Что такое система приведите примеры информатика 11 класс
Что такое система приведите примеры информатика 11 класс
Понятие системы, так же как и понятие информации, относится к числу фундаментальных научных понятий. Так же как и для информации, для системы нет единственного общепринятого определения. В то же время это понятие часто используется нами в бытовой речи, употребляется в научной терминологии. Вот ряд примеров употребления понятия системы: система образования, транспортная система, система связи, Солнечная система, нервная система, Периодическая система химических элементов, система счисления, операционная система, информационная система.
Обобщая все приведенные выше примеры, дадим следующее определение.
Система — это совокупность материальных или информационных объектов, обладающая определенной целостностью.
Состав системы — это совокупность входящих в нее частей (элементов). Рассматривая компьютер как систему, можно выделить следующие составляющие его части: процессор, память, устройства ввода, устройства вывода. Но, в свою очередь, процессор тоже является системой, в состав которой входят: арифметико-логическое устройство (АЛУ), устройство управления, регистры, кэш-память. Поскольку процессор входит в состав компьютера, подчеркивая его собственную системность, процессор следует назвать подсистемой компьютера.
Таким образом, подсистема — это система, входящая в состав другой, более крупной системы.
В свою очередь АЛУ процессора тоже является системой. В его состав входят сумматоры, полусумматоры и другие элементы. Следовательно, АЛУ — это подсистема процессора. Таким путем можно продолжать углубляться дальше. Отсюда следует вывод: всякая система представляет собой иерархию составляю щих ее подсистем (рис. 1.1).
Внешняя система по отношению к данной является средой ее существования. Средой существования Земли является Солнечная система; средой существования Солнечной системы является Галактика и т. д. Всякая система относительно обособлена от среды своего существования. Это значит, что, с одной стороны, ее можно выделить из среды (рассмотреть отдельно), но, с другой стороны, она постоянно связана со своей средой.
Всякая система обладает свойством целостности, поскольку она существует в совокупности своих частей и выполняет свою отдельную функцию в среде своего существования.
Связи (отношения) в системе. Части системы всегда связаны между собой, находятся в определенных отношениях. Виды этих связей могут быть самыми разными. В естественных и технических системах они носят материальный характер. Например, планеты Солнечной системы связаны силами гравитации; детали автомобиля связаны между собой болтами, сваркой, шестеренками; части энергетической системы связаны линиями электропередач.
Из приведенных примеров следует, что системный эффект обеспечивается не только наличием нужного состава частей системы, но и существованием необходимых связей между ними.
Структурой системы называется совокупность связей, существующих между частями системы. Наглядным примером отображения структуры системы являются схемы электрических цепей. Элементы электрического устройства соединяются между собой двумя способами: последовательным и параллельным соединением. От способа соединения зависит свойство всей цепи. Например, если три проводника, имеющие сопротивления Rl, R2, R3, соединить последовательно, то общее сопротивление цепи будет равно Rl + R2 + R3. А если их соединить параллельно, то со-противление цепи будет равно: (Rl·R2·R3)/(Rl·R2 + R1·R3 + + R2·R3). Первое сопротивление больше второго. Поэтому, например, при пропускании электрического тока в первой цепи будет выделяться больше тепла, чем во второй.
В науке существует много примеров, когда для понимания свойств каких-то систем требовалось понять их структуру. Например, открытие немецким химиком Ф. Кекуле структуры молекулы бензола (бензольного кольца) помогло понять химические свойства этого органического вещества. Свойства атома стали лучше понятны физикам после того, как Эрнест Резерфорд открыл «планетарную» структуру атома, а Нильс Бор сформулировал свои знаменитые постулаты.
Обобщая всё сказанное о системах, сформулируем следующее определение.
Системным подходом называется научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой
Что такое система
Урок 1. Информатика 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что такое система»
На данном уроке мы познакомимся с такими понятиями как анализ, синтез, системный анализ. Вспомним модель «чёрного ящика» и модель состава.
Система – это целостная и взаимосвязанная совокупность частей, существующая в некоторой среде и обладающая определённым назначением, подчинённая некоторой цели.
Человеческое общество развивается благодаря открытиям, исследованиям, экспериментам и любая система подлежит изучению.
Исследование системы включает в себя два этапа: анализ и синтез.
Анализ системы – это выделение её частей с целью прояснения состава системы.
Как нам уже известно, любая система состоит из подсистем. В свою очередь, любая подсистема состоит так же из нескольких подсистем. Таким образом, мы может разделить систему на самые мелкие объекты.
Возникает вопрос: а нужно ли нам это?
На первом этапе необходимо проанализировать систему для определения её состава и цели исследования. Целью исследования системы является получение её модели. Модель – это новый упрощённый объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.
Соответственно с помощью модели мы можем получить необходимые нам результаты исследований. Например, узнать, как будет лететь самолёт при большой нагрузке багажом.
Далее необходимо выделить в системе связи между её частями. Например: основные компоненты велосипеда (рама, руль, колеса, педали, сиденье) зависят друг от друга. Качество данной системы – возможность ездить на велосипеде. Ни одна составная часть не обладает этим свойством. Но в свою очередь если собрать их вместе, связать их в одно целое, то появляется такое качество, как возможность ездить на велосипеде.
Состояние и поведение системы в той или иной ситуации можно понять и изучить только при наличии её состава и структуры.
Это был первый этап исследования системы.
Синтез – это мысленное или реальное соединение частей в единое целое. В результате данного этапа создаётся представление о системе, объясняется механизм системного эффекта.
Вывод: системный анализ – это исследование реальных объектов и явлений с точки зрения системного подхода, состоящее из этапов анализа и синтеза.
Любое описание системы отражает ограниченное число её свойств. Это зависит от того, с какой целью мы делаем описание, какие именно качества системы нам нужны.
На этом уроке мы познакомимся с моделью «чёрного ящика».
Есть такое понятие «Система как «чёрный ящик». Оно употребляется в том случае, если человек не знает, как устроена та или иная система «внутри» или эта система не представляет для него интереса. Часто достаточно знать, какие действия можно производить с системой, и какие результаты при этом можно получить.
Вход системы – это воздействие на систему со стороны внешней среды, а выход – это воздействие, которое оказывает система на окружающую среду.
Мы можем понимать, например, что объект на компьютере можно открыть двойным нажатием левой кнопкой мыши на нём. Входом будет нажатие клавиши мыши, а выходом – открытие документа. Но мы не знаем, как это происходит в системном блоке, сам процесс нам не понятен. В таких случаях и применяется понятие «система как «чёрный ящик».
Представить систему как «чёрный ящик» – значит указать её входы и выходы, а также зависимость между ними.
Если описать компьютер как «чёрный ящик», учитывая только входы и выходы системы, то получится, что входом системы являются данные программы, а выходом – итоговая информация.
Вывод: модель «чёрного ящика» представляет систему на уровне описания связей её входов и выходов.
Но в то же время, при решении вопросов, которые касаются внутреннего устройства системы, мы не можем ограничиться лишь моделью «чёрного ящика». Можно сказать, что данные, которые мы получаем при рассмотрении модели «чёрного ящика» по большей части являются лишь внешними свойствами системы.
Поэтому приходится обращаться к модели состава. Модель состава – это своеобразный список элементов системы. В данной системе не рассматриваются связи между её элементами.
Разберёмся более подробно на модели состава школы.
Любая школа состоит из администрации, учителей, учеников, учебных классов и родителей. На данной схеме мы видим пять составляющих нашей системы. Каждая из них является подсистемой со своим составом. Для этих подсистем можно также построить свои схемы состава. Например, учеников можно разделить по параллелям с первых по одиннадцатые классы. Или же учителей можно разделить на начальную и старшую школы.
Очевидно, что такой модели будет мало, если мы захотим разобраться, как функционирует школа. Но с другой стороны, она даёт более подробное представление, чем модель «чёрного ящика».
Сегодня мы узнали, что такое системный анализ, познакомились с такими моделями как модель «чёрного ящика» и модель «состава».
ГДЗ по информатике 11 класс учебник Босова параграф 12
1. Для чего нужно упорядоченное хранение данных?
Для быстрого поиска нужной информации.
2. Что такое информационная система? Каково основное назначение информационных систем?
Система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации.
3. Имеете ли вы опыт использования каких-либо информационных систем?
Да, телефонный справочник.
4. Что такое база данных? Как связаны информационная система и база данных?
База данных — это упорядоченное по определенным правилам набор взаимосвязанных данных.
5. Что такое предметная область? Как представляются объекты предметной области и их свойства в информационной модели предметной области?
Множество всех предметов, свойства которых и отношения, между которыми рассматриваются в научной теории.
6. Что такое сущность? Что такое экземпляр сущности? Приведите примеры.
Сущность предметной области — это тип реального или мнимого объекта предметной области.
Например, сущность Классы может состоять из объектов 11А, 11Б, 11В и т.д. Отдельные объекты сущности называют экземплярами сущности. Сущность имеет как минимум один экземпляр. Например, сущность Учебник информатики имеет только один экземпляр сущности, если все ученики школы учатся, используя учебник информатики одного авторского коллектива.
7. Что называют моделью «сущность-связь»?
Модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области.
8. Постройте модель «сущность—связь» для предметной области «Концертный зал».
Определены следующие объекты в БД:
Между объектами выявлены следующие взаимосвязи:
· Один пользователь может множество раз входить в систему.
· Несколько исполнителей могут выступить в нескольких концертах. Связь М:N.
· Исполнителей одного жанра может быть несколько. Связь М:1.
· Каждый концерт сопровождается несколькими типами рекламы. Связь М:N.
· Каждая реклама может быть нескольких видов. Связь 1:М.
· На каждый концерт продается множество билетов. Связь 1:М.
· Стоимость билетов зависит от концерта. Связь М:1.
· Билетов одного типа несколько. Связь М:1.
· Проданных билетов разного типа может быть несколько. Связь М:1.
· Один артист может получить несколько выплат. Связь 1:М.
9. Назовите типы связей между сущностями предметной области.
10. Определите тип связей между сущностями:
11. Что такое модель данных? Для чего она создаётся?
Модель данных – это совокупность структур данных и операций их обработки. С помощью модели данных могут быть представлены информационные объекты и взаимосвязи между ними.
12. Опишите иерархическую модель данных.
Иерархическая модель данных — это модель данных, где используется представление базы данных в виде древовидной (иерархической) структуры, состоящей из объектов (данных) различных уровней.
13. Опишите сетевую модель данных.
Сетевая модель данных определяется в тех же терминах, что и иерархическая. Она состоит из множества записей, которые могут быть владельцами или членами групповых отношений. Связь между записью-владельцем и записью-членом также имеет вид 1:N.
14. Опишите реляционную модель данных.
Реляционная модель представляет собой совокупность данных, состоящую из набора двумерных таблиц. В теории множеств таблице соответствует термин отношение (relation), физическим представлением которого является таблица, отсюда и название модели – реляционная.
15. Опишите таблицу реляционной БД.
Реляционная база данных — это совокупность взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа. Строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, товаре, клиенте), а столбцы таблицы описывают различные характеристики этих объектов — атрибутов (например, наименование, код товара, сведения о клиенте). Записи, т. е. строки таблицы, имеют одинаковую структуру — они состоят из полей, хранящих атрибуты объекта. Каждое поле, т. е. столбец, описывает только одну характеристику объекта и имеет строго определенный тип данных. Все записи имеют одни и те же поля, только в них отображаются различные информационные свойства объекта.
16. Что такое ключевое поле? Каковы требования к ключевому полю?
Ключевое поле — это одно или несколько полей, комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице.
Первичный ключ должен удовлетворять требованиям уникальности и минимальности. Уникальность ключевого поля обеспечивает одно из требований целостности БД – целостность согласования. Минимальность ключевого поля обеспечивает эффективное использование памяти БД.
17. Какого типа связи могут быть установлены между таблицами реляционной БД? Охарактеризуйте каждый тип связи.
• связь один к одному;
• связь один ко многим;
• связь многие ко многим.
18. Во фрагменте БД представлены сведения об участниках выставки:
1) Охарактеризуйте связь между представленными таблицами БД.
Страна участник один ко многим
Участник жанр один к одному
2) Художники из скольких стран представили на выставке пейзажи?
Четыре
3) Представьте всю имеющуюся информацию о выставке в одной таблице.
Самостоятельно
4) Представьте всю имеющуюся информацию о выставке в форме графа.
19. Во фрагменте БД представлены сведения о родственных отношениях:
Представьте имеющуюся информацию в форме графа и ответьте на следующие вопросы.
1) Сколько внуков у Решко Д. А.?
2) Информация о скольких супружеских парах представлена в таблицах?
3) Какой идентификационный номер (ID) у дяди Решко В. А.?
Самостоятельно строим граф и находим решение.
Технологическая карта урока информатики в 11 классе по теме»Что такое система?»
Приветствует учащихся, предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке в компьютерном классе;
дети высказываются, вспоминают ТБ в компьютерном классе.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
осуществление первого пробного
Задача 1. Назовите слово, которое объединяет все картинки на слайде.
Можете ли вы назвать состав каждой из систем? (П1.1.1 Стр.5)
✓ Структура каждой системы?
(система образования, солнечная система, нервная система, периодическая система химических элементов, вавилонская система счисления, операционная система)
Система – это совокупность материальных или информационных объектов, обладающих определенной целостностью Слайд 3.
Состав системы – это совокупность входящих в нее частей элементов
Система образования – см. ответ на рис.
Солнечная система – планеты: Марс, Юпитер и т.д.
Нервная система – центральная нервная система (спиной, головной мозг), периферийная (нервы, нервные узлы, нервные окончания)
Система хим. элементов – элементы: водород, кислород, магний и т.д.
анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); извлечение необходимой информации из текстов (П);
использование знаковосимволических средств (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К).
✓ Существуют ли у этих систем подсистемы и надсистемы? К какому типу можно отнести каждую из систем?
Операционная система – ядро (драйвера, программа управления файлами, программа управления памятью), оболочка.
Постановка учебной задачи (1-2 мин.)
«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»
Формулируют тему и цели урока Тема урока «Что такое система» Цели («хочу узнать» )….
постановка и формулирование проблемы
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения
Слушают, предлагают, опровергают, соглашаются…
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Реализация выбранного плана разрешению затруднения
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); волевая саморегуляция (Р); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы,
схемы, знаки и т.д.) (П);
Первичное закрепление нового знания
Задача 1 (устно). Представьте себе перечисленные ниже объекты в виде системы взаимосвязанных частей и причислите эти части:
1) струны, резонатор
3) рукава, шкурки животных
Примеры природных систем: солнечная система, растение, живой организм.
извлечение из текстов необходимой информации (П); подведение под понятие (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
Задача 2 (устно). Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем
Примеры технических систем: автомобиль, компьютер, система вентиляции.
Примеры нематериальных систем: разговорный язык, математический язык, нотные записи.
Среди смешанных систем можно выделить так называемые социальные системы. Социальные системы образуют люди, объединённые одним занятием, интересами, целями, местом проживания и т. д. Примеры социальных систем: оркестр, футбольный клуб, население города.
точностью (К); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
работа проверка эталону. (10 мин.)
Задача 3. Выделите подсистемы в системе «школа». Отразите структуру системы средствами текстового процессора Word».
Пример ответа
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение из текстов необходимой информации (П); использование знаково-символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); – контроль (Р).
Включение в систему знаний и умений. (5 мин)
Компьютерное тестирование (приложение 2) (тест с сайта: )
1) (1 б.) Верные ответы: 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 1;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;
9) (1 б.) Верные ответы: 2; 10) (1 б.) Верные ответы: 2;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); контроль (Р).
Домашнее задание (1 мин.)
Дополнительное задание (по желанию): стр.
Слушают, анализируют, выбирают для себя уровень.
планирование учебного сотрудничества (К).
Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха соотносится цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация «Правила создания презентаций»
Презентация «Графика в Pascal»
Исследовательская работа на тему «Влияние компьютера на здоровье подростка»
1.1информация и ее свойства 8 класс презентация
Разработка для организации учебного процесса
Программа внеурочной деятельности » Информатика»
Методическая разработка практического занятия по информатике «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты» с применением электронного обучения и дистанционных технологий
Методическая разработка урока по информатике «Текстовые процессоры» с применением электронного обучения и дистанционных технологий
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5412565 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.