Что такое скаутинг технологий
Экспертный Союз
«Секрет бизнеса заключается в знании того, чего не знают другие»
Современный рынок технологий переживает не самое простое время. Помимо сырьевого кризиса и развивающейся на его фоне стагнации экономических процессов, большое значение имеют структурные особенности рынка технологий, характерные для нашей эпохи. Компаниям, заинтересованным в том, чтобы оставаться конкурентноспособными и идти в ногу со временем, необходимо противостоять целому ряду серьезных проблемных течений, в первую очередь жесткой конкурентной борьбе (большинство рынков на сегодняшний момент сложены, а новые, едва появившись, заполняются в предельно короткие сроки), что в конечном итоге ведет к конвергенции рынков, и как следствие к их постоянной изменчивости. Потому для сегодняшнего дня чрезвычайно актуальна жестокая в своей правдивости латинская поговорка Abducet praedam, qui occurrit prior или её упрощенный славянский вариант о принадлежности обуви самому расторопному.
В этой связи, ключевой потребностью каждой компании становиться беспрерывный поиск новых решений (инноваций), который представляет собой не только охоту за конкретными узкоспециальными технологиями, но выступает механизмом определения качественно новых стратегических направлений развития. Это особенно важно для организаций, занимающихся наукоемким производством — построение отлаженной системы сбора актуальной информации способно предотвратить технологическое (и как следствие экономическое) забвение. В практике подобные исследования известны довольно давно и в своей совокупности носят название технологическая или инновационная разведка.
Технологическая разведка это, прежде всего, поиск для производителя нового и потенциально (коммерчески) полезного. Продуктом такого поиска могут выступать готовые изобретения, в т. ч. имеющие вид патентов, а также идеи и описания, подчерпнутые в научной и практической литературе, в выступлениях специалистов на семинарах, выставках и проч.
Исходя из конкретного предмета, будь то исследование готовых решений или поиск новых идей, инновационная разведка осуществляется тремя способами:
1) технологический форсайт (прогнозирование развитие ситуации);
2) патентный мониторинг (определение технологий, которые используются конкурентами, для их законного воспроизведения (копирования);
3) технологический скаутинг (выявление новых технологий, которые можно использовать в интересах компании).
Первые два приема довольно хорошо известны российским предпринимателям. История успешно реализованных российских форсайт-проектов насчитывает более 10 лет. О патентном мониторинге и готовить не приходиться: данный метод конкурентной разведки известен очень давно. Однако о третьем приеме — технологическом скаутинге известно относительно немного.
Среди теоретиков менеджмента технологический скаутинг рассматривается как адекватная ответная реакция на расширение инновационного рынка, которое вызвано развитием глобализационных профессоров в наукоемких областях.
Технологический скаутинг, прежде всего, выполняет две важнейшие задачи. Во-первых, он помогает определить научные и технологические новшества, которые могут быть использованы в интересах компании. Поиск может быть направлен на определенную узкоспециализированную технологическую область (технологический мониторинг), или иметь ненаправленных характер (сканинг технологий), т. е. поиск инноваций в областях, еще не освоенных мощностями компании. Во-вторых, скаутинг облегчает или значительно осуществляет сорсинг технологий, что является благом не только для коммерсантов, но и для изобретателей.
Разумеется, отдельными элементами технологического скаутинга в той или иной мере занимаются многие компании. Однако скаутинг, как «тотальная» систематическая деятельность, имеющая свою определенную профессиональную методологию, не слишком распространена в России. Причин этому может быть несколько: низкая осведомленность предпринимателей о новейших методах конкурентной разведки, высокая стоимость «содержания» сотрудников, деятельность которых была бы полностью (full time) направлен на на поисковую деятельностью (что делает технологический скаутинг доступным только крупному бизнесу), а также практически полное отсутствие компаний, предлагающих аутсорсинговые услуги в данной области.
И действительно, при даже очень приблизительных подсчетах выясняется, что стоимость обеспечения деятельности отдела инновационной разведки, в зависимости от направления, варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов США в месяц, что может быть серьезным препятствием для владельцев малых и средних предприятий на пути к новым технологиям. Более того, сфера технологического скаутинга для России новая, и опытных специалистов, способных эффективно решать задачи вовсе немного.
В этом плане примечателен китайский опыт развития технологического скаутинга и конкурентной разведки, где проблема высокозатратности технологического скаутинга была решена за счет поддержки государственного аппарата, под эгидой которого были созданы специализированные разведывательные организации (Система научно-технической информации и Система экономической информации). За последние 10 лет эти структуры, силой привлечения довольно крупных ресурсов наладили технологический скаутинг на национальном качественно-высоком уровне, в первую очередь с целью копирования (и массового производства) ведущих и наиболее «трендовых» мировых hitech разработок. Следует добавить, что государственные программы по финансированию технологического скаутинга существуют также в Индии, США и Испании. Что неудивительно, т. к. государственный аппарат не менее коммерсантов заинтересован в развитии технологий внутри страны.
Но как, при отсутствии административно-государственной помощи, наладить инновационную разведку владельцам малых и средних предприятий? Выход может быть найден в сотрудничестве с квалифицированными техно-скаутинговыми агентствами, которые в ограниченный срок способны найти технологию для развития (или оживления) бизнеса, а также предоставить Заказчику необходимые данные для предварения этой технологии в жизнь. Стоимость услуг подобных компаний значительно ниже, нежели затраты на содержание собственных «разведчиков». К тому же, за счет богатого и весьма многопрофильного опыта, сторонние техноскауты могут добиться гораздо большего результата.
На данный момент в России рынок техноскаутинговых агентств крайне мал. В Москве и Санкт-Петербурге найдется не более полудюжины организаций имеющих навыки в данной области.
Одной из таких немногих компаний является петербургская компания «РексЛекс Нова», которая может предложить своим клиентам как обширную (более 500) базу уже сформированных проектов, так и найти технологию в конкретной области «под заказ».
Скаутинг в мире стартапов. Кто и как его делает для корпораций
Сооснователь GoTech Innovation Евгения Барченко рассказывает о механизме скаутинга стартапов по запросам корпораций.
Скаутинг можно определить как процесс привлечения технологических компаний в венчурный фонд, корпорацию или бизнес-акселератор. Цели и непосредственные исполнители в каждом из этих случаев отличаются. Венчурный фонд, как правило, самостоятельно занимается скаутингом и ищет стартапы, отвечающие его фокусу инвестирования. Корпорации обычно отдают эту работу партнерам на аутсорсинг. Акселераторы могут выбирать любой из этих вариантов, но надо помнить, что они не отбирают технологические компании под конкретную кастомизированную программу. Как правило, это более общий набор.
Стартапы – основная «мишень» поиска корпораций. В этих случаях они определяют на каких стадиях развития стартапы им наиболее интересны. Мы в GoTech Innovation в основном занимаемся скаутингом для корпораций. Например, Retail Innovation Tech Alliance (RITA), объединяющий X5, Hoff, М.Видео-Эльдорадо и Билайн, предметом отбора утвердил технологические компании, которые уже имеют ресурсы для реализации пилотного проекта с одной из корпораций-участников альянса. Это сразу нам, как оператору, устанавливает четкие рамки поиска: стартапы должны обладать MVP или иметь продукт, запущенный в реализацию и готовый к использованию, обладать ресурсами для пилотного проекта, интересом к его запуску, и быть готовыми, что придется использовать продукт не обязательно так, как задумано, а кастомизировать его под задачи корпорации.
Процесс скаутинга не ограничивается только пониманием продукта стартапа. Следует знать, какими ресурсами обладает стартап, какая команда работает над проектом, какие кейсы уже были реализованы. Важной составляющей является язык, на котором говорят представители компании. Если топ-менеджмент российских корпораций, отвечающий за инновации, довольно хорошо владеет английским, то представители тех подразделений, кто непосредственно занимается пилотированием и внедрением проектов, могут уже не быть так сильны в нем. Эти метрики также формируют скаутинговый запрос.
Эффективность скаутинга зависит от того, как точно корпорация формулирует запрос и в соответствии с ним ищет стартапы. Это не просто подбор компаний из соответствующей сферы деятельности, а конкретная выборка с учетом критериев, которые максимально релевантны поставленным задачам. Часто данных, которые присылают технологические компании, не хватает. Поэтому важным элементом скаутинга является связь со стартапом для уточнения информации.
Скаутинг занимает довольно большое количество ресурсов и времени, в основном – это ручная работа. И этим он отличается от сорсинга – набора заявок в воронку для какого-либо проекта или программы. В этом случае акцент делается на количество, тогда как в скаутинге речь, в первую очередь, идет о качестве подбираемых под запрос технологических компаний.
Очень важной в процессе скаутинга является коммуникация со стартапом. В маркетинговом анонсе об отборе стартапов обычно сообщаются общие критерии поиска. Как правило, корпорации полностью не озвучивают все требования, которые они определили в запросе. Поэтому одного анонса мало – тут не будут указываться специфические критерии. О них уже говорит компания, которая занимается скаутингом. И такая логика вполне понятна – по узким критериям можно сделать вывод, какие процессы идут внутри корпораций.
Бытует представление, что скаутинг проводится только с помощью баз стартапов. Но это неэффективный инструмент для скаутиновых агентств, там нет релевантной информации.
Базы удобны, если есть постоянный запрос со стороны корпорации. Например, когда ведется поиск стартапов по широким критериям в конкретных локациях. Но, если скаутинговому агентству приходят разносторонние запросы и с широкой географией, то одной базы стартапов хватать не будет. Есть более эффективные инструменты.
В целом, от общего объема полученных данных на работу с базами приходится порядка 20-30%. Но и там нужно уметь искать информацию – часто специфика фильтрации не позволяет найти то, что нужно. Поэтому в своем поиске мы используем и другие инструменты: собственную базу, изучаем участников конференций и профессиональных сообществ, находим точки притяжения нужных стартапов.
Все зависит от ресурсов. Если корпорация хочет провести скаутинг только один раз, то проще выделить на эту задачу внутреннего специалиста. Но важно понимать, что изучение нового специфического процесса требует больших ресурсных затрат. Это время (минимум 2-3 месяца) и инфраструктура. Развернуть такой мобильный пункт внутри корпорации сложно, а держать постоянный штат под такую задачу довольно накладно. Да и в целом скаутинг не является основной деятельностью корпораций. Им не выгодно иметь квалификацию в этом узком направлении. Хотя есть исключения – в случаях, если такая деятельность предусмотрена стратегией компании.
Со своей стороны, скаутинговое агентство должно обладать рядом качеств для эффективной работы по поиску стартапов. Несмотря на то, что скаутинг кажется узким процессом, на самом деле он включает в себя дополнительную инфраструктуру – в первую очередь, маркетинговую активность и наличие ИТ-платформы.
Агентству необходимо уметь выстраивать маркетинговые кампании – заниматься продвижением в социальных сетях, создавать текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы, формировать и постоянно обновлять базу подписчиков, развивать партнерскую сеть для поддержки в продвижении скаутинга. Кто-то считает, что достаточно провести поиск стартапов в закрытом режиме. Но чаще корпорациям важно заявлять об этом – повышать свой медийный статус. И это выгодно для маркетинговой кампании – появляется больше источников информации, которые доведут нужный сигнал до стартапа.
Собственная ИТ-инфраструктура также важна для успешного скаутинга. В GoTech Innovation мы создали специальную платформу TechScout — инструмент для сбора заявок корпорациями для дальнейшей оценки и работы с ними. Здесь хранится информация о стартапах, эксперты корпораций ведут их историю, оставляют различные комментарии. Платформа дает возможность организовать совместную работу сразу нескольких экспертов. TechScout сделан так, что может интегрироваться в веб-сайт, который разрабатывается под программу скаутинга.
Длительность и механизм скаутинга могут варьироваться в зависимости от запроса и географии. В GoTech Innovation мы ищем стартапы в совершенно разных локациях. В каждой из них надо понимать инфраструктуру и специфику культурного кода. Например, Северная Европа будет значительно отличаться от Израиля. Есть страны, где скаутинг за счет наличия баз и партнеров делать чуть проще, чем в других локациях. А бывают рынки, где запрос российской корпорации для стартапов не является таким приоритетным, как от европейской компании. Поэтому здесь требуется больше сил и ресурсов для того, чтобы показать пользу от работы на нашем рынке.
Кроме того, есть высококонкурентные локации, где надо выделяться со своим запросом. Такой страной, например, является Израиль, где RITA сейчас проводит отбор (для альянса поиск стартапов еще проводился в России, СНГ и странах Европы). Для туристического акселератора Kaspersky Exploring Russia нашей командой скаутинг проводился в России, СНГ, странах Европы и Азии с упором на Сингапур и Малайзию. А, например, для мексиканского офиса инноваций «Лаборатории Касперского» мы делали скаутинг по узкому запросу в стране базирования (география запроса – Мексика).
Универсального ответа на этот вопрос нет, лучше еще раз обратиться к процессу. После мониторинга рынка корпорации предоставляется аналитика – сколько технологических компаний можно найти в той нише, которая ей интересна. Дальше оценивается время, необходимое на сбор стартапов в соответствии с утвержденным объемом, который может переработать корпорация. Процесс привлечения стартапов может идти параллельно с экспертизой отобранных компаний. Эксперты корпорации оценивают пул стартапов (параллельно приему заявок или после его окончания), при необходимости мы запрашиваем у стартапов дополнительную информацию. Затем проводятся Демо дни или индивидуальные встречи корпорации и стартапов, которые сопровождает скаутинговое агентство. После этого корпорация может выходить на согласование сделки или пилота. Как правило, в этот момент скаутинг заканчивается.
Но нельзя исключать «камбэка». Корпорации могут вернуться к рассмотрению каких-то компаний позже после дополнительных рассмотрений. Поэтому важно, чтобы у них, как и у стартапов, был доступ к единой скаутинговой платформе. Это как раз та возможность, которую мы уже реализовали в рамках TechScout.
В целом, весь процесс длится 2-3 месяца. Для корпораций это короткие сроки – они привязаны к внутренним процессам. Поэтому поиск технологических компаний устроен волнами, они повторяются, но обязательно являются конечными. Если говорить о венчурных фондах, то там скаутинг непрерывный, так как задачи совершенно другие – искать проекты для инвестиций.
Технологический скаутинг: проблемы самостоятельного внедрения проектов
В период активного развития технологий и инноваций, любое, даже незначительное внедрение может значительно повысить конкурентоспособность компании и вывести её на новый уровень.
Поиск и интеграция технологических решений состоит из 3-х этапов:
1. Анализ проблем и недостатков в компании;
2. Поиск оптимального решения;
3. Интеграция технологии в процесс работы.
Первый пункт обычно не вызывает затруднений (руководители заранее знают о недостатках в функционировании своего бизнеса), а вот выбрать подходящее решение – задача не из простых.
В этой статье мы рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются компании при самостоятельном внедрении технологий.
Проблема №1: бесконечный поиск
Допустим, компания уже знает, чего не хватает для выхода на новый уровень, теперь нужно найти решение проблемы. Специальная литература и интернет, сотрудники и сторонние специалисты, да даже дядя Витя с бабой Машей из соседнего подъезда предложат тысячу способов устранения недостатков. На изучение и анализ всех вариантов уйдёт уйма времени (недели/месяцы/годы: нужное подчеркнуть) и сил, и только потом компания выберет наиболее подходящее технологическое решение. И это лучший из возможных исходов, а ведь есть сотни корпораций, которые заблудились в этом многообразии проектов, словно «ёжик в тумане», и оставили это «гиблое дело».
Проблема №2: неэффективное внедрение
Выбранный вариант необходимо грамотно и эффективно внедрить в работу компании. Однако случается так, что загруженность руководства или некомпетентность сотрудников серьёзно тормозит и утяжеляет процесс интеграции проектов.
Отсутствие специалистов и времени на самостоятельное внедрение решения приводит к ошибкам, которые обесценивают все потраченные усилия и финансы.
Проблема №3: отсутствие экспертной оценки
На заключительном этапе внедрения компании понадобится профессиональная критика, объективный, незамыленный взгляд на правильность выбранного метода, а также конкретные целевые метрики для отслеживания результатов по каждому проекту. Это позволит эффективнее выстроить отношения с подрядчиком. Однако на практике экспертная критика зачастую отсутствует, потому что члены команды внедрения (сформированной из сотрудников компании) просто не знают, к кому обратиться за авторитетным мнением. Это, в свою очередь, тормозит интеграцию проекта и затрудняет объективную оценку успешности процесса.
Таким образом, основные проблемы технологического скаутинга заключаются в недостатке опыта внедрения у сотрудников компании, нехватке времени и отсутствии экспертной оценки. Чтобы избежать вышеперечисленных трудностей и эффективно интегрировать инновацию, лучше воспользоваться услугами компетентных специалистов, которые обладают соответствующими знаниями и обширной сетью контактов.
Совет от Startub Lab: распределяйте время, рабочую силу и ресурсы компании грамотно, вкладывая их в развитие и расширение.
Что такое скаутинг технологий
Сооснователь GoTech Innovation Евгения Барченко рассказывает о механизме скаутинга стартапов по запросам корпораций.
Кто заказчик и исполнитель в скаутинге?
Скаутинг можно определить как процесс привлечения технологических компаний в венчурный фонд, корпорацию или бизнес-акселератор. Цели и непосредственные исполнители в каждом из этих случаев отличаются. Венчурный фонд, как правило, самостоятельно занимается скаутингом и ищет стартапы, отвечающие его фокусу инвестирования. Корпорации обычно отдают эту работу партнерам на аутсорсинг. Акселераторы могут выбирать любой из этих вариантов, но надо помнить, что они не отбирают технологические компании под конкретную кастомизированную программу. Как правило, это более общий набор.
Кого ищут корпорации?
Стартапы – основная «мишень» поиска корпораций. В этих случаях они определяют на каких стадиях развития стартапы им наиболее интересны. Мы в GoTech Innovation в основном занимаемся скаутингом для корпораций. Например, Retail Innovation Tech Alliance (RITA), объединяющий X5, Hoff, М.Видео-Эльдорадо и Билайн, предметом отбора утвердил технологические компании, которые уже имеют ресурсы для реализации пилотного проекта с одной из корпораций-участников альянса. Это сразу нам, как оператору, устанавливает четкие рамки поиска: стартапы должны обладать MVP или иметь продукт, запущенный в реализацию и готовый к использованию, обладать ресурсами для пилотного проекта, интересом к его запуску, и быть готовыми, что придется использовать продукт не обязательно так, как задумано, а кастомизировать его под задачи корпорации.
Критерии поиска
Процесс скаутинга не ограничивается только пониманием продукта стартапа. Следует знать, какими ресурсами обладает стартап, какая команда работает над проектом, какие кейсы уже были реализованы. Важной составляющей является язык, на котором говорят представители компании. Если топ-менеджмент российских корпораций, отвечающий за инновации, довольно хорошо владеет английским, то представители тех подразделений, кто непосредственно занимается пилотированием и внедрением проектов, могут уже не быть так сильны в нем. Эти метрики также формируют скаутинговый запрос.
Эффективность скаутинга зависит от того, как точно корпорация формулирует запрос и в соответствии с ним ищет стартапы. Это не просто подбор компаний из соответствующей сферы деятельности, а конкретная выборка с учетом критериев, которые максимально релевантны поставленным задачам. Часто данных, которые присылают технологические компании, не хватает. Поэтому важным элементом скаутинга является связь со стартапом для уточнения информации.
Скаутинг занимает довольно большое количество ресурсов и времени, в основном – это ручная работа. И этим он отличается от сорсинга – набора заявок в воронку для какого-либо проекта или программы. В этом случае акцент делается на количество, тогда как в скаутинге речь, в первую очередь, идет о качестве подбираемых под запрос технологических компаний.
Информация для поиска
Очень важной в процессе скаутинга является коммуникация со стартапом. В маркетинговом анонсе об отборе стартапов обычно сообщаются общие критерии поиска. Как правило, корпорации полностью не озвучивают все требования, которые они определили в запросе. Поэтому одного анонса мало – тут не будут указываться специфические критерии. О них уже говорит компания, которая занимается скаутингом. И такая логика вполне понятна – по узким критериям можно сделать вывод, какие процессы идут внутри корпораций.
Бытует представление, что скаутинг проводится только с помощью баз стартапов. Но это неэффективный инструмент для скаутиновых агентств, там нет релевантной информации.
Базы удобны, если есть постоянный запрос со стороны корпорации. Например, когда ведется поиск стартапов по широким критериям в конкретных локациях. Но, если скаутинговому агентству приходят разносторонние запросы и с широкой географией, то одной базы стартапов хватать не будет. Есть более эффективные инструменты.
В целом, от общего объема полученных данных на работу с базами приходится порядка 20-30%. Но и там нужно уметь искать информацию – часто специфика фильтрации не позволяет найти то, что нужно. Поэтому в своем поиске мы используем и другие инструменты: собственную базу, изучаем участников конференций и профессиональных сообществ, находим точки притяжения нужных стартапов.
Ключевые преимущества у скаутинговых агентств
Все зависит от ресурсов. Если корпорация хочет провести скаутинг только один раз, то проще выделить на эту задачу внутреннего специалиста. Но важно понимать, что изучение нового специфического процесса требует больших ресурсных затрат. Это время (минимум 2-3 месяца) и инфраструктура. Развернуть такой мобильный пункт внутри корпорации сложно, а держать постоянный штат под такую задачу довольно накладно. Да и в целом скаутинг не является основной деятельностью корпораций. Им не выгодно иметь квалификацию в этом узком направлении. Хотя есть исключения – в случаях, если такая деятельность предусмотрена стратегией компании.
Со своей стороны, скаутинговое агентство должно обладать рядом качеств для эффективной работы по поиску стартапов. Несмотря на то, что скаутинг кажется узким процессом, на самом деле он включает в себя дополнительную инфраструктуру – в первую очередь, маркетинговую активность и наличие ИТ-платформы.
Агентству необходимо уметь выстраивать маркетинговые кампании – заниматься продвижением в социальных сетях, создавать текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы, формировать и постоянно обновлять базу подписчиков, развивать партнерскую сеть для поддержки в продвижении скаутинга. Кто-то считает, что достаточно провести поиск стартапов в закрытом режиме. Но чаще корпорациям важно заявлять об этом – повышать свой медийный статус. И это выгодно для маркетинговой кампании – появляется больше источников информации, которые доведут нужный сигнал до стартапа.
Собственная ИТ-инфраструктура также важна для успешного скаутинга. В GoTech Innovation мы создали специальную платформу TechScout — инструмент для сбора заявок корпорациями для дальнейшей оценки и работы с ними. Здесь хранится информация о стартапах, эксперты корпораций ведут их историю, оставляют различные комментарии. Платформа дает возможность организовать совместную работу сразу нескольких экспертов. TechScout сделан так, что может интегрироваться в веб-сайт, который разрабатывается под программу скаутинга.
География скаутинга
Длительность и механизм скаутинга могут варьироваться в зависимости от запроса и географии. В GoTech Innovation мы ищем стартапы в совершенно разных локациях. В каждой из них надо понимать инфраструктуру и специфику культурного кода. Например, Северная Европа будет значительно отличаться от Израиля. Есть страны, где скаутинг за счет наличия баз и партнеров делать чуть проще, чем в других локациях. А бывают рынки, где запрос российской корпорации для стартапов не является таким приоритетным, как от европейской компании. Поэтому здесь требуется больше сил и ресурсов для того, чтобы показать пользу от работы на нашем рынке.
Кроме того, есть высококонкурентные локации, где надо выделяться со своим запросом. Такой страной, например, является Израиль, где RITA сейчас проводит отбор (для альянса поиск стартапов еще проводился в России, СНГ и странах Европы). Для туристического акселератора Kaspersky Exploring Russia нашей командой скаутинг проводился в России, СНГ, странах Европы и Азии с упором на Сингапур и Малайзию. А, например, для мексиканского офиса инноваций «Лаборатории Касперского» мы делали скаутинг по узкому запросу в стране базирования (география запроса – Мексика).
В какой момент заканчивается скаутинг?
Универсального ответа на этот вопрос нет, лучше еще раз обратиться к процессу. После мониторинга рынка корпорации предоставляется аналитика – сколько технологических компаний можно найти в той нише, которая ей интересна. Дальше оценивается время, необходимое на сбор стартапов в соответствии с утвержденным объемом, который может переработать корпорация. Процесс привлечения стартапов может идти параллельно с экспертизой отобранных компаний. Эксперты корпорации оценивают пул стартапов (параллельно приему заявок или после его окончания), при необходимости мы запрашиваем у стартапов дополнительную информацию. Затем проводятся Демо дни или индивидуальные встречи корпорации и стартапов, которые сопровождает скаутинговое агентство. После этого корпорация может выходить на согласование сделки или пилота. Как правило, в этот момент скаутинг заканчивается.
Но нельзя исключать «камбэка». Корпорации могут вернуться к рассмотрению каких-то компаний позже после дополнительных рассмотрений. Поэтому важно, чтобы у них, как и у стартапов, был доступ к единой скаутинговой платформе. Это как раз та возможность, которую мы уже реализовали в рамках TechScout.
В целом, весь процесс длится 2-3 месяца. Для корпораций это короткие сроки – они привязаны к внутренним процессам. Поэтому поиск технологических компаний устроен волнами, они повторяются, но обязательно являются конечными. Если говорить о венчурных фондах, то там скаутинг непрерывный, так как задачи совершенно другие – искать проекты для инвестиций.
Какой результат скаутинга можно считать успешным?
Внедрение продукта, пилотирование либо какое-то начало отношений с заказчиком.
В среднем конверсия из лидов в заявки, которые мы показываем клиенту, – от 3% до 10% в зависимости от рынка и запроса корпорации. Если надо найти 100 компаний, то в лидах должно быть около 3000 стартапов.
Около 30% от выбранных заявок формируют лонг-лист корпорации. Из них, как правило, выходит на сотрудничество 5-10% от первоначально отобранных проектов. И это считается хорошим результатом любой программы. То есть от списка в 1000-5000 компаний, сформированного на старте, остается 5-10.
С теми, кто вошел в лонг-лист, работа может продолжаться в течение года. Корпорация не исключает другие компании, попавшие в воронку, и продолжает с ними общение. Вообще, воронка – это продуктивное пространство, база знаний, откуда эксперты корпорации черпают новую информацию. Например, сравнивают проекты из актуального набора и предыдущих, изучают негативный и позитивный опыт отборов. Любая проведенная экспертиза всегда приносит пользу. Даже если корпорация никого не отобрала или выделила очень мало компаний. Ценные знания тоже являются важным результатом скаутинга.