Что такое скрининг в бизнесе
Скрининг
Смотреть что такое «Скрининг» в других словарях:
Скрининг — (от англ. screening «отбор, сортировка») может означать: Скрининг (медицина) система первичного обследования групп клинически бессимптомных лиц с целью выявления случаев заболевания; Пренатальный скрининг Скрининг… … Википедия
СКРИНИНГ — [англ. screening Словарь иностранных слов русского языка
скрининг — обследование, испытание Словарь русских синонимов. скрининг сущ., кол во синонимов: 8 • испытание (46) • … Словарь синонимов
скрининг — Проверка кредитоспособности потенциальных партнеров, их порядочности. Наиболее простой способ проверки изучение известных справочников, где отражена история и текущее положение компании, ее финансовое состояние, наличие прогрессивных идей в… … Справочник технического переводчика
скрининг — выделение искомого микроорганизма из смешанной популяции путем получения клона из отдельной клетки. Термин широко используется в генетике и селекции микроорганизмов, в генет. инженерии для обозначения работы по выделению нужного мутанта… … Словарь микробиологии
СКРИНИНГ — (англ. screening, от screen просеивать, сортировать), предварительный отбор ядовитых веществ по показателям токсичности или вредности для последующего более детального исследования. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная… … Экологический словарь
Скрининг — массовые профилактические обследования населения. Источник: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (утв. Минздравом РФ 06.02.2004 N 11 2/4 09) … Официальная терминология
Скрининг — (screening) 1. Проверка кредитоспособности, устойчивости и добросовестности потенциальных партнеров; 2. Создание условий для корректного выявления их предпочтений … Экономико-математический словарь
СКРИНИНГ — Специальная проверка кредитоспособности, устойчивости и добропорядочности партнера на основе данных аудиторских проверок, справочников, финансовых проверок и пр. (англ. Scrining) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Скрининг — * скрынінг * screening 1. В генетике метод или комплекс методов, позволяющий идентифицировать единичный объект исследований путем перебора большого числа объектов особь в популяции, отдельную клетку с искомыми свойствами, участок нуклеотидной… … Генетика. Энциклопедический словарь
Скрининг применяется во многих отраслях и на рынках. Точный тип информации, которая должна быть раскрыта проверяющим, варьируется в широких пределах; Реальный процесс проверки зависит от характера проводимой транзакции. Часто это тесно связано с будущими отношениями между двумя агентами.
СОДЕРЖАНИЕ
Примеры
Рынок труда
Методы проверки включают:
Страховой рынок
Методы проверки включают:
Другая информация, собранная страховыми сторонами в процессе проверки, обычно зависит от типа страховки, которую ищет клиент. Например, автострахование потребует предоставления истории несчастных случаев, медицинское страхование потребует предоставления информации о состоянии здоровья и предыдущих заболеваниях и так далее.
Другие методы
Теория договора
В теории контрактов термины «модели отбора» и «модели неблагоприятного отбора» часто используются как синонимы. У агента есть личная информация о своем типе (например, его затраты или его оценка товара) до того, как принципал сделает предложение контракта. Затем принципал предложит меню контрактов, чтобы разделить различные типы. Как правило, лучший тип будет продавать ту же сумму, что и в первом лучшем тестовом решении (которое может быть достигнуто при наличии полной информации), свойство, известное как «отсутствие искажений наверху». Все остальные типы обычно торгуются меньше, чем в первом лучшем решении (т. Е. Существует «искажение вниз» торгового уровня).
Что такое скоринг и можно ли обмануть банк при выдаче кредита
Что такое скоринг и почему раньше обмануть банк было проще
Само слово скоринг произошло от английского «score» — подсчет очков. В ситуации с банками кредитные учреждения ведут «подсчет очков», оценивая платежеспособность клиентов. Пару десятков лет назад процесс занимал до нескольких суток, сегодня даже одобрение ипотечного займа можно получить в течение пяти минут. Причина проста — из процесса оценки платежеспособности заемщика почти исключен человек. Именно поэтому ситуации, когда можно попросить одноклассника, работающего в банке, замолвить словечко, чтобы получить кредит, сегодня практически исключены. Решение принимает машина, причем сами сотрудники банка в основной своей массе имеют лишь приблизительное понятие, какие данные оценивает система.
