Что такое система емиас в медицине
Расшифровка аббревиатуры ЕМИАС
В системе здравоохранения давно пора было пробовать внедрение инновационных технологий. И операционная системе ЕМИАС стала одной из первых серьезных программ, способных изменить ход событий. Она продемонстрировала высокие положительные результаты, показала себя функциональной и отлаженной. В этой статье мы ответим на вопрос, что такое ЕМИАС.
Расшифровка
Название часто произносят, но, как расшифровывается аббревиатура ЕМИАС, знают не все — Единая медицинская информационно-аналитическая система. Она предполагает информативную функцию среди медицинского персонала и пациентов, а также анализирует полученные, сохраненные данные. Это помогает постоянно оптимизировать рабочий процесс в лечебно-профилактических учреждениях.
Эта система захватывает довольно широкий круг вопросов, часть из них сразу решает, некоторые варианты меняются постепенно. Ощутимым для пациентов плюсом стала оптимизация процесса записи к доктору, возможность получить квалифицированную помощь, когда необходима диагностическая процедура. Теперь в очереди приходится находиться максимум 20 минут, это в случае экстренных ситуаций с предыдущими посетителями.
Врачи, попавшие в систему EMIAS Московской области, должны пройти соответствующую подготовку по работе с алгоритмами, электронными записями и прочими нюансами. Практикующие работники проходят повышение квалификации, а поступающие на работу должны иметь соответствующую подготовку. В целом, система стала налаженной, упорядочены документы, а принимают исключительно квалифицированные специалисты.
История
Изначально программа создавалась как способ управления потоком пациентов в медицинских учреждениях в Москве в 2011 году. Уже через год ее работа была проверена и испробована 10 учреждениями города. На следующий год система получила большое распространение, и было решено внедрить ее в остальных медучреждениях с добавлением службы поддержки.
В течение последующих лет были разработаны проекты по созданию электронных медицинских карт и рецептов. Постепенно к 2016 году программа стала лидирующим порталом по управлению городскими поликлиниками с основной системой ЕМИАС. Исследования, анализ показали функциональность и продуманность EMIAS до мелочей, ведь до этого производилось множество профилактических работ и укрепление защиты данных. Теперь ЕМИАС – это операционная система поликлиник, вошедших в коалицию данной программы.
Информация
EMIAS выполняет ряд основных обширных функций:
Это не конечный вариант программы, одно из ее свойств – постоянное совершенствование. В ближайшем будущем планируется налаживать функциональность сервиса обеспечения лекарственными средствами и оптимизация системы, служащей для преемственности сведений между медорганизациями.
Итак, ЕМИАС — расшифровка ее представляет собой информационно-аналитическую систему, охватывающую, если не все учреждения, то большинство лечебно-профилактических организаций. Это предполагает наведение порядка в системе здравоохранения и вывод ее на новый уровень функционирования.
Личный кабинет ЕМИАС
Функционал личного кабинета
Портал ЕМИАС предназначен для записи на прием к врачу в медицинские учреждения г. Москва. Кроме записи, сервис дает следующие возможности:
Регистрация в кабинете
Для регистрации нужно перейти по адресу https://emias.info. В специальное окно вводим адрес электронной почты и нажимаем «Зарегистрироваться». На почту придет сообщение с паролем от сервиса. Пароль можно изменить на свой в настройках профиля.
Поле входа открывается страница профиля. Здесь добавляете данные своего медицинского полиса и данные полисов своих родственников (мужа, детей), загружаете фотографию.
Авторизация в личном кабинете
Вход в кабинет ЕМИАС осуществляется через логин и пароль. Логином является электронная почта, пароль приходит в сообщении при регистрации аккаунта.
Мобильное приложение личного кабинета ЕМИАС
Приложение ЕМИАС.ИНФО можно скачать на Google Play или на iTunes, в зависимости от модели смартфона. Приложение предоставляется на бесплатной основе. Пользоваться услугами приложения можно в любое время без привязки к месту нахождения. Через приложение доступна запись к специалистам, ввод данных медицинских страховых полисов всей семьи, уведомления о предстоящих посещениях врача, внесение информации о предстоящих визитах в календарь, настройка оповещения о записях, просмотр выписанных рецептов и выданных направлений. Для корректной работы приложения нужно следить за его своевременным обновлением.
С сентября 2016 года запись к врачу доступна через Телеграм-бота ЕМИАС. Ссылка на Телеграм находится в меню слева на сайте ЕМИАС.
Клиентская поддержка через кабинет
Вопросы можно задать через «Обратную связь» или в сообществе ЕМИАС.ИНФО.
Открываем вкладку, выбираем пункт «Написать нам». Откроется форма, которую необходимо корректно заполнить. Она включает в себя следующие пункты:
Нажимаем кнопку «Отправить». Ответ на вопрос поступит на адрес электронной почты. Воспользовавшись формой поиска, можно найти ответ на интересующий вопрос на форуме ЕМИАС.
Как отключить личный кабинет?
Прикрепление к системе ЕМИАС можно убрать через регистратуру поликлиники, к которой прикреплен пациент. Для этого нужно обратиться к регистратору с документом, удостоверяющим личность, заполнить заявление и прикрепление будет снято.
Правила безопасности и конфиденциальности
Для хранения данных пациентов в системе созданы три степени защиты:
Запись к врачу в личном кабинете ЕМИАС
Портал предоставляет услуги записи для пациентов поликлиник г. Москвы. Пациент должен быть прикреплен к поликлинике и иметь медицинский страховой полис. Если полис выдан в другом регионе, то необходимо обратиться в страховую компанию, чтобы они отметили полис в системе.
Для записи к врачу вводим номер полиса и дату рождения. Далее пациенту нужно выбрать поликлинику, к которой он прикреплен. Выбираем специалиста и время приема. Нажимаем кнопку «Записаться». Талон можно распечатать в электронном терминале поликлиники перед приемом.
Запись к специалистам по направлению производится следующим образом:
Записать на прием можно также ближайших родственников. Нужно добавить их медицинские полисы в личный кабинет. При записи выбираете нужный полис, поликлинику и специалиста.
Если отсутствует время, доступное для записи к требуемому специалисту, пациенту нужно обратиться в справочную поликлиники для уточнения времени, когда откроется запись.
Перенос записи на другую дату производится так:
Отмена записи происходит по такому же сценарию. Только выбрать нужно кнопку «Отменить запись». Сделать это необходимо заранее, чтобы место записи не осталось пустым, и на прием попал другой пациент.
ЕМИАС: столичное здравоохранение в электронном формате
Проект Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) был запущен в 2011 году Департаментом информационных технологий и Департаментом здравоохранения. Сегодня работающий в Москве сервис — один из самых масштабных примеров внедрения информационных технологий в здравоохранение. Руководство других мировых столиц пока только обсуждает подобные идеи.
Доступнее, удобнее и комфортнее: что такое ЕМИАС
В ЕМИАС хранятся медицинские карты москвичей, она позволяет управлять потоками пациентов, вести персонифицированный учёт медицинской помощи. Пользователи системы могут найти ближайшую к дому поликлинику, записаться на приём онлайн, перенести его без отмены, получить справки и льготные рецепты. В системе собирают и анализируют данные о посещении пациентами медицинских учреждений города, включая спрос на тех или иных врачей, их загруженность и длительность очередей.
Система делает медицинские услуги доступнее, удобнее и комфортнее. Медики теперь не только избавлены от ненужной бумажной рутины, но и имеют простой и удобный доступ к необходимой информации для оказания помощи. А руководство медицинских учреждений получает достоверный и оперативный инструмент эффективного управления всей системой городского здравоохранения.
Сейчас система работает в 660 детских и взрослых поликлиниках, диспансерах и диагностических центрах Москвы. Она объединяет более 23,6 тысячи врачей и 8,9 миллиона пациентов. Ежедневно в ЕМИАС, содержащей более 243 миллионов записей к врачам, происходит около 500 тысяч транзакций. Над проектом работают порядка 4500 специалистов из более чем 30 российских IT-компаний.
Электронный больничный и запись к врачам онлайн
Получить рецепт на лекарства можно с помощью сервиса льготного лекарственного обеспечения, который уже работает в 437 медучреждениях. Благодаря ему врачи могут видеть текущий ассортимент и наличие лекарств, выписывать электронные рецепты и получать актуальную информацию о том, обладает ли пациент правом на льготы. С начала работы сервиса было выписано более 22,38 миллиона рецептов. Врачи, используя сервис, экономят на выписке одного рецепта в среднем три минуты.
Упростить «бумажные» операции медикам также позволяют сервисы выдачи больничного листа и направлений на анализы. Во втором случае данные заполняются автоматически в соответствии с диагнозом пациента. Врач уже на приёме может создать запись и распечатать для пациента памятку с правилами сдачи анализов. В централизованном лабораторном сервисе ЕМИАС уже выдали более двух миллионов электронных направлений на различные исследования.
Узнать всю информацию об истории болезни пациента, диагнозах, назначениях и получить доступ к другим важным сведениям, которые могут повысить качество лечения, позволяют электронные медицинские карты. Их протестировали, а теперь повсеместно внедряют. С февраля 2015 года в 150 поликлиниках уже создано более 1,1 миллиона электронных карт.
Подать заявление на прикрепление к поликлинике можно онлайн на московском портале госуслуг, в больницу при этом идти не обязательно. Уже через три дня пациент получит доступ к дистанционной записи на сайте ЕМИАС. Помимо записи на приём к нужному врачу, здесь есть услуга, которая позволяет перенести визит на другое время.
Отменить приём пациенты могут с помощью любого удобного канала: портала госуслуг pgu.mos.ru, сайта emias.mos.ru, мобильного приложения и инфомата, телефона службы записи, регистратуры или сайта emias.info. Главное достоинство онлайн-переноса — возможность выбрать более удобное время, не боясь потерять существующую запись. Еженедельно пациенты московских поликлиник отменяют около 45 тысяч записей на приём. Этим они ежемесячно экономят более 40 тысяч часов рабочего времени медиков.
Центр ситуационного мониторинга
Через центр мониторинга ЕМИАС, который работает с января 2015 года, руководство поликлиник Москвы может контролировать ситуацию в режиме онлайн. Можно оценить спрос на того или иного специалиста, его загруженность и длительность очередей. Полученная информация помогает равномерно распределять нагрузку на медперсонал и принимать решения об изменении штата сотрудников там, где это необходимо.
Доступность медицинской помощи по каждой больнице и по каждому врачу ежедневно анализируют в ситуационном центре ЕМИАС. В его команде не только медики, но и специалисты с техническим и юридическим образованием. Обнаруживая типовые ошибки в организации приёма пациентов, они готовят рекомендации по оперативному исправлению сложных ситуаций. В результате работы ситуационного центра сегодня лишь в семи поликлиниках Москвы есть некоторые проблемы с доступностью медицинской помощи.
Как развивается ЕМИАС
До 2018 года в ЕМИАС планируют не только развивать уже работающие направления, но и создавать новые сервисы. Например, будет персонифицирован учёт оказанных медицинских услуг, автоматизирована работа городских стоматологических клиник, травматологических пунктов и участковой медицинской службы. Будет развиваться и сервис «Дежурный врач» — помощь пациентам непосредственно в день обращения. Одно из приоритетных направлений — стабильность работы ЕМИАС во время сезонных пиков заболеваемости. Также в планах внедрение облачной бухгалтерии, комплексное управление плановой госпитализацией и интеграция в систему городской неотложной медицинской помощи. Уже в этом году бригады скорой помощи оснастят планшетами, которые будут подключены к ЕМИАС. Это позволит сотрудникам скорой быстро получать доступ к электронным картам больных. Уже в пути медики будут знать об аллергии, хронических и других заболеваниях пациента.
Что такое система емиас в медицине
Правила функционирования Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (далее – ЕМИАС) определены соответствующим Положением о ЕМИАС, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.01.2015 N 16-ПП (ред. от 15.09.2017).
В настоящее время ЕМИАС представляет собой государственную информационную систему Москвы, обеспечивающую автоматизацию процессов организации и оказания медицинской помощи населению в Москве. ЕМИАС является частью регионального фрагмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Москвы, интегрированного с федеральным фрагментом Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, призванным сформировать единое информационное пространство системы здравоохранения в Москве.
ЕМИАС содержит информацию, формирующуюся при организации и оказании медицинской помощи населению в Москве, в том числе о состоянии здоровья пациентов медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Москвы (далее – пациенты), о видах и объемах оказанной медицинской помощи.
Задачами ЕМИАС являются:
— повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению в Москве и обеспечение преемственности лечебно-диагностического процесса между медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность на территории Москвы, при оказании медицинской помощи населению в Москве;
— создание единого информационного пространства системы здравоохранения в Москве;
— повышение информированности населения Москвы по вопросам охраны здоровья и ведения здорового образа жизни;
— оптимизация и повышение эффективности функционирования системы здравоохранения в Москве;
— повышение эффективности мониторинга доступности и качества оказания медицинской помощи населению Москвы.
Функциями ЕМИАС являются:
— обеспечение сбора, обработки, систематизации, хранения и предоставления информации, в том числе характеризующей деятельность медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы, медицинских организаций, не входящих в государственную систему здравоохранения Москвы и осуществляющих медицинскую деятельность на территории Москвы;
— информационная поддержка организации оказания медицинской помощи населению Москвы, в том числе путем рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи коротких текстовых sms-сообщений, ussd-сообщений по вопросам получения медицинской помощи гражданами на предоставленные ими номера телефонов с использованием государственной информационной системы «Единая мобильная платформа Москвы»;
— обеспечение деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Москве, включая организацию взаимодействия таких медицинских организаций в трехуровневой системе оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощи, и управление потоками пациентов;
— персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности;
— ведение интегрированной электронной медицинской карты;
— ведение единого регистра медицинских работников, паспорта здравоохранения Москвы, электронного паспорта медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Москвы;
— формирование и ведение медицинской отчетности медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы, медицинских организаций, не входящих в государственную систему здравоохранения Москвы и осуществляющих медицинскую деятельность на территории Москвы;
— ведение консолидированного управленческого учета, включая кадровый учет, бухгалтерский учет, бюджетный учет;
— взаимодействие с иными информационными системами.
В состав ЕМИАС входят:
— сервис «Общегородской регистр пациентов». Сервис функционирует на базе регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию, ведение которого осуществляет Московский городской фонд ОМС. Информационное взаимодействие ЕМИАС с региональным сегментом единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию осуществляется на основании соглашения, заключаемого между оператором ЕМИАС и Московским городским фондом ОМС;
— сервис «Система управления потоками пациентов». Сервис обеспечивает автоматизацию процессов, связанных с маршрутизацией пациентов в Москве;
— сервис «Система интегрированной медицинской информации». Сервис обеспечивает обработку информации, связанной с оказанием медицинской помощи населению Москвы, в электронном виде в случае обращения пациента за оказанием медицинской помощи в медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность на территории Москвы;
— сервис «Система консолидированного управленческого учета». Сервис обеспечивает создание условий для управления учетными данными, характеризующими административно-хозяйственную деятельность медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы, медицинских организаций, не входящих в государственную систему здравоохранения Москвы и осуществляющих медицинскую деятельность на территории Москвы, а также государственных учреждений Москвы, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы;
— сервис «Система персонифицированного учета сведений при осуществлении медицинской деятельности». Сервис обеспечивает учет видов и объемов медицинской помощи, оказанной пациентам в медицинских организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Москвы, ведение необходимых взаиморасчетов в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Москве, обеспечивает условия для повышения эффективности контроля за рациональным использованием средств федерального бюджета, бюджета Москвы и средств ОМС, предусмотренных на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи населению Москвы;
— сервис «Система управления медицинскими регистрами ЕМИАС»;
— сервис «Общегородской информационный сервис управления нормативно-справочной информацией в сфере здравоохранения в Москве»;
— подсистема доступа к информации о гражданах, местонахождение которых родственникам и близким неизвестно. Подсистема обеспечивает систематизацию информации о гражданах, местонахождение которых неизвестно родственникам и близким и поступающих в медицинские организации государственной системы здравоохранения Москвы, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, и доступ к ней;
— иные подсистемы и сервисы, определяемые государственным заказчиком эксплуатации и модернизации (развития) ЕМИАС и указанные в составе эксплуатационной документации ЕМИАС.
Сервисы ЕМИАС вводятся в эксплуатацию правовыми актами оператора ЕМИАС по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим организационное и методологическое обеспечение модернизации (развития), использования ЕМИАС (далее – уполномоченный орган).
Обработка информации с использованием ЕМИАС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, защите персональных данных. Информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, не подлежит обработке в ЕМИАС.
Участники информационного взаимодействия
Участниками информационного взаимодействия являются оператор ЕМИАС, уполномоченный орган, поставщики информации ЕМИАС и пользователи информации ЕМИАС.
Оператором ЕМИАС является орган исполнительной власти Москвы, ответственный за обеспечение информационного обмена между участниками информационного взаимодействия.
Поставщиками информации ЕМИАС являются участники информационного взаимодействия, располагающие необходимой информацией, размещающие в ЕМИАС и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия.
Пользователями информации ЕМИАС являются участники информационного взаимодействия, нуждающиеся в хранимой и обрабатываемой в ЕМИАС информации в установленном порядке.
К участникам информационного взаимодействия относятся:
— медицинские организации государственной системы здравоохранения Москвы и медицинские организации, не входящие в государственную систему здравоохранения Москвы и участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
— граждане, обращающиеся за оказанием медицинской помощи в медицинские организации;
— государственные учреждения, подведомственные Департаменту здравоохранения г. Москвы;
— Московский городской фонд ОМС.
— Департамент здравоохранения г. Москвы.
В порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с оператором, статус участника информационного взаимодействия приобретают в случае их волеизъявления:
— медицинские организации, не входящие в государственную систему здравоохранения Москвы и не участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Москве;
— государственное учреждение – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
— образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального медицинского образования и образовательным программам высшего медицинского образования;
— федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Москвы в пределах их полномочий;
— иные юридические и физические лица, общественные организации, наделенные в установленном порядке правом доступа к информации, содержащейся в ЕМИАС.
Права и обязанности участников информационного взаимодействия
Права и обязанности участников информационного взаимодействия устанавливаются настоящим Положением, правовыми актами уполномоченного органа и оператора ЕМИАС, а также соглашениями между участниками информационного взаимодействия с оператором ЕМИАС.
— подключает и координирует деятельность по подключению иных информационных систем к ЕМИАС, отвечающих установленным оператором ЕМИАС техническим требованиям, формирует технические требования к такому подключению и обеспечивает технологическую поддержку процесса подключения информационных систем к ЕМИАС;
— устанавливает порядок эксплуатационного (технического и сервисного) обеспечения ЕМИАС, включая обслуживание технических и программных средств ЕМИАС, по согласованию с уполномоченным органом;
— обеспечивает функционирование ЕМИАС в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;
— определяет технические требования и условия функционирования ЕМИАС;
— организует работы по технической поддержке ЕМИАС и обеспечению безопасности информации, обрабатываемой в ЕМИАС;
— предоставляет доступ пользователям информации ЕМИАС к информации, содержащейся в ЕМИАС;
— формирует и ведет реестр общегородских сервисов, используемых в ЕМИАС;
— обеспечивает разграничение прав доступа участников информационного взаимодействия к ЕМИАС;
— оказывает консультационную помощь участникам информационного взаимодействия по вопросам использования ЕМИАС в пределах своей компетенции;
— совместно с уполномоченным органом рассматривает обращения участников информационного взаимодействия по вопросам функционирования ЕМИАС;
— ведет учет и статистику получения и использования информации, хранящейся в ЕМИАС;
— получает, систематизирует предложения участников информационного взаимодействия по совершенствованию функционирования ЕМИАС и принимает решение о целесообразности их реализации;
— обеспечивает защиту информации, содержащейся в ЕМИАС, от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в ЕМИАС до момента передачи ее в иные информационные системы;
— осуществляет мониторинг работоспособности сервисов, подсистем ЕМИАС и результатов их работы;
— не несет ответственности за содержание и достоверность информации, передаваемой физическими и юридическими лицами посредством ЕМИАС;
— отдельные функции оператора ЕМИАС по решению оператора ЕМИАС могут быть переданы иному органу исполнительной власти Москвы, государственному учреждению Москвы или иной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Москвы.
— устанавливает порядок организационно-методического обеспечения предоставления медицинской помощи населению с использованием ЕМИАС по согласованию с оператором ЕМИАС;
— разрабатывает Регламент информационного взаимодействия по использованию ЕМИАС по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями.
Поставщик информации ЕМИАС:
— обеспечивает предоставление и размещение информации в ЕМИАС в части, относящейся к его компетенции;
— обеспечивает обновление размещаемой им информации с момента получения доступа к ЕМИАС;
— назначает работников, ответственных за ввод информации;
— несет ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставляемой информации.
Пользователь информации ЕМИАС обеспечивает сохранность учетных данных, используемых для предоставления доступа к ЕМИАС, неразглашение указанных данных и недопущение использования функциональных возможностей ЕМИАС третьими лицами.
Участники информационного взаимодействия, являющиеся операторами иных информационных систем, обеспечивают:
— соблюдение правовых актов по вопросам использования ЕМИАС;
— полноту, достоверность и защиту информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых для целей ЕМИАС с использованием иных информационных систем;
— соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований по ограничению доступа к отдельным видам информации, получаемой и передаваемой при помощи ЕМИАС, требований о защите информации ограниченного доступа и персональных данных, используемых в ЕМИАС.
Публикация актуальна на 04.06.2019 (дата последней сверки).
Источник публикации: журнал «Главный врач».