Что такое система триз в доу по фгос
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ
Наталья Макух
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
— Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
— Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
— Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
— Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
— Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
— Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
— Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
— Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».
Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.
Консультация «Что такое ТРИЗ. ТРИЗ??-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач»
Марина Попова
Консультация «Что такое ТРИЗ. ТРИЗ??-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач»
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду.
Теория решения изобретательских задач
Воспитатель: Попова М. В.
Что такое ТРИЗ?
Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи. Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.
Зачем была создана ТРИЗ?
Принципы ТРИЗ
Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.
На кого рассчитана система
Что такое ТРИЗ, мы выяснили, а теперь нужно понять, кого же можно обучать этой теории. Как и большинство экспериментов, этот ученые ставили на детях. Ведь ни на ком другом нельзя проверить успешность нового метода воспитания. Поэтому дети дошкольного возраста становились «подопытными кроликами». Когда система ТРИЗ показала, что ученые не ошиблись, и детей получилось научить мыслить более систематически, с ними продолжали заниматься и в школьном возрасте. Здесь решались уже более сложные задачи. Детям давались задания, но ни наводок, ни подсказок не было.
А также система ТРИЗ вполне неплохо себя зарекомендовала в качестве программы усовершенствования взрослых людей. Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.
Сколько времени занимает обучение
Теория решения изобретательских задач – это целая наука. Причем по аналогии с физикой или с химией можно сказать, что учить ее следует всю жизнь. Как же так, ведь в детском саду и школе детей тренируют упражнениями, а поступая в высшее учебное заведение, человек уже не практикует ТРИЗ постоянно? Все, что у него осело на подкорке, тем он и пользуется.
Именно так и живут многие люди в нашей стране. Но если провести параллели с языком, например с английским, то становится понятно, что вполне можно выучить его за 10 лет. Но если потом не применять язык на практике, знания быстро испарятся. Поэтому ответить на вопрос о том, за сколько времени можно научиться применять ТРИЗ,можно так: освоить основы любой взрослый человек способен за месяц, а вот оттачивать на практике полученные знания придется не один год.
ТРИЗ в детском саду
Теория решения изобретательских задач имеет одну и ту же структуру. Чтобы ее понять, нужно разбить ее на пункты и иллюстрировать примерами. Первый этап – перед детьми ставится задача, и они должны без помощи взрослых ее решить. Как же может выглядеть задача? Она должна быть сформулирована в виде краткого вопроса, в котором можно найти ответ.Примеры: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире?Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник? ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце – это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар. Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача,например: идет дождь, что нужно сделать?Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак.Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.
Какие игры проводить с ребятами
ТРИЗ для дошкольников – это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы. Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ – это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.
Задача с готовым решением
ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду». Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?
После проведения месяца занятий ТРИЗ в подготовительной группе уже можно видеть первые результаты. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС с каждым годом набирает обороты. Если и дальше дошкольное образование будет применять эту теорию и осваивать ее на практике, то, может быть, следующее поколение детей вырастет гениями. А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.
Игры по ТРИЗ технологии Игры по ТРИЗ технологии «Сказка наизнанку». Это один из вариантов игры в » перевирании» сказок. Он состоит в умышленном и более органичном.
Консультация для родителей по ТРИЗ технологии в изобразительной деятельности Консультация для родителей по ТРИЗ технологии. Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем.
Методы и приемы технологии ТРИЗ в детском саду ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды.
Технология ТРИЗ в детском саду (1 слайд) ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете.
ТРИЗ технологиии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих.
ТРИЗ в детском саду и дома Слайд 2 ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете.
Консультация для родителей и воспитателей «ТРИЗ в детском саду и дома» Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята,.
Волшебные круги Луллия. Использование элементов ТРИЗ в детском саду Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества.
Методики ТРИЗ в детском саду
Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского сада. Нет-нет, речь не о том, чтобы заставить дошколят брать интеграл или проектировать 3D-графику. Речь о том, чтобы научить детей мыслить творчески и находить пути решения возникающих перед ними задач.
Согласитесь, даже самые любящие и заботливые родители не могут дать детям готовые шаблоны решений на все случаи жизни. И даже не потому, что это физически невозможно, а потому, что это не нужно. Гораздо более разумным шагом будет привить детям алгоритм решения возникающих задач и научить детей им пользоваться.
В этом вам поможет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни». И, конечно, наша статья про методики ТРИЗ для дошкольников, где мы рассмотрим основы этого творческого подхода для самых маленьких, кто уже дорос до детского сада, но кому пока рано в школу. Это самый важный этап, потому что именно в этот период жизни у малышей закладываются основы мышления и основы их будущего успеха в учебе и жизни.
Что такое ТРИЗ?
Для начала скажем пару слов о том, что такое ТРИЗ. Изначально идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи.
Изначально поставленную задачу приводят к некому общему виду, потом ищут для ее решения подходящий прием, а после применяют найденное решение к первоначально поставленной задаче. Сначала теорию применяли для решения технических задач, позже стало понятно, что можно применять ТРИЗ для жизни и решения широкого спектра проблем.
Самую первую версию теории решения изобретательских задач разработал
Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный любителям фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Да, он не только изобретатель, но и талантливый писатель, а его «Легенды о звездных капитанах» и другие произведения любимы многими поколениями читателей [Г. Альтов, 2015]. Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал для детей. Не потому ли изобретенная им теория решения изобретательских задач применима даже для детских садов?
Генрих Альтшуллер начал разработку принципов и методики ТРИЗ в послевоенные годы, затем продолжил работать над теорией в соавторстве с изобретателем Рафаэлем Борисовичем Шапиро (1926-1993). Кстати, Шапиро тоже был писателем и подписывал свои произведения псевдонимом Рафаил Бахтамов. Показательно, что самая первая публикация, посвященная ТРИЗ, затрагивала преимущественно вопросы психологии изобретательства и так и называлась «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956].
В этой же статье была сделана попытка систематизировать процесс творчества, разбив его на стадии:
Более подробно понятия, методы и схемы решений были изложены в многократно затем переизданной книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Так, автор теории считает, что первым шагом к изобретению является правильная формулировка ситуации так, чтобы сразу исключить из рассмотрения не слишком эффективные и не совсем перспективные способы решения.
Далее нужно поставить задачу в формате «убрать ненужное качество без потери функциональности системы» или же «добавить нужное качество в придачу к существующим». Такая постановка задачи позволяет ответить на ряд крайне важных для последующей работы вопросов:
Затем нужно выявить противоречия на пути к решению всех этих вопросов и устранить их. Например, увеличить прочность конструкции без увеличения массы сооружения. Собственно, после того как это все удалось сделать, до изобретения остается буквально шаг. Разработанный Генрихом Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач (сокращенно АРИЗ) включает в себя несколько десятков шагов. Количество шагов различается в зависимости от версии алгоритма.
Как все вышеизложенное можно применить в детском садике, когда большинство малышей только-только начало запоминать буквы и цифры? Давайте разбираться!
Зачем нужна методика ТРИЗ в детском саду?
Мы все родом из детства, и основы будущей жизни человека закладываются именно в дошкольном возрасте. В это время маленький человек учится ходить и говорить, читать и писать, слушать и понимать, общаться и выражать эмоции, и, конечно же, мыслить.
Сегодня творческое мышление нужно практически в любой сфере деятельности: юриспруденции и разработке программного обеспечения, медицине и строительстве дачных коттеджей, педагогике и даже монтаже телекоммуникационных сетей, потому что средства связи проникают туда, где ничто не приспособлено для их использования.
От того, как будет построена работа с детьми в детском саду, во многом зависит, насколько удастся развить творческое мышление у малышей. А, значит, и то, насколько хорошо они будут учиться, насколько удачно выберут профессию и смогут вписаться в современный мир. Задачи методики ТРИЗ как раз и состоят в обучении творческому подходу, и поэтому как нельзя лучше подходят для работы с дошкольниками.
Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методики ТРИЗ в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) способствует творческому процессу в полной мере.
Заметим при этом, что творчество – это не какой-то отдельный оторванный от всего остального процесс. Творчество напрямую связано с развитием аналитического мышления, наблюдательности, внимательности, воображения, речи, получением новых сенсомоторных навыков. Как следствие, умение творчески мыслить способствует формированию многогранной личности с широким кругозором и умением на практике решать возникающие задачи.
Задачи методики ТРИЗ:
Таким образом, методика ТРИЗ способствует не только собственно творчеству. Не менее полезна методика ТРИЗ в развитии связной речи, пополнении словарного запаса, получении навыков оперирования числами и математическими понятиями и многом другом. Наверное, легче найти, что не входит в задачи методики ТРИЗ.
Поэтому методика ТРИЗ в детском саду нужна, с одной стороны, для развития гибкости и системности мышления, с другой стороны, для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методику ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.
И еще один немаловажный момент. Детский сад, группа в детском садике – это маленький, но коллектив. А иногда и не маленький, а достаточно большой детский коллектив. Групповые занятия по методике ТРИЗ учат детей сотрудничеству, взаимодействию, умению помочь товарищу и найти выход из сложной ситуации, а также порадоваться своим и чужим успехам, когда задача будет успешно решена.
Результаты не заставят себя долго ждать. Родители и воспитатели достаточно скоро увидят, что рисунки ребенка стали разнообразнее, художественные сюжеты сложнее, речь грамотнее, да и сооружения из конструктора «Лего» теперь малыш собирает не только по предложенным картинкам, но и придумывая свои собственные фигуры.
В общем, ТРИЗ – методика для детей полезная во всех отношениях. Осталось лишь разобраться, как применить такую сложную методику как ТРИЗ для таких маленьких детей как дошколята.
Методика ТРИЗ: технологии внедрения
Суть методики ТРИЗ для дошкольников состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на особенности окружающего мира, интересные явления и события, однако при этом не давать исчерпывающего объяснения и ответа на все вопросы. Другими словами, не нужно давать детям готовых рецептов и решений, нужно учить их находить ответы самостоятельно.
В этом смысле ТРИЗ совершенно правильно считается «школой творческой личности», потому что ТРИЗ предполагает творчество во всем, начиная с постановки вопроса и заканчивая способами поиска ответа. Кстати, это полностью согласуется с концепцией великого российского педагога, психолога и исследователя Льва Выготского.
Так, он исследовал взаимосвязь обучения и развития, мышления и речи, творчества и воображения, социальной среды и умственного развития. Он ввел в научный оборот понятие «зоны ближайшего развития для детей» и всегда настаивал на том, что обучение не тождественно развитию. Подробнее о его разработках в данном направлении можно прочитать, в частности, в книге «Мышление и речь» [Л. Выготский, 1999].
Собственно, отличие ТРИЗ от традиционных методик работы с детьми как раз в том и состоит, чтобы дать детям возможность додуматься до доступных для их понимания вещей своим умом, а не просто повторять то, что сказали взрослые. Конечно же, такие методы требуют специальной подготовки со стороны воспитателей дошкольных учреждений.
Как минимум, они сами должны уметь видеть необычное в обычном, новом в привычном. И должны уметь показать это новое и необычное детям. Каким образом? Для этого существуют специальные методы и технологии, адаптированные к особенностям дошкольного возраста.
Методы ТРИЗ для дошкольников подробно описаны в книге «Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений)» [С. Гин, 2010]. Варианты применения этих методов на практике можно найти в книге «Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Первая ступень. Рабочая тетрадь» [Е. Пчелкина, 2019].
Сразу скажем, что в методиках ТРИЗ для детей мы увидим много общего с методами стимулирования творческой активности и воображения у взрослых. Разница будет лишь в специфике задач, которые стоят перед детьми. Все задачи адаптированы с учетом возраста и восприятия дошкольников, а воспитатель выступает в качестве модератора дискуссии. Итак, давайте посмотрим, как это работает!
Метод мозгового штурма
Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе в садике. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям:
Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.
Метод морфологического анализа
Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка).
Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что. Такие игры по методике ТРИЗ очень развивают и фантазию, и воображение, и умение взаимодействовать. Это простейший пример, а в принципе по методу морфологического анализа можно изобретать гораздо более сложные вещи и находить десятки вариаций будущего изобретения.
Метод фокальных объектов
Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. Простейший пример: придумать и нарисовать, как может выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающий верблюд.
Аналогичным образом можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета. Главное ни в чем не ограничивать детскую фантазию! В этом плане метод фокальных объектов идеален именно для детей, потому что для сложных технических решений его возможности применения ограничены.
Метод каталога
Суть метода в том, чтобы расположить события в логической последовательности и придумать связки и переходы между ними. Таким способом, например, можно сочинить новую сказку. Воспитатель дает подсказки в виде картинок и наводящих вопросов:
Помимо фантазии эта методика ТРИЗ полезна в развитии связной речи, навыка публичных выступлений и расширении словарного запаса.
Метод личностной аналогии
В рамках этого метода детям предлагается лично изобразить какое-либо животное, явление, предмет. Начинать следует с простых заданий. Допустим, изобразить кота или собаку, показать, как кот или собака сердится, радуется, просит есть.
После можно перейти к заданиям посложнее. Например, изобразить дождь, грозу, снегопад, шторм на море, закипающий чайник, работающий пылесос. Дальше можно дополнительно усложнить задание. Например, попросить детей изобразить, как бы спели песенку «В лесу родилась елочка» кот или собака. Или подобрать подходящую песню для «поющего пылесоса».
Метод моделирования маленькими человечками
Методика маленьких человечков в ТРИЗ представляет собой упрощенную и доступную для детского восприятия версию устройства окружающего мира из трех видов маленьких человечков: «гидратиков», «твердиков», «пневматиков». Из «твердиков» как бы состоят твердые предметы, причем «твердики» стоят плотно друг к другу и крепко держатся за руки.
По аналогии, из «гидратиков» как бы состоят жидкости, потому что «гидратики» за руки не держатся и могут перемещаться друг относительно друга. А вот «пневматики» находятся в движении постоянно, поэтому мы не можем увидеть воочию воздух, газ и прочие газообразные субстанции.
Для начала детям объясняют устройство твердых, жидких и газообразных предметов по отдельности, а уже затем во взаимосвязи и взаимодействии. Например, холодный чай находится в твердой чашке из «твердиков», а сам состоит из «гидратиков». Если же чай горячий, над ним поднимается пар из «пневматиков».
Аналогичным образом можно объяснить, почему из чашки с чаем можно легко вытащить ложку, взяв ее в руки, но нельзя взять в руки воду из чашки. Если представить, что ложка состоит из нескольких «твердиков», которые крепко держатся за руки, тогда, взяв и подняв одного «твердика», мы вместе с ним поднимаем всех остальных. А вода состоит из множества «гидратиков», которые за руки не держатся. Поэтому, взяв одного «гидратика», мы сможем вытащить из чашки только его, то есть только капельку воды.
Методика типовых приемов фантазирования
Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ) предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое или будущее.
Детям нужно пофантазировать, что случится, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другую эпоху. Примеры практических заданий можно найти в докладе «Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ)», сделанном специально для педагогов, работающих с маленькими детьми [Л. Михайлина, 2016]. К слову, эта методика подходит не только для детских садиков. Применяется эта методика ТРИЗ и в начальной школе.
Метод «Золотой рыбки»
Метод «Золотой рыбки» заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку.
Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». Так, первые несколько строчек выглядят вполне реально. Старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастика начинается с момента, когда в невод попадает золотая рыбка.
Может ли рыбка быть золотой? Тут детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.
Метод «Снежного кома»
Метод «Снежного кома» – это полная противоположность методу «Золотой рыбки». В его основе лежит допущение некой фантастической ситуации, на которую, как на катящийся снежный ком наслаиваются вполне реальные события. Классическим вариантов применения этого приема является повесть Александра Беляева «Человек-амфибия».
На изначально нереальную фантастическую идею, что человеку были вживлены жабры для дыхания под водой, накладываются другие, вполне реальные события из жизни людей. К слову, метод «Снежного кома» чаще всего используется именно для написания сказок. И, пользуясь данным методом, вполне можно научить детей сочинять сказки самостоятельно.
Это самые основные и наиболее популярные методики ТРИЗ для дошкольников. Больше методических разработок вы найдете в статье «Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду» [Н. Фоминых, 2017].
Уже предвидим, что часть читателей готова приступить к скептическим замечаниям в адрес авторов методики и предположениям, что сами авторы в детском саду не работали и живых детей никогда в глаза не видели. И не в курсе, что даже самый любознательный и добродушный малыш может в мгновенье ока превратиться в злобное замкнутое существо, которое на все вопросы взрослых будет в ответ молчать или отвечать односложное «Не знаю». Что делать в этом случае?
Как быть, если ребенок отвечает «Не знаю»?
На самом деле те, кто работает по методике ТРИЗ, сталкиваются с самыми разными ситуациями, в том числе с детским упрямством, нежеланием идти на контакт и втягиваться в игры по методике ТРИЗ. И уже подготовили для вас рекомендации, что делать в этих случаях [К. Несютина, 2014]. Как правило, такие ситуации случаются по причине недоработок со стороны взрослых. При желании такие ситуации вполне исправимы, и со временем можно добиться того, чтобы, услышав вопрос, ребенок начал думать над ответом, а не просто отмалчиваться или говорить «не знаю».
Что делать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать:
Мы желаем, чтобы ваши дети были здоровы и счастливы, а вы всегда находили с ними общий язык! Напоминаем, что вас ждет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и проверочный тест по теме статьи: