Что такое системная работа

Введение в системный подход

Неизвестный студент конца ХХ-го века

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

2. Организационная система : основные элементы и типы

4. Значение системного подхода в управлении

Введение

По мере того, как развивается промышленная революция, рост
крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей
относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять.
Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения
эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической
школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория
системного подхода к организациям, теория вероятностей и др.

В своем докладе я хочу рассказать о теории системного подхода
к организациям, как идеи для достижения эффективного управления.

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который,
с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений
из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед
необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в
изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде
под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих
определенную целостность, некоторое единство.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование
нового подхода в науке — системного подхода.

Определим черты системного подхода :

С учётом сказанного определим понятие системного подхода :

Системный подход — это подход к исследованию объекта
(проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы,
внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на
исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя
из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход это такое
направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе
которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной
социально-экономической системы.

Обратимся к истории.

До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители,
министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией,
опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие
решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать
пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой
объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в
управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам.
Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого
решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации
полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно
после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот
(изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер
вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он
фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам
неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и
оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта
заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом,
когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС
часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации.
Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и
должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

Далее рассмотрим основные принципы системного подхода
(системного анализа):

2. Организационная система: основные элементы и типы

Любая организация рассматривается как
организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное
количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В
истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть
определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество
индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе
определённых процедур и правил.

Исходя из данного ранее определения системы, определим
организационную систему.

Основными элементами организационной системы (а значит и
объектами организационного управления) выступают:

Эти элементы являются основными объектами организационного
управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

Организационные системы можно разделить на закрытые и
открытые:

Открытая организационная система имеет связи с внешней
средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней
средой.

Таким образом, организация как система представляет собой
совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее
единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой
системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей
среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования
т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с
помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и
услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

3. Теория систем

Напомню, что теория систем была разработана Людвигом фон
Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и
функционированием систем — самостоятельных хозяйственных подразделений, которые
образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями.
Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может
изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие — система, которая превращает набор
вкладываемых в производство ресурсов — затрат (сырье, машины, люди) — в товары и
услуги. Она функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической,
экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает
в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также
взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части
системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является
системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и
связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка
являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы
банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в
конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности
банка в целом.

Основные понятия и характеристики общей теории систем:

возникновение Ю становление Ю функционирование Ю кризис Ю
крах

Характеристики открытых организационных систем

г) для коммерческой организации главным критерием
негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном
временном интервале.

Приведу пример: рассмотрим банк с точки зрения теории систем.

Исследование банка с точки зрения теории систем началось бы с
уточнения целей, чтобы помочь понять характер решений, которые необходимо
принять, чтобы этих целей достичь. Нужно было бы исследовать внешнюю среду,
чтобы осознать способы взаимодействия банка со своим более широким окружением.

Затем исследователь обратился бы к внутренней среде. Чтобы
попытаться понять главные подсистемы банка, взаимодействие и связи с системой в
целом, аналитик проанализировал бы пути принятия решений, самую важную
информацию, необходимую для их принятия, а также каналы связи, через которые эта
информация передается.

Принятие решений, система информации, каналы связи особенно
важны для системного аналитика, потому что, если они функционируют плохо, банк
будет в трудном положении. В каждой сфере системный подход обусловил появление
новых полезных понятий и технических приемов.

В области принятия решений системное мышление способствовало
классификации различного типа решений. Были разработаны понятия определенности,
риска и неопределенности. Были внедрены логические подходы к принятию сложных
решений (многие из которых имели математическую основу), что оказало большую
помощь менеджерам в улучшении процесса и качества принятия решений.

Характер информации, находящейся в распоряжении принимающего
решения, имеет важное влияние на качество самого решения, и неудивительно, что
этому вопросу уделялось большое внимание. Те, кто разрабатывают системы
управленческой информации, пытаются дать соответствующую информацию
соответствующему лицу в соответствующее время. Чтобы осуществить это, им нужно
знать, какое решение будет приниматься, когда информация будет предоставлена, а
также как скоро эта информация дойдет (если скорость является важным элементом
принятия решений). Предоставление соответствующей информации, которое улучшало
бы качество решений (и устраняло бы ненужную информацию, просто увеличивающую
издержки) — весьма существенное обстоятельство.

Каналы коммуникации в организации являются важными элементами
в процессе принятия решений, поскольку они передают требуемую информацию.
Аналитики систем дали много полезных примеров глубокого понимания процесса
взаимосвязи между организациями. Значительные успехи были достигнуты в изучении
и решении проблем «шума» и помех в средствах связи, проблем перехода из одной
системы или подсистемы с другую.

4. Значение системного подхода в управлении

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры
могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом,
если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального
директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое
равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей
организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю
систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход
помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет
средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением,
так как:

Системное мышление не только способствовало развитию новых
представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось
интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и
важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических
средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений,
использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом,
системный подход позволяет нам комплексно оценить любую
производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на
уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в
пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и
выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать
процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление
все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно
позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не
реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень
сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда
влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри
предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно,
слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных
данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет
сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с
точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое
логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее,
системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Источник

Почему системный подход лучше опытного сотрудника?

Что такое системная работа. Смотреть фото Что такое системная работа. Смотреть картинку Что такое системная работа. Картинка про Что такое системная работа. Фото Что такое системная работаСколько раз в своей жизни вы слышали словосочетание «бизнес-процесс»?

Долгое время мне казалось, что я прекрасно знаю что это такое. Но за 10 лет работы в продажах пришел к необходимости разобраться в этом вопросе глубже.

В этом посте я покажу вам то, что долгое время для меня было не до конца понятно. И возможно вы найдете ответы на вопросы, которые требуют решения у вас.

В большинстве компаний, в которых мне удалось поработать руководителем — регулярно приходилось решать те же вопросы.

Моя работа зачастую сводилась к достижению таких «популярных» краткосрочных целей:

1. Почему компании срочно нужны деньги?

Потому, что не отлажен процесс маркетинговой деятельности, не выстроена эффективная модель продаж, не выстроены процессы обучения персонала и система мотивации продавцов.

2. Как появляются «незаменимые» работники?

Когда не разделены бизнес-процессы на функции, не прописаны регламенты работы, не отстроена система поиска и замещения работников – тогда человек может завязать на себя какие-то важные виды работ и сделать себя незаменимым.

3. Почему в компании низкая рентабельность (высокие издержки)?

Когда не написаны инструкции о том, как делать работу максимально эффективно, когда отсутствует контроль затрат, не выстроены процессы постоянной оптимизации производства – компания приходит к неуправляемым активностям, которые влекут за собой б́ольшие, чем нужно, затраты ресурсов.

Практически каждый бизнес сегодня состоит из подобных блоков процессов, посмотрите

Что такое системная работа. Смотреть фото Что такое системная работа. Смотреть картинку Что такое системная работа. Картинка про Что такое системная работа. Фото Что такое системная работа

В чем основа системного подхода в организации?

Давайте разберем пример типичного создания отдела продаж.

Есть хороший и востребованный продукт и некоторая очередь из клиентов, которым он нужен. Но руководитель уже не успевает удовлетворять их запросы и поэтому решает нанять себе помощников в отдел продаж.

План выхода на прибыльность нового отдела продаж в увеличенном составе — 6 месяцев.
Планируется начать возврат вложений сил и средств в найм и обучение новых сотрудников на 3-4 месяц. Для отдела продаж сроки реальные, потому что эти люди будут не только тратить, но и зарабатывать.

В своём плане руководитель рассчитывает экономично тратить ресурсы на развитие и планирует организовать работу своих подчинённых очень надолго.

Для этого составлены «самые выгодные» схемы мотивации, заготовлен вводный план обучения, размещены объявления на работных сайтах и уже планируются интервью с кандидатами. Руководитель подбирает тех, кто мыслит с ним одинаково. На собеседовании кандидат должен впечатлить свежими идеями и поразить своей верностью целям бизнеса.

Со мной все это было именно в таком порядке и я уверен, что с вами происходит или происходило тоже самое.

Основной моей ошибкой, которую я повторял из раза в раз, в каждом вновь создаваемом мной отделе продаж, было решение нанять «самых лучших, исходя из личной интуиции», которые ВСЕ сделают правильно, быстро и дешево. И каждый раз я ошибался. В своем «уникальном» стиле и с невероятным задором.

Теперь я знаю — самое важное в начале — преодолеть в себе желание решать задачу «от человека, который знает как надо» или «от системы, которая зарекомендовала себя в другом месте и при других условиях».

Следует прекратить надеяться, что у вас сработает чей то проверенный подход.

Такие желания и надежды типичны для собственника малого бизнеса. Потому что зачастую таков его личный подход к делам.
Сам он надеется, что как-то должно получиться, а от людей уже требует чтобы получилось.

Еще в агентстве недвижимости я искал себе «партнёра» с предпринимательской жилкой. Работающего за процент, или с оплатой за результат. Тоже самое я повторил в рекламном агентстве.

Со временем я неизбежно терял инициативу. Партнер разбирался как все устроено, знакомился с поставщиками, получал доступ к клиентам. Несколько таких бывших коллег зарегистрировали свою компанию и стали моими конкурентами, которых я лично воспитал.

Второй вариант. Партнер никуда не уходит, но я впадаю в плотную зависимость от его техник и технологий. Со временем я понимаю, что технологии работы больше мне не принадлежат. Не знаю, как процесс в действительности работает.

В решении искать себе партнеров-предпринимателей — нет стабильных, долговременных результатов и счастливых от бизнеса руководителей.
Я уже был на том конце этого пути и в роли наемного специалиста и в роли управляющего своей компанией. В конце этого пути сплошные не оправдавшиеся надежды, нервотрепка и горькие расставания.

Я стал применять другую модель работы, избавляющую от большинства подобных проблем

В которой люди должны быть просто «годными» для работы,
а не «мастерами на все руки» или «партнерами-спасителями»

Каждый процесс в компании состоит из отдельных блоков работ, в которых закреплены исполнители (роли) и заготовлены инструкции.

Один человек может совмещать в себе несколько ролей на начальном этапе. Инструкции пишутся о том, как выполнить блок работ правильно, чтобы не было сбоев и ошибок. Как именно делать правильно — я должен был прежде понять и попробовать сам.

Что такое системная работа. Смотреть фото Что такое системная работа. Смотреть картинку Что такое системная работа. Картинка про Что такое системная работа. Фото Что такое системная работа

Как видите, под каждым блоком работ есть три роли исполнителей — Руководитель, Менеджер по продажам и Менеджер заказа.
У каждой роли свой функционал и объем работ. А над блоками работ представлены регламентирующие документы, инструкции.

У вас так же? Наверняка, уже задумывались о подобной структуре.
Но инструкции и роли у вас написаны и распределены или все это делает один человек?
Этот человек — вы?

Процессному подходу не учат в малом бизнесе.
Потому что основой малого бизнеса часто остается его создатель.

И именно поэтому этот подход используют в первую очередь ТОП-500 компаний в мире, которые создавались 100-150 лет назад. Так обеспечивается стабильность и свобода от рутины для нынешних хозяев по сей день.

Лично мне самостоятельно было не разобраться как это работает

Менеджмент в малом бизнесе в 90% случаев строится на преемственности методов и внутренних ощущениях собственника. А в западных подходах, книгах и статьях принципы работы над процессами описываются сложными терминами и понятиями. Да и учиться и разбираться особенно некогда.

Позднее я понял, почему мне не удавалось разобраться, что к чему, так долго.

Если вы своими руками делаете web-сайты или переводы с иностранных языков, лично продаете и отгружаете клиенту товар, заготавливаете древесину на лесопилке и так далее – вы не сможете выстроить такую системную модель.

Проблема в том, что без посторонней помощи очень сложно самому выйти из режима «ремесленника» и обрести видение наблюдателя процесса. Это и есть видение настоящего «предпринимателя», а не самозанятого человека.

В случае, если вы работаете с наставником над выстраиванием системы работы – все равно придется все шаги пройти самостоятельно и развить в себе необходимое «видение ситуации со стороны».

А вот и обратное утверждение – делегирование функций, которые вам не понятны и вами не описаны в виде правил – всегда приводят к непонятному результату. Потому и бывает так уместна всем знакомая пословица: «Хочешь сделать что-то хорошо – сделай сам!»

Я прошел 4 этапа, чтобы изменить свой подход на новый

1. Взять полную ответственность за достижение цели (конечный результат) только на себя. От того, как я сумею просчитать верные шаги и создать по этим шагам понятную инструкцию к действию — будет зависеть успех каждого действия нанятого мной человека. Постепенно я стал любить списки дел и to-do листы. Вычеркивая пройденные шаги, я вижу, куда иду и получаю дополнительное удовольствие от процесса приближения к цели.

2. Перейти от «Результатного» мышления к «Процессному». Прекратить ставить ни чем не подтвержденные цели (кроме личных амбиций), устанавливать контроль и внедрять «мотивацию по факту» – только для достижения конечного результата.

Я хочу работать с умными людьми. А умные люди всегда чувствуют подвох. Когда я прошу делать работу, которую я сам делать не умею — они это знают. Кто кого использует в данном случае и сколько это продлится — всегда неприятная загадка.

Неверное выполнение шагов всегда ведет к неверным результатам и «выгодной мотивацией с результата» этого не исправить.
Вместо 100 способов сделать дело неправильно должна быть 1 инструкция о том, как сделать верно.

3. Открывать «Черные Ящики» процессов, в которых пока не разбираюсь. Если вы чего-то не знаете — не отмахивайтесь, мол «найму спеца и он все сделает». Обязательно сами проверяйте, как что-то работает. Иначе наемный специалист сделает свое дело у вас под носом, разобравшись в делах лучше вас.

4. Составлять пошаговый план для достижения результата. Раньше я начинал идти к цели без плана. С помощью магии и визуализации. Но это каждый раз не срабатывало. Каждый раз я разочаровывался в этом методе и все равно продолжал это делать, так как не знал как можно иначе.

Без регулярных и спланированных тренировок мы с вами не научились бы ходить, не закончили бы школу, не встретили бы хорошего партнера!

Даже при наличии у вас сегодняшнего плана в бизнесе, точно ли вы знаете – где, когда и сколько вам нужно клиентов, обращений, продуктов, действий для его выполнения? Раскрывайте детали и составляйте минимальный план! Как говорят спортсмены — это база!

Источник

Что такое системная работа

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Что такое «системный подход»?

Системный подход часто упоминается в связи с задачами организационного развития: системный подход к решению проблем компании, системный подход к проведению изменений, системный подход к построению бизнеса и т.д. В чем смысл подобных утверждений? Что такое системный подход? Чем о отличается от «несистемного» подхода? Попробуем разобраться.

При системном подходе к решению практических задач любой предмет или явление рассматриваются как система и одновременно как часть некоторой более обширной системы. Акофф определяет системный подход в познавательной деятельности следующим образом: (1) идентификация системы, частью которой является интересующий нас предмет, (2) объяснение поведения или свойств целого, (3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его роли или функций в целом, частью которого он является.

Другими словами, столкнувшись с какой-либо проблемой, менеджер, мыслящий системно, не бросается искать виновного, а выясняет прежде всего какие внешние по отношению к рассматриваемой ситуации условия вызвали эту проблему. Например, если разгневанный клиент звонит по поводу срыва сроков поставки оборудования, то наиболее очевидной реакцией представляется наказание производственного персонала, своевременно не выполнившего заказ. Однако, если разобраться, то корни проблемы могут быть обнаружены далеко за пределами производственных процессов, когда требования к заказанному оборудованию не были четко определены в спецификации, неоднократно изменялись в ходе работы, а при заключении договора продавцы установили нереальные сроки, без учета специфики заказа. Кого же здесь наказывать? Скорее всего, нужно изменять систему продаж и управления заказами!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *