Что такое система приведите примеры естественных и искусственных систем изученных или изучаемых
ГДЗ по информатике 10 класс учебник Босова параграф 3
1. Что такое система? Приведите примеры естественных и искусственных систем, изученных или изучаемых вами на других предметах. Опишите их состав и структуру.
Сложные объекты, состоящие из взаимосвязанных частей (элементов) и существующие как единое целое, принято называть системами.
Искусственные системы-системы, которые создаются и развиваются людьми. Например: система телефонных связей (телефонный аппараты, коммутаторы), энергосистема (станции, линии электропередач и т.д.) Естественные это системы созданные природой (галактика, комета, система звёзд, метеорит и т.д.)
2. Рассмотрите персональный компьютер, имеющийся в кабинете информатики, как простой элемент одной системы, подсистему другой системы и самостоятельную систему, состоящую из других подсистем.
Одним из объектов, рассматриваемых на уроках информатики, является персональный компьютер. Его можно рассматривать как систему, состоящую из подсистем «аппаратное обеспечение», «программное обеспечение», «информационные ресурсы».
Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации.
Операционная система — подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы.
Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т. д.
Персональный компьютер является частью системы «человек — компьютер». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом. Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейсы.
Аппаратный интерфейс — взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.
Программный интерфейс — взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.
Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечиваются операционной системой компьютера.
Аппаратно-программный интерфейс — взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Пользовательский интерфейс — взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд). Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс тирует реальный мир.
3. Что такое системный эффект? Приведите пример.
Например, ни одна часть тела человека по отдельности не способна сыграл на рояле музыку Шопена, а весь человек (при условии обученности, разумеется) может.
4. Выясните значение слова «эмерджентность». Какое отношение оно имеет к теме, рассматриваемой в этом параграфе?
Эмердже́нтность или эмерге́нтность (от англ. emergent — возникающий, неожиданно появляющийся) в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним — системный эффект.
5. В чём состоит суть системного подхода? Почему системный подход так важен для исследования и преобразования окружающего мира?
Системный подход представляет собой универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как нечто целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Он позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально‑экономических систем, к которым относятся организации. Предназначение системного подхода заключается в том, что он формирует системное мышление, необходимое руководителям организаций, и повышает эффективность принимаемых решений.
6. Приведите примеры систем, описание которых удобно представить в виде графа.
Например, протяженность дорог в километрах:
7. Какой вклад в науку внесли Николай Коперник и Карл Линней? Что, по вашему мнению, объединяет их открытия?
8. Согласны ли вы с утверждением, что одна и та же информация в разных системах может быть представлена разными способами? Обоснуйте свою точку зрения.
Одна и та же информация может быть выражена разными способами. К различным формам представления информации относятся разговорные языки (русский, английский, французский и другие), языки жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык математики (научный язык), язык искусства (музыка, кино, живопись), специальные языки (например: азбука Морзе). Выбор способа представления зависит от цели, ради которой он осуществляется.
9. Приведите примеры материальных и информационных связей в системах разной природы.
Примеры материальных связей в сис-х: техника (компьютер), строительные сооружения (мост через Волгу), энергосистемы (линии электропередач), искусственные материалы (пластмасса).
Примеры информационных связей в сис-х: информационный обмен в коллективе, правила поведения.
10. Что изучает наука кибернетика? Выясните, кто считается её основоположником.
В современном понимании — как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе, термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году.
11. Опишите сущность управления с кибернетической точки зрения.
С точки зрения кибернетики управление происходит путем информационного взаимодействия между объектом управления и управляющим объектом.
Последовательность управляющих команд определяется алгоритмом управления, а исполнителем этого алгоритма является объект управления.
12. Приведите примеры систем управления, в которых отдельный человек, группа людей, техническое устройство, животное могут быть:
1) объектом управления;
2) управляющим объектом.
13. Приведите примеры автоматических устройств, получающих всё более широкое распространение в наши дни.
Чайник с отключением питания нагревательного элемента при закипании воды.
14. Постройте кластер, описывающий основные понятия, рассмотренные в этом параграфе.
§ 1. Что такое система
Понятие системы, так же как и понятие информации, относится к числу фундаментальных научных понятий. Так же как и для информации, для системы нет единственного общепринятого определения. В то же время это понятие часто используется нами в бытовой речи, употребляется в научной терминологии. Вот ряд примеров употребления понятия системы: система образования, транспортная система, система связи, Солнечная система, нервная система, Периодическая система химических элементов, система счисления, операционная система, информационная система.
Обобщая все приведенные выше примеры, дадим следующее определение.
Система — это совокупность материальных или информационных объектов, обладающая определенной целостностью.
Состав системы — это совокупность входящих в нее частей (элементов). Рассматривая компьютер как систему, можно выделить следующие составляющие его части: процессор, память, устройства ввода, устройства вывода. Но, в свою очередь, процессор тоже является системой, в состав которой входят: арифметикологическое устройство (АЛУ), устройство управления, регистры, кэш-память. Поскольку процессор входит в состав компьютера, подчеркивая его собственную системность, процессор следует назвать подсистемой компьютера.
Таким образом, подсистема — это система, входящая в состав другой, более крупной системы.
В свою очередь АЛУ процессора тоже является системой. В его состав входят сумматоры, полусумматоры и другие элементы. Следовательно, АЛУ — это подсистема процессора. Таким путем можно продолжать углубляться дальше. Отсюда следует вывод: всякая система представляет собой иерархию составляющих ее подсистем (рис. 1.1).
Вопрос о том, что считать системой (подсистемой), а что — простым (неделимым) элементом, субъективен и зависит от решаемой задачи. Например, описывая школу как систему, реализующую функцию обучения и воспитания учащихся, мы будем рассматривать людей (учеников, учителей) в качестве простых элементов. В то же время медицина рассматривает человека как сложную анатомическую систему.
Внешняя система по отношению к данной является средой ее существования. Средой существования Земли является Солнечная система; средой существования Солнечной системы является Галактика и т. д. Всякая система относительно обособлена от среды своего существования. Это значит, что, с одной стороны, ее можно выделить из среды (рассмотреть отдельно), но, с другой стороны, она постоянно связана со своей средой.
Системы бывают естественные и искусственные. Естественные системы — это природные системы. Примеры: системы звезд и планет, растительность и животный мир Земли, молекулы и атомы. Искусственные системы создаются людьми — это заводы, дороги, образование, культура, здравоохранение, компьютеры, самолеты и др. Некоторые системы объединяют в себе части естественного и искусственного происхождения. Например: гидроэлектростанция, городской парк.
Всякая система обладает свойством целостности, поскольку она существует в совокупности своих частей и выполняет свою отдельную функцию в среде своего существования.
Системный эффект. Система не является случайным набором частей. Ее состав подчиняется тому назначению, которое система имеет в природе или в обществе. Искусственные системы человек создает с определенной целью. В связи с этим существует следующее определение системы: система — это средство достижения цели. Вот примеры: транспортная система предназначена для перевозки людей и грузов, система здравоохранения — для лечения и укрепления здоровья людей, компьютер — для работы с информацией.
В науке о системах — системологии сформулирован закон, который называется принципом эмерджентности, или законом системного эффекта. Звучит он так: целое больше суммы своих частей. Говоря другими словами, свойства системы не сводятся к совокупности свойств ее частей и не выводятся из них. Слово «эмерджентность» происходит от английского еmеrgеnсе — внезапное появление. Например, сложная система организма животного или человека создает системный эффект, который называется жизнью. Выход из строя какой-либо подсистемы организма (кровообращения, пищеварения и др.) приводит к утрате жизни.
Связи (отношения) в системе. Части системы всегда связаны между собой, находятся в определенных отношениях. Виды этих связей могут быть самыми разными. В естественных и технических системах они носят материальный характер. Например, планеты Солнечной системы связаны силами гравитации; детали автомобиля связаны между собой болтами, сваркой, шестеренками; части энергетической системы связаны линиями электропередач.
Отношения между частями социальных систем бывают различными. Это могут быть отношения подчинения (начальник — подчиненный, министерство — предприятие), отношения вхождения (университет — факультет — кафедра — преподаватель), отношения родственных связей членов семьи. Решающее значение для функционирования таких систем играют информационные связи внутри системы, а также с внешней средой. Такие связи реализуются через прямое общение, переписку, технические средства связи, средства массовой информации. Человек является частью многих систем: семьи, класса, производственного коллектива, команды, государства и др. Во всех этих системах он находится в состоянии информационного взаимодействия с другими людьми.
Большое значение информационные связи имеют для деятельности производственных коллективов. Если распоряжение руководителя не доходит до подчиненных или искажается в процессе передачи, то может быть нарушен производственный процесс с самыми серьезными последствиями, вплоть до катастрофы. Во время боевых действий в армии от работы информационной связи зависят жизни людей. Армия, лишенная связи, не может выполнять свое назначение — эффективно вести военные действия.
Из приведенных примеров следует, что системный эффект обеспечивается не только наличием нужного состава частей системы, но и существованием необходимых связей между ними.
Структурой системы называется совокупность связей, существующих между частями системы. Наглядным примером отображения структуры системы являются схемы электрических цепей. Элементы электрического устройства соединяются между собой двумя способами: последовательным и параллельным соединением. От способа соединения зависит свойство всей цепи. Например, если три проводника, имеющие сопротивления R1, R2, R3, соединить последовательно, то общее сопротивление цепи будет равно R1 + R2 + R3. А если их соединить параллельно, то сопротивление цепи будет равно: (R1•R2•R3)/(Rl•R2 + R1•R3 + R2•R3). Первое сопротивление больше второго. Поэтому, например, при пропускании электрического тока в первой цепи будет выделяться больше тепла, чем во второй.
В науке существует много примеров, когда для понимания свойств каких-то систем требовалось понять их структуру. Например, открытие немецким химиком Ф. Кекуле структуры молекулы бензола (бензольного кольца) помогло понять химические свойства этого органического вещества. Свойства атома стали лучше понятны физикам после того, как Эрнест Резерфорд открыл «планетарную» структуру атома, а Нильс Бор сформулировал свои знаменитые постулаты.
Для любой социальной системы, объединенной информационными связями, также характерна определенная структура. Эффективность функционирования системы существенно зависит от ее структуры. Структурная организация любой социальной системы определяется законами, уставами, правилами, инструкциями. Структура государства описана в конституции, структура армии — в уставе.
Обобщая всё сказанное о системах, сформулируем следующее определение.
Система — целостная, взаимосвязанная совокупность частей, существующая в некоторой среде и обладающая определенным назначением, подчиненная некоторой цели. Система обладает внутренней структурой, относительной обособленностью от окружающей среды, наличием связей со средой.
Системным подходом называется научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой.
Что такое система приведите примеры естественных и искусственных систем изученных или изучаемых
Понятие системы, так же как и понятие информации, относится к числу фундаментальных научных понятий. Так же как и для информации, для системы нет единственного общепринятого определения. В то же время это понятие часто используется нами в бытовой речи, употребляется в научной терминологии. Вот ряд примеров употребления понятия системы: система образования, транспортная система, система связи, Солнечная система, нервная система, Периодическая система химических элементов, система счисления, операционная система, информационная система.
Обобщая все приведенные выше примеры, дадим следующее определение.
Система — это совокупность материальных или информационных объектов, обладающая определенной целостностью.
Состав системы — это совокупность входящих в нее частей (элементов). Рассматривая компьютер как систему, можно выделить следующие составляющие его части: процессор, память, устройства ввода, устройства вывода. Но, в свою очередь, процессор тоже является системой, в состав которой входят: арифметико-логическое устройство (АЛУ), устройство управления, регистры, кэш-память. Поскольку процессор входит в состав компьютера, подчеркивая его собственную системность, процессор следует назвать подсистемой компьютера.
Таким образом, подсистема — это система, входящая в состав другой, более крупной системы.
В свою очередь АЛУ процессора тоже является системой. В его состав входят сумматоры, полусумматоры и другие элементы. Следовательно, АЛУ — это подсистема процессора. Таким путем можно продолжать углубляться дальше. Отсюда следует вывод: всякая система представляет собой иерархию составляю щих ее подсистем (рис. 1.1).
Внешняя система по отношению к данной является средой ее существования. Средой существования Земли является Солнечная система; средой существования Солнечной системы является Галактика и т. д. Всякая система относительно обособлена от среды своего существования. Это значит, что, с одной стороны, ее можно выделить из среды (рассмотреть отдельно), но, с другой стороны, она постоянно связана со своей средой.
Всякая система обладает свойством целостности, поскольку она существует в совокупности своих частей и выполняет свою отдельную функцию в среде своего существования.
Связи (отношения) в системе. Части системы всегда связаны между собой, находятся в определенных отношениях. Виды этих связей могут быть самыми разными. В естественных и технических системах они носят материальный характер. Например, планеты Солнечной системы связаны силами гравитации; детали автомобиля связаны между собой болтами, сваркой, шестеренками; части энергетической системы связаны линиями электропередач.
Из приведенных примеров следует, что системный эффект обеспечивается не только наличием нужного состава частей системы, но и существованием необходимых связей между ними.
Структурой системы называется совокупность связей, существующих между частями системы. Наглядным примером отображения структуры системы являются схемы электрических цепей. Элементы электрического устройства соединяются между собой двумя способами: последовательным и параллельным соединением. От способа соединения зависит свойство всей цепи. Например, если три проводника, имеющие сопротивления Rl, R2, R3, соединить последовательно, то общее сопротивление цепи будет равно Rl + R2 + R3. А если их соединить параллельно, то со-противление цепи будет равно: (Rl·R2·R3)/(Rl·R2 + R1·R3 + + R2·R3). Первое сопротивление больше второго. Поэтому, например, при пропускании электрического тока в первой цепи будет выделяться больше тепла, чем во второй.
В науке существует много примеров, когда для понимания свойств каких-то систем требовалось понять их структуру. Например, открытие немецким химиком Ф. Кекуле структуры молекулы бензола (бензольного кольца) помогло понять химические свойства этого органического вещества. Свойства атома стали лучше понятны физикам после того, как Эрнест Резерфорд открыл «планетарную» структуру атома, а Нильс Бор сформулировал свои знаменитые постулаты.
Обобщая всё сказанное о системах, сформулируем следующее определение.
Системным подходом называется научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой
Что такое система приведите примеры естественных и искусственных систем изученных или изучаемых
Тема урока: Типы связей и системы управления
Цели урока: 1. Образовательная. Ознакомление с естественными и искусственными системами, а также системами управления.
2. Развивающая. Развитие стремления познания окружающего мира и интереса к технике, а также развитие настойчивости и трудолюбия.
3. Воспитательная. Воспитание культуры речи и ответственного отношения к труду.
Тип урока: Объяснительно-иллюстративный
Наглядные пособия: Схема 1.
План урока: 1. Организационный момент (1 мин)
2. Самостоятельная по предыдущей теме (10 мин)
3. Объяснение материала (17 мин)
4. Практическое задание (15 мин)
3. Домашнее задание (1 мин)
4. Итог урока (1 мин)
Ход урока:
1. Организационная часть (1 мин)
— сообщение темы, даты, плана урока, цели урока.
2. Самостоятельная по предыдущей теме (10 мин)
Самостоятельная работа
a. наука о системах
b. наука о структуре системы
c. наука о взаимодействии системы с окружающим миром
2. Основным понятием системологии является:
c. структура управления
3. Может ли различные системы обладать одинаковой структурой либо одинаковым составом?
4. Будут ли являться общественной системой?
b. двое рабочих с различных предприятий
d. дядя и его племянник
5. Как называется явление появления нового качества у системы, если элементы ее системы не обладали этим качеством?
a. системной ошибкой
b. системным эффектом
a. то, что входит в состав системы
b. система, входящая в состав более крупной системы
c. элемент, входящий в состав системы
7. Перечислите надсистемы для следующих систем:
a. переместительный закон умножения
b. правила перехода улицы
3. Объяснение материала (17 мин)
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ
Если хорошо подумать, то можно вспомнить не только научные системы, но и множество систем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни: система городского транспорта, система телефонной связи, система торговли, система образования, система здравоохранения, система водоснабжения, система обороны страны, банковская система, государственная энергетическая система и многое, многое другое. Само человеческое общество – это тоже система взаимосвязанных личностей, которые образуют разнообразные подсистемы: семьи, трудовые коллективы, партии, нации, расы и пр.
Естественные системы (или природные) – созданы природой; искусственные – созданы человеком.
Естественные – это космические системы: галактики, системы звезд и планет, такие как наша Солнечная система; лес, который представляет собой взаимосвязанных средой животных, насекомых, птиц и растений; молекулы – как системы из взаимосвязанных элементарных частиц и т.д. Искусственные системы – это города, заводы, системы образования, здравоохранения, в общем, все, что создано человеком.
В живой природе существуют системные связи, которые никак нельзя отнести к материальным. Вот, например, стая журавлей, летящая «клином» на юг. Что удерживает их в таком строю? Журавли видят вожака, ведущего стаю, и следуют за ним в определенном порядке. Кроме того, журавли подают друг другу сигналы голосом. Это пример связи, которую можно назвать информационной. Подобные связи, можно привести из жизни животных, насекомых, рыб и т.д.
— Какие связи нельзя отнести к материальным?
ИСКУССТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ
Во-первых, это материальные системы, созданные человеком: вся техника (автомобили, самолеты, станки, компьютеры и т.д.), строительные сооружения (дома, мосты, города, плотины, каналы); искусственные материалы (сплавы, пластмассы). Связи в таких системах, как и в естественных, имеют материальный характер. Мы уже говорили о строительных сооружениях, машинах. Представим еще себе, например, систему телефонной связи: телефонные аппараты, провода, коммутаторы; или энергосистема: станции, трансформаторы, линии электропередач, электроприборы; все это присоединено одно к другому и согласованно работает.
Другой вид систем – это общественные системы, то есть различные объединения людей. Между элементами общественных систем существуют отношения (например, общее помещение, экономическая зависимость, родственно-генетические связи), однако для общественных систем очень важны информационные связи. Ни один коллектив, от семьи до государства, не может существовать без информационного обмена. Для общественных систем очень большое значение имеют информационные связи.
Любая искусственная система создается с определенной целью. Назначение автомобиля – быстро, удобно и безопасно перевозить людей и грузы; назначение телефонной системы – поддерживать надежную связь; назначение системы здравоохранения – лечить людей от болезней, предупреждать заболевания и т.д. Состав и назначение системы должен быть таким, чтобы наилучшим образом обеспечивать ее назначение, цель, для которой она создавалась.
Человек все время развивает, улучшает все, что он создает. Новые модели автомобилей быстрее, безопаснее и комфортнее, чем старые; совершенствуются средства связи (появились оптические каналы связи, космическая связь, компьютерная связь); в системе здравоохранения развиваются не только технические средства, но и ее организационная структура; совершенствуются структуры управления предприятиями, государством.
Лучше та система, которая наилучшим образом обеспечивает достижение цели ее создания.
Люди никогда не остановятся в стремлении улучшить создаваемые ими системы.
— Как определить какая система лучше?
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Под управлением понимается планомерное воздействие на некоторый объект с целью достижения определенного результата. С точки зрения кибернетики процесс управления рассматривается как функционирование системы управления. Эта система состоит из двух подсистем: объект управления и управляющая система.
Управляющей системой может быть человек (шофер, дирижер оркестра, учитель, директор), коллектив (правительство, парламент), а может быть и техническое устройство (автоматический регулятор, компьютер). Объектом управления может быть техническое устройство (автомобиль), один человек (ученик, солдат) или коллектив (оркестр, работники предприятия). Взаимодействие, существующее между двумя этими подсистемами в процессе управления, кибернетика рассматривает как информационную связь. По лини прямой связи передаются команды управления от управляющей системы к объекту управления. По линии обратной связи – информация о состоянии объекта управления, о его реакции на управляющее воздействие.
Все компоненты управляющей системы имеются в организме животного и человека. Мозг – управляющая система, органы дыхания – объекты управления, нервная система – каналы информационной связи. Таким образом, любые живые существа (человек, животное) является самоуправляемыми системами. Примером искусственной самоуправляемой системы является компьютер. В нем в единой системе присутствуют как органы управления (процессор, память), так и управляемые компоненты (внешние устройства).
СРЕДА. ВХОД И ВЫХОД СИСТЕМЫ. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Всякая система представляет собой некоторый объект, который можно выделить из окружающей среды.
Система воздействует с окружающей средой: среда оказывает влияние на систему, а система – на среду. Воздействия среды на систему называют входами системы, а воздействие системы на среду – выходами системы. Здесь воздействие понимается в широком смысле. Это могут быть материальные объекты, которыми обменивается среда и система, физическое воздействие, информация. Например, автомат по продаже газет: на входе – монета, на выходе – газета; ручная мясорубка: на входе – мясо и вращение ручки, на выходе – фарш; сейф с кодовым замком: на входе – набор кода, на выходе – доступ во внутрь.
— Что на входе и выходе у «сейфа с кодовым замком»?
Для всякой системы можно перечислить множество входов и выходов, совсем не обязательно, связанных с ее прямым значением. Например, система «ручные механические часы». Ее входы – это верньер для завода часов и для перевода стрелок; но в то же время и пыль, грязь, вода, тряска, удары. Выходы – циферблат со стрелками, тиканье, вес, способ крепления на руке, способ изображения цифр на циферблате, точность хода и т.д. Для большинства реальных систем список входов/выходов бесконечен.
Мы часто не знаем, как данный объект устроен «внутри». Нам важно лишь знать к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе в систему. В таких случая говорят, что система рассматривается как «черный ящик».
Представить некоторую систему в виде черного ящика, это значит указать ее «входы» и «выходы», а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему. Например, всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описаниями черного ящика. В них объясняется, что нужно делать на входе (включить, нажать, повернуть и т.д.), чтобы достичь определенного результата на выходе (постирать белье, получить фруктовый сок, выполнить вычисления и т.д.). Однако, что при это происходит «внутри» не объясняется.
Для описания функционирования системы на формальном языке (математики, информатики) входы и выходы должны характеризоваться какими-то величинами. Чаще всего – это числовые величины, но могут быть и символьные. Величины, характеризующие входы и выходы системы, называются параметрами. Например, в использованном выше примере с автоматом по продаже газет, в качестве исходного параметра можно определить номинал монеты (например, 2 рубля). Но если учесть, что автомат сработает и при опускании в него любой металлической пластинки той же формы, размера и веса, что и двухрублевая монета, то в качестве входных параметров следует принять три числа: диаметр, толщину и вес пластинки.
Вопросы для усвоения нового материала:
1. Какие системы называются естественными системами, искусственными? Приведите примеры.
2. Приведите примеры материальных и информационных связей в естественных системах.
3. Что такое общественные системы?
4. Приведите примеры материальных и информационных связей в общественных системах.
5. Исследуйте школу как систему:
a. Какого типа эта система: естественная или искусственная?
b. Выделите входящие в нее подсистемы;
c. Выделите материальные и информационные связи;
6. Что такое система управления? Из каких элементов она состоит? Какие типы связей действуют в это системе?
7. Что такое самоуправляемая система? Приведите примеры.
8. Рассмотрим езду на автомобиле как систему управления. Выделите все кибернетические компоненты в этой системе.
9. Может ли существовать система управления без линии обратной связи? К каким последствиям это приведет? (на примере автомобиля)
10. Что такое входы и выходы системы?
11. Что такое черный ящик?
4. Задание на закрепление (5 мин)
Рассматривая каждый объект как систему, выберите из списка подходящие входы и выходы.