Что такое система сми

Понятие системы СМИ. Признаки системности.

Понятие системы СМИ. Признаки системности.

(курсовой проект по дисциплине «Современные Аудиовизуальные СМИ»)

4 курса, 868-3 группы

Касымова Алена Эдуардовна

Рюхов Павел Сергеевич

Оглавление

Понятие системы СМИ. Признаки системности. 5

Типология систем СМИ 7

Список источников 15

Введение

Необходимость использовать понятие «система» возникла в древние времена: даже Аристотель обращал внимание на тот факт, что целое (то есть система) не сводится к сумме составляющих ее частей. Термин «система» и связанные с ним понятия комплексного, системного подхода изучаются и интерпретируются философами, биологами, психологами, кибернетиками, физиками, математиками, экономистами, инженерами различных специальностей. Необходимость использования этого термина возникает в тех случаях, когда невозможно продемонстрировать, изобразить, представить что-либо в одном выражении, и следует подчеркнуть, что оно будет большим, сложными единым целым. В журналистике также возникает необходимость использования данного понятия при рассмотрении деятельности СМИ. В виду того, что СМИ – сложно организованный объект, возникает вопрос об определении присущих им признаков системности. В этом заключается актуальность данного исследования. Цель данной работы – определить признаки системности СМИ. Исходя из цели были поставлены следующие задачи: 1. Дать определение понятию «система», определить ее признаки. 2. Рассмотреть основные признаки системности СМИ. Данное исследование состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.

Понятие системы СМИ. Признаки системности.

Типология систем СМИ

Каждый канал СМИ, издание или программа имеет свои особенности: свою информационную политику, свою аудиторию, свои критерии качества медиапродукции. Разнообразные средства массовой информации вступают во взаимоотношения, в совокупности образуют целостную систему средств массовой информации (города, региона, страны, мира).

Структура системы СМИ:

1.Печатные издания – газеты, журналы, еженедельники, дайджесты, бюллетени.

2. Аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (кабельное, эфирное, спутниковое), документальное кино, видеовещание.

3. Информационные службы – телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, PR-агентства, профессиональные журналистские союзы и ассоциации.

Структура системы СМИ отражается в типологических характеристиках, с помощью которых может быть описано каждое конкретное издание или программа или вся система СМИ. Профессор СПбГУ С.Г.Корконосенко определяет следующие параметры типологизации (классификации) средств массовой информации (1):

Параметры типологизации СМИ

Регион распространения. За основу берется обслуживаемая территория, различают:

— местная пресса – издания, выходящие в районах и городах областного подчинения;

— муниципальная пресса – газеты городских районов;

— газеты предприятий, учреждений и учебных заведений.

Учредитель. Согласно законодательству Российской Федерации, учредителями (основателями) СМИ могут стать: любой гражданин РФ, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный порядок учреждения: фактически органы власти лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Для теле-радиокомпании необходимо также получить лицензию на вещание.

C развитием рыночных отношений, повышения сложности системы управления и хозяйствования возникла необходимость в изданиях, которые предназначались бы для определенной («элитной») аудитории, включающей в себя представителей финансовых, деловых и политических кругов, топ-менеджеров, управленцев банковской сферы, владельцев крупных предприятий. Образцами «качественных» изданий могут служить британская «Financial Times» и американская «New York Times». Так называемые «качественные» издания стали продолжателями традиций элитарной печати: их отличительные черты – взвешенность оценок, аналитичный подход, надежность фактов и мнений, полнота и объективность информации.

Cистемный подход к исследованию средств массовой информации

Активное развитие процессов внедрения информационных технологий в различных сферах экономики, политики, науки и культуры в настоящее время повышает роль средств массовой информации в механизмах социального взаимодействия. Взаимосвязи средств массовой информации изучаются информациологией, теорией коммуникации, теорией журналистики, информатикой и системологией. Исследования проводятся на основе системного подхода: такая теоретическая и методологическая основа дает возможность точно определить условия целостности СМИ как системного объекта, изучить многообразные типы связей в данной системе, а также связи между нею и средой; свести результаты системного анализа в единую теоретическую картину.

Профессор МГУ М.В. Шкондин формулирует следующий перечень требований, которым должны отвечать cредства массовой информации как система:

— сохранять целостный характер, формировать единое информационное пространство для всех членов общества, различных социальных групп, поддерживать постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

— располагать совокупностью оптимально организованных компонентов

(технологических, экономических, редакционных, аудиторных, информационных), каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и с другими элементами системы на основе закономерностей, присущих СМИ;

— иметь необходимый набор функций и уровень их актуализации, удовлетворяющий информационные потребности личности, отдельных групп, социальных слоев, социальных институтов и общества в целом;

— структура СМИ как способ связи компонентов должна располагать совокупностью и многообразием печатных изданий, радио- и телепрограмм, которые могут соответствовать выполнению этих функций;

— иметь потенциал самоорганизации, функционировать как организованная система в соответствии с развитием общества: иметь необходимые этические, правовые, организационные отношения между участниками массово-информационной деятельности;

— удовлетворять информационные потребности личности, различных социальных групп и организаций, содействовать их участию в процессах экономической, политической и культурной жизни;

— объективно и полно отражать условия жизни общества, практическую, духовную и духовно-практическую деятельность людей, способствовать обогащению общественного сознания;

— собирать, производить и распространять информацию в соответствии с динамикой общественного развития; привлекать к производству информации все творчески активные силы, служащие общественному прогрессу;

— создавать и обогащать духовный потенциал общества, вовлекать аудиторию в общественный диалог.

На смену таким отношениям должны приходить учет информационных потребностей членов общества, их удовлетворение и организация широкого доступа творчески активных общественных сил (производителей и распространителей информации) к информационным ресурсам. Необходим цивилизованный диалог между участниками общественных преобразований, различными социальными силами, цель которого – выработка плана совместных действий и взглядов на происходящее, учет альтернативных позиций и разнообразного опыта решения социально-экономических и политических проблем.

— имеют неравные возможности доступа к массовой информации, удовлетворения информационных потребностей;

— имеют неравные возможности в распространении информации, своих взглядов, в развитии духовного потенциала общества через массово-информационный процесс;

— не имеют возможности полноценного информационного взаимодействия для успешной совместной реализации их функций.

Информационная сфера СМИ демократического общества должна охватывать весь спектр духовных продуктов: знаний, опыта, мнений, этических и эстетических ценностей, рождаемых процессами познавательной, образовательной, научной, художественной деятельности, являющихся достоянием общества, общественного сознания. Ускорению процессов становления информационного общества в Росийской Федерации на основе прогрессивных мировых традиций экономики, культуры и науки могут способствовать только такие СМИ, которые активно вовлекают в массово-информационный процесс всех участников социальных действий, в полной мере удовлетворяют растущие потребности в получении и распространении информации всех участников процессов духовной, практической, и духовно-практической деятельности (познавательных, воспитательных, образовательных, организационно-управленческих) на основе обогащения духовного потенциала общества, свободы слова и соблюдения прав человека.

Заключение

Таким образом, система – это совокупность взаимосвязанных элементов. Любая система обладает рядом признаков: целостностью, независимостью от окружающей среды, взаимосвязью элементов, наличием общей цели и т. д. Не исключением является и система СМИ. К основным признакам системности СМИ относится ее целостность, наличие структуры и подсистем (печатные СМИ, аудиовизуальные СМИ, информационные службы), наличие общей цели – достижение непрерывного процесса информирования, удовлетворения информационных потребностей личности. Рассмотренные нами признаки СМИ позволяют нам рассматривать их как полноценную систему.

Источник

Типология и система СМИ

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

ЛЕКЦИЯ 9

Каждый канал СМИ, издание или программа имеет свои особенности: свою информационную политику, свою аудиторию, свои критерии качества медиапродукции. Разнообразные средства массовой информации вступают во взаимоотношения, в совокупности образуют целостную систему средств массовой информации (города, региона, страны, мира).

Структура системы СМИ:

1.Печатные издания – газеты, журналы, еженедельники, дайджесты, бюллетени.

2. Аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (кабельное, эфирное, спутниковое), документальное кино, видеовещание.

3. Информационные службы – телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, PR-агентства, профессиональные журналистские союзы и ассоциации.

Структура системы СМИ отражается в типологических характеристиках, с помощью которых может быть описано каждое конкретное издание или программа или вся система СМИ. Профессор СПбГУ С.Г.Корконосенко определяет следующие параметры типологизации (классификации) средств массовой информации (1):

Параметры типологизации СМИ

Регион распространения. За основу берется обслуживаемая территория, различают:

— местная пресса – издания, выходящие в районах и городах областного подчинения;

— муниципальная пресса – газеты городских районов;

— газеты предприятий, учреждений и учебных заведений.

Учредитель. Согласно законодательству Российской Федерации, учредителями (основателями) СМИ могут стать: любой гражданин РФ, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный порядок учреждения: фактически органы власти лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Для теле-радиокомпании необходимо также получить лицензию на вещание.

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

C развитием рыночных отношений, повышения сложности системы управления и хозяйствования возникла необходимость в изданиях, которые предназначались бы для определенной («элитной») аудитории, включающей в себя представителей финансовых, деловых и политических кругов, топ-менеджеров, управленцев банковской сферы, владельцев крупных предприятий. Образцами «качественных» изданий могут служить британская «Financial Times» и американская «New York Times». Так называемые «качественные» издания стали продолжателями традиций элитарной печати: их отличительные черты – взвешенность оценок, аналитичный подход, надежность фактов и мнений, полнота и объективность информации.

Cистемный подход к исследованию средств массовой информации

Активное развитие процессов внедрения информационных технологий в различных сферах экономики, политики, науки и культуры в настоящее время повышает роль средств массовой информации в механизмах социального взаимодействия. Взаимосвязи средств массовой информации изучаются информациологией, теорией коммуникации, теорией журналистики, информатикой и системологией. Исследования проводятся на основе системного подхода: такая теоретическая и методологическая основа дает возможность точно определить условия целостности СМИ как системного объекта, изучить многообразные типы связей в данной системе, а также связи между нею и средой; свести результаты системного анализа в единую теоретическую картину.

Профессор МГУ М.В. Шкондин формулирует следующий перечень требований, которым должны отвечать cредства массовой информации как система:

— сохранять целостный характер, формировать единое информационное пространство для всех членов общества, различных социальных групп, поддерживать постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

— располагать совокупностью оптимально организованных компонентов

(технологических, экономических, редакционных, аудиторных, информационных), каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и с другими элементами системы на основе закономерностей, присущих СМИ;

— иметь необходимый набор функций и уровень их актуализации, удовлетворяющий информационные потребности личности, отдельных групп, социальных слоев, социальных институтов и общества в целом;

— структура СМИ как способ связи компонентов должна располагать совокупностью и многообразием печатных изданий, радио- и телепрограмм, которые могут соответствовать выполнению этих функций;
— иметь потенциал самоорганизации, функционировать как организованная система в соответствии с развитием общества: иметь необходимые этические, правовые, организационные отношения между участниками массово-информационной деятельности;

— удовлетворять информационные потребности личности, различных социальных групп и организаций, содействовать их участию в процессах экономической, политической и культурной жизни;

— объективно и полно отражать условия жизни общества, практическую, духовную и духовно-практическую деятельность людей, способствовать обогащению общественного сознания;

— собирать, производить и распространять информацию в соответствии с динамикой общественного развития; привлекать к производству информации все творчески активные силы, служащие общественному прогрессу;

— создавать и обогащать духовный потенциал общества, вовлекать аудиторию в общественный диалог.

На смену таким отношениям должны приходить учет информационных потребностей членов общества, их удовлетворение и организация широкого доступа творчески активных общественных сил (производителей и распространителей информации) к информационным ресурсам. Необходим цивилизованный диалог между участниками общественных преобразований, различными социальными силами, цель которого – выработка плана совместных действий и взглядов на происходящее, учет альтернативных позиций и разнообразного опыта решения социально-экономических и политических проблем.

— имеют неравные возможности доступа к массовой информации, удовлетворения информационных потребностей;

— имеют неравные возможности в распространении информации, своих взглядов, в развитии духовного потенциала общества через массово-информационный процесс;

— не имеют возможности полноценного информационного взаимодействия для успешной совместной реализации их функций.

Информационная сфера СМИ демократического общества должна охватывать весь спектр духовных продуктов: знаний, опыта, мнений, этических и эстетических ценностей, рождаемых процессами познавательной, образовательной, научной, художественной деятельности, являющихся достоянием общества, общественного сознания. Ускорению процессов становления информационного общества в Росийской Федерации на основе прогрессивных мировых традиций экономики, культуры и науки могут способствовать только такие СМИ, которые активно вовлекают в массово-информационный процесс всех участников социальных действий, в полной мере удовлетворяют растущие потребности в получении и распространении информации всех участников процессов духовной, практической, и духовно-практической деятельности (познавательных, воспитательных, образовательных, организационно-управленческих) на основе обогащения духовного потенциала общества, свободы слова и соблюдения прав человека.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Шкондин М.В. Печатные СМИ. Системные характеристики СМИ. /В сб. Средства массовой информации России / Ред. Я.Н.Засурский. М., 2005.

Аргунова Е.В. Новая экспансия культуриндустрии: практика ведущих телеканалов России (1999-2004гг.)/ В сб. Социально-политическое функционирование журналистики. Ред-составитель В.А.Сидоров. – СПбГУ, 2005.

Источник

Основные понятия СМИ: виды, формы и признаки

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

Практически каждый человек легко разберется, что означает слово «СМИ». Понятие, кроющееся за аббревиатурой, которая расшифровывается как «средства массовой информации», уже много десятков лет является одним из самых значимых инструментов, обеспечивающих культурное развитие общества. Однако нередко они становятся и орудием изощренной пропаганды. Далее в статье будет раскрыто понятие СМИ, признаки, формы и виды данной системы. Кроме того, мы рассмотрим их влияние на различные области жизни населения.

Определение

Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации, обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее при этом имеет массовые масштабы.

Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.

Процесс развития СМИ

Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.

С течением времени они развивались, гонцы передавали послания, написанные на бересте или бумаге. В V веке до нашей эры в Риме появились первые печатные издания, с помощью которых население узнавало о тех или иных событиях. Существуют также сведения, что в это же время в Азии начали распространяться листовки, которые современные ученые предпочитают называть «прагазетным» явлением.

В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.

В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.

Существует несколько форм средств массовой информации. И понятие, и виды СМИ регламентируются на законодательном уровне. Документ называется ФЗ «О средствах массовой информации». Данный закон является базовым. Именно он регулирует отношения при организации деятельности и распространении средств массовой информации, взаимодействия между системой и населением.

Виды СМИ (и понятия, соответственно):

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

Это основные понятия СМИ. Но в современном мире происходит стремительное развитие социальных сетей. Некоторые ученые рассматривают их в качестве еще одной формы средств массовой информации.

Функции

Понятия и виды СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод, что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки политической составляющей.

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

Отдельно стоит упомянуть рекреативную функцию. Она не несет в себе ни политической, ни идеологической, ни образовательной составляющей. Данная функция СМИ направлена на снятие напряжение населения, развлечение и отдых большого количества людей.

Признаки

Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных источников тех или иных сведений):

К признакам СМИ можно отнести и то, что они распространяют информацию посредством определенных механизмов. К ним относятся: продажа, доставка, подписка, вещание, раздача.

Цензура

В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы. Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не должны предварительно согласовывать и накладывать запрет на те или иные материалы.

Важно понимать, что свобода СМИ не может быть безграничной. ФЗ четко регламентируются случаи, когда использование средств массовой информации недопустимо:

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

На законодательном уровне запрещено использовать обозначения, относящиеся к специальным средствам СМИ. Это обусловлено тем, что скрытые вставки и особые тексты способны оказывать воздействие на большое количество людей на подсознательном уровне. Кроме того, у некоторых лиц на фоне получения подобной информации ухудшается самочувствие.

Особенности освещения информации

То, что входит в понятие СМИ, имеет большое количество каналов. Например, печатные издания – это и журналы, и газеты, и иные периодические сборники. Они могут распространяться как в отдельном регионе, так и по всему миру. Каждая из данных подсистем имеет свои специфические особенности и функции.

Информация в печатных изданиях воспринимается людьми без помощи дополнительных инструментов. Каждый человек может изучить материалы как глубоко, так и поверхностно. При этом он может отложить газету и поставить цель изучить текст позже, но с большим вниманием.

Особенностью радиовещания является его оперативность. Другими словами, информация может передаваться в режиме реального времени. Первоначально на радио звучали только речевые сообщения. В современном мире осуществляется передача звуков всех типов.

Телевещание позволяет также передавать информацию, изображения и звуки в режиме реального времени. По мере развития монтажа все чаще в эфир стали выходить заранее снятые и отредактированные материалы. У телевещания имеется особенность, называемая принудительностью. Это означает, что зритель не имеет возможности перенести время показа, изменить длительность фильма или передачи.

Роль в жизни общества

В современном мире немаловажное значение имеет социальная активность каждой личности. СМИ играют определенную роль в ее формировании. Благодаря этому успешно решается ряд задач социального, экономического и политического характера.

Это понятие и сущность СМИ. Средства массовой информации являются мощным инструментом, оказывающим влияние на мнение людей, на их психоэмоциональное состояние. То есть СМИ могут эффективно убеждать.

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование личности. При этом подавляющая часть населения доверяет информации, передаваемой с помощью телевидения. Совсем незначительно ему уступает сеть Интернет. Однако, судя по прогнозам, в ближайшие годы практически все люди на земном шаре будут искать информацию исключительно во Всемирной паутине. При этом степень эффективности деятельности СМИ напрямую зависит от потребностей населения.

Роль в современной культуре

Каждый журналист должен быть не только носителем информации. Он обязан распространять ее в соответствии с требованиями художественного слова. Так и было примерно до середины ХХ века.

Постепенно требования к журналистам стали менее строгими. Ярким примером являются теле- и радиоведущие, которые не всегда могут выражать свои мысли грамотно и корректно. Классическая журналистика отходит на второй план, все чаще СМИ освещают сенсации кратковременного характера с целью повышения своих рейтингов. Но в результате общество совершенно перестает реагировать на культурные события.

Примером являются ток-шоу и телевизионные передачи со знаменитостями. Они всего лишь освещают обыденную жизнь людей, при этом рассчитаны на широкую аудиторию. Человек, который смотрит передачу, примеряет на себя образец поведения знаменитостей или незнакомых лиц. Но при этом он никак не просвещается культурно и не получает ценную для себя информацию.

Что такое система сми. Смотреть фото Что такое система сми. Смотреть картинку Что такое система сми. Картинка про Что такое система сми. Фото Что такое система сми

Таким образом, большинство инструментов современных СМИ не выполняют своего главного предназначения. Деятельность большинства средств массовой информации направлена на манипулирование огромным количеством людей.

В заключение

Средства массовой информации – это мощный инструмент воздействия на большую аудиторию. Если речь идет о теле- или радиовещании, то это происходит одновременно. С помощью информации, которая передается посредством того или иного инструмента, возможно воздействовать на мнение большого числа людей. В основе деятельности СМИ лежит принцип свободы. Однако она не безгранична и регламентируется на законодательном уровне. С помощью СМИ запрещено осуществлять уголовную и экстремистскую деятельность, а также распространять материалы порнографического или жестокого характера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *