Что такое скептицизм и агностицизм

Агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Самый ТОП в обществознании

Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Самый ТОП в обществознании

Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм

Агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм означает недоступность познанию. Учение в философии, согласно которому мир познать невозможно. Д. Юм в 18 веке сказал: «мир есть мои ощущения, истинность мира познать невозможно, ибо истинность это лишь то, что люди договорятся считать истинным». Мир непознаваем, ибо мы можем узнать о вещи только то, что сами сможем воспринять нашим опытом.

Причины агностицизма кроются в следующем:

· Разрыв опыта и теории

· Стремление отыскать абсолютную, никогда не меняющуюся истину.

· Разочарование в научном познании.

Агностицизм отрицает познаваемость мира, абсолютную истину, закономерности развития действительности, ограничивает роль науки.

Обоснование скептицизма находится в следующей плоскости: основа познания мира – это опыт. Наш собственный опыт, а не чей-то внешний. Это только наши ощущения. Истина всегда относительна.

Основные представители Пиррон (3 век до нашей эры) и Секст Эмпирик (2 век до нашей эры). Основная цель скептицизма – достижение душевной невозмутимости (атараксии). Скептик должен воздерживаться от суждений и следовать законам государства. Такое отношение к миру можно выразить в 3-х вопросах и ответах:

1. Какова природа вещей? – непознаваемы.

3. Какую мы получаем выгоду от такого отношения? – невозмутимость.

Главные идеи скептицизма:

· Мир существует лишь постольку, поскольку нам кажется

· В действительности ничего не существует

· Наши ощущения недостоверны

· Нельзя ничего утверждать

· Отрицание познаваемости мира

· Самое достойное состояние – невозмутимость духа.

Счастье – это отсутствие эмоций, невозмутимость духа, безразличие ко всему происходящему.

Гносеологический оптимизм – философское учение, согласно которому мир познаваем. Возможность познания мира ограничены только временем.

Представители: Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, К. Маркс.

Основа познавательного оптимизма:

1. Главный критерий истины – практика. Именно опыт подтверждает истинность явлений и суждений.

2. Теории, которые развиваются независимо друг от друга, все равно рано или поздно найдут связь или родство друг с другом.

3. Если бы реальность противостояла разуму, то все вокруг выглядело бы нелепо.

4. Если утверждать, что в мире все относительно, то и это утверждение будет относительным.

Источник

Оптимизм, скептицизм, агностицизм

Применительно к вопросу о познаваемости мира можно выделить две основные позиции – гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. В рамках первой позиции доминирует убеждение, что мир открыт для человека, соразмерен его познавательным способностям и что не существует принципиальных препятствий для адекватного его постижения. Подобная уверенность была характерна для таких мыслителей как Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.

Характеризуя позицию гносеологического пессимизма нельзя, рассуждая от противного, просто констатировать, что придерживавшиеся этой линии мыслители отрицали познаваемость мира. Парадоксальным образом, именно «пессимизм» наиболее плодотворен и интересен с точки зрения гносеологии, поскольку он не отрицает, а проблематизирует познание, акцентирует тот факт, что познание – сложный и многогранный феномен, заслуживающий специального рассмотрения. Конкретизируя феномен познавательного пессимизма, как правило используют термины скептицизм и агностицизм.

Одну из наиболее последовательных форм агностицизма можно обнаружить в системе шотландского философа Д. Юма. Исходя из того, что в познании мы по сути имеем дело не с реальностью, но лишь с данными чувственного опыта, Юм пришел к выводу, что наше сознание фиксирует лишь поверхностные свойства предметов и процессов, в то время как их сущностное измерение остается для нас недоступным. Более того, при подобной постановке проблемы, сам вопрос о существовании материальных вещей, порождающих чувственные восприятия, остается открытым.

И. Кант, который в отличие от Юма не ставил под сомнение существование объектов внешнего мира («вещей в себе»), считал их, однако, принципиально непознаваемыми. По Канту, воздействуя органы чувств человека, «вещи в себе» вызывают самые разнообразные ощущения, которые благодаря априорным формам чувственности приобретают пространственно-временную размерность и упорядочиваются с помощью категорий рассудка. Таким образом, то, что мы воспринимаем как предмет в определенном смысле представляет собой конструкт, возникающий в результате сложной работы сознания. Преграда между миром и познающим его субъектом обусловлена активной, конструирующей деятельностью сознания.

Агностицизм нашел выражение в эпистемологических представлениях некоторых естествоиспытателей, например – в «теории иероглифов» Г. Гельмгольца, согласно которой знание есть не зеркальный образ, а символ реальности, не имеющий с ней никакого сходства; в конвенционализме А. Пуанкаре, с точки зрения которого в основе научных теорий лежат соглашения между учеными, принимаемые из соображений простоты и удобства.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 5011 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Чем агностицизм отличается от скептицизма?

Что значит скептическое отношение?

Кто такой агностик простыми словами?

По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры.

Как понять скептик?

Скептик — это человек, который относится с недоверием к любой поступающей информации.

Кто такие гностики и агностики?

Агностик относится к человеку, который считает, что ничего не известно или не может быть известно о природе или существовании Бога. Гностическая противоположность этому существительному. Гностик считает, что существование или природа могут быть известны.

Как правильно скептично или скептически?

1. наречие к прилагательному скептичный; то же, что скептически ◆ Лысый, широколобый, с квадратным подбородком, этот джентльмен, добродушно и слегка скептично улыбавшийся собеседнику, покорял своей воспитанностью и деликатностью.

Что такое Скептичный человек?

скептический — подозрительный, критический, скептичный, косой, нигилистический, недоверчивый Словарь русских синонимов. скептический см. недоверчивый Словарь синонимов русского языка.

В чем разница между атеистом и агностиком?

Чем отличается атеист и агностик?

Агностические атеисты не верят в существование какого-либо божества, но не утверждают, что знают, что божества не существует. Агностические атеисты могут быть противопоставлены агностическим теистам, которые верят, что один или более божества существуют, но не утверждают, что знают это.

Как назвать людей которые не верят в Бога?

Кто такие скептики их идеи?

Как называется не религиозный человек?

irréligieux, безверие) — отсутствие религиозных убеждений, равнодушие к религии, неприятие или враждебность по отношению к ней.

Как называется человек который верит в высшие силы?

Итси́зм (нидерл. ietsisme [itsˈɪsmə] от нидерл.

Что такое гностицизм?

Это религиозно-философское учение, возникшее в I—II веках на почве объединения христианских идей о божественном воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистических построений языческих религий. Гностицизм явился формой связи новой, христианской религии с мифологией и философией эллинизма.

Источник

Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм.

Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Но мы не часто задумываемся над вопросом: а как возможно само знание, каково его происхождение, структура, пределы, критерии достоверности?

И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е.объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить «трансцензус»(переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего. Такой «трансцензус» возможен только для веры. Агностицизм вызывал критику уже современников. Например, Гегель высмеивал И. Канта за его агностицизм. Но, будучи представителем объективного идеализма, Гегель не мог дать достаточно обоснованной и последовательной критики агностицизма.

Основы диалектико-материалистической теории познания выражены в следующих положениях:

1. мир существует вне нас, независимо от нас, независимо от наших ощущений, т.е. объективно;

2. этот мир познаваем; принципиальной разницы между «явлением» и «вещью в себе» нет; различие есть лишь между тем, что уже познано и тем, что еще не познано;

Основные компоненты познания: субъект, объект, познавательный образ (знание).

Метод в философии.

Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Диалектика— метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика— метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм —восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика —метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика —метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика —метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии,и философскими методамиявляются:

При материалистическом методедействительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода— признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм —метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте ичувственных ощущениях».)

Рационализм —философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

Источник

Агностицизм и скептицизм Д. Юма

Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм

Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм

Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть фото Что такое скептицизм и агностицизм. Смотреть картинку Что такое скептицизм и агностицизм. Картинка про Что такое скептицизм и агностицизм. Фото Что такое скептицизм и агностицизм

Шотландский философ, историк и дипломат Дэвид Юм (1711—1776), известен тем, что преобразовал субъективно-идеалистическую теорию познания Дж. Беркли в духе агностицизма и скептицизма.

В теории познания Юм, подобно Беркли, исходил из ощущений или впечатлений субъекта. Однако по вопросу об источнике ощущений он занимал агностическую позицию. В отличие от Беркли, который источник ощущений искал в мировом духе, Боге, Юм считал невозможным ссылаться на Бога, так как никакой человеческий опыт не может доказать его существования. Юм также не хотел следовать в этом вопросе за материализмом и признать существование вещей, независимых от сознания. Он считал, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий, по каков их источник — неизвестно. Человеческие чувства не могут установить никакого соотношения между образом и его объектом, хотя люди, в силу природного инстинкта или предрасположения, готовы верить своим чувствам.

Итогом философии Д. Юма оказался скептицизм, который носил не методологический, как это было у Декарта, а мировоззренческий характер.

Он считал, что «мы должны сохранять свой скептицизм во всех случаях жизни», в том числе и по отношению к бытию Бога. В своих работах шотландский мыслитель подверг критике рационалистические доказательства бытия Бога. Подробно рассматривая вопрос о происхождении религиозных верований, он пришел к выводу, что источник религии — в фантазии людей, стимулируемой чувствами страха и надежды. Вместе с тем Юм не отвергал религию, а считал необходимым сохранить религиозную мораль для народных масс, предназначая религиозный скептицизм для просвещенных социальных верхов.

Влияние идей Д. Юма на последующее развитие философской мысли значительно. Его религиозный скептицизм был использован французскими просветителями, которые высоко оценивали эту сторону взглядов Юма. И. Кант, чья критическая философия стала прямой реакцией на идеи Юма, говорил, что Юм пробудил его от «догматического сна». Учение Юма — один из источников западной философии позитивизма и неопозитивизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *