Что такое скольжение в фигурном катании

Как научиться выполнять элементы на катке? Фонарик, циркуль, перебежки

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

С наступлением зимнего сезона открывается всё больше катков и жители городов смело выходят на лёд. А те, кто хоть раз любовался фигурным катанием, пытаются повторить за профессионалами их грациозные трюки. Некоторые элементы окажутся слишком сложными и даже небезопасными для новичков, другие же вполне можно изучить самому. Рассказываем, почему многие движения фигуристов лучше не пытаться делать самостоятельно и какие под силу выполнить даже начинающим.

Какие элементы не стоит повторять за профессиональными фигуристами?

Ответ прост: прыжки, вращения, элементы спиралей и сложные шаговые дорожки. Именно эти трюки придают зрелищности фигурному катанию, но новичкам их не рекомендуется исполнять по нескольким причинам.

Недостаточная физическая подготовка

В первую очередь, начинающим будет не хватать физической подготовки для исполнения сложных элементов. Для того чтобы твёрдо стоять на коньках, фигуристы тренируются ежедневно, несколько раз в день: как на льду, так и в спортивном зале. Они развивают силу, выносливость, растяжку и даже вестибулярный аппарат. Если же человек без опыта попробует выполнить даже лёгкое вращение, то головокружения ему не избежать.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

Коньки для массового катания недостаточно оснащены, чтобы выполнять в них сложные элементы. Во-первых, ботинок значительно мягче, чем у профессиональных. Твёрдость нужна для стабилизации ноги, например, при приземлении с прыжка. Во-вторых, отличаются лезвия: у фигуристов они заточены специальным образом и наделены развитыми зубцами спереди, которые не дают упасть лицом об лёд. Чем выше уровень катания у спортсмена, тем более продвинутое лезвие из качественной стали должно быть у конька.

При всём профессионализме даже опытные фигуристы часто падают. Но вероятность получить серьёзную травму у них меньше, чем у начинающих. Всё дело в технике падений. Спортсменов с самого начала их карьеры учат по возможности приземляться на внешнюю часть бедра. Такой исход наименее болезненный. Новички же из-за недостатка практики могут упасть неправильно и довольно сильно удариться.

Элементы, которым может научиться каждый

Самыми простыми и доступными движениями на катке являются элементы скольжения. Им учат фигуристов в самом начале спортивной карьеры, чтобы заложить некий фундамент. Пусть и не сразу, но их сможет повторить каждый желающий.

Скольжение по дуге

Это основное движение в фигурном катании. Выполнять его необходимо, стоя на слегка согнутой в колене ноге и отталкиваясь второй. Опорная нога должна быть мягкой и выполнять роль амортизатора. Тело при этом сохраняйте прямым, руки держите на уровне плеч, а голову — прямо.

Дуги можно выполнять, опираясь как на наружнее ребро, так и на внутреннее.

Этот элемент полезен для того, чтобы научиться переходить с одного ребра на другое. Перетяжки выполняют на двух ногах или на одной. Меняя ребро, важно слегка поворачивать корпус навстречу, а таз — в сторону закругления дуги.

Это движение происходит благодаря активному, но мягкому сведению и разведению ног. На льду при этом остаётся рисунок, чем-то напоминающий китайские фонарики или песочные часы.

Базовый навык фигурного катания, выполнять который можно по-разному. Опытные фигуристы тормозят внешней или внутренней стороной конька, разворачивая одну ногу и надавливая ею на лёд. Бывает, что новички выбирают более простой способ: тормозят зубцами или пяткой.

Каждому фигуристу важно научиться разворачиваться. Крюки — один из многих способов это сделать. К этому движению можно приступать, когда вы хорошо чувствуете лёд, освоили рёбра и дуги и уверенно управляете корпусом.

Это простейшая разновидность шагов, которая позволяет фигуристам набирать скорость и лежит в основе всего скольжения. Перебежки выполняют и шагом вперёд, и назад — вариант для более продвинутых.

Элемент, который чаще всего украшает дорожку шагов в программе. При выпаде происходит перенос центра тяжести на согнутую в колене ногу. Свободная нога выпрямлена сзади, конёк развёрнут. Спина остаётся прямой.

Это движение вперёд или назад на одном из рёбер — внутреннем или наружном (в соотвествии с направлением) — вокруг опорной ноги, которая ставится на зубец. Элемент напоминает рисунок циркуля в тетради.

Для того чтобы научиться уверенно рассекать лёд, существует множество упражнений и движений. Всё, что мы уже упомянули, — лишь их малая часть. Самое главное — выполнять каждый элемент, крепко стоя на коньках и чувствуя лёд. А лучше всего — под присмотром тренера-профессионала.

Источник

Зачем одиночникам скользить, если можно прыгать, и как правильно шнуровать коньки. Мы поговорили с тренером клуба Тамары Москвиной

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

Всегда интересно пообщаться с молодыми тренерами в топ-командах: чтобы произвести впечатление на опытного руководителя, воспитавшего не одного чемпиона, и быть принятым на работу, молодому специалисту нужно быть профессиональным, уверенным в себе и харизматичным. Ответственность для молодого тренера тут ничуть не меньше, чем для самих спортсменов.

