Что такое системное нарушение речи

Системное недоразвитие речи. Причины, диагностика, лечение.

Системное недоразвитие речи (СНР) — комплекс нарушений речевого поведения, при котором наблюдается дисфункция языковых слагаемых: фонематического и грамматического развития, лексической области.

Диагноз “Системное недоразвитие речи” ставится ребенку после 5 лет.

Причины системного недоразвития речи

Целый ряд причин может привести к развитию системного недоразвития речи у детей. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним относят гипоксию плода, тяжелый токсикоз, беременность в слишком юном или наоборот позднем возрасте, различные болезни матери, в том числе и гинекологические, аборты, ну и конечно употребление токсинов, наркотиков, алкоголя, курение. Также системное недоразвитие речи наблюдается у детей, получивших травмы во время родового процесса. Внешние причины — ряд болезней и травм, полученных ребенком в первые годы жизни. К ним относятся тяжело перенесенные случаи ОРВИ, астения, различные патологии центральной нервной системы, церебральный паралич, рахит. Окружающая малыша обстановка также может внести свой “вклад” в развитие СНР: неправильно выбранная методика воспитания, постоянный стресс внутри семьи, излишнее давление на ребенка или пренебрежение к его требованиям, недостаток общения. Ребенок может подражать сюсюкающей манере общения по отношению к себе. Отсюда неправильное произношение отдельных звуков и слов.

Задержка речевого развития может быть следствием неправильного функционирования других систем организма. Это нарушение работы органов слуха, аутизм или умственная отсталость. Первые признаки нарушения речевого развития наблюдаются еще во младенчестве: малыш плохо реагирует на обращения взрослых, не стремиться подражать им, не издает никаких звуков, не может показать пальчиком на интересующий его предмет.

Симптомы системного недоразвития речи

При СНР речь ребенка сбивчива, нелогична, со множеством звуковых ошибок. Ребенок начинает говорить гораздо позже сверстников, в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш произносит свое первое осмысленное слово. Но в большинстве своем, речь ребенка остается малопонятной даже родителям. Невнятная речь сохраняется вплоть до 5-6 летнего возраста. Суть слов и фраз ребенок понимает, но не может дать ответ или высказать свою точку зрения.

Формы системного недоразвития речи

Легкая степень системного недоразвития речи характеризуется незначительными нарушениями звукопроизношения. Ребенок начинает запинаться только тогда, когда пытается сказать сложную фразу. Он теряет вторичные смысловые линии в попытках донести главную мысль. Малыш не может апеллировать предлогами, “теряет” союзы, не всегда правильно строит цепочку “существительное-прилагательное”, путается в количественных характеристиках. Словарный запас меньше, чем у сверстников.

При средней степени системного недоразвития речи ребенок “плавает” в падежах, родах, не согласует их между собой. Что касается речи, то нарушение фиксируется только при попытке произнести звуки одной группы. Сложные бытовые слова остаются для малыша непокоренной вершиной. Слова, объединенные одной смысловой линией, ребенок обозначает одним словом. Например, диван, шкаф, телевизор, ковер — это все “дом”.

Тяжелая форма системного недоразвития речи.

Ребенок не может составить из слов фразу, отсюда — несвязная речь. Один звук может обозначать и “мама”, и “кушать”. Проблема в произношении сразу нескольких звуковых групп: звонкие, глухие, шипящие, звонкие — все произносятся неправильно. Ребенок заторможено воспринимает речь. В речи присутствуют неверное употребление падежей, чисел.

Системное недоразвитие речи на фоне задержки психического развития дополняется повышенной физической активностью, невозможностью сосредоточиться, а также слабой памятью.

Почему родители выбирают Центр АКМЕ

Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.

Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.

Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.

Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.

Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.

Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.

Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Источник

Статья «Системное недоразвитие речи»

Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи.

Системное недоразвитие речи тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.);

грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);

словарный запас ограничен бытом и ближайшим окружением (до 50 слов);

выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;

не сформированы процессы словообразования;

отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие;

грубое нарушение понимания речи;

нарушение формирования навыков письменной речи или алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения при длительном обучении).

Системное недоразвитие речи средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение звукопроизношения;

недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);

словарный запас беден;

аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);

нарушение сложных форм словообразования;

недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий);

выраженная дислексия, дисграфия;

Системное недоразвитие речи легкой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер;

фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале;

словарный запас ограничен;

доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно;

в произвольной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;

в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения;

имеется нерезко выраженная дисграфия, дислексия.

У детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости могут наблюдаться все формы нарушений речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д., как и у детей с общим недоразвитием речи. Однако при системном недоразвитии речи, как правило, преобладающим в структуре является семантический дефект. В связи с этим этапы коррекционного воздействия отличаются своей продолжительностью. Ещё Парамонова Людмила Георгиевна выделила следующие основные причины более длительного периода коррекционного воздействия:

несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;

позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;

общее моторное недоразвитие, особенно речевой моторики; наряду с общим недоразвитием речевой моторики, у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи;

аномалия в строении артикуляторных органов: губ, твёрдого и мягкого нёба, челюстей.

В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, всё занятие должно быть направлено на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и воздействовать на всю речевую систему в целом.

Формирование речевых действий у умственно отсталых детей рекомендуется осуществлять с учётом следующих особенностей:

материализация действия с опорой на вспомогательные средства (например, в работе над дифференциацией звуков рекомендуется использовать картинки, графические схемы, фишки);

материализация действия без опоры на вспомогательные средства;

необходимость постепенного, последовательного перехода от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей;

актуализация ощущений разной модальности, использование максимальной и разнообразной наглядности;

использование дифференцированного подхода, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности, психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы;

включение в занятие логопеда упражнений на развитие общей и мелкой моторики рук, заданий на оречевление действий, элементов логопедической ритмики;

тщательная отработка этапов закрепления правильных речевых навыков, в связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны;

частая повторяемость логопедических упражнений, с включением элементов новизны по содержанию и по форме, что обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью;

закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного текста…);

проведение частой смены видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую, обусловленное его быстрой утомляемостью, склонностью к охранительному торможению;

тщательная дозировка заданий и речевого материала, необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми;

изложение цели занятия должно быть чрезвычайно конкретным, доступным умственно отсталому ребёнку;

необходимость определённого, не очень быстрого темпа работы во время занятия;

поддержание интереса к исправлению речи, воздействие на эмоциональную сферу умственно отсталого ребёнка;

логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми с сохранным интеллектом, в связи с тем, что нарушения речи таких детей носят стойкий характер.

Так как у детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости оказываются несформироваными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности, то и формирование речи как системы должно проводиться последовательно с соблюдением этапов, принципа системности и плавного перехода «от простого к сложному» с учётом характера нарушений речи, а не только над каким-то одним изолированным дефектом.

Источник

Что такое системное нарушение речи

Это нарушение проявляется не только в звукопроизношении, но и отражается на сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия.

Бесплатные занятия с логопедом

В статье ‘ОНР как системное нарушение’ раскрываются особенности протекания данного речевого нарушения, какое оно оказывает влияние на все стороны речи. Это нарушение проявляется не только в звукопроизношении, но и отражается на сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия.

Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

Характеризуя данную категорию детей, можно отметить типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности, которые отмечают все авторы.

Первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Эксп­рессивная речь отстает от импрессивной. Снижена речевая активность, которая с возрастом без специ­ального обучения резко падает. Дети в большинстве случаев достаточно кри­тичны к своему дефекту.

В устной речи детей выявляются аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление слов. В самостоятельных высказываниях очень часто нарушается связь слов в предложениях, особенно выражающих временные и пространственные отношения.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Спирова Л.Ф. отмечают отклонения от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. Особенности лексики проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Фонематическое восприятие у детей проявляется в недостаточной сформированности процессов дифференциации звуков как более контрастных, так и отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Им бывает сложно овладевать звуковым анализом и синтезом, трудно выделить первый и последний звуки в слове, они затрудняются в подборе предметных картинок, игрушек, слов, в названии которых есть заданный звук. Дети затрудняются в образовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Большие трудности возникают при подборе однокоренных слов. Отмечаются множественные недочеты при преобразовании прилагательных.

Логопаты в речи мало используют антонимы и синонимы. В словаре отмечается недостаточное количество обобщающих понятий. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи детей (пересказ, составление рассказа по серии картин).

Составление рассказа-описания является наиболее трудным заданием, обычно они ограничиваются перечислением предметов и их частей. Активная речь может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянного побуждения в виде вопросов, подсказок, поощрительных высказываний.

Дошкольники не могут обозначить словом свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов, характерны проявления гипомимии – бедности выражения эмоций мимическими средствами, что традиционно объясняется особенностями моторики.

ОНР может проявляться в разной степени. В связи с этим Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории в 1969 году были выделены три уровня, которые охарактеризовали проявления общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств об­щения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

I уровень ОНР

I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»).

Для общения дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок заменяет мимикой и жестами.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий, может происходить замена названий-действий названиями-предметов и наоборот («адас» — карандаш, рисовать). Пассивный словарь шире активного.
Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 — 2-сложные слова. При более сложной слоговой структуре количество слогов сокращается до 2 — 3. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Задания по звуковому анализу слов непонятны.

II уровень ОНР

Переход к II уровню ОНР («начатки общеупотребительной речи») характеризуется возросшей речевой активностью. Появляются общеупотребительные слова. Высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня, при этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.

Словоизменение носит случайный характер, допускается много ошибок. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения низкий. Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета, посуду, транспортные средства, детенышей животных и др.

При обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний; ошибки в употреблении форм числа и рода; при изменении существительных по числам; отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными, недостаточность фонематического слуха, неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: в речи часто предлоги опускаются, существительное употребляется в исходной форме, союзы и частицы в речи употребляются редко, наблюдаются нарушения в звукопроизношении всех групп звуков, сокращение количества слогов. При воспроизведении слов нарушается звуконаполняемость: перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении.

III уровень ОНР

III уровень ОНР – характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Свободное общение затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Отмечается недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров).

Дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка, воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но при тщательном изучении всех сторон речи выявляется выраженная картина недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Грамматические ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться правильно и неправильно. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений. При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);
б) подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»);
г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).

Среди грамматических ошибок выделяются следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
б) неправильное согласование числительных с существительными
в) ошибки в использовании предлогов — пропуски, замены, недоговаривание
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа

В фонетическом оформлении речи наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Многолетнее изучение речи 6-7-летних дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая может быть определена как четвертый уровень речевого развития (Т. Б. Филичева) или — нерезко выраженное недоразвитие речи(НВНР) – является более легкой формой общего недоразвития речи.

При НВНР имеются незначительные наруше­ния всех компонентов языка. Отмечается лишь недостаточ­ная дифференциация звуков. Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что ребенок не удерживает в памяти фонематический образ и, как следствие, наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: перестановки звуков и слогов, парафазии. В редких случаях — опускание слогов, добавление звуков и слогов.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечат­ление общей смазанности речи. Незаконченность формиро­вания звукослоговой структуры, смешение звуков характе­ризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Встречаются также и отдельные нарушения смысловой стороны речи.

Образование слов с помощью суффиксов также вызывает значительные затруднения. Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в согласовании существи­тельных в роде, числе и падеже.

Отмечается своеобразие связной речи: проявляются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; остаются трудности при планировании своих выска­зываний и отборе соответствующих языковых средств.

ОНР может наблюдаться при таких формах речевой патологии, как алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, дислалия, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя, фонетико-фонематического развития. Следовательно, данные нарушения в строе речи ребенка могут служить серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому необходимо переводить уровень речевого развития ребенка на более высокий, учитывая его особенности, возможности.

Три клинические группы ОНР

Специальные исследования детей с ОНР показали, что у детей с данной патологией существует также и клиническое разнообразие проявлений, в связи с этим выделяются три клинические группы ОНР:

Первая группа — имеются признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-пси­хической деятельности. В развитии проявляются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произ­вольной деятельности.

Отмечаются малые неврологические дисфункции в виде нарушений регуляции мышечного тонуса, недостаточности тон­ких дифференцированных движений пальцев рук.

Дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальней­шем – в особых условиях обучения.

Вторая группа — осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Часто у детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии. Автоматизированное выполнение двигатель­ных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными.

Отмечаются нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью, незрелостью эмоционально-волевой сферы, лабиль­ностью, повышенной аффективной возбудимостью или, напротив, повышенная тормозимость, неуверенность. Исследо­вания выявляют локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса. Дея­тельность носит непродуктивный характер.

Третья группа — наиболее стойкое и специ­фическое речевое недоразвитие — моторная алалия. У детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока. Имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.

Характерными признаками являются: выраженное недоразвитие всех сторон речи, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи, несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов, характерна крайне низкая ре­чевая активность. Чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вто­ричные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *