Что такое ситуация общения

Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»

Что такое ситуация общения. Смотреть фото Что такое ситуация общения. Смотреть картинку Что такое ситуация общения. Картинка про Что такое ситуация общения. Фото Что такое ситуация общения Татьяна Мысова
Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»

Ситуации общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.

Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения (принцип “интеллектуального голода”, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать “палитру интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуации общениякак формы работы с детьми:

участие в ситуации общения (в основном добровольное);

позиция взрослого как партнера по общению;

изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;

планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.

Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений.От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуациисвязано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.

Ситуации общения с детьми в разных возрастных группах

1. Ситуация общения «Мой родной Архангельск»

Цель: Воспитывать культуру поведения и общения во время прогулки по городу. Воспитывать привычку следовать правилам культуры. Систематизировать знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Пробудить чувство уважения к родному городу, его жителям.

2. Ситуация общения » Осенние изменения «

3. Ситуативный разговор » Комплименты для мамы»

Цель: Способствовать развитию добрых чувств к маме, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать заботливое отношение к ней. Вызвать желание говорить маме комплименты (родная, милая, красивая, добрая.) Обеспечить применение на практике умения говорить комплименты друг другу.

4. Ситуация общения «Бездомные животные»

Цель: Формировать правильное поведение в природе. Развивать стремление детей облегчить жизнь бездомным животным зимой. Продолжать формировать правильное поведение с бездомными животными. Рассказать о правилах соблюдения гигиены после общения с животными. Формировать безопасное поведение в природе. Стремиться к З. О. Ж.

5. Игровая ситуация «Наши имена и фамилии»

Цель: Формировать привычку обращаться к взрослым по имени и отчеству, представляться при знакомстве, называя свое имя и фамилию. Добиться усвоения знаний о том, что у каждого есть свои имя и фамилия, которые отличаются друг от друга.

6.Беседа: «Правила на всю жизнь»

Цель: Систематизировать знания об основных правилах поведения и культуры общения. Формировать высшие моральные качества личности. Вызвать желание следовать одобряемым нормам поведения.

7. Имитационная игра » Мы в транспорте»

Цель:Формировать представление об этичном и правильном поведении в транспорте: во время поездки не бегать по салону, сидеть, удерживаясь за поручни. Формировать культуру общения: громко не разговаривать, не баловаться, обращаться к взрослым на «Вы».

8. Проблемная ситуация «Кто прав? Кто виноват? «

Цель: Закрепить правила общения со сверстниками во время совместных игр. Формировать привычку просить прощения, если виноват. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты. Воспитывать дружеское взаимоотношение.

9. Ситуация общения «Скоро в школу мы идем»

Цель: Формировать представления детей о школе, закреплять ранее полученные знания. Формировать интерес к окружающему, совместным играм. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

10. Ситуация общения «Как избежать неприятностей во дворе и на улице»

Цель: Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций; помочь воспитанникам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; воспитывать культуру поведения и общения в группах.

11. Ситуация общения «Правила дорожного движения»

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода; закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности; активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.

12. Игровая ситуация «Скоро праздник Новый год»

Цель: закрепить приметы зимы, знания о празднике Новый год; активизировать речь детей, учить развернуто отвечать на вопросы, участвовать в беседе, задавать вопросы.

13. Беседа «Жадность»

Цель: формировать у детей представления о качествах личности, этических нормах поведения; учить детей различать черты характера героев; давать моральную оценку происходящему; поддерживать потребность в общении со взрослым и формировать стремление общаться с другими людьми, сверстниками; формировать представление о том, что «жадничать – нехорошо», и способах исправления такого поведения.

14. Беседа «Дружная семья»

Цель: Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Уточнить представления детей о понятиях – семья, родственники. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Закрепить знание пословиц о семье. Развивать связанную речь детей.

15. Ситуация общения «Советы Мойдодыра»

Цель: расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности; способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене.

Метод пошагового обучения в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР Личностно-ориентированный подход всё более стремительно завоёвывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода очевидна.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Из опыта работы Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти.

Источник

Ситуация общения

Тема 6. Ситуация общения.

Ханты-Мансийск

Слушание.

Говорение.

Понимание.

Речевая деятельность.

Ситуация общения.

Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь.

В понятии «ситуация общения» выделяют две стороны: а) описываемая ситуация, т.е. фрагмент действительности; б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия.

По количеству участников коммуниканты делятся: один; один – один; несколько – один, т.е. личный, групповой, массовый.

Возможные роли в общении:

а) симметричные – асимметричные роли – равные или неравные по социальному положению и возрасту (или по одному из критериев):

б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст), переменные (социальная роль в момент общения: пациент – врач, пассажир – кондуктор и т.д.).

Анализ характеристик коммуниканта показывает, что существуют три типа позиции, способствующие повышению эффективности его общения.

Тип позицииХарактеристика коммуниканта
ОткрытаяГоворящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает факты в ее подтверждение
НейтральнаяПартнер сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая поддержку одной из них, но не заявляет об этом открыто
ЗакрытаяСобеседник умалчивает о своей точке зрения, ставя тем самым проблему для слушающего, заставляя его активно мысленно работать

в) кроме того, участники общения различаются по:

— доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный), логики (речевой), кинестетики (эмоционально-чувствительный);

— степени активности: общительный (экстраверт), необщительный (интраверт);

— объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, наблюдатель).

Типы получателей информации (адресатов) также связаны с количеством тех, кому она адресована, и с их социальным статусом. Если это тип «один – один», тогда тип общения принимает форму непосредственного живого разговора. Но если этот один находится в официальных отношениях с адресантом, то возникает официальный разговор. Если собеседник представлен группой, то общение приобретает групповое общение (семейный разговор, научная дискуссия, классное собрание и т.д.). Если получателей множество, то используются средства массовой информации.

Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигательно-осязательному) каналу. Если же мы по костюму определяем, что перед нами человек другой национальности, то сообщение к нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

Собеседники не только эмоционально должны приспосабливаться друг к другу, но и находить общий язык. Вспомним книгу «Путешествие на берег Маклая», написанную самим ученым. Корвет «Витязь», высадив ученого на берег незнакомой ему земли, скрылся за горизонтом. Внезапно Н.Н. Миклухо-Маклай увидел, что папуас, назвавший себя Туем, хочет о чем-то сказать:

«Туй своей выразительной мимикой старался объяснить, что когда корвет уйдет (при этом он указал на корвет и дальний горизонт) и мы останемся втроем (он показал на меня, Ульсона и Боя и на землю), придут из соседних деревень туземцы (указывая на лес и называя деревни), разрушат хижину (туту он подошел к сваям, делая вид, что рубит их) и убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и закинул правую руку над головой, имея вид человека, бросающего копье); затем подошел ко мне, толкнул несколько раз в грудь пальцем и, наконец, полузакрыв глаза, открыв несколько рот и высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю…»

Такую ситуацию специалисты по общению называют «ситуацией языкового дефицита», т.е. отсутствия какого-нибудь общего национального языка. И тем не менее Миклухо-Маклай и Туй поняли друг друга, воспользовавшись языком жестом, пантомимы и мимики, которые могут быть достаточно эффективны, если люди находятся в общей для них, понятной ситуации и когда у них есть потребность понять друг друга.

Сообщение и побуждение (убеждение и внушение) собеседника к выполнению какого-либо ответного действия – две основные формы коммуникации, используемые партнерами для решения общей коммуникативной задачи. При этом сообщение является наиболее общей, эмоционально нейтральной, эпической формой воздействия. Две другие – внушение и убеждение – представляют собой целенаправленное эмоциональное воздействие говорящего на слушающего.

Убеждение формирует определенную систему правил, внутренних установок, предполагая активную мыслительную деятельность слушателей.

Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему и его авторитету, на некритическом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.

Сообщение имеет содержание и смысл, определенным образом оформлено. Краткое или подробное сообщение о каком-то одном предмете – это текст.

Текст – это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум следующими элементами – внешними условиями общения и внутренними реакциями общающихся, комплекс которых в конечном итоге находит отражение в той или иной фразе.

Что такое ситуация общения. Смотреть фото Что такое ситуация общения. Смотреть картинку Что такое ситуация общения. Картинка про Что такое ситуация общения. Фото Что такое ситуация общения

Очевидно, что общение людей стимулируется некоторыми социальными (внешними) причинами. Так, встретившись, люди приветствуют друг друга, при этом стимулом может служить стремление поддержать социальный контакт и тем самым обеспечить себе благоприятное эмоциональное состояние и самочувствие.

В речевом общении могут быть выделены те или иные цели несмотря на то, что они не обязательно обдумываются и ставятся перед собой говорящими. Неосознаваемые цели речевого поведения могут являться не менее могучими двигателями коммуникации, чем цели осознаваемые. Цель взаимосвязана с параметрами речевой деятельности личности и с характером ситуации общения. Реализация целей осуществляется в коммуникативной стратегии при помощи речевых тактик.

Осознанный мотив общения называется коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение – замысел предстоящего высказывания, стратегия речевого общения.

Стратегия речевого общения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализацию плана, т.е. линии беседы. Целью разработки стратегии общения с некоторым лицом является завоевание авторитета, воздействие на убеждения, поведение с целью заставить совершить некоторый поступок, пойти на сотрудничество, воздержаться от каких-либо действий.

Как только Кенга расстегнула свой карман, она заметила, что произошло…

— Ага! – сказал Пятачок, стараясь произнести это слово как можно лучше. Но, увы, после такого ужасного путешествия «ага» получилось не очень хорошее, и Кенга, по-видимому, не поняла, что оно означает.

— Ага! – повторил Пятачок, тревожно оглядываясь в поисках остальных. Но остальных не было…

Пятачок, который никогда особенно не любил купаться, задрожал от возмущения и сказал самым мужественным голосом, каким только мог:

— Кенга! Я вижу, что пришло время поговорить начистоту.

— Ну, что ты еще у меня придумаешь.

Итак, целью героини повести Милна является розыгрыш. Кенга сразу заметила, что Кролик и Пятачок ее обманули. Сориентировавшись в ситуации, она спланировала таким образом поведение, чтобы не обнаружить свое знание, и выстраивает разговор с Пятачком так, чтобы заставить его самого признаться в подмене ее сына Ру. Кенга выбирает самое действенное средство: Пятачок не любит мыться, а тем более с мылом да еще и в холодной воде.

Тактика же речевого общения между Кенгой и Пятачком – это совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта. Тактика, таким образом, описывает конкретные речевые действия собеседников, имеющие целью на определенном этапе: а) привлечение внимания; б) установление и поддержание контакта; в) убеждение или переубеждение; г) приведение собеседника в определенное эмоциональное состояние; д) провоцирование и т.п.

Для того чтобы управлять течением беседы, необходимо приучиться держать в голове общую картину и возможные варианты развития разговора, распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, тона; нужно уметь вычленить применяемые собеседником вольно или невольно приемы речевого воздействия, оценивать его стратегию и тактику, вырабатывать приемы гибкого реагирования, подыгрывания или оказания противодействия.

В нашем примере Кенга хорошо обдумала течение беседы, мастерски владеет своим речевым поведением, контролирует мимику и жесты, выражение глаз. Весь внешний вид направлен на реализацию поставленной цели – разыграть Пятачка, и она никоим образом не выдает второго плана течения мысли.

Тактика речевого поведения Кенги

Тактика речевого поведения Пятачка

Сравнение этих двух тактик говорит о том, как важно уметь критически анализировать свое речевое поведение, вовремя находить альтернативные пути решения коммуникативных задач.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ситуация общения

Смотреть что такое «ситуация общения» в других словарях:

ситуация общения — 1) Один из основных компонентов информационной модели, характеризующийся сферой общения, особыми функциями речи, зависящими от конкретного стиля, задачами речи. 2) Ситуация, в которой возникает общение между говорящим и слушающим … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ситуация общения — См. Коммуникативная ситуация … Словарь социолингвистических терминов

ситуация общения, в которой возникает рассуждение-размышление — 1) Ситуация общения, которая предполагает обращенность автора речи к читателю или слушателю, а также к самому себе, что связано с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов. Основной задачей общения здесь становится выражение мнения,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ — (от фр. situation – совокупность обстоятельств). Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, побуждающие его к выполнению действий. К элементам С. могут относиться и состояния самого человека в предшествующий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ситуация речи (речевая ситуация) — (< фр. situation положение, обстановка, обстоятельство) Ситуация, которая предполагает речевое общение, включение собеседников на тематическом и композиционном уровне в речевой акт, в его диалогический и монологический контекст. В речевой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ситуация языковая — Взаимоотношение общего языка (официального языка, языка межнационального и мирового общения, письменного языка) и отдельного языка (местного, регионального). Наличие разновидностей общего языка (языка посредника) и отдельного языка является… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ — – это ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. В отечественной науке понятие введено Б. Я. Швединым. С. т.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ситуация — 1. Контекст речи, т.е. те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание. 2. Материальные и/или идеальные объекты и отношения между ними. 3. Конкретная или абстрактная действительность, описываемая… … Толковый переводоведческий словарь

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — – 1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не имеющего однозначного решения. Несмотря на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ — (от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Ситуация общения, ее компоненты.

Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в процесс общения, представляет себе реально существующие условия общения и, в соответствии с ними, определяет или корректирует свое речевое поведение.

КТО Я говорящий адресантКОМУ Тебе слушающему адресатуГДЕ Здесь место действияКОГДА Сейчас времяПОЧЕМУ Мотив речевого действияЗАЧЕМ Цель (коммуникативное намерение)
Коммуниканты Партнеры собеседникиВнешние обстоятельстваВнутренние обстоятельства

Содержанием общения может стать информация о состоянии внеш­ней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, напри­мер сигналы об опасности или о присутствии положительных, биоло­гически значимых факторов, скажем пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Животные вступают в общение друг с другом только в связи с удовлетворением их органи­ческих потребностей или инстинктов. Люди, общаясь, обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приоб­ретенный опыт, способности, умения, навыки, идеи, представления, оценки и т. п.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменны­ми составляющими, зависящими от потребностей человека и не всегда сознательно контролируемыми. То же самое можно сказать о средствах общения. Их использованию можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содер­жание и цели общения. Это зависит от культуры человека, уровня ин­теллектуального развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, то прежде всего имеют в виду технику и средства общения.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать подходящую технику и при­емы общения.

Затем в процессе общения необходимо контролировать его ход и ре­зультаты, уметь правильно начинать, продолжать и завершать акт об­щения, оставляя у партнера по общению соответствующее благоприят­ное или неблагоприятное впечатление и добиваясь того, чтобы у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элемен­ты, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор началь­ных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера, выполнение действий, направленных на опреде­ленное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем вещам; цели сооб­щения, результату общения и отношению к партнеру. Поза, как и вы­ражение лица, служит средством демонстрации определенного отно­шения или к партнеру, или к содержанию того, что ему сообщается (воспринимается от него). Иногда субъект общения сознательно кон­тролирует свою позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруд­нить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния обычно облегчает общение и обозначает добро­желательное отношение к нему. Если же один из партнеров по обще­нию ведет разговор, глядя в сторону, стоит вполоборота или спиной к собеседнику, на значительном от него расстоянии, то общение обычно затрудняется и свидетельствует о недоброжелательном отношении лю­дей друг к другу.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, скрывая свое состояние или отношение к парт­неру, отводят в сторону глаза или прячут от их взгляда руки. В по­добных ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, встречаются обмолвки, речевые ошибки, другие трудности, о при­роде которых много и интересно говорил 3. Фрейд.

В процессе общения применяются техника и приемы, основанные на использовании обратной связи. Под ней понимается получение ин­формации о партнере по общению, используемой для коррекции соб­ственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакции, последующее изменение в соответ­ствии с этим и собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи или не умеют пользоваться ею.

Механизм обратной связи предполагает умение соотносить свои ре­акции с поведением партнера, с оценками собственных действий и де­лать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собе­седника на сказанные слова. В обратную связь также включаются коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное пове­дение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает дей­ствия своего партнера. Умение использовать обратную связь в обще­нии является одним из важнейших моментов, входящих в процесс общения и структуру коммуникативных способностей человека.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют воз­растные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а до­школьники общаются со взрослыми и сверстниками иначе, чем это де­лают старшие школьники. Техника и приемы общения пожилых людей, как правило, отличаются от техники и приемов общения молодых. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, и в их техни­ке преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно выраженный эмоцио­нальный характер. С возрастом эти особенности постепенно исчезают и общение становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экономным в его экспрессивном выражении. Совершенствуется с воз­растом и обратная связь в общении.

Профессиональная принадлежность в практике общения проявля­ется на этапе преднастройки, в выборе тона высказывания и в специ­фических реакциях на действия партнера по общению. Актерам, на­пример, свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими людьми, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними настолько, что продолжают игру и в реальных человеческих отношениях. Учителям и руководите­лям может быть свойствен начальственный, высокомерный или поучи­тельный тон общения. У врачей, особенно психотерапевтов, в общении с людьми часто проявляется повышенное внимание и сочувствие им.

Функции общения

По своему назначению общение многофункционально. Мож­но выделить пять основных функций общения.

1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2.Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Из­вестно, что на определенных стадиях развитие поведения, дея­тельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосре­довано его общением со взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функ­ции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю актив­ность ребенка.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в обще­нии человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Общение всегда рассматривалось как полифункцианальный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *