Что такое скульптура поверхности
§ 18. Рельеф России: скульптура поверхности
От чего зависит рельеф поверхности. Как действуют внешние сипы Земли. Как внешние процессы влияют на рельеф России.
От чего зависит рельеф поверхности?
Вы уже много узнали о внутренних силах Земли. Именно эти силы поднимают горы, двигают плиты, раскалывают земную кору — создают основу, тектоническую структуру, для крупных форм. Иными словами, они делают поверхность Земли очень неровной. Внешние силы, напротив, «обрабатывают» неровности, преимущественно сглаживая рельеф,— формируют скульптуру поверхности.
Поднятые внутренними силами горы или опущенные по разломам блоки земной коры выглядят, конечно, гораздо внушительнее, чем песчаный бархан, овраг или даже речная долина, созданные внешними силами. Однако учёные подсчитали, что в масштабах геологической истории результаты действия внутренних и внешних сил соизмеримы. Например, в высоких горах под действием внешних сил ежегодно «срезается» слой толщиной 0,2—1 мм. Значит, за миллион лет горы станут ниже на 200—1000 м! Если бы вертикальные тектонические движения прекратились, наша планета стала бы совсем ровной.
РЕЛЬЕФ ПОВЕРХНОСТИ В ЦЕЛОМ — ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СИЛ ЗЕМЛИ.
Как действуют внешние силы Земли?
Изменение горных пород происходит в процессе выветривания. При физическом (механическом) выветривании под влиянием колебаний температур, давления, влажности ослабевает прочность горных пород, оказавшихся на поверхности. В породах образуются трещины, частицы пород отламываются. При химическом выветривании изменяется состав горных пород под влиянием кислорода, воды, солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе; могут образовываться новые минералы. Растворение может приводить и к возникновению карстовых форм (например, в известняках) — воронок на поверхности и пустот под землёй. (Вспомните, в каких районах нашей страны и земного шара встречается это явление.) При органическом выветривании механическое и химическое разрушение пород — результат деятельности живых организмов.
Вспомните, что такое выветривание.
Перемещение обломков и мелких частиц происходит как под действием силы тяжести (обваливание или осыпание), так и путём их переноса водой в разных состояниях, ветром или организмами. Чем выше поднятие над уровнем моря, чем круче склоны, тем интенсивнее обычно идёт разрушение и перемещение обломков. (Вспомните из курса физики, что при падении тел происходит ускорение силы тяжести; следовательно, чем выше расположен предмет, чем дольше он падает, тем больше ускорение свободного падения.)
Виды выветривания: физическое, химическое, органическое.
Продукты разрушения откладываются в понижениях, у подножий гор (например, в форме конусов выноса при выходе ущелий на равнину), вдоль русел и в устьях рек, на берегах морей и озёр (пляжи, острова, дельты). Важное место в процессе накопления отложений занимают растительные и животные остатки — так, например, накапливается торф.
ВНЕШНИЕ СИЛЫ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ, НО ИХ ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — РАЗРУШЕНИЕ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, НАКОПЛЕНИЕ.
Как внешние процессы влияют на рельеф России?
В механическом разрушении и перемещении пород главную роль играют текучие воды, ветер, движущиеся ледники. Вода углубляет рытвины вплоть до образования оврагов, подмывает берега рек (это эрозионные процессы), разрушает морские берега. Ветер, поднимая песок, скоблит и разрушает скальные породы. Ледник выпахивает целые долины и переносит огромное количество крупных и мелких обломков. Особенно сильны процессы разрушения в горах. (См. карту, помещённую по цен тру внизу на с. 250—251 Приложения.)
Внешние силы, преобразующие рельеф России, — текучие воды и движущиеся ледники, мерзлотные процессы, волны на берегах морей и озёр, растворяющее действие воды, ветер, живые организмы, силы гравитации.
Часто действие внешних сил определяется климатическими особенностями местности. Там, где выпадает достаточное количество осадков, речная сеть густая и работа текучих вод интенсивная. В таких районах обычен рельеф, сформированный водными потоками. Если при этом местность низменная и плоская, то сток осадков с поверхности замедлен, воды рек не сильно углубляют русла, но оставляют наносы. Такой рельеф на холодной Западно-Сибирской равнине дополнен обширными болотистыми участками. На возвышенных равнинах, как, например, на Среднерусской, преобладают эрозионные процессы (водная эрозия) и распространён овражно-балочный рельеф.
На рельеф России сильно повлияло глобальное похолодание климата в четвертичный период кайнозойской эры. Ледниковый рельеф северной и центральной частей Восточно-Европейской равнины и севера Западно-Сибирской равнины — результат нескольких древних оледенений (рис. 30). На севере страны и в пределах Среднесибирского плоскогорья широко распространён мерзлотный рельеф.
Рельеф: скульптура поверхности
Данную презентацию можно использовать при изучении темы «Рельеф России»
Просмотр содержимого документа
«Рельеф: скульптура поверхности»
Рельеф: скульптура поверхности
• Раскрыть, от чего зависит рельеф поверхности. • Познакомить учащихся с изменением горных пород в процессе выветривания. • Определить, какие внешние процессы и как влияют на рельеф.
Проверка домашнего задания:
1. Почему платформы выражены в рельефе равнинами, а геосинклинали — горными областями? 2. Объясните, чем отличается строение плиты от строения щита. 3. Дайте определение тектонической структуры. 4. Где на территории России расположены самая высокая и самая низкая точки? Как они называются? 5. Расскажите о связи рельефа России с тектоническим строением ее территории.
Изучение нового материала:
Магматические и метаморфические породы при выходе на поверхность подвергаются разрушению. Они измельчаются, превращаются в рыхлые породы, изменяется их химический состав.
Выветриванием называют процесс механического разрушения и химического изменения горных пород и составляющих их минералов.
Физическое выветривание — это механическое разрушение горных пород без изменения химического состава. Главный фактор физического выветривания — колебание суточных и сезонных температур.
Химическое выветривание — это совокупность различных химических процессов, в результате которых происходит дальнейшее разрушение горных пород и качественного изменения их химического состава с образованием новых минералов и соединений. Важнейшими факторами химического выветривания являются вода, углекислый газ и кислород.
Корни растений и микроорганизмы выделяют во внешнюю среду углекислый газ и различные кислоты (щавелевую, яблочную, янтарную, плавиковую, азотную, серную и др.), которые разрушают минералы и усиливают процесс выветривания.
Интенсивность выветривания зависит от климатических условий и главным образом от температуры и количества осадков.
На основе текста § 16 учащиеся заполняют таблицу.
Влияние внешних сил на рельеф России
Внешние силы, формирующие рельеф
Формы рельефа, созданные в результате деятельности внешних сил
Деятельность текучих вод
Где встречаются эти формы рельефа
Речные долины, овражно-балочная сеть
Песчаные холмы, гряды, дюны, барханы
Центральная часть Восточно-Европейской равнины
Прикаспийская низменность, Куршская коса
ВОПРОС: Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к изменению рельефа? Какие формы при этом образуются?
Изменение рельефа приводит к окультуриванию ландшафта или, наоборот, к его разрушению (например, овражно-балочная сеть).
2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.
Презентация. «Рельеф: скульптура поверхности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выберите правильный ответ: 1.Самая древняя геологическая эра: а) архейская б) палеозойская в) кайнозойская 2. Геологическая эра, в которой мы живем : а) мезозойская, б) палеозойская в) кайнозойская 3.Наша Земля образовалась: а) 7млрд. лет назад: б) 5млрд. лет назад в) 3млрд. лет назад
4.Установите соответствие: 1. Докембрий А. Триасовый 2.Кайнозой Б. Пермский 3. Палеозой В. Протерозой 4. Мезозой Г.Антропоген
5.Установите последовательность горообразований от самых древнейших до новейших: 1. Альпийская 2. Байкальская 3. Мезозойская 4. Герцинская 5. Каледонская
6. Продолжите фразы: а) По геохронологической таблице можно узнать ………………………………………….. Б) Самая молодая эра……………, она состоит из таких периодов…………………….
7. Найдите ошибочные утверждения : а) Крымские горы сформировались в герцинскую складчатость б) Мезозойская эра состоит из 4 периодов. в) Человек появился в четвертичном периоде КАЙНОЗОЯ. г) Юрский период – царство динозавров.
Прочитайте стр. 72 в учебнике, определите от чего зависит рельеф поверхности
Рельеф поверхности в целом – это результат взаимодействия глобальных внутренних и внешних сил Земли.
Что такое выветривание?
Выветривание – это процесс изменения и разрушения минералов и горных пород на земной поверхности под воздействием физических, химических и органических факторов.
Используя текст учебника на стр. 72, выясните, какие существуют виды выветривания и дайте их краткую характеристику. Составьте схему «Виды выветривания»
Прочитайте в учебнике стр. 73 – 74, запишите: Какие внешние процессы влияют на рельеф России?
Влияние внешних сил на рельеф России Внешние силы, формирующие рельеф Деятельность текучих вод Деятельность ветра Деятельность ледников … …
Деятельность текучих вод. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки
Химическое Физическое Биологическое
Процессы, вызванные действием силы тяжести.
Как человек изменяет рельеф?
1. Просмотреть видео (3 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=2CHoqwnRUHU 2. Прочитайте параграф 19 3. Устно ответьте на вопросы 1 – 6 стр. 79
Параграф 18, 19 прочитать Ответить письменно вопрос 7 стр. 79
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1578820
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое скульптура поверхности
Подробное решение параграф § 18 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016
1. Какие внешние процессы и как влияют на рельеф России?
На рельеф поверхности Земли влияют следующие процессы: деятельность ветра, вод, ледников, органического мира и человека.
2. Что такое выветривание? Какие существуют виды выветривания?
Выветривание – совокупность естественных процессов, приводящих к разрушению горных пород. Выветривание условно подразделяется на физическое, химическое и биологическое.
3. Какое влияние на рельеф оказывают текучие воды, ветер, многолетняя мерзлота?
Временные (формируются после дождей или таяния снега) и реки размывают породы (этот процесс называют эрозией). Временные потоки воды прорезают овраги. Со временем эрозия может уменьшиться, тогда овраг постепенно превращается в балку. Реки образуют речные долины. Подземные воды растворяют некоторые горные породы (известняк, мел, гипс, соль), в результате образуются пещеры. Разрушительную работу моря обеспечивают удары волн о берег. Удары волн образуют в берегу ниши, а из остатков горных пород образуется, вначале каменисты, а затем песчаный пляж. Иногда волны вдоль берега намывают узкие косы. Ветер выполняет три вида работы: разрушительную (выдувание и развенчание рыхлых пород), транспортную (перенос ветром обломков пород на большие расстояния) и творческую (откладывание перенесенных обломков и образование различных эоловых форм поверхности). Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и оттаивающие породы подвержены деформации – пучение, связанное с увеличением объема воды при замерзании.
4. Какое влияние на рельеф оказало древнее оледенение?
Ледники оказывают существенное влияние на подстилающую поверхность. Они сглаживают неровности рельефа и сносят обломки горных пород, расширяют речные долины. К тому же они создают формы рельефа: троги, кары, цирки, карлинги, висячие долины, «бараньи лбы», озы, друмлины, мореные гряды, камы и др.
5. По карте на рисунке 30 определите: а) где находились основные центры оледенений; б) куда из этих центров растекался ледник; в) как проходит граница максимального покровного оледенения; г) какие территории покрывал ледник, до каких не дошёл.
А) Центрами оледенения были: Скандинавский полуостров, острова Новая Земля, полуостров Таймыр. Б) Движение из центра Скандинавского полуострова было направленно радиально, но преимущество получило юго-восточное направление; оледенение островов Новая Земля, так же было радиальным и в целом направленно на юг; оледенение полуострова Таймыр было направлено на юго-запад. В) Граница максимального оледенения проходит по северо-западной части Евразии, при этом в Европейской части России она имеет больше распространение на юг, чем в Азиатской, где она ограничена лишь севером Средне-Сибирского плоскогорья. Г) Ледник покрыл территории северной и центральной части Восточно-Европейской равнины, дошел до 600 северной широты в Западной Сибири и 62-630 северной широты в Сердене-Сибирском плоскогорье. Территории северо-востока страны (Восточной Сибири и Дальнего Востока), а также пояс гор Южной Сибири, юг Западной Сибири и Восточно-Европейской равнины, Кавказ оказались вне зоны оледенения.
6. По карте на рисунке 32 проследите, какую часть территории России занимает многолетняя мерзлота.
Примерно 65% территории России занимает многолетняя мерзлота. В основном она распространена в Восточной Сибири и Забайкалье; при этом её западная граница начинается с участков крайнего севера Печерской низменности, затем идет по территории Западной Сибири в районе среднего течения реки Оби, и спускается на юг, где начинается в истоках правого берега Енисея; на востоке оказывается, ограничена Буреинским хребтом.
7. Проведите следующую работу но определению понятия «выветривание»: а) дайте известное вам определение; б) найдите другие определения понятия в справочниках, энциклопедиях, Интернете; в) сопоставьте эти определения и сформулируйте своё.
Выветривание – это разрушение горных пород. Определения, взятые из Интернета: «Выветривание – совокупность процессов физического и химического разрушения горных пород и слагающих их минералов на месте их залегания: под воздействием колебаний температуры, циклов замерзания и химического воздействия воды, атмосферных газов и организмов»; «Выветривание – процесс разрушения и изменения горной породы в условиях земной поверхности под влиянием механического и химического воздействия атмосферы, грунтовых и поверхностных вод и организмов». Синтез собственного определения и определений, взятых из Интернета: «Выветривание – это постоянный процесс разрушения горных пород под действием внешних сил Земли, физическим, химическим и биологическим способом»
8. Докажите, что рельеф изменяется под воздействием хозяйственной деятельности человека. Какие аргументы в вашем ответе будут наиболее значимыми?
В антропогенном воздействии на рельеф выделяют: А) техногенное разрушение горных пород, путем добычи полезных ископаемых и создании карьеров, шахт, штольней; Б) перемещение горных пород – перевозка нужных полезных ископаемых, ненужных грунтов при строительстве зданий и т.д.; В) накопление перемещенного горных пород, к примеру, строительство дамбы, плотины, образование терриконов (отвалов) пустых, ненужных пород.
9. Какие рельефообразующие процессы наиболее характерны в современный период для вашей местности? Чем они обусловлены?
В Челябинской области, в настоящее время можно встретить все виды выветривания: физическое – разрушение Уральских гор при постоянно дующих ветрах, также постоянные изменения температур приводят к физическому разрушению горных пород, текучие воды горных рек, хоть медленно, но постоянно расширяют русло и увеличивают речные долины, на востоке области каждую весну при обильном таяние снегов формируются овраги. Также на границе с республикой Башкортостан, в горных районах происходят процессы карстования – образования пещер. Также и биологическое выветривание встречается на территории области, так на востоке бобры создают запруды, иногда в болотах выгорают торфяные залежи, образуя пустоты. Сильное воздействие на рельеф оказывает развитая горнодобывающая промышленность области, создавая карьеры и шахты, терриконы и отвалы, выравнивая поднятия.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.
Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.
Видовая специфика скульптуры
Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. К монументальной скульптуре относятся:
Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.
Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики); включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
Иные разновидности скульптуры:
Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура — художественная композиция, выполненная изо льда.Песчаная скульптура — художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание,художественное литьё, ковка, чеканка и др.
Главные жанры скульптуры:
Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет –изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).
Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.
Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).
Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытно-общинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.
Особенности художественного языка скульптуры
Художественно-выразительные средства скульптуры:
Способ получения скульптуры зависит от материала:
Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.
Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.
Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).
Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:
Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:
Основная проблематика скульптуры
К техническим проблемам скульптуры относится очень важная проблема постамента, базы, постановки статуи. Во все эпохи одна из важнейших проблем, стоящих перед скульптором, заключается в том, чтобы рассчитать форму и размер постамента и согласовать статую и постамент с пейзажем и архитектурной обстановкой. Постамент важен и потому, что на нем обычно отмечены все основные данные, касающиеся тематики статуи и времени ее исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на постаменте имя автора статуи.
Постаменты могут быть бесконечно разнообразны по своим формам и размерам, по характеру профилировки и по пропорциям. Многое здесь зависит, разумеется, и от характера статуи: чем больше статуя, тем массивней должен быть и постамент; напротив, маленькая статуя может обходиться вообще без постамента — достаточно бывает небольшой плиты для стабильности (стоит упомянуть своеобразные постаменты в виде костылей, которые применялись для небольших статуэток на острове Крит в эпоху эгейской культуры). Для стоящих статуй желателен вертикальный постамент, для лежащих — горизонтальный, низкий; на слишком большом постаменте статуя теряет значительность, на слишком маленьком — лишается стабильности.
В Древней Греции предпочитали в целом не очень высокие постаменты: в V веке высота постамента не превышала обычно уровня груди среднего роста зрителя; в IV веке постаменты чаще всего имели ступенчатую форму, сложенную из нескольких горизонтальных плит. В эллинистическую эпоху постаменты становятся несколько выше — до полутора-двух метров вышины. Но и в классическую эпоху встречаются очень высокие постаменты, если этого требовал специфический характер статуи: так например, «Ника» (богиня победы)
скульптора Пэония стояла перед храмом Зевса в Олимпии, как бы слетая с неба, на узком, трехгранном постаменте девяти метров вышины. Раннему Возрождению свойственны конные статуи, стоящие на высоких постаментах таким образом, чтобы темный силуэт возвышался на фоне неба. Напротив, в эпоху барокко, в китайской и японской скульптуре (отчасти у Родена) мы встретим низкие постаменты, которые подчеркивают связь статуи с окружением и больший контакт со зрителем.
В целом можно утверждать, что постамент выполняет две основные, но противоречивые функции, и в зависимости от того, какая из них преобладает, меняются характер, пропорции, формы постамента. С одной стороны, задача постамента — отделить статую от реального мира, отграничить ее от обыденности, поднять в некую высшую сферу. В этом случае постаменту присущи абстрактные, чисто тектонические черты, и реалистические детали, вроде свешивающегося с постамента кончика плаща или тоги, ему противопоказаны. Иногда для изоляции статуи от окружения используют контраст материала, примененного в статуе и в постаменте (например, бронзовая статуя на гранитном постаменте). На ранних стадиях развития скульптуры иногда очень резко подчеркнуты тектонический характер постамента и его изолирующие функции — иной раз постаменты настолько высоки, что статуи обращаются в придаток к постаменту, его завершающее
украшение (таковы, например, греческие архаические сфинксы или так называемые стамба — святые столбы в Индии на местах скитаний Будды с его изречениями). В скульптуре эпохи готики, да и позднее в немецкой скульптуре мы встречаем другой вариант подавления статуи постаментом, когда постамент превращается в целое многоэтажное здание, а статуи оказываются такими маленькими и их так много, что они становятся как бы только украшениями и теряются в сложной архитектуре постамента (примером может служить «Рака св. Зебальда» Петера Фишера в Нюрнберге, 1519 год). В эпоху барокко, напротив, гармонию между статуей и постаментом часто нарушает статуя, которая слишком велика по сравнению с постаментом, слишком самостоятельна в своей экспрессивной динамике и поэтому подчиняет себе постамент, превращает его в арену своей деятельности («Персей» Б. Челлини, памятник великому курфюрсту в Берлине А. Шлютера).
Наиболее гармоническое решение проблемы тектонического постамента и изоляции статуи дает эпоха Возрождения. Поучительно сравнить в этом смысле две конные статуи. Бронзовая статуя Гаттамелаты выполнена Донателло в 1453 году и стоит в Падуе. У нее высокий постамент, благодаря чему статуя ясно выступает на фоне неба. Для выделения и изоляции статуи между нею и темным постаментом вставлена светлая плита мрамора. Постамент имеет строго тектоническую форму, он не отвлекает внимания от статуи, а дает ей спокойную
основу и подчеркивает ее композицию (отметим округлое тело лошади и округлые формы постамента, членение постамента согласовано с постановкой ног лошади; тело всадника подчеркивает главную ось, которая повторяется в рельефе и дверях постамента).
Терминология
Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.
Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.
Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.
Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.
Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.
Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.
Акцент — прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание.
Анфас — буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди.
Барельеф — рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.
Бюст — погрудное изображение человека.
Гармония — связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония — согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.
Горельеф — сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.
Декор — украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.
Декоративная скульптура — является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.
Каркас — арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.
Круглая скульптура — объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.
Рельеф — выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.
Модель (в скульптуре) — оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).
Монументальная скульптура — монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.
Пропорция — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.
Скульптура — ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.
Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.
Станковая скульптура — произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.
Стол для моделирования — специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.
Стека — инструмент для работы над скульптурой.
Стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.
Техника — обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).
Фактура — в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.
Эскиз — подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.
Этюд — работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями
Литры