Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть

Система управления – что это и из каких компонентов она состоит

Управление компанией часто осуществляется по наитию – руководитель задает какое-то общее направление, худо-бедно распределяет обязанности и периодически рычит на подчиненных-бездельников. Что ж, пока фирма невелика, такой подход может быть оправдан.

Но в случае разрастания компании это приведет к потере контроля над действиями сотрудников. Итогом станет ситуация «лебедя, рака и щуки», когда каждый поступает по своему разумению, не видя общей картины, а у руководителя не хватает рычагов воздействия. Такое положение дел рано или поздно начнет препятствовать развитию фирмы: расширению ее аудитории, захвату новых рыночных ниш и т. д. Чтобы подобного не произошло, нужна эффективная система управления.

Что такое система управления?

Это совокупность взаимосвязанных процессов воздействия на поведение людей. Она обеспечивает согласованную работу сотрудников и достижение поставленной цели. По-настоящему эффективная система управления состоит из семи компонентов. Рассмотрим их подробнее.

1. Анализ и планирование

Это поиск возможностей и ресурсов для развития предприятия и продвижения к намеченной цели. А также координация работы всех отделов и структур: распределение нагрузки между ними, определение зоны ответственности и т. п. Если планирование отсутствует, то деятельность компании напоминает блуждание по лесу в темноте и без карты – авось выйдем к какой-нибудь деревеньке.

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда естьПроваленное планирование = запланированный провал

2. Организация

Данный компонент включает формирование бизнес-процессов:

Также сюда входит обеспечение бизнес-процессов необходимыми ресурсами – человеческими, товарными, финансовыми и т. д.

3. Постановка задач

Сюда относится донесение до команды сведений о конкретных вопросах, которые необходимо решать в ближайшее время, исходя из приоритетов развития. Сегодня чаще всего встречается ситуация, когда у сотрудников слишком много заданий – и все важные и срочные. Вычленить первоочередное у них не получается, а на качественное выполнение всех не хватает времени и сил. Поэтому обязанность управленцев – расставить приоритеты, обозначить те задачи, без решения которых фирма не сможет продвигаться вперед.

4. Обучение

Это деятельность по обеспечению подчиненных знаниями, умения и навыками, необходимыми для эффективного выполнения обязанностей. Также сюда относится формирование соответствующих суждений и отношения к работе. Надо понимать, что обучение состоит не только из курсов повышения квалификации, мастер-классов от гуру отрасли, семинаров от проекта «Князья и Капуста» и прочих специально организованных мероприятий. Значительную часть информации сотрудники усваивают прямо в процессе работы, наблюдая за деятельностью коллег. А следовательно, легко впитывают как хорошее, так и плохое. Поэтому данный компонент управления не стоит пускать на самотек.

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда естьС – современность

5. Мотивация

Это комплекс мероприятий по поддержке стремления выполнять и перевыполнять поставленные задачи. Должен включать меры как индивидуального поощрения, так и коллективного. При его разработке и внедрении надо следить, чтобы мотивирование касалось работы исключительно теми способами, что приняты в компании. Ведь поощрение результата, полученного любой ценой, рано или поздно негативно скажется на фирме.

6. Контроль и корректировка

Компонент состоит из двух частей. Первая – отслеживание результатов работы (промежуточных и окончательных). Вторая – внесение изменений в поставленные задачи, ведь в реальности не все идет так, как запланировано: возникают новые обстоятельства, подводят партнеры, случаются форс-мажоры, руководство меняет «курс корабля».

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда естьВот что значит не учитывать изменившиеся погодные условия!

7. Принципы и ценности

Это общие правила, которые касаются основ работы компании. Они помогают каждому члену команды определить, как вести себя в той или иной ситуации. Ценности и принципы – это не только психологические и философские положения, но и вполне конкретные нормы и директивы, имеющие отношение к разным сферам деятельности фирмы. Например, «доставка посылок – в течение суток», «каждому клиенту – индивидуальный дизайн», «вежливое отношение к любому посетителю», «все сотрудники действуют единой командой» и т. п. Если этот компонент внедряется вполне осознанно, то все работники будут придерживаться единой корпоративной политики. От чего эффективность фирмы только возрастет.

Связь компонентов системы управления между собой

Базой для других элементов являются принципы и ценности. Если они не будут заданы, то о саморегуляции и самоорганизации компании можно забыть: постоянно будет возникать нужда во вмешательстве руководства даже в самые мелкие операции.

Остальные шесть компонентов составляют четкую и логичную последовательность:

В создании рассмотренных выше семи компонентов системы управления вам поможет проект «Князья и Капуста», в частности тренингами по мотивации подчиненных, овладению навыками планирования, созданию успешной команды и прочими из нашей обширной программы.

Источник

Понятие системы управления в менеджменте

Сущность системы управления и ее составляющие

Система управления является совокупностью взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, которые образуют единство, упорядоченную целостность. Базисом упорядочения системы управления, как правило, выступает цель ее функционирования.

Система управления включает:

Системе управления необходимо быть внутренне сбалансированной, соответствовать организационным целям, быть доступной контролю, гибкой и адаптивной, допускать неформальные связи между сотрудниками.

Система управления представляет процесс создания, поддержания функционирования и совершенствования организационной структуры при выполнении разработанного плана мероприятий и принятого управленческого решения.

Субъекты управления

Субъектами управления (управляющая подсистема) выступают руководители различных уровней, которые наделены полномочиями в сфере принятия решений в отдельных сферах функционирования компании:

Всем руководителям следует руководствоваться правилом «хороший руководитель – это тот, кто не только хорошо работает сам, но и тот, у кого подчиненные хорошо работают».

Объекты управления

Объекты организационной деятельности – это весь спектр взаимосвязанных структурных подразделений компании (участки, отделы, цеха, сектора, группы исполнителей, лаборатории и т.д.).

Для того чтобы данное взаимодействие было эффективным, субъектам управления необходимо:

Вышеперечисленные условия создание управляемой организации, т.е. ее рациональную реакцию на управленческие воздействия.

Органы управления

Совокупность органов управления (подразделений, должностей), которые реализуют его функции, связанных между собой каналами коммуникации и находящихся в определенном взаимном соподчинении и соотношении, составляют управленческий (административный) аппарат. Части аппарата, которые взяты в определенном взаимном расположении и связаны системой распределения полномочий, официальных отношений, задач, ответственности, формируют организационную структуру (нельзя путать со структурой самой компании).

Органы управления подразделяются на:

Совокупность органов управления, которые решают общую задачу, формирует звено управления, а совокупность органов одного уровня формирует управленческую ступень.

Необходимо иметь в виду, что управление осуществляется при помощи официальных и неофициальных средств (неформальных контактов между сотрудниками, совокупности группировок и их лидеров).

Полная система управления, таким образом, состоит из двух частей – неофициальной и официальной, которые нужно рассматривать в целом.

Во главе органа управления находится управленческая должность – организационная единица, которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности; все остальные должности лишь обеспечивают эти действия и являются по отношению к ней подчиненными. Должность существует, пока реализует относящиеся к ней функции, исходя из которых на лиц, занимающих ее, возлагаются определенные служебные обязанности.

Источник

Система управления. Основные ее элементы и подсистемы

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть

Система управления – часть социально-экономической системы, выделенная по связям, характеризующим отношение управления. Также система управления – это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Структурная система управления представляет собой совокупность элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и обеспечивающих достижение целей, стоящих перед организацией.

Основными элементами системы управления являются:

1) Цели организации – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании.

2) Кадры управления — работники, в том числе: руководители, специалисты и вспомогательный персонал, чья профессиональная деятельность состоит в процессе принятия и реализации решений.

3) Структура управления — совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.

4) Функции управления — это виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.

5) Механизм управления – это совокупность методов управления.

6) Технология управления — это приемы, способы и порядок выполнения процесса управле­ния в целом и составляющих его функций.

7) Информационное и технологическое обеспечение функционально включает в себя получение, передачу, обработку (преобразование), хранение и использование информации, необходимой для функционирования системы управления организацией.

Элементы системы управления, взаимодействующие между собой образуют 3 подсистемы:

Основными частями информационно-поведенческой подсистемы являются следующие три блока:

1) Управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

2) Интересы и поведенческие нормативы участников процесса управ­ленческой деятельности;

3) Информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Первая часть подсистемы ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие

Вторая часть обеспечивает развитие системы управления.

Источник

Дмитрий Егоров

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть

Определение понятия «Система управления»

Как часто мы используем словосочетание «система управления»? Мы не задумываясь употребляем «постановка системы управления», «развитие системы управления», «система управления организацией» и т.д. и т.п.

Начав работать над циклом «Живая (жизнеспособная) система управления» (Viable Management System), я попытался найти общепринятое определение понятия «система управления» и с удивлением обнаружил, что оно отсутствует. Я обратился к безусловному для меня авторитету в области теории систем Виолетте Николаевне Волковой. На мой вопрос, Виолетта Николаевна ответила мне, что понятие, которое я пытаюсь определить, неоднозначно, его также сложно определить как понятие «стол» — можно исписать несколько страниц текста, а определение так и не получить. Она посоветовала мне собрать разные точки зрения с указанием их сфер применения.

Вот что из этого получилось:

Э.А. Смирнов. Основы теории организации

Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.

Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998 — с. 76

Определения, найденные в интернете:

Система управления предприятием – это совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия. Алексей Ким.

Система управления – это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом. Инфоменеджмент

Система управления — одно из основных понятий науки управления. Это совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели, то есть предвосхищенного результата. Взято здесь.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — система, в которой протекают процессы управления; подразделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Разделение явилось объективной необходимостью, вызванной усложнением процессов деятельности во всех ее областях, постоянным ростом общественного характера деятельности, увеличением взаимосвязей различных процессов, потребностью в согласовании целей и усилий индивидуумов, коллективов организаций (предприятий), отраслей и т. д. в управлении их совместной деятельностью. Словарь Охрана труда.

Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента. Русскоязычная Википедия.

С англоязычными определениями все еще сложнее. При переводе с русского на английский Яндекс дает два варианта: control system и execition system, Google предлагает control system и management system.

Анализ предлагаемых вариантов показал, что словосочетание «management system» чаще всего напрямую соотносится с управлением предприятиями и организациями, т.е. социальными системами, «control system» используется как в части контроля и организации управления социальными системами, так и системами техническими, а «execition system» используется исключительно в технической сфере.

Поскольку область моих интересов – это системы управления организациями, т.е. социальными системами проанализируем найденные определения термина «management system»

Поскольку, при переводе смысл часто теряется, привожу исходный текст и мой к нему перевод:

The leadership and control within an organization. It is made up of people interacting with other people and machines that, together, set the goals and objectives, outline the strategies and tactics, and develop the plans, schedules and necessary controls to run an organization. Источник.

Лидерство и контроль в организации. Состоит из людей, взаимодействующих с другими людьми и машинами таким образом, что одновременно, устанавливаются цели и задачи (ну нет в русском точных вариантов для оттенков смысла – Д.Е.), определения стратегий и тактик и разработки планов, расписаний и необходимого контроля функционирования организации

Documented and tested step-by-step method aimed at smooth functioning through standard practices. Used primarily in franchising industry, management systems generally include detailed information on topics such as (1) organizing an enterprise, (2) setting and implementing corporate policies, (3) establishing accounting, monitoring, and quality control procedures, (4) choosing and training employees, (5) choosing suppliers and getting best value from them, and (6) marketing and distribution. Источник

Задокументированный и протестированный пошаговый метод направленный на равномерное функционирование с помощью стандартных практик. Используется преимущественно во франчайзинговой индустрии. Система управления обычно включает детализированную информацию по таким вопросам, как 1) организация предприятия, 2) установление и применение корпоративных политик, 3) постановки процедур учета, мониторинга и контроля качества, 4) подбора и обучения работников, 5) выбора поставщиков и получения от них максимальной ценности и 6) маркетинга и дистрибьюции.

An Integrated Management System is a single integrated system used by organization to manage the totality of its processes, in order to meet the organization objectives and equitably satisfy the stakeholders. Источник.

Интегрированная Система Управления – это единая интегрированная система используемая в организации для управления всей совокупностью своих процессов для достижения целей организации и равного удовлетворении заинтересованных сторон.

Действительно, единого определения системы управления найти не удалось, но у всех определений есть общие элементы.

Во-первых, система управления – это ПОДСИСТЕМА системы более высокого порядка технической, социальной или иной, в отношении которой осуществляется управление.

Во-вторых, ОБЪЕКТОМ системы управления является состав (элементы, подсистемы, связи, структура) и функционирование (состояния и поведение) управляемой системы.

В-третьих, ЦЕЛЬЮ системы управления является достижение целей управляемой системы.

В-четвертых, ОГРАНИЧЕНИЕМ системы управления являются допустимые условия существования управляемой системы.

Для формулировки определения используем как шаблон определение системы, которое предложила В.Н. Волкова:

где – совокупность или структура целей;

– совокупность структур (производственная, организационная и т.п.), реализующих цели;

– совокупность технологий (методы, средства, алгоритмы и т.д.), реализующих систему;

– условия существования системы, т.е. факторы, влияющие на ее создание, функционирование и развитие.

Тогда систему управления можно определить следующим образом:

Система управления – это часть системы – подсистема, включающая в себя совокупность структур и технологий, целью которой является достижение целей управляемой системы (надсистемы) путем изменения структур и технологий последней в условиях, допустимых для существования управляемой системы.

Ключевым отличием систем управления технических и социальных систем мне видится различие в источниках целеполагания.

Технические системы – системы целеустремленные, т.е. цели технических систем задаются извне. Системы управления технических систем не должны формировать и не формируют цели управляемой системы. Поэтому приведенное выше определение достаточно, для определения системы управления техническими системами

Социальные же системы – это системы самоорганизующиеся, следовательно способные к формированию целей изнутри системы. Из «закона необходимого разнообразия» следует, что система управления любой социальной системы обязана обладать способностью определять состав и структуру целей, следовательно важной отличительной особенностью систем управления социальных систем обязательно должны иметь в своем содержании структуры и технологии, обеспечивающие создание и изменение структуры целей управляемой социальной системы.

Последнее утверждение приводит к еще одному предположению: в состав системы управления социальных систем могут входить структуры и технологии, являющиеся внешними по отношению к управляемой системе, что, на мой взгляд, проявляется в концепции Пространства Инициирования Целей Кочнева, Перегудова, Ямпольского.

Источник

Системы управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «система управления»

Специалисты области управления выдвигают различные формулировки термина «система управления». Самой емкой, на наш взгляд, является такая: система управления – это совокупность элементов, которые образуют иерархию контуров циркуляции и преобразования информации при реализации концепции управления, и которая направлена на обеспечение соответствия действий установленному плану организации.

В самом общем виде управление – это некоторый тип взаимодействия между участниками, один из которых является субъектом управления, а второй – объектом управления (рис. 1).

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть

Рис. 1. Субъект и объект управления

Что же касается систем управления, то в качестве объектов управления выступают подразделения организации, специалисты, правила организационного функционирования, используемые ресурсы и т. п.

Типы систем управления

Готовые работы на аналогичную тему

Открытые и закрытые системы управления классифицируются в зависимости от характера чувствительного элемента или управляющего воздействия, или вместе того и другого. В зависимости от характера управляющего воздействия системы управления бывают:

Программные или жесткие – это те системы управления, в которых действует одна прямая связь между субъектом и объектом управления, посредством которой поступают управляющие воздействия, к исполнению обязательные.

Разновидностями ее являются административно-командные системы. Регулируемая система применяет информацию о реакции объекта на управление, экономические и административные методы управления, интересы людей. Саморегулирующиеся системы управления основаны на регулировании без вмешательства внешних сил. Адаптивные системы управления являются открытыми системами, в которых объект управления подвергается возмущающему воздействию внешней среды и адекватно на них реагирует; субъект управления же находится за пределами объекта или по отношению к нему является вышестоящим.

Параметры системы

Можно выделить следующие ключевые параметры систем:

Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Смотреть картинку Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Картинка про Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть. Фото Что такое система управления какие элементы в ней всегда есть

Рис. 2. Ключевые параметры системы

Структура системы представляет собой совокупность элементов системы, а также связей между ними, которые определяют ее базовые свойства. Структура в общем виде включает в себя элементы, подсистемы, компоненты.

Организованность – это внутренняя упорядоченность, или согласованность при взаимодействии частей системы, которая проявляется в ограничении разнообразия состояний их системе.

Связь рассматривается как форма ограничений, взаимно накладываемых на поведение частей целого. Но связь тоже отсутствует при отсутствии ограничений.

Состояние системы является известным вектором значений определенных параметров, которые характеризуют систему в некоторый момент времени.

Поведение системы – это совокупность некоторых действий, изменений системы, реакций ее на внешнее воздействие, режимы жизнедеятельности.

Система управления – это неотъемлемая часть организации и одновременно относительно самостоятельная система в совокупности систем, составляющих организацию.

Система управления организацией осуществляет некоторые взаимосвязанные действия по формированию и использованию организационных ресурсов для достижения ею своих целей. Управление является эквивалентом всей деятельности организации по достижению конечной цели, а включает в себя те действия и функции, которые связаны с координацией и установлением внутри организации взаимодействия, с побуждением к осуществлению производственных и других видов деятельности, с целевой ориентацией разных типов деятельности и т.п.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 18 01 2016

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *