Что такое система органов 8 класс

Орган. Система органов. Общий обзор организма

Вопрос 1. В чем суть понятий «молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации»?
Живая природа является неоднородной, целостной системой, которой свойственна иерархическая организация. В ней можно выделить ряд уровней.
Молекулярный уровень. Биологическая система проявляется на уровне функционирования биологически активных макромолекул. Молекулярной единицей на этом уровне служит ген – фрагмент молекулы ДНК, в котором записан определённый объём биологической информации.
Клеточный уровень. Клетка — структурная, функциональная и универсальная единица живого организма, состоит из молекул.
Тканевый уровень. Ткань — совокупность клеток, объединенных общим происхождением, строением и функциями.
Организменный уровень. Организм — целостная дифференцированная система органов. Организмом служит особь, которая рассматривается в развитии от момента зарождения до момента прекращения существования в качестве живой системы.

Вопрос 2. Что такое орган и что такое система органов?
Орган — это анатомически обособленная часть тела, имеющая четкую структуру и выполняющая определенные функции. Каждый орган имеет свою, только ему присущую форму и занимает определенное место в организме.
Органы, которые выполняют общие физиологические функции, объединяются в систему органов.

Вопрос 3. Как обеспечивают регуляцию организма нервная и эндокринная системы?
Нервная система осуществляет регуляцию деятельности организма с помощью нервных импульсов (электрохимических сигналов). Эндокринная система действует с помощью гормонов — биологически активных веществ, которые поступают в кровь и, дойдя до органов, изменяют их работу. Нервная и эндокринная системы работают взаимосвязанно и дополняют одна другую, образуя нейрогуморальную систему регуляции жизнедеятельности всего организма.

Источник

Что такое система органов 8 класс

Сердечно-сосудистая система организма человека включает серд­це и кровеносные сосуды. Она обеспечивает кровообращение в орга­низме.

Дыхательная система объединяет дыхательные органы (глотка, трахея, бронхи, легкие), через которые происходит газообмен между кровью и окружающей средой (атмосферным воздухом).

Пищеварительная система обеспечивает пищеварение и всасыва­ние питательных веществ в кровь.

Нервная система координирует и регулирует работу всех орга­нов и систем органов.

Выделительная система выводит из организма конечные про­дукты обмена веществ (соли, моча и др.).

Сенсорная система (органы чувств) воспринимает наружные и внут­ренние раздражения.

Эндокринная система регулирует все процессы в организме.

Кроме того, выделяют лимфатическую, покровную, иммунную, опорно-двигательную и половую системы (табл. 1). В целом схема построения организма выглядит следующим образом:

клетки —> ткани —> органы —> системы органов —»организм.

Системы органов, объединяясь. составляют целостный организм. Все системы органов находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Их взаимодействие осуществляется нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной системами. Они обеспечивают согласованную регуля­цию функций организма. Нервная система проводит импульсы, эн­докринная система выделяет гормоны, а сердечно-сосудистая транс­портирует их к органам. Целостность организма обеспечивается за счет слаженной работы всех органов и систем органов.

О Орган.внутренние органы, системы органов.

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Органы, входящие в системы

Кожа и дополнительные образования (воло­сы, волоски, ногти)

Кости и их соединения Скелетные мышцы

а) пищеварительный канал

б) пищеварительные железы

Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник Слюнные железы (околоушные, подчелюст­ные, подъязычные); печень;

Сердце, кровеносные сосуды (аорта, арте­рии, вены, капилляры)

Лимфа, лимфатические сосуды, лимфати­ческие узлы

Белые клетки крови, красный костный мозг, вилочковая железа, миндалины, лимфати­ческие узлы, селезенка, аппендикс и др.

а) воздухоносные пути

Полость носа, носоглотка, гортань, трахея,

Головной мозг, спинной мозг, нервные узлы I! нервы

IX. Сенсорная (органы чувств)

Глаз, ухо, нос, язык, кожа и др.

Гипофиз, эпифиз и железы: щитовидная, пара щитовидные, вилочковая (тимус), под­желудочная, надпочечники, половые

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

1) женские половые органы

2) мужские половые органы

Яичники, матка, влагалище, наружные по­ловые органы

Семенники, мошонка, предстательная же­леза. пенис

1. Что такое система органов? Какими бывают системы органов?

2. Что такое возбуждение?

2. Каким тканям присуща возбудимость? Что это такое?

1. Дайте определение системе органов. Какие системы органон быва­ют в организме человека? Какую роль они выполняют?

2. Что такое организм? Объясните, почему его называют целостным.

Плазматическая мембрана защищает клетку и отделяет ее от окружающей среды. Свойство мембраны пропускать через себя только определенные вещества называется избирательной прони цаемостью. Она впускает полезные и выделяет вредные или ненуж­ные вещества.

Ядро управляет жизнью клетки. Оно отделяется от цитоплазмы двойной мембраной. Внутри оно заполнено ядерной жидкостью. В ней «плавают» ядрышки и хромосомы. Хромосомы (у человека 46 шт., 23 пары) состоят из ДНК. Небольшие участки (кусочки) хромосом называются генами. В генах и хромосомах «записаны» наследствен­ные признаки, передающиеся от предков потомкам. Клетки чело­века, лишенные ядра ( эритроциты. тромбоциты ), не способны раз­множаться и образовывать дочерние клетки.

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

В ней образуются жиры и углеводы. Если внутри к ее мембране прикрепляются рибосомы, это шероховатая ЭПС. Здесь образуют­ся белки.

По строению и функциям на гладкую ЭПС похож комплекс Голь джи. Он расположен вблизи ядра и центриолей. Его функции: транспорт и выделение веществ, превращение сложных веществ.

Клетки человека (и животных) в отличие от растений не имеют вакуолей, пластид (хлоропластов) и твердой клеточной стенки. Все клетки способны усваивать нужные вещества (пищу, кислород) и выделять ненужные (углекислый газ, воду, мочевину). Это свой­ство называется обменом веществ.

Из белков, жиров и углеводов пищи клетка получает энергию и образует (биосинтез) собственные вещества. Из собственных бел­ков, жиров и углеводов строится каждая наша клетка и все тело.

Общее свойство клеток и организмов различать изменения ок­ружающей среды и реагировать на них называется раздражимостью (возбудимостью).

Похожие по строению, функциям и происхождению клетки объе­диняются в ткани. У человека (и животных) выделяют 4 типа тка­ней: эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Все типы тканей состоят из клеток и окружающего их межклеточного веще­ства. Каждый из типов тканей имеет характерные отличия. Все типы, кроме нервной, делятся на подтипы.

Эпителиальная ткань имеет мало межклеточного вещества, ее клетки плотно прижаты друг к другу и способны к быстрому раз­множению после повреждения ( регенерация ). По выполняемым функциям эпителий делится на 3 подтипа: покровный, железис­тый и реснитчатый.

Реснитчатый эпителий имеет выросты в виде ресничек, таких же, как у инфузории-туфельки. Он расположен в воздухоносных путях. Двигаясь, реснички удаляют твердые частицы (пыль) из органов дыхания.

Способность клеток отвечать на воздействие изменениями на­зывается возбудимостью. Возбудимые ткани: железистый эпителий (выделение слюны), нервная (выработка импульса) и мышечная (сокращение).

1. Ядро от цитоплазмы отделяет

2. Клетка заполнена

3. Веретеновидное образование, отвечающее за равномерное распределение хромосом при делении клетки

4. Снаружи клетку покрывает

5. Вязкая жидкость, заполняющая ядро

6. Ткань, выделяющая молоко, пот. слюну

7. Органические вещества клетки, отвечающие за наследственность

8. Количество хромосом у человека

9. Название нервной клетки

10. Часть тела, состоящая из различных типов тканей и выпол­няющая определенную функцию

11. Участки хромосом

12. Вещество, которого больше всего в живой клетке

13. Органоид, синтезирующий белки

14. Ткань, из которой образованы кости

15. Количество типов тканей в организме животных 16 Кроме нейронов в состав нервной ткани входят

17. Короткий отросток нейрона

18. Длинный отросток нейрона

19. Органоид, обеспечивающий клетку энергией

20. Неорганические вещества, придающие зубам и костям особую прочность

21. Жидкий вид соединительной ткани

22. Ткань, обеспечивающая появление возбуждения

23. Ткань, покрывающая снаружи и выстилающая изнутри

24. Органоид, расщепляющий питательные вещества и микробов

25. Ткань, приводящая в движение органы

26. Органоид, участвующий в синтезе собственных белков

27. Ткань, образующая сухожилия

28. Органоид, участвующий в делении клетки, равномерном рас­пределении хромосом

29. Не имеют ядра клетки

30. Количество ядер в клетках гладких мышц

31. Количество ядер в клетках поперечнополосатых мышц

Источник

Что такое система органов 8 класс

1. Изучить понятия «органы» и «системы органов» и их функции;

2. Научиться распределять органы человека по системам;

3. Научиться распознавать органы и системы органов на рисунках.

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Орган – это часть тела, имеющая определённую форму и строение, занимающая в организме определённое место и выполняющая определённую функцию. Обычно в образовании органа принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной, «рабочей». Например, для головного мозга главной является нервная ткань, для кожи – эпителиальная, для мышц – мышечная. Все остальные ткани выполняют вспомогательные функции.

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием различных органов, которые составляют системы органов.

Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т. е. все органы объединены в системы органов.

Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

В организме выделяют несколько систем органов

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Скелетная система состоит из костей и их соединений. Скелет поддерживает тело, служит местом крепления мышц, выполняет защитную функцию.

Мышечная система образована скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.

Через мочевыделительную систему происходит выделение из организма жидких продуктов обмена. К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течёт кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Эта система состоит из ротовой полости с её органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.

Половая система обеспечивает продолжение рода. Основными половыми органами мужчины являются семенники, женщины – яичники.

Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.

Эндокринная система объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.

В теле человека выделяют также и аппараты органов. В аппарате органы или имеют различное строение и происхождение, но связаны выполнением общей функции (опорно-двигательный аппарат), или выполняют различные задачи, но имеют общее происхождение (мочеполовой аппарат). Например, к опорно-двигательному аппарату относят костную и мышечную системы.

Живой организм, состоящий из множества органов, объединённых в системы и аппараты, существует и функционирует как единое целое.

Источник

Органы. Системы органов. 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ

Формы работы на уроке: беседа, демонстрация слайдов, самостоятельная работа с учебником и тематическими таблицами, работа в группах, составление таблицы.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. За окном осень вступила в свои права, а мы сегодня собрались в этом уютном кабинете на открытый урок по биологии. Всем желаю получить только хорошие и отличные оценки.

2. Проверка домашнего задания

– Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Приготовьтесь отвечать на вопросы по этой теме.

1. О каких видах ткани идёт речь?

А) Наружный покров тела, а так же многие полости внутренних органов выстилает ткань… (эпителиальная)
Б) Обладает свойством возбудимости и сократимости ткань… (мышечная)
В) Самой разнообразной по строению и функциям тип ткани… (соединительная)
Г) Основную часть спинного и головного мозга образует ткань… (нервная)
Д) Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов и плазмы… (кровь)
Е) Образует слой жировой клетчатки над кожей… (жировая)
Ж) Клетки плотно прижаты друг к другу, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро замещаются новыми… (эпителиальная)
З) Эти ткани образуют скелет человека… (костная и хрящевая)
И) Ткань, образующая сердечную мышцу… (сердечная мышечная ткань)
К) Образуют скелетные мышцы… (поперечно-полосатые скелетные ткани)

2. По рисунку определите тип или вид ткани.

Ребята получают рисунки с видами тканей. Отвечают.

3. Новая тема

1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся живые существа, ко второй неживые.
Скажите, что общего в строении всех живых существ? (Клеточное строение)
– Что образуют клетки в многоклеточном организме? (Ткани)
– Вспомните определение понятию – ткань. (Ткань – группа клеток, схожих по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.)
– Что образуют ткани живых существ? (Органы)
– Попробуйте сформулировать определение понятию орган. (Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму и строение и выполняющая определённую функцию)
– Что в свою очередь образуют органы? (Системы органов)
– Что образуют системы органов? (Целый организм, который работает как единое целое)

На доске появляется схема.

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

– Какие звенья в этой цепочке мы уже изучили? Что предстоит изучить? Итак, тема нашего урока: Органы. Системы органов. Записываем в тетрадь.

Для выполнения задания использовать информацию учебника и тематические таблицы.

Результатом работы всех групп будет заполнение общей таблицы указанной на доске. Группы изучают и готовятся к выступлению. Время 10 мин.

Системы органовОрганы, из которых она состоитФункции
1Скелетная системаИз костейПоддерживает тело
Место прикрепления мышц
защитная
2Мышечная системаСкелетные мышцыПриводит в движение кости скелета
3мочевыделительнаяПочки,
Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный канал
Выделение из организма жидких продуктов обмена
4Кровеносная системаСердце
сосуды
Обеспечивает движение крови, которая транспортирует кислород и питательные вещества и удаляет продукты обмена
5Дыхательная системаНосовая полость
Глотка
Гортань
Трахея
Бронхи
лёгкие
Обеспечивает поступление кислорода и выделение углекислого газа
6Пищеварительная системаРотовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Кишечник
Печень
Поджелудочная железа
Переваривание пищи
7Половая системаЯичники
семенники
Обеспечивает продолжение рода
8Нервная системаГоловной мозг
Спинной мозг
нервы
Координирует работу всех органов нашего тела
9Эндокринный аппаратЭндокринные железыВлияет на обмен веществ и работу органов

Вопросы:

– Чем система органов отличается от аппарата органов? (Система органов состоит из органов одинаковых по происхождению и плану строения, а аппарат из органов разного происхождения и строения, но объединённых общими функциями.)
– Какие вы знаете аппараты органов? (Опорно-двигательный аппарат, эндокринный аппарат)
– Благодаря какой системе организм существует как единое целое? (Нервной)

3. Изучив расположение органов и их систем, ответьте на вопрос:

4. А знаете ли вы, что в строении и расположении человеческого тела имеются определённые закономерности? Послушайте сообщение (готовит ученик)

Перечисленные закономерности верны лишь приблизительно, у одних несоответствие будет больше, а у других меньше. Эти отклонения будут вариантами нормы и не являются недостатками фигуры.

5. Закрепление

Заключительное задание группам. Установить соответствие между органом и системой органов. Заполните таблицу, вставив букву соответствующей системы органов.

1) желудок А) скелетная система
2) мочевой пузырь Б) мышечная система
3) печень В) выделительная система
4) почки Г) дыхательная система
5) поджелудочная железа Д) пищеварительная система
6) сердце Е) нервная система
7) семенники Ж) кровеносная система
8) трахея З) половая система
9) гортань
10) головной мозг

6. Рефлексия

– Что было главным на уроке?
– Какие затруднения у вас возникли на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересно?
– Чему научились?

Учитель просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.

На экране появляется запись:

«5» – выполнил все данные мне задания.
«4» – выполнил все задания, но иногда ошибался.
«3» – часто ошибался, выполнил только половину.
«2» – ничего не смог выполнить правильно.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание: подготовиться к зачёту «Общий обзор организма человека».

Источник

Организм человека. Общий обзор

Организм человека. Общий обзор

Организм человека — это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Анатомия, физиология и гигиена человека (организм человека) составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.

Ткани человека

В состав тканей входят клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. Также в организме человека различают четыре основных типа тканей, каждая из которых выполняет определенную функцию:

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Система органов человека

Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов. Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам.

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Система органовЧасти системыФункции
Опорно-двигательнаяСкелетОпора тела, защита. Движение. Кроветворение
МышцыДвижение тела посредством работы мышц сгибателей и разгибателей. Мимика, речь. Движение стенок внутренних органов
ПокровнаяКожаПокровная, защитная, терморегуляционная, выделительная, осязательная
КровеноснаяСердцеВзаимосвязь всех органов организма. Связь с внешней средой. Выделение через легкие, почки, кожу. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная). Обеспечение организма питательными веществами, кислородом
Сосуды
ДыхательнаяЛегкиеПроведение вдыхаемого воздуха, водяного пара. Газообмен между воздухом и кровью, выделение продуктов обмена
Дыхательные пути
Пищева-рительнаяПищеварительные железыОбразование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Переваривание пищи
Пищеварительный трактПереваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу
Мочевы-делительнаяПочкиВыведение продуктов диссимиляции, сохранение постоянства внутренней среды, защита организма от самоотравления, связь организма с внешней средой, поддержание водно-солевого обмена
ПоловаяЖенские половые органыОбразование женских половых клеток (яйцеклеток) и гормонов; развитие плода. Образование мужских половых клеток (сперматозоидов) и гормонов.
Мужские половые органы
ЭндокриннаяЖелезыГуморальная регуляция и координация деятельности органов и организма
НервнаяЦентральнаяВысшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Регуляция работы внутренних органов и поддержание постоянства внутренней среды. Осуществление произвольных и непроизвольных движений, условных и безусловных рефлексов
Периферическая

Таблица: Система органов человека (части, ткани, функции)
Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Нейрогуморальная регуляция

Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови ( эндокринная система )

Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью нервной системы осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность.

Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны. На функционирование нервной системы оказывают влияния активные химические вещества, циркулирующие в криви. Образование этих веществ регулируется в свою очередь нервной системой. В результате существует единая нервно-гуморальная регуляция функций организма.

Что такое система органов 8 класс. Смотреть фото Что такое система органов 8 класс. Смотреть картинку Что такое система органов 8 класс. Картинка про Что такое система органов 8 класс. Фото Что такое система органов 8 класс

Это конспект по теме «Организм человека. Общий обзор».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *