Что такое синтетический разбор 5 класс русский язык
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения (5 класс):
Порядок синтаксического разбора предложения.
1) Каким является предложение по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2) Какое это предложение по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3) Охарактеризовать по количеству грамматических основ (простое, сложное). Чем выражены главные члены?
4) Наличие второстепенных членов? (распространенное, нераспространенное)
5) Есть ли обращение?
Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание
Добавить интересную новость
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Каким является предложение по цели высказывания?
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Каким является предложение по эмоциональной окраске?
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Что является грамматической основой?
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Выберите всего один правильный ответ.
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.
28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.
28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Простое предложение – предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.
Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.
Повествовательное предложение – это предложение, в котором мы сообщаем о каком-либо факте действительности.
Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос.
Побудительное предложение – это предложение, которым мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
Восклицательное предложение – это предложение, которое произносится с разным выражением чувств: восторга, гнева, сожаления, радости.
Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с обычной ровной интонацией, будничным тоном. В них сообщается о чём-то или констатируется факт существования или отсутствия чего-либо.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.
Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа.
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?», чаще всего выражается прилагательным.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 104
Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.186.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – основная единица синтаксиса. Очень важно уметь анализировать структуру предложения. Это необходимо для того, чтобы правильно расставить знаки препинания, понять взаимосвязь слов. Анализ структуры предложения происходит во время синтаксического анализа предложения. В ходе синтаксического разбора даётся характеристрика предложения, определяются все члены предложения, определяется, какими частями речи они выражены. Во время синтаксического анализа предложения мы систематизируем свои знания о предложении. С синтаксическим разбором неразрывно связан пунктуационный анализ предложения. На этапе построения схемы предложения мы поверяем правильность постановки знаков препинания.
Существует план синтаксического анализа предложения.
1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.
4. Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.
5. Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.
6. Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.
При пунктуационном анализе мы смотрим на правильность постановки знаков завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Это зависит от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное – точка, побудительное – восклицательный знак, вопросительное – вопросительный знак. Также мы анализируем наличие знаков препинания внутри предложения: разделительные знаки препинания (между подлежащим и сказуемым, при однородных членах) и выделительные знаки препинания (при обращении).
Рассмотрим на примерах, как производится синтаксический разбор.
Иногда море выбрасывало чудесные большие раковины.
Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставтися точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – море выбрасывало. Подлежащее море выражено именем существительным; сказуемое выбрасывало выражено глаголом. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Выбрасывало когда? Иногда. Это обстоятельство, выраженное наречием. Выбрасывало что? Раковины. Это дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже. Раковины какие? Чудесные большие. Это определения, выраженные именами существительными. Сразу выясним, однородные они или нет. Раковины характеризуются по двум разным признакам: размер и качество (красота). Эти определения неоднородные, следовательно, запятую между ними ставить не надо. В предложении нет ни однородных членов, ни обращения, следовательно, оно неосложнённое.
Письменный разбор будет выглядеть следующим образом.
При выполнении письменного разбора вы должны составить схему: или полную, или краткую. Это позволяет наглядно увидеть правильность постановки знаков препинания. Также при выполнении письменного разбора допускается сокращение слов. Важно не забывать о правилах сокращения слов и постановке знаков препинания.
Рассмотрим пример разбора осложнённого предложения.
Волны несли к берегу и выбрасывали на песок длинные водоросли, крабов и красивые маленькие ракушки.
Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставится точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – волны несли и выбрасывали. Подлежащее волны выражено именем существительным; сказуемые несли и выбрасывали выражены глаголами. Здесь два однородных сказуемых, соединённых одиночным союзом И, следовательно, между ними запятая не ставится. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Несли куда? К берегу. Это обстоятельство, выраженное существительным. Выбрасывали куда? На песок. Это обстоятельство, выраженное именем существительным. Выбрасывали что? Водоросли, крабов и ракушки. Это однородные дополнения, выраженные именами существительными в винительном падеже. Первые два дополнения связаны интонацией, поэтому между ними стоит разделительный знак – запятая, третье присоединяется одиночным союзом и, следовательно, запятую ставить не надо. Задаём вопросы дальше. Водоросли какие? Длинные. Это определение, выраженное прилагательным. Ракушки какие? Красивые маленькие. Это определения, выраженные прилагательными. Так как они обозначают разные признаки, то не являются однородными. Запятую между ними не ставим.
В предложении два ряда однородных членов, однородные сказуемые и однородные дополнения, следовательно, оно осложнённое.
Письменный разбор будет выглядеть следующим образом.
Когда вы отработаете анализ предложения, при выполнении письменного анализа необязательно ставить стрелочки от одного члена предложения к другому. Если есть однородные члены предложения или обращение, то их обязательно надо указать при составлении схемы предложения. Также в схеме обязательно показывать стрелочками, от какого главного члена зависят однородные члены предложения.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Разбор предложения с обращением.
Предложения с обращением чаще всего побудительные по цели высказывания. Также они зачастую восклицательные по интонации и односоставные по строению грамматической основы.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Определите, чем осложнено предложение?
О Русь, Русь, куда же ты мчишься? (Н. Гоголь)
1) однородными членами;
Разбор задания: Вспоминаем, что такое обращение и какие члены предложения называются однородными. Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, выражены одной и той же частью речи и соединяются друг с другом сочинительной связью. Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. В этом предложении есть предмет, к которому обращаются – Русь. Следовательно, в предложении есть обращение.
Выделите зелёным цветом верную характеристику предложения.
Поржавели, поредели листья дуба, но держались на ветках до самой весны.
1) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое;
2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;
Разбор задания: Внимательно читаем характеристику предложения и анализируем самостоятельно: по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое, по составу грамматической основы – двусоставное, есть второстепенные члены – распространённое, в предложении три сказуемых – осложнённое. Первый вариант неверный.
Ответ: 2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;
Класс: 5
Презентация к уроку
Цели урока.
Организационный момент.
Повторение изученного.
Объяснение нового материала.
Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?
Оформление памятки «Синтаксический разбор предложения».
Синтаксический разбор простого предложения.
1. По цели высказывания:
2. По эмоциональной окраске:
3. По количеству грамматических основ:
4. По наличию второстепенных членов:
Работа по теме.
Конструктор. Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.
Добавить подлежащее из предложения
Взять существительное, выступающее в роли дополнения:
Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.
Опустились лёгкие снежинки на тропинки.
Выполните синтаксический разбор предложения из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Соответствует ли данное предложение схеме?
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет…
Работа с текстом.
Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.
1. Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. 2.Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. 3. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.4. Как красиво вокруг! 5. Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина.
Работа с текстом.
Какого известного русского художника по праву называют певцом русского леса?
Иван Иванович Шишкин – певец русского леса, великий художник. И.И. Шишкин любил изображать хвойный лес. Живописец раскрыл обаяние могучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие.
Его большие полотна рассказывали о жизни рощ, дубрав, полей, сосен. Художник безупречно изображал всё: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, обнажённые корни, валуны, пятна солнечного света.
И.Шишкин половину своей долгой и трудолюбивой жизни провёл в любимом сосновом лесу.
Работа в парах.
Разгадайте ребусы. Подсказка: слова, зашифрованные в ребусах, являются названиями картин И.Шишкина.
Рассказ по картине.
Рассмотрите картину Шишкина «Зима» и напишите небольшой рассказ по ней или составьте несколько предложений по картине.
О каких фразеологизмах напомнили вам картины Шишкина?
Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.
Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения.
С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало. О случайном подборе, составе людей.
Проверочная работа.
Подпиши листок. Выполни синтаксический разбор предложения. Вставь недостающие знаки препинания.
Большие полотна И.Шишкина рассказывали о жизни рощ полей дубрав.
Итоги урока. Домашнее задание.
Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
Родная природа.
Желающие могут написать своё стихотворение о природе.