Что такое синтез в литературе

Что такое синтез в литературе

Итак, научное литературоведение имеет законное право на существование, оно обладает своей специфической мерой точности и научности и — как и вся наука — удовлетворяет задачам познания окружающего мира.[16] Существенной частью научного познания является анализ — научный метод, расчленяющий сложноорганизованное целое на части, выделяющий в нем некоторые стороны, элементы, а также связи между ними и познающий каждую часть относительно самостоятельно. Анализ — необходимая ступень любого научного постижения: сложный предмет, который нельзя познать сразу, осознается по частям. Не зная, из чего состоит то или иное сложноорганизованное целое, нельзя, как правило, понять его действия, внутренних закономерностей, а часто и смысла. Конечная цель анализа двояка: во-первых, описание свойств и особенностей, присущих отдельным элементам и частям произведения, и во-вторых, установление объективного состава и структуры (характера и принципов организации, связей) всего целого.

Для полноценного научного постижения художественного произведения анализ безусловно необходим, но недостаточен. Хотя аналитическая работа составляет большую по объему часть в деятельности литературоведа (почему термин «анализ» иногда применяется как синоним научного изучения произведения вообще), она все же не дает необходимого научного уровня. «Анализ является лишь необходимым условием достижения более высокой цели — научного синтеза. И эта цель достигается тем успешнее, чем глубже, подробнее, дифференцированное анализ».[17] (Подробнее о содержании литературоведческого синтеза и его соотношении с анализом мы поговорим в третьем разделе.).

Источник

Художественный синтез как характерная черта русской литературы начала XX века

Разделы: Литература

Сквозь всю русскую прозу и поэзию проходит тема портрета, то становящегося «героем» повести или стихотворения, то появляющегося, чтобы помочь выразить важную мысль автора или выяснить отношения между персонажами.

Исследование произведений И.А. Бунина показывает высокий уровень обобщенности творческого метода художника. Принципы изображения человека, открытые предшествующей русской прозой, органично восприняты и преобразованы им в новое качество. Бунинский синтетизм отвечал усложнившемуся представлению о личности как целостном феномене, не исчерпывающемся актуальным историческим и социальным содержанием, а сопрягающем в себе «связь времен» и разные типы культур.

Бунин входил в литературу и творил в эпоху, «желавшую синтеза» (выражение Вяч. Иванова), его собственные поиски ничуть не противоречили общим художественно-стилевым исканиям времени, хотя и не были ни экспериментаторскими, ни ярко декларированными.

Рассказ «Чистый понедельник«, завершенный И.А. Буниным в мае 1944 г., входит в сборник «Темные аллеи». Этот рассказ занимает особое место в цикле.

По структуре рассказ близок к другим произведениям цикла: это повествование от первого лица, которое строится как лирические воспоминания о прошлом и начинается с приема, требующего сотворчества от читателя.

дним из ключей к интерпретации рассказа «Чистый понедельник» служат интертекстуальные связи произведения, т.е. включение в него фрагментов других текстов или отсылки к ним. В рассказе трижды используются цитаты из «Повести о Петре и Февронии». Значимы сам выбор фрагментов из этого древнерусского текста и их последовательность. Героиня рассказа цитирует начало «Повести»: «Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…» Затем приводится конец житийного текста: «Она, не слушая продолжала:

— Так испытывал ее Бог. «Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили Бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу…»

В финале произведения появляется образ великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители, подвижницы, мученически погибшей в 1918 г. с келейницей в Алапаевской шахте и причисленной к лику святых.

Исследованный материал указывает на особую роль портрета и иконы в стиле Бунина-прозаика.

Источник

Что такое теза, антитеза, синтез? Примеры из литературы.

В основе любого литературного произведения лежит композиция, представляющая собой расположение его отдельных частей в определенной последовательности.
Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе
По сути, это целостная система с множеством составляющих, которые углубляют смысл написанного и позволяют сделать его более выразительным. Среди элементов композиции немаловажную роль играют такие приемы, как теза, синтез и антитеза. Что это за стилистические фигуры? Попробуем разобраться.

Что такое теза?

Теза – это фигура мысли, которая в лаконичной форме содержит основную смысловую нагрузку произведения. Другими словами, под тезой понимают главную идею стихотворения или прозы, основную мысль, которую автор хотел выразить в своем произведении.

В стихотворной речи эта фигура часто встречается в первой строке и выражается в емкой, эмоциональной форме, открывающей чувства автора.

В совокупности с антитезой и синтезом теза помогает поэту выстроить стройную геометрическую фигуру произведения, то есть сформировать идею, после этого привести другую идею – противоположную ей, а в конце получить что-то среднее и зачастую новое.
Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе
Хорошим примером антитезы является первая строка в стихотворении Пушкина «К***». Словами «Я помню чудное мгновенье» автор выразил основную идею своего произведения, а в последующих строках раскрыл все важные моменты своих чудесных воспоминаний.

Что понимают под антитезой?

Антитеза – стилистический прием, в котором автор противопоставляет друг другу отдельные образы, понятия, состояния. Все они соединены между собой единым смыслом либо конструкцией произведения, но благодаря противопоставлению литератору удается придать своему творению яркость и убедительность.

Посредством антитезы он представляет читателю некую «золотую середину», гармонично раскрывающую творческий замысел. Для усиления выразительности произведения в большинстве случаев она используется как сопоставление контрастирующих понятий или оттенение центрального образа другим, менее заметным.

Антитеза встречается как в стихотворениях, так и в романах, рассказах и других повествованиях. К примеру, в произведении «Принц и нищий» Марк Твен противопоставляет богатству и благосостоянию нужду и бедность, а в романе «Идиот» Достоевский раскрывает трагедию чистого и невинного человека, попавшего в безнравственное общество и погрязшего в житейской суете.
Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе
Часто на антитетическую структуру повести или романа указывают сами их названия – «Преступление и наказание», «Война и мир».

Если говорить о стихотворных произведениях, то ярким образцом подобных стилистических фигур служит сонет Петрарки «И мира нет», полностью созданный на антитезах: «Я зряч – без глаз», «Страшусь – надеюсь», «Жажду гибели – спасти молю».

Важное условие любой антитезы – это соподчинение противопоставлений объединяющему их смыслу, что великолепно представлено в русской поговорке «Ученье свет, а неученье тьма».

Что такое синтез в литературе?

В переводе с греческого слово «синтез» (σύνθεσις) означает «связывание, складывание». Под этим термином в литературе подразумевают объединение разрозненных понятий или образов в единое целое. Такой прием для автора является прекрасным способом переосмыслить несовпадающие понятия, а результаты этих переосмыслений выразить в своих творениях.

Синтез неизменно связан с анализом, в котором литератор изначально разбивает произведение на элементы, а затем объединяет их согласно своему пониманию и мировоззрению. В процессе соединения ему удается познать нечто новое, с иными понятиями и характеристиками.
Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе
Обычно синтез используют в философских произведениях. К слову, цепочка «теза – антитеза – синтез» принадлежит философу Гегелю, которому удалось гениально раскрыть некоторые синтетические формулы.

Одним из примеров синтеза выступает его выражение «восток и запад есть в каждой вещи», где Гегель выразил свою мысль о том, что у каждого человека на подсознательном уровне существует стремление к связыванию, объединению.

Источник

Анализ и синтез в литературоведении

* Бушмин АС- Наука о литературе. С. 115-116.

? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем состоит специфика художественного произведения как объекта научного познания?

2. Каковы принципиальные возможности и конкретные приемы объективного рассмотрения произведения? Почему для его анализа так важна роль перечитывания?

3. Каковы тенденции современного литературоведения в вопросе о научном познании литературного произведения? В чем сила и слабость этих тенденций?

4. В чем состоит научность литературоведения?

5. Что такое анализ как научный метод? Каковы соотношения анализа и синтеза в литературной науке?

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕЕ АНАЛИЗ

Содержание и форма литературного произведения

Художественное произведение как структура

* Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-181.

** Гиршман М.М. Стиль литературного произведения // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. С. 257-300.

Второй подход к структуре художественного произведения в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как содержание и форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н. Поспелова*. Эта методологическая тенденция имеет гораздо меньше минусов, чем рассмотренная выше, она гораздо больше отвечает реальной структуре произведения и гораздо более обоснована с точки зрения философии и методологии.

* См., напр.: Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970. С. 31-90.

Содержание и форма

* Бушмин А.С. Наука о литературе. М., 1980. С. 123-124.

Из всего сказанного напрашивается ясный вывод о том, что в художественном произведении равно важны и форма, и содержание. Опыт развития литературы и литературоведения также доказывает это положение. Умаление значения содержания или вовсе его игнорирование ведет в литературоведении к формализму, к бессодержательным абстрактным построениям, приводит к забвению общественной природы искусства, а в художественной практике, ориентирующейся на подобного рода концепции, оборачивается эстетством и элитарностью. Однако не менее негативные последствия имеет и пренебрежение художественной формой как чем-то второстепенным и, в сущности, необязательным. Такой подход фактически уничтожает произведение как явление искусства, заставляет видеть в нем лишь то или иное идеологическое, а не идейно-эстетическое явление. В творческой практике, не желающей считаться с огромной важностью формы в искусстве, неизбежно появляется плоская иллюстративность, примитивность, создание «правильных», но не пережитых эмоционально деклараций по поводу «актуальной», но художественно не освоенной темы.

Выделяя в произведении форму и содержание, мы тем самым уподобляем его любому другому сложноорганизованному целому. Однако у соотношения формы и содержания в произведении искусства есть и своя специфика. Посмотрим, в чем же она состоит.

Дядя самых честных правил,

Он не в шутку занемог,

Уважать себя заставил,

Лучше выдумать не мог.

* Ермилов В.А. А.П. Чехов. М., 1959. С. 395.

** Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М, 1979. С. 310.

В соотношении содержания и формы, в строении формы и содержания в художественном произведении обнаруживается определенный принцип, закономерность. О конкретном характере этой закономерности мы будем подробно говорить в разделе «Целостное рассмотрение художественного произведения».

Пока же отметим лишь одно методическое правило: Для точного и полного уяснения содержания произведения совершенно необходимо как можно более пристальное внимание к его форме, вплоть до мельчайших ее особенностей. В форме художественного произведения нет «мелочей», безразличных к содержанию; по известному выражению, «искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть».

Источник

Анализ и синтез в литературоведении

Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе

Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе

Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе

Анализ – важнейший метод научного постижения литературного произведения. Но аналитическое расчленение целого на составляющие не может быть самоцелью. Художественное произведение есть система, во многом похожая на живой организм, а это значит, что она обладает свойством целостности, которая богаче, чем сумма составляющих систему элементов. Конечная цель научного рассмотрения литературно-художественного произведения – познание именно этой эстетической целостности. Только такое познание адекватно самой природе искусства, которое и по своей структуре, и по способу воздействия на читателя является целостным организмом. Таким образом, анализ в научном рассмотрении произведения предстает хотя и важным, но все же вспомогательным этапом работы, он подготавливает синтетическое, целостное осмысление художественного произведения.

Синтетическое, нерасчлененное впечатление от произведения существует в нашем сознании изначально, представляя из себя донаучный этап освоения художественной реальности. Работа любого ученого-литературоведа начинается с того, что он воспринимает произведение просто как читатель (правда, читатель грамотный, квалифицированный). В результате непосредственного воздействия эстетической реальности на воспринимающее сознание формируется первое впечатление от произведения, первое, синкретическое, еще не расчлененное представление о содержании произведения и его художественном своеобразии. На этом этапе восприятие во многом эмоционально, стихийно, в значительной мере подсознательно. Такое восприятие естественно и органично для области эстетического. Но не менее естественное явление представляет собой и последующий этап освоения художественной реальности (который уже встречается не всегда, а лишь у читателя искушенного, квалифицированного, развитого) – стремление разобраться в своих впечатлениях, подвергнуть их рационально-понятийной обработке. По выражению Г. Товстоногова, после восприятия непосредственной целостности художественного произведения в сознании читателя происходит «обмен чувств на мысли», и этот период эстетической рецепции является переходным от «живого созерцания к абстрактному мышлению», он подготавливает собственно научное осмысление эстетического целого. Это осмысление и проходит первоначально в форме анализа, призванного в идеале обогатить наши представления о смысловых и художественных особенностях произведения, не утратив при этом живого эмоционального контакта с ним. Важнейшей функцией научного анализа является также проверка, корректировка, а иногда изменение первоначальных, целостных и донаучных представлений о произведении. В этом процессе огромную роль играет неоднократное внимательное перечитывание текста, что дает возможность не только углубить первоначальное осмысление произведения, но и проверить его правильность. Первичное читательское восприятие субъективно, и в силу этого после первого прочтения нельзя быть до конца уверенным в том, что произведение понято правильно и тем более достаточно полно – при перечитывании всегда открывается нечто новое, а иногда и неожиданное, заставляющее менять первоначальное суждение. Перечитывание – не частный, а принципиальный прием литературоведческого анализа, о чем хорошо сказал В.Ф. Асмус в статье с примечательным заглавием «Чтение как труд и творчество»: «Длительность чтения во времени и «мгновенность» каждого отдельного кадра восприятия необычайно повышают требования к творческому труду читателя. До тех пор, пока не прочитана последняя страница или строка произведения, в читателе не прекращается сложная работа, обусловленная необходимостью воспринимать вещь во времени До прочтения последней страницы не прекращается также работа соотнесения каждой отдельной детали произведения с его целым Поэтому, не рискуя впасть в парадоксальность, скажем, что, строго говоря, подлинным первым прочтением произведения, подлинным первым прослушиванием симфонии может быть только вторичное их прослушивание. Именно вторичное прочтение может быть таким прочтением, в ходе которого восприятие каждого отдельного кадра уверенно относится читателем и слушателем к целому. Только в этом случае целое уже известно из предшествующего – первого – чтения или слушания. По той же причине наиболее творческий читатель всегда склонен перечитывать выдающееся художественное произведение. Ему кажется, что он еще не прочитал его ни разу»*.

Что такое синтез в литературе. Смотреть фото Что такое синтез в литературе. Смотреть картинку Что такое синтез в литературе. Картинка про Что такое синтез в литературе. Фото Что такое синтез в литературе

* Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 66.

С другой стороны, не зря говорят, что первое впечатление – самое сильное, поэтому одна из задач научного постижения художественного произведения – это по мере возможности максимально сохранить остроту и свежесть первого контакта с эстетическим объектом.

Научный анализ – проверка объективными методами субъективного впечатления. В процессе анализа первоначальное представление о смысле и художественном своеобразии произведения поддерживается текстовыми и логическими доказательствами, превращается из гипотезы в научную концепцию. Анализ дает возможность в конце работы над произведением вновь придти к синтезу, но уже на новом, качественно более высоком витке спирали. Целостность освоения произведения на этом заключительном этапе уже не та, что при первоначальном восприятии: она базируется на доказательствах и претендует на статус научной истины.

Каков же путь перехода от анализа к научному синтезу? В процессе анализа, с одной стороны, происходит выделение существенных для данного произведения свойств и качеств и отсеивание несущественных, идет процесс своеобразного научного обобщения. Мы получаем представление о ведущих эстетических принципах построения данной художественной системы, которые и создают собственно ее целостность, органичность. При этом, используя прием сопоставления (один из важнейших, принципиальных приемов анализа), сравнивая данное художественное произведение с другими, мы все лучше понимаем его эстетическую уникальность, неповторимое своеобразие. С другой стороны, в процессе анализа наблюдается повышенное внимание к тем «мелочам» текста, которые могут ускользать при первом чтении. Расширяя и углубляя наше представление о смысловой и эстетической сторонах произведения, анализ в этом случае одновременно работает и на идею единства художественного мира, поскольку выясняется, что все «мелочи» и частности пронизаны идеей целого, подчиняются единым художественным принципам.

В процессе анализа мы рассматривали отдельно элементы содержания произведения и отдельно – его формы, хотя, как уже говорилось, и имели постоянно в виду их взаимодействие, связь, выражающуюся главным образом в функциональности формальных элементов по отношению к содержанию. Синтетическое рассмотрение произведения призвано еще более тесно увязать в нашем представлении элементы формы и содержания; можно сказать, что объектом синтетического рассмотрения является не форма и содержание сами по себе, но феномен содержательной формы. Для того, чтобы анализ эмоционально-смысловой стороны произведения был убедительным, необходимо обращаться к доказательствам, получаемым при анализе формальных элементов, и наоборот – постижение художественной формы в ее целостности и единстве невозможно без понимания содержательной нагрузки, которую она несет. Однако здесь следует учитывать и относительную самостоятельность формы и содержания, почему само синтетическое рассмотрение произведения может иметь двоякую направленность: либо на раскрытие преимущественно эмоционально-смысловой стороны, либо на освоение эстетического своеобразия. В соответствии с этим можно разграничить два направления целостного анализа: преимущественное внимание к содержанию дает нам в конечном результате интерпретацию, преимущественное внимание к форме образует представление о целостности стиля. Рассмотрим эти два направления подробнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *