Что такое система экспресс на жд

Система «Экспресс-3»

Сегодня на железных дорогах России функционируют 15 взаимодействующих между собой систем «Экспресс», которые обслуживают 17 железнодорожных магистралей. По своим возможностям система «Экспресс» не уступает современным системам резервирования, действующим на железных дорогах Западной Европы и Азии, а по ряду функций превосходит их. Система обеспечивает:

• управление багажными, грузобагажными и почтовыми перевозками;

• управление парком пассажирских вагонов;

• анализ населенности поездов и др.

При этом недостаточная производительность ЭВМ. используемых «Экспресс», не позволяло до конца охватить все технологические процессы управления пассажирским хозяйством. Переход к новой системе «Экспресс-3», использующей более мощные ЭВМ, обеспечивает решение этой проблемы.

В настоящее время производится поэтапное внедрение системы «Экспресс-3». На первом этапе подготавливаются новые комплексы программ для организации вычислительного процесса, телеобработки данных и механизмы доступа к данным. Формируется переходная база данных, в которой каждый файл базы «Экспресс-2» загружается в таблицу СУБД DB/2. Прикладные программы и структуры данных на переходный период сохраняются.

В настоящее время имеется возможность контроля отправления пассажирских поездов международного сообщения и их прибытия на конечные пункты (табл. 6.2.1, 6.2.2); выполнения графика движения пассажирских поездов международного сообщения (табл. 6.2.3, 6.2.4), задержек при проследовании пассажирских поездов по вине дорог с начала месяца (табл. 6.2.5) и прибытия на конечные пункты (табл. 6.2.6).

Второй этап внедрения системы «Экспресс-3» позволит полностью перейти на операционную среду OS/390 с использованием современной стандартной СУБД DB2.

Основными информационными объектами системы являются:

• поезд (маршрут, расписание, норма мест, подлежащая продаже);

• рейс (реализация поезда на конкретную дату отправления, в которой отмечается состояние мест, предполагаемых к продаже);

• терминал (кассир), осуществляющий продажу билетов.

К новым функциональным возможностям системы относятся:

1) создание в СУБД DB2 архива проездных документов; в него будут заноситься также сведения об исполненных рейсах поездов и вагонов и нормативно-справочная информация о поездах;

2) использование информации архива документов для выполнения операций гашения, возврата, переоформления и возобновление утраченных и испорченных проездных документов;

3) выдача данных об основных показателях пассажирской работы и доходности каждого рейса (любого поезда и вагона);

4) увеличение периода резервирования до 63 суток;

5) выдача оперативных сведений о посадке и высадке пассажиров по ходу следования вагона (поезда);

6) изменение структуры информации о поезде;

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

7) сохранение данных о маршруте каждой нитки графика в отдельности;

8) продажа билетов с номерами мест по ходу следования поезда;

9) произвольное определение нумерации мест в вагоне, распределение их по купе и учет характеристик купе;

10) выделение нормы мест отдельным промежуточным станциям (трафаретная норма внутри вагона) с ликвидацией понятия «трафаретная нитка»;

11) «привязка» информации о вагонах конкретного рейса данного поезда к вагонам инвентарного парка;

12) учет изменения номера поезда по ходу следования;

13) табло наличия мест;

14) гибкая тарификация билетов в зависимости от сроков продажи, характеристик вагонов, купе, мест (верхние/нижние/боковые), станций маршрута следования, дней недели и т.п.;

15) динамическое регулирование продажи билетов на поезд по различным моделям (например, равномерное распределение пассажиров по всем вагонам данного типа и т.п.).

Помимо этого, вводится функция изменения структуры оперативного финансового учета (кассир и станция). При этом обеспечивается возможность более гибкого определения номенклатуры учитываемых показателей и информации о предварительных и групповых заявках с унификацией по всем видам перевозок. Кроме того, учитываются взаимно увязанные заявки на несколько перевозок и заявки с определением характеристик поездки без указания конкретного поезда.

Реализуется лист ожидания, и обеспечивается возможность авансовых расчетов и оперативного учета всех видов кредитных расчетов, в том числе с ограниченным максимумом кредита.

Унифицируются функции резервирования мест и приема заявок во всех видах сообщения, включая международное, изменяется структура информации о тарифах и льготах в международном сообщении.

Возможны также печать и использование при возврате и гашении штриховых кодов для обеспечения защиты проездных документов и реализация нового языка общения кассиров с системой, дополнительно к существующему, с использованием форматированных экранов (масок) и меню.

Справочно-информационная система получает новые возможности, в том числе выдачи комплексных справок по маршрутам следования с пересадками, подбора маршрута и т.п. Реализуется комплексная сквозная технология внесения оперативных изменений в нормативно-справочную информацию.

Таким образом, система «Экспресс-3» в завершенном виде должна представлять собой самостоятельный программный комплекс и базу данных для управления пассажирскими перевозками, тесно связанные с другими компонентами единой информационной системы железнодорожного транспорта. В целом система включает в себя 9 подсистем, показанных на рис. 6.2.1 и входящих в структурную схему информатизации железнодорожного транспорта.

Наиболее существенными технологическими отличиями системы «Экспресс-3» в части резервирования мест и продажи билетов являются реализация продажи билетов по ходу следования поезда с нумерацией мест и хранение мест и всех проездных документов, оформленных в течение последних шести месяцев, в базе данных, доступной в оперативном режиме.

Именно эти два момента позволят поставить на качественно новый уровень и управление пассажирскими перевозками, и обслуживание пассажиров. Учет нумерации мест по каждому участку следования поезда позволит повысить гибкость тарификации билетов, ликвидировать многие искусственные понятия типа «трафаретная нитка» и «станции первого уровня». Благодаря наличию информации о всех проданных проездных документах станет возможным экономический и управленческий анализ по любым критериям, а также более гибкое и точное распределение доходов между подразделениями железнодорожного транспорта.

Новая типовая автоматизированная система управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3» разрабатывалась в соответствии с требованиями железных дорог стран СНГ. Она базируется на современных ЭВМ типа IBM 9672. В ее разработке принимали участие коллективы специалистов ВНИИЖТа, ВНИИУПа, ИВЦ Московской и Октябрьской дорог, за плечами которых большой опыт работы в области создания систем коллективного пользования, обслуживающих пассажиров в масштабе реального времени.

Для замены 28 действующих систем «Экспресс-2» на системы «Экспресс-3» требуется определенное время. При этом не должно нарушаться непрерывное обслуживание пассажиров. Необходимо также поддерживать функционирование остающихся в эксплуатации систем «Экспресс-2» и повысить техническую оснащенность дорог, чтобы подготовить их к переходу на новую систему. С учетом этих условий разработан поэтапный переход к новой системе, который позволяет системам «Экспресс-2» и «Экспресс-3» действовать совместно.

При этом возникает немало сложностей. Они заключаются в следующем.

Дороги неодинаково технически подготовлены к переходу на новую систему «Экспресс-3», что вызывает необходимость совместной работы старой и новой систем.

Вычислительная сеть действующих 28 систем «Экспресс-2» работает круглосуточно в реальном масштабе времени, охватывает разные временные пояса, и ее остановка может вызвать дезорганизацию пассажирских перевозок.

Операционные системы в «Экспресс-2» и «Экспресс-3», прикладные программы и система управления базой данных различны.

Из-за наличия на дорогах большого количества старых терминалов необходимо обеспечить в новой системе «Экспресс-3» одновременное функционирование старой и новой терминальной аппаратуры билетных касс, действующих по разным протоколам.

В связи с незавершенностью работ по созданию новой цифровой сети передачи данных на российских дорогах работу новой системы приходится обеспечивать по разным сетям с разными протоколами, старыми и новыми терминалами касс.

На Московской дороге, где новая система успешно эксплуатируется, все эти сложности преодолены. С 2002 г. системы «Экспресс-3» внедрены в промышленную эксплуатацию на Северо-Кавказской и Октябрьской дорогах, а с 2003 — на других дорогах сети.

АСУ «Экспресс-3» — человеко-машинная система коллективного пользования. Она включает совокупность административных, технологических средств, позволяющих в режиме реального времени обслуживать пассажиров и, в отличие от «Экспресс-2», управлять пассажирскими перевозками.

В функциональном плане АСУ «Экспресс-3» имеет ряд подсистем, которые осуществляют информатизацию основных технологических процессов в пассажирском хозяйстве.

Подсистема планирования и управления пассажирскими перевозками (АДЦУ)
функционирует на аналитической базе исходных данных, которые автоматически собираются со всех действующих на сети дорог систем «Экспресс». Этой аналитической базой пассажирских перевозок могут пользоваться уже в настоящее время все железные дороги России. Для этого железные дороги должны устанавливать у себя в службах (пассажирской, финансовой и др.) АРМ системы «Экспресс-3», которые подключаются к цифровой сети передачи данных российских железных дорог. Все АРМ дорог, взаимодействуя с АСУ «Экспресс-3» Московской дороги (где находится аналитическая база сети), дают возможность командному составу регулировать пассажирские перевозки на своих дорогах. Общесетевые АРМ устанавливаются в ОАО «РЖД». Их группы могут образовывать автоматизированные диспетчерские центры управления.

Подсистема продажи и учета проездных документов во всех видах сообщений отличается от «Экспресс-2» тем, что включает в себя и обслуживание пригородных перевозок совместно с системой АСОКУПЭ. Кроме этого, она контролирует используемые бланки проездных документов, исключая тем самым различные финансовые злоупотребления.

Подсистема комплексного справочно-информационного обслуживания пассажиров (ЭКА-СИС) дает возможность пассажирам, в отличие от «Экспресс-2», получать широкую гамму информационных справок во всех видах сообщений, на всех пунктах продажи, в офисах и в домашних условиях через Интернет.

Подсистема управления багажной работой (ЭСУБР) оформляет и учитывает багаж, его погрузку, выгрузку, хранение, розыск грузобагажа и составляет план формирования багажных перевозок.

Подсистема управления парком пассажирских вагонов (А СУПВ) автоматизирует все технологические процессы, связанные с эксплуатацией и ремонтом пассажирских вагонов, и дает возможность командному составу видеть состояние подвижного состава на различных уровнях управления (ОАО «РЖД», дороги и линейные подразделения).

Подсистема финансового и статистического учета пассажирских перевозок (ЭФИС) позволяет видеть всю финансовую и статистическую отчетность по пассажирским перевозкам в различных разрезах (ежесуточно, по месяцам и т.п.). Кроме этого, через нее ведутся взаиморасчеты за пассажирские перевозки между российскими дорогами и дорогами других государств. С ее помощью ведется учет и контроль за финансовой деятельностью билетных кассиров и расходованием бланков строгого учета (проездных, перевозочных и других документов).

Подсистема сервисного обслуживания пассажиров (СЕРВИС), взаимодействуя с автоматизированными системами других видов транспорта, предоставляет различные сервисные услуги пассажирам как в железнодорожном, так и в смешанном сообщении.

Подсистема РАСПИСАНИЕ обеспечивает подготовку и ввод всей необходимой нормативно-справочной информации в АСУ «Экспресс-3». Она ведет в реальном масштабе времени учет прохождения по расписанию всех поездов, включая их опоздания, и выдает необходимую информацию о поездах на табло для пассажиров и на печать для изготовления служебных расписаний движения поездов дальнего и пригородного сообщений.

Подсистема взаимодействия с АСУ линейных предприятий обеспечивает совместную работу АСУ «Экспресс-3» с различными автоматизированными системами депо, вагонными участками, а также с другими системами, функционирующими на железнодорожном транспорте.

АСУ «Экспресс-3» в структуре информатизации российских железных дорог показана на рис. 6.2.2.

Система «Экспресс-3», взаимодействуя с клиентурой, образует единую базу данных пассажирских перевозок. Информация из этой базы может использоваться другими системами. Аналогичным образом база данных грузовых перевозок и других систем может использоваться и системой «Экспресс-3». Аппарат управления ОАО «РЖД» и дорог имеет возможность получать необходимую ему информацию по запросам из каждой системы, используя цифровую сеть передачи данных российских дорог.

Вычислительный комплекс АСУ «Экспресс-3» включает в себя две ЭВМ типа IBM 9672 моделей R36 и R37 с периферийным оборудованием и средствами телеобработки, в которые входят маршрутизаторы, высокоскоростные коммутаторы, системы управления сетью и др. Конфигуратор вычислительного комплекса «Экспресс-3» представлен на рис. 6.2.3.

Вычислительный комплекс имеет три возможности подключения терминальной, справочной и другой аппаратуры, включая ЭВМ других систем: по старым протоколам В8С-1 и ВЗС-З с использованием оставшихся каналов от «Экспресс-2»; по новому протоколу TCP/IP через сеть передачи данных российских железных дорог с использованием каналов УРМ; по выделенным каналам для прямого подключения терминалов по протоколу TCP/IP. Это дает возможность временно использовать старую периферийную аппаратуру системы «Экспресс-2». Для преобразования протоколов в переходный период от «Экспресс-2» к «Экспресс-3» используются шлюзы — ЭВМ «Экспресс-2». После замены на дорогах старого оборудования «Экспресс-2» и развития сети передачи данных (СПД) шлюзы могут быть исключены из конфигуратора.

Все региональные системы «Экспресс-3» на дорогах сети будут иметь общий распределенный банк данных мест в поездах, на базе которого они взаимодействуют и функционируют. Входной информацией АСУ «Экспресс-3» являются заказы и сообщения, поступающие от ее абонентов через кассовые терминалы билетных кассиров, АРМ работников железных дорог, справочные установки и серверы сети Интернет. Абонентами-пользователями являются кассиры билетных и багажных касс, работники служб дорог и линейных предприятий, а также пассажиры, обращающиеся в систему через справочные устройства и сеть Интернет.

В зависимости от числа обслуживаемых пассажиров, абонентов и количества отправляемых поездов каждый региональный центр системы будет иметь свою загрузку по числу поступающих запросов.

Наиболее крупным региональным центром АСУ «Экспресс-3» в России является региональный центр Московской дороги.

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Терминалы и АРМ АСУ «Экспресс-3» по назначению подразделяются на кассовые, устанавливаемые в билетных кассах для оформления проездных и багажных перевозочных документов в разных видах сообщений; справочные (информаторы, киоски) для получения самими пассажирами необходимой им информации;

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

контролирующие документы и продажу проездных документов в поездах и вагонных участках; АРМ для эксплуатации и ремонта парка пассажирских вагонов, устанавливаемые в депо, на вагонных участках, в управлениях дорог и ОАО «РЖД»; АРМ пассажирских и финансовых работников и диспетчеров по управлению пассажирскими перевозками.

Независимо от назначения терминалы и АРМ созданы на базе стандартных узлов персональных компьютеров. При этом тип и параметры процессора, состав программного обеспечения, размеры оперативной и внешней памяти определяются в каждом конкретном случае в зависимости от задач, решаемых данным терминалом или АРМ. В состав оборудования, обеспечивающего обслуживание пассажиров, могут входить устройства для работы с кредитными карточками.

Использование в АСУ «Экспресс-3» периферийного оборудования возможно только после предварительных испытаний и обязательной сертификации этого оборудования. Это даст возможность избежать потери информации и финансовых злоупотреблений.

Для облегчения работы билетных кассиров в терминальной аппаратуре используется развитая система экранных меню. Запоминающее устройство большой емкости дает возможность проводить расследование различных нарушений работы кассиров. В нем хранится системный журнал работы кассы, представляющий собой архив данных, необходимый для расследований.

Санкционированный доступ к работе на кассовом терминале и АРМ обеспечивается за счет использования уникальных ключей с защитой от подделок. Ключи выдаются кассиру-оператору и техническому персоналу для обслуживания. Параметры работы терминала изменяются и устанавливаются переводом его в специальный сервисный режим, доступный обслуживающему персоналу при использовании уникального сервисного ключа.

Печатающие устройства кассовых терминалов АСУ «Экспресс-3» предназначены для оформления денежных проездных, отчетных финансовых, вспомогательных и справочных документов. Они подключаются к терминалам посредством специализированного интерфейса. В них используется шрифт и предпринимаются другие меры, исключающие финансовые злоупотребления при печати денежных проездных документов. Наработка на отказ печатающих устройств в билетных кассах должна быть высокой и составляет не менее 10 000 ч при коэффициенте загрузки, равном 0,2. Ресурс печатающих головок составляет 200—400 млн ударов на иглу. Наработка на сбой — 1000 ч.

Для облегчения работы билетных и багажных кассиров в печатающих устройствах используется автоматическое выравнивание вкладываемых бланков для исключения их перекосов и точного впечатывания информации в отведенные графы проездных и перевозочных документов. Для сокращения времени оформления проездных документов печатающие устройства работают со скоростью 270—330 символов в секунду. Ресурс картриджа составляет 3—4 млн отпечатанных знаков.

При работе кассиров по 12 ч в день важное значение имеет уровень шума, создаваемого печатающим устройством. Он не превышает 40—55 дБ. Ширина используемых бланков составляет от 70 до 210 мм, длина — от 70 до 297 мм; толщина бумаги — от 0,07 до 2,8 мм. Печатающие устройства включают в себя и блок для считывания и печати штриховых кодов на бланках проездных и перевозочных документов.

Для снижения эксплуатационных расходов Департамент информатизации и связи МПС сократил число центров системы АСУ «Экспресс-3» на наших дорогах с 16 до 8. Схема информационных потоков систем резервирования АСУ «Экспресс-3» с выделением восьми регионов на сети дорог показана на рис. 6.2.4.

Наибольшие потоки информации будут образовываться между вычислительным центром Московской дороги и региональными центрами российских дорог. Они составляют порядка 256 кбит/с для каждого региона. Потоки информации между региональными центрами составляют примерно 128 кбит/с. Внутри региональных центров АСУ «Экспресс-3» эти потоки будут на уровне 9600 бит/с для каждого абонента системы.

В настоящее время железные дороги помимо приобретения всего комплекса оборудования АСУ «Экспресс-3» должны устанавливать у себя в первую очередь АРМ для обеспечения необходимой информацией из аналитической базы Московской дороги руководящего состава дорог. В связи с этим необходимо строго соблюдать указание МПС № 500 У от 27.03.2001 г. для получения доступа к ресурсам АСУ «Экспресс-3».

Что такое система экспресс на жд. Смотреть фото Что такое система экспресс на жд. Смотреть картинку Что такое система экспресс на жд. Картинка про Что такое система экспресс на жд. Фото Что такое система экспресс на жд

Рис. 6.2.4. Схема информационных потоков систем резервирования АСУ «Экспресс-3»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *