Что такое скрытое сиротство

Скрытые сироты — кто они?

Даже в богатых семьях дети часто чувствуют себя брошенными

В нашем классе Лене завидовали многие. У нее первой появился мобильный телефон, она первой поехала за границу и привезла оттуда приставку и ролики. Не знали мы тогда другого: что маму она не видела по несколько недель, кататься на лошадях она ходила с воспитательницей, а подарки на день рождения получала из рук маминых сослуживцев.

А когда на выпускном вечере все родители кинулись поздравлять своих детей, Лена сиротливо стояла в сторонке. Мама-предприниматель не пришла поздравить дочку: в это время она заключала очередной договор в Стокгольме…

Как получается, что ребенок, формально имея родителей, становится сиротой? На этот вопрос отвечает психолог, заместитель директора центра психолого-медико-социального сопровождения Западного административного округа “Живые потоки” Ольга ПУГОВКИНА.

Так называемые “скрытые сироты” — это ребята, проживающие в полной семье, с папой и мамой, но при этом чувствующие себя обездоленными, одинокими, незащищенными. Эти дети зачастую лишены главного: родительского тепла, заботы и доверительного отношения с самым близким для них человеком. Родители таких детей не разделяют их интересов и не принимают активного участия в их жизни.

Последствия скрытого сиротства в разном возрасте проявляются по-разному: у детишек 3—7 лет это капризы, раздражимость, возбудимость, задержки в развитии, у ребят 7—14 лет — нарушения поведения. В более зрелом возрасте дефицит родительской заботы может перерасти в депрессию, тревогу и социальную фобию. Количество скрытых сирот трудно определить, ведь они не проходят ни по каким спискам. Но по приблизительным подсчетам, от недостатка родительского внимания в той или иной мере страдает каждый пятый ребенок.

“Я работаю PR-директором в крупной рекламной компании. По работе мне приходится постоянно ездить в командировки, поэтому дома я почти не бываю. Моей дочери сейчас десять, и с ней вот уже три года постоянно остается гувернантка. В последнее время учителя жалуются, что Катя начала грубить своим сверстникам, плохо учиться. Каждый раз, когда я уезжаю, она начинает плакать. Даже подарки не помогают: в последнюю командировку привезла ей куклу, а она даже не вытащила ее из коробки. Что с ней происходит?”

Ольга Пуговкина: “Не обязательно, что в ситуации скрытого сиротства оказываются дети из материально неблагополучных семей. Часто происходит совсем наоборот: родители заняты бизнесом или устройством личного счастья, а ребенок остается на попечении гувернантки или няни. И нет ничего странного, что малыш, сданный на руки чужой тете, растет жестоким и нелюдимым. Такое поведение объясняется нереализованной потребностью ребенка в любви и признании.

Именно психологическая отчужденность от близких людей создает предпосылку для “срывания зла” на друзьях и няне. Таким детям помочь весьма сложно: ведь сперва сами родители должны осознать наличие бреши в воспитании. Часто взрослые думают так: мы одеваем ребенка, привозим ему подарки и оплачиваем спецшколу. Что ему еще надо? Родителям, часто находящимся в отлучке, нужно понять, что даже десять минут общения с близкими дают малышу некий эмоциональный план. Если вы не можете видеться с ребенком, хотя бы звоните ему каждый день, даже просто желайте спокойной ночи по телефону”.

“У меня трое детей: старший сын и два маленьких близнеца. Когда родились мальчишки, времени усмотреть за всеми просто не было, и знакомые посоветовали отдать старшего на пятидневку. Тогда Максим устроил скандал, месяц со мной не разговаривал. С того момента доверительных отношений с сыном не было.

Теперь, когда малыши уже подросли, я пытаюсь наладить отношения со старшим. Но на все мои вопросы он только грубит или уходит в другую комнату. Я понимаю, что упустила момент, недодала ему вовремя должного внимания и заботы. Но неужели теперь нет возможности исправить отношения, подружиться с сыном?”

Ольга Пуговкина: “Часто после рождения малыша все внимание переключается на него, а воспитание старших ограничивается ежедневными “покормить-погулять”. Но в какой-то момент родители понимают, что выстраивали свою модель поведения неправильно, и пытаются вернуть утраченную связь с ребенком. Они начинают навязчиво предлагать ему свою запоздавшую любовь: давай сходим в кино, в цирк, погуляем.

Но если потребность в общении возникает в одной половине семьи, не обязательно она возникает и в другой. Ребенок начинает искать в непривычно повышенном внимании подвох, и все это заканчивается скандалом. Если контакт с ребенком давно утрачен, нужно возобновлять его с чего-то естественного, непринужденного. Например, ребенок пришел рано домой — можно его за это похвалить. Это должны быть максимально предметно-деловые комментарии. Но помните: ребенок не обязан с вами дружить. Поэтому главное — не обижаться на него, быть максимально деликатными”.

“Дочь вышла замуж очень рано: на первом курсе института, а через пять месяцев родился внук Сережа. Через год она уже пошла учиться, потом — работать. С этого момента внук все время находится со мной: я старалась играть с ним, читать ему книжки, гулять. Но как только приходила мама, он сразу бежал к ней, бросался в слезы. Я понимаю, что внуку недостает родительского тепла и заботы. Но дочка приходит домой очень уставшая. Что мне делать?”

Ольга Пуговкина: “Очень часто в ситуации скрытого сиротства оказываются как раз дети, рожденные молодыми мамами. Они еще сами дети, у них еще не развит материнский инстинкт. Да и темп жизни изменился: молодые мамы хотят получить образование и найти хорошую работу, а дети остаются на попечении бабушек.

Но попытка заменить маму ни к чему хорошему не приведет, только лишь к конфликтам в более зрелом возрасте. Таким бабушкам нужно замечать и приветствовать в дочери любые проявления родительских чувств: если дочка приходит домой поздно и играет с ребенком, не нужно возмущаться, что ребенку пора спать. Но и когда дочь просит вас посидеть с ребенком, соглашаться нужно не всегда — своим согласием вы только провоцируете отдаление ребенка от дочери. Если у нее нет ничего экстренного, лучше сослаться на неотложные дела и оставить ребенка с матерью”.

“У сестры пятеро детей. Старшая дочь уже не живет с семьей, остальные распределены по учебным заведениям: кто в кадетском корпусе, кто в суворовском училище, кто в школе на пятидневке. Это не блажь, а суровая необходимость: она работает медсестрой в больнице, и времени на занятия с детьми, да и денег просто нет. Я понимаю, что племянники не получают должного внимания и заботы. Младшенький, когда я приезжаю к ним в гости, как насядет на меня, постоянно просит поиграть с ним. Я боюсь, что этот недостаток любви как-то повлияет на их дальнейшую жизнь…”

Ольга Пуговкина: “Отдавая ребенка в учебные заведения полного дня, родители должны осознать, к чему может привести “брошенность на самотек”. Если у малыша нет опыта привязанности к маме с самого детства, значит, и нет состояния психологической защищенности. Отсюда всевозможные страхи, комплексы. Если в семье не было доверительных отношений, не будет и мотивации к доверию другим людям. Поэтому ребенок с сильной нервной системой будет агрессивным и задиристым, ребенок слабый — недоверчивым, застенчивым, тревожным.

Сейчас существует огромное количество лагерей для многодетных семей. Такие семьи за символическую плату выезжают на выходные в пансионаты Подмосковья. Там они вместе общаются и проводят время так, как не способны были в домашних условиях. Может, попробовать хотя бы такой способ?”

Если хотя бы на 3—4 вопроса вы затрудняетесь ответить, скорее всего ваш ребенок страдает от недостатка заботы и внимания.

— Знаете ли вы, с кем поссорился ваш ребенок за последний месяц?

— Какие самые яркие события в жизни ребенка за последнее время вы можете припомнить? Что самое важное с ним произошло за последний месяц?

— Знаете ли вы хотя бы 3 его друзей и где они живут?

— Какое бы желание загадал ваш ребенок, если бы у него была волшебная палочка?

— Знаете ли вы, какой фильм/книгу он больше всего любит?

— Нравятся ли ребенку ваши подарки?

— Сколько раз за последний месяц вы всей семьей ходили на развлекательные мероприятия (в цирк, в театр, на каток, в музей и т.д.)?

— Знаете ли вы, какие замечания делают учителя вашему ребенку и за что хвалят?

— Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок, и во что бы он переодел вас?

Что делать, если ребенок оказался в группе риска?

— Как можно чаще интересуйтесь школьными делами ребенка: какую роль он играет в спектакле, что они рисовали сегодня на уроке…

— По выходным, если получается, обедайте вместе: это очень сплачивает семью.

— Если ребенок смотрит мультики или фильм, не спешите заняться своими делами, посмотрите телевизор вместе с ним и обсудите увиденное.

— На праздники не отправляйте ребенка к бабушке: лучше пригласите к столу его одноклассников.

— Если ребенок любит кататься на велосипеде, купите и себе железного “коня” и катайтесь вместе.

Источник

Скрытые сироты — кто они?

Даже в богатых семьях дети часто чувствуют себя брошенными

В нашем классе Лене завидовали многие. У нее первой появился мобильный телефон, она первой поехала за границу и привезла оттуда приставку и ролики. Не знали мы тогда другого: что маму она не видела по несколько недель, кататься на лошадях она ходила с воспитательницей, а подарки на день рождения получала из рук маминых сослуживцев.
А когда на выпускном вечере все родители кинулись поздравлять своих детей, Лена сиротливо стояла в сторонке. Мама-предприниматель не пришла поздравить дочку: в это время она заключала очередной договор в Стокгольме…
Как получается, что ребенок, формально имея родителей, становится сиротой? На этот вопрос отвечает психолог, заместитель директора центра психолого-медико-социального сопровождения Западного административного округа “Живые потоки” Ольга ПУГОВКИНА.

Так называемые “скрытые сироты” — это ребята, проживающие в полной семье, с папой и мамой, но при этом чувствующие себя обездоленными, одинокими, незащищенными. Эти дети зачастую лишены главного: родительского тепла, заботы и доверительного отношения с самым близким для них человеком. Родители таких детей не разделяют их интересов и не принимают активного участия в их жизни.
Последствия скрытого сиротства в разном возрасте проявляются по-разному: у детишек 3—7 лет это капризы, раздражимость, возбудимость, задержки в развитии, у ребят 7—14 лет — нарушения поведения. В более зрелом возрасте дефицит родительской заботы может перерасти в депрессию, тревогу и социальную фобию. Количество скрытых сирот трудно определить, ведь они не проходят ни по каким спискам. Но по приблизительным подсчетам, от недостатка родительского внимания в той или иной мере страдает каждый пятый ребенок.

“У сестры пятеро детей. Старшая дочь уже не живет с семьей, остальные распределены по учебным заведениям: кто в кадетском корпусе, кто в суворовском училище, кто в школе на пятидневке. Это не блажь, а суровая необходимость: она работает медсестрой в больнице, и времени на занятия с детьми, да и денег просто нет. Я понимаю, что племянники не получают должного внимания и заботы. Младшенький, когда я приезжаю к ним в гости, как насядет на меня, постоянно просит поиграть с ним. Я боюсь, что этот недостаток любви как-то повлияет на их дальнейшую жизнь. ”
Ольга Пуговкина: “Отдавая ребенка в учебные заведения полного дня, родители должны осознать, к чему может привести “брошенность на самотек”. Если у малыша нет опыта привязанности к маме с самого детства, значит, и нет состояния психологической защищенности. Отсюда всевозможные страхи, комплексы. Если в семье не было доверительных отношений, не будет и мотивации к доверию другим людям. Поэтому ребенок с сильной нервной системой будет агрессивным и задиристым, ребенок слабый — недоверчивым, застенчивым, тревожным.
Сейчас существует огромное количество лагерей для многодетных семей. Такие семьи за символическую плату выезжают на выходные в пансионаты Подмосковья. Там они вместе общаются и проводят время так, как не способны были в домашних условиях. Может, попробовать хотя бы такой способ?”

ТЕСТ НА ЛЮБОВЬ
Если хотя бы на 3—4 вопроса вы затрудняетесь ответить, скорее всего ваш ребенок страдает от недостатка заботы и внимания.
•Знаете ли вы, с кем поссорился ваш ребенок за последний месяц?
•Какие самые яркие события в жизни ребенка за последнее время вы можете припомнить? Что самое важное с ним произошло за последний месяц?
•Знаете ли вы хотя бы 3 его друзей и где они живут?
•Какое бы желание загадал ваш ребенок, если бы у него была волшебная палочка?
•Знаете ли вы, какой фильм/книгу он больше всего любит?
•Нравятся ли ребенку ваши подарки?
•Сколько раз за последний месяц вы всей семьей ходили на развлекательные мероприятия (в цирк, в театр, на каток, в музей и т.д.)?
•Знаете ли вы, какие замечания делают учителя вашему ребенку и за что хвалят?
•Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок, и во что бы он переодел вас?

ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ
Что делать, если ребенок оказался в группе риска?
•Как можно чаще интересуйтесь школьными делами ребенка: какую роль он играет в спектакле, что они рисовали сегодня на уроке.
•По выходным, если получается, обедайте вместе: это очень сплачивает семью.
•Если ребенок смотрит мультики или фильм, не спешите заняться своими делами, посмотрите телевизор вместе с ним и обсудите увиденное.
•На праздники не отправляйте ребенка к бабушке: лучше пригласите к столу его одноклассников.
•Если ребенок любит кататься на велосипеде, купите и себе железного “коня” и катайтесь вместе.

Источник

Социальное сиротство: определение понятий и общая характеристика

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Социальное сиротство: определение понятий и общая характеристика

Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Понятие «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в ХХ веке приобрело новые формы и масштабы, что заставляет исследователей искать и новые подходы к его изучению. Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала девяностых годов ХХ века. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства.

Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые законодательные и административные меры.

Социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления.

В Семейном кодексе (СК РФ) используется понятие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 121)

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, родители которых умерли.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения.

В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой), в настоящее время в семьях проживает почти ¾ всех детей, оставшихся без родительского попечения. Основной формой семейного устройства остается опека (две трети от всех помещенных в семьи детей). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами.

Основная идея воспитательной системы 18 века: создание 3 сословия- «образованных людей, которые способны служить отчеству, владеть различными ремеслами» социально-педагогическая программа И.И.Бецкого строилась по возрастному принципу. С 6 лет начиналось обучение и приобщение ребенка к труду. Обучение длилось 4 года, дети обучались молитвам, чтению, письму, правилам арифметики, все остальное время-труд. Большое место отводилось воспитанию нравственности. Запрещались телесные наказания, были определены дозволительные формы наказания( стояние на одном месте, лишение прогулки, выговор наедине, выговор публично) С 14 лет начиналась профессиональная подготовка воспитанника. Он шел к мастеру обучения ремеслам. В 16 лет воспитанник мог остаться в мастерских при Воспитательном доме или начать самостоятельную жизнь. Большинство малолетних детей-сирот стали направлять в благополучные крестьянские семьи на вскармливание и воспитание сначала на 9 мес, затем от 5 до 7 лет. Существовал специальный корпус надзирателей, которые были призваны наблюдать за содержанием детей в семьях.

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России 19 века сыграл Константин Дмитриевич Ушинский. Он рассматривал воспитание как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, направленное на достижение полноценной и всесторонне развитой личности. К 1917 году на территории России действовало 538 детских приютов, в которых воспитывалось 29.650 человек. Уже в дореволюционной России специалистами приютов были сформулированы важнейшие задачи социального возрождения детей и определены пути ресоциализации- через самообслуживание и самоорганизацию быта, преодоление иждивенчества и потребительства. Ресоциализация- процесс усвоения индивидом новых ценностей, ролей, навыков, вместо прежних: устаревших, утраченных, социально неприемлимых. Сироты и беспризорники конца 19 начала 20 века –дети, круглые сироты.

Известность педагогической системе 20 века принесли работы Антона Семеновича Макаренко, Василия Андреевича Сухомлинского. Макаренко обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, огромное значение придавал трудовому воспитанию, дисциплине и методике дисциплинирования. Педагогическая система СССР- коллективная форма воспитания детей.

Во все времена сиротой считался человек, лишенный попечения, оставшийся без средств к существованию, безродный. Сиротами называли детей брошенных, одиноких стариков. Сиротами при живых родителях на Руси чаще всего становились незаконнорожденные ( зазорные).

Таким образом можно считать, что остановить рост социального сиротства в России невозможно, необходимо первостепенно уделить наибольшее внимание воспитанию детей, их развитию, а стало быть- семье, возрождению ее культуры, духовных ценностей и традиций.

В настоящее время сироты при живых родителях. О кризисном состоянии российской семьи в настоящее время свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. За пять лет число удовлетворенных судами исков о лишении родительских прав возросло с 35 тыс. до 56 тыс. Лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, – это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Регионы-рекордсмены по количеству детей, оставшихся без попечения родителей: Москва, Московская область, Кемеровская, Свердловская, Челябинская, Иркутская области, приморский край (показатель от 1000 до 1700 человек в год)

На настоящий момент можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе. Суть ее в том, что за последние 20 лет система государственной работы с семьей в целом и с детьми, в частности, направлена на коррекцию негативных явлений, а не на устранение их причин.

Число беспризорников достигло 1 млн, это самая опасная часть социального дна: они криминализированы. Таким образом, в стране возникает социализированная преступность, не случайная, ситуативная- а формируемая, воспитываемая и воспроизводящаяся.

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

Ситуация с социальным сиротством в современной России определяется факторами, сформировавшимися еще в советский период. Коммунистическая идеология приоритетной формой воспитания считала общественное, семья рассматривалась как отживший свое институт, не имеющий существенного значения в формировании личности ребенка. Следствием такого подхода были, во-первых, преимущественное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения и, во-вторых, отказ от активного социального вмешательства в неблагополучные семьи для вывода их из кризисного состояния. В годы Советской власти и в настоящее время государство вместо предупреждения семейного неблагополучия (социальная поддержка семей с детьми, ранняя профилактика дисфункциональных отношений в семье) основные усилия направляет на устройство детей оставшихся без попечения родителей.

Часто можно слышать понятие – дисфункциональная семья.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

В настоящее время нет общепринято классификации функций семьи. Исследователи единодушны в выделении таких функций, как репродуктивная (продолжение рода), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между этими функциями существует тесная взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнение другой. Важнейшей функцией семьи является воспитательная, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Нарушение этой функции в первую очередь обусловливает возникновение риска социального сиротства.

Воспитательный потенциал семьи складывается из совокупности объективных и субъективных условий ее жизнедеятельности материальных устремлений и реальных возможностей, духовных ценностей, нравственных установок, стиля взаимоотношений –позволяющих ей осуществлять воспитание и развитие детей. Основными причинами снижения воспитательного потенциала современной семьи являются бедность, потеря духовно-нравственных ориентиров, высокий уровень занятости родителей, трансформация родительских ролей.

Изменилась и модель воспитания и образования детей. Акцент делается в меньшей степени на послушание родителям и в большей на автономию детей. Отсюда появляется еще одно понятие.

Семьи можно условно определить, с учетом качества детско-родительских отношений и привязанностей, к следующим группам:

Дисфункциональные антисоциальные семьи – семьи, ведущие криминальный образ жизни, живут за счет эксплуатации членов своей семьи, детей, принуждают к противоправным действиям: воровству, попрошайничеству, проституции.

СЧто такое скрытое сиротство. Смотреть фото Что такое скрытое сиротство. Смотреть картинку Что такое скрытое сиротство. Картинка про Что такое скрытое сиротство. Фото Что такое скрытое сиротствоЧто такое скрытое сиротство. Смотреть фото Что такое скрытое сиротство. Смотреть картинку Что такое скрытое сиротство. Картинка про Что такое скрытое сиротство. Фото Что такое скрытое сиротствооциально здоровая

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *