Что такое синтетический разбор предложения 5 класс русский язык
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения (5 класс):
Порядок синтаксического разбора предложения.
1) Каким является предложение по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2) Какое это предложение по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3) Охарактеризовать по количеству грамматических основ (простое, сложное). Чем выражены главные члены?
4) Наличие второстепенных членов? (распространенное, нераспространенное)
5) Есть ли обращение?
Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание
Добавить интересную новость
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Каким является предложение по цели высказывания?
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Каким является предложение по эмоциональной окраске?
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Что является грамматической основой?
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Выберите всего один правильный ответ.
При правильном ответе Вы получите 1 балл
Выполните синтаксический разбор предложения:
В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.
Выберите всего один правильный ответ.
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.
28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.
28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5
Синтаксический разбор предложений
7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Как сделать синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.
Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.
Порядок синтаксического разбора простого предложения:
Определить, какое предложение по цели высказывания:
повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)
побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)
вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)
Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.
Определить, односоставное или двусоставное предложение.
Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)
Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)
Определить, распространённое предложение или нераспространённое.
Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)
Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)
Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.
Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)
Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)
Определить, полное предложение или неполное.
Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)
Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)
Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.
Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.
Подчеркнуть все члены предложения.
Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Указать, чем выражено сказуемое:
простое — какой формой глагола;
составное глагольное — из чего оно состоит;
составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!
Если в предложении есть однородные члены
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.
Если в предложении есть обособленные члены
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
Если в предложении есть прямая речь
Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.
Повторим, как охарактеризовать предложение:
по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
по интонации (восклицательное или невосклицательное);
по количеству грамматических основ (простое);
по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);
по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);
по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).
Примеры синтаксического разбора простого предложения
Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.
Пример 1
Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.
Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.
Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.
В предложении нет подлежащего. Сказуемое «остановись» выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».
Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».
Пример 2
Дорога — подлежащее, выраженное существительным.
Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.
Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.
Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.
Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.
Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.
Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.
План синтаксического разбора предложения (памятка для 5-9 классов)
План синтаксического разбора простого предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания.
повествовательное (содержит сообщение)
вопросительное (содержит вопрос)
побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)
2. Выяснить тип предложения по интонации.
2)восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
— распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)
— нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)
5. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), указать способы их выражения (части речи).
6. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено), чем осложнено.
— однородными (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами)
7. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора сложного предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания ( повествовательное, вопросительное, побудительное ).
2. Определить вид предложения по интонации ( восклицательное, невосклицательное ).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном ( союзное, бессоюзное ).
5. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора простого предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания.
повествовательное (содержит сообщение)
вопросительное (содержит вопрос)
побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)
2. Выяснить тип предложения по интонации.
2)восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
— распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)
— нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)
5. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), указать способы их выражения (части речи).
6. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено), чем осложнено.
— однородными (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами)
7. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора сложного предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания ( повествовательное, вопросительное, побудительное ).
2. Определить вид предложения по интонации ( восклицательное, невосклицательное ).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном ( союзное, бессоюзное ).
5. Сделать схему предложения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1722549
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Синтаксический разбор простого предложения
Всего получено оценок: 222.
Всего получено оценок: 222.
Одним из видов лингвистического разбора является синтаксический разбор простого предложения, то есть разбор по членам и характеристика предложения. В этой статье мы напомним, как его выполнить и приведем пример.
Схема синтаксического разбора простого предложения
Если необходимо выполнить синтаксический разбор простого предложения, рекомендуем следовать такой схеме:
Рассмотрим, как надо выполнять эти элементы разбора.
Как найти грамматическую основу
Поиск главных членов можно начать и с подлежащего, и со сказуемого.
Между подлежащим и сказуемым существует особая – предикативная – связь; можно ставить вопрос и от подлежащего к сказуемому, и от сказуемого у подлежащему.
Подлежащее чаще всего бывает выражено существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием количественного числительного с существительным, синтаксически неделимым сочетанием; реже – инфинитивом или количественным числительным. Первые случаи встречаются часто, с ними ребята знакомятся уже в начальных классах.
Сказуемое может быть выражено любой частью речи, кроме деепричастия. Оно может быть
А если главный член один?
Тогда предложение односоставное. Необходимо определить его вид:
Второстепенные члены
Если второстепенных членов нет, предложение нераспространенное. Если есть – оно распространенное, а второстепенные члены надо подчеркнуть:
Один и тот же член предложения иногда можно рассматривать и как обстоятельство, и как дополнение (иногда как определение и как дополнение); в такой ситуации лучше надписать над словом вопрос: ваза стоит где? на полке – обстоятельство, на чем? на полке – дополнение.
Варианты осложнений
Предложение может быть осложнено:
Если есть однородные или обособленные члены, их надо подчеркнуть. Обращения и вводные конструкции членами предложения не являются.
Характеристика
В характеристике указываем, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) и по интонации (восклицательное или невосклицательное). Затем перечисляем все то, что мы узнали, пока подчеркивали члены предложения и надписывали части речи:
Пример
– побудительное, восклицательное, простое, односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением.
Что мы узнали?
Выполняя синтаксический разбор предложения, надо подчеркнуть все члены и надписать части речи (при необходимости – и вопросы). Затем дать характеристику предложению (по цели высказывания, интонации, по числу грамматических основ, по структуре грамматической основы (односоставное или двусоставное, можно указать тип сказуемого и обязательно – тип односоставного), по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); если предложение осложнено, указать, чем оно осложнено.
Синтаксический разбор простого предложения. 5-й класс
Класс: 5
Цели:
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, улыбки подарим гостям и поздороваемся с ними.
Итак, к уроку готовы? Тогда за работу, всем удачи.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
— Это отрывок из стихотворения А.Н.Некрасова «Железная дорога». А какую тему поднимает Некрасов в этом отрывке? Тема природы.
— Ребята, вы наверное, знаете, что 2017 год в России – год экологии, но уже сейчас мы с вами задумываемся об этом, и на уроке мы также будем говорить о природе.
2. Проверка домашнего задания. Открыли тетради, записали число, классная работа.
1) Терминологический диктант
Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение, обращение.
— Написать слова и подчеркнуть их так, как мы обозначаем их при разборе предложения. (Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет 1 работу, оценивая и комментируя (на доске)
— А сейчас, ребята, мы с вами проверим, как вы усвоили материал. Я буду задавать вам вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», а также такие вопросы, на которые надо ответить подробно.
2) Приём «Верные и неверные утверждения».
— Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (Предложение)
— Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
— Ребята, а как называется вид работы, когда нужно подчеркнуть члены предложения? (Синтаксический разбор)
— Объясните подробнее, что значит сделать синтаксический разбор?
— Значит, о чем мы будем с вами говорить на уроке. Сформулируйте тему урока.
— Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
— Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)
— Давайте сформулируем цели нашего урока.
1) познакомиться с порядком синтаксического разбора простого предложения;
2) учиться производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения;
3) писать правильно, уметь проверять написанное
4) обобщить знания по теме «Синтаксис»
3. Объяснение нового материала.
Я вам, друзья, открою тайны здешних мест.
А теперь откройте учебники на стр. 104. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
Работа с учебником.
А теперь составим памятку «Порядок синтаксического разбора».
— На столе у вас карточка-памятка. Заполним вместе пропуски, вспомнив теоретический материал.
По каким признакам характеризуется предложение
Вид предложения
По цели высказывания
1) ________________________________
2) ________________________________
3) ________________________________
По эмоциональной окраске
1) ________________________________
2) ________________________________
По количеству грамматических основ
1) _________________________________
2) _________________________________
По наличию или отсутствию главного члена предложения
1) _________________________________
2) _________________________________
По второстепенным членам предложения
1) _________________________________
2) _________________________________
1)__________________________________
2) __________________________________
6. Конструирование предложения.
— А сейчас, работая по теме, попробуем составить предложение, используя указанные члены предложения. Внимание на слайд.
Опустились лёгкие снежинки на тропинки.
— Дайте характеристику предложения (устно).
7. Физкультминутка. (Повторяй за улочкой).
8. Работа с текстом.
8. Самостоятельная работа с текстом.
А теперь самостоятельная работа, запишите предложение из стихотворения М.А.Лермонтова. Произведите синтаксический разбор одного предложения.
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна …
— Проверим, оцените себя. Прочитайте еще раз это предложение. Что необычного заметили в построении предложения. Какой член предложения находится на первом месте?
— Инверсия – обратный порядок слов.
9. – Ребята, а кто из вас знает, как зовут художника, который написал очень много разных картин о природе? (Шишкин Иван Иванович)
— А вы знаете, что эту картину, изображающую сосну, тоже написал Шишкин.
— У Шишкина много картин, изображающих природу, посмотрите на слайды.
10. Проверочная работа. У Вас на парте листочки с заданием. Подпишите их, выполните задание.
11. Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.