Корреспондент «Матч ТВ» пообщалась с Николаем Морошкиным вскоре после возобновления тренировок в новогодние праздники. Получилось динамичное толковое интервью — вроде и о работе, но в то же время о мечте.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

« Одиночники же нацелены на прыжки, у многих все остальное вообще выпадает из поля внимания. Моя задача — помочь спортсмену полюбить скольжение»

— Как бы вы объяснили далекому от фигурного катания человеку, в чем заключается ваша работа? Что дает, например, одиночникам сотрудничество с тренером по скольжению?

— Это очень хороший вопрос, я сам бы хотел получить на него ответ. (Смеется.) Кроме того, что я работаю с ними над хореографией, я стараюсь научить спортсмена полюбить фигурное катание через собственно катание. Одиночники же нацелены на прыжки, у многих все остальное вообще выпадает из поля внимания — хореография, скольжение, вращения. Моя главная задача — помочь спортсмену полюбить скольжение. Показать, что это может приносить удовольствие, может легко получаться за счет технических приемов, может выглядеть круто.

Мы со спортсменами на тренировках пробуем быть необычными в плане движений, пробуем сложные повороты в дорожках, движения головой и корпусом. Моя главная пока заслуга в отделении именно одиночного катания (речь о группе Вероники Дайнеко в школе Тамары Москвиной. — «Матч ТВ») за то время, что я работаю, — что спортсмены полюбили кататься. Они могут скользить по часу, у них есть большой технический арсенал, они его с удовольствием демонстрируют. Сами пробуют что-то и экспериментируют.

Если спортсмен не будет фантазировать, он так и не покажет свою личность на льду.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

— Над соревновательными программами тоже работаете?

— Я ставил короткую программу Николая Угожаева в этом сезоне. Нельзя не отметить замечательные постановки Никиты Михайлова, которого мы приглашаем, — он поставил короткую программу Петру Гуменнику, обе программы Андрею Кутовому, произвольную Коле Угожаеву.

Со всеми ребятами я плотно работаю по дорожкам шагов в программах.

Зрителю нужно понимать, что постановка — это шаблон, который задается постановщиком и дорабатывается тренером. Я бы сравнил это с тем, что хореограф сеет зерно — идею, а наша задача — его вырастить. Со временем меняются многие переходы, шаги ищутся более удобные. Дорожки корректируются с такой точки зрения, чтобы они хорошо считывались технической бригадой. То есть в целом я имею право как тренер по скольжению вмешиваться и что-то менять, но мы стараемся делать это аккуратно, потому что Никита Михайлов работает очень хорошо.

— Есть ли своя специфика в работе с парами? Парное катание вам ближе по смыслу, потому что там есть взаимодействие между партнерами, как в танцах?

— Это действительно больше похоже на танцы, поскольку катание мальчика и девочки — всегда про отношения и взаимодействие. Моя работа заключается в следующем: я ставлю программы для наших юниоров, которые отобрались на первенство, также работаю с нашей новой парой Евгения Туманова — Георгий Куница — мальчик, перешедший к нам от Тутберидзе, — стараюсь находить им новые образы. С ними мне пока работать немного проще, чем с одиночниками, потому что я всю жизнь занимался танцами — переходы, дорожки шагов, фишки какие-то. Это все в удовольствие.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

— Если же взять две наши ведущие пары Бойкова — Козловский и Мишина — Галлямов, то там я принимаю участие в переходах программ. Предлагаю что-то, отрабатываю, дополняю, но не ставлю сам без согласования с Артуром Минчуком и Тамарой Москвиной. Еще ставлю им дорожки шагов, также отрабатываю с ними — выполняю свою танцевальную принадлежность, в общем. Чтобы каждый шаг был параллельно и технически правильно исполнен.

— Какие они в работе? Я имею в виду Анастасию с Александром и Александру с Дмитрием. Такие молодые, но уже полюбившиеся зрителям, имеющие международные награды. Бойкова — Козловский вообще действующие чемпионы Европы. Расскажите про каждую пару, что в них есть особенного.

— Настя Мишина с Сашей Галлямовым перешли к нам весной. Работа с ними продуктивная — видно, что ребята голодные, хотят побеждать, очень внимательно слушают. Не просто слушают, а с умом прислушиваются к замечаниям тренеров и стараются все исправить. В этом плане они делают большой рывок вперед, они молодцы.

Саша Бойкова с Димой Козловским мощно катаются, круто тренируются. Когда они делают элементы — это вау. Причем не только на стартах, но и на тренировках делают все, что называется, очень дорого. Их большой плюс в том, что они уже статные, скатанные, доведенные Тамарой Николаевной и Артуром Минчуком до определенного высокого уровня. Вместе они — яркие представители петербургской школы парного фигурного катания.

— Александра и Дмитрий, по-моему, и со стороны такими коренными петербуржцами выглядят — интеллигентность и достоинство в высокой степени.

— Именно. Поэтому мне кажется, им очень подходит их короткая программа (на музыку Исаака Шварца. — «Матч ТВ»). Когда она будет доведена до совершенства — а она будет до него доведена, — она еще больше заиграет. Но и в произвольной они тоже хорошо передают эмоции. В них есть страсть и огонь.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

— У вас ведь весьма небольшая разница в возрасте с учениками. Не возникает ли из-за этого сложностей? Как удается выстроить субординацию?

— Могу сказать, что даже не думал об этом никогда. Надо отдать должное ребятам — благодаря им у нас не возникает таких проблем. Они, возможно, не задумываются, что у нас небольшая разница в возрасте, а возможно, просто доверяют мне как специалисту. Прислушиваются, не позволяют себе никаких лишних высказываний или плохого поведения. Ведут себя достойно.

«Когда я приезжал в гости в Питер, влюбился в этот город. Мыслей о работе еще не было, а жить уже хотелось только там»

— Вы родились в Тольятти, несколько лет тренировались в подмосковном Одинцово, но живете и работаете в итоге в Петербурге. Как это получилось?

— Когда я переехал в Одинцово, меня поселили в спортивную квартиру, где жил Никита Ли, с которым я очень подружился, — он занимался фехтованием. Он сам коренной петербуржец, приехал в Мособласть к тренеру олимпийских чемпионов саблисту Виктору Сидяку. Когда я приезжал в гости в Питер, влюбился в этот город. Мыслей о работе еще не было, а жить уже хотелось только там.

После завершения карьеры я продумывал все варианты и понял, что кататься — единственное, что я умею. Надо было связывать свою жизнь с тренерством, с хореографией, развиваться в этом плане. После пары месяцев подработки в Тольятти понял, что в Петербурге тоже могу попробовать. Поговорил со своим любимым тренером Олегом Ивановичем Судаковым о перспективах фигурного катания в Петербурге, и он мне посоветовал несколько вариантов, куда я могу обратиться и узнать — нужен, не нужен.

— …И вы обратились к Евгению Рукавицыну?

— Да, в числе прочих был вариант прийти в «Академию фигурного катания» в группу Евгения Рукавицына. Поговорили с ним, он сказал, что действительно открылось несколько тренерских вакансий, и предложил мне экспериментально поработать на учебно-тренировочной группе младшего возраста. Дети десяти-двенадцати лет. Он хотел посмотреть, как я буду справляться.

Пришлось многое менять: танцы на льду и одиночное катание — совершенно разные системы подготовки и обучения фигуристов. То, что эффективно в танцах, не работает для одиночников. Неделю на меня смотрели и потом взяли полноценно работать, полностью привлекли к группе, и спасибо за это огромное Евгению Владимировичу.

Параллельно у меня функционировала еще частная школа фигурного катания «Айсберг», она есть и сейчас. Она была моя на пару с моим коллегой и другом, но теперь я отошел от дела, потому что основная деятельность отнимает все время.

— Получается, мечта жить в Петербурге мобилизовала все ресурсы вселенной, чтобы вы оказались не просто в городе мечты, но и в одной из мировых ведущих школ парного катания. Как вы начали работать в клубе Тамары Москвиной?

— Наиболее известные одиночники, с которыми вы работаете сейчас, это Петр Гуменник и Андрей Кутовой?

— Да, это наши ребята. Очень талантливые, обожаю их. Каждый хорош по-своему. Насколько вообще можно представить, что один человек отличается от другого, у них это проявляется. Работать с ними — большое удовольствие. По-настоящему умные спортсмены.

— Они отличаются не только друг от друга, как вы сказали, но и, на мой взгляд, выделяются даже на общем фоне рванувшей вперед в развитии нашей мужской сборной. Все уже успели влюбиться в линии Гуменника и артистизм Кутового. В чем их секрет?

— Таких линий, как у Петра, такой танцевальности, как у Андрея, больше нет, соглашусь с вами. Но тут нужно понимать, что мы работаем с теми данными, которые есть у спортсменов, которыми их одарил Господь Бог. У них явный прирожденный талант, и мы стараемся только развивать это и направлять в нужное русло. Далеко не все зависит от нас. Андрей всегда был очень танцевальный, мы стремимся это в его программах демонстрировать. Линии Петра и его музыкальность — тоже его дар, он еще и на фортепиано блестяще играет, кстати. Чувствует музыку. Он работал с прекрасными хореографами, еще когда катался у Мишина.

Я бы отметил еще одного нашего мальчика, который отобрался на первенство России среди юниоров, — это Николай Угожаев. Наконец-то сквозь тернии к звездам пробивается к главному старту сезона, потому что он всегда был рядом с ним и всегда чуть не везло. Всегда пропускал второй этап Кубка России, хотя на первом занимал призовые места. Наконец-то он сможет себя показать, у него уже есть даже свой небольшой фан-клуб (недавно в инстаграме Угожаева появилось видео чистого четверного лутца, исполненного на тренировке. — «Матч ТВ»).

