Что такое система эпос
Что такое система эпос
школ Пермского края ведут электронные журналы
и дневники в ЭПОС.Школа
учащимся школ Пермского края доступны электронные образовательные материалы в каталоге Библиотеки ЭПОС
бесплатных услуг дополнительного образования для развития детей
1610 года убит претендент на русский престол — самозванец Лжедимитрий II
Стартовал #УрокЦифры по разработке игр. Стать участником может каждый и превратиться в программиста, гейм-дизайнера, художника и маркетолога, чтобы получше разобраться в этих профессиях.
Академия Минпросвещения России проводит Всероссийскую интернет-конференцию по цифровым образовательным технологиям «Цифровой триатлон 2021», приуроченную ко Всемирному дню компьютерной грамотности (World Computer Literacy Day).
Сейчас ЭПОС.Школа это платформа, где расположены электронные журналы и дневники, а также Библиотека ЭПОС, куда загружено свыше 5000 учебных материалов разных типов и форматов, более 700 книг для чтения. Просмотр видео про ЭПОС.
В течение 2021 года функционал системы будет дорабатываться с учетом предложений пользователей, а также наполняться новыми учебными материалами и информацией об олимпиадах.
В среду, 24 марта, в Прикамье состоялся форум цифровых технологий «Все в Digital». Он объединил более тысячи педагогов и руководителей образовательных организаций со всего Пермского края. Мероприятие прошло во второй раз, в этом году – одновременно в очном формате и онлайн-режиме.
В 2020 году электронная пермская образовательная система (ЭПОС) охватила 100% школ Пермского края, в которых был установлен высокоскоростной интернет. 128 школ в регионе было подключено к интернету в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» за 2019-2020 год, работа продолжится и в текущем году. По итогам 2021 года все школы Пермского края будут охвачены высокоскоростным интернетом.
Школьный «ЭПОС»: плюсы и минусы
В прошлом году в Прикамье начали внедрять электронный дневник с массой дополнительных функций « ЭПОС.Школа ». В сентябре 2020 года к системе были подключены все школы, в том числе и в нашем городе. Мы решили разобраться, что это за система и какие особенности она имеет.
Некоторое время назад мы стали свидетелями школьной цифровизации – бумажные журналы и дневники стали постепенно заменять на электронные. И только мы – дети, родители и учителя – привыкли к системе Web2edu, как в начале нынешнего учебного года в обиход была введена новая система « ЭПОС.Школа ». ЭПОС расшифровывается как электронная пермская образовательная система, за основу которой взята « Московская электронная школа» (МЭШ), но, как говорят в Минсвязи, оттуда взяли всё самое лучшее и дополнили новыми разработками. Новый проект начали развивать в 2019 году, подключив в качестве пилотной площадки 25 школ по всему краю. В Чайковском экспериментальной была выбрана Гимназия. В 2020-м к ЭПОСу были подключены все школы Чайковского городского округа.
На разработку и внедрение новой системы « ЭПОС.Школа » в Прикамье было потрачено около 1,6 млрд рублей
На сайт электронных дневников можно зайти как родитель, ученик, учитель, завуч, директор или администратор школы. В каждом случае функционал будет разным. Мы зашли на сайт в качестве родителя, увидев несколько блоков: «Новости, общение», «Дневник ребёнка», «Моя школа», «Образование города», «Образование региона».
«Дневник ребёнка» содержит наиболее важную для родителей информацию: график звонков, расписание уроков, оценки и отметки об отсутствии ученика на уроках, домашнее задание, информация о количестве и продолжительности больничных за выбранный период. В разделе «Моя школа» есть список всех учителей, каждому из которых можно написать сообщение. Для отправки официальных заявлений и обращений в школу есть раздел «Интернет-приёмная».
Наведя курсор на оценку ребёнка в электронном дневнике, можно увидеть, за что он её получил, а также прочитать прикреплённый учителем комментарий и объяснение, почему поставлен именно этот балл ( если, конечно, учитель данный комментарий оставил). Каждому зарегистрированному родителю доступна ведомость с оценками за любой нужный ему период: неделю, месяц, четверть, полугодие, год. Система сама высчитывает средний балл ученика, исходя из его текущих оценок. Как и в Web2edu, в « ЭПОС.Школа » есть возможность обмениваться сообщениями с учителями, администрацией, родителями, учениками. Помимо сообщений родители могут отправить сотрудникам школы уведомление об отсутствии ребёнка. Ребёнок такое уведомление послать не сможет — в его варианте « ЭПОС.Школа » этой опции нет.
Интересна новая система оценивания. В каждой школе администрация и учителя могут выбрать любую шкалу оценки результатов учеников: пятибалльную, стобалльную, в формате зачёта. Отметкам за контрольные или другие важные работы в « ЭПОС.Школа » можно придать больший удельный вес, чем всем остальным, — удвоить или утроить, а значит они будут иметь большее влияние на итоговую отметку за аттестационный период, чем, к примеру, отметки за домашние работы.
В « ЭПОС.Школа » у учителя есть возможность удалённо задавать домашнее задание школьникам через интерфейс электронного журнала и дневника, что особенно актуально в сложившихся условиях дистанционного обучения, связанного с пандемией. Ученики могут смотреть и скачивать материалы, которые прикрепили учителя: текстовые документы, презентации, видеоролики. Выполнив задания, школьники смогут отправить их на проверку в этой же системе.
Для родителей, не имеющих доступа к Интернету, учителя имеют возможность распечатать информацию из системы и передать её семьям. Особенно актуально это в сельских территориях.
Мы решили разобраться, какие преимущества и недостатки имеет новая электронная система, удобно ли с ней работать педагогам, родителям и ученикам, и собрали их мнения.
– Гимназия не первый год работает в этой электронной системе, где зарегистрированы все ученики и родители. Знаю, что в школе даже проводится мониторинг активности родителей на сайте. Как родитель вижу ряд преимуществ. Во-первых, в любое время с мобильного приложения или с компьютера я могу посмотреть отметки ребёнка, увидеть, за что конкретно они выставлены – за контрольную, домашнюю или работу на уроке. Удобно, что тут же указан средний балл успеваемости – можно предположить итоговую оценку. Знаю, что на исправление отметки отводится определённый срок, после которого учитель технически уже не может внести исправления. Но это дисциплинирует ученика. На портале также можно посмотреть расписание уроков, звонков, объём домашнего задания, присутствие ребёнка на том или ином уроке. Есть информация о каникулах и учебной нагрузке (о количестве часов по предметам). Конечно же, эффективность системы зависит от актуальности информации. Предполагаю, что с введением ЭПОСа на учителей легла дополнительная нагрузка. Но в нашей школе информация обновляется оперативно.
Мария Шабалина, учитель математики и информатики, администратор электронной системы «ЭПОС.ШКОЛА», СОШ № 11:
– Как администратор новой системы хочу отметить, что изучение её заняло достаточно много времени. Из достоинств отмечу форму контроля: родители и ученик видят, за какой вид работы получена оценка – за домашнее задание, работу на уроке, самостоятельную или контрольную. У каждого предмета есть свой набор форм контроля и вес отметки, которые выбирает самостоятельно методическое объединение каждой школы. Вес отметки вызвал в начале учебного года много разговоров и дискуссий. В нашей школе коэффициент отметки «2» (а может быть от «1» до «5») имеют немногие формы контроля – это контрольные работы по всем предметам, изложения и контрольные диктанты (в том числе с грамматическими заданиями) по русскому языку, контроль навыков письменной речи по английскому языку, зачёт по физической культуре, защита проекта по технологии и некоторые другие. Все остальные отметки имеют коэффициент «1».
Елена Гусева, учитель черчения и диспетчер расписания СОШ № 7:
– Программа «ЭПОС», как и любая другая программа, требует изучения. В ней есть много новых направлений, которых не было в прежней электронной системе. Мне понравилось, что в новой системе есть новый инструмент «Помощник», обращаясь к которому я могу получить ответ на любой вопрос, если с чем-то возникли затруднения – объясняется всё доступно и понятно. Перед введением системы я прошла курс, в котором изучила основные моменты. Среди минусов – большой расход времени на обработку информации, компьютер «подвисает»: при выставлении оценок невозможно быстро выйти из системы журнала одного класса и перейти к другому классу, в итоге работа затягивается. Введение оценочного коэффициента считаю полезным. Каждая школа выбирает свою систему оценивания – от 1 до 5. О том, как применять новую систему оценивания, учителя договариваются сами. Это удобно: есть работы, по которым «5» получить достаточно легко. А есть работы (исследовательские, проектные, проверочные), на которые уходит много времени, сил и знаний. Конечно, они должны иметь разный удельный вес при оценивании. При выставлении отметок за четверть, полугодие, год я ориентируюсь прежде всего на выполнение более сложных работ и их оценку. Особенно это помогает в решении спорных моментов.
Елена Иваницкая, учитель иностранного языка СОШ № 11:
– Наша школа активно работает в системе «ЭПОС» с сентября 2020 г. Основные трудности, по моему мнению, у учителей возникают только в привыкании к новому интерфейсу. Есть свои особенности у каждой системы. Сравнивая новую систему с Web2, можно отметить, что получить доступ в систему «ЭПОС» намного проще. В « ЭПОС.Школа » у учителя есть возможность удалённо задавать домашнее задание. Положительный момент – при выставлении отметок учащемуся можно прописывать комментарии к ним и присваивать им определённый вес. Если учителем отмечено, что была проведена контрольная работа, тут же у всех отметок проставляется индикатор, который влияет на выставление итоговых отметок. Большим минусом для меня как для классного руководителя является работа с отчётом по пропускам и общей успеваемости класса. Стоит отметить, что и эта новая система нуждается в доработке.
Елена Калинина, учитель начальных классов СОШ №7, администратор системы «Эпос»:
– «ЭПОС» – система, в которой постоянно происходят какие-либо изменения, доработки. Именно в этом и заключается её огромный минус. Чтобы контролировать качество работы в журнале, приходится заходить через другую систему, что тоже доставляет неудобство. Преимущества вижу в многообразии вариантов выставления оценки (комментарии к уроку, отметке), что удобно для родителя, учителя и ребёнка. Удобно, что сам родитель может создать уведомление об отсутствии своего ребёнка, но классные руководители от этого не в восторге – очень трудоёмкое дело! Минус для меня как администратора школы в данной системе в том, что есть роль суперадминистратора, которую тоже приходится отдельно запрашивать для возможности редактировать в журнале информацию, которая была оформлена неверно.
Екатерина Лапоногова, ученица 11 класса СОШ № 7:
– «ЭПОС» намного удобнее в телефонной версии, чем прошлый электронный журнал. Нет ничего лишнего. Можно быстро зайти в приложение и сразу посмотреть, что нужно. Как ученицу меня немного расстроило, что теперь отметки за контрольные работы идут с коэффициентом, ведь если контрольная работа написана не очень хорошо – средний балл сильно страдает. В целом новая система меня устраивает.
Елена Колегова, заместитель директора Центра развития образования, муниципальный администратор « ЭПОС.Школа », куратор краевого проекта «Цифровая образовательная среда» в ЧГО:
– «ЭПОС» является следующим этапом развития краевой образовательной системы, разработан в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и включает в себя электронные дневники и журналы, библиотеку электронных образовательных материалов (Библиотека ЭПОС) и другие модули. Электронные журналы и дневники, а также расписание уроков, оценки, темы уроков и домашние задания в них доступны только зарегистрированным в системе пользователям (ученикам, учителям и родителям), а образовательными материалами «Библиотеки ЭПОС» могут пользоваться все желающие. В целях запуска «ЭПОС.Школа» администраторами школ проделана колоссальная предварительная работа. Не обошлось и без затруднений, связанных, например, с особенностями расписания или учебного плана школы. В настоящее время разработчики ведут работу, адаптируя систему к условиям школы.
Наталья Сагитова , мама ученика Гимназии:
– Гимназия не первый год работает в этой электронной системе, где зарегистрированы все ученики и родители. Знаю, что в школе даже проводится мониторинг активности родителей на сайте. Как родитель вижу ряд преимуществ. Во-первых, в любое время с мобильного приложения или с компьютера я могу посмотреть отметки ребёнка, увидеть, за что конкретно они выставлены – за контрольную, домашнюю или работу на уроке. Удобно, что тут же указан средний балл успеваемости – можно предположить итоговую оценку. Знаю, что на исправление отметки отводится определённый срок, после которого учитель технически уже не может внести исправления. Но это дисциплинирует ученика. На портале также можно посмотреть расписание уроков, звонков, объём домашнего задания, присутствие ребёнка на том или ином уроке. Есть информация о каникулах и учебной нагрузке (о количестве часов по предметам). Конечно же, эффективность системы зависит от актуальности информации. Предполагаю, что с введением ЭПОСа на учителей легла дополнительная нагрузка. Но в нашей школе информация обновляется оперативно.
Мария Шабалина, учитель математики и информатики, администратор электронной системы «ЭПОС.ШКОЛА», СОШ № 11:
– Как администратор новой системы хочу отметить, что изучение её заняло достаточно много времени. Из достоинств отмечу форму контроля: родители и ученик видят, за какой вид работы получена оценка – за домашнее задание, работу на уроке, самостоятельную или контрольную. У каждого предмета есть свой набор форм контроля и вес отметки, которые выбирает самостоятельно методическое объединение каждой школы. Вес отметки вызвал в начале учебного года много разговоров и дискуссий. В нашей школе коэффициент отметки «2» (а может быть от «1» до «5») имеют немногие формы контроля – это контрольные работы по всем предметам, изложения и контрольные диктанты (в том числе с грамматическими заданиями) по русскому языку, контроль навыков письменной речи по английскому языку, зачёт по физической культуре, защита проекта по технологии и некоторые другие. Все остальные отметки имеют коэффициент «1».
Елена Гусева, учитель черчения и диспетчер расписания СОШ № 7:
– Программа «ЭПОС», как и любая другая программа, требует изучения. В ней есть много новых направлений, которых не было в прежней электронной системе. Мне понравилось, что в новой системе есть новый инструмент «Помощник», обращаясь к которому я могу получить ответ на любой вопрос, если с чем-то возникли затруднения – объясняется всё доступно и понятно. Перед введением системы я прошла курс, в котором изучила основные моменты. Среди минусов – большой расход времени на обработку информации, компьютер «подвисает»: при выставлении оценок невозможно быстро выйти из системы журнала одного класса и перейти к другому классу, в итоге работа затягивается. Введение оценочного коэффициента считаю полезным. Каждая школа выбирает свою систему оценивания – от 1 до 5. О том, как применять новую систему оценивания, учителя договариваются сами. Это удобно: есть работы, по которым «5» получить достаточно легко. А есть работы (исследовательские, проектные, проверочные), на которые уходит много времени, сил и знаний. Конечно, они должны иметь разный удельный вес при оценивании. При выставлении отметок за четверть, полугодие, год я ориентируюсь прежде всего на выполнение более сложных работ и их оценку. Особенно это помогает в решении спорных моментов.
Елена Иваницкая, учитель иностранного языка СОШ № 11:
– Наша школа активно работает в системе «ЭПОС» с сентября 2020 г. Основные трудности, по моему мнению, у учителей возникают только в привыкании к новому интерфейсу. Есть свои особенности у каждой системы. Сравнивая новую систему с Web2, можно отметить, что получить доступ в систему «ЭПОС» намного проще. В « ЭПОС.Школа » у учителя есть возможность удалённо задавать домашнее задание. Положительный момент – при выставлении отметок учащемуся можно прописывать комментарии к ним и присваивать им определённый вес. Если учителем отмечено, что была проведена контрольная работа, тут же у всех отметок проставляется индикатор, который влияет на выставление итоговых отметок. Большим минусом для меня как для классного руководителя является работа с отчётом по пропускам и общей успеваемости класса. Стоит отметить, что и эта новая система нуждается в доработке.
Елена Калинина, учитель начальных классов СОШ №7, администратор системы «Эпос»:
– «ЭПОС» – система, в которой постоянно происходят какие-либо изменения, доработки. Именно в этом и заключается её огромный минус. Чтобы контролировать качество работы в журнале, приходится заходить через другую систему, что тоже доставляет неудобство. Преимущества вижу в многообразии вариантов выставления оценки (комментарии к уроку, отметке), что удобно для родителя, учителя и ребёнка. Удобно, что сам родитель может создать уведомление об отсутствии своего ребёнка, но классные руководители от этого не в восторге – очень трудоёмкое дело! Минус для меня как администратора школы в данной системе в том, что есть роль суперадминистратора, которую тоже приходится отдельно запрашивать для возможности редактировать в журнале информацию, которая была оформлена неверно.
Екатерина Лапоногова, ученица 11 класса СОШ № 7:
– «ЭПОС» намного удобнее в телефонной версии, чем прошлый электронный журнал. Нет ничего лишнего. Можно быстро зайти в приложение и сразу посмотреть, что нужно. Как ученицу меня немного расстроило, что теперь отметки за контрольные работы идут с коэффициентом, ведь если контрольная работа написана не очень хорошо – средний балл сильно страдает. В целом новая система меня устраивает.
Елена Колегова, заместитель директора Центра развития образования, муниципальный администратор « ЭПОС.Школа », куратор краевого проекта «Цифровая образовательная среда» в ЧГО:
– «ЭПОС» является следующим этапом развития краевой образовательной системы, разработан в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и включает в себя электронные дневники и журналы, библиотеку электронных образовательных материалов (Библиотека ЭПОС) и другие модули. Электронные журналы и дневники, а также расписание уроков, оценки, темы уроков и домашние задания в них доступны только зарегистрированным в системе пользователям (ученикам, учителям и родителям), а образовательными материалами «Библиотеки ЭПОС» могут пользоваться все желающие. В целях запуска «ЭПОС.Школа» администраторами школ проделана колоссальная предварительная работа. Не обошлось и без затруднений, связанных, например, с особенностями расписания или учебного плана школы. В настоящее время разработчики ведут работу, адаптируя систему к условиям школы.
РОЛЬ СИСТЕМЫ ЭПОС В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Все мы стали свидетелями, а школьники – ещё и прямыми участниками того, как пандемия за две недели подвергла изменениям всю систему образования. Проблема подтолкнула к переходу от устоявшегося треугольника взаимодействия «школьная доска–парта–ученик» к цепи «ученик–компьютер».
18 мая прошла пресс-конференция с представителями Центра информационного развития Пермского края. Спикерами выступили Екатерина Юрьевна Половникова, главный аналитик отдела отраслевых проектов, и Данил Александрович Мерзляков, аналитик «Центра информационного развития Пермского края». Тема заявлена важная, даже дискуссионная: «Роль электронной образовательной системы ЭПОС в обучении школьников». Участники, ученики школ, в которых с сентября 2019 года в пилотном режиме реализуется эта система, как никто другой были готовы к диалогу.
Кирилл Нефёдов, гимназия № 4:
– Чем обусловлена необходимость замены «Электронного журнала» на ЭПОС?
Екатерина Юрьевна Половникова
– ЭПОС – это не просто электронный журнал, дневник. Может быть, не все пользователи видят разницу, но сама по себе эта система задумана масштабно, и в ней во взаимосвязи находятся все стороны учебного процесса. То, что ребята видят в дневнике – это большая работа школы, которая готовит основную образовательную программу на весь учебный год. Соответственно, и функционал этой системы шире, чем тот, который был в прошлой системе. Сравнивая этот функционал, можно понять, что время не стоит на месте, и нужны свежие решения, и что можно брать опыт тех, кто уже предусмотрел какие-то новые возможности в этой системе.
Наверное, вы обратили внимание, что в систему предусмотрен отдельный вход для родителей и учеников – то, чего не было в предыдущем варианте. Акцент сделан на ответственность учащегося за те задания, которые он должен выполнить. У родителя нет доступа к этим заданиям, зато он может поставить отметку о том, что ознакомлен с успехами своего ребёнка, а также имеет возможность уведомить классного руководителя без написания записки или звонка о том, что его ребёнок будет отсутствовать в школе.
Ещё в электронном дневнике размещён весь учебный план на год с указанием предметов и количеством часов. Предусмотрена возможность открыть рабочую программу и увидеть, какие темы ученик пропустит в случае длительной болезни или поездки. К новому учебному году внутри этой системы откроется модуль внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Данил Александрович Мерзляков
– Помимо перечисленных функций Системы мы видим ЭПОС как единую образовательную платформу, использовать возможности которой смогут не только школы, но и другие образовательные организации, включая учреждения дополнительного образования. Рассматривается вопрос объединения других информационных систем с ЭПОС для удобства пользователей.
Денис Щуков, лицей № 4:
– Мы столкнулись с рядом проблем: не каждую неделю ЭПОС работает исправно, не всегда оперативно загружается. Под силу ли серверам все те возможности, которые ЭПОС предоставляет своим пользователям?
– До апреля было 2-3 запланированных остановки системы, о которых мы сообщали заранее, и было несколько непродолжительных остановок, когда наши специалисты устраняли определённые проблемы.
Конечно, когда 6 апреля все вышли на дистанционное обучение, возникли некоторые проблемы, и в течение определённого периода разработчики проверяли все возможности системы и проводили серьёзные доработки, и работа стабилизировалась. Мы всегда очень переживаем, когда нам сообщают о возникновении ошибок, и стараемся оперативно устранить проблему. Но бывает, что сигнал поступает от одной школы, а остальные работают без проблем. Поэтому стоит понять, что не всегда проблема связана с работой всей системы, а, возможно, неполадки происходят с конкретным компьютером, с конкретной образовательной организацией, с условиями, в которых идёт эта работа.
Ещё важно понимать, когда происходит задержка: не можете войти в систему – это один вариант решения, не открывается определённый раздел – это уже второй вариант. Если вы столкнулись с проблемой, нужно писать в службу технической поддержки, и наши разработчики помогут вам её решить.
Бикаева Алина, гимназия № 4:
– Оценку, выставленную в журнал, учитель может заменить на другую в течение недели. По истечении этого срока её также можно исправить, но только прибегнув к помощи другого человека, администратора (в нашей школе это завуч). Мне непонятно, зачем так сделано, ведь это усложняет работу.
– Есть приказ Министерства образования и науки Пермского края, в котором прописан достаточно большой срок, в течение которого выставляется оценка – семь рабочих дней. Оценка за устный ответ может ставиться в течение одного дня, за письменный – в течение недели. Другой вопрос: почему ребёнку её нужно исправлять? Для этого должна быть какая-то очень веская причина. Например, вы заболели и не успели в течение семи дней отметку исправить. В свободном режиме нельзя исправить оценку месячной, двухнедельной, полугодовой давности. Это ограничение по нормативным документам.
Марина Клемешова, гимназия № 4:
– Сейчас каждая оценка в журнале имеет вес. Почему была выбрана такая система и в чём её преимущество?
– Система предоставляет возможность добавлять вес оценке, а образовательные организации уже принимают решение – пользоваться ею или нет. Вы прекрасно понимаете, что получаете разные оценки за разные виды работ. И эти виды работ неравнозначны: контрольная куда более значима по отношению к другой текущей работе, поэтому она в системе имеет больший вес.
Вес может быть разный, как решит ваша образовательная организация в соответствии с теми документами, которые есть в школе. Например, контрольная работа по математике может иметь вес «3». Это значит, что полученная вами оценка будет повторяться трижды. И она, соответственно, оказывает большее влияние на итоговую оценку.
Впереди подключение к системе всех школ пермского края. А уже совсем скоро будет запущена и работа мобильного приложения ЭПОС.