Что такое скоростной трамвай
Скоростной трамвай
Скоростно́й трамва́й — разновидность наземного либо наземно-подземного легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный (реже частично уличный) вид городского пассажирского транспорта.
Содержание
Особенности
Термин «скоростной трамвай» распространён только в странах бывшего СССР. В соответствии со СНиП-2.05.09-90 к скоростному трамваю может быть отнесена любая линия, средняя (маршрутная со всеми остановками) скорость движения по которой превышает 24 км/ч. Как при этом такая скорость достигается значения не имеет. За пределами бывшего СССР этот термин не используется, но близкими по значению являются термины легкорельсовый транспорт (англ. Light rail Transport, LRT ) и городская железная дорога (нем. Stadtbahn ).
В реализованных системах скоростного трамвая в странах бывшего СССР имеются следующие отличия от линий обычного трамвая: полная или почти полная изоляция линий от уличного движения и по возможности от пешеходов, использование пересечений в разных уровнях с пешеходным и транспортным движением, большая длина перегонов, использование трамвайных поездов длиной более 28 метров.
Благодаря изоляции линии скоростного трамвая от уличного дорожного полотна, её функционирование не зависит от автомобильных пробок.
Преимущества и недостатки
Скоростной трамвай совмещает в себе преимущества как метро, так и обычного трамвая.
Преимущества (в сравнению с уличным трамваем и метро):
Скоростной трамвай в мире
Скоростной трамвай существует во многих больших городах мира (часто в сочетании с обычным трамваем, образуя мощную беспересадочную систему, за пределами бывшего СССР используются термины LRT и Stadtbahn).
В Белоруссии скоростной трамвай есть в Новополоцке с 1974 и Мозыре с 1988.
В Казахстане скоростной трамвай планировался ранее в Павлодаре, а в Астане (см. Астанинский скоростной трамвай) планируется система легкорельсового транспорта, близкая к скоростному трамваю.
В Вильнюсе и Таллине в середине 80-х годов имелись (и недавно возобновлены вновь, как альтернатива проектам метро) проекты линий скоростного трамвая, однако в связи распадом СССР реализованы не были.
В России
Первой в России и СССР экспериментальной линией скоростного трамвая стала с 1964 линия Автово-Стрельна в Ленинграде.
В прошлые десятилетия в ряде городов (Ленинград, Саратов, Барнаул, Набережные Челны, Краснодар, Омск, Ангарск, Иркутск, Курск, Ярославль, Иваново, Кемерово, Новокузнецк, Пенза, Череповец, Казань, Чебоксары, Тольятти — см. Тольяттинский трамвай) строились и проектировались участки скоростного трамвая, но, как и Ижевский, все они (за исключением двух последних, где трамваи пущены не были вообще) стали частью имевшихся систем обычного трамвая, а исполнение линий в ряде случаев в конечном итоге также было сведено к стандартам обычного трамвая.
Метробус или скоростной трамвай? BRT или LRT – что лучше?
В связи с бурным ростом числа жителей в крупных городах нашей планеты, все более остро в свое время начали давать о себе знать проблемы, связанные с транспортом. Автомобилей стало настолько много, что нормально передвигаться по улицам этих городов становилось порой очень проблематично. Люди часто и надолго «зависали» в своих машинах, да и в привычном нам общественном транспорте, в автомобильных «пробках».
Надо было срочно искать какой-то выход из создавшейся ситуации. Конечно, неплохой вариант – это строительство метрополитена. Но в силу своей дороговизны и еще по ряду причин, это далеко не всегда и не везде возможно осуществить.
Тогда специалистами, кроме всего прочего, было предложено еще два эффективных варианта для разгрузки городского трафика. Это строительство линий скоростного автобуса (BRT) и скоростного трамвая (LRT). И эти проекты со временем во многих городах мира были успешно осуществлены. Воспользовавшись этими видами транспорта, люди стали добираться до места своего назначения даже гораздо быстрее, чем на своем автомобиле.
О том, что же собой представляют BRT и LRT я и хочу рассказать в этой статье. А заодно и сравнить, какой же из этих видов транспорта лучше.
Сразу оговорюсь, что статья предназначена не для специалистов, а для обычных любознательных людей, которые хотят побольше узнать об этих видах транспорта.
И, как всегда, я начну с азов.
Содержание |
Что такое метробус (BRT)? |
Что такое скоростной трамвай (LRT)? |
Достоинства и недостатки BRT и LRT |
Что же лучше — BRT или LRT? |
Делаем выводы |
Что такое метробус (BRT)?
Метробус – это система скоростного автобусного транспорта. По-другому ее еще можно назвать просто скоростной автобус или BRT (англ. Bus rapid transit)
В качестве транспортных средств здесь используются как автобусы, так и троллейбусы и электробусы. Причем очень часто преобладает транспорт большой (БВ) и особо большой вместимости (ОБВ), состоящий из двух, и даже трех секций с «гармошкой» посередине.
Ну, а теперь вкратце рассмотрим, чем же отличается метробус от обычных маршрутных городских автобусов и троллейбусов:
Маршруты скоростного автобуса проложены по специально выделенным для них дорожным полосам, пользоваться которыми запрещено другим видам транспорта. Чаще всего они физически отделены от основного транспортного потока;
В большинстве своем выделенные полосы для метробуса проложены посередине улицы. Это сделано для того, чтобы на его пути было меньше помех – велосипедистов, заездов во дворы, остановок обычного общественного транспорта. Это дает возможность двигаться с увеличенной скоростью;
Для увеличения средней скорости, остановки метробуса расположены на большем расстоянии друг от друга, чем остановки обычного городского транспорта – 500-1000 м вместо обычных по норме 300 м;
Остановки скоростного автобуса обычно закрытого типа, имеют турникеты и кассы для оплаты за проезд. Прежде, чем зайти в метробус, необходимо предварительно заплатить за проезд – как в метро.
Что такое скоростной трамвай (LRT)?
Скоростной трамвай – это один из видов легкорельсового транспорта LRT (от англ. Light Rail).
Вообще-то, понятие легкорельсовый транспорт (LRT) довольно широкое. Сюда входит весь общественный городской железнодорожный транспорт, чья нагрузка на рельсы меньше, чем у метрополитена и железной дороги. Но в этой статье речь пойдет именно о скоростном трамвае.
В качестве транспортных единиц здесь в основном используются многосекционные низкопольные трамваи. Желательно, чтобы они были «двухголовыми» (кабины водителя с обоих концов) и имели двухстороннее расположение дверей (справа и слева). Длину таких трамвайных поездов можно менять, в зависимости от пассажиропотока. Это делается путем добавления дополнительных секций.
Различия между скоростным трамваем и обычным заключаются в следующем:
Более подробно о скоростном трамвае можно узнать из этой статьи.
Достоинства и недостатки BRT и LRT
Ну, а теперь давайте разберемся, чем же хорош или плох каждый из этих видов транспорта относительно друг друга. Отметим их сильные и слабые стороны.
Метробус (BRT)
Достоинства
Недостатки
Скоростной трамвай (LRT)
Достоинства
Недостатки
Так что же лучше – BRT или LRT?
Однозначно трудно ответить на этот вопрос.
В идеале, если исходить только из сравнения эксплуатационных качеств, лучшим из этих двух видов транспорта является все-таки скоростной трамвай (LRT). Он и намного более вместительный, чем метробус, и более быстрый и комфортный.
К тому же, он очень органично вписывается в городской ландшафт – современный трамвай очень эффектно выглядит! И, что еще немаловажно, на сегодняшний день он является наиболее экологически чистым видом транспорта.
Однако у многих городов далеко не всегда есть финансовая возможность и достаточный пассажиропоток, чтобы создать систему LRT. И тогда наилучший выход для решения вышеупомянутых проблем с транспортом – это строительство и запуск системы BRT (метробуса).
Недаром некоторые специалисты говорят, что метробус (BRT) – это спасение для бедных городов.
Но, как показывает практика, через какое-то время из-за все возрастающего пассажиропотока, некоторые системы BRT начинают плохо справляться со своей задачей по обеспечению быстрой перевозки людей. Метробусы работают на пределе своих возможностей, «на износ». Особенно это заметно в странах Латинской Америки – да и в Турции.
И тогда все чаще возникает вопрос о замене системы BRT на LRT, с соответствующей перереконструкцией одной инфраструктуры на другую. В результате этого вместо скоростных автобусов (метробусов) на линию выходят скоростные трамваи (легкорельсовые поезда).
Большинство же «богатых» стран Запада сегодня сразу отдают предпочтение строительству систем легкорельсового транспорта. И что удивительно – такие системы намереваются построить даже те, кто располагает возможностью строительства у себя полноценного метрополитена. Как говорится – относительно недорого, но сердито!
Делаем выводы
Безусловно, из рассмотренных нами выше двух видов общественного транспорта, наиболее предпочтительным и перспективным является скоростной трамвай (LRT).
Однако метробус (BRT) можно считать самым доступным и дешевым вариантом организации скоростного движения общественного транспорта, способного решить возникшие проблемы с городским трафиком.
Этот вариант в некоторых случаях можно считать временным, переходным. С возможностью в дальнейшей перспективе преобразования системы скоростного автобуса в систему скоростного трамвая.
Скоростной трамвай vs легкое метро: проектов много, но лишь на бумаге
Накануне во время рабочей поездки в Ростовскую область вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил, что правительство РФ окажет поддержку властям Ростова-на-Дону в реализации проекта строительства линии легкорельсового транспорта, который свяжет микрорайон Суворовский с Октябрьским районом города.
При этом месяцем ранее вице-премьер в ходе прямого эфира в Instagram заявил, что в крупных российских городах, в том числе в Ростове, нет никакого смысла строить полноценное метро. По его словам, везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, логичнее развивать трамвай.
«Почему в городах-миллионниках нужно делать трамваи, а не метро? Большой поток пассажиров – это Москва и Санкт-Петербург. И там есть смысл строить метро или развивать железную дорогу. В городах-миллионниках лучше делать трамваи», – заявил Хуснуллин.
Однако во время той же трансляции он рассказал, что в Нижнем Новгороде и Новосибирске метро будет развиваться. Есть планы и по достройке подземки в Омске. К примеру, только губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что власти планируют начать строительство метро летом 2022 года.
Но Ростову про метро забыть стоит однозначно. «Метро мы не планируем», – заявил Хуснуллин.
Хотя обсуждение строительства как полноценного, так и легкого метро обсуждалось в городе много лет. Под легким метро в Ростове понимается создание сети легкорельсового пассажирского транспорта – скоростного трамвая. Планируется, что проект будет иметь две основные ветки – с севера на юг и с востока на запад города. Точный маршрут прохождения линий пока обсуждается. Но еще в 2019 году власти отмечали, что такой дорогостоящий проект может быть реализован только за счет поддержки федерального бюджета.
В августе прошлого года руководство минтранса региона заявило о том, что строительство первых линий рельсового пассажирского транспорта, или так называемого легкого метро, в Ростове планируется начать в I полугодии 2023 года. До конца 2022-го планировалось завершить разработку обоснования инвестиций проведения технологического ценового аудита строительства линий рельсового пассажирского транспорта. Затем – до 2023 года – спроектировать эти линии, а в первой половине 2023-го – приступить к их строительству.
В итоге на сегодня скоростной трамвай «победил» метро. Но сроки строительства неизвестны.
Добавим, что сегодня в другом городе области – Таганроге – были запущены первые современные трамваи после начала модернизации всей трамвайной сети города. «Таганрогский трамвай» – первый и пока единственный в России проект по модернизации трамвайной сети. Всего в Таганроге планируется модернизировать 45,5 км трамвайных путей, построить депо и восемь тяговых подстанций, выпустить на маршруты 60 современных трамваев вместимостью 116 человек.
Об этом и других проектах модернизации трамвайных систем в разных городах страны читайте в материале «Трамвайный ренессанс в городах России: условия, риски, источники инвестиций».
Кроме того, накануне также стало известно о том, что правительство РФ одобрило выделение инфраструктурных кредитов в размере 24 млрд руб. на строительство двух дорожных развязок и обновление подвижного состава электротранспорта Санкт-Петербурга.
Ранее СПб ГУП «Горэлектротранс» подготовил 8-летнюю комплексную программу развития электротранспорта в Северной столице. Программа предполагает обновление подвижного состава и инфраструктуры ГЭТ в едином комплексе. Предусмотрена модернизация трамвайной сети и закупка 255 новых трамваев к 2024 году. В этой же перспективе в городе появятся 314 новых троллейбусов, в том числе 117 – с увеличенным автономным ходом. Тогда же будут реконструированы депо и инфраструктура двух трамвайных парков из десяти. На перспективу до 2028 года планируется реконструкция трамвайных путей и энергохозяйства на всей маршрутной сети и полное обновление подвижного состава, сообщает комитет по транспорту Санкт-Петербурга.
Электробус и скоростной трамвай — перспективы наземного общественного транспорта столицы
До конца 2019 года общественный транспорт Москвы получит 1,7 тысячи комфортабельных низкопольных автобусов, троллейбусов и трамваев. Также решено расширить сеть маршрутов электробусов.
Этот принципиально новый вид наземного транспорта уже оценили жители и гости города. Первые электробусы появились в Москве 1 сентября прошлого года, а сейчас они ходят уже по шести маршрутам в разных частях Москвы.
— В электробусе 30 сидячих мест. Одновременно в нем могут проехать не менее 85 человек, — рассказывает первый замруководителя столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Гамид Булатов. — Комфорт пассажиров обеспечивают низкий уровень пола, пандус и накопительная площадка, а безопасность — автоматическая система информирования, датчики задымления и температуры, тревожные кнопки, система видеонаблюдения.
В салоне электробуса, как пояснил эксперт, системы климат-контроля, спутниковой навигации, есть USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, информационные медиаэкраны. В любой момент можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi.
— Важное отличие от автобуса заключается вот в чем: электробус двигается практически бесшумно, при этом без вредных выбросов в атмосферу, — пояснил Булатов. — Заряжать его нужно на ультрабыстрых зарядных станциях, которые размещены на конечных остановках.
Если троллейбус служит в среднем 12 лет, то электробус — 15. И, кстати, в течение всего этого срока поставщики техники будут ее обслуживать.
Многие москвичи и гости города оценили трамваи нового поколения «Витязь-М». Они тоже низкопольные, что очень удобно. Легко попасть в трамвай могут и мама с коляской, и велосипедист, и инвалид-колясочник. Таким образом, время посадки максимально уменьшается, а общая скорость передвижения — растет.
Кстати, о скорости. Одна из перспектив общественного транспорта Москвы — открытие линий скоростных трамваев. Только на территории Новой Москвы их предполагается девять. К 2025 году планируется построить 48 км «быстрых» трамвайных путей, а к 2035-му —175.
Причем два маршрута сейчас в работе: 22-километровая ветка от «Мичуринца» до Коммунарки и затем до платформы Бутово.
И еще одна параллельная линия в нескольких километрах от этой: из Внукова через Остафьево до Щербинки — 26 км. А самая длинная ветка протянется от поселения Рязановское до Филимонок через Андреевское и Десну.
— Легкий рельсовый транспорт — для Новой Москвы лучшее решение, — убежден вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александр Морозов. — Во-первых, такой транспорт не стоит в пробках.
Во-вторых, он обладает высокой пропускной способностью. В-третьих, строительство магистралей обходится во много раз дешевле, чем строительство метро.
Подземку, как пояснил эксперт, здесь строить нецелесообразно — из-за низкой плотности населения. На квадратном километре живут в среднем лишь 166 человек, а в старой Москве — 11 300.
— Что крайне важно, система скоростного трамвая дает возможность быстро наращивать сеть без гигантских капиталовложений, — пояснил Морозов.
Также линию скоростного трамвая планируется построить от станции метро «Пражская», что на Серпуховско-Тимирязевской линии метро, до района Бирюлево Западное. Она пройдет вдоль улицы Красного Маяка от пересечения с улицей Чертановской, мимо южного вестибюля станции метро «Пражская».
— На новой линии будет девять остановок, одна из которых расположится на эстакаде. Строительство линии планируется завершить в 2020 году, — заявил заммэра Марат Хуснуллин.
— Система легкорельсового транспорта очень распространена на Западе, — рассказал Александр Морозов. — Скоростной трамвай отличается тем, что движется не по проезжей части, а по обособленному полотну. Причем его скорость достигает скорости метрополитена, а провозная способность выше, чем у любого другого наземного транспорта.
Как пояснил эксперт, строительство трассы примерно в 10 раз дешевле, чем строительство линии метрополитена. Одно из преимуществ еще и в том, что пассажирам не приходится терять время, спускаясь под землю.
— При этом на трамвай практически не влияет погода: он испытывает куда меньшие сложности при движении в снегопад и гололед, чем, скажем, автобусы, троллейбусы и трамваи. Он экологически безопасен, да и в целом его безопасность очень высока, — пояснил Морозов.
Разговоры о строительстве линий скоростного трамвая идут в Москве уже около 20 лет. Но лишь 3 года назад появилась конкретика.
— Всем стало очевидно, что для большого города с огромным пассажиропотоком это очень перспективный вариант, — пояснил Александр Морозов. — Легкое метро, когда поезда едут по эстакаде, как в Южном Бутове, — в строительстве дороже и к тому же сильно шумит, чем недовольны жители. Монорельс — как на Северо-Востоке Москвы — убыточен и скоро станет линией обычного трамвая. А вот у скоростного трамвая, как показывает западный опыт, действительно большое будущее. Он быстрый, тихий, комфортный и, что важно, весьма вместительный. Его появление станет для жителей нескольких районов и округов решением транспортной проблемы.
Первый пошел?
Для того чтобы в России появилась система легкорельсового пассажирского транспорта (ЛРТ), активно развивающаяся в Европе, сначала нужно создать развитую инфраструктуру. Об этом с «Известиями» побеседовал Дмитрий Маценов, директор департамента «Системы рельсового транспорта» компании «Сименс» в России.
Как вы оцениваете перспективу развития легкорельсового транспорта в России?
Уверен, использование легкорельсового транспорта – это очень актуальная тема для России. Современные тренды – а именно развитие мегаполисов, появление скоростного и высокоскоростного транспортного сообщения и необходимость развития транспортной коммуникации между крупными городами и пригородами, рост количества наземных перевозок – вызывают необходимость создания соответствующей инфраструктуры. В этих условиях легкорельсовый транспорт становится одним из востребованных направлений для успешного функционирования современного города. Со своей стороны мы внимательно следим за ситуацией на рынке и готовы предлагать комплексные решения в этой области.
В каких городах, на ваш взгляд, система ЛРТ наиболее актуальна?
Конечно же, в крупных городах, мегаполисах – именно здесь жители смогут в полной степени ощутить все преимущества этого нового вида транспорта. Главное среди них, естественно, более высокая скорость. И, соответственно, возможность тратить меньше времени в пути. Не забывайте также про высокую пунктуальность прибытия и отправления составов ЛРТ, четкий график движения за счет полной изолированности от уличных пробок и ситуации на автодорогах. Само собой, немаловажен и предоставляемый комфорт: удобная посадка-высадка для всех категорий пассажиров, низкий уровень шума и вибрации. Одно серьезное условие: легкорельсовый транспорт обязательно требует современной инфраструктуры, которая предполагает использование выделенной линии.
Каковы преимущества и недостатки скоростных трамваев по сравнению с метро и электричками?
По сравнению с метро перевозочная способность скоростных трамваев, конечно же, ниже. Но у легкорельсового транспорта есть свое достоинство: в целом стоимость и сроки строительства и запуска системы ЛРТ ниже стоимости строительства и запуска системы метрополитена. Поэтому там, где нет очень большого пассажиропотока, необходимого для запуска линий метро, скоростной трамвай сможет отлично выполнить свою задачу – быстро и комфортно доставить пассажиров из точки А в точку Б. Кстати, при сравнительно низком потреблении электроэнергии. Высокая экологичность также является одним из несомненных преимуществ, присущих данному виду транспорта.
Вы можете обозначить основные сложности создания систем легкорельсового транспорта в России?
Сложности эти, мне кажется, экстерриториальны. Как и везде, в России также прежде всего необходимо решать вопросы финансирования, создания необходимой инфраструктуры. Российская отличительная особенность, может быть, в том, что созданный еще в советское время городской транспортный ландшафт не предназначен для легкорельсового транспорта. Но, безусловно, все эти вопросы должны решаться комплексно, что сможет вывести транспортное сообщение в городах на принципиально новый уровень.
Каковы планы компании «Сименс» по организации производства и продаже скоростных трамваев в России?
Мы готовы предложить свои комплексные решения для развития этого вида транспорта – в частности, в том, что касается непосредственно поставок скоростных трамваев. Мы внимательно следим за развитием проектов и программ закупок современных трамваев и с удовольствием примем участие в обновлении парка трамваев РФ и СНГ. Наши трамваи уже сейчас успешно курсируют в таких городах, как Лиссабон и Будапешт. А в ближайшие несколько лет такой трамвай появится в Гааге, Дохе и Мюнхене.
Приведите примеры наиболее удачных систем скоростных трамваев в других странах?
Один из ярких примеров эффективной организации ЛРТ можно увидеть в Лиссабоне. В городе были построены 3 линии общей протяженностью 20 км, включающие в себя 35 остановок. Наша особая гордость – «Сименс» был технологическим партнером и поставщиком основных систем по этому проекту. Благодаря введению ЛРТ удалось наладить эффективное сообщение между различными частями города.
Расскажите о последних моделях ваших трамваев. В чем удобство? И как меняются их скоростные характеристики?
Главная задача для современного производителя – это не только использование самых передовых технических решений, но и их социальная направленность. Поэтому «Сименс» разработал скоростной трамвай, который максимально сочетает, на наш взгляд, обе эти характеристики. Трамвай развивает скорость 70–80 км/ч, но при этом более важным показателем является средняя маршрутная скорость, которая составляет 30–35 км/ч. Для сравнения: средняя маршрутная скорость обычных трамваев, которые сейчас находятся в эксплуатации в России, не превышает 17–18 км/ч. Впечатляет и вместимость этого вида транспорта – до 540 человек в составе. При этом низкопольность конструкции наших трамвайных вагонов позволяет комфортабельно передвигаться пассажирам с ограниченными физическими возможностями, пожилым людям и пассажирам с детскими колясками. Большое внутреннее пространство салона и удобное распределение дверей обеспечивает комфорт поездки и удобство посадки-высадки.
Легкорельсовый транспорт (ЛРТ)
Скоростной трамвай, как и городская железная дорога, это разновидность ЛРТ. Главной отличительной особенностью легкорельсового транспорта, как и следует из названия, является меньшая допустимая нагрузка на ось – в отличие от метрополитена. Кроме того, за счет меньшей изоляции сети и меньших требований к нагрузке на ось (а значит, и к строению пути), стоимость строительства для ЛРТ в 5–10 раз меньше, чем для подземки.
Данный вид транспорта получил широкое распространение за границей: за последние 15 лет в мире было построено порядка 80 систем ЛРТ, причем около 100 систем ЛРТ в мире сегодня находятся на различных стадиях проектирования и строительства.
В России систему скоростного трамвая можно увидеть в Волгограде, но она по большому счету не соответствует принятой на Западе концепции ЛРТ (нет обособленной скоростной части трамвайной сети от прочих трамвайных маршрутов).