпал снег и наступила зима.
В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.
Каковы основные правила постанови знаков препинания в ССП?
Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски)
Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.
— Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов.
— Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает предложении. Почему?
— Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочинёнными?
— А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?
Составьте предложения по схемам на тему «Осень в лесу»
VI. Этап применения изученного
Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)
Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
VII. Исследовательская деятельность
— А какие группы сочинительных союзов вы знаете?
Задание. Найти ССП. Определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Выделить грамматическую основу и союзы в ССП. Построить схемы.
Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево…
(Л. Карелин. Роман «Змеелов»)
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине…
(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)
Текст 3. Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…
(А. Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3
Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы
— К каким результатам пришла каждая группа? Поделитесь своими наблюдениями.
— Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?
Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.
— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?
Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.
VIII. Подведение итогов
Вопросы для повторения:
— Когда в ССП ставится тире?
— Когда в ССП ставится запятая?
— А когда не ставится запятая в ССП?
Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.
IХ. Домашнее задание.
Дополнительно задание. Выполнить индивидуальные задания:
Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения
После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.
Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения
Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.
Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения Купец слез с лошади бока, которой высоко вздымались от усталости, и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.
Урок 5. «Синтаксическая синонимия» (9 класс)
План-конспект урока русского языка «Синтаксическая синонимия»
Просмотр содержимого документа
«Урок 5. «Синтаксическая синонимия» (9 класс)»
Тема: СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ
Цели урока: ознакомить с понятием синтаксической синонимии; формировать умение использовать синтаксические синонимы при создании текстов; создать ситуацию, способствующую формированию учебной мотивации.
Эпиграф: Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. Д. Максвелл
— Известному ученому Д. Максвеллу принадлежат такие слова: «Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным». Что значит «крепость разума»? Могут ли знания, полученные на уроках, помочь нам создать «крепость разума»? Какое средство художественной выразительности использует автор высказывания? (Метафору.) Запишите эпиграф в тетради. Подчеркните главные члены предложения, укажите вид сказуемых, объясните пунктуацию. Найдите в цитате причастные обороты и выделите их графически. Почему они не обособлены?
Ответ: Когда проникшие в наш ум идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. Первое сказуемое простое глагольное, второе — составное именное. Запятая между частями сложного предложения. Причастные обороты не выделяются запятыми, поскольку находятся перед определяемыми словами.
III. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос по теоретическим сведениям по теме «Текст и его основные признаки».
— Назовите основные признаки текста. (Тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность.) Назовите три типа речи. (Повествование, рассуждение, описание.) Какие вы знаете виды структурной связи предложений? (Цепная и параллельная) Назовите средства связи предложений. (Лексический повтор, синонимические замены, местоимения, наречия, союзы, однотипные синтаксические конструкции, порядок слов, однокоренные слова и др.) Что такое внутренняя и внешняя форма текста? (Внутренняя — содержание, тема, авторский замысел; внешняя i— композиция, языковые средства.)
2. Проверка упражнения 24.
Автор использует следующие языковые средства для связи между частями: между первой и второй — наречие (оттуда) и лексический повтор (закат, заката), между второй и третьей — синонимическую замену (незадачливую летунью, одинокая ослабевшая птица), между третьей и четвертой — лексический повтор местоимения (они).
С севера дует порывистый ветер. Закат пылает, но по законам короткого зимнего дня он стремителен и прорывается сквозь гряду серых, расползающихся, как дым, облаков далеким костром.
Оттуда, со стороны заката, вереница за вереницей летят стаи ворон, галок и грачей. Летят в города, пригородные леса и рощи на ночлег. Летят торопливо и без крика. А главное — летят так низко, что невольно кажется: вот-вот бросит какую—нибудь незадачливую летунью на дерево или на провода высоковольтной передачи.
Они летят не прямо, а все время лавируя в воздушных потоках, преодолевая свирепые ветра. Их бросает то вверх, то вниз, то заносит в сторону.
На какой—то миг небо пустеет, и только одинокая — из тех, что послабее, — птица догоняет свою стаю, с трудом, через силу машет крыльями. Потом вдруг снова как будто кто—то забросил сотню черных платков в вышину, а они затрепетали, замелькали перед глазами — на блёклом небе над белыми снегами (По В. Романенко).
3. Чтение и обсуждение составленных учащимися текстов «Почему я дружу с мудрой девой
Филологией?» (Поскольку задание было факультативное, оно проверяется в случае, если кто-либо из учащихся его выполнил.) При обсуждении составленных текстов определить тему и основную мысль, назвать подтемы и микротемы, указать вид связи и средства связи предложений.
4. Повторение понятия синонимии на основе ранее изученного. Что такое синонимы? (Синонимы — это слова близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы — слова одной части речи.)
IV. Изучение нового материала по теме «Синтаксическая синонимия»
1. Введение в тему. Совместное целеполагание.
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока. Найдите в высказывании Д. Максвелла синонимы. (Ум, разум.) Какую функцию выполняют синонимы в речи? (Делают речь более выразительной, помогают избегать повторов.) Тема сегодняшнего урока: «Синтаксическая синонимия». Учитывая, что это понятие вам неизвестно, давайте вместе сформулируем цель урока. (Ознакомиться с понятием, синтаксической синонимии.)
Могут ли быть синонимичными словосочетания? Подберите синонимы к словосочетаниям малиновое варенье, ковер из шерсти и укажите виды подчинительной связи.
Ответ: малиновое варенье (согласование) — варенье из малины (управление), ковер из шерсти (управление) — шерстяной ковер (согласование).
2. Работа с учебником.
Прочитайте текст и ответьте, что такое синтаксическая синонимия. Запишите в тетради предложение: Синтаксическая синонимия объединяет конструкции, выражающие одну и ту же мысль.
Укажите стиль текста, тему и основную мысль. (Стиль научный. Тема: синтаксическая синонимия. Основная мысль заключена в последнем абзаце.) Определите средства связи предложений в 5 и 6 абзацах. (5 абзац: лексический повтор простое предложение и союз однако, 6 абзац: лексические повторы сложноподчиненные предложения, предложения, речь.)
2.2. Упражнение 28. Ознакомление с таблицей. Сопоставление синонимичных предложений.
Ответы на вопросы упражнения.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа на доске и в тетрадях.
— Давайте вернемся к эпиграфу урока, словам Д. Максвелла. Охарактеризуем это предложение по количеству основ.
Когда, проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. (Сложноподчиненное предложение.)
— Обращаясь при необходимости к таблице, которая дана в упражнении 28, давайте составим предложения, синонимичные высказыванию Д. Максвелла, и укажем способы выражения синонимии.
Идеи проникают в наш ум, объединяются в крепости разума и занимают неприступное положение. (Простое осложненное предложение с однородными сказуемыми.)
Идеи, проникая в наш ум и объединяясь в крепости разума, занимают неприступное положение. (Простое осложненное предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными однородными деепричастными оборотами.)
Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума, занимающие неприступное положение. (Простое осложненное предложение с обособленными определениями, выраженными двумя причастными оборотами.)
Идеи, проникая в наш ум различными путями, объединяются в крепости разума, и занимаемое ими положение становится неприступным. (Сложносочиненное предложение, первая часть которого осложнена обособленным обстоятельством.)
Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума — занимаемое ими. положение становится неприступным. (Бессоюзное сложное предложение, первая часть которого осложнена обособленным определением.)
— Скажите, о чем говорит существование различных синтаксических синонимических конструкций для выражения одного значения? (О синтаксическом богатстве языка.) Как можно использовать синтаксическую синонимию в речи? (Чтобы делать речь более выразительной, подбирать необходимую в данной речевой ситуации синтаксическую конструкцию, соответствующую стилю и задаче речи)
2. Работа с учебником.
— Как вы считаете, всегда ли уместно передать содержание текста, заменив сложные предложения синонимичными простыми? Давайте проведем такой эксперимент, устно выполнив упражнение 30.
Вывод: не всегда преобразование сложного предложения в простое приводит к точному изложению мысли, особенно если это касается научного стиля, в котором необходимо выразить причинно-следственные отношения и другие взаимосвязи.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
— Насколько полезными в построении «крепости разума» оказались для вас сведения о синтаксической синонимии? Почему? Как вы будете использовать эти сведения в жизни? Определите, сумели ли мы достичь цели урока.
VII. Домашнее задание.
§ 4. Упражнение 31. Повторить стили речи и их признаки; правописание приставок пре-, при-.
Разработка урока 4. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
учитель русского языка и литературы
Тема урока. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Цель урока : обобщение, углубление и систематизация знаний учащихся о синтаксической синонимии.
выявить особенности синтаксической синонимии сложноподчиненного предложения.
формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать стилистические навыки учащихся;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность.
Воспитательные задачи : содействовать в ходе урока формированию гордости за родной язык.
Форма проведения урока : урок-исследование
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.
II. Актуализация знаний учащихся.
III.Проверка домашнего задания по группам. Помощь учеников-консультантов.
а) сообщение на лингвистическую тему подготовленного ученика;
б) сообщение на лингвистическую тему подготовленного ученика;
в) литературная правка.
Еще нет записи темы.
Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке. (Синонимы, причем если слово «холодный» в переносном значении является общеязыковым синонимом к слову «высокомерный», то синонимы в ряду «осенний, травянистый, грустный» являются контекстными – если бы автор не представлял их как синонимы, запятых бы не было).
-Что такое синонимы? Когда они называются контекстными?
-Можно ли изобразить синонимы как математическое тождество? (да: бегемот = гиппопотам)
-Всегда ли это верно? (нет: красный ≈ алый ≈ пурпурный и т.д.)
-Можно ли назвать синонимы одним из источников богатства и выразительности русской речи? (Да, они помогают избежать повторов, уточнить мысль, разнообразнее и ярче представить изображаемое.)
На уровне словосочетания:
согласование = управление ( школьный учебник = учебник для школы )
примыкание = управление ( читать выразительно = читать с выражением )
На уровне предложения:
причастный оборот = придаточное определительное
деепричастный оборот = однородные сказуемые/придаточные обстоятельственные
двусоставное предложение = односоставное предложение
Среди средств художественной выразительности :
обычное предложение = парцелляция
прямой порядок слов = инверсия.
Во всех ли случаях можно поставить знак «=»? Где его нужно заменить на «≈»? Почему?
(Особенно важно это различие, когда речь идёт о средствах выразительности, потому что экспрессивность и выразительность данных средств как раз и заложена в синтаксической структуре самого средства, изменяя структуру, мы лишаем ее выразительности).
Тема сегодняшнего урока: «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи» (запись темы в тетрадь).
IV .Материал для наблюдения (с использованием интерактивной доски).
Сравните два отрывка
1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
а) Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).
– Какой из отрывков, по вашему мнению, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)
– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)
– Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава.
С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).
– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.
б) Существует еще один тип синонимии. Посмотрите на предложения, записанные на доске):
Экзамены, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня.
Ср: Экзамены, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца июня.
Начавшись в начале мая, экзамены продлятся до конца июня.
Экзамены начались в начале мая и продлятся до конца июня.
– Чем отличаются эти предложения? О какой синонимии мы можем сказать, глядя на эти предложения? (О синонимии между придаточной частью сложного предложения и причастным (или деепричастным) оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми).
Сравним: Счастлив путешественник, попавший в нетронутые края. – Счастлив путешественник, который попал в нетронутые края.
Но есть и существенные отличия. В чем они заключаются?
-Причастный оборот свойственен книжным стилям, характеризуется сжатостью и краткостью, может стоять до и после определяемого слова.
— Придаточное определительное стилистически нейтрально, передает более разнообразные значения, находится только после поясняемого слова.
Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе, кот о рое ведет в город. – Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе, ведущего в город.
Но замена возможна не всегда.
а) Сообщение на лингвистическую тему подготовленного ученика.
Мы хотим пойти на публичную лекцию, которая состоится в Доме культуры.
( Нет причастия будущего времени.)
Необходимы опытные специалисты, которые бы изучили эту проблему.
(Причастие не образует форм условного наклонения.)
2. Слово который стоит любом падеже, кроме именительного и винительного без предлога.
Туннель, по которому шли пешеходы…
б) Сообщение на лингвистическую тему подготовленного ученика.
Взявшись за дело, доведи его до конца. – Если ( раз, когда, коли, ежели ) взялся за дело, доведи его до конца.
Но замена придаточного предложения деепричастным оборотом возможна тогда, когда главное и придаточное относятся по смыслу к одному подлежащему.
Когда мы обсудили положение, то решили продолжать путь без проводников. – Обсудив положение, мы решили…
Невозможна, когда в главном и придаточном – разные подлежащие.
Когда мы вышли на берег, солнце было уже низко над горизонтом.
Невозможна, когда от данного глагола не образуется деепричастие.
Когда он пишет доклад, то очень тщательно выверяет все факты (нет деепричастия пиша)
Отлично, знание синонимических конструкций позволит нам перейти к следующему этапу работы.…
в) Литературная правка.
Дан текст из простых предложений. Составлен явно неправильно, требует сложноподчиненных предложений.
Повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге. В ней не будет ни одного селения. Экспедиция выйдет к южным склонам горного хребта. Путь экспедиции начался недалеко от побережья. В состав экспедиции входило также несколько местных проводников. Все было готово, но в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке. Река впадала в море. Однако через неделю лодки пришлось оставить. Река стала мелкой. Дальше двигались пешком.
Итак, прослушаем текст первоначальный и то, что получилось благодаря сложноподчиненным предложениям. Роль сложноподчиненных предложений неоценима.
VI . Задание на синтаксическую синонимию
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Коренным деревенским жителем, какого в городе никогда не увидишь, является ласточка-касатка.
2) Горилла спасла ребенка, который упал в каменный ров зоопарка.
3) Героем зимы среди птиц считают клеста, который выкармливает птенцов в самое холодное время года.
4) В Японии выращивают петухов с хвостами, которые достигают нескольких метров.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Лисица – зверь нередкий, обычный, который всегда живет по соседству с людьми.
2) Причин, по которым мы видим животных большими скоплениями, много.
3) Число обитателей муравейника, которые снуют туда-сюда, назвать невозможно.
4) Люди, которые хорошо знают нынешние повадки волков, скептически отвергают любые известия о нападении их на человека.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В отличие от шимпанзе, которые умеют манипулировать палками, камнями, веточками, гориллам орудийная деятельность не знакома.
2) Ежи в том виде, какими мы знаем их сегодня, живут уже тридцать миллионов лет.
3) В Южной Америке есть рыбка, которая живет лишь несколько месяцев – от сезона дождей до засухи.
4) Рыбы, которые приспособились жить в резко меняющихся условиях, дышат не только жабрами, а и кожей.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Есть стойкая рыба, которая обитает на Чукотке и на Аляске, где морозы достигают 45 градусов.
2) Глаза животных – великолепный прибор, который улавливает и свет, и цвет.
3) Известно несколько видов рыб, которые умеют летать.
4) Немыслимо перечислить материалы, из которых животные строят свои дома.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Лягушка в нужный момент обретает форму, которая позволяет ей планировать в воздухе.
2) Известна рыба, которая считалась вымершей десятки миллионов лет назад.
3) Есть порода овец, у которых хвост служит накопителем жира.
4) Дикобраз, который потерял много игл, ищет способ пополнить организм кальцием.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Самки пингвинов сидят на гнездах, которые делают из камешков.
2) На теле выхухолей есть ворсинки, которые предохраняют нежнейший мех от повреждений.
3) Самая выразительная часть тела выхухолей – хобот, который помогает им дышать, пить, есть.
4) В старой книге я прочитал рассказ о скакуне, которого никто не мог обогнать.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) У зайцев, которые живут среди снегов, ноги имеют большую площадь опоры.
2) Беличий домик-шар, который проконопачен шерстью, травою и мхом, хорошо держит тепло.
3) Страус – самая крупная на земле птица, которая не умеет летать.
4) Перед поездкой вспоминаю зверей, которые могут встретиться мне в Африке.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Между муравьями разных семейств иногда возникает война, которая длится несколько дней.
2) У нас были карточки журналистов, которыми нас снабдило местное министерство.
3) Изысканным блюдом китайской кухни значатся яйца, которые пролежали в земле до почернения.
4) Австралийский коала, который напоминает медвежонка, кормится листьями эвкалиптов.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) У индюка небольшая головка, с которой у клюва свисают нелепого вида подвески.
2) Однажды я видел белку, которая была увлечена добыванием муравьиных яиц.
3) Воронежский заповедник помог сохранить бобра, который во многих местах уже исчез.
4) На земле обитает более тридцати видов змей, которых именуют где питонами, где удавами.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Рысь – ярко выраженная дикарка, которая не очень-то боится человека.
2) Орел-змееяд – птица прихотливая, которая предпочитает охотиться только на змей.
3) В Национальном парке мы видели зрелище, которое ни в каком другом месте земли увидеть уже нельзя.
4) Клюв фламинго снабжен частым гребешком, который помогает сцеживать воду и задерживать рачков.
VII . Подведение итогов.
1. Творческое задание. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)
Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет рещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).
2. Повторить сведения о синтаксических особенностях разных стилей речи.