Что такое слагаемое и сумма в математике 4 класс
Конспект урока математики «Слагаемое. Сумма»
Тема: Слагаемые. Сумма.
Цель: познакомить с новыми математическими терминами «слагаемые», «сумма», проведения подготовительной работы к изучению темы «Задача»; развития мышления.
Уметь прибавлять и вычитать число
Понимать значение новых терминов
Синтез составлние примера к тексту
Анализ заданий,своей работы
Оценка значение нового материала
Регулятивные уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Познавательные стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Коммуникативные уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах.
Личностные организовывают исследовательское пространство.
1. Актуализация необходимых знаний
Сегодня на уроке проверим ваши знания по математике: знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать и решать задачи. Познакомимся с новыми математическими терминами.
2. Мотивация познавательной деятельности
У детей на партах лежат листы А4. По команде дети переворачивают листы и у кого на листах написаны цифры, выходят к доске.
Правильно ли построились ребята? Назовите соседей числа 3 Назовите предыдущее число по отношению к числу 7. Назовите следующее число числа 8.А теперь постройтесь, начиная с самого большого. (Дети построились)
У Саши было 6 игрушек, его Сестра подарила ему еще две. Сколько. Всего игрушек у Саши? (8)
На доске: 5+2=7, 3+2=5, 6+2=8. Учитель: Проверьте равенство. Прочитайте их по-разному.
— Эту запись ещё можно прочитать, используя математические термины. Прочитайте (ответа нет).
— Почему не получается? (Не хватает знаний)
— Значит, какая цель урока? (Познакомиться с новыми математическими терминами, узнать, как по-новому прочитать числовое равенство.)
Сколько книг вы видите на доске? (4) Прибавим еще 2. Сколько стало? Продиктуй равенство 4+2= 6. Прочитайте. Как называется действие?
4(1слагаемое) + 2(2 слагаемое) = 6 (сумма)
Можем прочитать так, 1 слагаемое 4, 2 слагаемое 2, сумма 6. Сумма чисел 4 и 2 равна 6.
Работа по учебнику.
Стр.86 (работа с рисунком)
– Сколько красных кубиков у девочки? Дети: Три. Учитель: Сколько синих кубиков у мальчика? Дети: Два. Учитель: Сколько всего? Дети: Пять. Учитель: как получили число 5? Дети: к 3 + 2 = 5. Учитель: Какие 2 числа мы прибавили? Дети: 3 и 2. Учитель: Назовите первое слагаемое. Дети: 3. Учитель: Назовите второе слагаемое. Дети: 2. Учитель: в результате сложения мы получили сумму. Сумма сложения равна 5. Слева тоже записана сумма. Это сумма – выражение. А справа сумма – результат. Сумма чисел 3 и 2 равна 5.
Как называются числа, которые складываются? Как называется результат?
Название чисел при сложении
Упражнения в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».
Работа в парах. Дети читают выражения друг другу. (Спрашиваю пару человек)
Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7.
Отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел» проводится по заданию 1 (с. 86 учебника, часть 1).
III. Формирование навыков счёта.
Ученики выполняют с комментированием задание 2 (с. 86 учебника).
Дети при комментировании читают выражения по-разному. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре». И т. д.
Один из учащихся читает задание 3 (с. 87 учебника). (Читают про себя и вслух)
– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? (Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.)
– Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.) (На доске обозначаем квадратиками(зелеными) книги, которые есть, другими(желтыми), которые подарили. Сколько желтых квадратиков? Сколько всего?
– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Сложение.) Почему так считаете? (Потому что книг у Васи стало больше.) (Записываю на доске под диктовку детей.) Прочитать.
А теперь открываем рабочие тетради. На стр. 32
Выполняем задание №2,3
Выдаю рожицы. Дети подрисовывают улыбки.
4. Подведение итогов
Вопросы: что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складываются? Как называется результат, полученный при сложении?
Сложение
Познакомимся со сложением.
Рассмотрим числовой ряд.
Числа идут слева направо, по порядку, как при счёте.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Посмотри на числовой ряд, по которому идёт заяц.
Какое действие выполняет заяц?
Прибавляет число 2.
К какому числу он прибавляет число 2?
К числу 4.
Наш зайчик стоит на числе 4 и думает, в какую сторону ему идти.
В какую сторону пойдёт зайчик?
Вправо, потому что у него на табличке знак +.
Сколько шагов вправо сделает заяц?
2, потому что ему нужно прибавить 2.
На каком делении остановится заяц?
На числе 6.
Когда прибавляем, становится больше.
Чем правее, тем числа больше.
4 + 2 = 6
Рассмотрим еще один пример.
Какое действие выполняет заяц?
Прибавляет число 5.
К какому числу он прибавляет число 5?
К числу 3. Мы поставили зайчика на число 3.
В какую сторону он пойдёт?
Вправо, потому что у него на табличке знак +.
Сколько шагов вправо сделает зайчик? 5.
На каком делении он остановится? На числе 8.
3 + 5 = 8
Как называются числа при сложении?
Первое слагаемое и второе слагаемое.
Результат называется суммой.
Представь части домика как слагаемые и сумму.
Как найти неизвестное слагаемое
Второе слагаемое неизвестно.
Рассмотри рисунок и догадайся, как его можно найти.
Нужно из суммы вычесть первое слагаемое.
Неизвестно первое слагаемое.
Как его можно найти?
Нужно из суммы вычесть второе слагаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Проверка сложения
Если из суммы двух слагаемых, вычесть одно из слагаемых, то получится второе слагаемое.
Именно эта связь между суммой и слагаемыми используют для проверки вычислений.
Например, 35 + 7 = 42.
Правильно ли произведено вычисление? Можно проверить так:
Перестановка слагаемых
Сделаем запись к рисунку.
3 + 2 = 5
Сделаем запись к этому рисунку.
2 + 3 = 5
Теперь рассмотрим обе записи к рисункам:
3 + 2 = 5
2 + 3 = 5
Мы заметили, что сумма в обеих записях одинаковая, хотя слагаемые мы записывали по-разному.
Это переместительный закон сложения, который гласит:
От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
Сочетательный закон сложения
1) Какие числа удобно сложить сначала, чтобы получился удобный способ? Числа 29 и 1.
Сумму чисел 29 и 1 возьмем в скобки.
37 + (29 + 1) = … (читаем: к 37 прибавить сумму чисел 29 и 1)
Решаем. Сначала выполним действие в скобках.
Вывод: два соседних слагаемых можно заменить их суммой.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Конспект урока по математике «Слагаемое.Сумма» (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Пылина Татьяна Владимировна, 40 группа, 4 курс
ТЕМА: слагаемые, сумма
— развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
— познакомить с терминами «слагаемое», «слагаемое», «сумма».
-создать условия для самопознания и самореализации;
-стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей.
-развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
-развивать познавательный интерес учеников.
-пробуждение познавательного интереса к учебному предмету;
-развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
-формирование навыков организации и сотрудничества с педагогами и сверстниками для решения общих задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (УУД):
-определение и формулировка цели своей работы;
-составление план и последовательности своих действий
-умение ориентироваться в своей системе знаний;
-умение находить нужную информацию в предложенном материале;
-умение добывать новые знания.
-взаимодействие с педагогом и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;
-умение работать в группе, в парах.
-формирование положительного отношения к учебной деятельности путем развития познавательных интересов.
МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Методы и приемы работы
Форма организации деятельности
Оборудование, дидактические средства
(П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать рассуждать
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
Учитель: Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики. А чему мы научились на уроках математики? (Ответы детей).
— А вот сейчас и проверим, чему же вы научились.
А) Задачки для смекалистых
-Сколько хвостов у 7 котов?
-Сколько носов у двух псов?
-Сколько пальчиков у двух мальчиков?
-Сколько ушей у 5 малышей?
-Сколько ушек у 3 старушек?
Б) Игра «Где мое место?»
(К доске вызываются 10 учащихся, каждый из которых получает карточку с числами от 1 до 10. Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски).
Учитель: Правильно ли построились ребята?
Учитель: Назовите соседей числа 3, 8, 5
Учитель: Назовите предыдущее число по отношению к числу 7,2,6
Учитель: Назовите число, следующее за числом 8,4
Учитель: А кто из ребят держит число, следующее за числом 3?
На 1 больше числа 5
предыдущее числу 9
на 2 меньше числа 4
— Молодцы, ребята. Вы многому научились на уроке математики. Хорошо знаете числовой ряд. А умеете ли вы считать?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись,
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
И работать продолжаем.
3. Изучение новой темы
Постановка темы и цели урока.
— Ребята, вы многому научились на уроках математики.
А чему бы вы ещё хотели научиться? (Ответы детей).
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
— Вы прослушали стихотворение. О чём оно? (Об именах).
Оказывается, у чисел тоже есть имена. Давайте поставим цель урока (узнать, как называются числа )
— Посмотрите ещё раз внимательно на ромашку. Что объединяет эти выражения? (Ответы детей)
— Действие сложение. (Открывается серединка у ромашки)
— Мы на уроке узнаем, как называются числа при …. ( дети добавляют) сложении.
Работа с учебником
— Откройте учебник на странице 86.
— Рассмотрим картинку. Кто на ней изображён? Давайте придумаем имена мальчику и девочке.
— Что они строят? Из скольких кубиков состоит башня девочки? Башня мальчика?
— Откройте тетради. Найдите число, рабочую строку и поставьте точку.
Продолжение работы по учебнику
— Посмотрите на движение рук ребёнка. Как вы думаете, что они хотят сделать со своими башнями? (Составить из двух одну)
-Можем ли мы записать это действие математически?
— Почему выбрали именно сложение? (Дети на картинке складывают)
— Итак, какое же действие запишем?
— Мы уже вспоминали, как такие выражения можно читать по-разному. Читаем вторым способом, используя слова «увеличить на…».
-В древнерусском языке слово «слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединяли слова, чтобы получить какие-либо произведения.
— Мы с вами на уроках математики тоже слагаем, соединяем числа. И числа эти получили свои имена! Кто догадается, какие?
Выполняют устный счет
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
-Читаем по учебнику название темы – слагаемые, сумма.
— Как же называются числа при сложении? ( слагаемые, а результат сложения- сумма)
— Возвращаемся к нашему выражению.
3+2=5- вывешивается табличка
— Сколько чисел складываем? Назовите их.
— Как мы теперь их будем называть?
— А что же такое 5? Это сумма.
(Хором проговариваем выражение, называя компоненты).
4. Закрепление изученного
— Что изображено на первом рисунке? (кружочки)
— Какие кружочки? (синие и жёлтые)
— Какой вопрос поставим, рассматривая рисунок? (Сколько всего кружочков?
— Аналогичная работа со вторым рисунком
2.Работа в тетради на печатной основе – стр 32 №1
— Внимательно посмотрите на числовые выражения. Что их объединяет?
— Во всех выражениях выполняется действие сложения.
— Прочитаем задание к упражнению. Читаем первое выражение, называя числа новыми именами. Выполняем упражнение с комментарием.
№2 – самостоятельно. Проверяем в парах.
Выполняют задания учителя
-Какие математические термины вы сегодня узнали?(слагаемые, сумма)
-Что называется слагаемым? (числа, которые складываем)
-Что называем суммой? (ответ и выражение)
Подводят итоги урока
— Ребята, давайте оценим свою работу. Кому на уроке было комфортно, всё понятно, получили новые знания- рисуем улыбающееся солнышко;
— кому не совсем понятно, кто затруднялся- солнышко, но оно не улыбается
— кому трудно было на уроке- тучку.
Оценивают свою работу на уроке
Как бы вы оценили свою работу?
6.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ УЧИТЕЛЕМ
— Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Урок окончен.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Задания к экзамену по математике для обучающихся СПО
Сценарий урока по формированию финансовой грамотности «Юный финансист»
Контрольная работа по математике для 3-х классов
Ктп математика 4 класс
Рабочая программа по математике 3 кл Школа России
КТП по математике 6 класс
Статья на тему «Методика использования упражнений на сравнение и классификацию как средство развития логической культуры младших школьников»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5417256 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Свойства сложения и вычитания
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Свойства сложения
Сложение — это арифметическое действие, в котором единицы двух чисел объединяются в одно новое число
Для записи сложения используют знак «+» (плюс), который ставят между слагаемыми.
Слагаемые — это числа, единицы которых складываются.
Сумма — это число, которое получается в результате сложения.
Рассмотрим пример 2 + 5 = 7, в котором:
При этом саму запись (2 + 5) можно тоже назвать суммой.
Сложение двух чисел можно проверить вычитанием. Для этого вычитаем из суммы одно из слагаемых. Если разность окажется равной другому слагаемому — сложение выполнено верно.
Впервые мы сталкиваемся со свойствами сложения во 2 классе. С каждым годом задания усложняются, и появляются новые правила и законы. Рассмотрим свойства сложения для 4 класса.
Свойства вычитания
Вычитание— это арифметическое действие, в котором отнимают меньшее число от большего.
Для записи вычитания используется знак «-» (минус), который ставится между уменьшаемым и вычитаемым.
Уменьшаемое — это число, из которого вычитают.
Вычитаемое — это число, которое вычитают.
Разность — это число, которое получается в результате вычитания.