Что такое систематизация персональных данных

Что относится к персональным данным. Кому их можно передавать, как хранить и уничтожать

Что такое систематизация персональных данных. Смотреть фото Что такое систематизация персональных данных. Смотреть картинку Что такое систематизация персональных данных. Картинка про Что такое систематизация персональных данных. Фото Что такое систематизация персональных данных

В последние годы вопрос о персональных данных стал крайне острым ввиду активной цифровизации, а следовательно, и с ростом рисков по утечке и мошенническом использовании информации. При проведении проверок инспекторы обращают внимание на документы, относящиеся к персональным данным, их наличие, хранение, согласие работников на обработку и т.д.

Что такое персональные данные и что к ним относят

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, и позволяющая его определить. Это из статьи 3 ФЗ «О персональных данных», от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон).

К персональным данным, согласно данному закону, относят:

Но стоит учитывать, что некоторые из этих данных сами по себе, без связки с другими данными, персональными являться не могут. Если номер телефона сам по себе не является персональными данными, то в базе оператора, с указанием ФИО владельца — является. Адрес электронной почты в формате petrov_sergey_1987@mail.ru — тоже относится к персональным данным, как и ФИО, с привязкой к ИНН, номеру телефона или месту регистрации.

Также существует классификация персональных данных. Их подразделяют на:

Такая классификация дана в Постановлении Правительства от 1 ноября 2012 г. № 1119.

Немного подробнее по каждой категории.

Общедоступные — те, на доступ к которым дано согласие субъекта персональных данных, а не те, которые можно найти в общем доступе в интернете.

Специальные — информация о расе, национальности и религии; политических и философских взглядах, здоровье, подробностях личной жизни,

Биометрические — информация о физиологических и биологических особенностях человека. Это отпечатки пальцев, генетическая информация, рисунок радужной оболочки глаз, образцы голоса, фотографии.

Но здесь тоже важна определенная привязка к личности. Например, отпечаток пальца, используемый для идентификации сотрудника для входа в офис. Или скан радужной оболочки глаза.

К иным данным относится все остальное. Это как папка «разное» на большинстве компьютеров. Это электронная почта или геолокация,

информация о принадлежности к определенной социальной группе,

Обработка персональных данных

Любой договор с физлицом, содержащий его личные данные (а он и будет их содержать, если это не публичная оферта), должен в обязательном порядке содержать раздел о персональных данных. Без письменного согласия человека, обработка персональных данных оператором, а также их передача третьим лицам — запрещена.

Вообще, обработка персональных данных — это вообще любые действия, которые с ними делают. Сюда входит:

В свою очередь, обработка может осуществляться тремя путями:

После того, как персональные данные обработаны они отправляются на хранение в архив. Это может быть и отдельное специализированное помещение (если речь о бумажных документах) и электронное хранилище (например, облачное). В любом случае вам впоследствии нужно иметь возможность оперативно найти данные и уничтожить их (по требованию субъекта) или передать (в силу закона).

Что будет, если нарушить законодательство о персональных данных

Следит за соблюдением законодательства в этой сфере организация, которая у многих на слуху — Роскомнадзор. Применяемая статья — 13.11 КоАП.

Если собирать персональные данные о гражданах РФ на серверы, расположенные за пределами РФ — штраф до 6 миллионов.

Что делать, чтобы не попасть под штрафы

Чтобы собирать, хранить и обрабатывать ПД, нужно соблюдать требования Закона № 152-ФЗ. Краткий чек-лист:

Все нужна регистрация в Роскомнадзоре?

Может возникнуть ощущение, что уже давно всем работодателям нужно бежать в Роскомнадзор и регистрироваться как оператору персональных данных. Однако это не так. Вот исключения:

Во всех остальных случаях — регистрация обязательна!

Не забудьте, что в Делис Архив действует акция «Новогодняя» — дарим полезные подарки действующим и будущим клиентам!

Источник

Что значит обработка персональных данных

Что такое систематизация персональных данных. Смотреть фото Что такое систематизация персональных данных. Смотреть картинку Что такое систематизация персональных данных. Картинка про Что такое систематизация персональных данных. Фото Что такое систематизация персональных данных

Что такое личные данные и их обработка. Что входит в состав личной информации

Термин «обработка персональных данных» введен законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Под обработкой персональных данных понимаются различные действия с личной информацией людей (в частности, сбор, хранение, систематизация, использование, передача иным лицам и т. п.), которые выполняются физическими лицами или организациями.

Что входит в состав личных сведений о человеке? Закон об этом прямо не говорит, хотя и оперирует словосочетанием «любая информация», которая относится к человеку. Соответственно, можно сделать вывод, что персональные данные — это Ф. И. О., дата рождения, адрес, телефон, email, ссылка на профиль в социальной сети и т. д.

Принципы обработки личной информации

Законодательно установлены принципы работы с личной информацией, которые следует соблюдать. В частности:

Способы и условия обработки данных

Способов обработки персональных данных законом установлено всего два (п. 3 ст. 3 закона № 52-ФЗ): автоматизированный и неавтоматизированный.

Также законом определены условия обработки персональных данных:

Уведомление Роскомнадзора об обработке личной информации

Обработке данных по закону должно предшествовать направление потенциальным оператором уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор.

Не уведомлять этот госорган можно в некоторых случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ, а именно если:

Содержание уведомления об обработке персональных данных регламентируется ч. 3 закона № 152-ФЗ. А в приложении № 1 к Методическим рекомендациям по уведомлению уполномоченного органа…, утвержденным приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94, приводится форма документа.

После получения уведомления Роскомнадзор в течение 30 дней вносит перечисленную в ст. 22 ч. 3 закона № 152-ФЗ информацию в реестр. Для заявителя данная процедура бесплатна.

Меры, которые должен принять оператор при обработке сведений

В ходе обработки информации одна из основных задач оператора — обеспечить их безопасность, конфиденциальность и неприкосновенность. Для этого он должен принять следующие меры:

Запрет на обработку информации

В любой момент человек имеет возможность отозвать свое разрешение на обработку его личной информации оператором. В этом случае оператор должен:

Ответственность за нарушения в работе с личными сведениями

За нарушение правил работы с персональными данными оператор несет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ.

Статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Основание для привлечения к ответственности

Ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ

Обработка данных в случае, если она противоречит целям их сбора

Штраф 1–3 тыс. руб. для граждан, 5–10 тыс. руб. для должностных лиц, 30–50 тыс. руб. для организаций

Ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ

Обработка информации без согласия ее владельца

Штраф 3–5 тыс. руб. для граждан, 10–20 тыс. руб. для должностных лиц, 15– 70 тыс. руб. для организаций

Ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ

Неопубликование или недоведение до сведения граждан политики работы оператора с персональными данными

Штраф 700–1500 руб. для граждан, 3–6 тыс. руб. для должностных лиц, 5–10 тыс. руб. для ИП, 15–70 тыс. руб. для организаций

Ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ

Непредоставление гражданам информации об обработке их персональной информации

Штраф 1– тыс. руб. для граждан, 4–6 тыс. руб. для должностных лиц, 10–15 тыс. руб. для ИП, 25–40 тыс. руб. для организаций

Ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ

Невыполнение требований граждан актуализировать, блокировать или уничтожить персональные данные в определенных законодательством случаях

Штраф 1–2 тыс. руб. для граждан, 4–10 тыс. руб. для должностных лиц, 10–20 тыс. руб. для ИП, 25–45 тыс. руб. для организаций

Ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ

Несоблюдение правил хранения сведений, повлекшее несанкционированный доступ к ним третьих лиц

Штраф 700–2000 руб. для граждан, 4–10 тыс. руб. для должностных лиц, 10–20 тыс. руб. для ИП, 25–50 тыс. руб. для организаций

Ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ

Несоблюдение требований к обезличиванию персональных данных либо их необезличивание должностными лицами государственных и муниципальных учреждений

Итоги

Таким образом, процедура обработки личных данных строго регламентирована законодательством, а за ее нарушение установлена административная ответственность. Любому оператору персональных данных необходимо разработать правила обработки информации, уведомить в случае необходимости Роскомнадзор, не допускать перечисленных в статье нарушений.

Источник

Способы обработки персональных данных

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

Что такое систематизация персональных данных. Смотреть фото Что такое систематизация персональных данных. Смотреть картинку Что такое систематизация персональных данных. Картинка про Что такое систематизация персональных данных. Фото Что такое систематизация персональных данных

С овременный мир ограничивает право человека на защищенность информации о себе и своей частной жизни. Информация предоставляется во множестве случаев государственным организациям и коммерческим компаниям, и далеко не все из них обеспечивают ее конфиденциальность. Когда персональные данные человека поступают в распоряжение фирмы, признаваемой оператором ПДн, с ними могут происходить различные действия, информацию о которых человек получает, подписывая согласие на обработку. Средства и способы обработки персональных данных определяются федеральными законами.

Нормативно-правовое регулирование

В российском правовом поле термин «персональные данные» появился в начале 2000-х годов. Он был позаимствован из европейского и американского законодательства. Целью введения в национальное законодательство новой концепции стала защита информации о частной жизни человека, его здоровье, имуществе от посягательств злоумышленников.

Классификация действий с персональными данными

Закон «О персональных данных» называет несколько видов действий, которые могут производиться с поступившими в распоряжение организации персональными данными. Этот перечень ограничен и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, оператор ПДн может производить с ними следующие действия:

Способы обработки

Также в статье 3 закона «О персональных данных» четко определяет, что выделяются два способа обработки персональных данных:

Такое же понимание можно найти в нормативных актах Роскомнадзора. Под автоматизированным способом обработки законодатель и ведомство понимают совершение любых действий с персональными данными, которые связаны с использованием средств вычислительной техники. Закон не раскрывает термин «средства вычислительной техники» конкретно, но очевидно, что под ними понимаются информационные системы. Для способа обработки персональных данных средствами автоматизации есть одно серьезное ограничение. Ни одно решение, на основании которого могут быть изменены права или обязанности гражданина, не может быть принято только исходя из результатов обработки сведений средствами вычислительной техники.

Что такое систематизация персональных данных. Смотреть фото Что такое систематизация персональных данных. Смотреть картинку Что такое систематизация персональных данных. Картинка про Что такое систематизация персональных данных. Фото Что такое систематизация персональных данных

Соответственно, ручной способ обработки персональных данных – это занесение их на материальные носители вручную и дальнейшая работа с такими носителями. Закон в дальнейшем не конкретизирует особенности организации работы каждым способом, предоставляя это сделать ФСТЭК России. Ведомство, в свою очередь, определяет требования к автоматизированному способу обработки и используемым для него средствам. С точки зрения ручного способа действуют или общие принципы, или организационные меры, затрудняющие физический доступ к персональным данным путем разграничения функционала сотрудников. Так же работают требования по физической защите помещений.

Принципы обработки

Федеральный закон утверждает, что любая обработка персональных данных должна быть основана на определенных принципах, которых должен придерживаться каждый оператор. Среди них:

Условия обработки

Во избежание привлечения к административной ответственности необходимо придерживаться и установленных законодательством условий обработки персональных данных. Среди основных:

1. обработка персональных данных допускается тогда, когда человек выразил на это согласие и не отозвал его;

2. в отсутствие согласия обработка допускается в строго определенных законом случаях. Это такие ситуации, как возложение на оператора обязанностей по осуществлению деятельности, для которой необходима обработка персональных данных, или если этого требуют международные договоры или Федеральные законы Российской Федерации, действующие в значимых областях, например, в сфере защиты от терроризма. К этой же сфере регулирования относится ситуация, когда ПДн предоставляются государственным или федеральным органам власти для исполнения их установленных законом обязанностей;

3. она также допускается без согласия субъекта персональных данных при осуществлении любых судебных процессов, уголовных, гражданско-правовых, в сфере конституционного права, для разрешения споров или для исполнения судебного акта. Так, персональные данные граждан беспрепятственно предоставляются судебным приставам.

Частным, но не менее важным случаем обработки ПДн любыми средствами и способами без согласия субъекта будет ситуация, когда это необходимо для защиты жизни и здоровья человека. Допускается и обработка персональных данных в работе журналистов, если они не нарушают права лиц на тайну частной жизни или иные интересы. Отдельные нормы регулируют условия обработки персональных данных лиц, которые находятся под государственной охраной.

Способы обработки персональных данных государственными и муниципальными органами

Закон о персональных данных устанавливает дополнительные требования к способам и методам их обработки для государственных или муниципальных органов. Так, для них могут быть установлены определенные способы обезличивания, затрудняющие определение принадлежности информации тому или иному лицу. Также для них установлено ограничение на любое использование ПДн или обозначение их принадлежности такими способами, которые могли бы оскорбить чувства конкретных лиц или социальных групп. Ни один способ обработки данных государственными органами и учреждениями не должен ограничить права человека.

Любой оператор, будь то частная фирма или государственная организация, определяя, каким способом он будет обрабатывать предоставленные ему персональные данные, должен строго придерживаться установленных законом принципов. Это позволит избежать и неправомерного использования сведений, и привлечения оператора к ответственности.

Источник

Локализация обработки персональных данных граждан России: значение баз данных как объектов интеллектуальной собственности

1. В чем состоит требование о локализации обработки персональных данных граждан России и при каких условиях оно применяется к компаниям

Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» («Закон о персональных данных») при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных:

При толковании приведенных правовых норм следует учитывать разъяснения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, доступные на сайте министерства, а также комментарий сотрудников Роскомнадзора, доступный на сайте уполномоченного органа.

Для правильного понимания требования о локализации важно обратить внимание на значение понятий, используемых в приведенных правовых нормах:

Таким образом, требование о локализации не распространяется на персональные данные, полученные оператором не в результате сбора персональных данных (например, на персональные данные, полученные от другого оператора).

Следовательно, требование о локализации не распространяется на данные, не являющиеся персональными данными (например, на анонимизированные данные).

Следовательно, требование о локализации не распространяется на другие операции с персональными данными, такие как использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно разъяснениям Министерства цифрового развития требование о локализации применяется к иностранным компаниям, которые не имеют физического присутствия в России, если они осуществляют деятельность, направленную на территорию России. Например, о наличии направленности интернет-сайта на территорию Российской Федерации могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

2. Реальные риски компаний, связанные с нарушением требования о локализации персональных данных

Реальные риски компаний, связанные с нарушением требования о локализации, лучше всего видны на примерах из правоприменительной практики:

По мнению суда, компания LinkedIn нарушила требование о локализации при сборе информации о пользователях социальной сети, а также гражданах Российской Федерации, не являющихся пользователями социальной сети.

Таким образом, до принятия законопроекта № 729516-7 о введении штрафов за нарушение требования о локализации компаниям, которые нарушают эти требования, грозят блокировки интернет-ресурсов, используемых для незаконной обработки данных, а также относительно небольшие штрафы за непредоставлении информации, подтверждающей выполнение требования о локализации. Как отмечалось ранее, если законопроект № 729516-7 будет принят, на нарушителей смогут налагаться штрафы до 18 миллионов рублей.

3. Как можно снизить издержки на выполнение требования о локализации персональных данных с учетом законодательства о базах данных как объектах интеллектуальной собственности

Некоторые особенности законодательства о базах данных как объектах интеллектуальной собственности могут помочь снизить издержки на выполнение требований о локализации.

Помимо прочего, данное требование предполагает, что оператор обязан обеспечить извлечение персональных данных с использованием базы данных, находящейся в России. Законодательство о персональных данных не определяет понятие «извлечение персональных данных». В связи с этим возможно утверждать, что под извлечением персональных данных на основе пункта 1 статьи 1334 ГК РФ следует понимать перенос всего содержания базы данных с персональными данными или существенной части составляющих ее персональных данных на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме. Статья 1334 ГК описывает исключительное право изготовителя базы данных как объекта смежных прав.

Такое толкование предполагает, что требование о локализации не распространяется на случаи переноса несущественной части персональных данных из базы данных с персональными данными, расположенной за рубежом, в другую базу данных, расположенную за рубежом. Указанные случаи могут иметь место в информационных системах персональных данных, предусматривающих их трансграничную передачу. Таким образом, приведенное толкование позволило бы компаниям снизить издержки на выполнение требования о локализации, поскольку оно значительно сужает понятие «извлечение персональных данных», на которое распространяется требование о локализации.

Следует отметить, что предложенное толкование не проверено правоприменительной практикой и может встретить неприятие со стороны Роскомнадзора и судов. В связи с этим при его использовании следует учитывать соответствующие риски.

Источник

Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2021 года

Что такое систематизация персональных данных. Смотреть фото Что такое систематизация персональных данных. Смотреть картинку Что такое систематизация персональных данных. Картинка про Что такое систематизация персональных данных. Фото Что такое систематизация персональных данных

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

Что такое систематизация персональных данных. Смотреть фото Что такое систематизация персональных данных. Смотреть картинку Что такое систематизация персональных данных. Картинка про Что такое систематизация персональных данных. Фото Что такое систематизация персональных данныхДля этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

Что такое систематизация персональных данных. Смотреть фото Что такое систематизация персональных данных. Смотреть картинку Что такое систематизация персональных данных. Картинка про Что такое систематизация персональных данных. Фото Что такое систематизация персональных данныхПри этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *