Что такое скрытое сиротство
Скрытые сироты — кто они?
Даже в богатых семьях дети часто чувствуют себя брошенными
В нашем классе Лене завидовали многие. У нее первой появился мобильный телефон, она первой поехала за границу и привезла оттуда приставку и ролики. Не знали мы тогда другого: что маму она не видела по несколько недель, кататься на лошадях она ходила с воспитательницей, а подарки на день рождения получала из рук маминых сослуживцев.
А когда на выпускном вечере все родители кинулись поздравлять своих детей, Лена сиротливо стояла в сторонке. Мама-предприниматель не пришла поздравить дочку: в это время она заключала очередной договор в Стокгольме…
Как получается, что ребенок, формально имея родителей, становится сиротой? На этот вопрос отвечает психолог, заместитель директора центра психолого-медико-социального сопровождения Западного административного округа “Живые потоки” Ольга ПУГОВКИНА.
Так называемые “скрытые сироты” — это ребята, проживающие в полной семье, с папой и мамой, но при этом чувствующие себя обездоленными, одинокими, незащищенными. Эти дети зачастую лишены главного: родительского тепла, заботы и доверительного отношения с самым близким для них человеком. Родители таких детей не разделяют их интересов и не принимают активного участия в их жизни.
Последствия скрытого сиротства в разном возрасте проявляются по-разному: у детишек 3—7 лет это капризы, раздражимость, возбудимость, задержки в развитии, у ребят 7—14 лет — нарушения поведения. В более зрелом возрасте дефицит родительской заботы может перерасти в депрессию, тревогу и социальную фобию. Количество скрытых сирот трудно определить, ведь они не проходят ни по каким спискам. Но по приблизительным подсчетам, от недостатка родительского внимания в той или иной мере страдает каждый пятый ребенок.
“Я работаю PR-директором в крупной рекламной компании. По работе мне приходится постоянно ездить в командировки, поэтому дома я почти не бываю. Моей дочери сейчас десять, и с ней вот уже три года постоянно остается гувернантка. В последнее время учителя жалуются, что Катя начала грубить своим сверстникам, плохо учиться. Каждый раз, когда я уезжаю, она начинает плакать. Даже подарки не помогают: в последнюю командировку привезла ей куклу, а она даже не вытащила ее из коробки. Что с ней происходит?”
Ольга Пуговкина: “Не обязательно, что в ситуации скрытого сиротства оказываются дети из материально неблагополучных семей. Часто происходит совсем наоборот: родители заняты бизнесом или устройством личного счастья, а ребенок остается на попечении гувернантки или няни. И нет ничего странного, что малыш, сданный на руки чужой тете, растет жестоким и нелюдимым. Такое поведение объясняется нереализованной потребностью ребенка в любви и признании.
Именно психологическая отчужденность от близких людей создает предпосылку для “срывания зла” на друзьях и няне. Таким детям помочь весьма сложно: ведь сперва сами родители должны осознать наличие бреши в воспитании. Часто взрослые думают так: мы одеваем ребенка, привозим ему подарки и оплачиваем спецшколу. Что ему еще надо? Родителям, часто находящимся в отлучке, нужно понять, что даже десять минут общения с близкими дают малышу некий эмоциональный план. Если вы не можете видеться с ребенком, хотя бы звоните ему каждый день, даже просто желайте спокойной ночи по телефону”.
“У меня трое детей: старший сын и два маленьких близнеца. Когда родились мальчишки, времени усмотреть за всеми просто не было, и знакомые посоветовали отдать старшего на пятидневку. Тогда Максим устроил скандал, месяц со мной не разговаривал. С того момента доверительных отношений с сыном не было.
Теперь, когда малыши уже подросли, я пытаюсь наладить отношения со старшим. Но на все мои вопросы он только грубит или уходит в другую комнату. Я понимаю, что упустила момент, недодала ему вовремя должного внимания и заботы. Но неужели теперь нет возможности исправить отношения, подружиться с сыном?”
Ольга Пуговкина: “Часто после рождения малыша все внимание переключается на него, а воспитание старших ограничивается ежедневными “покормить-погулять”. Но в какой-то момент родители понимают, что выстраивали свою модель поведения неправильно, и пытаются вернуть утраченную связь с ребенком. Они начинают навязчиво предлагать ему свою запоздавшую любовь: давай сходим в кино, в цирк, погуляем.
Но если потребность в общении возникает в одной половине семьи, не обязательно она возникает и в другой. Ребенок начинает искать в непривычно повышенном внимании подвох, и все это заканчивается скандалом. Если контакт с ребенком давно утрачен, нужно возобновлять его с чего-то естественного, непринужденного. Например, ребенок пришел рано домой — можно его за это похвалить. Это должны быть максимально предметно-деловые комментарии. Но помните: ребенок не обязан с вами дружить. Поэтому главное — не обижаться на него, быть максимально деликатными”.
“Дочь вышла замуж очень рано: на первом курсе института, а через пять месяцев родился внук Сережа. Через год она уже пошла учиться, потом — работать. С этого момента внук все время находится со мной: я старалась играть с ним, читать ему книжки, гулять. Но как только приходила мама, он сразу бежал к ней, бросался в слезы. Я понимаю, что внуку недостает родительского тепла и заботы. Но дочка приходит домой очень уставшая. Что мне делать?”
Ольга Пуговкина: “Очень часто в ситуации скрытого сиротства оказываются как раз дети, рожденные молодыми мамами. Они еще сами дети, у них еще не развит материнский инстинкт. Да и темп жизни изменился: молодые мамы хотят получить образование и найти хорошую работу, а дети остаются на попечении бабушек.
Но попытка заменить маму ни к чему хорошему не приведет, только лишь к конфликтам в более зрелом возрасте. Таким бабушкам нужно замечать и приветствовать в дочери любые проявления родительских чувств: если дочка приходит домой поздно и играет с ребенком, не нужно возмущаться, что ребенку пора спать. Но и когда дочь просит вас посидеть с ребенком, соглашаться нужно не всегда — своим согласием вы только провоцируете отдаление ребенка от дочери. Если у нее нет ничего экстренного, лучше сослаться на неотложные дела и оставить ребенка с матерью”.
“У сестры пятеро детей. Старшая дочь уже не живет с семьей, остальные распределены по учебным заведениям: кто в кадетском корпусе, кто в суворовском училище, кто в школе на пятидневке. Это не блажь, а суровая необходимость: она работает медсестрой в больнице, и времени на занятия с детьми, да и денег просто нет. Я понимаю, что племянники не получают должного внимания и заботы. Младшенький, когда я приезжаю к ним в гости, как насядет на меня, постоянно просит поиграть с ним. Я боюсь, что этот недостаток любви как-то повлияет на их дальнейшую жизнь…”
Ольга Пуговкина: “Отдавая ребенка в учебные заведения полного дня, родители должны осознать, к чему может привести “брошенность на самотек”. Если у малыша нет опыта привязанности к маме с самого детства, значит, и нет состояния психологической защищенности. Отсюда всевозможные страхи, комплексы. Если в семье не было доверительных отношений, не будет и мотивации к доверию другим людям. Поэтому ребенок с сильной нервной системой будет агрессивным и задиристым, ребенок слабый — недоверчивым, застенчивым, тревожным.
Сейчас существует огромное количество лагерей для многодетных семей. Такие семьи за символическую плату выезжают на выходные в пансионаты Подмосковья. Там они вместе общаются и проводят время так, как не способны были в домашних условиях. Может, попробовать хотя бы такой способ?”
Если хотя бы на 3—4 вопроса вы затрудняетесь ответить, скорее всего ваш ребенок страдает от недостатка заботы и внимания.
— Знаете ли вы, с кем поссорился ваш ребенок за последний месяц?
— Какие самые яркие события в жизни ребенка за последнее время вы можете припомнить? Что самое важное с ним произошло за последний месяц?
— Знаете ли вы хотя бы 3 его друзей и где они живут?
— Какое бы желание загадал ваш ребенок, если бы у него была волшебная палочка?
— Знаете ли вы, какой фильм/книгу он больше всего любит?
— Нравятся ли ребенку ваши подарки?
— Сколько раз за последний месяц вы всей семьей ходили на развлекательные мероприятия (в цирк, в театр, на каток, в музей и т.д.)?
— Знаете ли вы, какие замечания делают учителя вашему ребенку и за что хвалят?
— Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок, и во что бы он переодел вас?
Что делать, если ребенок оказался в группе риска?
— Как можно чаще интересуйтесь школьными делами ребенка: какую роль он играет в спектакле, что они рисовали сегодня на уроке…
— По выходным, если получается, обедайте вместе: это очень сплачивает семью.
— Если ребенок смотрит мультики или фильм, не спешите заняться своими делами, посмотрите телевизор вместе с ним и обсудите увиденное.
— На праздники не отправляйте ребенка к бабушке: лучше пригласите к столу его одноклассников.
— Если ребенок любит кататься на велосипеде, купите и себе железного “коня” и катайтесь вместе.
Скрытые сироты — кто они?
Даже в богатых семьях дети часто чувствуют себя брошенными
В нашем классе Лене завидовали многие. У нее первой появился мобильный телефон, она первой поехала за границу и привезла оттуда приставку и ролики. Не знали мы тогда другого: что маму она не видела по несколько недель, кататься на лошадях она ходила с воспитательницей, а подарки на день рождения получала из рук маминых сослуживцев.
А когда на выпускном вечере все родители кинулись поздравлять своих детей, Лена сиротливо стояла в сторонке. Мама-предприниматель не пришла поздравить дочку: в это время она заключала очередной договор в Стокгольме…
Как получается, что ребенок, формально имея родителей, становится сиротой? На этот вопрос отвечает психолог, заместитель директора центра психолого-медико-социального сопровождения Западного административного округа “Живые потоки” Ольга ПУГОВКИНА.
Так называемые “скрытые сироты” — это ребята, проживающие в полной семье, с папой и мамой, но при этом чувствующие себя обездоленными, одинокими, незащищенными. Эти дети зачастую лишены главного: родительского тепла, заботы и доверительного отношения с самым близким для них человеком. Родители таких детей не разделяют их интересов и не принимают активного участия в их жизни.
Последствия скрытого сиротства в разном возрасте проявляются по-разному: у детишек 3—7 лет это капризы, раздражимость, возбудимость, задержки в развитии, у ребят 7—14 лет — нарушения поведения. В более зрелом возрасте дефицит родительской заботы может перерасти в депрессию, тревогу и социальную фобию. Количество скрытых сирот трудно определить, ведь они не проходят ни по каким спискам. Но по приблизительным подсчетам, от недостатка родительского внимания в той или иной мере страдает каждый пятый ребенок.
“У сестры пятеро детей. Старшая дочь уже не живет с семьей, остальные распределены по учебным заведениям: кто в кадетском корпусе, кто в суворовском училище, кто в школе на пятидневке. Это не блажь, а суровая необходимость: она работает медсестрой в больнице, и времени на занятия с детьми, да и денег просто нет. Я понимаю, что племянники не получают должного внимания и заботы. Младшенький, когда я приезжаю к ним в гости, как насядет на меня, постоянно просит поиграть с ним. Я боюсь, что этот недостаток любви как-то повлияет на их дальнейшую жизнь. ”
Ольга Пуговкина: “Отдавая ребенка в учебные заведения полного дня, родители должны осознать, к чему может привести “брошенность на самотек”. Если у малыша нет опыта привязанности к маме с самого детства, значит, и нет состояния психологической защищенности. Отсюда всевозможные страхи, комплексы. Если в семье не было доверительных отношений, не будет и мотивации к доверию другим людям. Поэтому ребенок с сильной нервной системой будет агрессивным и задиристым, ребенок слабый — недоверчивым, застенчивым, тревожным.
Сейчас существует огромное количество лагерей для многодетных семей. Такие семьи за символическую плату выезжают на выходные в пансионаты Подмосковья. Там они вместе общаются и проводят время так, как не способны были в домашних условиях. Может, попробовать хотя бы такой способ?”
ТЕСТ НА ЛЮБОВЬ
Если хотя бы на 3—4 вопроса вы затрудняетесь ответить, скорее всего ваш ребенок страдает от недостатка заботы и внимания.
•Знаете ли вы, с кем поссорился ваш ребенок за последний месяц?
•Какие самые яркие события в жизни ребенка за последнее время вы можете припомнить? Что самое важное с ним произошло за последний месяц?
•Знаете ли вы хотя бы 3 его друзей и где они живут?
•Какое бы желание загадал ваш ребенок, если бы у него была волшебная палочка?
•Знаете ли вы, какой фильм/книгу он больше всего любит?
•Нравятся ли ребенку ваши подарки?
•Сколько раз за последний месяц вы всей семьей ходили на развлекательные мероприятия (в цирк, в театр, на каток, в музей и т.д.)?
•Знаете ли вы, какие замечания делают учителя вашему ребенку и за что хвалят?
•Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок, и во что бы он переодел вас?
ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ
Что делать, если ребенок оказался в группе риска?
•Как можно чаще интересуйтесь школьными делами ребенка: какую роль он играет в спектакле, что они рисовали сегодня на уроке.
•По выходным, если получается, обедайте вместе: это очень сплачивает семью.
•Если ребенок смотрит мультики или фильм, не спешите заняться своими делами, посмотрите телевизор вместе с ним и обсудите увиденное.
•На праздники не отправляйте ребенка к бабушке: лучше пригласите к столу его одноклассников.
•Если ребенок любит кататься на велосипеде, купите и себе железного “коня” и катайтесь вместе.
Социальное сиротство: определение понятий и общая характеристика
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Социальное сиротство: определение понятий и общая характеристика
Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Понятие «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в ХХ веке приобрело новые формы и масштабы, что заставляет исследователей искать и новые подходы к его изучению. Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала девяностых годов ХХ века. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства.
Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые законодательные и административные меры.
Социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления.
В Семейном кодексе (СК РФ) используется понятие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 121)
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, родители которых умерли.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения.
В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой), в настоящее время в семьях проживает почти ¾ всех детей, оставшихся без родительского попечения. Основной формой семейного устройства остается опека (две трети от всех помещенных в семьи детей). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами.
Основная идея воспитательной системы 18 века: создание 3 сословия- «образованных людей, которые способны служить отчеству, владеть различными ремеслами» социально-педагогическая программа И.И.Бецкого строилась по возрастному принципу. С 6 лет начиналось обучение и приобщение ребенка к труду. Обучение длилось 4 года, дети обучались молитвам, чтению, письму, правилам арифметики, все остальное время-труд. Большое место отводилось воспитанию нравственности. Запрещались телесные наказания, были определены дозволительные формы наказания( стояние на одном месте, лишение прогулки, выговор наедине, выговор публично) С 14 лет начиналась профессиональная подготовка воспитанника. Он шел к мастеру обучения ремеслам. В 16 лет воспитанник мог остаться в мастерских при Воспитательном доме или начать самостоятельную жизнь. Большинство малолетних детей-сирот стали направлять в благополучные крестьянские семьи на вскармливание и воспитание сначала на 9 мес, затем от 5 до 7 лет. Существовал специальный корпус надзирателей, которые были призваны наблюдать за содержанием детей в семьях.
Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России 19 века сыграл Константин Дмитриевич Ушинский. Он рассматривал воспитание как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, направленное на достижение полноценной и всесторонне развитой личности. К 1917 году на территории России действовало 538 детских приютов, в которых воспитывалось 29.650 человек. Уже в дореволюционной России специалистами приютов были сформулированы важнейшие задачи социального возрождения детей и определены пути ресоциализации- через самообслуживание и самоорганизацию быта, преодоление иждивенчества и потребительства. Ресоциализация- процесс усвоения индивидом новых ценностей, ролей, навыков, вместо прежних: устаревших, утраченных, социально неприемлимых. Сироты и беспризорники конца 19 начала 20 века –дети, круглые сироты.
Известность педагогической системе 20 века принесли работы Антона Семеновича Макаренко, Василия Андреевича Сухомлинского. Макаренко обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, огромное значение придавал трудовому воспитанию, дисциплине и методике дисциплинирования. Педагогическая система СССР- коллективная форма воспитания детей.
Во все времена сиротой считался человек, лишенный попечения, оставшийся без средств к существованию, безродный. Сиротами называли детей брошенных, одиноких стариков. Сиротами при живых родителях на Руси чаще всего становились незаконнорожденные ( зазорные).
Таким образом можно считать, что остановить рост социального сиротства в России невозможно, необходимо первостепенно уделить наибольшее внимание воспитанию детей, их развитию, а стало быть- семье, возрождению ее культуры, духовных ценностей и традиций.
В настоящее время сироты при живых родителях. О кризисном состоянии российской семьи в настоящее время свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. За пять лет число удовлетворенных судами исков о лишении родительских прав возросло с 35 тыс. до 56 тыс. Лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, – это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
Регионы-рекордсмены по количеству детей, оставшихся без попечения родителей: Москва, Московская область, Кемеровская, Свердловская, Челябинская, Иркутская области, приморский край (показатель от 1000 до 1700 человек в год)
На настоящий момент можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе. Суть ее в том, что за последние 20 лет система государственной работы с семьей в целом и с детьми, в частности, направлена на коррекцию негативных явлений, а не на устранение их причин.
Число беспризорников достигло 1 млн, это самая опасная часть социального дна: они криминализированы. Таким образом, в стране возникает социализированная преступность, не случайная, ситуативная- а формируемая, воспитываемая и воспроизводящаяся.
Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.
Ситуация с социальным сиротством в современной России определяется факторами, сформировавшимися еще в советский период. Коммунистическая идеология приоритетной формой воспитания считала общественное, семья рассматривалась как отживший свое институт, не имеющий существенного значения в формировании личности ребенка. Следствием такого подхода были, во-первых, преимущественное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения и, во-вторых, отказ от активного социального вмешательства в неблагополучные семьи для вывода их из кризисного состояния. В годы Советской власти и в настоящее время государство вместо предупреждения семейного неблагополучия (социальная поддержка семей с детьми, ранняя профилактика дисфункциональных отношений в семье) основные усилия направляет на устройство детей оставшихся без попечения родителей.
Часто можно слышать понятие – дисфункциональная семья.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
В настоящее время нет общепринято классификации функций семьи. Исследователи единодушны в выделении таких функций, как репродуктивная (продолжение рода), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между этими функциями существует тесная взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнение другой. Важнейшей функцией семьи является воспитательная, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Нарушение этой функции в первую очередь обусловливает возникновение риска социального сиротства.
Воспитательный потенциал семьи складывается из совокупности объективных и субъективных условий ее жизнедеятельности материальных устремлений и реальных возможностей, духовных ценностей, нравственных установок, стиля взаимоотношений –позволяющих ей осуществлять воспитание и развитие детей. Основными причинами снижения воспитательного потенциала современной семьи являются бедность, потеря духовно-нравственных ориентиров, высокий уровень занятости родителей, трансформация родительских ролей.
Изменилась и модель воспитания и образования детей. Акцент делается в меньшей степени на послушание родителям и в большей на автономию детей. Отсюда появляется еще одно понятие.
Семьи можно условно определить, с учетом качества детско-родительских отношений и привязанностей, к следующим группам:
Дисфункциональные антисоциальные семьи – семьи, ведущие криминальный образ жизни, живут за счет эксплуатации членов своей семьи, детей, принуждают к противоправным действиям: воровству, попрошайничеству, проституции.
Социально здоровая