Что такое сияние в романе кинга
Сияние: алкоголизм и злость по отношению к собственным детям
Итак, Сияние. Под катом мое мнение, цитаты и может быть немного спойлеров, которые вовсе не помешают вам прочитать эту книгу с интересом.
В детстве я смотрела как мои родители читают Кинга. И очень хотела начать. Долго уговаривала маму позволить мне прочитать что-то из семейной библиотеки, и мама сказала, что начинать надо с «Кладбища домашних любимцев» и с «Сияния».
То было первое впечатление. Я перечитывала книгу еще несколько раз, и каждый раз мое сознание тихонько прикрывала суть и развязку, я забываю, как именно все закончилось. Наверное, это нужно для того, чтобы я могла обращаться к книге еще раз. Либо мое сознание просто меня бережет.
Сюжет романа знают очень многие, даже те, кто не читал.
Под незамысловатым сюжетом кроется ГЛАВНЫЙ кошмар любого родителя: злость по отношению к собственным детям.
«Я написал „Сияние“, не осознавая, что пишу о себе. Самоанализ никогда не был моей сильной стороной. Люди часто просят меня объяснить скрытый смысл моих историй, соотнести их с реальностью. Я никогда не отрицал, что между моими книгами… и моей жизнью существует определенная связь, но со временем заметил интересную закономерность: проходят годы, и я вдруг в замешательстве осознаю, что снова перенес на бумагу собственные проблемы, подсознательно занимаясь чем-то вроде внутреннего психоанализа»
плохое место.»
На самом деле гнев есть у всех. Кто-то может управлять им, кто-то нет. Гнев это не плохо, это нормально для человека, плохо когда родитель легализует свое право вымещать гнев на других, на слабых, на детях. Я гневаюсь. Это правда. И во мне были вовсе разные чувства и эмоции.
2. страх родителя, который допускает зло к себе и стало быть к своему ребенку: страх жертвы, которая может, но хочет, или боится что-то изменить в своей жизни. Эта тема актуальна уже сейчас : вспомните женщину, которой в прошлом году отрубил кисти рук отец ее детей.
ЦИТАТЫ:
«Я убежден в необходимости подобных историй, потому что мы подчас нуждаемся в создании вымышленных чудовищ и монстров в качестве суррогатов-заменителей всего, чего мы так боимся в наших реальных жизнях: отца, который не целует свое дитя, а бьет; автокатастрофы, способной унести жизнь близкого человека; рака, незаметно поселяющегося в наших телах. И если бы все эти ужасные вещи были следствием воздействия неких сил тьмы, то, как мне кажется, нам было бы даже легче смириться с ними. Но они не остаются во мраке, а обладают собственным своеобразным жутким блеском, и ничто не блещет ярче, чем акты насилия и жестокости, которые мы порой совершаем в собственных семьях. Всмотреться в этот варварский блеск – подчас значит ослепнуть, и потому мы создаем для себя защитные фильтры. Фильмы и романы ужасов, как и страшные сказки, – это именно такие фильтры. Мужчины и женщины, которые настаивают, что привидений не существует, всего-навсего не умеют прислушиваться к смутным шепотам в своей душе, и как же они жестоки! Ведь даже самый злонамеренный призрак – существо очень одинокое, брошенное во тьме, отчаянно желающее быть услышанным.» предисловие к роману
«Треск сломавшейся кости был не громким, вовсе не громким, а очень громким – ОГЛУШАЮЩИМ, но не громким. Этого звука оказалось вполне достаточно, чтобы стрелой пронзить всепоглощающий красный туман. Но вместо того чтобы принести с собой свет, звук впустил в сознание новые черные облака стыда и сожаления, страха и мук совести конвульсивно агонизирующей души. Это был чистейший звук, оставивший прошлое по одну сторону, а будущее – по другую.»
«При этом он никогда не считал себя алкоголиком. В трубке начались длинные гудки. Плевать, что он часто пропускал занятия вообще или являлся на уроки небритым, покачиваясь от ночной пирушки с «марсианами». «Я – алкоголик? Да я могу остановиться в любой момент!» Ночи, которые они с Уэнди проводили в разных постелях? Ничего, как-нибудь образуется. Помятые бамперы? Ерунда, я вполне могу сесть за руль! Вот только он все чаще слышал, как жена тихо плачет в ванной. Стал ловить настороженные взгляды коллег на любом мероприятии, где присутствовал алкоголь, пусть даже легкое вино. Постепенно осознал, что о нем пошла известного рода молва. Что, сидя за пишущей машинкой дома, он больше не мог выдать ничего, кроме почти девственно чистых листов бумаги, которые летели в мусорную корзину.»
Внешнее и внутреннее зло (Стивен Кинг. Сияние)
Стивен Кинг. Сияние
Серия: Тёмная Башня
Стивен Кинг. Сияющий
М.: Кэдмэн, 1992 г., 430
Серия: Мастера остросюжетной мистики
В ноябре этого года выходит на экраны новый фильм по относительно новой книге Стивена Кинга — «Доктор Сон» — это продолжение одного из самых известных его романов — «Сияние». А это хороший повод снова взять в руки и само «Сияние».
«Сияние» по сути является третьим официально опубликованным романом Стивена Кинга. Далеко не третьим по написанию — к этому времени он уже значительно набил руку на ранних романах, которые впоследствии были изданы под псевдонимом Ричард Бахман. Но реально «Сиянию» предшествовали только «Кэрри» и «Жребий Салема».
В предисловии к роману, написанном самим Стивеном Кингом в 2001 году, он признаётся, что «Сияние» было для него переходной книгой, в которой он хотел поднять планку значительно выше, нежели во всех его предыдущих книгах. И там же он объясняет главное различие в восприянии этой книги им, как её создателем, и режиссёром Стэнли Кубрикм, снявшим в 1980 году свой одноимённый фильм. Но отвлечёмся пока от фильма и сосредоточимся на книге.
Завязка романа типична для жанра — семья из трёх человек приезжает в некое место на временное жительство. Пусть это не дом, а отель, и они там будут не просто жить, а присматривать за отелем — это всё детали. Главное другое — основной акцент в книге ставится вовсе не на этом сюжетном ходе, а на внутреннем мире героев — этим и ценен Стивен Кинг как автор страшных книг. И страх здесь имеет не только внешний, но и внутренний характер.
Интересно, что авторское внимание распределяется примерно поровну на всех членов семьи, описывается их история и переживания. Каждая из глав изображает происходящие события с точки зрения одного из персонажей.
Джек Торранс — бывший преподаватель, уволенный за избиение одного из своих студентов и вынужденный сейчас пойти на работу смотрителем отеля. По природе своей он человек творческий, хочет закончить пьесу и даже начать писать роман. Восемнадцать месяцев назад он бросил пить и сейчас держится в завязке. Но прошлые переживания по прежнему периодически всплывают в его сознании. И главная его проблема — его агрессия, с которой он не всегда может справиться, а алкоголь лишь усугублял дело. Она стала причиной его увольнения. Она же стала причиной многих семейных конфликтов.
Уэнди Торранс — жена Джека, домохозяйка, любящая читать современные исторические романы. Претерпела от своего мужа целый комплекс бытовых ужасов, который уже чуть не подвёл её к разводу. Но она чудом справилась с алкоголизмом и вспышками агрессии своего мужа, и решилась попробовать жить дальше.
Дэнни Торранс — их шестилетний сын. С ним не всё так просто, так как он помимо прочего обладает неким даром, названным в романе «сиянием». По сути это очень высокий уровень тонкого восприятия реальности и в некоторых случаях даже способность влиять на неё. Иногда он может прочесть мысли или настроение других людей, иногда предвидеть будущее. Но в голове Дэнни настоящий сумбур переживаний — родители еще недавно были на грани того явления, которое называется страшным словом «развод» — пожалуй, одним из самых ужасных из возможных для ребёнка событий. Дэнни не понимает всех тонкостей отношений своих родителей, но он вполне понимает, к чему это может привести. И для него это очень страшно.
Другой герой романа — это сам отель. У него достаточно долгая история. На протяжении многих десятилетий у него многократно сменялись владельцы, а в нём самом происходили совершенно разные события. И, как говорит один из персонажей книги «в каждом отеле есть свои привидения, потому что через них проходит очень много людей». Собственно из отеля и исходит главное внешнее зло в книге.
Но чтобы внешнее зло смогло укрепиться в сердце человека, ему нужно зацепиться за зло внутреннее — собственные нерешённые проблемы человека, его пороки.
Стивен Кинг мастерски описывает этот процесс. С одной стороны это можно назвать описанием деградации человека как личности и разрушения его сознания, подверженного с одной стороны негативному психическому воздействию, а с другой — потаканию собственным низменным наклонностям. И, как обычно, рвётся именно там, где тонко. Роман потрясает своей психологической глубиной и реализмом — герои по настоящему живые, им сопереживаешь даже в те моменты, когда они творят не совсем адекватные вещи. А их истории, уходящие в детство помогают понять ход их мысли и действий. Понять, но не оправдать.
«Сияние»- фильм и книга (33 фото)
Общеизвестно, что король ужасов не слишком жалует эту экранизацию своей книги, причем, как мы всем отлично знаем, свет увидело десятки низкопробных фильмов однодневок для ТВ, которые даже не корректно сравнивать с культовым «Сиянием» Стэнли Кубрика 1980 г. Сам Кинг позже признался, что до выхода в свет «The Shining 1980», он никогда не уделял особого внимания киноадаптациям своих работ. Тем не менее, они плотно работали с Кубриком над переносом на экран истории отеля Оверлук.
Писатель заглядывал за съемочную площадку, но еще на процессе подготовки съемок Кинг выражал ряд недовольств и спорил с режиссером. Спустя годы, в разных интервью и комментариях, высказываниях, он одновременно и хвалил работу Кубрика и критиковал ее. В особенности он отмечал художественную и техническую изысканность фильма 1980 года, несомненный вклад в развитие всего жанра ужасов. Но был недоволен тем, как обошлись с оригинальной историей в его книге «Сияние». Что, для любого автора, впрочем, кажется вполне объяснимым.
Стивен Кинг был разочарован отказом Стэнли Кубрика снимать фильм в гостинице The Stanley Hotel в американском городке Esters Park, в штате Колорадо, где вдохновлялся сам Кинг на написание «Сияния» в середине 1970-х. Вместо этого все внутренние помещения и даже часть наружных экстерьеров были созданы на британской студии Elstree Studios, а отдельные внешние кадры были сняты с отеля Timberline Lodge, в штате Орегон.
Стивен Кинг отмечал, что, по его мнению, Кубрику было тяжело передать дух книги, так как сам он был заядлым скептиком и не верил в потусторонние силы. По итогу, в фильме «Сияние» 1980 г. он сделал акцент на человеческом факторе и психологии, что подтолкнуло Джека Торенса к сумасшествию, а не на влиянии паранормальных сил извне. Это была основная претензия к адаптации, которая позже сформировалась в известном изречении Кинга о Кубрике: Он слишком много думает и слишком мало чувствует.
Еще на процессе подготовки сценария, Кубрик рассматривал несколько известных личностей на роль Джека Торренса, среди которых был Роберт Де Ниро и Робин Уильямс. Но его изначальным фаворитом оставался Джек Николсон, уже лауреат Оскара тогда за работу в «Пролетая над гнездом кукушки».
Стивен Кинг настаивал, что актер, безусловно, талантлив, но главной герой его книги был абсолютно нормальным, не считая алкоголизма, до приезда в отель Оверлук. И что стал сходить с ума под воздействием внешним паранормальных сил. В то время как Николсон уже в сцене собеседования выглядит немного сумасшедшим, а по пути в машине, в момент вопросов сына, словно отрешенным от действительности.
Венди Торренс в книге была не слишком далекой блондинкой и женщиной, но не воплощающей стереотипов жанра ужасов о кричащей особе женского пола, застигнутой обстоятельствами. Актриса же, в интерпретации Кубрика, представил более приземленный, семейный и ранимый образ – жены и матери, которая многое пережила и готова бороться дальше.
Основные отличия фильма «Сияние» 1980 г. от книги Кинга
— Главный герой. Как уже упомянуто выше, литературный Джек Торренс подан скорее как жертва стороннего влияния на него потусторонних сил в комплексе с алкогольной зависимостью. И до приезда в отел Оверлук, если не брать во внимание пьянство и его последствия, он был абсолютно нормальным, уравновешенным и даже миролюбивым семьянином.
В книжных сценах с барменом уделяется больше внимание алкоголизму как социальному явлению и проблеме (сам Кинг как раз был ей подвержен в период работы над книгой Сияние). Книжный Торренс так же слышит в голове голос своего умершего отца, с которым у них были напряженные отношения.
— Денни Торренс. Два образа, в книге и фильме, заметно отличаются. У Кинга мальчик более открытый к общению, он осведомлен о своих экстраординарных способностях и даже делится мыслями о них с окружающими. Мальчику в романе Стивена Кинга всего пять лет, не по годам умен и сообразителен, в то время как Денни в фильме «Сияние» 1980 г. замкнут в себе, неразговорчив, передает признаки аутизма и не имеет такой привязанности к отцу, как в оригинале.
— Венди Торренс. В романе это более покорная, кроткая, послушная жена и мать, которая сохраняла относительное спокойствие даже в моменты высочайшего напряжения и не вдавалась в истерику. Она была больше привязана к своему мужу, в частности, из-за собственных давних проблем с родителями.
— Дик Холлоран. В книге главный повар отеля Оверлук не держал в секрете от всех, кроме мальчика Денни (и может еще других, владеющих сиянием вне кадра) и даже делился своими мыслями со случайными людьми. Кроме того, он выживает в конце романа, увозя с собой мать и сына Торренсов, а в эпилоге продолжает за ними присматривать.
— Стюарт Ульман. Управляющий отелем Оверлук в романе Кинга был менее человечным, чем оказался в киноадаптации. Он не хотел брать на эту должность Джека Торренса, но признался, что его к этому решению подтолкнули сверху. В книге «Сияние» был одним из рычагов изменений личности главного героя, в то время как у Кубрика фильме «Сияние» – скорее просто рассказчиком, вводящим в краткий курс дела.
— Комната № 237. Интересно, что в романе речь идет о номере 217. Во время съемок отдельных сцен в отеле Timberline Lodge, в штате Орегон, Кубрик решил не создавать проблем заведению и изменил номер комнаты на тот, который просто отсутствует в локации. Несмотря на это, даже спустя тридцать с лишним лет, по заверениям хозяев Timberline Lodge, именно комната № 217 продолжает пользоваться повышенным спросом.
— Лабиринт отеля Оверлук. В книге подобная локация отсутствует, но вблизи гостиницы, под воздействием паранормальных сил, активно вводимых в текст Кингом, оказываются агрессивные живые кустарники (топиар), которые в какой-то момент, например, нападают на повара Дика Холлорана и ранят его. Стэнли Кубрик понимал, что не сможет на должном техническом уровне реализовать живые растения и отказался от этого элемента книги – он решил заменить его на огромный лабиринт из кустарников, который действительно был выстроен для съемочных нужд и был поистине большим.
— Культовые сцены фильма. Целый ряд моментов «Сияния» Кубрика был введены в сценарий или в процессе съемок и не являются адаптацией книги Стивена Кинга.
— Сцена, где Венди Торренс обнаруживает страницы, которые печатал ее муж и культовую фразу «all work and no play makes Jack a dull boy». Интересно, что она не была придумана для фильма, а история выражения насчитывает в английском языке несколько веков и сотни упоминаний в литературе и кино.
— Момент, когда Денни несколько раз испытывает видения маленьких мертвых девочек Грэйди в коридоре, также является находкой Кубрика.
— Культовая сцена, когда Денни видит тонны крови, которая выливается из лифта и заполняет пространство холла.
— Фраза «Here’s Johnny!», которая, вместе с самой сценой с топором и дверью, также стала иконой кино, была введена именно фильме и отсутствует в таком виде в книге «Сияние».
Хотя картина увидела свет, как мы знаем, в 1980 году, этап предварительной подготовки начался еще за три года до этого, когда роман Кинга был еще на полках литературных премьер. режиссер Стэнли Кубрик решил снимать большую часть сцен фильма в хронологической последовательности по сюжету. На территории британской студии «Elstree Studios» были возведены масштабные декорации основных помещений отеля Оверлук.
Кубрик требовал от актеров постоянной концентрации на своей роли и полной эмоциональной отдачи. Если Джек Николсон относительно легко вошел в быстрый ритм съемок, то актрисе Шелли Дювалл пришлось не сладко – в отдельные периоды рабочего процесса над Сиянием, она находилась на грани нервного срыва, в том числе благодаря гнетущей атмосфере декораций.
Также в историю мирового кино вошли некоторые примеры режиссерской одержимости Кубрика снять лучшие из необходимых ему кадров. Так отдельные эпизоды с участием актеров отрабатывались на камеру десятки раз, доводя исполнителей и съемочную группу до состояния истощения. Та же культовая сцена, где герой Джека Николсона, Джек Торренс выламывает топором дверь, снимали около 60 раз, чтобы добиться, по мнению Кубрика, наилучшего устрашающего и зловещего эффекта для сцены. Кроме того, сюжет фильма «Сияние», изначально заметно перерабатывающий концепцию книги Стивена Кинга, меняли буквально на ходу, а актерам приходилось следить, чтобы у них всегда была в наличие актуальная версия будущих сцен с собственным участием.
Удивительно, но фильм «Сияние» был одной из первых лент, где применялась техника стабилизации изображения. Да, та самая, которая сейчас ассоциируется с работами Алехандро Гонсалеса Иньярритту, оператором Эммануэлем Любецки и даже с советским фильмом о войне Элема Климова «Иди и смотри». Изобретенная и представленная общественности в 1975 году, технология Steadicam обеспечивала не только плавность движений камеры, но и недоступную до этого гибкость и подвижность. Именно в «Сиянии» создателю Гаррету Брауну разрешили активно участвовать в съемочном процессе, что позволило в дальнейшем серьезно усовершенствовать технологию.
Стэнли Кубрику, по его задумке концепции фильма, требовалось множество долгих планов с непрерывным и плавным движением камеры. Для этого было создано несколько вариантов конструкций, на которые помещалась камера. Например, вместе с Брауном они разработали нечто вроде инвалидного кресла, оснащенного даже измерителем скорости, чтобы всегда двигаться в нужном темпе. Или еще одна находка – специальная конструкция, позволившая снимать очень низкие кадры, практически над самым полом, не ограничивая, при этом, работу самого оператора (когда мы двигаемся за мальчиком в велосипеде). Также подвижность и гибкость установок Steadicam позволила проводить объектив камеры всего в нескольких сантиметрах от стен отеля Оверлук или предметов.
Начинали снимать с культовых панорамных сцен, которые открывают фильм – движение автомобиля по одинокой дороге среди гор, озер и лесов. Желтый Фольцваген жук двигается одиноко по направлению к удаленному отелю Оверлук. Эти сцены снимались с борта вертолета, причем местами довольно близко от земли и автомобиля, на территории Национального парка США под названием Glacier National Park, расположившегося среди живописных пейзажей Скалистых гор в штате Монтана. Если конкретней, то в качестве локации была выбрана известная туристическая тропа Going-to-the-Sun Road. Машина проезжает по северному берегу живописного озера Saint Mary Lake, где в кадр также попадает остров под названием Wild Goose Island. Кстати здесь же была позже снята сцена из «Форреста Гампа», где он в диалоге с Дженни вспоминает об озере, вода которого была удивительно кристальной, словно небо.
Хотя большая часть сцен фильма внутри и даже некоторые панорамы снаружи придуманного отеля Оверлук были сняты на студии «Elstree Studios» в Англии, были необходимы и кадры гостиницы снаружи. Хотя, как уже написано выше, Стивен Кинг настаивал на использовании отеля, который его и вдохновил на написание книги — The Stanley Hotel в штате Колорадо, было выбрано другое здание. Гостиница Timberline Lodge, которая стала внешним прототипом Оверлука (на дальних планах без лабиринта) и после повысила свою популярность благодаря фильму Сияние, находится в штате Орегон.
Место отдыха благословил и участвовал в открытии президент Франклин Рузвельт в 1937 году. Здесь снимали и другие ленты – в последний раз образ отеля использовался для отдельных моментов фильма «Дикая» с Риз Уизерспун.
Что означает название фильма «Сияние»? Мы получаем наиболее полное объяснение от одного из героев – чернокожего повара Холлорана, который откровенничает с маленьким Денни Торренсом, когда обнаруживает в том телепатические способности. О них речь и идет – сияние – это способность человека общаться мыслями, читать мысли других людей и, что важно для сюжета, видеть некоторые события из прошлого и даже будущего.
Холлоран сам общался со своей бабушкой без слов, а сейчас он установил связь с мальчиком. Кроме того, мужчина говорит, что некоторые люди даже не осознают, что владеют даром сияния. Собственно, он дополняет, что даже некоторые места, такие как отел Оверлук, также способны сиять. События, которые произошли в них много лет назад, могут оставлять свой след, как запах от подгоревших гренок, а люди, наделенные талантом сияния, как сам Холлоран и Денни, способны воспринимать этот след, словно картинки в книге – своеобразную энергетику.
Несмотря на слова Кубрика, есть и второе, очень популярное объяснение. После того, как мы видим замерзшее тело Джека Торренса, нам показывают ту самую фотографию. Суть в том, что отель Оверлук как бы поглотил душу главного героя и поместил ее на фотографию, как знак того, что он стал частью гостиницы. Тоже самое произошло и с Грэйди – после того, как он совершил убийство семьи и самоубийство, отель поглотил его и сделал частью – тем самым призраком.
Риторические вопросы к сюжету фильма
Мировая премьера состоялась «фильма Сияние» 23 мая 1980 года, и, несмотря на вялый старт в первые выходные, картина Кубрика в итоге оказалась прибыльной. Первые отзывы в прессе были смешанными ли даже негативными, в том числе отмечались серьезное отступления от литературного оригинала, книги Стивена Кинга. Вторая волна интереса к фильму Сияние имела место в конце 1980-х, и целый ряд кинокритиков отметили важность картины для жанра и режиссерский почерк Кубрика. К слову, это была первая на тот момент работа Кубрика (из последних девяти) которая не получили номинаций на Оскар или Золотой Глобус.
С годами, особенно после смерти режиссера в 1999 году, его фильмы оказались под пристальным вниманием, как предмет для переосмысления былой критики. Сегодня «фильм Сияние» считается настоящей классикой ужасов и мирового кинематографа. За долгие годы его буквально разобрали на цитаты. Отдельные моменты становятся отсылками в выходящих картинах.
Нетрудно понять, что стало мотивом для создания новой адаптации романа, а именно прошлое недовольство Стивена Кинга работой Кубрика, по части переработки концепции истории. В данном случае король ужасов не только дал благословение на создание сериала, но и выступил исполнительным продюсером и сам написал сценарий. Даже несмотря на такой уровень вовлечения, Кинг все же остался недоволен итоговым вариантом, что, учитывая пропасть в качестве между двумя работами, неудивительно.
Телевизионная адаптация обзавелась бюджетом в 25 млн. долларов, что прилично для большинства экранизаций творчества Кинга того времени. Хронометраж распределили на 3 серии по полтора часа – то есть всего 4 с половиной часа. Честно говоря, сериал воспринимается, как какая-то дешевая пародия, уровня студенческого кино, на контрасте с культовым фильмом Стэнли Кубрика. Невероятно скучная, безвкусная и блеклая вариация уже известной истории, которая может прийтись по духу разве что заядлым фанатам Кинга.
В 2013 году в свет вышло продолжение романа 1976 года, которым Стивен Кинг хотел продолжить свою оригинальную историю из «Сияния», без внимания к экранизации 1980 года Стэнли Кубрика. Прошло тридцать лет после страшных событий в отеле Оверлук. Превратившийся в мужчину Денни Торренс использует свой дар сияния, работая в хосписе (помогает людям дожить последние дни). Кинг закрутил сюжет «Доктора сна» вокруг девочки, за которой, как оказывается, охотится некий тайный орден вампиров. Они столетиями охотились на детей, которые обладают даром сияния и отнимали у них эту энергию. Как я уже сказал выше, оригинальный роман оставил у меня посредственные впечатления, а продолжение до исступления скучно, поверхностно и просто не интересно – причем автор растягивает все это на почти 600 страниц. Как главные, так и второстепенные герои блеклы и скучны.
Как бы то ни было, именно экранизация «Сияния» поставленная Стэнли Кубриком, остаётся самой любимой и значимой у зрителей на протяжении почти четырёх десятков лет.