Сегодня наличие эффективного скоринга — в прямом смысле вопрос выживания для банков. О том, что несколько десятков самых слабых организаций могут покинуть рынок уже в этом году, говорят многие эксперты. Совершенствование скоринга — это фактор, который напрямую будет влиять на прибыльность банка. Собственно, скоринг и был придуман для того, чтобы сократить число дефолтов и распознать платежеспособных клиентов среди тех, кто на первый взгляд кажется проблемным.
Как банк «считает очки»
Основную информацию о потенциальном заемщике, с которым банк никогда не имел дела, он получит из анкеты. Ее предлагают заполнить как в бумажной форме, так и в электронном виде на сайте банка.
Чем больше сумма кредита, тем больше сведений захочет знать о вас банк. Если для оформления потребкредита банку достаточно минимальных данных, то анкета для ипотечного займа включает вопросы о наличии высшего образования, количестве детей, а иногда и о наличии судимости.
Но это далеко не вся информация, которой будет оперировать банк.
Начисляя баллы, скоринговая система запросит информацию в кредитном бюро, сверится с базами должников, а в некоторых случаях обратит внимание и на профиль в соцсетях. К примеру, в США банки в том числе оценивают, насколько часто человек выкладывает в соцсетях фото в нетрезвом виде.
По словам Анастасии Усковой, гендиректора финтех-платформы «Фаст Ривер», технологии скоринга у нас и за рубежом существенно не отличаются. Разница только в массиве данных, которые попадают в прицел скоринговых программ из открытых источников и предоставляются самим клиентом. И в России, и в Европе, и в Китае в скоринг могут попадать не только данные из соцсетей потенциальных клиентов, но даже история поисковых запросов, если те не скрыты настройками приватности. «Но на европейском континенте существуют законы, ограничивающие и регламентирующие сбор данных — например требования обезличивать данные, хранить в зашифрованном виде или уведомлять клиентов о том, какая личная информация о них анализируется банком», — уточняет Ускова.
В Китае скоринг настолько популярен, что муниципальные и частные платформы, среди которых есть мессенджеры, маркетплейсы, платежные системы, и даже приложения для знакомств и заказа такси, знают о вас все и обязаны передавать государству имеющиеся у них данные. На их основе составляется социальный рейтинг граждан, который определяет их благонадежность и ложится в том числе в основу банковского скоринга.
Все современные технологии так или иначе помогают банкам совершенствовать скоринговые системы. Так, почти у всех есть гаджеты с привязанными к ним аккаунтами в социальных сетях, мессенджерах и почтовых сервисах, а также приложения, которые позволяют ставить геолокацию и отмечать другую информацию. К слову, банки получают и информацию о том, сколько и как регулярно вы платите за связь и прочие сервисы.
Отдельно Алексей Перепелкин, руководитель отдела аналитики «BMS Law Firm» отмечает мобильные банки, приобретающие все большую популярность. Их анализ также помогает оценить модель поведения потенциальных заемщиков. Для российских банков существенным прорывом в построении скоринговых моделей стал доступ к данным об официальных доходах россиян от ПФР, отмечает Сергей Григорян, специалист по банковскому сектору, партнер аналитической компании «ЕваБета Россия». Сейчас финансовые организации анализируют клиентов более чем по нескольким сотням параметрам. Вся информация буквально от рождения до смерти уже практически доступна банкам, которые стали гораздо более тщательно выбирать клиентов.
Как совершенствуются скоринговые модели?
Представители банков утверждают, что уделяют большое внимание совершенствованию скоринговых моделей и скоринговых систем. При этом в пресс-службе банка «Хоум Кредит» РБК Трендам уточнили, что в основном ведут работу в двух направлениях:
Банки явно не экономят на внедрении более эффективного скоринга, и этому есть простое объяснение. В беседе с РБК Трендами Николай Переславский, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute, заверил, что вложения в систему проверки заемщиков будут окупаться достаточно быстро, особенно с учетом текущего положения вещей в стране.
Речь идет о том, что на фоне падения реальных доходов до уровня 2009 года общая долговая нагрузка россиян (отношение суммы платежей по кредиту к доходам заемщика) составила почти 12% по состоянию на конец первого квартала 2021 года. При зарплатах в регионах не выше ₽30 тыс. средняя сумма потребительского кредита превысила ₽300 тыс., а ипотечного — ₽3 млн. На этом фоне вычислить потенциально проблемного заемщика — задача непростая, но Переславский утверждает, что система стала определять неблагонадежность доходов заемщика лучше, прогнозируя возможные риски заранее. По данным, которыми оперирует эксперт, по ипотечному кредитованию процент отказов в текущем году приблизился к 50%, а по потребительским кредитам показатель достиг 75%.
А нужен ли человек?
Прогнозируя будущее скоринговых систем, некоторые эксперты высказывали смелую гипотезу о том, что в будущем возможно будет полностью исключить участие человека из этого процесса. Рассуждая на эту тему с РБК Трендами, Сергей Григорян, специалист по банковскому сектору, партнер аналитической компании «ЕваБета Россия», тоже допустил такую возможность с учетом того, что сегодня в большинстве случаев алгоритмы работы программного обеспечения создаются человеком. Уже потом на их основе делается ПО, которое самостоятельно собирает определенные данные и делает вывод о платежеспособности того или иного клиента.
«В данный момент мы еще не дошли до того уровня развития технологий, когда можно совсем обойтись без участия человека в создании самих моделей/алгоритмов. Но в перспективе ближайших десяти лет вполне возможно появление скоринговых моделей, созданных искусственным интеллектом», — допускает Григорян.
Представители банков в своих прогнозах о полной роботизации скорингового процесса более сдержаны. С одной стороны, в пресс-службе Московского кредитного банка заверили, что в ряде клиентских сегментов и продуктов уже применяется процесс принятия кредитных решений без участия человека. С другой же, пока нет алгоритмов, способных оценивать субъективные факторы, в отличии от человека. Для некоторых видов ссуд (например кредиты для бизнеса), непредвзятость системы может, напротив, привести к упущенной выгоде для банка.
По заверениям Переславского из CMS Institute, у скоринговых систем есть некоторая предвзятость к фрилансерам и владельцам МСБ, из-за чего они периодически выдают ошибочные решения в пользу или не в пользу одобрения займов некоторым людям. При этом ни для кого не секрет, что искусственный интеллект способен быть предвзятым из-за заложенных в него данных даже со способностью алгоритма к самообучению. Процентное соотношение одобренных кредитов у мужчин и женщин разнится примерно на 15% в пользу мужчин. За рубежом можно встретить примеры не только гендерной, но и расовой дискриминации.
На текущем этапе алгоритмы и технологии должны облегчить сотрудникам принятие финального решения, но полностью заменить риск-менеджеров они не смогут. Даже самую автоматизированную систему необходимо постоянно поддерживать и дорабатывать. Так что пока банки не готовы полностью отдать вопросы скоринга на откуп машинам.
Как обманывали банк раньше и можно ли это сделать сейчас
Как правило, необходимость «обмануть» банк возникает, если вы хотите получить кредит, имея статус неблагонадежного заемщика, или размер кредита заметно превышает сумму, на которую вас готов кредитовать банк.
Самый ходовой способ, который чаще всего использовали для обмана банка раньше, — иметь в банке «своего» человека, который мог закрыть глаза на «липовую» справку о доходах, содействовать завышению лимита или «не заметить», что у заемщика, который является единственным кормильцем в семье, пятеро иждивенцев.
Сегодня, когда человеческий фактор во многих скоринговых процессах сведен до минимума, лучше даже не пытаться «обмануть» скоринг в банке, так как там есть отдельные антифрод-алгоритмы, и любое нетипичное поведение может показаться системе подозрительным. В реальности большинство банков ограничивают число возможных корректировок со стороны клиента. Более того, большое количество попыток получения кредита в одном и том же банке приводит к ухудшению кредитной истории.
А вот попытаться улучшить свой имидж в банке, зная немного о том, как работает скоринг, можно. Для этого есть вполне легальные способы.
«Помните, что основной информацией для скоринговых систем являются данные о получаемых доходах и расходах, о кредитной истории. Доход должен быть официально подтвержден, а в разрезе трат не должно быть ничего подозрительного — избегайте крупных импульсивных покупок», — советует Ускова из «Фаст Ривер». Эксперты департамента риск-менеджемента ОТП Банка рецепт сформулировали еще проще: «Исправьтесь и верните все долги, а также помогите банку понять, что вы можете оплачивать свой новый займ».
Как улучшить свой кредитный рейтинг
Среди рекомендаций, которые дает ОТП банк, — совет подтвердить зарплату, которая позволяет вам потянуть кредит или предложить в качестве залога квартиру или машину — это гораздо упрощает выдачу кредита. Антон Рогачевский, начальник отдела онлайн-продаж «Морского банка», советует не забывать, что скоринговая система слепа к человеку. С ней вы не сможете обсудить, почему тот или пункт некорректен. Тут все очень просто: небольшое отклонение от программы срабатывает как стоп-фактор, и автоматически выносится отказ. Именно поэтому, заполняя анкету для банка, так важно правильно внести данные, которые система сможет сверить с имеющимися в ее доступе базами. Ошиблись с годом рождения или неверно указали возраст ребенка — система может решить, что вы намеренно вводите ее в заблуждение. Кстати, это одна из причин, по которой нельзя исключать человеческое звено из цепочки принятия решений.
В разных банках используются разные скоринговые модели, которые банкиры хранят в строжайшем секрете, поскольку от них напрямую зависит эффективность бизнеса. Поэтому иногда, но редко, самый простой способ обойти систему — обратиться в другой банк. Бывает, что один единственный фактор — к примеру, наличие нескольких несовершеннолетних детей — может стать стоп-фактором для одного банка и совсем не смутить другой.
Если кредитная история имеется, и у вас есть основания полагать, что она подпорчена, для начала нужно понять, насколько велики ваши шансы. Запросить кредитную историю и кредитный рейтинг можно бесплатно дважды в течение календарного года. Сделать это проще всего с помощью портала Госуслуги, где можно выбрать кредитное бюро из предложенного списка.
Из присланных данных можно будет понять, есть ли отметки, которые необходимо закрыть или оспорить для улучшения рейтинга. Для этого нужно будет подать заявление о внесении изменений или дополнений в бюро кредитных историй, где хранится его история.
Если же исправлять нечего, повысить ваши шансы помогут новые займы, считает Переславский из CMS Institute. И это как раз тот самый случай, когда помогут даже ссуды в МФО или небольшие потребительские кредиты в банках или точках продаж. Эксперты советуют купить в кредит что-то из мелкой бытовой техники, на что вам даже не нужно было брать кредит при иных обстоятельствах. Важно помнить, что кредитную историю и рейтинг помогут выправить именно платежи без просрочек и в полном объеме. При этом эксперты советуют не брать для этих целей займы выше ₽10 тыс. «Разумеется, это может повлечь за собой определенные расходы в виде процентов, но другого легального варианта для восстановления своей репутации перед банками, увы, пока нет», — говорит Переславский.
Первое, с чего советуют начать клиенту улучшение кредитной истории в пресс-службе Московского кредитного банка, — реструктуризировать все текущие просроченные суммы платежей и далее вовремя осуществлять погашение по действующим кредитам в соответствии с графиком. Чем дольше заемщик будет демонстрировать своевременное погашение действующих займов, тем лучше будет формироваться его кредитная история.
Получить ее достаточно легко: как правило, банки не проводят глобальных проверок, особенно если лимит небольшой. То же касается всевозможных карт рассрочки и так далее. «Получить их может практически каждый, даже в ТЦ или магазине. При этом, если вы активно пользуетесь такими картами и своевременно вносите по ним платежи, ваша кредитная история (КИ) улучшается», — советует Григорян из «ЕваБета Россия».
Помимо просрочек по займам, в вашей кредитной истории отображаются все остальные долги: неоплаченные штрафы, ЖКХ, алименты и тому подобное.
Этот вариант подойдет не тем, у кого кредитная история испорчена окончательно, а скорее тем, кто хочет, чтобы ему одобрили большую сумму займа. Банк видит деньги на счету клиента, и его рейтинг в глазах финансовой организации повышается.
Какой бы из способов исправления испорченной кредитной истории вы ни выбрали, нужно настроиться на то, что в среднем на это уйдет от 15 до 30 месяцев.
А вот если вам предлагают обмануть банк за деньги — перед вами мошенники.
Зачем нужен хороший кредитный рейтинг?
Чем более надежным заемщиком вы выглядите в глазах банка, а именно его скоринговой системы, тем лучшие условия по займу вам предложат и тем больше денег согласятся дать в кредит. «По оценке НБКИ, для автокредита с хорошей процентной ставкой кредитный рейтинг заемщика должен быть не менее 500 баллов из 800, а с показателем в 400 баллов можно рассчитывать только на микрозаймы», — приводит пример Переславский. Как правило, кредиты под залог имущества одобряются даже с низким кредитным рейтингом, но регулярный платеж по ним может быть на 2–4 процентных пункта выше рынка, что может фактически сделать такой кредит неподъемным. Поэтому в идеале лучше потратить полгода-год на восстановление кредитного рейтинга, чем серьезно переплачивать по процентам при низких показателях оценки банком, советует эксперт.
Налоговый скрининг: как проверить контрагента самостоятельно
Сознательные предприниматели проверяли партнеров всегда — чтобы обезопасить себя от мошенников, сохранить деньги и репутацию. Однако сейчас такие проверки стали не просто желательны, а обязательны. В 2017 году Налоговый кодекс дополнили статьей 54.1, которая регулирует правила исчисления налоговой базы и суммы налогов. К рискам сделки с недобросовестным контрагентом добавились санкции от налоговой.
В случае налоговой проверки нужно обосновать получение налоговой выгоды и доказать реальность исполнения сделки. Если инспекторы докажут, что налоговая выгода была необоснованной, то компания заплатит штраф — 20% от неуплаченной суммы налогов. Если инспектор докажет умысел, то сумма штрафа возрастет до 40% (ст. 122 НК). А на сумму недоимки дополнительно начислят пени (ст. 75 НК).
Чтобы избежать штрафов, нужно подойти к проверке серьезно. Важно не просто формально собрать пачку документов, а реально удостовериться в том, что контрагент в состоянии самостоятельно осуществить сделку. Признаки недобросовестности обнаружите не только вы, но и контролирующие органы. Даже если контрагент выполнил свои обязательства, налоговая может посчитать сделку подозрительной и прийти с проверкой.
Стандартных правил проверки контрагентов не существует. Но Налоговая служба сформировала критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Их можно найти на официальном сайте ведомства, в приложении № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. На основании этих рекомендаций рассмотрим основные источники и данные, на которые следует обратить внимание при проверке контрагента.
Скрининг: работодатели ЗА, соискатели ПРОТИВ
Есть конечно и другие способы: газеты, объявления, листовки, ярмарки вакансий, биржи труда и т.п. Но эти динозавры способны привлечь только старшее поколение или низкоквалифицированный персонал. Мы не утверждаем, что от этих методов надо полностью отказаться, но они явно превратились из ведущих в дополнительные и мало эффективные.
Рынок труда глазами соискателей
Тенденции рекрутинговых услуг на рынке
Почему скрининг оказался столь востребован?
Разумеется Скрининг- это базовая, дешевая услуга и не следует ждать чуда. Подборка будет содержать резюме и тех кто готов работать и тех, кто не захочет рассматривать вашу вакансию. Тут уж ничего не поделаешь, либо экономия, либо комфорт и качество. Частично эти недостатки мы в EQ-персонал решаем большим количеством отбираемых резюме (100 штук), но радикальным решением по прежнему остаются более дорогие услуги, такие как теле-скрининг, ресечинг или рекрутинг.
Кто покупает Скрининг и почему?
Услуга является весьма и весьма полезной. Она позволяет получить резюме со всех работных сайтов без исключений, что существенно увеличивает охват аудитории кандидатов. При этом ее стоимость в 3-5 раз ниже, чем самостоятельная покупка рекламы на всех этих сайтах. В первую очередь она позволяет экономить бюджет компании или по цене одного топового сайта получить кандидатов со всех вместе.
Скрининг часто заказывают руководители отделов и директора тех компаний, в которых нет своего рекрутера или количество вакансий ограничивается 3-4 в месяц. Скрининг позволяет экономить время на отбор резюме.
Последней и более редкой категорией являются те компании, которые ищут редких специалистов. Постоянно держать открытые вакансии на сайтах может быть достаточно дорого, да и мониторить 27 сайтов (платные и бесплатные сайты по поиску работы в Санкт-Петербурге) загруженному руководителю будет трудозатратно. Скрининг позволяет за умеренную плату первыми узнать о появлении на рынке подходящего кандидата.