Что такое скремблер мотоцикл
Scrambler – скрэмблер – вид мотоцикла широкого профиля, он же в одних интерпретациях значится, как мотоцикл двойного назначения, в других – мотоцикл многоцелевого характера.
Смысл все равно одинаковый: универсальный байк для города и умеренного бездорожья.
Откуда вообще появился Scrambler?
Если копнуть далеко назад в историю, в то золотое время непаханых идей, где любая мелочь могла начисто перевернуть представление о мотокультуре или характере езды на мотоцикле, у спортивных шоссейно-кольцевых гонок появлялся конкурент. Всегда найдутся любители лихачить на бездорожье.
Одни отсылки идут к началу 40-50х годов, когда из дорожных моделей мастера сами собирали максимально удобные для бездорожья байки. Другие источники уже четко говорят о взрыве интереса среди мотолюбителей на пике 60-70х годов, когда гонки по бездорожью начали собирать аудиторию не меньше, чем шоссейно-кольцевые. Тогда то и началось расслоение на мотоциклы спортивного вида, исключительно для трассы – эксперименты над кроссовыми моделями и становлением полноценного эндуро. От спортсменов стали отпочковываться фанаты и любители, но только уже на гражданской трассе.
Вот здесь то и кроется первый подводный камень! Огромное количество людей не отличает «каферейсеры» от «скрэмблера» в виду их визуальной схожести, но их различия легко определить по назначению.
Каферейсер был создан фанатами шоссейных гонок, а значит, его цель – скорость на дороге, без фееричных приключений на бездорожье.
Это в современности профессиональные эндуро вышли на первый план, предложений по ним так много, что запутаешься выбирать. А тогда для горожан, которые с одинаковым успехом желали ездить по дорогам общего пользования с вылазками за город в мало проходимые тропы, самодельный Scrambler стал идеальным вариантом! Настоящий эндуро в те времена царствовал только на спортивных трассах, у мирного населения были гражданские дорожники, которые и шли под переделку в байк двойного назначения.
Особенности мотоцикла вида Scrambler
Первые визуальные отличия Scrambler будут в резине и, как ни странно, в крыле переднего колеса, а так же в высоко расположенных выхлопных трубах. Но и здесь по порядку.
Двигатель и передача
Так как мотоцикл претендует на звание без пяти минут вездехода, то логично, что его двигатель должен быть ближе к современным эндуро, а значит, не умереть при первом же увязании в грязи или песке от перегрева. Scrambler имеет хорошую тягу на низких оборотах и обязан тянуть вас, как маленький пони, если вдруг дорога перестала быть автобаном.
По строению двигателя в современности можно отыскать практически любые варианты, в основном 4х тактные модели, как одноцилиндровые, так и оппозитные, даже V и L образные.
Передача – цепная. Делается это из соображений облегчения веса мотоцикла, подвижности задней оси и легкой замены цепи в случае необходимости.
Колеса, шины, подвеска
Переднее колесо на мотоциклах типа Scrambler обычно больше заднего, хоть и не всегда это так. Колеса у первоисточника обязательно спицованные. Борцы за ретро-стиль скажут вам «никаких литых мажорных дисков, только спицованные – классика, уровень, стиль». Однако, если посмотреть на серийные модели, то литые неизбежно появляются на сцене. Тому тоже есть свое объяснение. О нем расскажу в обзоре современных байков.
Резина – универсальная и злая. Грунтозацепы, рисунок протектора, должны быть такими, чтобы бы вы одинаково уверенно держались на асфальте и бездорожье, по сути нужно выбирать золотую середину между городскими и внедорожными шинами, с оглаской на образ жизни.
Подвеска позволяет резкие, порой даже жесткие переходы с хорошего дорожного покрытия на полное его отсутствие, однако, для серьезных прыжков он не рассчитан. Scrambler, как правило высокий мотоцикл.
Выхлопная система
Особенность мотоцикла в высоком расположении выхлопной системы. Дабы не цеплять препятствия на пути глушителем, традиционно выхлопная система поднимается как можно выше. Самое частое расположение на уровне колена пилота, естественно с термоизоляцией труб, чтобы не обжигаться.
Рама, сиденье и эргономичность
Так как мотоциклы изначально переделывались из простых дорожных мотоциклов, то рама здесь не изобреталась, как нечто новое. Разве что со временем стали делать упор на частые падения, что отняло несколько очков у маневренности. В целом, Scrambler кажется плоским и коротким байком. Но чем больше он переходит в сегмент городских мотоциклов, тем больше эта тенденция оборачивается в сторону маневренных стритов.
Сиденье узкое, короткое, не развалишься на нем в царскую посадку. Вторым номером ехать – маловато места. К слову, по ретро стилю главенствует сиденье «эгоист», но в современности ставят сиденья и для «двойки». Посадка классическая, иногда переходит в подобие спортивной.
К эргономичности, кроме посадки, следует отнести руль. Он широкий, для лучшей стабилизации в управлении с расчетом на переходы дорожного покрытия, в зависимости от ситуации.
Крылья, ветрозащита и прочее
Классический Scrambler подразумевает переднее крыло, которое не дает скапливаться песку и грязи, поэтому у многих моделей переднее крыло располагается очень высоко. Но снова под веянием урбанизации переднее крыло часто возвращается на законную позицию, чтобы не забрызгивать пилота во время еды в дождь в городе.
Ветрозащита не ставится, как и обтекатели. Если вам предлагают Scrambler в пластике, то это повод задуматься, а не рассказывают ли вам сказки? Потому что на классические варианты ни того ни другого не устанавливают. Хотя при заказе на современную модель, поставщики иногда предлагают ветровое стекло.
Так как мотоцикл двойного назначения, он должен обладать всеми атрибутами городского транспорта, за который вам не выпишут штраф, а именно фарой с поворотниками, стоп-сигналом, рамкой под гос.номер и зеркалами.
Любители ретро ставят на фару защитную сеточку, а все для того, чтобы при езде по пересеченной местности защитить стекло от попадания веток или других предметов. Да-да, вот откуда пошли любители взять черную изоленту и наклеить поверх фары крестиком!
Современный Scrambler – какой он?
Scrambler – хулиганский стиль мотоциклиста, который сегодня подрезает невнимательного автомобилиста, а через пять минут уже сбегает от него же через лес и кукурузное поле, а завтра едет с подругой на пляж, не заботясь о песке под колесами.
Гиганты мотомира первыми подхватили идею Scrambler еще на старте, а когда хлынула волна любви к ретро и кастомайзингу, в серийном производстве чаще стали появляться ретростилизации, а так же версии Scrambler с приставкой Street.
Scrambler для города делает упор на память к тем самым первым самодельным разработкам, которые появлялись не для соревнований, а для поиска приключений. Однако, как мы уже замечали ранее, теперь в серийных моделях литые диски, вместо спецованных. Переднее крыло все чаще опускается обратно, ведь владелец уже не так часто месит грязь на бездорожье и крыло, хоть и маленькое, должно выполнять свою первоначальную функцию.
Урбанизация добралась даже до руля, потому что некоторые модели рассматривают установку клипонов!
И последнее, что читается по современным моделям, это резина, которая конечно же ближе к городской, чем к внедорожной.
Какие из известных моделей можно выделить к просмотру, если хочется попасть в лагерь любителей мотоциклов типа Scrambler:
Собственно, современный Scrambler урбанизирован, хоть и несет в себе любовь к свободе и гениальные задумки инженерной мысли с разработками последнего слова техники. Сегодня это больше образ и стиль, интересный городской вариант, для ценителей истории, желающих выделяться среди других, а так же ездить в свое удовольствие!
Скремблер мотоциклы
Husqvarna Vitpilen 701
BMW R Nine T
Скремблер – мотоциклы, созданный на стыке двух несовместимых, казалось бы, классов. В широком смысле слова это просто байк двойного назначения, но в более узком он обычно означает некую стилизацию под старомодную ретро-технику, достаточно хорошо оснащённую для езды по лёгкому бездорожью. Что интересно, донорами для переделки мото чаще всего выступают не эндуро, изначально приспособленные для пересечённой местности, а классические «дорожники» или даже круизеры.
Что такое скремблер
Строго говоря, мотоциклы скремблеры созданы для того, чтобы быть способными ездить и по дорогам, и за их пределами. Под это определение также попадают мотарды, они же супермото, только вот больше ничего общего с классом scrambler они не имеют. В основу стиля легло сочетание винтажного дизайна с умеренными внедорожными способностями. Они не способны превратить байк в эндуро, но грунтовки ему будут по плечу, в основном за счет работы над подвесками.
Как построить скремблер
Своими руками построить скремблер из подходящего донора могут все, кто не боится поковыряться в гараже. В качестве донора подойдёт любой «классик», желательно изначально винтажный, вроде Yamaha SR400 или Honda CB400 SS. Донор не должен быть слишком тяжёлым и мощным, так как масса в данном случае очень важна. Чем мотоцикл будет легче, тем проще будет управляться с ним за пределами асфальта. Простота стоковых подвесок тоже сыграет вам на руку – если вместо прогрессивного моноамортизатора сзади будет установлено два обычных, их будет дешевле заменить на более энергоёмкие.
Не забудьте и защитить картер двигателя от возможных столкновений с кочками, камнями и прочими препятствиями, в изобилии встречающимися на бездорожье. Это слегка сократит и без того, скорее всего, небольшой дорожный просвет, но это необходимая мера защиты. Изготовить подходящую защитную пластину вам наверняка сможет любая мастерская, специализирующаяся на изделиях из нержавеющей стали. О том, что охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха ухудшится, волноваться не стоит, так как разница будет, но совсем не критичная.
Необходимо также облегчить байк, сняв с него всё, что не имеет непосредственного отношения к процессу передвижения и желаемому стилю. После этого можно приступать к работе над подвесками. Устанавливать китайские узлы смысла нет, если вы хотите не просто визуализацию под скрамблер, а действительно способный ездить по бездорожью байк. Наиболее бюджетным вариантом будет подбор подходящих элементов подвески от подержанных японских байков, хотя обладатели туго набитых кошельков могут выбирать из сотен видов продукции разных производителей.
Наиболее сложным для многих байкеров моментом будет изготовление пластиковых элементов обвеса, таких, как небольшой обтекатель, заглушка на хвост (опционально) и боковые накладки. Обычно они изготавливаются из стекловолокна и эпоксидной смолы, но работать с этими материалами непросто, и тут требуется солидный опыт. Если такового опыта у вас нет, лучшим решением будет разработать дизайн и обратиться в какую-нибудь мастерскую, предоставляющую подобные услуги.
Подходящие доноры
Очень часто используются лёгкие ретро-классики вроде вышеупомянутых Honda CB400SS или Yamaha SR400. У располагающих более солидным бюджетом кастомайзеров выбор иногда падает на мототехнику Triumph или Kawasaki W650/W800. Отдельные энтузиасты создают свои творения на основе Harley-Davidson и других круизеров, в том числе и японских, вроде Honda Steed. При желании можно построить скрамблер практически из любого мотоцикла, в зависимости от ваших пожеланий к стилю и внедорожным способностям. Правда, из советского байка в данном случае вряд ли выйдет толк – недостаточно прочная рама, избыточный вес и слабый двигатель не позволяют большинству гаражных мастеров сотворить что-нибудь приличное из модели, выпущенной ещё в СССР.
Серийные модели
В современном мире серийные скрэмблеры практически не выпускаются по чисто экономическим причинам. В мире слишком мало любителей подобной экзотики, и большинство мотопроизводителей считает нерентабельной разработку моделей, ориентированных на столь небольшую аудиторию. Но есть и приятные исключения, причём европейского происхождения. Так, знаменитая компания Ducati уже давно выпустила свою модель с говорящим названием Scrambler, и она в полной мере соответствует своему имени. А позднее подтянулись и британские джентельмены из Triumph, предложившие покупателям новинку с точно таким же названием. Даже по фото видно, что эти модели полностью соответствуют описываемому классу, хотя список серийных скремблеров, конечно, всё равно получается очень короткий. Возможно, это изменится в будущем – мотоциклы для дорожного покрытия любого качества по душе многим, а некоторых подкупает дизайн в стиле ретро.
Красота Скремблеров
Скремблер (scrambler) одновременно и городской и вне дорожный байк.
Зубастые шины – обязательное условие внедорожного мотоцикла, как в плане внешнего вида, так и проходимости. Не правильная резина сводит кастомизацию практически к нулю. Протектор обязательно колес должен иметь хорошие грунтозацепы. Также важно, чтобы состав резиновой смеси обеспечивал хорошее сцепление с грунтовой дорогой и асфальтом.
Использование спицованных колес позволяют достаточно легко ремонтировать их при деформации, без необходимости полной замены. Надо понимать, что сильные удары – это норма при езде по кочкам
Крылья должны располагаются на значительной высоте, что придает чисто внедорожный вид. Переднее крыло закрепляется непосредственно под нижней траверсой, что не дает грязи скапливаться на колесе и тем самым притормаживать движение по бездорожью.
Принято изготавливать крылья для скремблера из алюминиевого сплава, делая вставки из резины или кожи в качестве брызговиков. Если же вы планируете использовать свой кастом чаще при езде по асфальтированным дорогам, чем по бездорожной грязюке, то лучше закрепить крыло не так высоко. Иначе при езде в дождь высокое крыло совсем не защитит пилота от брызг из луж. Однако шины стоит оставить такими же зубчатыми.
Вполне естественно, что подвески должны быть с большим ходом и усиленными амортизаторами. При этом, надо понимать, что скремблер не предназначен для экстремальных прыжков, он создается таким, чтобы легко и достаточно комфортно передвигаться по абсолютно любым дорогам.
Лучший контроль мотоцикла при езде по неровной местности обеспечивается также широким рулем и большим передним колесом.
Выхлопную трубу располагают на уровне согнутого колена мотоциклиста, чтобы не обжечься ее защищают термоэкраном. Это делается для того, чтобы глушитель не вырвался из головки блока цилиндров в каком-нибудь мало проходимом овраге. Выхлопную систему располагали также и на внедорожных мотоциклах Triumph и Harley Davidson.
Отличительной чертой сидений скремблера считается высокая подушка. В качестве основного материала отделки использовали заменитель кожи. Поскольку он позволяет сохранить презентабельный внешний вид даже после поездок по мокрой и грязной местности.
Тем, кто любит кататься по лесной местности, дополнительно стоит установить осветительные приборы, защищенные сеткой или решеткой.
Рама для внедорожного мотоцикла должна быть стальная, простой однотрубной конструкции или полудуплексной. Жесткость рамы и хорошая управляемость в таких мотоциклах далеко не самое важное. Главное, чтобы пилот мог без лишних усилий держать выбранный курс. В целом конструкция должна быть такой, чтобы при падениях невозможно было что-то повредить кроме зеркал и рычагов.
Используют двигатель с одним цилиндром, что обусловлено тяговыми параметрами и надежностью. Хотя и бывают случаи, когда скремблеры имеют рядные, оппозитные или V-образные двухцилиндровые. Лучше всего подходит не форсированный четырехтактных двигатель с хорошей тягой на низких и средних оборотах. При это скремблеру обычно не нужна особая мощность на высоких оборотах. Скремблеры обычно трогаются с места гораздо быстрее других мотоциклов с большим рабочим объемом.
Использование сухого картера и воздушно-масляного охлаждения позволяет мотору работать без повреждений даже при перевёртывании. Также это позволяет уменьшить размеры двигательной части и увеличить эффективность охлаждения.
Топливный бак немного больше обычного,его задача кормить довольно мощьный движок на бездорожье и дальних путешествиях.
Есть даже концепции вело скремблера
Еще есть вот такие скремблеры
Но мне больше нравятся на белее легкой раме
Идеальная манёвренность: рейтинг лучших мотоциклов в стиле Scrambler в 2022 году
*Обзор лучших по мнению редакции Zuzako.com. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Скрамблер представляет собой комбинацию обыкновенного городского байка и мотоцикла для езды по бездорожью. Такая мототехника отличается прекрасной манёвренностью и создаёт максимально высокий уровень комфорта во время поездок по любому покрытию. Прежде чем стать владельцем этого транспортного средства, внимательно изучите рейтинг лучших мотоциклов в стиле Scrambler в 2022 году, который редакция Zuzako составила на основании мнений байкеров и оценок любителей мототехники. В него вошли топовые модели от известных мировых производителей.
Ведущие компании-производители серийных мотоциклов класса Скрамблер
Мотоциклы класса Скрамблер выпускают десятки известных компаний. Прежде чем выбирать одну из них, нужно изучить характеристики моделей популярных линеек, а также ознакомиться с особенностями новых серийных байков. Кроме этого, следует обратить внимание на уровень популярности бренда.
Обзор топа байков для городских дорог и бездорожья в стиле Scrambler
Категория | Место | Наименование | Рейтинг | Характеристика | Ссылка |
Лучшие мотоциклы в стиле Скрамблер | 1 | Ducati Scrambler Urban Motard 2022 |