Что такое системотехническое направление в инженерной психологии
инженерная психология
Полезное
Смотреть что такое «инженерная психология» в других словарях:
Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и технических устройств с целью: использования этих закономерностей при проектировании и эксплуатации человеко машинных систем; выработки научных… … Финансовый словарь
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Большой Энциклопедический словарь
Инженерная Психология — раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при… … Психологический словарь
Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Задачи И. п.: анализ распределения функций между человеком и… … Российская энциклопедия по охране труда
инженерная психология — эргономика — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы эргономика EN human engineering … Справочник технического переводчика
Инженерная психология — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Инженерная психология (от … Википедия
Инженерная психология — одна из специальных дисциплин психологии (См. Психология). И. п. решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина» (См. Система человек и машина), предназначенных для управления и… … Большая советская энциклопедия
инженерная психология — направление психологии, изучающее поведение человека в условиях производственной деятельности. Инженерная психология возникла в 40 е гг. 20 в. как направление традиционной психологии труда, исследовавшей проблемы непосредственного взаимодействия… … Энциклопедия техники
инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Энциклопедический словарь
инженерная психология — rus инженерная психология (ж), организация (ж) труда eng human engineering fra ergonomie (f) deu Anthropotechnik (f) spa ingeniería (f) humana … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
Инженерная психология — «Система человек – машина»
Научно-технический прогресс позволил создать сложные системы — энергетические, транспортные, производственные, образовательные, медицинские и другие — для удовлетворения потребностей общества. Однако с самого начала было ясно, что успех инженерных возможностей зависит от того, насколько люди смогут эффективно управлять такими системами, а это требует учета человеческих характеристик. Инженерная психология как научная дисциплина возникла в ответ на требования реального мира при проектировании сложных инженерных систем и остается актуальной областью совершенствования и сегодня [21 и др ]. Основной целью инженерной психологии является проектирование систем управления, характеризующихся соответствием характеристик человека и программно-аппаратных компонентов, обеспечивающих повышение эффективности, сохранение здоровья и развитие человека как субъекта труда.
Предметом классической инженерной психологии является деятельность оператора в автоматизированных системах управления. В современных условиях использование электронных и компьютеризированных средств не ограничивается производством и управлением. Использование таких устройств предоставило массу возможностей для освоения ранее недоступных сфер (микро- и макроуровень), вошло практически во все сферы человеческой деятельности, часто приобретая признаки предмета необходимости. Прагматическая составляющая использования электронных и компьютерных средств определяется потенциальными возможностями повышения качества (точности, скорости, оптимальности, надежности) действий и операций, таких как 1) поиск, сбор, обработка и передача информации; 2) расчеты, вычисления по задаче и ее решению; 3) управление системами, работающими в реальном времени; 4) принятие решений (объективность и обоснованность) за счет оперативной обработки рядов данных и возможного прогнозирования результатов и др. Кроме того, современные электронные и компьютерные средства расширяют возможности общения, исследовательской и проектной деятельности, творчества в области искусства.
Разработка и совершенствование программных и аппаратных средств, ориентированных как на расширение их функциональных возможностей, так и на особенности людей как пользователей, базируются на опыте, концепциях, принципах и методах анализа и проектирования систем управления классической инженерной психологии. Расширение областей применения исследований в области инженерной психологии потребовало изменения понимания предмета инженерной психологии. Его объектом является не только деятельность оператора по проектированию автоматизированных систем, но и другие виды деятельности, предполагающие использование современных технических средств для их совершенствования. Это утверждение определяет основное содержание последующего изложения — классические понятия инженерной психологии (о деятельности оператора) с обсуждением некоторых вопросов психологии пользователя электронных средств.
Идеи и принципы системного анализа как методологической основы концептуализации, формирования и уточнения идей содержания являются фундаментальными для инженерной психологии. Структура объекта описывается набором связей элементов, определяющих целостность в соответствии с выбранным или заданным критерием. В зависимости от выбранного критерия, модели (описания) объекта могут быть разными.
Существует два вида принадлежности (анализа или декомпозиции) целостности: а) логическая и эмпирическая основа для выделения аспектов системы, ее различных сторон и установления связей между ними — собственно структурный анализ; б) анализ функций системы и выделение элементов, обеспечивающих их реализацию.
Модели объектов создаются на основе того или иного метода анализа и их комбинации, в результате чего получается соответственно структурное, функциональное или структурно-функциональное описание. Выбор между языком функций и языком элементов определяется особенностями объекта. Для технических и человеко-машинных систем характерно описание структуры на основе функционального анализа (структура — это вариант упорядочения функций).
«Система человек – машина»
Согласно принципам системного анализа, объектом инженерной психологии является система управления («человеко-машинная система» — ЧМС), а объект управления имеет ярко выраженный системный характер. Системы, объект и его управление описываются набором моделей, основанных на анализе функций их элементов. Примерами системных объектов управления являются воздушное сообщение в районе аэропорта, энергоснабжение региона, производственные предприятия, региональные и государственные (и международные) системы здравоохранения и образования. Управление такими объектами требует разработки специальных структурно-функциональных образований — систем управления, обеспечивающих решение социально значимых задач. Существует два типа таких систем — информационные системы или системы обработки данных (DPS) и системы управления (MS).
Информационные системы различаются по степени обобщения информации и включают: 1) территориальные системы передачи и обработки данных для планирования, контроля и реализации программ развития в различных отраслях экономики; 2) отраслевые информационные системы для услуг в области здравоохранения, образования, науки, транспорта, энергетики, финансов и банковского дела; 3) локальные системы сбора и обработки планово-экономической и учетной информации для задач планирования и контроля на предприятиях и в организациях. Сами системы управления предназначены для управления функционированием объекта системы с помощью технических, в том числе электронных, средств. Они включают два типа систем: 1) системы управления технологическими процессами (производственные, энергетические и транспортные системы); 2) системы дистанционного управления (роботы-манипуляторы) и поддержки деятельности «пилота» транспортного средства «в кабине». Проблемы в разработке устройств дистанционного управления очевидны.
Инженерно-психологические проблемы разработки средств поддержки деятельности людей, управляющих дорожным движением, не столь очевидны. Управление высокоскоростными железнодорожными поездами, воздушными судами (самолетами, вертолетами), объектами водного транспорта (кораблями и подводными лодками), космическими аппаратами характеризуется высокой ситуационной динамикой и необходимостью учета большого количества факторов, включая факторы угрозы. Возможности человека по учету большого количества взаимосвязанных характеристик и скорости в таких условиях ограничены; для их преодоления требуются специальные инженерно-психологические разработки, поддерживающие, а значит, обеспечивающие эффективность и безопасность функционирования системы. В качестве примера можно привести управление посадкой вертолета на палубу корабля. Пилот должен выбрать время посадки для успешного приземления — интегрировать характеристики скорости, крена и вертикального движения, прогнозировать изменения относительного положения палубы и вертолета по четырем координатам.
Системы управления, независимо от их природы и назначения, можно представить в виде «контура управления», содержащего четыре компонента: объект (то, что подлежит управлению), компонент управления (то, что управляет), механизм воздействия и средства обратной связи.
В основном, системы управления различаются тем, является ли управляющим компонентом программное и аппаратное обеспечение или человек. Когда управляющие действия выполняются по программам функционирующих технических средств, такую систему принято называть автоматической. Это означает, что человек не участвует в схеме управления последовательно с техническими элементами, но в его функции входит запуск системы, выбор программы и режима работы, а также контроль их выполнения. В случае сбоя — возникновения неисправностей — система прекращает работу до устранения неисправности и требует разрешения на продолжение работы.
Автоматизированные системы управления
Системы, включающие человека в качестве компонента с функцией источника управления, обычно называются автоматизированными системами управления (АСУ).
Контуры управления автоматических (a) и автоматизированных (b) систем управления
Человек параллельно вовлечен в контур управления автоматизированной системой и имеет доступ к информации о состоянии объекта и характере управляющих воздействий для контроля и изменения режима работы системы. В автоматизированных системах субъект включается в систему последовательно с техническими элементами, выполняет функции: Получение и обработка информации о свойствах управляемого объекта, принятие решений об управляющих воздействиях, выполнение решений в виде передачи команд управления, контроля. Технические средства опосредуют взаимодействие между субъектом и управляемым объектом как в плане предоставления информации для принятия решений, так и в плане передачи команд управления.
Технические средства передачи команд управления используют функцию расширения возможностей человека и снятия ограничений на изменение свойств управляемого объекта, таких как направление и скорость движения, температура и давление, химические реакции и т.д. Команды управления выполняются либо с помощью программно-технических средств, либо человеком, выступающим в качестве субъекта управления отдельной единицей системного объекта (например, пилотами самолетов или машинистами железнодорожных составов). Следует подчеркнуть, что для всех видов профессиональной деятельности, за исключением деятельности оператора, технические средства выполняют эту и только эту функцию.
Такие объекты, как космическая станция, летающий беспилотник, энергосистема региона или отдельная атомная электростанция, самолет в зоне аэропорта, химическое производство и т.д., не могут быть непосредственно «предъявлены» оператору в силу их системности и отсутствия у субъекта возможности прямого восприятия их свойств. Для решения задач управления необходима информация о свойствах объекта, которая предоставляется техническими средствами. Технические средства этой группы выполняют в системе определенную функцию — замещают реальный объект и предоставляют информацию (данные) о свойствах объекта. Осознание особенности функции замещения привело к обсуждению объекта деятельности оператора — состояния системного объекта или абстрактной чертежной системы (которую оператор преобразует по установленным правилам), а также задач деятельности оператора — решения задач управления или абстрактных задач на чертежном материале. Однако несомненно, что оператор взаимодействует с объектом опосредованно — он имеет дело со знаковым эквивалентом объекта, и взаимодействие с объектом носит информационный характер.
Функциональный анализ системы
Функциональный анализ системы позволяет расширить представления о типах АСУ и выявить содержание и особенности деятельности оператора для различных объектов. Доминирование той или иной эргативной функции лежит в основе типологии операторской деятельности.
Научная и практическая направленность инженерной психологии (как и эргономики) определяется общими целями, а именно: 1) повысить эффективность функционирования систем; 2) обеспечить безопасность и комфортность жизнедеятельности человека (сохранение здоровья) в системах; 3) создать условия для развития личности сотрудников. Цели инженерной психологии могут быть достигнуты, если будут решены два класса проблем: Проблемы исследования закономерностей деятельности и научно-практические проблемы, связанные с проектированием и обеспечением деятельности. Аналогичным образом можно определить цели и задачи проектирования пользовательской активности программного и аппаратного обеспечения.
Подходы к анализу деятельности оператора и задачи инженерной психологии
В процессе своего возникновения и развития инженерная психология должна была постоянно уточнять свой предмет и выстраивать соответствующие ему концептуальные представления. Возникновение инженерной психологии было вызвано необходимостью учитывать закономерности человеческой деятельности при проектировании автоматизированных систем управления. Проектирование инженерных компонентов систем подразумевает не только описание их функций, но и определение свойств в соответствии с назначением системы и спецификой взаимодействия ее компонентов. Поскольку человек является одним из компонентов систем управления, возникла необходимость согласовать его характеристики и технические компоненты (машины). Психология была вовлечена в решение проблем проектирования «человеко-машинных» систем — она обеспечивала процесс проектирования данными о характеристиках и закономерностях функционирования человека. Таким образом, инженерная психология возникла и сформировалась как проектная дисциплина, объектом которой является автоматизированная система управления, а предметом — деятельность человека-оператора в ней.
Возникновение и развитие инженерной психологии было обусловлено общей идеей или представлением о перспективах развития технических систем. Смена идей отразилась в изменении задач инженерной психологии и ее предмета. В то время, когда возникли задачи и практика проектирования автоматизированных систем, перспектива рисовалась в терминах автоматизированных систем, в которых реализация основных целевых функций обеспечивается инженерными элементами, а функции человека ограничиваются управлением. На этом этапе возможность создания инженерных устройств, позволяющих реализовать многие функции системы, оказалась ограниченной: еще не были разработаны и доведены до технического воплощения функции анализа свойств объектов управления, интеллектуальные функции, функции принятия решений и др. Человек-оператор рассматривался как временное явление в рамках перспектив развития технической части систем, он должен был выполнять функции, которые «еще» не подлежали формализации, алгоритмизации и технической реализации. Проектирование систем на этом этапе нуждалось в данных о параметрах и характеристиках функционирования человека, и инженерная психология должна была их предоставить. Таким образом, объектом инженерной психологии на первом этапе ее возникновения были параметры и свойства функционирования человека в системах управления, а целью проектирования инженерной психологии — соответствие параметров и свойств функционирования человека и технических элементов как компонентов системы. Этот подход, как и соответствующий этап развития инженерной психологии, получил название «механоцентрического» (техноцентрического) из-за своей перспективной направленности (автоматические системы) и позиции рассмотрения человека как компонента, равного технической части системы.
Практика проектирования систем «человек-машина» на первом этапе имела два существенных результата: 1) экспериментально получены многочисленные данные о характеристиках когнитивных и исполнительных процессов и многочисленных обуславливающих их факторах; 2) реализован приоритет функций человека в системе. Усилия методистов обосновали идею о том, что качество систем принципиально меняется, когда в них включается человек. Было показано, что рефлексивные способности человека-оператора усложняют его представления о системе управления — они включают не только объект управления и технические элементы системы, но и самого оператора в совокупности его намерений, опыта и индивидуальных характеристик [12]. Именно сознательное регулирование собственной деятельности, прогнозирование последствий операций и действий, умение действовать в нестандартных ситуациях следует рассматривать как главное условие эффективного функционирования систем.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Инженерная психология
Теоретико-методологические основы инженерной психологии. Особенности и классификация систем человек-машина, психологические особенности системы человек-компьютер и их принципиальные отличия. Специфика методов инженерной психологии, интерпретация данных.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.08.2015 |
Размер файла | 38,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Теоретико-методологические основы инженерной психологии
2. Специфика методов инженерной психологии
1. Теоретико-методологические основы инженерной психологии
Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо «подвоха». В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и «протестирует» психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)». Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.
Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии:
1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (все-таки уточнение предмета…); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).
2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.
3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.
4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:
ь принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
ь принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
ь принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
ь принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);
ь принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).
Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии (по А.А. Крылову):
Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как «совокупность отдельных логически законченных операций», то можно выделить следующие виды таких операций: а) операции заканчиваются выдачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т.п.); б) операции заканчиваются принятием решения об отсутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. решение не выдавать информацию вовне.
Например, выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т.п. Все это рассчитывается в специальных формулах.
2. Специфика методов инженерной психологии
Традиционно выделяемые методы инженерной психологии:
2. Эмпирические способы получения нового знания:
Ш физиологические методы (определяют затраты организма, «психофизиологическую цену» успешности в труде);
Ш наблюдение и самонаблюдение;
Ш эксперимент (лабораторный, производственный, «формирующий»);
Ш диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью. );
Ш приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий. );
Б.А. Смирнов выделяет следующие виды моделирования деятельности оператора:
Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:
ь на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).
Выделяются различные критерии классификации СЧМ:
А. По степени участия в работе системы человека: 1) автоматические (работающие практически без человека); 2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств).
1. Важнейшей характеристикой СЧМ является ее «эргономичность«. В целом эргономичность СЧМ предполагает: а) управляемость системы (социально-психологические и психологические характеристики; возможность контролировать систему); б) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора); в) освояемость (соответствие системы антропометрическим характеристикам оператора); г) обитаемость (соответствие гигиеническим требованиям).
Ш надежность и точность работы оператора (степень вероятности правильного решения задач оператором);
Ш своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т.е. не позже установленного времени);
Ш безопасность труда оператора (как снижение вероятности травм и аварий);
Ш степень автоматизированности СЧМ (как относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами);
Ш экономические показатели (полные затраты на проектирование, создание и эксплуатацию СЧМ).
Заметим, что по всем этим показателям возможно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженерной психологии современные математико-статистические средства.
Классификация основных условий (элементов), определяющих эффективность труда:
3) Эстетические элементы: гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахов; композиционная согласованность природного пейзажа; композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная согласованность компонентов дополняющих объектов (объектов, не несущих функциональной нагрузки; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;
4) Социально-психологические элементы: сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидерство, производственные конфликты); внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения).
Можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:
1. Гигиенические, медицинские проблемы, связанные с вредным воздействием компьютера на организм и нервную систему человека. С одной стороны, постоянно раздаются грозные предупреждения о недопустимости длительной работы с компьютером и т.п. С другой стороны, разработчики компьютерных систем постоянно совершенствуют средства защиты организма пользователей.
2. Высокая цена сбоев и ошибок при эксплуатации ЭВМ. Эта проблема усугубляется распространением «хакерских» шуток, когда ради баловства и самоутверждения разрабатываются все новые и новые «компьютерные вирусы», способные выводить из строя компьютерные системы целых организаций (включая оборонные системы). Эта проблема уже выводит нас в область этики.
5. Тотальное проникновение ЭВМ в частную жизнь человека. Любой уважающий себя «пользователь» рано или поздно подключается к глобальным компьютерным сетям. И тогда все, что делается на компьютере, может стать известно заинтересованным людям. Заметим, что само понятие «сеть» нередко ассоциируется с понятием «паутина». Что позволяет более спокойно и даже оптимистично смотреть на данную проблему, так это то, что большинство «пользователей» просто никому не нужны (на каждого «пользователя» не напасешься сотрудников органов безопасности). Но как только человек начинает занимать видное место в обществе, на него легко можно собрать довольно «солидное» досье. Такие досье не снились даже писателям-фантастам, предупреждавшим еще совсем недавно об опасностях компьютеризации. Таким образом, проблема все-таки остается…
Рассматривая последнюю проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают: «Наука сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности».
«Технократическое мышление» это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее. Особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления.
Основные задачи при разработке и эксплуатации компьютерных систем в 90-е гг. сводились к следующим:
Ш научиться прогнозировать возможные последствия внедрения ИТ (прогнозы 70-80-х гг. в целом не оправдались);
Ш расширить рамки контекста, в котором работают психологи (необходим комплексный подход и обогащение идеями из других наук);
Ш разработать практическую теорию в области ИТ (разработка простых и понятных теоретических положений, позволяющих осваивать ИТ непрофессионалам);
Ш разработать стратегии профессионального вмешательства (согласовать методы управления системами ИТ и общие стандарты менеджмента).
2. Действия, ведущие к одной и той же цели, могут иметь разный состав и структуру. Важны индивидуальные различия в действиях. Важны и динамические отличия в структуре поведения одного и того же человека.
3. Структура действий является окончательным продуктом процессов регуляции. Выделяются: подготовительные шаги программы действий и шаги по реализации программы. Нередко шаги, связанные с реализацией, одновременно являются и шагами по подготовке новых действий (например, если задача сложная, то в ходе ее реализации обнаруживаются новые проблемы и т.п.).
8. Для выполнения действий у человека есть несколько психофизиологических механизмов, каждый из которых имеет свои возможности и ограничения (по вниманию, мышлению, памяти).
9. Каждый человек располагает широким спектром поведенческих реакций и знаний. Все это ведет к значительным индивидуальным различиям, т.е. к индивидуальному стилю выполнения одинаковых заданий.
Р.А. Ру выделяет основные показатели, которые важно учитывать при проектировании «действенных систем«:
ь ориентация на задачу (полная информация о целях);
ь обратная связь (своевременность информации о процессе);
ь изменение в программе действия и уровне регуляции (возможность своевременного прерывания и корректировки процесса в случае непредвиденных обстоятельств);
ь обеспечение деятельности по контролю (информация об уже выполненном действии, но такая информация не должна прерывать основной процесс);
ь повышение эффективности работы (своевременная поддержка, например, если работник готов выполнять две задачи одновременно);
ь стремление поддерживать оптимальную нагрузку работы (возможность регулировать уровень нагрузки самим работником);
ь стремление уравновешивать возможные различия между пользователями в области знаний, квалификации, способностей и стилей работы.
Р.А. Ру выделяет также основные требования к пользователям компьютерных систем:
Ш готовность к безотказному труду (готовность преодолевать опасные ситуации);
Ш готовность к сохранению здоровья (готовность оптимально распределять функции между коллегами и между человеком и компьютером);
Ш готовность к более высокому уровню организации труда (предотвращение негативного опыта и переживаний работника);
Ш готовность к постоянному повышению квалификации (слишком длительное выполнение простых или уже освоенных задач ведет к потере квалификации).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
контрольная работа [19,9 K], добавлен 10.02.2011
реферат [27,6 K], добавлен 12.01.2011
Изучение системы «человек-машина», ее классификация и показатели качества. Содержание инженерно-психологического проектирования СЧМ. Основные задачи инженерной психологии и их содержание. Конфликты в системе «человек-машина» и способы их преодоления.
контрольная работа [19,4 K], добавлен 30.11.2010
Применение физиологических методов в инженерной психологии. Характеристики физиологических процессов человека. Основные положения теории саморегуляции. Самоконтроль в деятельности оператора. Психофизиологические аспекты проблемы надежности оператора.
контрольная работа [26,1 K], добавлен 26.05.2010
Общая характеристика психологических, физиологических, математических и имитационных методов инженерной психологии. Принципы эффективного изучения деятельности оператора с использованием компьютерных средств. Особенности лабораторного эксперимента.
презентация [754,3 K], добавлен 15.03.2014
Психология труда, инженерная психология и эргономика. Психология труда, организационное поведение, психология управления, организационная психология. Отличия психологии труда от организационной психологии. Психология труда и экономическая психология.
реферат [21,4 K], добавлен 14.11.2014
курсовая работа [56,0 K], добавлен 02.12.2002