Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Синтетические искусства

Синтетические искусства — это объединение нескольких видов искусства вокруг одного, который определяется как лидер. Отметим, что ведущим видом искусства, основанным на синтезе художественной образности, архитектуры является украшение фасада и интерьера здания скульптурой, витражами, мозаикой, а также предметами обстановки (коврами, гобеленами, люстрами), создающими ощущение уюта и красоты, содержание и эстетическая определенность которых зависит от исторического периода, специфики народного быта, цели строительства и т.д.

Другой тип синтеза связан с возникновением нового типа искусства, основанного на нескольких уже существующих взаимосвязях, которые образуют органическую связь и могут существовать только в единстве. Понятие «синтетические» употребляется по отношению к искусствам, которые формируются единством художественного языка и не существуют вне его (трагедия, комедия, драма, балет, опера). Их называют зрелищными; по способу восприятия — зрительно-слуховыми; по способу своего существования — пространственно-временными искусствами. Они формируются единством художественного языка живописи (декорации), архитектуры (интерьера), литературы (драматургии), музыки, танца, декоративно-прикладного искусства (костюмы, обстановка и т. д.), кинематографии. Кроме того, в основе лежат достижения техники, позволяющей зафиксировать образ на пленке, воспроизвести его, сделать максимально демократичным.

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Полнота художественного образа синтетических искусств есть проявление духовной потребности в создании жизненной полноты. В искусстве время и пространство — это не физические характеристики бытия, а духовная реальность, поскольку именно отношения героев формируют и пространство, и время, и развертывают его эстетические характеристики: полноту, глубину, определенность. Масштаб пространства и времени создается человеческими качествами, каковыми обладает герой.

В театральном искусстве основой синтеза является драматическое действие. Форма есть действие жизни, однако, в отличие от непредсказуемости жизненных событий, театральная жизнь — это жизнь, захваченная людьми, заключенная в эстетических и художественных законах развития конфликта, столкновения судеб и характеров, что и делает ее реальным бытием.

Для актера внешность героя, манера поведения, способ общения с другими, отношение к другим и к самому себе, представление о ценности жизни и отношение к ним, скрытые за этими внешними признаками, не так важны. Актеры иногда играют без грима и костюмов, чтобы подчеркнуть первостепенную важность духовного состояния героев и некое вневременное, а потому универсальное по свойству их отношение к миру.

Когда возникает необходимость воссоздать историческое время, создать «колорит эпохи», грим, костюмы, декорации, пластические движения, стиль общения и т. д. становятся важными.

Театр — самая ранняя форма синтетического искусства. Сценическое действие, разворачивающееся непосредственно перед зрителем, создает особый эффект сопереживания, а значит, создает культуру чувств. В основе театра лежит пантомима — бессловесное действие, основанное на мимике и жестах. В значительной степени театр связан с ритуальным действием (охотничьим, земледельческим, религиозным), а позднее с мистериями и карнавальными представлениями Древнего мира и Средневековья.

В древнем мире (Индия, Китай) сформировалась высокая театральная культура, элементы которой сохранились и по сей день. Основой европейского театра является театр Древней Греции, зародившийся в VI в. до н. э., но достигший наибольшего расцвета в V в. до н. э. Его истоки — в мистериях в честь бога Диониса.

Источник

Виды искусства и их классификация

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

ЖИВОПИСЬ

Живопись подразделяется на:

СКУЛЬПТУРА

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Основными народными промыслами России являются:

ЛИТЕРАТУРА

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Основными жанрами литературы являются:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

ХОРЕОГРАФИЯ

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Источник

Презентация по истории искусств на тему «Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства»

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Преподаватель: Яковлева Анна Валерьевна Щелкните значок, чтобы добавить фото ЗАГОЛОВОК ПРЕЗЕНТАЦИИ Ключевая фраза презентации 20ГГ Месяц

Что такое синтетические виды искусства? Синтетические искусства — такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. г.Краснодар. Дворец искусств «Чудеса лукоморья». 2019 г. Щелкните значок, чтобы добавить фото РАЗМЕТКА ТЕКСТА 1

Что относится к синтетическим искусствам? Театр (драматический и оперный), так как он впитывает в себя литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство и тд; Балет, так как использует естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру. Эстрадное искусство, так как представляет самый разнообразный набор спаянных конферансом художественных номеров в виде пения, декламации, танцев, иллюзионизма, акробатики и т. п.; Цирк, где отчётливо преобладает спортивный и смеховой элемент, а главное, в зрелищный ряд вовлекаются представители животного мира. Телевидение и кино.

Знаменитый ансамбль «Березка». Славится своей необычной техникой «плавающего шага». Щелкните значок, чтобы добавить фото СЛАЙД С БОЛЬШИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ

Театр Театр — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), вид искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.

Телевидение Телевидение – это новый вид искусства, обеспечивающий домашность восприятия, эффект присутствия зрителя (эффект «сиюминутности»), хроникальность и документальность художественной информации.

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Номер материала: ДБ-1524254

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Смотреть картинку Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Картинка про Что такое синтетические виды искусства 5 класс. Фото Что такое синтетические виды искусства 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

5 Синтетические виды искусства

Синтетические виды искусства

1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.
2. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974.
3. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.
4. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.
5. Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63.
6. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей, мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Борьба характеров, раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.

Рекомендуемые файлы

Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный с его собственным, в разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.

Опера – часть театрального искусства.
В самом общем виде оперу можно определить как театральное представление, в котором не говорят, а поют. Пение и песня составляют непременную составную часть этого искусства. Здесь песня выступает в разных формах: это ария — песня — монолог, песня-признание; дуэт — песня-диалог; речитатив — имитация разговорных форм в музыке и т. д. Особое место в опере занимает хоровое пение, в котором раскрывается не индивидуальный, а массовый образ — образ народа или какой-то большой группы людей. В некоторых операх хоровые формы играют ведущую роль. Это характерно для музыкальных народных драм. В качестве примера можно привести гениальные оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
Разумеется, опера — не только песня. Это и та музыка, которая существует в опере и вне непосредственной связи с песней. И игра актера-певца. И элементы изобразительного искусства— в декорациях, в бутафории. Опера — искусство синтетическое. Но при этом, как и во всяком виде и жанре искусства, в ней есть свое ведущее начало. Такое начало в оперном искусстве — именно музыка, песня. В первую очередь она и делает оперу неповторимым искусством духовно-возвышенной правды.
В силу особой природы своей образности опера передает преимущественно внебытовую, поэтическую сторону жизни. Гончаровская «Обыкновенная история» или чеховская «Скучная история», при всей глубине их содержания, едва ли могли бы послужить хорошей сюжетной основой для оперного спектакля. Оперное либретто может представлять собой грустную, трагическую или героическую историю, но только не «обыкновенную» и не «скучную». Опера вся строится на пении. Но, как сказано, «девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах». Петь можно отнюдь не на любую тему. Тут есть свои запретные области и с ними нельзя не считаться, поскольку они обусловлены внутренними законами самого искусства.

Ближе других искусств к опере находится балет. Балет (от франц. balleto и лат. ballo – танцую), — это сочетание музыки и хореографии (танца, пантомимы). О нем можно сказать, что он «вдвойне музыкален». Здесь господствует стихия музыки звучащей и не менее того — зримой. Танец в балете есть такая «зримая музыка». Только внешне он представляется немым. По существу, в основе танца заключена музыка, наполняющая его изнутри.
Эта музыкальная наполненность и одновременно «невыразимость» хореографического образа имеет следствием то, что содержание балета не поддается прямому «пересказу» и не может быть достаточно полно и точно выражено путем словесных разъяснений. Балетный образ носит многозначный, обобщенно-символический характер. Сведение сущности балетного образа к бытовому смыслу не только не объясняет его, но и во многом разрушает. В этом случае происходит то же самое, что и со всякого рода изложениями содержания симфонических произведений.
Балетное искусство, как и оперное, не допускает слишком заземленного сюжета. Разумеется, в искусстве не может быть категорических запретов. Но невозможна и абсолютная свобода. Можно, например, перевести на язык балета даже «Анну Каренину» Толстого. Родион Щедрин и Майя Плисецкая доказали, что можно. Однако этот перевод отнюдь не адекватный — он намерение выборочный. Понять проблематику толстовского социального романа по балету Щедрина не просто трудно, а невозможно. Балет на это и не претендует. «Анна Каренина» Щедрина—песнь прекрасной и трагической любви. Это балет по мотивам даже не романа Толстого, а толстовского сюжета. То же самое можно сказать и о «Дон Кихоте» Минкуса, и о «Медном всаднике» Глиэра и т. д. Сам отбор сюжетного материала в подобных балетах показывает, что балетное искусство может и чего не может. Оно не может быть ни слишком бытовым, ни излишне назидательным, ни сиюминутно-злободневным.
Балет, как и музыка, способен передать тончайшие оттенки чувства и высочайшие, грандиознейшие, героические его взлеты. Но балет не в силах передать обыденных и прозаических действий, он не может изъясняться прозой, даже если за нею скрыты вдохновенные идеи, великие помыслы».

Возникновение балета. Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15–16 вв. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в 16 в. и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет – синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.

ИСТОРИЯ ЦИРКА. Первый известный нам стационарный цирк — Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Собственно, конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула. Позднее здесь возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Здание украшалось статуями, бронзой, позолотой; появлялись привилегированные места для знатных римлян, сенаторов, позже — императорская ложа. Увеличивалась площадь арены, количество загонов для размещения лошадей и диких зверей, а также количество мест для зрителей. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тыс. человек. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.

Все стационарные цирки в определенном смысле можно назвать проводниками официального искусства развлечений. Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища (масштабные гладиаторские бои, травля диких зверей и гонки колесниц) пользовались безусловной популярностью во всех слоях общества.

Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как, собственно, и в Древней Греции, Византии, Китае и др. странах) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях, и воплощали принципиально иной вид циркового искусства — незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям.

Собственно, это разделение на «официальное» и «демократичное» направления существовало в цирковом искусстве Европы до начала 19 в. В стационарных и полустационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные ко вкусам аристократической публики: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения, и т.п. А в балаганах и на площадях давали свои представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны-фигляры.

В 1807 в Париже открылось вновь выстроенное здание Олимпийского цирка, куда из балаганов переходит ярмарочный акробат Ж.Б.Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приемами клоунады. Это стало началом нового этапа развития циркового искусства. Цирк уверенно пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. А с середины 19 в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло семимильными шагами.

Уже к началу 20 в. структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется новое амплуа — т.н. «ловитор» (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер «перекрестный полет». Происходит и переворот в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется неизмеримо более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. Появляется новый жанр: икарийские игры. В начале 20 в. новый атрибут получают акробаты и гимнасты: подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка. А с технической революцией начала 19 в. коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от «гонок по вертикальной стене» до «полета из пушки на луну»; от «феерий на воде» до бурного всплеска новых возможностей «иллюзиона».

Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже — с основами рекламы.

Так, пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту. Чревовещание (т.н. «энгустримизм» или «вентрология») идет от камлания шаманов, свершающих культовое действо.

Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями, а также — от первых христиан-мучеников, отдаваемых в Древнем Риме на публичное растерзание львам и тиграм.

Конный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц и конных ристалищ, бывших любимым развлечением древних римлян; позже, начиная с 16 в. развитию конного цирка способствовали многочисленные школы верховой езды, связанные с необходимостью особой подготовки всадников, участвующих в конных боях. А вот другая разновидность конного цирка, джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока, так как связана с совершенно иными навыками верховой езды.

Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.

Номера факиров и манипуляторов известны с древних времен и ведут свое начало от культовых обрядов, а вот становление циркового иллюзиона обусловило гораздо более позднее развитие технических возможностей: сначала — изобретение амальгамы и появление зеркал, позже — электрического освещения и разнообразных сложных механизмов.

Совершенствование технических приемов привело и к развитию жанра феерии, когда манеж вместо традиционного песка заполняется водой или льдом.

Разные жанры рождались и крепли в разное время, вместе с ними рождались и менялись основные приоритеты зрителей. Однако цирк в целом всегда представлял собой наиболее демократичный вид искусства, так как пользовался огромной популярностью практически среди всех возрастных и социальных категорий зрителей. Причины этого чрезвычайно сложны и многообразны.

Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Они жонглируют гирями и поднимают огромные тяжести («силовые акробаты»); показывают необычайную гибкость («каучук»); глотают огонь или дрессируют змей («факиры»); летают по воздуху («воздушные гимнасты»); жонглируют самыми разнообразными предметами, в том числе — ногами («икарийские игры»); находят общий язык с домашними животными («дрессировщики») или вступают в непосредственный контакт с дикими животными («укротители»). Выдающиеся возможности вызывают у зрителей восхищение и гордость.

Вторая причина популярности цирка основана на более низменных чувствах: желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста; на подсознательно ощущаемой возможности оказаться свидетелем несчастного случая. Это, несомненно, является рудиментом наивно-жестоких воззрений первобытного строя и языческих обычаев античности. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. «Panem et circenses») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр», и связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей. С распространением христианства и формированием принципов современной этики подобные воззрения закономерно перешли в категорию «социально неодобряемых». Однако и сегодня цирковое искусство в определенной степени эксплуатирует подобное архаическое чувство. Недаром в языке бытует устойчивое словосочетание «смертельный номер», идущее от старой рекламы цирковых представлений; а предметом гордости многих воздушных гимнастов и сегодня является работа «без страховки» — натянутой сетки или т. н. «лонжи» (страховочного троса, прикрепленного к поясу гимнаста).

Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно — клоунады. «Шут», «гаер», «паяц», «дурак» — это, по сути, синонимы слова «клоун». Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от кесарей (придворные шуты) до самых нижних социальных слоев (странствующие комедианты). В условиях жесткого цензурного гнета (будь то времена инквизиции или диктатуры) это был единственный способ сказать правду. Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни; однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.

При видовой общности циркового искусства, цирки разных времен, народов, а также — ориентированные на разные социальные группы зрителей, обладали своими отличительными особенностями.

Эстрада, вид сценического искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или нескольких артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это главным образом тут же на эстраде, в некоторых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определённую маску. В искусстве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преимущественно строится на современном, более того, злободневном материале, использует свои специфические жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатический танец, манипуляцию и др.

Истоки Э. — в выступлениях бродячих артистов (скоморохов, жонглёров, шпильманов и др.) главным образом на народных гуляньях, а с середины 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й половины 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.

Другим источником Э. стали дивертисменты — концерты после основного оперно-балетного или драматического спектакля, в которых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы. С середины 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики, исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *