Что такое система языка назовите свойства языковой системы

Язык кaк cиcтeмa cиcтeм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Системные отношения языка как особой системы

Язык как система систем – это языковая система, которая имеет свою собственную подсистему, реализованную в различных отношениях.

Слово система может пониматься как:

Введение понятия системы по языку связано с личностью Ф. де Соссюра, хотя приоритет в этом принадлежит И.А. Бодуэн де Куртенэ. Важную роль в обосновании системного подхода к языку сыграли труды языковеда А.А. Потебни.

Понятие системы языка основано на взаимозависимости ее элементов. Для системных отношений не характерно проявление чем-то внешним для каждого системного компонента. Они относятся к этим элементам как их качественная характеристика. Часто отличие системных отношений является единственной основой различения и самих элементов.

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип системности языка позволил сформировать понятие грамматического характера – нулевая морфема (вода, воды, воде, воду, водой, воде, воды, вод, водам, воды, водами, водах).

На данный момент тезис о языке как системе всех систем в большей степени касается именно фонетической системы языка. Так как фонема в любом языке не может рассматриваться в изолированном виде, то есть вне сопоставления с другими фонемами внутри одного языка, то и речи не может быть о сопоставительном анализе фонемы этого же языка с фонемами других языков. Фонему можно определить только относительно определенного языка. Каждому языку присуща собственная фонологическая система и собственная система фонологических оппозиций (или противопоставлений фонем).

Свойства языковых единиц в контексте языковой системы

Необходимо различать следующие свойства языковых единиц:

Системообразующие свойства формируют системные связи и отношения. Языковые единицы имеют их еще до вхождения в систему.

Системоприобретённые – это те свойства, которыми система и системные отношения наделяют объект (единицу, элемент) и которые этот объект не имеет вне системы.

Для наглядного объяснения понятий системообразующих и системоприобретённых свойств можно воспользоваться примером, приведенным Т. П. Ломтевым. Если семью из двух человек рассматривать как систему, а членов семьи – как элементы этой системы, то можно констатировать следующее: для того чтобы семья могла образоваться, необходимо, чтобы два человека имели свойства быть мужчиной (лицом мужского пола) и женщиной (лицом женского пола).

Заключив брак, они приобретают свойства быть мужем и женой. Свойство быть женщиной и быть мужем (лицами разного пола) является системообразующим свойством, поскольку оно не создается семейными отношениями, но реализуется в них.

Свойство быть мужем и женой (супругами) они приобретают в системе благодаря установленным между этими элементами отношениями (брачные отношения). Эти отношения характеризуют рассмотренные элементы как члены данной системы. Такие свойства называются системоприобретёнными, или структурно обусловленными.

Для еще более прозрачного сравнения следует обратиться к примерам в языке. В частности, формы «пою, поешь, поет» являются системообразующими, поскольку формируют систему личных форм глагола настоящего времени единственного числа. Форма «пела» в выражениях «я пела, ты пела, она пела» является системоприобретённой, поскольку она представляет то первое, то второе, то третье лицо единственного числа прошедшего времени.

Если предложение «Песня исполняется детьми» рассматривать как систему, то системообразующими являются свойства слов как частей речи, системоприобритёнными являются свойства быть подлежащим, сказуемым или дополнением (определенным членом предложения).

Говоря о языке как системе систем, ученые подразумевают существование взаимообусловленных и связанных в одно целое различных компонентов. Изменение в любой из языковых систем вызывает изменения в других системах.

Так, фонетический закон открытого слога, который действовал еще в славянском языке доисторического периода, привел к интеграции различий существительных с основами на ъ; и: (rabds – рабъ; sunus – сынъ), поскольку отпал согласный, а [ъ] и [и] перешли в один звук [и] и названные формы перестали различаться, а это со временем и обусловило сближение и унификацию парадигм этих существительных.

Стимулирование в английском языке аналитических тенденций связано с тем, что редуцированные окончания оказались неспособными выражать с достаточной четкостью грамматические отношения слов. Чисто фонетический процесс обусловил новые не только морфологические, но и синтаксические явления.

Итак, языковая система – это иерархически организованная и определенным образом упорядоченная целостность взаимосвязанных внутренних систем и подсистем. Нельзя говорить о том, что языковая система механически образуется из суммы внутренних систем, она – сложное строение, природа которого отличаются от природы его компонентов. Некоторое изменение внутри одной внутренней системы может вызвать новые изменения в этой системе или в других внутренних системах.

Источник

Языковая система: ее устройство и функционирование

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее представление о языковой системе

Языковая система – это совокупность элементов языка, связанных между собой теми или иными отношениями, которые образуют определённое единство и целостность.

Также возможно употребление такого термина, как «система языка». Представление о системе языка предполагает, что её элементы существуют в постоянном противопоставлении друг другу (например, парадигматика и синтагматика, синхрония и диахрония) и тем самым несут в себе определённую лингвистическую значимость. Кроме того, говоря о системе языка, постоянно используют понятия языкового знака, единиц языка и уровней языка.

Структура языковой системы имеет иерархический тип. Это означает, что единицы более высоких уровней языковой системы образуются благодаря сочетанию единиц более низких уровней. Для взаимодействия единиц система языка выработала определённые инструменты. К ним относятся словарь, который используется как инвентарь готовых единиц, и грамматика, которая рассматривается как механизм сочетания этих единиц.

Также стоит отметить, что степень системности может различаться на различных участках и уровнях языка. Например, по сравнению с лексикой степень системности значительно выше в фонологии, которая отличается тем, что существенное изменение одного элемента влечёт преобразования, затрагивающие другие элементы или всю систему в целом.

Развитие взглядов на язык как на систему

Впервые исчерпывающее определение языка как системы знаков, которая существует непосредственно в речи (а не в наблюдении), было сформулировано известным швейцарским лингвистом начала ХХ века Фердинандом де Соссюром. Однако этому предшествовала длительная традиция, начало которой было положено дискуссиями античных грамматистов о соотношении в языке аналогии и аномалии.

Кроме того, представлений о системности языка касались в своих трудах такие знаменитые лингвисты, как В. фон Гумбольдт, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ. В частности, последний выделил в языковой системе её наиболее общие типы единиц (фонема, морфема, графема, синтагма).

Готовые работы на аналогичную тему

Впоследствии учение Ф. де Соссюра о языковой системе получило развитие в рамках структурной лингвистики, которая в качестве одной из основных задач признавала выделение и классификацию единиц языковой системы. А в противовес Соссюру По данной теме мы уже выполнили реферат Дихотония Соссюра подробнее был выдвинут принцип системности языка в диахронии, который отстаивал Пражский лингвистический кружок.

Также рассмотрению языка как системы способствовало использование в грамматической и лексической семантике заимствованного из фонологии метода компонентного анализа, а также разработка теории семантических полей.

Таким образом, взгляды на язык как на систему развивались на протяжении многих сотен лет, и в последние десятилетия сформировались те идеи и принципы системности языка, которые признаны в современном языкознании.

Устройство языковой системы и её функционирование

Устройство языковой системы определяют уровни языковой системы, которые тесно связаны между собой. Уровни языковой системы представляют собой её подсистемы (ярусы). В основе каждого из уровней лежит какая-нибудь определённая единица языка, которая определяет характер функционирования этого уровня.

Традиционным в языкознании является следующий взгляд на выделение в системе языка её основных уровней:

Кроме того, некоторые исследователи склонны выделять ещё ряд уровней языковой системы:

Несмотря на то, языковая система представляет собой единое, целостное и постоянно эволюционирующее образование, каждый из её уровней развивается с неодинаковой скоростью. Например, лексический уровень языка, реагируя на изменения в общественной жизни, интенсивно видоизменяется, морфологический уровень языка в этом вопросе считается более консервативным. В связи с этим в языковой системе выделяют её центр (морфология) и периферию (лексика).

Помимо функций, которые являются специфическими для языковых единиц, выделяют две общие для них функции, которые в свой совокупности обеспечивают функционирование всей языковой системы. Во-первых, речь идёт о строительной функции, которая заключается в том, что все единицы языка служат для построения единиц более высокого уровня. Во-вторых, о семиотической (или по-другому – обобщающей) функции, в соответствии с которой значимые единицы языка служат для обобщения однородных явлений в один класс.

Источник

Язык как структура и система: основные языковые единицы, уровни языка, системность языковых единиц

Вы будете перенаправлены на Автор24

Язык как структура и система

Впервые о системно-структурном строении языка заявил в XIX в. лингвист Фердинанд де Соссюр. В эпоху Соссюра в языкознании господствовал сравнительно-исторический метод, и язык изучался в диахронии, поэтому учёных интересовало не его устройство, а сдвиги, происходившие в языке и повлекшие за собой изменения в его фонетике и грамматических законах.

Ф. де Соссюр обратил внимание на необходимость изучения языка на синхронном срезе, в момент его стабильного, устойчивого состояния. В качестве основного свойства языка лингвист выделил системность связей и структурность организации. Рассмотрим данные понятия подробнее.

Системность Соссюр понимал как базовое свойство языка, рассматривая его как совокупность элементов и их связей. Данное представление о языке является доминирующим и в современной лингвистике. Системность языка, по Соссюру проявлялась в том, что свойства элементов были обусловлено местом (иначе – позицией), которую они занимали относительно других элементов. Соссюр обозначил это понятием ценности (или значимости) элемента. Таким образом, языковая система предстала как совокупность сложно организованных противопоставлений, где значимые отличия формируют свойство элементов. Этот принцип положен в основу современного системного подхода к языковым фактам. Например, в фонетике фонемы как инварианты звуков выделяются именно на основе оппозиций: каждая фонема отличается набором значимых признаков, противопоставляющих её другим и одновременно выделяющих её среди остальных фонем.

Структурность языка проявляется в том, что язык сложно организован. Он представляет собой иерархию единиц, объединенных по выполняемым функциям в уровни, каждый из которых является базой для образования единиц других, более высоких уровней. В основу вычленения структуры языка лежит принцип выделения минимальных единиц – носителей определённого значения. В соответствии с вычленяемыми единицами можно говорить о четырёх базовых и двух вспомогательных уровнях. К основным уровням относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

К вспомогательным уровням можно отнести словообразовательный и морфологический. Они являются не структурными, а функциональными, поскольку оперируют единицами базовых уровней, специализируясь на производстве новых слов и грамматических признаках лексем.

Основные языковые единицы, уровни языка, системность языковых единиц

Под языковой единицей следует понимать элемент системы языка, обладающий набором определённых системно-структурных свойств.

Система языковых уровней формируется как совокупность единиц, противопоставленных друг другу по строению, значению и выполняемым функциям.

Единицы связаны как внутри одного уровня (линейный тип связей), так и с единицами других уровней (парадигматический тип связей). Поясним это на примере. Лексемы связаны друг с другом разными типами отношений: полисемия, омонимия, синонимия. В то же время они связаны с морфемным уровнем, поскольку морфемы участвуют в процессах деривации – производстве новых слов, а также передают дополнительные оттенки значения (страшный – страшненький – значение оценки). Иные связи существуют у слов с единицами высших уровней: лексемы выступают строительным материалом для синтаксиса, а их грамматические признаки и возможности смысловой сочетаемости накладывают ограничения на создание высказываний.

Системные свойства единиц языка проявляются не только в наличии связей, но и в формировании значения каждого элемента системы только внутри неё самой. Вне системы единицы теряют свою значимость и функционал, утрачивая связи с другими составляющими.

Источник

Система и структура языка (лекция)

СОДЕРЖАНИЕ

Ключевые слова: системно-структурная организация языка, уровни языка, полевая модель описания языка, элемент, единица, множество в языке, системная лингвистика, часть и целое в языке, форма и содержание в языке, совокупность единиц языка, горизонтальная и вертикальная оси языка, парадигматика и синтагматика в языке, номинация, предикация.

Одна из основных задач языкознания – выявить закономерности внутреннего устройства языка. Глубокое и последовательное изучение внутренней организации языка началось в 19-м веке и сформировалось как самостоятельная теория к середине 20-го века благодаря утверждению в науке системного подхода.

Системный подход в языкознании получил диаметрально противоположные оценки: полную поддержку и полное отрицание. Первое породило лингвистический структурализм, второе – стремление сторонников так называемого традиционного языкознания отстоять приоритеты исторического метода, который, по их мнению, несовместим с системным. Такая непримиримость проистекает, главным образом, из разного понимания того, что такое «система».

Какое же место в этой классификации систем занимает язык? Однозначно отнести язык к одному из типов невозможно в силу многокачественной природы языка. Он относится к разряду сложных систем, поскольку объединяет неоднородные элементы (фонемы, морфемы, слова и т.д.) Дискуссионным остается вопрос о сфере локализации (или существования) языка. Мнение о том, что он существует в виде языковой памяти, небезосновательно, но тем не менее это не единственное условие его существования. Вторым условием его существования является материальное воплощение его идеальной стороны в языковых комплексах.

Поскольку в языке неразрывно связаны идеальная и материальная стороны, и он предназначен для передачи информации не природой, а в результате целенаправленной деятельности людей по закреплению и выражению семантической информации (то есть идеальных систем – понятий, идей), то его следует рассматривать как вторичную семиотическую систему.

Представители структурализма рассматривают систему языка как закрытую, жесткую и однозначно обусловленную. Компаративисты, если и считают язык системой, то только системой целостной, динамической, открытой и самоорганизующейся. Такое понимание удовлетворяет и традиционные, и новые направления науки о языке. В каких отношениях находится понятие «система языка» с такими смежными понятиями, как «совокупность», «целое», «организация», «элемент» и «структура»? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, как соотносятся понятия «элементы» и «единицы» языка, поскольку «система» языка предполагает наличие минимальных, далее неделимых компонентов, из которых она состоит.

По мере развития системного изучения языка и стремления понять внутренние свойства языковых явлений, наблюдается тенденция к содержательному разграничению понятий «элементы» и «единицы» языка как части и целого. Как составные части единиц языка (их плана выражения или плана содержания) элементы языка несамостоятельны, так как выражают лишь некоторые свойства языковой системы. Единицы же языка обладают всеми свойствами системы языка и как целостные образования характеризуются относительной самостоятельностью (онтологической и функциональной). Единицы языка образуют первый системообразующий фактор.

Понятие «система» в языкознании тесно связано с понятием «структура». Под системой понимается язык в целом, так как он характеризуется упорядоченной совокупностью своих единиц, в то время как структура – это строение системы. Другими словами, системность – это свойство языка, а структурность – это свойство системы языка.

Языковые единицы различаются и количественно, и качественно, и функционально. Совокупности однородных единиц языка образуют подсистемы, называемые ярусами или уровнями.

Структура языка – это совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от их природы и определяющих качественное своеобразие языковой системы в целом и характер ее функционирования. Своеобразие языковой структуры определяется характером связей и отношений между языковыми единицами.

Отношение – это результат сопоставления двух или более единиц языка по какому- либо общему основанию или признаку. Это опосредованная зависимость языковых единиц, при которой изменение одной из них не ведет к изменению других. Выделяются следующие основополагающие для языковой структуры отношения: иерархические, устанавливающиеся между неоднородными единицами(фонемами и морфемами; морфемами и лексемами и т.п.); оппозитивные, согласно которым противопоставляются друг другу либо языковые единицы, либо их признаки.

Связи языковых единиц определяются как частный случай их отношений, предполагающие непосредственную зависимость языковых единиц. При этом изменение одной единицы ведет к изменению других. Структура языка выступает как закон связи этих элементов и единиц в пределах определенной системы или подсистемы языка, что предполагает наличие, наряду с динамизмом и изменчивостью, и такого важного свойства структуры, как устойчивость. Таким образом, устойчивость и изменчивость – две диалектически связанные и «противоборствующие тенденции языковой структуры. В процессе функционирования и развития системы языка ее структура проявляет себя как форма выражения устойчивости, а функция как форма выражения изменчивости. Структура языка благодаря своей устойчивости и изменчивости выступает как второй важнейший системообразующий фактор.

Третьим фактором образования системы (подсистемы) языка выступают свойства языковой единицы, а именно: проявление ее природы, внутреннего содержания через отношение к другим единицам. Свойства языковых единиц иногда рассматривают как функции подсистемы (уровня), образуемой ими. Выделяются внутренние и внешние свойства языковых единиц. Внутренние зависят от связей и отношений, установившихся между однородными единицами одной подсистемы или между единицами разных подсистем, внешние же зависят от связей и отношений языковых единиц к действительности, к окружающему миру, к мыслям и чувствам человека. Это такие свойства языковых единиц как способность называть, обозначать, указывать и т.д. Внутренние и внешние свойства называют функциями подсистемы (или уровня).

Что же представляет собой структура языковой системы? Для ответа на этот вопрос необходимо раскрыть сущность тех связей и отношений, благодаря которым языковые единицы образуют систему. Эти связи и отношения располагаются по двум системообразующим осям языковой структуры: горизонтальной (отражающей свойство языковых единиц сочетаться друг с другом, выполняя тем самым коммуникативную функцию языка); вертикальной (отражающей связь языковых единиц с нейрофизиологическим механизмом головного мозга как источником своего существования). Вертикальная ось языковой структуры представляет собой парадигматические отношения, а горизонтальная – отношения синтагматические, призванные приводить в действие два основополагающих механизма речевой деятельности: номинацию и предикацию. Синтагматическими называются все виды отношений между языковыми единицами в речевой цепи. Они реализуют коммуникативную функцию языка. Парадигматическими называются ассоциативно-смысловые отношения однородных единиц, в результате которых языковые единицы объединяются в классы, группы, разряды, то есть в парадигмы. Сюда относятся варианты одной и той же единицы языка, синонимические ряды, антонимические пары, лексико-семантические группы и семантические поля и т.п. Синтагматика и парадигматика характеризуют внутреннюю структуру языка как важнейшие системообразующие факторы, предполагающие и взаимообусловливающие друг друга. По характеру синтагматики и парадигматики языковые единицы объединяются в сверхпарадигмы, включающие однородные единицы одинаковой степени сложности. Они образуют в языке уровни (ярусы): уровень фонем, уровень морфем уровень лексем и т.д. Такое многоуровневое устройство языка соответствует структуре мозга, «управляющего» психическими механизмами речевого общения.

Рассмотрим единицы языка с точки зрения сегментации речевого потока. При этом под единицей языка понимается то, что, выражая значение, материализуется в речевых сегментах и их признаках. Поскольку речевая реализация единиц языка характеризуется достаточно широким диапазоном вариативности, то к выделенным речевым сегментам применяется мыслительная операция отождествления, заключающаяся в том, что формально различающиеся речевые сегменты признаются материальным воплощением одной и той же единицы языка. Основанием для этого служит общность выражаемого варьирующимися единицами значения или выполняемой ими функции.

Началом сегментации речевого потока является выделение в нем коммуникативных единиц – высказываний, или фраз. В системе языка ему соответствует синтаксема или синтаксическая модель, представляющая синтаксический уровень языка. Следующим этапом сегментации является членение высказываний на словоформы, в которых совмещаются несколько неоднородных функций (номинативная, деривационная и релятивная), поэтому операция отождествления осуществляется отдельно по каждому направлению.

Класс словоформ, характеризующийся одинаковыми по значению корневыми и аффиксальными морфемами, отождествляется в основную единицу языка – слово, или лексему.

Следующий этап сегментации речевого потока состоит в выделении наименьших значимых единиц – морфов. Морфы с тождественными лексическими (корни) и грамматическими (служебные и аффиксальные) значениями объединяются в одну единицу языка – морфему. Вся совокупность морфем данного языка образует в системе языка морфемный уровень. Завершает сегментацию речевого потока выделение в морфах минимальных речевых отрезков – звуков. Разные по своим физическим свойствам звуки, или фоны, могут выполнять одну и ту же смыслоразличительную функцию. На этом основании звуки отождествляются в одну языковую единицу – фонему. Фонема – минимальная единица языка. Система фонем образует фонологический уровень языка.

Таким образом, выделение уровня или подсистемы языка допускается в том случае, когда: подсистема обладает основными свойствами языковой системы в целом; подсистема отвечает требованию конструктивности, то есть единицы подсистемы служат конструированию единиц подсистемы более высокой организации и вычленяются из них; свойства подсистемы качественно отличаются от свойств конструирующих ее единиц нижележащей подсистемы; подсистему определяет единица языка, качественно отличающаяся от единиц смежных подсистем.

Своеобразием уровневой модели языковой системы является стремление представить язык как симметричную и идеально упорядоченную схему. Эта идея, сама по себе довольно привлекательная, однако не является вполне адекватной, поскольку язык не представляет собой абсолютно гармоничной, симметричной и идеально упорядоченной системы. Поэтому все большую популярность приобретает полевая модель языковой системы

Главным принципом полевого моделирования системы языка служит объединение языковых единиц по общности их содержания – семантического и функционального. Единицы одного и того же языкового поля отражают предметное, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Полевая модель демонстирует диалектическую связь между языковыми явлениями и внеязыковым миром. В ней выделяется ядро и периферия. Ядро концентрирует в себе максимальный набор полеобразующих признаков. Периферию образуют языковые единицы с неполным набором этих признаков, и их интенсивность может быть заметно ослаблена. Они обычно являются экспрессивными образованиями.

Критерии выделения ядра и периферии были разработаны чешскими лингвистами.

Полевая модель системы языка хорошо соотносится с современными нейролингвистическими теориями, изучающими проблемы устройства и функционирования коры головного мозга. Установлено, что «упаковка» и «хранение» языка в мозгу человека также осуществляется по принципу поля: парадигматические группировки языковых единиц, типовые синтагматические блоки-схемы, эпидигматические гнезда и т.п. Причем за каждый блок «отвечает» тот или иной специализированный речевой центр левого полушария головного мозга: зона Брока – за производство речи, зона Вернике – за понимание и восприятие чужой речи. Перед зоной Брока – центры синтагматики (сцепления, сочетания языковых единиц), в затылочной части, за зоной Вернике – центры парадигматики (категоризации). Главное достоинство полевой модели системы языка в том, что она дает возможность представить язык как систему систем, между которыми происходит взаимодействие и взаимопредставление, в результате чего язык предстает как функционирующий механизм с постоянной перестройкой элементов и отношений между ними.

Возникает вопрос, что значит системно-структурное изучение языка, какие аспекты языка при этом познаются особенно глубоко и эффективно. На него следует ответить следующим образом.

1.Системные принципы служат методологической базой для построения современных лингвистических теорий, для полевого принципа изучения иностранных языков.

2. Функции языка рассматриваются в их системном взаимодействии.

3. Сопоставляется система языка с другими знаковыми системами.

4. Классификация языков осуществляется на единой – системной – основе.

5. Принцип системности внедряется в сравнительно-историческое исследование языков.

6. Выясняются системные связи и отношения, их специфика на разных структурных уровнях языка и между уровнями.

Таким образом, исходными критериями языковой системы являются: а) ее целостность; б) относительная неделимость элементов системы; в) иерархическая организация; г) структурность.

Внутреннее членение связано с соотношением: а) однородных элементов в пределах того или иного яруса (так выделяются фонемы, морфемы, лексемы, фраземы и т.п.); б) неоднородных элементов, принадлежащих к разным уровням, в результате чего моделируется структура языковой системы в целом).

Внешнее членение основывается на соотношении языковых элементов с внеязыковой действительностью. В результате выделяются смыслоразличительные, номинативные, дейктические, экспрессивно-оценочные, коммуникативные и др. компоненты языка).

Поскольку в звуковом потоке различаются только те элементы, которые обладают значением, необходимо рассмотреть, как соотносятся понятия «языковой знак» и « языковая единица».

Следует отметить, что первое понятие специфичнее и уже второго, поскольку членение языка на сегменты не совпадает с его членением на языковые знаки. Так, различают звуковые единицы (фонему, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическую фразу) и знаковые единицы (морфему, слово, словосочетание, предложение). Первые со вторыми соотносятся лишь частично.

Существующие принципы членения языковых единиц условно подразделяются на структурные и функциональные. Структурный принцип предполагает нахождение все более элементарных, простых и далее неделимых единиц. Функциональный принцип направлен на выделение номинативных, коммуникативных и конструктивных единиц языка, обозначающих отдельные объекты, действия, качества и выражающих понятия и представления.

Каждая языковая единица существует в сознании говорящих в двух ипостасях: в составе единицы высшего уровня как часть целого, а в пределах своего уровня – как целое. В языковых единицах каждого последующего уровня отображаются результаты качественно иного отражения мира.

Множество – это класс языковых единиц, обладающих некоторым общим свойством. Объекты, его составляющие, называются элементами.

Итак, главный признак языковой системы – целостность, под которой понимается множество, т.е. единство элементов, имеющее свою структуру. Нечленимость элементов языковой системы относительна, поскольку неделимыми они могут быть только в пределах данной системы. За пределами своей системы они могут члениться на более дробные элементы, способные входить в другие системы и подсистемы. Структура языковой системы образуется горизонтальными и вертикальными связями, называемыми соответственно парадигматикой и синтагматикой.

Наряду с этим выделяется эпидигматика как комплексный системообразующий фактор, использующий синтагматические и парадигматические отношения в функции ассоциативно-деривационной мотивации.

Специфика сложных языковых объектов не выводима из суммы особенностей составляющих их частей, поэтому соотношение части и целого имеет в языке достаточно сложный характер. Так, знание частей не служит окончательным условием познания целого, а также нельзя раскрыть сущность компонентов, не понимая целого, в состав которого они входят. Вместе с тем целое может обладать свойствами, которые отсутствуют у его составляющих. Для осмысления этого необходимо различать понятия часть целого и элемент целого. Часть – это составляющая целого, а элемент соотносится с целым опосредованно.

Взаимоотношения частей при возникновении целого сопровождаются несколькими процессами: 1) образованием взаимодействующих связей между частями целого; 2) утратой частями некоторых своих свойств, не востребованных их вхождением в состав целого; 3) формированием у целого новых качеств, обусловленных природой составляющих их частей и возникновением между ними новых связей и отношений. Общие для всех элементов свойства – основа интеграционных процессов в языке, а их различительные признаки приводят к расщеплению целого, обусловливая процессы дифференциации. «Противоборство» процессов интеграции и дифференциации в структуре целого является главным стимулом развития языка. Эти процессы основаны на парадигматических и синтагматических объединениях элементов в целое. Синтагматические связи приводят к образованию более сложных единиц. На парадигматическом уровне устанавливается тождество единиц на основе: а) их регулярной повторяемости в разных окружениях; б) общности выполняемых функций. В результате образуются множества, классы, группы, разряды, системы (фонем, морфем, лексем и т.д.)

Существуют единые принципы организации языковой системы как сложного целостного образования, Вместе с тем каждый структурный уровень языка организован по собственным законам. Выявление и описание глубинных связей между частями и целым – основа современной системной лингвистики. К числу первоочередных задач исследователи относят: 1) решение проблемы языковой единицы; 2) определение соотношения языковых единиц на синтагматической и парадигматической оси; 3) выявление их системных связей, вариативности, деривационного потенциала и мн. др.

Форма в языке – это внешняя, воспринимаемая органами чувств, наблюдаемая сторона языка; способ членения экстралингвистической действительности; видоизменение, разновидность языкового знака. Иначе говоря, форма в языке – это и наблюдаемая, и представляемая, и модифицируемая ипостась языковых явлений, обладающих содержанием.

Содержание в языке – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее. Содержание часто отождествляется со значением. Между тем соотношение содержания и значения остается проблемным. Содержание рассматривается как родовое понятие, а значение – как видовое. Содержание охватывает и означающее языкового знака и означаемое, а значение – только означаемое.

Важнейший стратегический принцип лингвистического познания: обнаружив и описав формальную структуру языкового явления, выявить, каким способом и при помощи каких средств она выражает его содержание.

Наличие асимметрии между формой и содержанием – главное условие развития и совершенствования языковой системы.

Внешние очертания того или иного языкового явления – это далеко не вся его форма, а лишь незначительная часть. В полном объеме языковая форма имплицитно (т.е. неявно, скрыто) содержится в языковом явлении и эксплицируется (специально обозначается) только в специфическом речевом употреблении. Еще более скрытым от внешнего восприятия является содержание языковой формы, поскольку оно неисчерпаемо по своей природе, как неисчерпаемо само познание человеком своего внутреннего и окружающего мира. Меняющееся соотношение формы и содержания языка в целом и отдельных его элементов превращает язык в неисчерпаемый источник научного познания. Диалектическая взаимосвязь формы и содержания в языке образует достаточно противоречивое единство, которое проявляется: в стабильности формы и изменчивости содержания; в асимметричном дуализме языкового знака (т.е. в несоответствии формы и содержания); в обязательности языковой формы для всех членов данного этноязыкового сообщества и индивидуальности выражения говорящим отдельных аспектов языкового содержания; в развитии языкового содержания в направлении от наглядно-чувственного отражения предмета мысли к абстрактному, тогда как языковая форма стремится к конкретности.

Следует отметить взаимопереходный характер формы и содержания, что проявляется в следующем: то, что в одном языке является содержанием, в другом может выступать в качестве элемента формы.

Таким образом, системность языка в целом и отдельных его составляющих характеризуется:

определенным множеством функционально-значимых элементов, являющимся субстанцией языковой системы; закономерными и упорядоченными связями и отношениями между элементами, их функциональным взаимодействием и координацией, образующими в своей целостности структуру языковой системы; взаимообусловленностью свойств целого и свойств его отдельных частей, целостным назначением элементов в системе языка, их функциональным единством.

1. Горнунг Б.В. О характере языковой структуры // Вопросы языкознания. 1959. №1. С. 43-49.

2. Общее языкознание: Внутренняя структура языка. М., 1972. Главы 1 и 2.

3. Плотников Б.А. О форме и содержании в языке. Минск, 1989.

4. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *