Что такое скань в древней руси
Скань
Скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Содержание
История
В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.
Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров
Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.
Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.
Виды ювелирной филиграни
Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.
В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.
В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).
Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.
В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.
Кому принадлежит техника филиграни?
Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.
Примеры Эквадорских украшений в технике скани:
Как делают украшения из скани?
Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.
Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.
Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Филигрань из серебра и не только- технология изготовления
Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?
При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.
Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.
Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).
Казаковская филигрань – современное производство
Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?
Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.
Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):
Филигрань от «Кубачей»
Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.
Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:
Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»
В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.
Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет
Как носить филигранные украшения
К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.
В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.
Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.
История.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.
Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.
Скань
Aжурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки
восходит к др.-русск. съкань
от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»
История
В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На XV–XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII–XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.
С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
Зернь
Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Филигрань
Ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике.
Советский период
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других).
Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.
Скань и филигрань — что это такое, особенности ювелирной техники со времен древней Руси
Эта ювелирная техника дошла до наших дней из глубины веков с минимальными изменениями. Даже сегодня ремесленники используют для создания ювелирных изделий филигрань или скань что и их предшественники много веков назад. Так что же такое филигрань и что такое скань Ч разбираемся в понятиях и оцениваем работы современных русских мастеров.
Что такое скань
Искусство сканирования известно со второго века нашей эры. За более чем 900-летнюю историю филигрань только усложнялась: слепая техника трансформировалась в ажурную, и даже тугоплавкая сталь стала использоваться вместо мягких драгоценных металлов.
В Древней Руси первые упоминания о филигранном искусстве появились в 9 веке. Ажурную технику филиграни в то время еще не использовали, предпочитая ей зернь, то есть припаивание к ювелирным или любым другим наборам металлических шариков и придумывание их замысловатых узоров.
Ажурное кружево, представляющее собой композицию узоров из металлических проволок без фона, используется с XII века. В то же время ювелиры начали усложнять технику, украшая филигранные изделия драгоценными камнями и эмалью.
Филигрань в древней Руси
Искусство выпаивать из тончайшей проволоки ажурные кружева и формировать полупрозрачные изделия называют филигранью или сканью. Русские мастера чернили украшения и предметы посуды, но в 9 веке научились покрывать украшения тончайшей проволокой, формируя замысловатые узоры. На развитие скани повлияла торговля, с Европы и Азии купцы привозили ювелирные украшения, предметы быта в аналогичной технике, наши мастера научились настолько тонко скручивать плетенный материал. Что выпаивали уникальные узоры.
Растущий спрос на все более сложные конструкции стимулировал мастеров совершенствовать свои навыки. Пуговицы, сохранившиеся с XVI века, украшенные тончайшей металлической сеткой, выполненной в технике скани, и сегодня представляют для нас большой интерес. Считалось, что чем тоньше и сложнее узор, тем благороднее и уникальнее предмет.
Расцвет филигранной живописи пришелся на период между 18 и 19 веками. В то время она рассматривалась как вид ювелирного искусства и использовалась не только для изготовления украшений, но и для росписи мелких предметов. Все филигранные предметы, будь то объемные панно или просто маленькие сигарные коробки, изготавливались вручную, хотя спрос на филигрань был очень высок.
Филигрань — это искусство, которое почти не пострадало в советское время. В основном это было связано с тем, что филигрань была признана национальным достоянием и народным историческим ремеслом. Это позволило ей продолжать развиваться, хотя и другими темпами.
Скань или филигрань?
На самом деле, эти два слова означают одно и то же. Только первое, русского происхождения, означает «крутить», «скручивать нитки». Вторая имеет европейское происхождение, точнее латинское, и основана на словах «нить» и «зерно».
Итак, сканирование — это особый способ изготовления узоров из тонкой проволоки, которая вытягивается из драгоценных металлов (серебра, платины и золота). В результате получается просто проволочное кружево.
Филигрань — историческая справка
Считается, что первыми мастерами, освоившими эту интересную технику, были выходцы из Древнего Египта и Древней Греции. Самые старые экземпляры, обнаруженные при раскопках в древних городах, датируются 6 веком до нашей эры.
Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатой буржуазии, дворянства. 19 век по праву считается пиком филигранного мастерства. В это время ювелирные изделия производились массово и были доступны практически всем социальным классам.
Русская филигрань берет свое начало в глубокой древности. В Древней Руси скань была прежде всего церемониальными предметами, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.
Красносельская скань (Кострома)
На выставке в Париже в 1937 году знаменитая «Красносельская скань» произвела мировую сенсацию. Этот успех был повторен два года спустя в Нью-Йорке.
Разнообразие филигранной работы
Существует множество способов внести разнообразие в филигранную технику: использование эмали и драгоценных камней, использование проволочных узоров на черни или сочетание филигранных техник.
Существует в общей сложности 3 основных вида этого ювелирного искусства:
Паяная филигрань
Это техника изготовления ювелирных изделий, при которой проволочный узор припаивается к листу металла. Она довольно часто сочетается с эмалью и различается по типу фоновой (выцветшей) филиграни, чеканной (окаймленной) филиграни, перегородчатой эмали и др.
Ажурная скань
Ажурная техника предполагает соединение деталей из проволоки без припаивания их к какой-либо подложке. Изготовление металлического кружева требует большого опыта в работе с металлами и аккуратности в пайке. Дополнением к этой технике являются металлические шарики, припаянные к элементам кружева.
Объемная филигрань
Для изготовления объемных филигранных украшений используется поэтапный метод: несколько элементов, выполненных в ажурной филиграни, объединяются в одну композицию.
скань и эмаль в одном украшении
В технике филиграни из драгоценных металлов можно создавать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью , неглазурованным серебром, стеклом и деревом.
Разнообразие инкрустаций в филигранных украшениях требовало большого мастерства в работе с металлами. Например, для завершения черневого орнамента требовалось посыпать изделие сплавом из нескольких металлов и произвести обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор.
Первоначально мастера филиграни выбирали только драгоценные металлы, такие как золото и серебро, отдавая предпочтение первому из-за ряда его качеств:
Этот драгоценный металл высоко ценился на протяжении всей истории человечества. Самые богатые члены общества украшали себя золотыми предметами, техника изготовления которых со временем становилась все более сложной. Золотые орнаменты русской скани украшали футляры для икон, басмы и серьги.
Филигрань в массовом производстве
В XVII веке спрос на ювелирные изделия с чеканкой возрос, появляются серьезные ювелирные украшения в стиле скансьон, в которых помимо камней используются кристаллы и перламутр. Не забывали мастера и об изготовлении различных домашних предметах: вазы, солонки и шкатулки. С 19 века филигрань стала фабричным товаром. Технологии совершенствовались, ажурная филигрань процветала, и появились полупрозрачные витражи — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.
После спада в начале XX века филигранная техника вновь обрела силу, начиная с середины столетия. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский умелец», под Костромой) были показаны на Всемирной выставке в Париже, где они принимали золото для филигранных брошей, шкатулок и других аксессуаров, и в 1939 году в Нью-Йорке.
Современный бренд Казаковская филигрань
Сегодня Художественные изделия Казакова (КАЗАКОВКА) (KPHI) — это серьезный «филигранный» бренд, специализирующийся, прежде всего, на изделиях в этой технике. Ювелирные изделия марки KPHI обычно изготавливаются из сплава с серебряным напылением.
В чем специфика казахской филиграни? Создавая узор, мастер обращает внимание на гармонию отдельных его частей, красоту линий самых крупных и тонких элементов. Художник работает над дизайном прорезей, что очень важно при построении лекал. Очарование казаковских изделий заключается в их открытости — оцените на фото красоту работ.
Филигрань ‘Кубачи’
Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно известной в Дагестане техникой чернения, штамповки и гравировки, также изготавливают филигранные украшения необычайной красоты.
Русские шедевры
Скань (наряду с зернью) стала одной из самых известных техник ювелирного дела в России. Мастерские по производству ювелирных изделий и изысканных утилитарных предметов располагались при княжеских дворах и монастырях. На протяжении многих веков русские ювелиры совершенствовали эту технологию.
В 18-19 веках существовало несколько фабрик по производству филигранных изделий. Оригинальные произведения искусства из филиграни включают кольца, обручальные кольца, броши, подвески, амулеты и погремушки. Даже бинокли и зажигалки были украшены в этой технике, которая была частью стиля модерн.
Ковать или тянуть
Ювелирные шедевры, созданные с использованием филигранной техники, существовали и до нашей эры. Отличие от старинной русской филиграни определяется способом изготовления проволоки из драгоценных металлов или сплавов. Проволоку ковали или заготовку протягивали через волочильное устройство, в результате чего получалась тонкая ювелирная нить. В Древнем Египте и Греции для его изготовления использовалась ковка.
Золотая филигрань 14 века, шкатулки
Древнерусские мастера, начиная с X века, изготавливали филигранную серебряную и золотую резьбу вторым способом — по рисунку. Лучший способ увидеть то, что было сделано из скаджа много веков назад, — это посетить музеи. Здесь есть прекрасные образцы княжеских предметов быта и церковных сосудов, украшенных сказочными орнаментами. Одежда (обувь, пояса и т.д.), обложки книг, посуда, кресты — филигранные узоры процветали повсюду. Стоит напомнить, что шапка Мономаха украшена филигранью.
Как изготавливаются украшения из филиграни?
Элементами филигранного узора являются веревка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. По сути, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетается с грануляцией — мелкими шариками, которые впаиваются в подготовленные ячейки (углубления). Грануляция придает филиграни особенно элегантный, изысканный вид. В качестве материалов для изготовления изделий используются сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, никелевое серебро, нейзильбер. В технике филиграни могут быть выполнены все виды ювелирных изделий.
Ложная скань
Методы позволяют снизить производственные затраты за счет ускорения процесса. Ложная (литая) скань, зернь — это изделия, отлитые в сборных формах из сланца, известняка. Узор не формируется художником, а выливается в форму. Эти украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличаются более простыми, незамысловатыми узорами без рельефа.