Что такое сияющий царственный шатер

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»

Разделы: Литература

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов,
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Выбирая путь анализа лирического текста, обращаюсь к статье М.Л.Гаспарова: «Первый, верхний уровень – идейно-образный. В нем два подуровня: во-первых, идеи и эмоции; во-вторых, образы и мотивы. Второй уровень, средний, – стилистический. В нем тоже два подуровня: во-первых, лексика; во-вторых, синтаксис. Третий уровень, нижний – фонический, звуковой».

Стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» объединяет не только художественное пространство и время (Кавказ, взгляд героя с земли вверх), но и то, что увиденное заставляет человека задуматься о своей жизни, попытаться что-либо в ней изменить.

А.С.Пушкин в «Путешествии в Арзрум» рассказывает об увиденном им чудесном зрелище: «…белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками». Увиденная картина настолько поразила поэта своей неземной красотой, что о ней он рассказывает и в стихотворении «Монастырь на Казбеке».

На первый взгляд, это описательное пейзажное стихотворение. Но любое описание Поэта не ради описания. Стихи всегда диктовались ему теми или иными обстоятельствами. Не исключение и это стихотворение. Внимательный читатель увидит мысли и чувства поэта, стоит только пристальнее всмотреться, вдуматься, и мы увидим гораздо больше, чем можно было заметить сначала.

На мой взгляд, композиция стихотворения позволяет об этом говорить. Стихотворение состоит из двух строф: первая строфа представляет развернутое обращение, столь характерный прием для А.С.Пушкина, вторая строфа дает возможность узнать мысли и чувства поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который позволяет неторопливо вглядываться в картину, нарисованную Пушкиным.

Вырисовывается четкий ритмический рисунок: определенное чередование закрытых и открытых слогов, наличие пиррихиев во всех строках, кроме первой и одиннадцатой. Стихотворение обрамлено в интонационное кольцо: первая и последняя строки представляют полные четыре стопы с закрытым слогом, две первые и две последние строки имеют парную рифму. Но форма неотделима от содержания, раскрыть глубину которого позволяют языковые средства, подчиненные художественной задаче: создать картину, эмоционально воздействующую на читателя.

Первая строфа стихотворения рисует величественный вид Казбека, возвышающегося над семьей гор. Пушкин использует прием скрытого сравнения с оценочным эпитетом: царственный шатер, сияющий вечными лучами, развернутого сравнения: монастырь…как в небереющий ковчег… В стихотворении использованы старославянские слова сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья, библейское слово ковчег, придающие высокое торжественное звучание всему стихотворению. Возникает ассоциация: монастырь – это тот самый библейский ковчег, который явился спасительным убежищем. От кого же и от чего хочет спастись, «скрыться» лирический герой? Может быть, от жизненных невзгод? Может быть, надо посмотреть более широко – стремление жить духовной жизнью, не стесненной внешними условиями? Так сильно, страстно его желание – стремление к «вожделенному берегу». Здесь поэт прибегает еще к одному языковому средству – антитезе: ущелье – вольная вышина. Ущелье – символ несвободы, замкнутого пространства, вышина – символ высокого, свободы.

Это стихотворение хорошо слышится: символ свободы, воли звуки светлые, звонкие (л, в, б), символ несвободы звуки (с, т, щ), твердость, незыблемость Казбека в последовательном использовании звука а : Казбек, царственный, шатер.

Ощущение парения монастыря в воздухе передает повторение слогов с не: небе, реющий, ковчег. Повторение о передает высокое звучание и, кстати, объединяет первую и последнюю строки стихотворения, т.е., на мой взгляд, придает завершенность тексту: высоко, гор, Бога.

Интересно стихотворение и на синтаксическом уровне.

Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит. Глаголы несовершенного вида подчеркивают вечность сияния, бесконечность парения. Вторая строфа состоит из трех предложений: первое, назывное, далекий вожделенный берег! Два последующих предложения выражают страстное желание лирического героя подняться, скрыться. Желание выражено глаголами в форме условного наклонения: подняться б, скрыться б. Все три предложения восклицательной интонации, что является свидетельством силы чувства лирического героя.

Лермонтов с первой строки также указывает место, то есть определено художественное пространство – Кавказ. Поэт, родившийся в России, был влюблен в Кавказ, который, казалось, передал поэту свой мятежный дух. И в этом стихотворении Лермонтова мы видим страстное стремление героя достичь высоты, которая возможна только степным орлам. Стихотворение имеет разную интонационную окраску. Первая строфа рисует грустную картину: на скале одинокий деревянный крест, воздвигнутый в незапамятные времена каким-то мужественным человеком: добраться туда можно только степному орлу. Конечные рифмы дополняются открытыми слогами, что поддерживает грустную интонацию, неспешный ритм размышления, создаваемый амфибрахием.

Для чего на таком высоком недоступном месте воздвигнут крест? Его видно с далеких холмов. Он символ несгибаемого духом человека. Здесь огромную роль играет художественная деталь. Мы не видим самого распятого Христа, но «кверху подъята рука» – и перед нами вся история страдания взошедшего на Голгофу.

Лирический герой, так же, как и лирический герой Пушкина стремится оторваться от земли, но он ищет не покоя, им владеет бунтарское желание почувствовать родство со стихией, сбросить цепь бытия. Это желание Лермонтов выразил, используя аллитерацию: бы, бытия, бурею, братом. В последней строфе резко меняется интонация. Синтаксический строй уже другой: настоящее время знаю, чернеет, гниет, гнется, хочет схватить сменяется глаголами повелительного наклонения, но в форме условного.

Сила чувств героя передана с помощью восклицательных знаков. Употребление наряду со словами высокого стиля протекло, подъята, взойти, бытия слова более низкой стилистической окраски схватить играет роль в раскрытии мысли поэта о высоких желаниях обыкновенного человека.

Анализируя стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале», мы приходим к выводу, что увиденная картина вызывает ответное чувство героя, который стремиться от земного к небесному, но каждый преследует свою цель.

Источник

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»

Разделы: Литература

Оборудование: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; иллюстрации с видами Кавказа; тексты стихотворений.

Ход урока

1-й этап

Сообщения заранее подготовленных учащихся “Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова” с одновременным показом слайдов презентации, подготовленной учителем.

2-й этап

Чтение стихотворений “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале”.

Выявление первого читательского восприятия:

– Понравились ли стихотворения?

– О чем эти стихотворения?

– Какие картины вы мысленно рисуете, читая эти стихотворения?

– Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С.Пушкина? Похожи ли герои этих двух стихотворений или в них больше различия?

Словарная работа

Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).

Подъять – подъемлю, подъятый ( устар. высок.) то же, что и поднять.

Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование; 2) совокупность материальных условий жизни и общества.

Царственный – величественный и горделивый, величавый.

Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)

Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.); 2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов

Ноев ковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле; 2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)

Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре; 2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).

Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.

Брег – (устар.) то же, что берег.

(Все значения слов взяты по словарю Ожегова.)

3-й этап

Наблюдения над текстами стихотворений

Объекты наблюденияСтихотворение А.С.Пушкина (1829 год)Стихотворение М.Ю.Лермонтова (1830 год)
Экспозиция в стихотворении – вступление, место, где разворачивается лирическая картинаКазбек – одна из горных вершин Кавказа.

Лирическая картина создается при помощи метафоры: вершина Кавказа – “царственный шатер”, который сияет вечными лучами.

Эта развернутая метафора включает в себя 2 выразительных эпитета: царственный (шатер) и вечными (лучами).

Создается торжественная, величественная картина: вечная, незыблемая, где величественный шатер – высокая, величавая, горделивая вершина Казбека

Место, где разворачивается лирическая картина:

теснина Кавказа – тесное ущелье;

скала – высоко, “туда долететь лишь степному орлу”

У Пушкина – прямое указание – “высоко”, у Лермонтова через образ орла – сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства.

Этот прием позволяет сделать картину выразительной, более развернутой, чем у Пушкина.

Но сочетание “теснина” и образ орла создают тяжелую, мрачную, невеселую картину.

Лирический образОбраз монастыря

создается при помощи сравнений:

монастырь – “как в небе реющий ковчег”;

глагол “парит” создает ощущение легкости, воздушности монастыря; складывается впечатление, что это просто видение, призрак, который видится лирическому герою

Образ креста

Создается при помощи глаголов “чернеет, гниет, гнётся”

Крест – реально видимый; каждый, кто видит его, поднимает руку, чтобы перекреститься.

Вопросы самому себеКто построил монастырь высоко в горах “ за облаками”? С какой целью он построен?Кто поставил крест на высокой скале, по какому случаю?

Может быть, там кто – то похоронен?

Образ “черного креста” вызывает беспокойство, тревогу.

Лирический геройЛирический герой желает подняться в этот монастырь, обозначенный метафорой “вольная вершина”.

Эпитет “вольная” здесь звучит как противопоставление несвободе, может быть внутренней несвободе.

Но лирический герой ничего не говорит о том, что он будет делать в этом монастыре, в этой заоблачной келье, в соседстве бога.

По нашим представлениям – бог – высоко в небе, откуда он следит за деяниями людей;

Поэтому – “высоко в горах” – “в соседстве бога”

Лирический герой хочет спрятаться, скрыться, но от чего?

Лирический герой также хочет подняться к этому черному кресту.

Герой обременен тяжелой цепью бытия т.е. тяжелой жизнью, эта тяжесть давит его, он хочет освободиться о т “цепи бытия”.

Молитва и слезы – очищают душу (от греха?);

возрождают (через страдание, слезы) к новой жизни (катарсис – очищение);

Вожделенный брег – желанный берег, куда можно пристать после долгого, трудного пути, плавания в штормовом море.

Как известно, море – символ человеческой жизни.

Крест для лирического героя как символ очищения его души от того, что тяготит его душу; лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать.

Чтобы потом продолжить жизнь, став сильным, как буря, способным преодолевать все трудности.

Эмоциональная окраскаЭмоционально насыщенное стихотворение, во второй строфе – сразу три восклицательных предложенияВсего одно восклицательное предложение
Цветовые характеристикиКраски: голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырьКраски: темные, черные, серые – теснина тесное, темное, черное ущелье; черный крест.

Эти цвета создают мрачный фон.

Синтаксические конструкцииОбращение к Казбеку;

Внутренний монолог лирического героя.

Сложные синтаксические конструкции с их обособленными определениями, обстоятельствами

Повествование от первого лица

Можно сказать, что это монолог лирического героя

Стихотворный размерЯмб – живой, подвижный. Как и хорей – любимый стихотворный размер Пушкина.Трехсложный размер – амфибрахий, неторопливый, но также живой, экспрессивный.
Настроение читателяУ Пушкина нет такого тяжелого чувства безысходности, как у Лермонтова, его стихотворение более светлоеНастроение грустное, печальное, ощущение одиночества, безысходности.

4 этап

Создание письменного высказывания на основе наблюдений над стихотворением

И Пушкин, и Лермонтов бывали на Кавказе, он стал для них источником поэтического вдохновения.

Стихотворения “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале” написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество; а Лермонтов( если судить по дате, которую, впрочем, ставят со знаком вопроса) еще подросток, шестнадцатилетний подросток, со своим сложным внутренним миром – но все – таки ещё не сформировавшийся подросток, для которого характерны незрелость, может быть напускная бравада, нагнетание чувств и красок.

Поэтому стихотворения отличаются и настроением и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа. У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный (“величественный”) шатер.

Стихотворение “Монастырь на Казбеке” эмоционально насыщенное, использование высокой книжной и устаревшей лексики делает стихотворение ещё более торжественным. Читая его, не создается впечатление трагичности, безысходности, хотя герой, кК и у Лермонтова, одинок, он хочет скрыться в “вольной вышине”. Несомненно, лирический герой имеет автобиографические черты: конец 20-х годов – это и трагические события 1825 года, потеря близких людей, ссылка в Михайловское, примирение с царём, безденежье, хлопоты по устройству личной жизни.. Значит, было в его жизни то, что мешало чувствовать себя внутренне свободным, готовым творить без цензуры внешней и внутренней.

У Лермонтова уже в начале стихотворения мы ощущаем нагнетание красок: черный крест, теснина, которые как бы душат, теснят не только героя, но и читателя. Герой у Лермонтова трагичен, он одинок, его душа страдает, он хочет освободиться от “ цепи бытия”. Крест для него становится символом очищения, обновления, возрождения к новой жизни. Лирический герой этого стихотворения, получив дальнейшее развитие, вырастет до Мцыри, до Демона.

Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.

5-й этап. Рефлексия

6-й этап. Домашнее задание

Доработать сочинения по стихотворениям (1-й вариант), написать ответ на вопрос: “Что нового я узнал об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова”.

Источник

Анализ стихотворений «Кавказ» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

В коллекции Александра Сергеевича Пушкина имеется цикл произведений, написанных им после ссылки на юг России. Своей композицией и повествованием они схожи с заметками путешественника. Несмотря на это, творения великого русского поэта относят к пейзажной лирике. Одним из ярких представителей этого жанра является стихотворение Пушкина «Кавказ», анализ которого по плану проходят в 7 классах.

Что такое сияющий царственный шатер. Смотреть фото Что такое сияющий царственный шатер. Смотреть картинку Что такое сияющий царственный шатер. Картинка про Что такое сияющий царственный шатер. Фото Что такое сияющий царственный шатер

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ.

«Сон» М. Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая ещё дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их жёлтые вершины И жгло меня — но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне. Меж юных жен, увенчанных цветами, Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая, Сидела там задумчиво одна, И в грустный сон душа её младая Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди дымясь чернела рана, И кровь лилась хладеющей струёй.

Анализ стихотворения

Что такое сияющий царственный шатер. Смотреть фото Что такое сияющий царственный шатер. Смотреть картинку Что такое сияющий царственный шатер. Картинка про Что такое сияющий царственный шатер. Фото Что такое сияющий царственный шатер
Совсем маленьким мальчиком Лермонтов трижды бывал на Кавказе с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Мишель часто болел, а сестра бабушки, Елизавета, проживала в местности, богатой лечебными минеральными водами. Там мальчик, рано потерявший мать, почувствовал себя свободным и счастливым.
Особое место в памяти Михаила Юрьевича занимала поездка на Кавказ, совершенная им в 1825 году. Понимая, что обучение в пансионе надолго разлучит ее с любимым внуком, бабушка приняла решение провести все лето в горах. Здесь он познакомился с «Кавказским пленником» Пушкина, много читал, начал рисовать акварелью любимые пейзажи.

Через пять лет Лермонтов пишет стихотворение «Кавказ», имеющее три строфы. В первой он с грустью описывает расставание с «южными горами», с которыми его разлучила судьба. Однако, побывав там всего единожды, по мнению автора, забыть Кавказ невозможно. Более того, автор считает край своей второй отчизной.

Вторая часть стихотворения посвящена матери, чей нежный голос слышал мальчик в шорохе ветра. Тихими вечерами, в час заката, степь будто разговаривала материнским голосом с ребенком, который был лишен родительского тепла.

В третьей части автор тоскует о первой пылкой юношеской влюбленности. В его сердце воспоминания о Кавказе всегда находят самый трепетный отклик. Использование рефрена, усиленного восклицанием, помогает подчеркнуть искренность и неподдельное восхищение красотой Кавказа.

Средства художественной выразительности

Три строфы, в каждой из которых содержится по пять строчек, написаны четырехстопным амфибрахием, что подчеркивает лиричность произведения, а усиленная мужская рифма придает ощущение определенной упругости. В качестве средств художественной выразительности Лермонтов использовал:

метафоры «на заре моих дней», «пять лет пронеслось»;

олицетворение «Та степь повторяла…», «И сердце лепечет..»;

характерное для поэта использование инверсии «отчизны моей», «в розовый вечера час»;

обращения акцентируют внимание читателя на особом отношении Лермонтова к Кавказу, он считает их близкими и родными («О южные горы…», «Я счастлив был с вами, ущелия гор…»).

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ стихотворений

М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

Итак, сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале »(1830г) и А.С.Пушкина «Монастырь на Кавказе»(1829г) позволит нам проследить это.

Монастырь на Казбеке

Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!

В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов, И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда; И после я сбросил бы цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я!

Первоначальное знакомство с поэтическими текстами позволяет увидеть их общность. Во-первых, в стихотворениях содержатся слова одной лексической группы — религиозной («монастырь», «крест», «бог», «молился»). Это уже настраивает на торжественность и величавость прочтения стихотворений. Во-вторых, в основе стихотворений Пушкина и Лермонтова лежит одна и та же ситуация. Перед нами экзотический пейзаж Кавказа и лирический герой, чей взгляд устремлен ввысь, чьё желание – подняться к «вольной вышине». В-третьих, мы видим неудовлетворенность лирического героя своей судьбой, желанием изменить свою жизнь, стремлением быть ближе к Богу, в-четвертых, каждое из них состоит их двух частей: описание гор и стремление лирического героя ввысь. Романтическое мироощущение в стихотворениях вызвано увиденной картиной неземной красоты, пейзажем, который окружает лирического героя. Кавказ всегда пробуждал у поэтов романтическое мироощущение.

Стихотворение «Крест на скале», состоящее из 3 катренов, имеет разную интонационную окраску. Трехстопный амфибрахий с цезурой и со смежной рифмовкой позволяет автору передать грустную интонацию первых двух катренов. Интонация резко изменяется в последней строфе, что достигается при помощи синтаксического строя. 4 стиха последнего катрена звучат более воодушевленно, сильно. Мы уже чувствуем силу стремления лирического героя. Если в первых восьми строках употребляются глаголы в форме изъявительного наклонения, то в последней строфе – глаголы в форме сослагательного наклонения, но в значении повелительного. И это усиливает стремление лирического героя к вершине скалы.

Лирический герой заворожен кавказским пейзажем, но более всего его манит далёкая скала, на которой много лет «крест деревянный чернеет». Мрачный образ креста, который «гниет», «гнется от бурь и дождей», зовет лирического героя ввысь, куда может долететь лишь степной орел. Там, в вышине, где можно «схватить облака», лирический герой видит свою независимость от «цепи бытия», от повседневной суеты, свою свободу. Нет, он не ищет покоя. Лирический герой не принимает реальности, им владеет бунтарское желание слиться со стихией, «сбросить цепь бытия». Несбыточность мечты лирического героя подчеркнута во второй строке «туда долететь лишь степному орлу» и в последней строфе (использование форм сослагательного наклонения глаголов). Но, несмотря на это, олицетворенный образ креста с «подъятыми руками» усиливает желание устремиться в вышину, где лирический герой готов «молиться и плакать», «сбросить цепь бытия», «побрататься с бурей». Он томится своим бессильем, так как не может взойти на скалу. И это угнетает его. Отсюда и контраст в создании образов черного креста и белых, недостижимых облаков.

В стихотворении прослеживается влияние романтизма.

Стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке» вызывает иное настроение. Оно начинается величаво и торжественно. Чтобы передать торжественность и величественность кавказских гор, автор использует обращения, церковную лексику ( «монастырь»), библейское слово«ковчег», старославянскую лексику «вожделенный», « брег», « келья», «сияющий», «реющий»). А также сравнений (монастырь как ковчег), оценочных эпитетов («царственный шатер»). Во второй строфе выражено стремление лирического героя «к вольной вышине».Эмоциональность стихотворению придают восклицательные предложения. Образ «реющего ковчега» соотносится с «вожделенным брегом», куда стремится попасть лирический герой. Лирический герой Пушкина, стоящий у подножия высокой горы, смотрит на вершину Кавказа, напоминающей «царственный шатер», на монастырь, скрывающийся за облаками и напоминающий «реющий ковчег». Эти недосягаемые человеку поэтические образы ассоциируются с Богом, свободой, вечностью: «шатер сияет вечными лучами», « вольная вышина», «соседство с Богом ». Лирический герой Пушкина ищет покоя, он желает «скрыться» в «заоблачной келье», быть рядом с Богом в тишине и покое.

Возвращение на Кавказ

Долгое время Михаил Юрьевич вынужден был жить в Москве и в родовом поместье, у бабушки. Юноша тосковал о Востоке, мечтал снова туда вернуться. Мечты его сбылись, однако не совсем так, как хотелось бы. На Кавказ Лермонтов вернулся в ссылку, а потом для прохождения службы.

Что такое сияющий царственный шатер. Смотреть фото Что такое сияющий царственный шатер. Смотреть картинку Что такое сияющий царственный шатер. Картинка про Что такое сияющий царственный шатер. Фото Что такое сияющий царственный шатер
Стихотворение «Смерть поэта», написанное в 1837 году, являлось для поэта своеобразным криком души, вызванном неоднозначным отношением общества к великому Пушкину. Строки быстро распространились среди читателей, вызывая самые противоречивые отзывы. Наконец стихотворение попало в руки царя. Последовал арест, а затем, согласно закону, ссылка.

По дороге на Кавказ Лермонтов простудился, попал на лечение в ставропольский военный госпиталь. По прошествии некоторого времени был отправлен для продолжения лечения в Пятигорск. Во время ссылки Михаилу Юрьевичу случилось завести несколько знакомств, которые играли вследствие большую роль в его жизни. Так, например, судьба свела его с доктором Н.В. Майером, который стал прообразом доктора Вернера в «Княжне Мери». Проводя много времени с товарищем по пансиону, поэт знакомится с Виссарионом Григорьевичем Белинским. Отношения Лермонтова и критика изначально не сложились, однако, встреча через три года в Петербурге имела продолжение в виде крепкой дружбы.

Особое внимание биографы уделяют общению поэта с двоюродным братом. В компании Акима Акимовича Хастатова Лермонтов много времени проводил на восточных свадьбах и пирах. Именно здесь поэт тщательно изучил особенности национальных обычаев, которыми позднее наполнил свои произведения.

Во время ссылки Михаил Юрьевич отдохнул и душой и телом, полностью восстановится после психологических потрясений. Именно за это лечебное действие Кавказа Лермонтов искренне считал его своей второй Родиной. Поэт часто сравнивал свободный Восток с душным Петербургом. И всегда предпочтение отдавал Кавказу.

История создания

После возвращения А. С. Пушкина из южной ссылки наблюдение за ним не прекратилось. Несмотря на шестилетнее изгнание из родного края, тема свободы для него все так же оставалась актуальной. В 1828 году поэт подал прошение на перевод в действующие войска Кавказа, но царь ему отказал.

Несмотря на запреты со стороны действующей власти, Александр Сергеевич самовольно направился на юг в 1829 году. Ему хотелось встретиться с друзьями, которые находились в ссылке в Арзруме. Увидеть приятелей-декабристов автору все же удалось, однако вскоре был издан приказ о его немедленной отправке в родной край. Вернувшись из самовольного путешествия, Пушкин написал стих «Кавказ».

Пребывая среди дикой и вольной природы Кавказа, Александр Сергеевич остро чувствует человеческую потребность в свободе. Она свойственна и самому поэту, и притесненным правящим слоем черкесам. Несмотря на то что у произведения печальный исход, в повествовании ощущается сила стремления к заветной свободе. После прочтения этого стихотворения остается ощущение, что у лирического героя все получится: он противостоит всем препятствиям и вырвется из плена гнетущего строя.

Вторая ссылка

Первая дуэль, арест и последующее наказание даже отдаленно не напоминало первую ссылку. В наказание за столь грубое нарушение закона Лермонтов был отправлен на самый опасный участок, где велись активные боевые действия. В первых же боях Михаил Юрьевич проявил себя отважным и хладнокровным воином, был отмечен командованием.
В это время ведется активная работа над романом «Герой нашего времени». Его замысел Лермонтов вынашивал давно, писал отдельные главы, которые позднее опубликовал в «Отечественных записках». Даже в таком разрозненном виде они имели большую популярность. В тщательно проработанном образе главного героя многие узнавали самого автора. Позже, во втором издании, доработанный и собранный в единое целое роман вышел с пояснениями самого автора, где образы были чётко разграничены.

Природа Кавказа в произведениях поэта

Что такое сияющий царственный шатер. Смотреть фото Что такое сияющий царственный шатер. Смотреть картинку Что такое сияющий царственный шатер. Картинка про Что такое сияющий царственный шатер. Фото Что такое сияющий царственный шатер
Судьба распорядилась так, что Михаил Юрьевич побывал почти во всех уголках этого удивительного края. Бесконечная любовь к местным пейзажам нашла отражение во всех произведениях поэта. С самого детства он отмечал величие природы, ее движение, яркие краски, четкие образы. Но описания Лермонтова не содержат мелких деталей. Его образы полны света, динамики, детского восторга и восхищения. Сочетание цвета и движения помогает создать удивительные декорации для описанных событий.
Например, действие поэмы «Демон» Лермонтов перенес на Кавказ, тем самым придавая ему ощущение фантастичности, долю мистики. Сила природы оживает благодаря движению животных и птиц. Поэт мастерски передаёт разные состояния природы, используя увиденное глазами различных героев. Так, например, в глазах Демона – это богатый, бесконечный, бушующий мир. Тамара же видит его статичным, спокойным, умиротворенным.

Особое место в поэзии Михаила Юрьевича занимает небо Кавказа. Именно пролетая в небе, Демон замечает танец Тамары, в голубое небо обращен взгляд Печорина перед дуэлью, в небе видит ангела Мцыри. Особый лазурный цвет над головой позволяет героям Лермонтова переноситься в высший мир.

Тематическое направление

Идея написания этого произведения возникла после того, как поэт побывал на прогулке в горах. В своем творении Александр Сергеевич мастерски использует приемы пейзажной лирики, совмещая их с философскими размышлениями. Влечение к свободе, которой очень сложно достичь, выражается в произведении «Кавказ».

Анализ показывает, что в центре повествования находится природа южного края. Большое внимание уделяется мелочам окружающего мира далекой страны, которые не всегда замечаются человеком. Изысканность юга подтверждается образами:

Но в жизни, как и в природе, есть свои нюансы. Суровые человеческие законы исключают романтику, оставляя только повседневную рутину. Людям предназначен свирепый труд, который необходим для пропитания и выживания. Кавказ — щедрый край, но кавказцам приходится платить за плодородную землю ежедневной борьбой с величественными горами. Образы людей созданы мастерством поэта, который не акцентирует внимания на их внешнем виде и роде деятельности.

Автор выделяет тему природных стихий. Синие реки вызывают чувство гордости и уважения, однако вместе с этим поэт описывает и беспомощность народа перед их течением. Лирический персонаж всеми силами пытается противостоять силе природы, но понимает, что все его попытки бессмысленны.

Александр Сергеевич сравнивает себя с потоком реки, которая вынуждена ограничиваться берегами, поскольку сам творец не может вырваться из установленных рамок цензуры и показать себя и свой талант полностью. Различие между ними заключается в том, что мощь течения реки разрушительна, в то время как поэт называет свою силу созидательной, способной изменить мировоззрение людей.

Однако, согласно тексту стихотворения, поэт уверен в том, что его мечты несбыточны, поскольку его препятствие — силы самой природы. Ее мудрость и беспощадность неподвластны никому. Это полностью соответствует внутреннему состоянию творца, все попытки которого противостоять окружающему строю не увенчались успехом.

Существует также посвященное красотам южной природы произведение, написанное в 1830 году другим великим гением русской литературы — М. Ю. Лермонтовым. Анализ его стихотворения «Кавказ» сегодня используется в 7 классах для подготовки к уроку литературы и написания сочинения по этой теме.

Женские образы

Возможно, именно первая влюбленность, о которой автор с тоской вспоминает в третьей строфе стихотворения «Кавказ», нашла отражение в образах восточных девушек, описанных Лермонтовым. Та «пара божественных глаз» на всю жизнь запечатлелась в сердце юного поэта. В своих произведениях он часто сравнивает русских барышень, представительниц высшего общества, и восточных девушек. При этом простота, выполнение родительской воли и подчинение обычаям всегда выигрывают перед жеманничеством и кокетством.
Восточная девушка, описанная Михаилом Юрьевичем, истинное дитя восточной природы. Она также горда, высока, прекрасна и неприступна. Однако гордость грузинок отличает их от русских девушек. Они неприступны, но способны на искреннюю, глубокую любовь, которая часто губительна. Особенно ярко это выражено в образах Бэлы и Тамары.

Черкесская девушка, сохраняя внутреннее величие, настолько глубоко любит Печорина, что его чувства на ее фоне выглядят бледными и поверхностными. Русский офицер оказывается недостойным такой искренней любви.

Стойкость Тамары, ее подчинение воли отца, сопротивление сладким речам Демона, также свидетельствуют о целостности характера. Однако, восточные красавицы, вопреки божьим законам, способны и на преступление, что делает их настоящими наследницами дерзкого и вольного народа. Особенно ярко это изображено автором в образе Ундины. Общей чертой, характерной для восточных красавиц в творчестве Лермонтова, является их трагическая судьба. При этом и покорение воли отца приводит к рабству в доме мужа, и влечение к неизведанному — к смерти.

Но об этом юный поэт будет писать став старше, а пока он с восторгом признаётся в любви краю, который стал для него родным и понятным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *