Что такое система социального обеспечения

Система социального обеспечения РФ: понятие, структура

Понятие системы социального обеспечения и ее структура

В философии системой называют взаимодействие элементов, взаимосвязь которых образует целостное единство. Социальное обеспечение тут идет в соответствии с признаками этой системы. Ведь это образование состоит из множества комплектов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Анализ системы социального обеспечение

Для того чтобы дать компонентный и структурный анализ системы, необходимо определиться с понятием социального обеспечения. Ведь каждая система включает в свой состав внутреннюю организацию, которая показывает нам всю совокупность устойчивых связей объекта, при этом обеспечивая его целостность.

В свое время социальное обеспечение является достаточно сложной структурой, состав которой может изменяться под влиянием ее основы.

Также стоит отметить, что на данный момент есть две структуры: структура общественных отношений и социального обеспечения.

Сутью структуры общественных отношений является построение системы социального обеспечения в России.

Но какие виды отношений тут нужно учесть? По сути своей, социальное обеспечение включает в себя различные виды общественных отношений, например: социальные, политические, экономические и правовые.

Социальное обеспечение в экономическом аспекте

Если рассмотреть отношения по социальному обеспечению, то они будут являться лишь частью распределения экономических отношений. Ведь экономическая категория занимается выражением отношений в создании, распределении, перераспределении, а также в потреблении обществом необходимых частей продукта.

Социальные отношения представляют из себя часть уже имеющихся общественных социальных отношений.

Исходя из этого они связываются с главной задачей людей: обеспечением жизненными средствами и расширением возможностей человека, как производственной силы. В это время институты социального обеспечения ставят в приоритет обеспечить определенные группы людей: пенсионеров, инвалидов, людей потерявших трудоспособность, безработных, многодетных семей, малообеспеченных и другие слои населения. В этом и заключается главная мысль социальных отношений, которые базируются на экономике.

Социальное обеспечение в политическом аспекте

Если же рассматривать политический аспект, то в нем социальное обеспечение занимается отражением целей политики государства в той или иной области.

Ведь все отношения политического характера и отношения социального обеспечения очень тесно связаны с экономическими и социальными отношениями. В данной структуре главными будут являться именно экономические отношения, ведь они осуществляют свою работу через механизмы интересов при этом оказывают значительное влияние на политические отношения. Что же касается политических и социальных отношений, то они проявляются в следующем:

Социальное обеспечение в правовом аспекте

Не стоит забывать и о правовых отношениях, они являются важнейшим элементом социального обеспечения, как системы общественных отношений.

Значение этих отношений проявляется в достижении целей социального обеспечения. Правовые отношения в своей структуре определяются входящими в нее отношениями, такими как: социальные, экономические и политические.

При этом стоит отметить, что правовое воздействие по социальному обеспечению ограничено взаимоотношениями с экономикой, социальными сферами, политикой и правами. Ведь, как известно, право имеет вторичное отношение к экономике и поэтому в конечном счете оно зависит больше от базиса. Поэтому взаимоотношения экономики и права в первую очередь взаимодействуют с правовыми, и экономическими отношениями.

В системе правовых и идеологических отношений основой являются социальные отношения, которые занимаются развитием и взаимодействием этого процесса. Однако, все это очень посредственно связано с политическими отношениями. И именно поэтому право занимается регуляцией лишь тех процессов, которые получили отражение в политике на данном этапе развития общества.

Правовые и политические отношения в соц обеспечении

В области социального обеспечения тесно связаны между собой правовые и политические отношения. В то время, как правовые средства требуются государству для применения социальной политики. Сама социальная политика в это время занимается использованием правовых норм, как средства для реализации целей, и способствует совершенствованию права.

Структура социального обеспечения

Углубленного разъяснения требует система структуры социального обеспечения. Основываясь на предыдущих тезисах можно сделать вывод, что в эту системы входят денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Все это дает понимание системы социального обеспечения, как системы взаимодействующих и взаимосвязанных денежных потоков, а также субъектов обеспечения, учредительных органов, видов обеспечения и норм правовых актов.

В компоненты этой системы вводят ее основные части – государственная и негосударственная, и подсистемы: управление, финансирование, права и другие. Эти структуры направлены на реализацию прав граждан в социальной сфере. Каждая из вышеперечисленных сфер, образует относительно самостоятельную систему с внутренним составом, и поэтому в результате такого взаимодействия осуществляется функционирование системы в целом.

Источник

Государственное социальное обеспечение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственная система социального обеспечения

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, абсолютно каждому гражданину нашей страны гарантируется социальное обеспечение в соответствии с его возрастными особенностями, в случае выявления опасного для жизни и здоровья заболевания, в связи с инвалидностью, по потере кормильца, а также для нужд в воспитании детей или в иных случаях, которые также предусматривают законодательные органы. Любые государственные пенсии, а также назначаемые социальные пособия изначально устанавливаются именно законом.

Государство берет на себя ответственность за создание финансовой базы и социально-организационных структур, которые необходимы для эффективной реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение.

В результате этой деятельности появляется особая специфическая государственная система социального обеспечения, которая включает в себя также несколько основных подсистем:

В научных кругах эти подсистемы принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения, они отличаются друг от друга не только направлениями деятельности, но также и теми средствами, за счет которых они реализуются (преимущественно, отличия заключаются в основных финансовых источниках).

Также указанные нами формы могут отличаются друг от друга объектами и субъектами социального обеспечения, видами основных социальных выплат (материальные и денежные выплаты и услуги), органами управления, которые берут на себя ответственность за осуществление данных социальных действий.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь – одно из направлений, которое в последние годы играет очень важную роль во всей системе социального обеспечения Российской Федерации. Право на получение социальной помощи со стороны государства имеют малоимущие лица, которые по независящим от них причинам не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои первичные потребности и ввиду этого нуждаются в адресной помощи со стороны государства, которое берет на себя такие полномочия.

Финансирование социальной помощи производится за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации, а также за счет бюджетов ряда муниципальных образований. Такая помощь предоставляется гражданам в виде некоторых социально значимых услуг, к которым относятся такие, как:

Также социальная помощь может предоставляться в виде денежных выплат (пенсионные выплаты, социальные пособия или субсидии, которые носят единовременный или многократный характер) или же в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания первой необходимости, одежда и обувь, необходимые для поддержания жизнедеятельности человеческого организма медикаменты).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство берет на себя и иные обязательства. Например, оно поощряет формы добровольного социального страхования, а также некоторые формы и виды дополнительного социального обеспечения, организацию благотворительных фондов, которые также оказывают посильную помощь и поддержку некоторым категориям граждан (волонтерами в них могут стать все желающие помочь).

Это значит, что защита современного населения от множества социальных рисков может финансироваться за счет нескольких источников:

Таким образом, государственная система социального обеспечения по-прежнему занимает лидирующие позиции. Любое правительство любого государства заинтересовано в том, чтобы его население имело все необходимые ресурсы, товары и услуги первой необходимости, чтобы не испытывать нужду и не оказаться за чертой бедности.

Но реальность такова, что в России в данной сфере по-прежнему есть некоторые проблемы, которые в основном заключаются в противоречивом характере отношений: государство преимущественно не вдается в подробности и не слышит, что именно нужно гражданам, поэтому сами граждане так и остаются в нужде, не дожидаясь действительно важной и необходимой помощи. Происходит жесткое разделение на богатые и бедные слои населения, между которыми прослеживается заметная «пропасть», которую достаточно проблематично разрешить теми мерами социального обеспечения, которые сегодня действуют.

Источник

Право социального обеспечения. Введение в общую часть

Понятие социального обеспечения. Изучение понятия социального обеспечения, понимание его сущности базируются на ключевом для данной отрасли понятии «социальное обеспечение». Статья 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае: болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Таким образом, на самом высоком – конституционном уровне – закрепляются положения о социальном обеспечении. И не просто закрепляются, – государство гарантирует социальное обеспечение. Это свидетельствует об особой важности данной системы в обществе.

Социальное обеспечение сложное, многогранное общественное явление. Оно представляет интерес для самых разных областей научного знания. Право, экономика, социология, философия, демография, статистика и другие науки изучают различные аспекты этого явления. Возникают вопросы: почему социальное обеспечение необходимо человеку?

Почему общество и государство поддерживают функционирование этой системы?

Основой его создания служит труд человека, позволяющий получать необходимые для жизни средства. Но эта форма самообеспечения имеет объективные ограничения, которые связаны с возрастом человека.

В течение жизни человек проходит ряд этапов своего развития, обусловленных возрастными критериями. Если соотнести каждый из этапов с возможностью материального самообеспечения человека, то вполне очевидным станет следующий факт. Только наличие достаточного имущества, соответствующим образом используемого, может обеспечивать необходимые жизненные блага человеку практически независимо от его возраста и трудоспособности. Большинству людей в течение жизни приходится трудиться, чтобы себя обеспечить. Трудовой деятельностью человек может заниматься в определенный период жизни, называемый периодом трудоспособности. До и после периода трудоспособности человек считается нетрудоспособным (по возрастным критериям).

Понятие нетрудоспособности, обусловленной не только возрастом, но и иными обстоятельствами, признаваемыми обществом и государством социально значимыми, определяет цели и задачи функционирования системы социального обеспечения:

Но не только нетрудоспособные лица или лица, не имеющие возможности трудиться по независящим от них обстоятельствам, не в состоянии материально себя обеспечить.

Возможна и такая ситуация, когда человек трудится и имеет определенный доход, но уровень этого дохода недостаточен для материального обеспечения работника и его семьи.

Такая ситуация может быть следствием экономических и иных не зависящих от человека причин и обстоятельств (экономические спады, кризисы, банкротство организации и т. п.).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: проблема обеспечения дохода (средств к существованию) и его уровня через систему социального обеспечения затрагивает не только нетрудоспособных, но и к трудоспособных граждан.

Существуют жесткие, запрограммированные природой человека и самой жизнью обстоятельства, вследствие которых в обществе постоянно есть слои и группы населения, нуждающиеся в поддержке или помощи общества. Формирование источников материального обеспечения указанных лиц является залогом обеспечения их права на жизнь. Именно поэтому система социального обеспечения очень важна для каждого человека.

Вместе с тем следует говорить о том, что предоставляемые обществом права предполагают и определенные обязанности человека, даже если их исполнение отдалено во времени. В их числе уплата налогов, участие в системе обязательного социального страхования, принятие не противоречащих закону мер к самообеспечению и др.

А почему общество и государство заинтересованы в существовании этой системы? Если отвечать с гуманистических позиций, то необходимо подчеркнуть, что эта заинтересованность связана с высокой значимостью и ценностью всех прав человека, и прежде всего права на жизнь. В то же время существование системы социального обеспечения имеет и другое немаловажное значение. Она позволяет смягчать последствия социального неравенства, снимать социальную напряженность в обществе, поскольку все это может приводить к серьезным последствиям для общества и для государства.

«Социальное обеспечение» – понятие многогранное, поэтому не существует единого его определения. В любом определении социальное обеспечение предстает как объемное образование, целый комплекс общественных отношений.

Социальное обеспечение определяется: 1) как форма выражения социальной политики государства; 2) совокупность всех видов и форм материального обеспечения нетрудоспособных членов общества; 3) совокупность правовых актов, мероприятий, учреждений, целевая направленность которых заключается в удовлетворении потребностей граждан в связи с наступлением определенных обстоятельств (случаев) (ст. 39 Конституции РФ). Но ни одно из определений не может быть всеобъемлющим. В нем можно указать лишь наиболее важные признаки или грани данного понятия.

В самом общем виде определение социального обеспечения можно сформулировать следующим образом:

«Социальное обеспечение – это совокупность мер экономического, правового, организационного характера, которые предусматривают предоставление гражданам особого рода материальных благ (различных видов социального обеспечения), назначаемых:

В современном обществе существование системы социального обеспечения является объективной необходимостью. Состояние и функционирование этой системы зависит от экономических возможностей общества и государства. Наиболее развитые системы социального обеспечения существуют в экономически развитых странах.

Виды социального обеспечения. Все основные теоретические понятия и акты законодательства связаны с конкретными видами материальных благ, т. е. видами социального обеспечения.

Термин «социальное обеспечение» не обозначает конкретное материальное благо.

Социальное обеспечение, являясь понятием многозначным, может употребляться как обобщающее, собирательное понятие, которое объединяет все виды материальных благ, предоставляемых гражданам в рамках системы социального обеспечения.

Все виды социального обеспечения разделяются на две группы.

1. Виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме): пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты. Это традиционные виды денежных выплат. В последние годы появились новые виды выплат: ежемесячные денежные выплаты, материнский (семейный) капитал, доплаты к пенсиям.

По отношению друг к другу денежные выплаты можно классифицировать следующим образом:

2. Виды социального обеспечения, предоставляемые гражданам бесплатно или с частичной оплатой в натуральном выражении (натуральной форме):

Приведенный перечень дает лишь самое общее представление о видах социального обеспечения, поскольку человеку назначается конкретный вид пенсии, пособия и т. д. Следует учитывать внутривидовое многообразие.

Например, пенсии как вид социального обеспечения подразделяются на пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии. В основе каждого вида пенсии лежит конкретное обстоятельство, которое признается обществом как социально уважительное (старость, инвалидность, потеря кормильца, длительная профессиональная деятельность), с которым связывается назначение пенсии.

Пособия также классифицируются в зависимости от конкретных социально значимых обстоятельств, в связи с которыми они назначаются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособие по безработице и т. д. В качестве обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, здесь выступают: временная нетрудоспособность, беременность и роды, уход за малолетними детьми, безработица.

Основные формы социального обеспечения. Формы социального обеспечения – организационные и правовые способы осуществления социального обеспечения.

В праве социального обеспечения существуют разные подходы к классификации и выявлению сущности организационно-правовых форм. Наиболее приемлемым представляется подход, согласно которому необходимо определить содержание четырех важнейших признаков, характерных для конкретной формы социального обеспечения:

В качестве основных организационно-правовых форм выделяются две централизованные формы – обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение за счет бюджетных средств.

Организационно-правовая форма «обязательное социальное страхование»:

Важнейшие принципиальные положения, касающиеся данной организационно-правовой формы, определены Законом об основах обязательного социального страхования. Этот Закон называют рамочным, поскольку он предусматривает необходимость принятия законов по конкретным видам обязательного социального страхования. В нем закреплены:

Организационно-правовая форма «государственное социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований»:

Понятие права социального обеспечения. Согласно положениям общей теории права, отрасль права – обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом определенную сферу родовых общественных отношений.

В правовой науке в числе признаков, присущих отрасли права, в частности, выделяются:

В реальной жизни устоявшийся, взаимосвязанный комплекс общественных отношений в какой-либо конкретной сфере регулируется совокупностью правовых норм разной отраслевой принадлежности. В связи с этим наряду с понятием отрасли права существует понятие «межотраслевое правовое образование». Данный термин применим к сфере правового регулирования в системе социального обеспечения.

Чрезвычайно важное значение в системе социального обеспечения имеют отношения, связанные с формированием финансового источника и установлением порядка расходования поступивших средств на нужды обеспечиваемых граждан. В связи с этим в указанное выше межотраслевое правовое образование включаются соответствующие нормы финансового права.

Функционирующая в государстве обширная система социального обеспечения, которая действует на разных уровнях, нуждается в управлении в целях достижения слаженности и бесперебойности ее работы. Регулирование общественных отношений, связанных с управлением этой системой, осуществляется на основе норм административного права.

Правовые нормы регламентируют отношения между гражданином, реализующим свое право на социальное обеспечение, и государственным органом, уполномоченным предоставлять соответствующий вид обеспечения. Основная цель системы социального обеспечения – материальное обеспечение граждан при наступлении обстоятельств, признаваемых государством социально уважительными (социальных рисков). Следовательно, в комплекс правовых норм, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, должны включаться нормы, регулирующие общественные отношения в связи с предоставлением гражданам соответствующих видов социального обеспечения.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения базируется на нормах разной отраслевой принадлежности. Комплекс правовых норм, которые регулируют отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ (именуемых видами социального обеспечения), составляет единую самостоятельную отрасль – право социального обеспечения.

На основе общего понятия социального обеспечения можно сформулировать следующее определение отрасли права.

«Право социального обеспечения – совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ, которые назначаются:

Раскрыть понятие отрасли – значит раскрыть ее предмет и метод.

Отраслевой предмет правового регулирования. Предмет отрасли представляет собой комплекс общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли, а метод – приемы, способы и средства, с помощью которых регулируется однородный комплекс общественных отношений.

«Предмет права социального обеспечения составляют общественные отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ, которые назначаются:

Предмет у данной отрасли сложный – комплекс различных видов отношений.

По объекту регулирования выделяются две группы отношений:

б) процедурно-процессуальные отношения (вспомогательные), которые необходимы для функционирования материальных отношений. Их предметом является не материальное благо, а совершение компетентным органом определенного юридического действия, без которого не может возникнуть материальное отношение.

По аналогии с группировкой видов социального обеспечения материальные отношения в предмете права социального обеспечения можно также разделить на две группы:

Дальнейшая классификация материальных отношений основывается на внутривидовом делении основных видов обеспечения (например, существует столько видов пенсионных отношений, сколько видов пенсий; следовательно, выделяются отношения по поводу пенсии по старости, по поводу пенсии по инвалидности и т. д.). То же относится к отношениям по поводу всех остальных видов обеспечения.

Группа процедурно-процессуальных отношений имеет важное значение для функционирования материальных отношений. В число процедурных отношений традиционно включают:

Процессуальные отношения возникают по поводу защиты нарушенного права.

Основным критерием для обоснования распределения правовых норм внутри системы отрасли является значение, которое имеет та или иная норма права в целом для предмета отрасли либо для отдельного вида (группы) общественных отношений, входящих в ее предмет.

Нормы Общей части закрепляют, как правило, основные принципиальные положения, имеющие существенное значение для всех или для большинства общественных отношений, регулируемых конкретной отраслью права. Нормы Особенной части регулируют конкретный вид отношений либо отдельные элементы отношения.

Специфика Общей части права социального обеспечения заключается в том, что она не закончила свое формирование. Об оформлении Общей части можно говорить в случае принятия кодификационного акта отрасли, в котором нашли бы закрепление определение предмета отрасли, ее задачи, принципы правового регулирования данной отрасли, право субъекта на социальное обеспечение, виды обеспечения, гарантии права на социальное обеспечение и некоторые другие общие положения, которые являются фундаментальными для отрасли.

Основные институты особенной части права социального обеспечения. Особенная часть права социального обеспечения также продолжает еще формироваться, однако уже в настоящее время в ее структуре выделяется комплекс устоявшихся институтов, нормы которых имеют собственный предмет регулирования.

Особенная часть имеет более четкую структуру, поскольку в ней все нормы о социальном обеспечении сгруппированы в правовые институты. В Особенной части выделяется шесть правовых институтов:

1) институт трудового стажа, нормы которого закрепляют понятие стажа; виды трудовой, иной общественно полезной деятельности, других периодов, включаемых в страховой и трудовой стаж; правила исчисления и подтверждения всех видов стажа;

2) институт пенсионного обеспечения, который является комплексным институтом, состоит из подинститутов по видам пенсий (пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслугу лет), а также объединенных в самостоятельный институт норм, определяющих правила назначения и выплаты пенсий, порядок перерасчета ее размеров;

3) институт пособий и иных денежных выплат, который является комплексным институтом, состоит из подинститутов по видам пособий (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособие по безработице); в этот же институт включаются нормы в виде подинститутов, регулирующих отношения по поводу компенсационных выплат, субсидий и т. п.;

4) институт возмещения вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – простой институт (в его структуре нет подинститутов); он включает нормы, которые устанавливают: круг лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования, виды страхового обеспечения, размер страховых выплат, порядок назначения и выплаты страхового обеспечения;

5) институт медицинской помощи – комплексный институт, в котором подинституты объединяют нормы в зависимости от вида обеспечения, предоставляемого бесплатно или с частичной оплатой: оказание медицинской помощи, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение;

6) институт социального обслуживания, который считается сложным комплексным институтом ввиду того, что его нормы регулируют отношения по предоставлению в натуральной форме разнообразных видов обеспечения. Данный институт состоит из множества подинститутов, подразделяемых по видам социальных услуг: полного и полустационарного социального обслуживания; социальной помощи на дому; срочной социальной и консультативной помощи; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; обеспечения инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедической помощи; содержания детей в детских учреждениях; льгот по системе социального обеспечения.

От системы отрасли следует отличать систему законодательства о социальном обеспечении. Законодательство – это совокупность находящихся в соответствующей взаимосвязи нормативных правовых актов.

Понятие законодательства тесно связано с понятием «источник права» (в формальном смысле слова). Источник права представляет собой внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источником права социального обеспечения являются различные нормативные правовые акты, которые регулируют комплекс общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Сложная система источников в совокупности образует законодательство о социальном обеспечении.

В сфере регулирования социального обеспечения действует большое количество законов, поскольку отсутствует единый кодекс, который объединял бы комплекс отраслевых норм.

Отсутствие кодификационного акта – наиболее сложная и острая проблема права социального обеспечения. Наличие большого числа законов, которые часто не увязаны друг с другом, осложняет правовое регулирование. А принятие во исполнение законов огромного числа нормативных правовых актов делает систему отраслевых источников весьма объемной, многослойной и противоречивой.

Социальное обеспечение в соответствии со ст. 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, поэтому постепенно возрастает значение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в соответствии с которыми устанавливаются региональные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям, осуществляются различные меры государственной социальной помощи и социальной поддержки. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения граждан.

Большинство законов федерального уровня, которые содержат нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению, можно разделить на три большие группы в зависимости от вида социального обеспечения:

В рамках конкретных институтов Особенной части права социального обеспечения будут подробно рассмотрены основные законы, относящиеся к каждой из этих групп, и содержащиеся в них правовые нормы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *