Что такое систематическое обучение
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Систематическое профессиональное обучение – это обучение, которое специально разработано, спланировано и предназначено для удовлетворения определенных потребностей. Его планируют и проводят люди, которые знают, как обучать, а результаты обучения тщательно оцениваются. Теорию систематического повышения предложили советы производственного обучения в 1960-х гг. Оно основано на простой четырехэтапной модели, выраженной следующим образом (рис. 38.3):
• определить потребности в обучении;
• решить, какого рода обучение требуется для удовлетворения этих потребностей;
• привлечь к планированию и проведению обучения опытных и подготовленных преподавателей;
РИСУНОК 38.3
Модель планомерного профессионального обучения
• изучить и оценить программу обучения, чтобы гарантировать, что оно будет эффективно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Исследования: профессиональное
Исследования: профессиональное В этом ящике содержатся статьи и документы, интересующие меня с профессиональной точки зрения. Опросы общественного мнения, информация о развитии бизнеса, маркетинговых технологиях, новых системах хранения, франчайзинге — все это и
Все решает профессиональное мастерство
Все решает профессиональное мастерство Если я не отлучаюсь из офиса по делам компании, а нахожусь в торговом зале, то можно слышать, как время от времени я произношу одну и ту же фразу – «Эта акция никуда не годится. На nett я не смогу во всем блеске проявить свое мастерство».
4.1. Профессиональное управление и хозяйственная деятельность
4.1. Профессиональное управление и хозяйственная деятельность Руководители большинства ТСЖ, принявших решение об управлении собственными силами, очень быстро пришли к пониманию того, что в этом случае путь к профессиональному управлению связан с работой руководящего
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И НЕ ТОЛЬКО
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И НЕ ТОЛЬКО Зачем нужен распорядок дня Думай в вечеру, делай по утру. (Народная мудрость) Желая добиться успехов в карьере, необходимо суметь организовать себя так, как того требуют настоящие условия профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Кодекс профессионального поведения Привилегированного института персонала и развития (CIPD) утверждает, что: В интересах общества и для достижения поставленных целей Привилегированный институту персонала и развития заявляет о своей
ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ Тарик и Каллигири (1995) высказали предположение о том, какие шаги необходимо предпринять при планировании программы обучения для экспатриантов:1) идентифицировать тип назначения за границу – техническое, функциональное, тактическое, для развития или
НАУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
НАУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Поощрение научения позволяет использовать модель процесса, заключающуюся в облегчении видов деятельности связанных с научением индивидов и предоставлением им возможностей для научения. Наоборот, профессиональное обучение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (TRAINING)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (TRAINING) Профессиональное обучение – это систематические и плановые указания, способствующие научению. Этот подход можно охарактеризовать фразой «профессиональное обучение, базирующееся на обучающемся». Он включает в себя использование
Третья задача: профессиональное развитие
Третья задача: профессиональное развитие Собеседование-аттестация – самый подходящий случай поговорить о будущем.• Определить, на чем сотруднику лучше сосредоточить свои усилия, сформулировать задачи, расширить рамки должностных обязанностей и сферу
GQ: невероятно профессиональное использование Tumblr
GQ: невероятно профессиональное использование Tumblr Чтобы отметить выход первой серии 6-го сезона сериала «Безумцы», журнал GQ объявил в Tumblr «Счастливый День безумцев», сопроводив пост фотографией героев сериала на коктейльной вечеринке. Сейчас расскажу, почему пост набрал
Обучение для Р и А
Обучение для Р и А В обучении для Р и А нет ничего мудреного. Производитель должен научиться практическим вещам: продажам, инжинирингу, учету, маркетингу. Курсы, связанные с сутью профессиональной деятельности, вполне решают эту задачу. Для закрепления полученных знаний
Обучение для E и I
Обучение для E и I Обучение для менеджеров типа E и I часто злоупотребляет программированием. Такие программы исходят из предположения, что слушатель уже обладает качествами E и I. Цель тренинга – просто систематизировать эти качества в соответствии с результатами
Обучение
Обучение P: «Делай, как я» – не лучшая стратегия обучения.A: Не все можно систематизировать и изложить в инструкциях.E: Люди не пойдут за вами, если не понимают, чего от них хотят.I: Научить людей поддерживать добрые отношения
Профессиональное признание Маршалла Голдсмита
Профессиональное признание Маршалла Голдсмита Институт менеджмента – премия «За дело всей жизни» (одна из двух наград, врученных за последние 25 лет).Американская ассоциация менеджмента – «Пятьдесят выдающихся мыслителей, оказавших наибольшее влияние на менеджмент за
Обучение
Обучение Мы должны поощрять привычку к гибкости, к непрестанному обучению – это касается как организаций, так и отдельных людей. Питер Друкер Обучение – феномен телесный. И происходит оно путем постоянной практики и повторений. Если я хочу, к примеру, освоить новую
Школа «Человек среди людей»
Формы работы Школы
Консультационная форма обучения рассчитана на тех, кто хочет решить те или иные проблемы своей жизни самостоятельно, но используя психологические и социальные инструменты, которым их научат в нашей школе.
Эти учащиеся формируют свой запрос на освоение тех или иных навыков и инструментов или решения проблем и, вместе со своим преподавателем формируют программу обучения.
Программа формируется по результатам собеседования, в рамках которого учащемуся будут предложены уточняющие анкеты и проведена диагностика его запроса, а затем предложен индивидуальный набор изучаемых предметов и последовательность их изучения и освоения.
Обучение проходит заочно; учащиеся самостоятельно выполняют задания, отсылают их на проверку и при необходимости дополнительно общаются с преподавателем.
По индивидуальной форме идет обучение на курсе «Развитие личности».
Прикладная форма обучения предлагается учащимся, успешно закончившим один из годовых курсов академического обучения или прошедшим годовое обучение по консультационной форме.
На прикладное обучение мы приглашаем учащихся, желающих применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Возможно заочное, заочное и комбинированное обучение.
Академическое обучение ведется по следующим предметам в соответствии с их тематическими планами:
Индивидуальное обучение ведется на курсе «Развитие личности».
Консультационное и прикладное обучение ведется по вышеуказанным темам по уточненной для каждого учащегося программе, в которую могут быть добавлены частичное или полное изучение следующих предметов:
Проблемология
Гимнастика «Капля»
Топографическая анатомия и массаж
Уровни личности – диагностика и пути развития
Мировая астрология: знаки Зодиака, планеты
Групповая работа и взаимодействие с эгрегорами
Тонкие массажные технологии
Программы Школы формировались и апробировались на лекциях, семинарах и тренингах, систематически проводимых автором начиная с 1993 г. на территории России, Украины, Белоруссии и Польши, в частности, в Москве, Киеве, Запорожье, Минске, Гомеле, Новосибирске, Томске, Екатеринбурге, Перми, Барнауле и Владивостоке. В Новосибирске в 1998-99 г.г. по предметам «Высшие архетипы» и «Коммуникатика» был прочитан годовой курс и проведен ряд семинаров, а по предметам «Целительство» и «Структурный массаж» проведен годовой курс семинаров. В Москве в 2001-2002 г.г. был прочитан ряд лекций и проведен полугодовой курс семинаров по предмету «Психология личности»; семинары по этой теме прошли также в Новосибирске, Минске, Томске. В Москве в течение 1999-2000 г.г. был проведен двухгодовой цикл семинаров по теме «Коммуникатика».
В рамках заочного обучения в Школа функционирует начиная с 2002 года.
Теоретический материал для преподаваемых в Школе предметов изложен в следующих книгах автора:
«Лекции по введению в астрологию».
Серия «Общая астрология»: «Знаки зодиака», «Планеты», «Дома, «Аспекты».
Серия «Каббалистическая астрология»: «Тонкие тела», «Знаки Зодиака», «Планеты», «Диалектика, или Дома».
Серия «Психология и астрология»: «Психология для астрологов», «Эволюция личности», «Астрология для психологов», «Архетипы психики».
«Эзотерическая астрология».
Cерия «Трактаты»: «Знаки на пути», «Психология подсознания», «Общественное подсознание».
«Человек Многоликий».
«Искусство общения».
Серия «Коммуникатика»: «Грамматика общения», «Искусство понимания», «Грани общения», «Уровни общения».
Серия «Высшие архетипы»: «Холистический архетип: целое и часть», «Диадический архетип: активность и адаптивность», «Диалектический архетип: творение, осуществление и растворение», «Логистический архетип: символ и содержание», «Семантический архетип фон, смысл и стиль», «Триадический архетип: синтез, аспект, деталь», «Тетрадический архетип: вертикальное измерение», «Мировой архетип: уровни восприятия».
«Покрывало майи, или Сказки для невротиков».
Серия «Целительство»: «О, Текучая! Оздоровительная гимнастика для индивидуумов и пар», «Эзотерический массаж», «Введение в анатомию. Структурный массаж».
Поступление и условия обучения
Прием и обучение идут круглогодично.
Обучение регулируется договором-офертой, высылаемым по запросу.
Психологические особенности системы обучения персонала в организации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обучение персонала — это целенаправленный и организованный процесс, который осуществляется планомерно и систематически. Он представляет собой овладение знаниями, умениями и навыками, инструментами коммуникации.
Значение обучения для организации
Обучение в организациях проводится под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей. Оно представляет собой составную часть управленческого процесса и реализуется для получения знаний, навыков, опыта. Обучению подвергаются все человеческие ресурсы компании, включая новых и действующих сотрудников.
Развитие кадрового состава, которое происходит в ходе обучения, — это залог эффективной деятельности любого предприятия. Несомненно, такое обучение особо актуально сегодня, когда темпы НТП и процессов глобализации в мире практически пропорциональны темпам устаревания профессиональных знаний. При несоответствии уровня квалификации работников потребностям компании могут проявиться негативные тенденции в ее работе.
Модель систематического обучения в организациях
Организацию процесса обучения основывают на модели обучения, включающей циклы, которые присущи для проектных работ. Здесь важной является модификация процесса обучения, которая применима как базисная платформа для работы (сотрудниками сферы образования в целом, управленцами).
Модель обучения сотрудников компании включает выполнение действий (работ) по нескольким стадиям:
Первый этап определения потребностей в обучении характеризуется необходимостью достигать общие производственные цели и задачи, включая проводимую политику организации в планировании кадрового управления. Здесь важно определить потребность в обучении конкретных групп персонала всех подразделений. Это происходит после осуществления консультаций с руководителями.
Готовые работы на аналогичную тему
На этой стадии работ можно составить прогноз ожидаемого результата от воздействия обучения на выполнение компанией производственных задач.
На второй стадии проводится анализ потребностей в обучении сотрудников отделов и подразделений. Здесь же происходит анализ текущей ситуации (в том числе критических ситуаций) в работе, что дает возможность выявить потребность в осуществлении обучения по конкретным направлениям.
На стадии распределения ресурсов необходимо их достаточное количество для решения поставленных задач. Для осуществления кадровой политики в сфере обучения важно обеспечение финансовыми ресурсами. Сумма средств, выделенных на обучение в соответствии с выбором методов и видов обучения, должна обозначаться суммами, которые требуются для покрытия издержек по обучению. Здесь важно учитывать временные рамки.
На четвертой стадии формируется программа обучения. Эту деятельность чаще всего возлагают на квалифицированных специалистов в области обучения. Они работают на основе исследования потребностей обучения отдельных работников или групп сотрудников. Общее руководство процессом обучения большая часть организаций возлагает на руководителя направления по кадрам.
Система обучения персонала
Требования к работнику, который составляет программу обучения персонала, включают наличие определенных знаний, навыков и опыта в сфере отбора и приема на работу. Среди важных факторов отбора и приема на работу можно выделить информацию, полученную в ходе собеседования, изучения отчетов и др. С помощью данных источников возможно проведение анализа потребностей работника в обучении.
В состав основных задач системы обучения персонала входят следующие цели:
В современных условиях развития рынка конкурентоспособность компаний представляет собой один из краеугольных камней фундамента успешного бизнеса. Для ее обеспечения необходима целесообразная и эффективно организованная производственная деятельность, способствующая росту и развитию фирмы в долгосрочной перспективе.
Один из системообразующих факторов увеличения конкурентоспособности предприятия представлен образованием. Оно имеет решающее значение в процессе освоения и использования на практике полученных знаний и умений, которые способствуют увеличению производительности труда, и формируют у персонала незаменимые качества. Среди качеств, в первую очередь, важно выделить умение устанавливать и поддерживать деловые отношения с соблюдением морально-этических норм поведение в социуме. При этом каждый руководитель должен заботиться о росте уровня культуры взаимоотношений.
Для обучения кадров организации используют 2 базовые формы обучения. Одна из них предполагает отрыв от производства (на базе учебных заведений), вторая проводится непосредственно на рабочем месте.
Существуют следующие формы обучения работников: индивидуальная подготовка, групповое и курсовое обучение.
Индивидуальное обучение предусматривает форму, где обучаемого человека прикрепляют к квалифицированному работнику. Также его могут включать в бригаду, в которой ему предоставляется необходимая практическая помощь. В этом случае на обучаемого работника возлагается самостоятельная теоретическая подготовка.
Для групповой формы обучения сотрудников характерно формирование групп персонала, с которыми проводят процесс обучения квалифицированные специалисты.
Организация системы обучения персонала
Сущность и цели системы непрерывного обучения персонала
Обучение кадров является непрерывным процессом их подготовки к трудовой, общественной деятельности. Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда.
Чем быстрее развивается отрасль, тем скорее устаревают знания научного и прикладного характера и появляется потребность в получении новых знаний.
Смена целей общественного развития и способов их достижения, работа в рыночных условиях требуют постоянного переобучения кадров с учетом освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда.
В целях определения потребности в обучении обычно используются результаты оценки персонала и его труда, планы стратегического развития организации, программы обучения персонала, предусматривающие непрерывное развитие участников трудового процесса.
Уровень образования и практический опыт являются ведущими показателями качества персонала. Кадровые службы отвечают за соответствие этих параметров требованиям организации, за выполнение плана стратегического профессионального развития персонала организации.
Развитие персонала — комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации кадров, планирование карьеры персонала организации.
Цель развития персонала — обеспечение организации хорошо подготовленными работниками для эффективной работы и реализации стратегического развития предприятия.
Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые соответствуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников.
Модель систематического профессионального обучения персонала
В современных организациях профессиональное обучение представляет собой непрерывный процесс. Для организации процесса обучения специалисты используют модель систематического профессионального обучения персонала (рис. 19).
Определение потребностей в обучении составляет основу модели систематического обучения персонала. По существу, речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (в настоящий период и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности.
Определение потребностей в профессиональном обучении может предприниматься на различных уровнях.
Потребности организации в целом должны быть проанализированы специалистом по персоналу или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями и политикой организации в планировании рабочей силы.
При этом определяется необходимость обучения конкретных групп работников по всем подразделениям после консультаций с линейными руководителями.
Потребности в обучении коллектива подразделения лучше всего могут быть определены линейным руководителем. Такая работа требует предварительной подготовки, определенных затрат времени, чтобы проанализировать текущую ситуацию.
Потребности в обучении отдельного сотрудника можно установить совместными усилиями специалиста по персоналу, линейного руководителя и самого сотрудника. Каждая из сторон представляет свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе обучения.
На данном уровне происходит детальный анализ потребностей в обучении. Основное требование здесь — определить все функции и действия, которые осуществляют сотрудники в процессе выполнения конкретной работы.
Рассмотрим факторы, определяющие потребности отдельного сотрудника в обучении (рис. 20).
На основании анализа выявленных потребностей необходимо сформулировать специфические цели каждой программы обучения, причем эти цели должны быть:
Выполнение перечисленных условий позволит оценить эффективность обучения сотрудников.
При определении целей следует помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием: первое служит развитию навыков и умений, необходимых данной организации, второе направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний.
Учебные планы и программы обучения, учитывающие потребности отдельных работников или группы сотрудников, обычно составляются квалифицированными специалистами по обучению.
При подготовке учебного плана необходимо знать о требованиях, которые предъявляет данная работа к выполняющему ее лицу. Кроме того, на данном этапе важными являются отчеты или другая информация о выполнении работы, а также данные квалификационных собеседований, где наиболее полно анализируются потребности сотрудника в обучении.
Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения.
Методы обучения персонала и их выбор
Современные организации используют большое количество методов развития профессиональных знаний и навыков своих сотрудников. Все методы обучения могут быть разделены на две большие группы:
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с повседневной работой. Оно является более дешевым и оперативным, облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников. С другой стороны, цель и порядок обучения в этом случае могут теряться за текущей работой и жесткими временными рамками.
Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются:
Обучение вне рабочего места включает все виды обучения за пределами самой организации. Такое обучение позволяет отделить обучающихся на какое-то время от повседневной трудовой деятельности. Процесс обучения в данном случае лучше спланирован, дидактически глубже проработан.
К числу основных методов обучения вне работы относятся:
Особым видом обучения является самообразование, т. е. самостоятельное обучение работников.
Оценка эффективности обучения сотрудников организации
Оценка эффективности обучения персонала является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной организации.
В последнее время все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения результативности труда работников, получения дополнительной прибыли.
Экономическая эффективность обучения работников оценивается на основе анализа общей суммы, структуры затрат и анализа результатов реализации конкретных программ обучения.
Эффективность обучения определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих элементов согласно схеме.
Критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся и управляющих процессом профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются при дальнейшем планировании профессионального обучения (рис. 21).
С помощью такой информации можно совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников.
Что такое систематическое обучение
Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные виды обучения (рисунок).
Рассмотрим некоторые виды обучения.
Первый в истории вид систематического обучения применялся древнегреческим философом Сократом и получил название сократической беседы. Суть сократической беседы состоит в поиске истины путем постановки наводящих вопросов. Учитель-философ своими вопросами стимулировал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания. Сократовские беседы были ориентированы на индивидуальное обучение или работу с небольшой группой учеников, изначально проявляющих интерес к знаниям.
— обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, иизменяющаяся) система;
— управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);
— информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
• подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;
• предъявление правильного ответа для самоконтроля;
• формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа).
В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый. По линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.
Кроме описанных выше видов обучения, есть и другие: модульное, проблемное, дистанционное и т.д.
Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения.
Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса.
Сегодня наиболее распространены классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения, история существования которых насчитывает более 400 лет. И хотя в XIX-XX вв. были созданы очень известные белл-ланкастерская, батавская, мангеймская системы, а также системы обучения по методу проектов, по далтон-плану, плану Трампа и др., они всё же не получили столь широкого распространения как классно-урочная и лекционно-семинарская.