Что такое система кис
Корпоративные информационные системы (КИС)
Материал из ПИЭ.Wiki
Содержание
Определение корпоративной информационной системы
Невозможно дать общее определение корпоративной информационной системе как набору функциональных признаков исходя из каких-либо общих требований, стандартов. Дать такое определение корпоративной информационной системе можно только применительно к конкретной компании, которая использует или собирается строить корпоративную информационную систему. В общем виде, можно дать только некоторые основные признаки корпоративной информационной системы:
1. В первом признаке и скрыты все функциональные признаки конкретной корпоративной информационной системы конкретной компании, они строго индивидуальны для каждой компании. Например, для одной компании корпоративная информационная система должна иметь класс не ниже ERP, а для другой –система такого класса совершенно не оптимальна, и только увеличит издержки. А если копнуть глубже, то и в понятие ERP (а уж тем более ERPII) разные компании, исходя из своих потребностей, могут вкладывать разный смысл, разные функции, разные реализации. Общими для всех компаний могут быть только функции бухгалтерского учета и заработной платы, регламентируемые внешним законодательством, все остальные –строго индивидуальны. Второй и третий признаки общие, но совершенно конкретные.
2. Корпоративная информационная система это не совокупность программ автоматизации бизнес-процессов компании (управления производством, ресурсами и компанией), это сквозная интегрированная автоматизированная система, в которой каждому отдельному модулю системы (отвечающему за свой бизнес-процесс) в реальном времени (или близком к реальному) доступна вся необходимая информация, вырабатываемая другими модулями (без дополнительного и, уж тем более, двойного ввода информации).
3. Корпоративная информационная система должна быть открытой для включения дополнительных модулей и расширения системы как по масштабам и функциям, так и по охватываемым территориям. Исходя из сказанного, корпоративной информационной системе можно дать только следующее определение:
Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз.
Наиболее существенной чертой комплексной информационной системы должно стать расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующейся системы, способной гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования.
В состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов.
Под КИС следует понимать в первую очередь систему, и затем только ПО. Но часто этот термин используется IT-специалистами в качестве объединяющего названия программных систем семейства CASE, ERP, CRM, MRP и др.
Основные факторы, влияющие на развитие КИС
В последнее время, все больше руководителей начинают отчетливо осознавать важность построения на предприятии корпоративной информационной системы, как необходимого инструментария для успешного управления бизнесом в современных условиях. Для того, чтобы выбрать перспективное программное обеспечение для построения КИС, необходимо осознавать все аспекты развития основных методологий и технологий разработки.
Существуют три наиболее весомых фактора, которые существенно влияют на развитие КИС:
Теория управления предприятием представляет собой довольно обширный предмет для изучения и совершенствования. Это обусловлено широким спектром постоянных изменений ситуации на мировом рынке. Все время растущий уровень конкуренции вынуждает руководителей компаний искать новые методы сохранения своего присутствия на рынке и удержания рентабельности своей деятельности. Такими методами могут быть диверсификация, децентралицация, управление качеством и многое другое. Современная информационная система должна отвечать всем нововведениям в теории и практике менеджмента. Несомненно, это самый главный фактор, так как построение продвинутой в техническом отношении системы, которая не отвечает требованиям по функциональности, не имеет смысла.
Прогресс в области наращивания мощности и производительности компьютерных систем, развитие сетевых технологий и систем передачи данных, широкие возможности интеграции компьютерной техники с самым разнообразным оборудованием позволяют постоянно наращивать производительность КИС и их функциональность.
Параллельно с развитием «железа», на протяжении последних десяти лет, происходит постоянный поиск новых более удобных и универсальных методов программно-технологической реализации КИС. Во-первых, изменяется общий подход к программированию: с начала 90-х годов объектно-ориентированное программирование фактически вытеснило модульное, сейчас непрерывно совершенствуются методы построения объектных моделей. Во-вторых, в связи с развитием сетевых технологий, локальные бухгалтерские системы, уступают своё место клиент-серверным реализациям. Кроме того, в связи с активным развитием сетей Internet, появляются все большие возможности работы с удаленными подразделениями, открываются широкие перспективы электронной коммерции, обслуживания покупателей через Интернет и многое другое. Оказалось, что использование Internet-технологий в интрасетях предприятия также дает очевидные преимущества. Использование определенных технологий при построении информационных систем не является самоцелью разработчика, а наибольшее развитие получают те технологии, которые в наибольшей степени соответствуют существующим потребностям.
Назначение корпоративных информационных систем
Цель проектирования и внедрения КИС:
Совокупная стоимость проекта
Виды корпоративных информационных систем
Корпоративные информационные системы делятся на следующие классы:
ERP (Enterprise Resource Planning System)
Современные ERP появились в результате почти сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий. Предназначены они главным образом для построения единого информационного пространства предприятия (объединение всех отделов и функций), эффективного управления всеми ресурсами компании, связанными с продажами, производством, учетом заказов. Строится ERP-система по модульному принципу и, как правило, включает в себя модуль безопасности для предотвращения как внутренних, так и внешних краж информации.
Проблемы же возникают в основном из-за неправильности работы или изначального построения плана внедрения системы. Например, урезанные инвестиции в обучение персонала работе в системе существенно снижают эффективность. Поэтому внедряют ERP-системы как правило не сразу в полном объеме, а отдельными модулями (особенно на начальной стадии).
CRM (Customer Relationship Management System)
Широко распространенным в последнее время стал класс систем по управлению взаимоотношениями с клиентами. CRM-система помогает автоматизировать работу предприятия с клиентами, создать клиентскую базу и использовать ее в целях эффективности своего дела. Ведь успех компании, независимо от ее размера, зависит от способности глубже понять потребности покупателей и тенденции рынка, а также реализовать возможности, возникающие на различных этапах взаимодействия с клиентами. Такие функции как автоматизация бизнес-процессов по взаимоотношению с клиентом, контроль абсолютно всех сделок (здесь важно отследить наиболее важные и сложные сделки), постоянный сбор информации о клиентах и анализ всех этапов реализации сделок являются главными обязанностями систем этого класса.
Наиболее активно CRM применяют компании финансового, телекоммуникационного (в том числе тройка операторов мобильной связи России) и страхового рынка. Лидирует, конечно же, финансовый.
MES (Manufacturing Execution System)
Системы класса MES предназначены для производственной среды предприятия. Системы этого класса отслеживают и документируют весь производственный процесс, отображают производственный цикл в реальном времени. В отличие от ERP, которая не оказывает непосредственного влияния на процесс, с помощью MES становится возможным корректировать (или полностью перестраивать) процесс столько раз, сколько это потребуется. Иначе говоря, системы такого класса предназначены для оптимизации производства и повышения его рентабельности.
Собирая и анализируя данные, получаемые, например, от технологических линий, они дают более детальное представление производственной деятельности предприятия (от формирования заказа до отгрузки готовой продукции), улучшая финансовые показатели предприятия. Все главные показатели, которые входят в основной курс экономики отрасли (отдача основных фондов, оборот денежных средств, себестоимость, прибыль и производительность) детально отображаются в ходе производства. Специалисты называют MES мостом между финансовыми операциями ERP-систем и оперативной деятельностью предприятия на уровне цеха, участка или линии.
WMS (Warehouse Management System)
Как и следует из названия, это система управления, обеспечивающая комплексную автоматизацию управления складскими процессами. Необходимый и эффективный инструмент современного склада (например, «1С: Склад»).
EAM (Enterprise Asset Management)
Система управления основными фондами предприятия, позволяющая сократить простои оборудования, затраты на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение. Представляет собой необходимый инструмент в работе фондоемких отраслей (энергетических, транспортных, ЖКХ, добывающей промышленности и ВС).
Основные фонды — это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, перенося свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. В бухгалтерском и налоговом учете отраженные в денежном выражении основные фонды называются основными средствами.
Исторически EAM-системы возникли из CMMS-систем (еще одного класса ИС, управления ремонтами). Сейчас модули EAM входят также в состав крупных пакетов ERP-систем (таких как mySAP Business Suite, IFS Applications, Oracle E-Business Suite и др.).
HRM (Human Resource Management)
Подсистемы КИС
Корпоративная ИС включает компьютерную инфраструктуру организации и базирующиеся на ней взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие решение задач организации.
В качестве таких подсистем могут быть :
По способу организации КИС делятся:
Под сервером понимается любая система (отдельный компьютер с соответствующим программным обеспечением или отдельная программная система в составе программного обеспечения), предназначенная для предоставления некоторых вычислительных ресурсов другим системам (компьютерам или программам), называемым клиентами.
Локальные системы
Финансово-управленческие системы
Средние интегрированные системы
Крупные интегрированные системы
Внедрение КИС
КИС для инфраструктуры
Времена, когда специалисты трудились исключительно за своим рабочим ПК, уже давно канули в лету. Сотрудники заходят в корпоративные системы не только со своих офисных ПК и не только в рабочее время, к активному рабочему процессу подключили целый ряд корпоративных (или даже личных) мобильных устройств. В подобной гетерогенной среде разрозненность инфраструктурного ПО начинает представлять для бизнеса всё более серьезную проблему. Предлагаю поговорить о том, как создать единое рабочее пространство для пользователя, и что в этом плане предлагает Citrix. Всех заинтересовавшихся прошу под кат.
Полвека назад, на первом этапе становления корпоративных информационных систем (КИС) комплексных ИТ-продуктов, интегрирующих в себе различный функционал, не существовало в принципе. По мере повышения зрелости данного рынка мало-помалу понятие «комплексная ИТ-система» становилась более привычным, и этот класс поначалу формировался исключительно за счет продуктов прикладной автоматизации. Преимущества комплексных систем представлялись очень простыми. Сотрудник предприятия каждый день со своего персонального рабочего места входил в систему и производил в ней некоторые операции, а интеграция функций гарантировала непротиворечивость информационного ресурса предприятия в целом. Ряд вспомогательных систем, призванных обеспечить более производительную, безопасную, эффективную и комфортную для пользователей среду исполнения прикладных систем, конечно, существовали и в то время, но глубокая интеграция их функций была не слишком востребована. Шаблоны использования КИС того времени были предельно простыми и при всей динамике совершенствования информационных технологий почти не менялись со временем.
Сейчас ситуация меняется коренным образом, и эти изменения общеизвестны. Сотрудники заходят в корпоративные системы не только со своих рабочих компьютеров, но и с любых других устройств, включая личные. Делают они это не только в рабочее время и не только внутри периметра ИТ-системы предприятия. Пресловутыми КИС ИТ-ландшафт предприятия тоже давно не ограничивается: самые различные ИТ-сервисы компании часто создают для себя сами в публичных облаках и оттуда же их эксплуатируют.
Со всех устройств, приложений и локаций
Итак, сегодня рынку инфраструктурного ПО, как когда-то рынку прикладных систем необходим комплексный функционал, и это объективная тенденция, подтверждаемая в том числе и независимыми исследовательскими компаниями. Надо сказать, что для нас все эти выводы не стали неожиданным открытием, и над созданием единой платформы, объединяющей функционал наших продуктов, мы работали как минимум с 2014 года.
Далее поговорим о тенденции комплексности функционала инфраструктурных систем вообще и на примере деятельности компании Citrix в частности.
Первый вопрос состоит в том, что вообще следует понимать под комплексным функционалом в том случае, когда речь идет о наиболее эффективной поддержке бизнес-пользователей. Речь прежде всего о том, чтобы свести в рамках единой инструментальной среды возможность работы со всеми типами приложений (на сегодня это прежде всего: SaaS, виртуальные, мобильные и классические десктопные приложения, работающие с различными операционными системами), с различным контентом (находящимся в ИТ-системах заказчика или во внешней облачной среде) и с полным спектром используемых в современном бизнесе клиентских устройств (настольных, мобильных систем, и возможно IoT-устройств).
Этот тезис по сути и является основным, когда мы говорим о платформе Citrix Workspace или, как фактически напрямую следует из названия, едином рабочем пространстве, с которым может взаимодействовать корпоративный пользователь.
О структуре и конкретном продуктовом наполнении этого решения мы еще поговорим. А сперва о нескольких важных нюансах, детализирующих тезис комплексности.
1. Формирование полноценной универсальной среды работы невозможно обеспечить в рамках одного продукта. Мы всегда говорим о некоем наборе тесно интегрированных ИТ-продуктов, решающих ту или иную задачу в совокупности.
2. Помимо функций, очень важно обеспечить формирование единого пользовательского интерфейса. Это отдельная задача, которая сегодня, как известно, решается не только на самих клиентских устройствах.
3. Одним из краеугольных камней интеграции инфраструктурных решений на сегодня является концепция Unified Endpoint Management (UEM), соединяющая в себе известные идеи управления классическими клиентскими рабочими местами (CMT – Client Management Tools) с методологией управления корпоративной мобильностью (EMM – Enterprise Mobility Management). Последняя в свою очередь также является симбиозом концепций MDM (Mobile Device Management) и MAM (Mobile Application Management), соответственно отвечающих за управление мобильными устройствами и установленными на них приложениями.
4. Помимо управления приложениями и обеспечения доступа к ним, становится крайне важно обеспечить эффективную работу с информационным ресурсом компании в целом. Он, как известно, превращается в актив бизнеса, имеющий самостоятельную ценность.
Объём информации, который сегодня находится в работе крупных и даже средних предприятий растет чрезвычайно быстрыми темпами. Это общеизвестная и часто произносимая сегодня мысль. Реже говорят о тесно сопряженных с этим ростом качественных сдвигах. А здесь логика примерно следующая — увеличение количества данных формирует мощный потенциал для эффективного развития бизнеса. Источниками формирования данного ИТ-ресурса, как правило, являются десятки, а иногда и сотни бизнес-приложений, но его ценность сосредоточена именно в его единстве. Весьма чувствительным побочным эффектом формирования единого ИТ-ресурса является то, что он перестает быть связан с каким-либо одним приложением и в смысле поддержки механизмов работы с ним остается как бы «бесхозным». Чтобы заполнить данный пробел, на помощь зачастую приходит пресловутая концепция «Больших данных». Но скажем честно, в целом ряде случаев это, что называется, стрельба из пушки по воробьям. На практике сейчас куда чаще требуются более простые методы оперативной работы с этими данными и соответственно эффективные, надежные и универсальные механизмы доступа к ним. И тут мы снова возвращаемся к тезису о важности наличия комплексного инфраструктурного ПО.
Интеграция в действии
Перейдем ближе к инструментальной среде Workspace и посмотрим, как эти идеи реализованы в ней. Платформа Citrix Workspace является результатом функционального слияния в единое решение по сути всех продуктов компании, ранее позиционировавшихся отдельно.
Важно, что мы говорим об облачном сервисе, объединяющем в себе все необходимые для работы сотрудника компоненты – виртуализацию десктопов и приложений, управление мобильными ОС и приложениями, а также разнообразными устройствами (Windows, MacOS, Android, AppleTV, IoT и т.д.), а также предоставляет доступ к различным файловым ресурсам, которые нужны пользователю для работы (файловые каталоги, SharePoint, ShareFile совместно с набором коннекторов для популярных облачных хранилищ — Box, DropBox, OneDrive). Решение WorkSpace имеет встроенную поддержку для работы с наиболее популярными офисными и бизнес-приложениями, работающими по модели SaaS (Salesforce, SAP, Workday, Tableau, Oracle, Ariba, GSuite, Office 365 и некоторые другие). В данном случае мы можем говорить не только о доступности прикладной составляющей данных приложений, но и о ряде дополнительных сервисных функций, реализуемых уже со стороны WorkSpace.
Доступ к ряду приложений можно в частности осуществлять с помощью встроенного в WorkSpace браузера с рядом дополнительных функций безопасности. Можно также задействовать функции фильтрации контента, накладывать на экранное изображение специальные «водяные знаки», ограничить возможности копирования информации по принципу copy/paste и т. д. И, наконец, в WorkSpace изначально заложены инструменты интеграции с публичными облачными решениями от лидеров рынка – Amazon, Google, Microsoft и ряда других. Всего в WorkSpace включена поддержка более пятидесяти SaaS-решений, которые полностью интегрируются в корпоративное пространство.
Надо также сказать, что частично функциональность WorkSpace можно реализовать и в режиме локальной установки, но без ряда компонентов.
Cегодняшняя технологическая среда в основном гетерогенна. Как следствие в ней давно отработаны десятки шаблонов взаимодействия пользователей с ИТ-системами, а эффективность каждого из них в том или ином бизнес-сценарии давно доказана. В этой ситуации самая глубоко-продуманная, функциональная интеграция без решения вопроса оптимизации пользовательского интерфейса не будут иметь успеха. Пользовательский интерфейс Citrix WorkSpace дает сотрудникам возможность отовсюду получать доступ к своим приложениям и контенту, единожды зарегистрировавшись в корпоративной сети. Надо сказать, что весьма непростая работа в этом направлении велась в со стороны Citrix поэтапно в течение нескольких лет. Начиналось все с концепции сегодня наиболее известной под названием «магазин приложений». Далее она развивалась в сторону формирования кроссплатформенного интерфейса. На сегодняшний день при работе с WorkSpace все приложения и процедуры доступа к данным на всех платформах и с любой локации выглядят совершенно единообразно.
Кроме функциональности и интерфейса огромную роль в построении решений, стимулирующих эффективную работу пользователей в разнородном ИТ-ландшафте компании, играют сервисы администрирования. Сегодня они, естественно, тоже тяготеют к идее комплексности, обретающей более конкретный методический профиль в уже упомянутой концепции Unified Endpoint Management.
В нашем случае Citrix Endpoint Management отвечает за реализацию тех функций, которые традиционно относились к категории MAM и MDM, и поддерживает платформы iOS, Android и Windows 10. Также Citrix предлагает Virtual Apps and Desktops для десктопов под Windows, а также виртуализованных приложений. Если речь идет о клиентских системах, то сегодня уже никак нельзя игнорировать устройства Internet of Things.
Отдельно добавлю про программно-аппаратный комплекс WorkSpace Hub, на сей раз являющееся совместным решением Citrix, NСomputing и ViewSonic. С точки зрения аппаратной платформы речь идет о предельно миниатюрном устройстве размером примерно со спичечный коробок, построенном на базе небезызвестной в мире IoT-решений платформе Raspberry Pi. Тем не менее его вычислительный потенциал и возможности поддержки беспроводной связи вполне позволяют рассматривать данное устройство как основу организации личного информационного интерфейса сотрудника и его электронного взаимодействия с коллегами в офисе. Варианты решения этих задач могут быть практически любыми, которые в принципе возможно построить на базе тех устройств отображения информации, которые в данный момент находятся в окружении сотрудника (десктопы, ноутбуки, настенные панели, планшеты, смартфоны…).
Программная основа WorkSpace Hub в свою очередь тесно связана с реализацией концепции Citrix Casting, которая позволяет в реальном времени транслировать текущую сессию работы с приложением. Сессия может в данный момент быть открыта на мобильном устройстве пользователя и транслироваться на любое средство отображения информации, подключенное к Workspace Hub. При другом варианте сессия с мобильного устройства передаётся как в роуминге на Raspberry Pi устройство. Таким образом, некая условная граница двух основных режимов работы (в офисе и вне офиса), окончательно стирается.
Комплексная система, сколь функциональной она бы ни казалась, наверное, не может быть жизнеспособной без возможности обеспечивать технологичное взаимодействие между различными категориями своих пользователей. В данном случае мы по сути говорим о двух категориях пользователей – сотрудниках, непосредственно работающих с прикладным программным обеспечением посредством решений Citrix, а также администраторов. Связь этих двух категорий традиционно обеспечивалась на базе целого ряда вполне отработанных и популярных в корпоративном мире ITSM-процессов и, конечно же, их информационной поддержки. Citrix в этом плане предлагает интеграцию с решением ServiceNow, позволяющее автоматизировать исполнение наиболее популярных ITSM-процессов (в том числе в режиме максимально приближенном к самообслуживанию пользовательских запросов).
Ну и, конечно, сейчас трудно представить серьезную информационную систему любой категории без систем искусственного интеллекта. Его приложение для каждой ИТ-системы свое. В данном случае мы прежде всего говорим о проактивных механизмах решения проблем с надежностью и производительностью работы основных функций системы и, конечно же, о выявлении потенциальных угроз ИТ-безопасности. Все это реализовано в анонсированном в середине прошлого года решении Citrix Analytics, о котором надо бы сказать чуть подробнее. Начнём с того, что смысл использования подобных продуктов появляется именно в интегрированной среде. Здесь полезно опять-таки провести аналогию из области прикладного ПО. Согласно хорошо известному тезису применение аналитического ПО становится максимально эффективным в тесно интегрированном ландшафте прикладных систем, а не тогда, когда они функционируют изолированно друг от друга. На то есть масса причин, как правило, связанных с раскрытием потенциала бизнес-анализа.
В нашем случае речь в основном идет о выявлении (с помощью уже вполне промышленных методов Artificial Intelligence и Machine Learning) неких неявных шаблонов, которые в основном указывают на угрозы безопасности, а также на некорректную работу пользователей или ИТ-систем. И тут очень важно, что с помощью Citrix Analytics в рамках Citrix Workspace (а стало быть полностью интегрированной среды) мы можем агрегировать информацию и осуществлять корреляцию данных о пользователях, устройствах, приложениях, сетевом трафике и используемых файлах. Только объединяя все эти ИТ-ресурсы и методы, можно говорить об аналитическом решении сегодняшнего дня.