Что такое скупой рыцарь
Скупой рыцарь
Зевака (недоуменно) Все ходят в Бухаре в таких халатах!
Насреддин (наставительно) Не все! Раскинь умишком, коль не глуп. Халатец дорогой, но весь в заплатах. А значит, наш клиент богат, но скуп!
Когда жадина-говядина ещё не дотянул до смерти из-за своего порока, но уже стоит на верном пути, получается предмет статьи. Да, этот человек богат, даже очень. Но по причине крайней скупости выглядит хуже и беднее нищего, и потому скупой «рыцарь» выглядит и ведёт себя совсем не рыцарственно. Часто троп принимает черты если не безумия, то некоторого психического расстройства: персонаж не может расстаться ни с одной мелочью, даже с мусором, копит деньги ради денег или вовсе скуп в ущерб своему же богатству. Частым атрибутом персонажа является связка ключей от сундуков, ящиков и шкафов, которую он таскает с собой, никому не доверяя.
Не столь отрицательный вариант — бедняк, разбогатевший своим трудом (ну, или своим коварством), но так и не понявший смысл всей этой культуры потребления. Новая одежда? Зачем, я старую заштопаю. В театр сходить? Ой, дорого: хочешь отдохнуть — рыбу поуди: тишина, покой, заодно и обед будет. Учебники купить? Да зачем, я вот самообразованием всё взял, и вообще можно одну книгу на несколько человек взять и по очереди пользоваться. Если такой персонаж всё-таки подаётся как крайне отрицательный, то делается это с добавлением тропов Я хороший, мне всё можно, а то и Смердяковщина: я терпел и спину гнул на хозяина, значит, и вы должны в чёрном теле работать и не жаловаться! И вообще, я пробился в люди — значит, и все могут, а кто беден, тот просто ленив, глуп и сам в своей бедности виноват! Я не гроши у вас отбираю, я учу вас ценить деньги и упорно работать!
Кратко «Скупой рыцарь» А. С. Пушкин
«Скупой рыцарь» – это пьеса из цикла маленьких трагедий А. С. Пушкина.
В произведении ярко продемонстрировано, как скупость в своем крайнем проявлении может погубить даже самого достойного человека. В прошлом храбрый и честный рыцарь ради богатства становится рабом своих страстей.
Очень краткий пересказ пьесы «Скупой рыцарь»
Молодой сын барона, Альбер, не может смириться со своим бедственным положением. Скоро состоится рыцарский турнир, а у него нет ни атласного платья, ни нового шлема.
Старый шлем пробит рукой графа Делоржа на прошлых соревнованиях. Слуга Иван утешил своего господина, тем, что соперник Делорж сильно пострадал и вряд ли скоро поправится. Но Альбер не думал о его здоровье. Его удручало то, что венецианский нагрудник графа Делоржа остался цел.
Альбер уже не в первый раз обращался к жиду Соломону с просьбой взять в долг. На этот раз ростовщик отказал, несмотря на то, что Альбер может совсем скоро получить хорошее наследство от отца. Соломон не был уверен в том, что Альбер переживет барона и не давал в долг без заклада.
Состоятельный и жадный отец Альбера охраняет свое золото, как цепной пес. Он по крупицам собирал свое состояние, и теперь его подвал наполнен сундуками с золотом. Барон трепещет и восторгается, осматривая свои сокровища, за которыми стоят человеческие слезы, ложь и преступления. Он считает себя господином мира: ему все подвластно, а он служит лишь золоту.
Одно тревожит барона: кто унаследует его состояние? Его расточительный и порочный сын? Он не знает, каких усилий стоило собрать такое богатство и недостоин наследства своего отца.
Нищета заставила Альбера пойти во дворец и обратится за помощью к герцогу. Здесь рыцарь нашел сочувствие и поддержку. Во время беседы герцог и Альбер увидели, как во дворец входит барон. Рыцарь поспешно спрятался в соседней комнате.
Герцог радушно встретил барона и спросил, почему его сын никогда не был во дворце? Барон всегда был верным другом деда герцога. Альберу следовало бы оказать честь правителю – участвовать в праздниках и турнирах. Однако барону не нравилось это предложение.
Он не хотел обеспечивать дворцовые развлечения сына, и сказал, что Альбер не достоин внимания герцога. Барону известно, что сын жаждет его смерти и уже пытался обокрасть своего отца.
Герцог ужаснулся словам барона. В это мгновенье из соседней комнаты вышел Альбер и упрекнул отца в клевете. Барон бросил сыну перчатку: только меч рассудит, на чьей стороне истина. Альбер принял вызов, но герцог не позволил свершиться страшной дуэли между отцом и сыном.
Как только Альбер покинул дворец, барон почувствовал приближение смерти. В последнюю минуту жизни он искал у себя ключи от сундуков с золотом, не мог их найти и сокрушался о пропаже.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание пьесы «Скупой рыцарь» подробно по сценам
Сцена I.
Молодой сын барона, Альбер, готовится к предстоящему рыцарскому турниру. Он беден: в прошлый раз за герцогским столом он сидел в латах, когда другие рыцари были одеты в атлас и бархат. Его бедный конь Эмир хромает. Для выступления нужно приобрести другого коня, например, Гнедого, по небольшой цене. Но у рыцаря нет даже маленькой суммы денег.
Альбер просит своего слугу, Ивана, принести старый испорченный шлем. На прошлых соревнованиях, граф Делорж пробил его насквозь. Альберу следовало бы снять шлем со своего противника, но он постыдился дам и герцога.
Чтобы утешить молодого рыцаря, Иван напомнил, что граф Делорж сильно пострадал и до сих пор не поправился после сражения. Удары Альбера вызвали восторг у судей и зрителей. Но Альбер не думал о его здоровье. Его удручало то, что венецианский нагрудник графа Делоржа остался цел.
Геройство Альбера проявилось лишь в ответ на обиду за пробитый шлем.
Когда Альбер нуждался в деньгах, он брал взаймы у жида Соломона. Но в этот раз Соломон отказал дать в долг без заклада. Иван ходил к ростовщику и говорил, что скоро рыцарь унаследует все богатство своего отца, но хитрый жид не уступил.
Соломон сам поднялся в башню к Альберу, чтобы вернуть, хотя бы часть долга. Ростовщик уверял рыцаря, что совсем разорился: никто ему не возвращает деньги. Альбер не церемонился с гостем: он потребовал еще сто червонцев, а старые долги и не думал возвращать.
Соломон искренне пожелал Альберу поскорее получить наследство и намекнул на то, что барон уже стар, не пора ли ему в иной мир? У ростовщика как раз есть средство. Он знает одного бедного аптекаря, который готовит чудные капли. Выпив такое «лекарство», человек умирает быстро и безболезненно.
У Альбера закончились последние средства, не хватало даже на стакан вина. У Иуды-Соломона он больше не хотел брать в долг. Рыцарь решил просить помощи у герцога, который может повлиять на отца.
Сцена II.
Отец Альбера, жадный барон, спускается в подвал, в котором хранится его богатство. Он каждый день понемногу пополняет золотом свои сундуки: так растет его состояние. Сегодня у барона счастливый день: он насыплет горсть золота в шестой сундук. Он ощущает себя господином мира. Ему подвластно многое, но сам он не служит никому и ничему, кроме своих сокровищ.
Деньги барона стоили больших человеческих страданий. Одна вдова, мать троих детей, на днях молила, чтобы он простил ей долг, но не дождавшись прощения, принесла дубон, испанскую монету. Так она вернула долг своего покойного мужа и спасла себя от тюремного заключения.
Кто унаследует состояние барона? Его расточительный и порочный сын? Он недостоин его сокровищ! Молодой рыцарь спустит все деньги на развлечения, как будто все это досталось даром. Он не узнает цену деньгам, пока сам не начнет их зарабатывать.
Барон охранял бы свои сундуки и после смерти, если только это было бы возможно.
Сцена III.
Помощь герцога была для Альбера последней надеждой, и он отправился во дворец. Герцог поверил словам рыцаря, который, действительно, был доведен до крайности и нуждался в деньгах. Государь успокоил Альбера и пообещал поговорить с его отцом с глазу на глаз.
Во время беседы герцог и Альбер увидели, как во дворец входит барон. Рыцарь поспешно спрятался в соседней комнате.
Герцог в этот день ждал барона. Он радушно встретил гостя и спросил, почему барон не любит бывать во дворце? Дед и отец герцога были в хороших отношениях с бароном. Молодой герцог не забыл об этой дружбе и тоже хотел видеть отца Альбера при дворце.
Барон отвечал, что всему виной старость, он не в состоянии участвовать в веселых играх и турнирах, однако, если настанет война, он готов явиться по приказанию и отдать жизнь за государя.
Герцог не сомневался в верности и храбрости барона и продолжил разговор. Он спросил, есть ли у барона дети? Услышав об Альбере, герцог поинтересовался: почему же его нет при дворце?
Разговор о сыне был для барона достаточно неприятным. Отец Альбера уверял, что сын не любит светских компаний, он предпочитает бродить вокруг замка в одиночестве.
Но герцог не понимал причины отказа, он говорил, что Альбер быстро привыкнет к дворцу, полюбит праздники и турниры, если отец не будет против и обеспечит сына так, как этого требует звание рыцаря.
Барон нахмурился, ему было не по душе такое предложение. Отцу было стыдно признаться, что его сын находится во власти низких пороков, он недостоин внимания герцога. К тому же барон знает, что сын только и ждет его смерти и уже пытался ограбить отца.
Альбер, услышав эти слова, ворвался в комнату, где сидели герцог и барон. Молодой рыцарь упрекнул отца в клевете. Барон в порыве гнева бросил перчатку своему сыну: только меч рассудит, на чьей стороне истина. Альбер поднял перчатку, принял вызов.
Но герцог, потрясенный всем происходящим, забрал у рыцаря перчатку и попросил барона вместе с сыном покинуть дворец.
Как только Альбер вышел из комнаты, барон почувствовал приближение смерти: его ноги ослабли, он стал задыхаться. В последнюю минуту жизни он искал у себя ключи от сундуков с золотом, не мог их найти и сокрушался о пропаже.
Герцог с ужасом осознал, что барон умер и воскликнул: «ужасный век, ужасные сердца!»
Кратко об истории создания произведения
А. С. Пушкин задумался над сюжетом пьесы еще в 1826 году. Литературоведы спорят о том, что послужило идеей к написанию «Скупого рыцаря». Одни говорят, что автор брал за основу отношения со своим отцом, который почти не поддерживал сына материально.
Другие утверждают, что А. С. Пушкин продолжал тему европейских авторов и скупости. Еще одна версия Г. А. Гуковского – о том, что автор опирался на описание быта герцогов Бургундских.
В 1830 году работа над маленькой трагедией «Скупой рыцарь» была закончена. Но А. С. Пушкин опубликовал пьесу только в 1836 году в журнале «Современник».
Чтобы избежать упреков о незавершенности произведения, автор придумал подзаголовок «Сцена из Ченстновой трагикомедии», несмотря на то, что Ченстон не писал о скупом рыцаре.
Скупой рыцарь
«Скупой рыцарь» — драматическое произведение (пьеса), задумано в 1826 г. (план относится к началу января 1826 г.); созданное в болдинскую осень 1830 года, входит в цикл маленьких трагедий Пушкина. Пьеса экранизирована.
В «Скупом рыцаре» показывается развращающая, обесчеловечивающая, опустошающая власть золота. Пушкин первым в русской литературе заметил страшную власть денег.
Итогом в пьесе являются слова герцога:
С изумительной глубиной автор раскрывает психологию скупости, но самое важное — истоки, питающие её. Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определенной исторической эпохи. Вместе с тем, в трагедии поэт поднимается до широкого обобщения бесчеловечности власти золота.
Пушкин не прибегает ни к каким нравоучительным поучениям, рассуждениям на эту тему, но всем содержанием пьесы он освещает безнравственность и преступность таких отношений между людьми, при которых всё определяет власть золота.
Очевидно, во избежание возможных биографических сближений (всем известна была скупость отца поэта, С.Л. Пушкина, и тяжёлые отношения его с сыном) Пушкин выдал эту вполне оригинальную пьесу за перевод с несуществующего английского подлинника.
Опубликован в 1836 г. в «Современнике» (том I) за подписью Р. (французский инициал фамилии Пушкина). «Скупой рыцарь» должен был впервые идти в Александринском театре в Петербурге через три дня после смерти Пушкина, но по требованию властей, опасавшихся выражения сочувствия публики к убитому поэту, спектакль был заменён водевилем.
Сюжет
Эта сцена — монолог барона, отца Альбера:
Как молодой повеса ждет свиданья С какой-нибудь развратницей лукавой Иль дурой, им обманутой, так я Весь день минуты ждал, когда сойду В подвал мой тайный, к верным сундукам. Счастливый день! могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золоту накопленного всыпать.
Так я, по горсти бедной принося. Вознес мой холм — и с высоты его Могу взирать на все, что мне подвластно. Что не подвластно мне? как некий демон Отселе править миром я могу; Лишь захочу — воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся нимфы резвою толпою; И музы дань свою мне принесут, И вольный гений мне поработится, И добродетель и бессонный труд Смиренно будут ждать моей награды.
Мне все послушно, я же — ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою: с меня довольно Сего сознанья.
(Смотрит на свое золото)
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Тут есть дублон старинный. вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя.
Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме.
А этот? этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще.
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных. Но пора.
(Хочет отпереть сундук.)
Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
Барон хочет устроить “пир”. Он зажигает свечи и отпирает все сундуки.
Я царствую. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастье, в ней честь моя и слава!
Я царствую. но кто вослед за мной
Приимет власть над нею? Мой наследник!
Безумец, расточитель молодой,
Развратников разгульных собеседник!
Едва умру, он, он! сойдет сюда
Под эти мирные, немые своды
С толпой ласкателей, придворных жадных.
Украв ключи у трупа моего,
Он сундуки со смехом отопрет.
И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.
Он разобьет священные сосуды,
Он грязь елеем царским напоит —
Он расточит. А по какому праву?
Мне разве даром это все досталось,
Или шутя, как игроку, который
Гремит костьми да груды загребает?
Кто знает, сколько горьких воздержаний,
Обузданных страстей, тяжелых дум,
Дневных забот, ночей бессонных мне
Все это стоило? Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом,
Что я не знал желаний, что меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть.
Но сердце мне теснит Какое-то неведомое чувство.
Нас уверяют медики:лесть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел.
О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Главные и второстепенные герои
В драме «Скупой рыцарь», которую А. С. Пушкин написал в 1830 году, 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Барон и Альбер — отец и сын, вокруг их взаимоотношений строится сюжет. Остальных героев исследователи творчества А. С. Пушкина причисляют к второстепенным. Характеристики действующих лиц:
Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:
Мысль, что кто-то может покуситься на золото, вызывает у барона приступ ярости. Он не останавливается даже перед тем, чтобы из-за богатства погубить сына. Но судьба распоряжается иначе: поединок не состоялся, потому что вмешался герцог, а барон умер, одержимый страстью к деньгам.
Образ Альбера можно назвать положительным. Молодой человек ловок, силён. Он отчаянно сражается на турнирах, побеждает соперников, его любят дамы. Но юноша живёт на иждивении отца, своих денег у него нет. Для участия в турнирах нужны доспехи, шлем и конь, а чтобы появиться на пире, нужно иметь хорошее «платье». Купить всё это молодому человеку не на что, и его охватывает чувство безысходности. В отчаянии Альбер решается пожаловаться на скупость отца герцогу.
Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.
Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.
Краткое содержание
Пьеса начинается с того, что юный рыцарь рассказывает о своих проблемах оруженосцу Ивану. Юноша, принадлежащий к богатому и знатному роду, стеснён в деньгах, и это приводит его в уныние. Во время недавнего поединка он победил противника — графа Делоржа, а тот пробил шлем Альбера копьём. Вместо испорченных доспехов нужны новые, иначе рыцарь не сможет участвовать в турнирах.
Конь юноши тоже пострадал в поединке, а значит, нужен новый. Также молодой дворянин нуждается в платье. Ему нечего надеть на званый ужин, и он сидит в доспехах, а дамам говорит, что оказался здесь случайно. В беседе с оруженосцем Альбер говорит, что к победе его привела скупость отца, а не храбрость. Барон выделяет на содержание крохи, и молодой человек горько сетует на бедность.
Размышления старика о богатстве
А. С. Пушкин показывает старика в тот момент, когда он стоит рядом сундуками, наполненными золотом. Осталось немного добавить в шестой, чтобы в нём было доверху монет. Он любуется состоянием и сравнивает его с холмами, выросшими по приказу правителя, когда воины приносили и насыпали по горсточке земли. Пока барон смотрит на золото, он чувствует удовлетворение и превосходство, ощущает себя всемогущим. Деньги дают возможность повелевать людьми, заставлять их делать добро и зло. Старику не нужно подтверждения — «довольно сего осознанья».
У каждой золотой монеты, оказавшейся в сундуке, есть своя история. Один старинный дублон принесла вдова. Её муж погиб, а перед этим задолжал. Женщина, растившая троих детей, полдня рыдала под дождём, но так и не сумела разжалобить богача. Ещё одна монета досталась барону от проходимца и плута, который, вероятно, украл её у прохожего. Похожие истории есть и у остальных денег, но старого скрягу это не трогает.
Радость от обладания несметным богатством омрачается предчувствием скорой кончины. Скупой рыцарь понимает: жить ему осталось недолго. Он знает, что после смерти богатство достанется беспечному юноше. Барон всю жизнь терпел лишения, чтобы наполнить сундуки золотыми дублонами, и его гложет мысль о том, что сын пустит добро на ветер. Весёлые приятели, юные красавицы вмиг сделают так, что от богатства не останется и следа.
В рассуждениях скупец доходит до несбыточных фантазий. Ему хочется и после кончины охранять добро, но уже в виде бестелесного существа. «Сторожевою тенью» будет он кружить над сундуками, и никто не посмеет воспользоваться монетами. Старому барону не хочется умирать, но не потому, что он чувствует вкус к жизни или беспокоится о близких: ему жаль расставаться с накопленным золотом.
Кульминация и развязка
Альбер приходит к герцогу и рассказывает, как стыдно ему за свою бедность. Просьба молодого человека заключается в том, чтобы высокопоставленный господин образумил старого скрягу. Герцог вспоминает дни своей молодости и дружбу деда с бароном, который тогда тоже был молод. Благодаря трогательным моментам, всплывшим в памяти, герцог соглашается помочь молодому человеку.
Во время беседы герцог замечает в окне барона и просит Альбера спрятаться в другой комнате. Отец заходит в покои, и затем события разворачиваются следующим образом:
Высокопоставленный господин разгневан, он разнимает ссорящихся и выдворяет их прочь. Сердце барона не выдерживает, и он умирает. Герцог сокрушается об ужасном веке и таких же сердцах.
Проблематика, конфликт и композиция
«Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина посвящены человеческим порокам. Проводя анализ «Скупого рыцаря», можно заметить, что это произведение не стало исключением. В драме поэт показал силу разрушительного влияния человеческих страстей. Из-за скупости с героем происходят негативные изменения:
Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.
Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.
Жанр и художественное своеобразие
Жанр «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина — трагедия. Для драматических произведений характерно то, что главное действующее лицо умирает. Александр Сергеевич при создании трагедий старался исключить все малозначимые детали. Благодаря лаконичности описаний удалось раскрыть характер человека, для которого страсть к богатству затмила всё остальное. В этом и состоит идея «Скупого рыцаря» Пушкина. Другие «Маленькие трагедии» тоже раскрывают человеческие пороки, причём в каждом произведении показана отдельная страсть, но она очень подробно раскрыта.
Чтобы лучше понять и оценить художественное своеобразие трагедий А. С. Пушкина, их нужно не читать, а смотреть в виде театральных постановок. Это позволит глубже воспринять каждую деталь текста. Один из ярких образов — мрачный рыцарь, стоящий в тёмном подвале над сундуками с мерцающими монетами. Старика и пространство вокруг него освещает только тусклый свет свечи, который кажется волшебным. Зритель может представить, как «злодейство» заползает в подвал и облизывает старому барону руки.
Все образы, показанные в трагедии, отражают особенности времени, надолго остаются в памяти и вызывают гамму эмоций. Прочесть это произведение стоит всем, кто ещё успел этого сделать.