«Многие тренеры не любят брать спортсменов со стороны и переучивать их. Это самое неблагодарное, что может быть»

— Как тренер по скольжению объясните, пожалуйста, как все-таки правильно шнуровать ботинки? Максимально плотно или достаточно слабо? Я видела детей, которые катаются практически расшнурованными, но на топ-уровне среди взрослых такое почти не встретишь.

— Каждый спортсмен «завязывается», как ему удобно. Кто-то завязывает сильно, потому что хочет чувствовать жесткость ботинка. Кто-то — слабее, потому что ему нужно, чтобы конек снимался без особых усилий. Но вообще нога в ботинке должна быть закреплена хорошо во избежание травм и лучшей чувствительности. Нога и конек — одно целое.

Исключения бывают у совсем маленьких детей, которые не могут в силу веса согнуть ногу с плотно завязанным коньком. Но и тогда не весь ботинок может быть ослаблен, а только так называемые крючки — его верхняя часть. Место, где стопа прикрепляется к голеностопу, должно быть затянуто максимально.

— Что будет, если ребенок будет кататься на прямых ногах? Если, допустим, нога в ботинке не сгибается.

— Он будет заучивать неправильную технику катания. Если ботинок не сгибается, человек будет пытаться кататься за счет альтернативных приемов сохранения равновесия — попа «уходит» назад, спина «ложится» вперед.

— Это можно исправить во взрослом возрасте?

— Только с очень большим трудом. Поэтому многие тренеры не любят брать спортсменов со стороны и переучивать их. Это самое неблагодарное, что может быть в работе, поскольку мышечная память — она такая зараза… Перед тем как переучивать, надо понять пару вещей. Готов ли спортсмен за этим следить постоянно? Выбивать старые привычки очень сложно. Без усилий головы тут не обойтись. И еще нужно понимать, нет ли в неправильной технике влияния анатомических особенностей.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании

— Вы в нашем разговоре сегодня назвали себя амбициозным мальчиком. Насколько далеко заходят ваши амбиции как тренера?

— Чтобы спортсмены, к которым я имею отношение, в какой-то момент продвинули фигурное катание вперед. Пожалуй, так.

— Что для вас в этом плане значит работа с таким мастером, как Тамара Николаевна?

— Ох, этот опыт — большая удача в моей судьбе. Тамара Николаевна — это бесконечная мудрость и знания. Мне остается только ловить каждое слово и пропускать все через себя.

Источник

Г лава II. Основные данные по теории фигурного катания

1. ФОРМЫ ЛИНИИ СКОЛЬЖЕНИЯ

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииФ игурист получает движение вперёд или назад через отталкивание от опоры — льда — острым ребром конька. Внешней движущей силой является реакция опоры на толчок. От одного толчка до другого он скользит по закону инерции. Такое скольжение мы называем инертным скольжением. Фигурист может придавать линии скольжения различные формы в зависимости от степени кривизны лезвия конька и от взаимного расположения общего центра тяжести тела и точки опоры. Если воображаемая линия, соединяющая эти две точки, — мы называем её осью равновесия — будет двигаться в вертикальной плоскости, то движение конька будет прямолинейным.

Если же отклонить общий центр тяжести тела, а следовательно, ось равновесия, в ту или другую сторону, тогда линия скольжения конька будет закривляться в соответствующую сторону.

Степень кривизны линии скольжения будет в прямой зависимости от степени кривизны лезвия конька и от угла отклонения оси равновесия от вертикальной плоскости и в обратной зависимости от скорости движения конька по льду. Эти соотношения и дают конькобежцу возможность овладения техникой фигурного катанья.

Фигурою, в узком смысле слова, мы называем всякую планомерно врезанную в лёд ребром конька простую или сложную кривую или несколько кривых, связанных общностью построения рисунка или исполнения.

Описанные пять фигур называются простыми, потому что в них имеется не больше одного изменения в скольжении конька по простой дуге. Кроме этих фигур, при безостановочном движении конька возможны только различные комбинации их как в последовательном порядке (двукратная тройка, перетяжка со скобкой, восьмёрка с петлями и т. п.), так и в одновременном, например одновременная комбинация перемены направления с переменой фронта дают фигуры крюка и выкрюка.

Так произошли наиболее типичные сложные фигуры.

На практике каждая простая или сложная фигура должна быть исполнена и на одной и на другой ноге, благодаря чему все мышцы получают равномерное развитие.

2. ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ФИГУР И ПРАВИЛЬНОСТЬ ИХ РИСУНКА

По правилам соревнований каждая школьная фигура должна быть исполнена по три раза попеременно на каждой ноге, начиная всегда с правой, за исключением фигур, обозначенных в программе под литерой «б» и начинаемых с левой ноги

Условия правильности рисунка обязательных фигур:

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании
Рис. 8. Оси симметрии

Выше мы рассматривали школьные фигуры как результат безостановочного скольжения конька между двумя отталкиваниями. Но если довести скольжение на одной ноге до остановки конька на одном месте и затем путём отталкивания от льда этим же самым коньком, без отрыва его от льда и не касаясь льда другой, свободной ногой, получить новый ход в обратном или в близком к нему направлении, то явится возможность так обогатить материал для комбинирования рисунков на льду, что конькобежцу-фигуристу откроется новая неисчерпаемая область начертания так называемых специальных фигур, о которых мы уже упоминали в главе I. Но ввиду их большой трудности мы не будем здесь ими заниматься,

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииЧто такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииЧто такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании
Рис. 9Рис. 10Рис. 11

тем более, что в данное время соревнования в этом виде фигурного катанья в СССР не проводятся. Мы приведём здесь лишь несколько типичных примерных рисунков специальных фигур высокой трудности (рис. 9, 10, 11).

Поскольку составление программы произвольного катанья и исполнение её в целом предоставлено самому исполнителю, ни о каких правилах начертания произвольных фигур говорить не приходится.

4. ТЕРМИНОЛОГИЯ И ГРАФИКА

Преподавателю, да и фигуристу необходимо знать применяемые в фигурном катанье термины и уметь чётко, разбираться в графике его, т. е. в чертежах фигур, приводимых в литературе.

Корпусом мы условно называем верхнюю часть туловища выше пояса, т. е. грудную клетку вместе с плечевым поясом и руками.

Плечами мы называем весь плечевой пояс вместе с руками.

Опорной ногой называется та, которая в данный момент служит единственной, или главной, опорой тела.

Свободной ногой называется та, конёк которой в данный момент не касается льда или служит лишь вспомогательной опорой для тела.

Скручиванием корпуса называется поворачивание его по продольной оси тела относительно таза, причём и плечевой пояс перемещается на грудной клетке в соответствующую сторону: обе руки одновременно относятся одна вперёд, другая настолько же назад или наоборот.

Скрученностью корпуса называется статическое состояние повернутого таким образом корпуса.

Положительным поворотом корпуса или другой части тела называется поворот в ту сторону, куда закривляется данная линия скольжения.

Отрицательным называется поворот в обратном направлении.

Выворотностью называется такое положение откинутой назад свободной ноги, когда колено ее направлено вбок под прямым углом к направлению колена опорной, а стопа с вытянутым носком повёрнута наружу настолько, чтобы при взгляде сбоку не было видно пятки.

Вперёд и назад понимается всегда в отношении тела фигуриста, а не движения его по льду. Так, мах свободной ноги назад закончится за пяткой опорной, хотя по движению она может — на задних ходах — идти впереди опорной, опережать её, и, наоборот, вынесенная вперёд свободная нога будет находиться спереди носка опорной, хотя по общему движению тела — на задних ходах — она может в таком положении следовать за опорной.

Направлением скольжения конька мы условно называем не движение его вперёд или назад, а только закривление его пути вправо или влево. Соответственно этому переменой направления называется не смена переднего хода на задний или обратно, а только перемена закривления линии скольжения с правого на левое или обратно. Изменение же хода с переднего на задний или наоборот мы называем переменой фронта.

Чтобы правильно использовать приводимые в книгах о фигурном катанье чертежи фигур и схемы их исполнения, следует запомнить следующие графические обозначении (рис. 12).

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииПравая нога — чёрный след, левая — белый.
Шаг с правой ноги на левую, скрещивая последнюю спереди (переступание), на ходах вперёд.
Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииШаг с правой ноги на левую, скрещивая её сзади (подкладка), на ходах вперёд.
Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииТо же, на ходах назад.
Рис. 12

5. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ упражнений

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании
Рис. 13.

Некоторое ускорение хода может быть получено маятникообразным махом свободной ноги в сторону движения вместе с выпрямлением согнутой до тех пор опорной ноги. За счёт этих двух движений общий центр тяжести несколько поднимается, увеличивая нажим конька на лёд при наклонном положении оси равновесия, реакция опоры на этот нажим и даёт нужное ускорение.

Здесь необходимо заметить, что корпус, слегка наклонённый вперед при скольжении с откинутой назад свободной ногой, при выносе её вперед обязательно должен отклониться плечами назад для уравновешивания массы свободной ноги. Для уменьшения бокового наклона тела применяются движения, подобные описанным выше для направления конька по кривой, только в противоположном направлении.

При скольжении по дуге ось равновесия тела описывает в пространстве коническую поверхность, которую мы называем поверхностью, или конусом, движения. Образующей для него служит ось равновесия (аб на рис. 13), и направляющей — линия скольжения конька.

При начальном толчке на любую дугу наиболее удобно такое положение тела, когда внутренние, ближайшие к центру дуги, плечо и рука выдвинуты немного вперёд по движению, а наружные отведены несколько назад. Но все обязательные фигуры исполняются всегда попеременно на той и другой ноге, а переход с одной ноги на другую всегда связан здесь с переменой закривления и переходом в новую поверхность движения, когда корпус должен быть повёрнут в противоположное положение — другим плечом вперёд; но мгновенно сделать это и трудно и некрасиво. Отсюда вытекает необходимость: 1) постепенно поворачивать корпус в течение инертного скольжения в положительном направлении, так чтобы к концу дуги, т. е. к моменту перехода на другую ногу, он был повернут вперёд уже другим плечом, и 2) совершать эти повороты лишь в очень умеренных амплитудах.

Таким образом, предварительное положение перетяжки может проявляться в разнообразных формах. Это положение в момент перемены ребра разрешается поворотом корпуса в направлении нового закривления вместе с упомянутым перегибом его в эту же сторону и махом свободной ноги.

Применяя махи свободной ноги, необходимо строго соблюдать указанное выше правило об уравновешивании их наклонами и отклонами корпуса.

Правильность рисунка перетяжки требует, чтобы след её пересекал поперечную ось только в одном месте. К этому требованию судьи на соревнованиях относятся особенно строго.

Точное соблюдение этого требования составляет наиболее трудный, но и наиболее важный момент в исполнении всех перетяжек, особенно в восьмёрках. Здесь необходимо тщательно избегать резких нажимов на лёд и искать только мягкой перемены ребра при небольшом вытягивании опорной ноги. При хорошо выработанном начальном толчке, тщательном устранении всех лишних движений, при правильном уравновешивании махов свободной ноги отклонами и наклонами корпуса, при большом радиусе кривизны конька на абсолютно чистом льду фигурист получает достаточную скорость для того, чтобы выполнить вторую часть восьмёрки.

Все повороты требуют наивысшей, весьма тонкой координации и должны происходить с сохранением полного владения весом и инерцией своего тела. Это достигается постепенным принятием, во время инертного скольжения по первой дуге, так называемых «предварительных положений» данного поворота: корпус вместе с руками скручивается в сторону подготовляемого поворота; это положение разрешается резким поворотом таза и опорной ноги с коньком в ту же сторону. Но во избежание излишнего дальнейшего вращения необходим одновременный поворот корпуса в обратном направлении, уравновешивающий вращательную инерцию нижней половины тела. Это движение имеет быстрый и отрывистый характер, поэтому оно и называется «обратным рывком корпуса».

Голова обычно не участвует в скручиваниях корпуса. Она направлена лицом в сторону движения.

Однако можно считать доказанным, что ведущая роль в совершенном овладении техникой фигурного катанья принадлежит чисто физиологическим влияниям, исходящим из определённых и своевременных поворотов головы. Сопряжённое с этими поворотами перераспределение тонуса в различных мышечных группах обусловливает точность и силу, а часто и самую возможность вышеуказанной работы.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании
Рис. 14.

В связи с работой зрительного анализатора это определяет огромную роль правильной постановки головы в разные моменты исполнения наиболее трудных элементов фигурного катанья.

На всех более трудных поворотных фигурах: скобках, крюках и выкрюках — выгодно в самый момент поворота иметь опорную ногу совершенно вытянутой в целях уменьшения момента инерции вращающейся части тела, облегчения и ускорения вращения. К тому же выпрямление ноги, увеличивая давление на лёд, сообщает телу некоторое ускорение в его поступательном движении.

Выполнение петли является вращением тела вокруг его вертикальной оси, хотя и не совпадающей с продольной осью тела, во проходящей если не через общий центр тяжести тела, то весьма к нему близко.

Для выполнения этого движения с любого хода конькобежец должен начать соответствующую дугу с сравнительно небольшой скоростью, с возможно большим наклоном на ребро конька и с самого начала придать своему корпусу движение максимального положительного скручивания. Линия скольжения неизбежно примет при этом форму спирали, быстро увеличивающей свою кривизну, и скорость конька начинает быстро затухать по мере приближения общего центра тяжести к вертикали, проходящей через центр спирали. Чувствуя близость остановки скольжения, но немного не доезжая до неё, фигурист почти выпрямляется, до минимума уменьшая наклон конька на ребро; вследствие приближения отдельных частей тела к вертикальной оси вращения угловая скорость вращения начинает расти; в следующий момент свободная нога совершает мах вперёд или на задних ходах назад; её приближение к опорной, а следовательно и к оси вращения, на мгновение ещё более ускоряет последнее, однако на первом же обороте вращение останавливается вследствие удаления маховой ноги от опорной и обратного рывка плеч, который выполняется несколько мягче, чем в поворотных фигурах.

6. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЕДИНСТВА ЧЕТЫРЕХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕЛА В ФИГУРНОМ КАТАНЬЕ

Необходимо остановиться на закономерности, открытой нами в 1928 г., — на единстве четырёх положений тела в большинстве упражнений этого вида спорта *.

При исполнении любых обязательных, а также и большей части произвольных упражнений постоянно встречаются довольно длительные периоды инертного скольжения, в которых фигурист находится в состоянии, близком к статическому, сохраняя лишь с минимальными изменениями раз принятое положение всех частей тела. При внимательном наблюдении среди этих поз (оставляя в стороне краткие переходные моменты) можно различить только четыре положения тела, типичных по взаимному расположению его частей. В процессе катанья они постепенно или вдруг переходят одно в другое в различных сочетаниях.

* Через несколько лет открытие этой закономерности стали приписывать себе иностранные авторы; В. Бэкль в Америке в 1935 г. и Т. Ричардсон в Англии в 1938 г.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииЧто такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииЧто такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииЧто такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании
Рис. 16.
I Позиция
Рис. 17.
II Позиция
Рис. 18.
II Позиция
Рис. 19.
IV Позиция

Мы называем их I, II, III или IV позициями в связи с тем, что каждая из них применяется в самом начале дуг фигур № 1, 2, 3 и 4 школьной программы. В I и II позициях свободная нога откинута назад, а в III и IV — вынесена вперёд. С другой стороны, в I и III позициях положение плеч и рук соответствует положению одноименных нижних конечностей, а во II и IV эти положения не соответствуют одно другому, например левое плечо и рука выдвинуты вперед, а левая нога откинута назад или наоборот. Таким образом, в I и III позициях линия плеч (соединяющая плечевые суставы) и линия бедер (соединяющая тазобедренные суставы) приблизительно параллельны, а во II и IV — резко скрещены (рис. 15—18). Другими словами, здесь имеются две взаимно противоположные формы: перекрёстная, совпадающая с обычным чередованием движений рук и ног при ходьбе и беге, связанным с известным физиологическим законом реципрокной иннервации конечностей; и неперекрёстная, где каждая рука отнесена вперёд или назад так же, как одноименная нога.

Изложенная закономерность даёт возможность точно определять сложные положения тела фигуриста и имеет огромное значение для чёткости и краткости методических объяснений при обучении *. Для большей точности этих объяснений каждая позиция подразделяется ещё на слабую, сильную и резкую в зависимости от степени скрученности корпуса.

* Например, в чешской книге В. Коуделка описано предварительное положение перетяжки вперед-наружу такими словами: «Своводная нога выдвинута вперед, одновременно корпус повернут свободным плечом вперед, нагруженным назад, так что спина обращена из круга» —18 слов. Мы же говорим: «Принять III позицию».

7. ОСНОВНОЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ТЕХНИКИ ФИГУРНОГО КАТАНЬЯ

Ещё одна закономерность, установленная советской школой фигурного катанья в 1934 г., определяет основной механический принцип техники этого вида спорта. Из всего сказанного выше мы должны сделать неизбежный вывод, что главную роль в механике фигурного катанья играет работа корпуса, всё усложняющаяся по мере усложнения упражнений, тогда как обе ноги выполняют всё время почти одинаковую и более или менее однообразную работу. Таким образом, основной механический принцип техники фигурного катанья заключается в овладении весом и инерцией своего тела в условиях скольжения на уменьшенной площади опоры посредством постоянных скручиваний и раскручиваний корпуса относительно нижней половины тела.

8. ПЛАСТИКА ФИГУРНОГО КАТАНЬЯ

Вообще надо избегать всех резких, угловатых и жёстких движений и стремиться к созданию впечатления лёгкости и отсутствия грубых усилий.

Одним из главных условий не только красоты, но и геометрической правильности исполнения фигур является целесообразность всех движений, т. е. применение только действительно необходимых и отсутствие всяких лишних, ненужных движений, появляющихся вследствие иррадиации возбуждения в коре головного мозга, охватывающего центры не только тех мышечных групп, которые должны в данном случае работать, но и других; под влиянием сознательного повторения упражнений в коре возникает обратный процесс концентрации возбуждения и торможения и их резкого разграничения, что приводит к постепенному исчезновению ненужных движений и к образованию двигательного динамического стереотипа. Основной признак правильной постановки — это полнейшая непринуждённость без всякой напряжённости и манерной искусственности. Особенно важны красивые, мягкие линии в контурах движущегося тела, чуждые всякой угловатости и резких изломов. Надо избегать заметных перегибов корпуса в стороны, но легкие наклоны его вперед и назад обязательны для уравновешивания тяжести откинутой назад или вынесенной вперед свободной ноги. Степень этих наклонов всегда должна быть в строгой зависимости от положения ноги, без малейшего выпячивания таза назад.

Эта согласованность движений свободной ноги и корпуса особенно важна для сохранения хода в обязательных фигурах, например на перетяжках.

Положения и движения свободной ноги в значительной степени определяют характер катанья с эстетической точки зрения, а потому она никогда не должна оставаться в пассивно повешенном состоянии рядом с опорной, придавая катанью безжизненный, расхлябанный характер. Она все время активно участвует в работе, регулируя направление хода своей тяжестью, о чём уже сказано выше в гл. II, разд. 5. На инертных скольжениях она занимаеттолько одно из двух определённых положений — либо сзади опорной ноги, либо спереди; при этом совершенно недопустимо совсем сближенное положение коленей •— между ними должно быть расстояние не менее одной длины стопы и не более двух при положении ноги сзади и значительно меньше при положении спереди; чем больше скорость скольжения, тем больше может быть это расстояние.

Откинутая назад свободная нога должна иметь полную выворотность; при положении спереди она должна быть совершенно вытянута почти без выворотности и с носком, направленным в лёд, но отнюдь не кверху «кочергой»; при этом корпус соответственно отклоняется назад.

Опорная нога — всегда с мягким коленом, за исключением пируэтов стоя и некоторых спиралей с разбега. В других упражнениях она «пружинит» по мере надобности.

Правильное положение рук — всегда на противоположных сторонах тела; никогда не нужно держать обе руки спереди. К тому же приводят и данные не только механики (сохранение общего центра тяжести на продольной оси тела), но и физиологии (реципрокная иннервация конечностей). В таком положении рук применяются две их различные постановки: наиболее употребительна открытая, когда обе руки в локтях почти совсем разогнуты, и реже замкнутая, когда рука, выдвинутая вперёд, согнута в локтевом суставе настолько, что как бы прикрывает грудь на некотором от неё расстоянии.

В произвольном катанье постановка и движения тела могут быть гораздо более свободными, но чувство меры и здесь не должно быть забыто, и главное условие — красота линий тела — не должно нарушаться.

9. ПОКРЫТИЕ СЛЕДА

Из сказанного выше о покрытии следа в школьном катанье следует сделать вывод, что стремление к точности его не должно приводить к нарушениям не только правильности рисунка, но и пластики.

10. ВЕЛИЧИНА ФИГУРЫ

Чрезмерное растягивание фигуры может испортить другие, более важные показатели катанья (гл. II, разд. 2). Предельная величина фигуры определяется наличием в конце её такого хода, который позволил бы правильно, без вогнутостей, закончить фигуру.

11. ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КАТАНЬЯ

Из теории фигурного катанья вытекают следующие практические правила его техники, определяющие работу главных частей тела.

Правило 1. Толчок даётся ребром конька, с глубоко согнутого колена, одним чистым отталкиванием, без боковых скольжений или срыва со следа. Стойка перед толчком — всегда на одной толчковой ноге.

Правило 2. В течение инертного скольжения по дуге корпус, а с ним плечи и руки начинающего фигуриста скручиваются относительно таза только в сторону закривления данной дуги; исключением являются предварительные положения перед поворотами конька против закривления (т. е. перед скобками и выкрюками). Более квалифицированные фигуристы могут позволить себе и другие отступления.

Правило 3. В момент выполнения предварительных положений всех поворотов корпус вращается коротким

Правило 4. Для увеличения амплитуды и силы «обратного рывка» корнуса голова поворачивается перед самым поворотом конька в сторону, противоположную повороту, т. е. в сторону ожидаемого рывка.

Правило 5. Опорная нога всегда с «мягким коленом» вытягивается только на переходах (например, на перетяжках) и к концу фигуры, но перед новым толчком снова сгибается.

Правило 6. Свободная нога на инертном скольжении может быть только в двух положениях: сзади опорной на расстоянии в коленях не меньше одной длины стопы и не более 50 см или спереди на расстоянии, вдвое меньшем, но никогда не рядом, где она может находиться лишь в кратчайшие переходные моменты.

Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катанииЧто такое скольжение в фигурном катании. Смотреть фото Что такое скольжение в фигурном катании. Смотреть картинку Что такое скольжение в фигурном катании. Картинка про Что такое скольжение в фигурном катании. Фото Что такое скольжение в фигурном катании
Рис. 19.
Путь свободной ноги на дуге
Рис. 20.
Путь свободной ноги на спирали

Правило 7. Для придания линии скольжения меньшей кривизны свободная нога перемещается немного наружу фигуры (на рис. 19 в конце круга и на рис. 20 в начале спирали), и, наоборот, для получения большей кривизны она подается ближе к центру дуги (начало круга на рис. 19 и конец спирали на рис. 20).

Правило 8. При прохождении свободной ноги сзади наперед или обратно путь её проходит как можно ближе к поверхности движения, т. е. над следом. Исключение — только в петлях вперёд и назад-наружу и в двукратной тройке назад-наружу.

Правило 9. Тяжесть вынесенной вперёд или откинутой назад свободной ноги всегда уравновешивается соответственным лёгким отклоном корпуса назад или наклоном вперёд.

Правило 10.Обе руки, следуя движениям корпуса и плеч, всегда занимают противоположные места относительно тела, т. е. если одна вынесена вперед, то другая настолько же отнесена назад.

Правило 11. На всех более трудных поворотных фигурах (скобки, крюки и выкрюки) как в предварительных положениях, так и в момент разрешений их обе ноги медленно или мгновенно поворачиваются в тазобедренном суставе по своим продольным осям в противоположные стороны, а в самый момент поворота они на короткое мгновение совсем сближены до положения обеих стоп «рядом».

Правило 12. Для достижения высоких результатов в фигурном катанье необходимо с первых шагов тщательно избегать малейших лишних, ненужных движений и напряжений неработающих мышц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *